Исраэль Дацковский: Комментарии Торы. 5.2 Ваэтханан

Loading

Изложение Торы довольно ясно говорит, что Десятисловие было высказано Тв-рцом напрямую всему народу, а весь остальной блок Учения был изложен Тв-рцом только Моше, и уже он передавал его народу.

בס״ד

Комментарии Торы

5.2 Глава Ваэтханан

Исраэль Дацковский

5.2.1

В мольбе Моше о входе в Страну имеется немало странного. Во-первых, Моше знает пути управления Тв-рца на предельном уровне, доступном человеку еще этого мира. Творец на просьбу показать Его пути сказал: «… ты увидишь Меня сзади …» (стих 34:23 недельной главы Ки Тисса книги Шмот). То есть Моше понимает смысл и последствия происшедшего. Значит, когда он и Аарон получили приговор: «… не введете вы общества этого в землю, которую Я дал им.» (стих 20:12 недельной главы Хуккат книги Шмот 20:12), он понимал смысл, причины и справедливость приговора (если вообще считать это приговором за некоторое нарушение, а не внешним поводом к передаче полномочий от Моше к Йошуа, от Аарона к Элазару). И вопрос не в том, что стоит молиться Тв-рцу даже после объявления приговора (как разъясняет РАШИ). Наши мудрецы разъяснили нам, что для усиления авторитета и власти Йеошуа именно он, а не Моше должен руководить завоеванием Страны с самого начала, уже руководя переходом через Иордан. Йеошуа должен был сменить Моше на посту руководителя народа еще на восточном берегу Иордана. Существуют мидраши о том, что Моще был согласен перейти Иордан и в качестве рядового (оставим в стороне мидраш о возможном переходе Моше через Иордан в качестве домашнего животного — у животного из-за отсутствия человеческой души нет возможности выполнять заповеди, да и душа человека не может переселяться в животное — ей просто некуда переселяться именно из-за принципиального отсутствия у животного места для высокостоящей и высокоразвитой человеческой души). Но Моше не может быть рядовым, он не может остаться в стане или перейти Иордан после того, как Йеошуа принял власть.

С другой стороны наши мудрецы разъяснили нам, что для Моше была уготована великая награда по мере суда. Он был среди очень немногих великанов духа, кто мог стоять в мере суда, не прибегая к мере милосердия. Но мера строгого Б-жественного суда не позволяла переход Моше в Страну и Тв-рец, по сути, объяснил Моше, что тому не стоит понижать планку, переходя к мере милосердия для хоть кратковременного входа в Страну.

Все так. И все же Моше молил о переходе, только чтобы посмотреть. На самом деле — не посмотреть. Страну он видел (стих 3:27 в нашей недельной главе и стих 34:1 в недельной главе Зот аБраха). Моше явно не просил продолжения физической, биологической жизни. Моше молил об алие, о факте подъема в Эрец Исраэль. Неужели этот факт в глазах Моше был столь велик, что он был согласен на уменьшение награды (при переходе с меры суда на меру милосердия)? Тв-рец не согласился на уменьшения «заработка» Моше. Но этот эпизод показывает нам великую ценность алии и проживания в Стране. Однако, заповеди алии нет в списке заповедей. Есть заповедь заселения Страны (hитъяшву́т баэ́рец Исраэ́ль). Мудрецы задались вопросом о том, сколько шагов человек должен пройти по земле Страны (то есть, вернуться домой) прежде, чем припасть к ней губами. И ответили — четыре амы (около двух метров). Они имели ввиду не туриста, а возвращающегося в Страну на постоянное проживание. У этой заповеди нет меры — даже недолгое ее исполнение (повторим — не с «туристическими» мыслями, а приезд навечно) — уже полноценное исполнение. И Моше просил Тв-рца именно о проходе этих четырех амот по Стране. И прекратил просьбы, когда понял, что такое разрешение Тв-рца ослабит власть Йеошуа и тем самым принесет вред народу.

