Лев Мадорский: Он входит в первую сотню

Loading

В Москве было запрещено исполнение Первой симфонии Альфреда Шнитке. Каким-то непостижимым образом власти обнаружили в музыке композитора, как позже напишут в прессе: «… неуважение к простым советским людям». Израиль Борисович нарушил запрет и с большим успехом исполнил симфонию со своим коллективом.

Он входит в первую сотню

К 100-летию со дня рождения Израиля Борисовича Гусмана

Лев Мадорский

«При Гусмане Москва стала музыкальным пригородом Горького»
Дмитрий Шостакович

Израиль Борисович Гусман
Израиль Борисович Гусман

Узнал о юбилейной дате выдающегося дирижёра и вспомнил приятеля юности, студента института им. Гнесиных, трубача Яшу Парадиза. Яша на третьем курсе начал работать в джазе Утёсова и перевёлся на заочное отделение. Перед отъездом джаза на гастроли в Японию Парадиз сболтнул по пьянке в компании, что собирается стать невозвращенцем. Кто-то донёс и в результате Яшу не только уволили из джаза, но и отчислили из института. Ни один оркестр не брал его на работу. Взял только в симфонический оркестр Горьковской филармонии Израиль Гусман. С тех пор я ходил почти на все концерты оркестра в Москве. Меня поражало дирижёрское мастерство Израиля Борисовича, его страстная, темпераментная и, одновременно, до тонкостей продуманная манера исполнения…

Уходят годы и люди, даже самые талантливые и значительные, исчезают за горизонтом, растворяются в тумане времени, стираются из памяти. Сегодня выдающегося российского дирижёра Израиля Борисовича Гусмана вспоминают редко. Если только в его родном Нижнем Новгороде. Жаль. Он, согласно некоторым оценкам, наряду с Александром Гауком, Николаем Головановым, Евгением Родждественским, Евгением Мравинским входит в число 100 лучших оперно-симфонических дирижёров России-Советского Союза. Вообще, цифру 100 в отношении Израиля Борисовича, которому в этом году исполнилось бы 100 лет, можно повторить не один раз. Его имя среди 100 самых известных евреев. Думаю, что, Гусмана можно внести и в гипотетический список 100 известных российских евреев, которые во время «Иосифа Грозного» избежали ночного звонка в дверь и гулаговских лагерей.

В отношении Израиля Борисовича, сына «врага народа» такое развитие событий легко представить, так как он был человеком не только талантливым, но и смелым. В 1961 году дирижёр согласился первым исполнить с симфоническим оркестром горьковской филармонии 13-ю симфонию находящегося в опале Д. Шостаковича, на слова поэмы «Бабий яр» Е.Евтушенко. Еврейская тема была не в почёте и многие певцы, опасаясь преследований власти, отказались выступать. До последнего дня существовала опасность, что премьера будет запрещена. Во время концерта вокруг московской консерватории дежурила конная милиция. Позже исполнение симфонии всё же запретили, но, несмотря на запреты, коллектив оркестра под руководством Гусмана дал ещё несколько концертов в небольших залах.

Похожая история повторилась в 1974 году, когда в Москве было запрещено исполнение Первой симфонии Альфреда Шнитке. Каким-то непостижимым образом власти обнаружили в музыке композитора, как позже напишут в прессе: «… неуважение к простым советским людям». Израиль Борисович нарушил запрет и с большим успехом исполнил симфонию со своим коллективом. Все билеты были проданы. На концерт приехали слушатели не только из Москвы, но и даже из Ленинграда.

Израиль Гусман и Ростропович
Израиль Гусман и Ростропович
Израиль Гусман и Эмиль Гилельс
Израиль Гусман и Эмиль Гилельс

Детство, юношеские годы

Изя (так звали Израиля в детстве) родился 18 августа 1917 года в еврейской, интеллигентной, ассимилированной семье в Нижнем Новгороде. Вскоре после Октябрьской революции семья Гусманов переехала в Москву, где отец, Борис Евсеевич Гусман, известный музыкально-театральный критик, стал работать заведующим репертуарной частью Большого театра. О детских годах Изи мы знаем мало, но известно, что папа с ранних лет стал брать мальчика на спектакли Большого театра и уже тогда малыш заявил, (приходит на ум Генрих Шлиман, в 8 лет решивший раскопать гомеровскую Трою), что хочет стать дирижёром.

В 1931 году музыкально одарённый мальчик окончил музыкальное училище им. Гнесиных, а 1937 году поступил на военно-дирижёрский факультет московской консерватории. В то время только формировалось обучение профессиональному дирижированию, так как раньше в России дирижировали композиторы (А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков, Э. Направник) или самоучки (Н. Голованов, С. Кусевицкий, А. Пазовский). Замечательный дирижёр-самоучка Николай Голованов стал первым педагогом Гусмана. Именно у Николая Семёновича Гусман перенял монументальность в исполнительных трактовках, а также стремление (это нравилось далеко не всем музыкантам) активно вмешиваться в авторский текст.

Уже в годы учёбы Израиль играл на гобое и на ударных в оркестре музыкального театра им. Немировича-Данченко, а позже в оркестре московской филармонии. В 1938 году в семье происходит страшное событие — был арестован и вскоре погиб в лагерях Борис Евсеевич Гусман.

