Белла Езерская: Дюнкерк – это где?

Loading

О том, что вся Европа уже лежала под гитлеровским сапогом, они не знали. Они понятия не имели, где этот Дюнкерк находится. Думаю, что и на Западе эта тема никого особенно не вдохновляла: кому охота снимать фильм о поражении?

Дюнкерк — это где?

Белла Езерская

«Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать».
Борис Пастернак

В этом наивном вопросе нет ничего удивительного: для советских людей война с Гитлером началась 22 июня 1941 года, и проходила исключительно на Восточном фронте. Мы знаем (или думаем, что знаем) свою собственную историю: Сталинград, Курская дуга, битва под Москвой. Советские романы и фильмы о войне были исполнены героизма и презрения к смерти. О войне в мрачных тонах писать было нельзя. Ранняя, автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» была раскритикована за то, что ее герой признался, что дрожал от страха во время артобстрела и молился, чтобы его миновал осколок. Пройдите из конца в конец военную галерею во Дворце Инвалидов в Париже — вы не найдете ни единого упоминания о войне1812 года! Не было такой войны, не было позорного бегства Наполеоновской армии из России. О том, что происходило в Европе с 1939 по 1940 достоверно знал только товарищ Сталин, но он не доверял сведениям военной разведки. Пакт Риббентропа-Молотова был преподнесен советскому людям как победа сталинской мирной политики. Россияне облегченно вздохнули: слава Богу, войны не будет. О том, что вся Европа уже лежала под гитлеровским сапогом, они не знали. Они понятия не имели, где этот Дюнкерк находится. Думаю, что и на Западе эта тема никого особенно не вдохновляла: кому охота снимать фильм о поражении? Кристофер Нолан был первым, кто решился высказать по этому поводу «особое мнение» Это было волевое решение, потому что он понимал, что его фильм заденет многих, и в том числе россиян, у которых появится много поводов для сравнения в свою пользу: подумаешь, герои, 82 мили, а вот мы в Одессе в 1941… И все в таком же духе. Да что говорить о россиянах, если возвратившиеся на родину герои наутро прочитали в газетах, что эта беспримерная операция, из которой они чудом вышли живыми, всего лишь … локальный эпизод!

Вкратце история Дюнкерка такова. В 40-х годах немцы, прорвав линию Мажино, погнали Британский экспедиционный корпус и союзные французские и бельгийские войска к французскому порту Дюнкерк. Город был засыпан листовками: «Вы окружены, сдавайтесь!». На золотом пляже расположилось около полумиллиона голодных, измученных солдат. Время от времени в безоблачном небе появлялись два немецких самолета. Они пикировали и поливали вжавшихся в землю людей свинцовым дождем. Немцы улетали, те, кто мог подняться, поднимались, остальные оставались лежать. Нолан впервые в кино снял войну без крови, без оторванных конечностей, но не менее жестокую. В этой войне нет места подвигам, а есть место страстному желанию выжить. Британцы считают Дюнкерк победой, французы — поражением и предательством. Война, которую показал Кристофер Нолан это Катастрофа, которую удалось избежать с относительно малыми — 100 тысяч — людскими потерями. Главное было спасение людей. Оружие и оборудование бросали. Большие корабли, присланные для эвакуации, легко становились мишеням — от них отказались. Черчилль распорядился, бросить рыболовецкие, промысловые и прочие суда на эвакуацию солдат — на них немцы жалели тратить бомбы. Операция называлась «Динамо» в ней участвовали только добровольцы. Одного из них, элегантного пожилого британца, который с сыном прибыл на своем катере в зону спасения, играет Марк Рэйленс