5.2.2

Стих 3:27: «Взойди на вершину Писги и взгляни глазами своими на запад и на север, и на юг, и на восток … » вызывает вопрос. Полукруг зрения от линии на север через запад до линии на юг понятен — Моше осматривает Страну в ее минимальных, в соответствии с главой Масъей или даже больше — включая сегодняшний треугольник Негева до Эйлата. Но зачем смотреть на восток? Ведь Моше стоит около Иордана на его восточном берегу примерно напротив Йерихо. И смотреть на восток особенно не зачем. Осмотр земли Моше упомянут также в стихе 27:12 недельной главы Пинхас книги Бемидбар.

На этот вопрос можно привести два ответа.

Первый — Моше осматривает земли, выделенные им коленам Реувена, Гада и половине Менаше. Ответ слабый. Моше эти земли хорошо осмотрел и когда завоевывал их у Сихона и Ога, и когда выделял их этим коленам. А ему Тв-рец явно предлагает осмотреть земли, в которых Моше не бывал.

Значит, второй ответ. Моше осматривает будущую, оставленную до конца времен территорию Страны «до реки Прат» (до Евфрата, всю современную Иорданию и пол-Ирака). Тогда нет необходимости сейчас определять северную, западную и южную границы будущей Страны, так полукруг зрения от севера через запад до юга включает как минимальную, так и максимальную Эрец Исраэль и нам достаточно было объяснить смысл этого сектора взгляда Моше через Страну минимального размера.

5.2.3

В стихах 4:41-43 сказано, что Моше выделил три города — убежища в Заиорданье. Еще три города — убежища Йеошуа позже выделит в границах святости. И там же, в Стране будут выделены левитам 42 города, которые все будут городами — убежищами. Левиты не получили городов в Заиорданье, то есть густота городов — убежищ там была существенно ниже, чем в Стране. Отсюда можно выучить принцип, что на присоединенных землях («где ступит ваша нога», недельная глава Экев книги Дварим (11:24)) устанавливаются города — убежища, но не возникают города левитов. Сегодня это означает, что на территориях, принадлежащих Израилю, но не входящих в описание «малой Эрец Исраэль» (по недельной главе Масъэй книги Бемидбар) необходимо выделить три города — убежища в Негеве между Беер Шевой и Эйлатом (возможно сам Эйлат). Похоже, что на каждом большом участке завоеванной территории «нормального размера» нужно выделять три города — убежища.

5.2.4

Приговор Тв-рца о запрете входа в Страну Моше и Аарон получили в месте, названном Мей Мерива́ за «избиение» скалы вместо разговора с ней (, стих 20:13 недельной главы Хуккат книги Бемидбар). В том же эпизоде (стих 20:28) сообщается о смерти Аарона. Однако дважды, в недельных главах Дварим и Ваэтханан книги Дварим Моше возвращается к этому наказанию (кроме знаменитого начала недельной главы Ваэтханан). Оба раза Моше обвиняет народ в этом своем «наказании» и оба раза фраза о претензиях и сожалении о запрете Тв-рца войти в Страну следует за рассказом об эпизоде, случившемся с евреями в пустыне, но в котором приговора Моше не было. Формальный анализ текста показывает, что обе фразы обвинения — сожаления формально же независимы от рассказанного перед ними эпизода и внутри фраз нет однозначной ссылки на эпизод, но стиль рассказа выводит слушателей на мысль, что именно в рассказанном эпизоде как кроется причина приговора, так и был произнесен сам приговор.

Первая из этих фраз — из недельной главы Дварим и произнесена после повторного рассказа о грехе разведчиков (первый рассказ приведен в недельной главе Шлах книги Бемидбар). Стих 1:37 говорит: «И на меня (иврит: гам би) прогневался Г-сподь за вас …» Предлог «и» и слова «за вас» связывают эту фразу с предыдущим рассказом, но формально вся фраза может быть прочитана как отдельная, независимая фраза.

Вторая фраза — стих 4:21 из этой недельной главы. Этот стих после рассказа о даровании Торы на горе Синай говорит: «И Г-сподь прогневался на меня за слова ваши …». Опять те же два ударения (предлог «и» и уточнение «за слова ваши») и опять формальная несвязанность этого стиха с предшествующим ему эпизодом.