Возвращение в Нижний Новгород (Горький)

В 1957 году Гусман возвращается в Нижний Новгород (с 1932 по 1990 г.г. Горький) и до 1987 года, с небольшими перерывами, возглавляет симфонический оркестр горьковской филармонии и преподаёт дирижирование в консерватории. Дирижёрскому мастерству у Израиля Борисовича учились М. Ростропович и В. Спиваков.

При Гусмане оркестр становится одним из лучших симфонических коллективов страны. Новый дирижёр — инициатор многих новаций. Это еженедельные субботние концерты, а также летние открытые концерты на берегу Волги. Кроме того, при Израиле Борисовиче в 1962 году начались и продолжаются до сегодняшнего дня ежегодные фестивали «Современная музыка». На эти фестивали дирижёр приглашал в качестве солистов самых выдающихся музыкантов, как советских (Э. Гилельса, Д. Ойстраха, М. Ростроповича), так и зарубежных.

Оркестр филармонии впервые исполнил не только 13-ю симфонию Шостаковича и 1-ю симфонию Шнитке, но и 11-ю и 12-ю симфонии Шостаковича, ораторию Свиридова, концерты для скрипки с оркестром и для виолончели с оркестром Т. Хренникова, многие другие современные произведения. Любопытно, что 12-ю симфонию Шостаковича горьковчане услышали ещё до издания нот: музыканты играли по фотокопии партитуры. Не случайно Дмитрий Дмитриевич Шостакович сказал в одном из своих выступлений, что «… Москва стала музыкальным пригородом Горького».

Перерыв в работе дирижёром ниженовгородской филармонии, о котором я упомянул, состоялся в 1963-64 г.г. из за разногласий с директором филармонии. В подобных случаях Гусман не вступал в спор, а закрывал дверь с другой стороны. В эти годы Гусман дирижировал в Большом театре (оперы «Пиковая дама», «Борис Годунов», некоторые другие) и, как приглашённый дирижёр, выступал с крупнейшими симфоническими коллективами СССР (Государственным оркестром, Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения, оркестром Ленинградской филармонии, государственными оркестрами Украины и Белоруссии).

Последние годы

Не всем была по душе смелость и решительность дирижёра. В 1987 году против Гусмана началась спровоцированная властями компания травли. Израиль Борисович находит свойственный его характеру выход: пишет заявление об уходе. В Москве в это время открывается детский музыкальный театр под управлением Н.И. Сац и он занимает место главного дирижёра. Когда в 1989 году травля прекратилась, Гусман вернулся в Нижний Новгород и снова был принят в консерваторию, где преподавал до 1995 года.

Умер Израиль Борисович в Нижнем Новгороде 29 января 2003 года. Похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. Узнав о смерти Гусмана, знаменитый российский пианист Владимир Крайнев написал:

«Слова утешения бессмысленны. Но пусть звучит музыка, как молитва, которая устремляется ввысь, туда, где обитает его душа, бессмертная и неповторимая».

11.06.2004 в Нижнем Новгороде на стене дома номер 6 по улице Варварская была установлена мемориальная доска в память Израиля Борисовича Гусмана.

Летом-осенью 2017 года Нижегородская филармония проводит серию концертов, посвящённых 100-летию выдающегося музыкального деятеля.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Лев Мадорский: Он входит в первую сотню

  1. И вам спасибо, Ефим, Юрий и Лазарь за тёплые слова. Завидую Вам, Лазарь, что Вы лично общались с этим замечательным человеком и музыкантом. Мне было очень приятно узнать, что в Нижнем Новгороде его помнят.

  2. Замечательный человек! К стыду своему, вероятно никогда бы не узнал о нем, если бы не эта Ваша статья. А ведь многие из тех, кто выступал с ним и из тех, кто учился у него, прославлены во многих странах и на многих континентах. Вы просто молодчина, Лев!

  3. С большим волнением прочитал очень тёплое посвящение памяти И.Б.Гусмана. Мне довелось посещать его концерты, когда он в течение нескольких лет был гл. дирижёром Харьковского филармонического оркестра. С друзьями ( одарённым композитором Мариком Карминским и театроведом Виктором Дубровским, позже — многолетний завлит театра им. Маяковского) мы посещали все его выступления и в тесном (старом ) здании филармонии и на прекрасной летней площадке в саду Шевченко. Личное знакомство с Изей Гусманом позволяло нам (он был старше нас, а мы — почти ровесниками) и неформально общаться, особенно после концертов. Он был не только общепризнанным маэстро. Общительный, весёлый, интеллектуал чистой пробы, без тени снобизма или заносчивости. Запомнились две наши общие ресторанные посиделки: одна после «Пер Гюнта», вторая после «Вальсов Штрауса». Оба концерта прошли «на ура», с многократным бисированием (на это И.Г. был очень щедр), особенно «Танец Анитры». Фотографии в Вашем тексте напомнили мне его таким, каким знал его в те ой какие далёкие времена. Никого из названных уже нет в живых. Доживаю и храню память. Большое спасибо.

Добавить комментарий для Л. Беренсон Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.