Герои Нолана — обыкновенные люди, подверженные всем человеческим слабостям: панике, трусости, подозрительности, несдержанности и ксенофобии, (кстати, исторически отличавшей отношения англосаксов и французов). Но они, же порой проявляют чудеса храбрости, не ордена ради, а собственной совести. Вот двое солдат, бегом несущие носилки с раненым. Оператор долго снимает эту пробежку по пляжу, лазание по судну под обстрелом. Кажется, что они бросят сейчас эти проклятые носилки — судно вот-вот отходит. Но они в последнюю минуту проносят свою ношу по хлипкой жердочке на корабль, где их встречают громом аплодисментов, как героев! В фильме нет главных героев, но действующие лица ключевых эпизодов проходят через весь фильм. Парня с носилками зовут Томми (Фион Хайтхед). Адмирал, управляющего операцией с суши — импозантный Кеннет Брана. Английского летчика, виртуозно отстреливающего немецкие самолеты, блестяще играет Том Харди, узнаваемый даже в пилотной маске. Актеры выполняют свои роли классно, но играть им собственно нечего: на весь фильм едва наберется несколько страничек текста. «Дюнкерк» — не фильм длинных диалогов, а фильм действия

Сюжетно фильм распадается на три части: первая — солдаты в Дюнкерке на пляже. Вторая — бой в воздухе — Британская авиация прикрывает отходящие суда. Третья — морская, когда в корабль попадает бомба и спасатели тонут вместе со спасаемыми. Фильм идет один час 20 минут, но порядком изматывает. Каждая часть жестко хронометрирована: первая занимает неделю, вторая — день, третья — час. За семь дней удалось переправить 338. 226 человек. Массу. Народ. Армию. Нолан неохотно пользуется компьютерной графикой, находя ей альтернативу. Для изображения солдатской массы он заготовил контуры солдат, издали они создают полное впечатление людской массы. В нем нет женщин, если не считать мельком показанных медсестер на санитарном судне. Странный фильм — без крови и врагов кроме двух немецких летчиков.

Зритель любит военное кино, с известными актерами и спецэффектами. Рожденный через 30 лет после войны Нолан сделал войну своей биографией. Со спецэффектами у него все в порядке. Они держат зрителей в постоянном напряжении, когда на них вдруг обрушивается девятый вал или вокруг загорается море. Нолан просто переселяет зрителя под немецкие пули и бомбы. Я по опыту знаю это ощущение: в войну мне, 13-летней, пришлось пережить бомбардировку эшелона с беженцами стоящего на мосту через Днепр.

Наиболее эффектные части фильма Нолан снимал дорогой элитной камерой 1МАХ. Все крупные истории фильма сняты на 70 — метровой пленке. Это безусловно заслуга оператора Хойте ванн Хайтема и Нэйтана Краули — художника— постановщика

У Кристофера Нолана десять фильмов и столько наград, что на их перечисление ушла бы вся отведенная мне площадь: Помни», «Бессонница», «Престиж», «Темный рыцарь», «Начало», «Человек из стали», «Первородство». Это, в основном, научно-фантастические ужастики. Он сам пишет сценарии ко всем своим фильмам. Его фильмы четыре раза были номинированы на Оскара. Что же заставило удачливого и популярного мастера взяться за сюжет прошедшей войны, да еще с «подмоченной репутацией»? И при этом сказать о нем нечто, другими не сказанное. И как сказать! Считают — ради Оскара. Он его, безусловно, заслужил, но вряд ли получит. Я думаю, что им двигал элементарный патриотизм — желание переосмыслить в сознании современников и соотечественников эту страницу их истории, и реабилитировать поведение людей, попавших в чрезвычайные обстоятельства и выживших. Спасенные солдаты через четыре года вместе с союзными войсками высадятся на норманнском берегу, откроют второй фронт в Европе и остановят гитлеровские войска. Значит, они победили.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Белла Езерская: Дюнкерк – это где?

  1. «Пройдите из конца в конец военную галерею во Дворце Инвалидов в Париже — вы не найдете ни единого упоминания о войне1812 года! …»

    http://liliya-travel.ru/france/dostoprimechatelnosti/dvorecz-invalidov-v-parizhe.html
    «…Вокруг саркофага (Наполеона — Сильвия) расположены 12 мраморных статуй, символизирующих Победы французского императора в разных военных компаниях. Его победы увековечены на мозаичном полу, по диаметру лаврового венка.
    Там же значится Москва, как вечное напоминание о военной баталии под деревней Бородино в 1812 году.»