5.2.5

Один из эпизодов, когда Моше излагает мысли, противоречащие сказанному в Торе ранее, встречается и в этой главе. В стихе 5:5 Моше странно объясняет почему евреи не поднимались на гору Синай во время Откровения: «… ибо вы боялись огня и не всходили на гору …». А в недельной главе Итро книги Шмот причины почему народ не поднимался на гору изложены иначе. Стих 19:12 говорит: » И проведи [обращение Тв-рца к Моше] границу для народа кругом, говоря: берегитесь восходить на гору и прикасаться к краю ее. Всякий, кто прикоснется к горе, должен умереть».

5.2.6

Стихи 4:27-29: «И рассеет вас Г-сподь по народам … . И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня … . Оттуда искать станешь Г-спода, Б-га твоего … .» тоже оставляют вопрос. Некоторые народы мира создали довольно сложные интеллектуальные религии, изучение которых в полноте их документов является достаточно интересным, интеллектуальным, творчески наполненным занятием, хорошо заполняющим жизнь до предела даже у наиболее интеллектуально развитых людей. Для тех, кому этого мало (или вместо этого) гои создали прекрасные, способные целиком и полностью заполнить душу даже лучших представителей человечества науку, искусство и водрузили поверх них философию (им же нужно было заменить Тору чем-то действительно высоким, интересным, захватывающим всего человека — тут примитив не смог бы удержаться). Но тогда как и зачем человек, с детства лишенный даже мельчайшего представления о Тв-рце и о его Торе (в понятиях иудаизма — пленный младенец), может начать искать Тв-рца? Но Тора написала, что начнет искать. Значит, параллельно с неуничтожимостью еврейского народа в рассеянии, Тв-рец вмонтировал в конструкцию этого мира и потенциальную неудовлетворенность еврея, даже ничего не знающего о своем еврействе и его значении для него лично, тем, чем гои вполне наполнят свои даже наиболее высокие души. И еврею этого окажется мало. Он начнет искать более глубокие основы мира и неизбежно выйдет на Тв-рца. А Тв-рец поможет таким ищущим основы мира, хоть чуть-чуть, но приоткроется (никто не ищет Тв-рца, если о нем изначально не знает — ищут именно основы мира, а находят Тв-рца). И после Его приоткрывания уже станет невозможно уйти от познания Тв-рца на всех Его путях (во всех Его проявлениях).

5.2.7

Тора в Книге Дварим трижды упоминает в качестве последствий греха народа службу дереву и камню (в стихах 4:28, 28:36 и 28:64). Причем, только в стихе 4:28 эта угроза несколько расшифрована: «И будете там [«между народами, куда уведет вас Г-сподь», стих 4:27] служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня …». В стихах 28:36 и 28:64 упоминается служба «божествам иным — дереву и камню». Имеется комментарий о том, что под деревом и камнем имеется в виду христианство (поклонение выполняется деревянному кресту) и ислам (вроде бы как поклонение осуществляется камню в Мекке), причем перечисление (сначала дерево, затем камень) упоминает этих богов в порядке возникновения — ислам возник примерно на 6 веков позже христианства. Мы, не предлагая другую версию и не найдя объяснение аж трехкратному упоминанию «дерева и камня», отметим слабость приведенного комментария.

Во-первых, Тора в рассматриваемом аспекте на упоминает металл (а много идолов изготавливались из драгоценных металлов, меди и бронзы) и глину (по мидрашу Авраам перебил в магазине идолов Тераха именно глиняных идолов).

Во-вторых, не удается это свести это утверждение Торы к силам природы — там ветры и особенно вода должны были бы занять подобающее им место.

В третьих, как мусульмане поклоняются не примитивному камню, а гораздо более сложному, универсальному и невидимому Аллаху (еврейские мудрецы относят ислам к монотеистической религии, а не к идолопоклонству), а христиане поклоняются отнюдь не деревянному кресту (который является их символом веры, но не самим божеством), а сыну Б-жьему, хотя как построение святой троицы, так и обилие святых (как покровителей географических мест, видов работ и стихий, к которым нужно обращаться за помощью), да еще и поедание плоти их божества (хлеб) и питье его крови (вино) уж очень смахивает на идолопоклонство (хотя среди мудрецов Израиля имеются на этот счет разные мнения, причем, европейские мудрецы, жившие среди христиан и вынужденные заботиться о выживании общин, считают, что христианство — не идолопоклонство, а отдаленный от Европы РАМБАМ, живший в среде мусульман и потому более свободный в оценке христианства, считает эту регилию идолопоклонством).