    «О том, что происходило в Европе с 1939 по 1940 достоверно знал только товарищ Сталин… Россияне облегченно вздохнули: слава Богу, войны не будет. О том, что вся Европа уже лежала под гитлеровским сапогом, они не знали….»

    Неверно. Обо всех боях в той же «Западной Европе» советские граждане знали уже из центральных газет.
    http://istmat.info/files/uploads/43350/1940_g._1_polugodie.pdf
    «Правда» от 15 мая 1940
    «Война в Западной Европе.
    Германские сообщения о наступлении в Голландии и Бельгии….»
    А до этого так же ВОвремя было сообщено и о боях в Норвегии.

    «Кристофер Нолан был первым, кто решился высказать по этому поводу «особое мнение» …»

    Вики: «1958 — «Дюнкерк / Dunkirk». Великобритания, режиссёр Лесли Норман.
    1964 — «Уикенд на берегу океана». Франция, режиссёр Анри Вернёй.
    2004 — «ВВС: Дюнкерк (ТВ) / Dunkirk». Великобритания, режиссёр Алекс Холмс.
    2017 — «Дюнкерк». Великобритания, Франция, США, режиссёр Кристофер Нолан.

    «Черчилль распорядился, бросить рыболовецкие, промысловые и прочие суда на эвакуацию солдат…»
    Черчилль мог только призвать.

  2. Уважаемая Белла!
    Спасибо, за Вашу интересную статью!
    Однако, есть несколько вопросов.
    \»Кристофер Нолан был первым, кто решился высказать по этому поводу «особое мнение»\»
    Конечно, это не так. В фильме \»Искупление\» (реж. Джо Райт, 2007) уже было показана эвакуация англичан из Дюнкерка, правда не с такой обстоятельностью, там были другие задачи: \»Когда я писал о фильме «Искупление» (http://blogs.7iskusstv.com/?p=60777), я краем уже затрагивал Дюнкеркскую операцию 1940 года на северо-востоке Франции. Я писал тогда: «В Европе, между тем, идут серьезные бои, в которых немецкие войска одерживают временные победы. Отступление английского экспедиционного корпуса во Франции 1940 года показано в фильме с большой реалистичностью, граничащей с натурализмом».
    \»Британцы считают Дюнкерк победой, французы — поражением и предательством. Война, которую показал Кристофер Нолан это Катастрофа, которую удалось избежать с относительно малыми — 100 тысяч — людскими потерями.\»
    В Дюнкерке было 400 тыс. людей, боевая техника, открытое море для снабжения. Дюнкерк вполне мог сопротивляться, оттянув немцев. Действительно, англичане тогда предали французов. Или Гитлер тогда перехитрил всех, решив не заниматься временно Дюнкерком, спровоцировав возможность для эвакуации.
    \»В этой войне нет места подвигам, а есть место страстному желанию выжить.\»
    Вы очень-очень правы.
    \»Черчилль распорядился, бросить рыболовецкие, промысловые и прочие суда на эвакуацию солдат\»
    Конечно, Черчиль мог только призвать. И англичане откликнулись.
    \»Но они, же порой проявляют чудеса храбрости, не ордена ради, а собственной совести. Вот двое солдат, бегом несущие носилки с раненым. Оператор долго снимает эту пробежку по пляжу, лазание по судну под обстрелом. Кажется, что они бросят сейчас эти проклятые носилки — судно вот-вот отходит. Но они в последнюю минуту проносят свою ношу по хлипкой жердочке на корабль, где их встречают громом аплодисментов, как героев!\»
    Здесь Вы не поняли. Нести носилки — была единственная возможность попасть на корабль. И они их несли, спасая себя.
    В целом, большое спасибо! Моя рецензия на фильм здесь:
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=61204

Добавить комментарий для Сильвия Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.