А свести это утверждение Торы к относительно древним идолам других народов — значит сильно сократить универсальность и вневременность Торы, хотя много конкретных ее рассказов (о праотцах, о Египте) относятся к давно прошедшим временам). Нам трудно отнести к прошедшим эпохам столь общее указание о наказании за грехи народа, но его расшифровка применительно ко многим эпохам или хотя бы к нашему времени ускользнула от нас.

Отметим, что дерево и камень вместе уже встречались нам в виде сосудов в стихе 7:19 в недельной главе Ваэра книги Шмот при описании первой египетской казни и в комментарии на ту главу мы привели объяснение смысла этой пары для тех условий.

5.2.8

В нашей главе имеется странное смешение единственного и множественного числа при обращении Моше к народу. Стих 4:5 говорит: «Смотри [ед. число], учил я вас [мн. число] …», что похоже сначала на обращение к каждому еврею или, что менее очевидно, к народу как к единому целому, а далее обращение Моше переходит на форму обращения ко многим отдельным людям. Стихи 4:7 и 4:8 обращены к народу как к единому целому. А стих 4:9 опять переходит на обращение скорее к личности, чем к народу как к единому целому, хотя и может быть прочитан как обращение к народу. Стихи 4:11 и далее опять возвращаются к обращению во множественном числе о стоящих у горы Синай, хотя из стихов 19:1,2 недельной главы Итро книги Шмот (начавших изложение во множественном числе, а закончивших в единственном: «и расположился там Исраэль против горы.» РАШИ в комментарии на этот стих делает вывод о единстве народа).

Значит, мы имеем дело с трехступенчатой конструкцией: личность (ед. число) — масса людей еврейского народа (мн. число) — еврейский народ в целом (возврат к ед. числу). И рассматривая поведение евреев, нужно обязательно учитывать все три уровня, они все разные и требуют отдельного анализа для каждого уровня.

5.2.9

Широко известно, что народ слушал напрямую от Тв-рца только две заповеди из Десятисловия, а затем, не выдержав напряжения явного раскрытия Тв-рца, попросил Моше слушать Тв-рца (раз уж Моше выдерживает явное Раскрытие) и передавать народу Его слова.

Однако текст Торы оставляет несколько другое ощущение.

Недельная глава Итро в книге Шмот. Сначала излагается Десятисловие (стихи 20:1 — 17), о народе в стихе 20:18 лишь сказано: «… и как увидел народ [«громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящуюся», опустим здесь обсуждение того, как можно видеть звук шофара], они вздрогнули и встали поодаль». От единства («увидел народ»), испугавшись, перешли к разрозненному множеству («вздрогнули и встали поодаль»). Но в прямом тексте Торы нет информации о том, что в середине изложения Тв-рцом Десятисловия (после второй заповеди) народ вступил в переговоры с Моше и Тв-рец изменил форму трансляции Своих слов. Только после окончания Десятисловия народ в стихе 20:19 народ попросил Моше передавать им слова Тв-рца, только в стихе 20:22 Тв-рец перешел на беседу с Моше.

Наша недельная глава. Моше в стихе 5:4 утверждает: «Лицом к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из среды огня …» — похоже на прямое обращение Тв-рца к народу. Но продолжение этого стиха противоречит его началу: «… а я стоял между Г-сподом и вами в это время, чтобы пересказать вам слово Г-сподне …» — теперь похоже, что Моше передавал народу слова Тв-рца (хотя слова Моше «я стоял … чтобы пересказать» можно трактовать и как готовность Моше пересказывать Слова, но не как факт самого пересказа), но опять — все Десятисловие, без изменения формы трансляции в середине изложения. Стих 5:19 опять возвращает нас к прямому обращению Тв-рца к народу: «Слова сии изрек Г-сподь всему собранию вашему … голосом громким и более не продолжал …». Дальнейшие стихи излагают просьбу народа к Моше (народ представлен множественным числом), чтобы он слушал Тв-рца и передавал Его слова народу.

То есть изложение Торы довольно ясно говорит, что Десятисловие было высказано Тв-рцом напрямую всему народу, а весь остальной блок Учения был изложен Тв-рцом только Моше, и уже он передавал его народу.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.