Борис Замиховский: Слава матери. Окончание

Loading

Конечно, она хотела научить своих детей учиться, как важной составляющей умения жить. Научить «правильно» жить — значит жить честно, справедливо, жить достойно. Такой она была человек.

Слава матери

Борис Замиховский

Окончание. Начало

Часть вторая
Как выучить детей?

Начался новый этап жизни семьи и продолжение личной войны Хавы за выживание и благополучие семьи. Цели были кажется простые — обеспечить, чтобы дети не голодали, не страдали от холода и болезней, чтобы они получили образование. Однако, на самом деле цели были не простые. Она хотела, чтобы дети выросли достойными людьми.

Хава была настоящим интеллигентом и учителем от бога. Она была верна идеям французских просветителей, в основе которых лежал рационализм и свободомыслие.

Хава знала, чему она хочет научить своих учеников и своих детей и она умела учить. Она была справедливой и требовательной, особенно к своим сыновьям. Ученики, их родители ценили её уроки и уважали эту женщину. Когда Ева Борисовна входила в класс, а так звали Хаву на работе, ученики по-особенному подтягивались.

Конечно, она хотела научить своих детей учиться, как важной составляющей умения жить. Научить «правильно» жить — значит жить честно, справедливо, жить достойно. Такой она была человек.

Хава понимала, что детям нужна «мужская рука», особенно мальчишкам. Поэтому воспитанию их она уделяла больше внимания, старалась быть за двоих, за обоих родителей.

Лиля, старшая дочка, во время эвакуации в Казахстане практически не училась, не было возможности, поэтому в Украине она пошла в один класс вместе со средним братом.

Сельсовет определил учительницу жить в обычную хату, а может не в обычную — с большой русской печью — самым уютным местом в доме зимой. Мальчишки спали всю зиму на этой печи.

Мы читали, что до революции дети в селе не ходили в школу зимой — не было обуви. Две зимы отсутствовала зимняя обувь и у сыновей Хавы. Точнее, была одна пара на двоих, они ходили в школу по очереди. Единственная школа в селе была украинской. Мать четко сформулировала свою позицию — надо знать язык страны, язык людей, где ты живёшь и знать этот язык хорошо. Дети стали учить новый для них язык хорошо и вообще учились хорошо.

Мать прежде всего посчитала нужным научить своих детей читать. Не просто читать, а «правильно» читать, вникать и понимать У матери не было возможности дать детям музыкальное образование — важная традиция в еврейских семьях, но она приучила детей слушать и любить музыку. Более того, играть и увлекаться шахматами — научила их мать. Они даже сами сделали шахматы. Доску расчертили на куске картона, а фигуры вырезали из веток. Точнее головы фигур, а стандартной базой фигур стали распиленные надвое катушки для ниток.

Хава сумела совместить жесткую требовательность и нежную любовь к детям.

Со временем Хава заслужила уважение односельчан не только как хорошая учительница их детей, но и как умный, мудрый человек. Она писала жалобы, просьбы и просто важные письма для соседей. На толковое письмо чаще отвечали и удовлетворяли просьбы.

Один случая вошел в местные легенды. К Хаве обратилась совсем неграмотная женщина с просьбой найти отца её ребёнка. Она забеременела от лейтенанта Красной армии, жившего у неё на постое в 1941 году. Женщина помнила только имя мужчины. Тщательно расспрашивая женщину, Хава сумела так убедительное составить письмо в газету «Комсомольская правда», что в отделе писем газеты заинтересовались и по датам, материалам архивов нашли воинскую часть и офицера. Представьте, какое это было событие, когда в сельсовет приехал полковник с орденами и увидел мальчишку — копия отца. Женщина отдала сына, а село обрело легенду.

У семьи Хавы появилось подспорье. Их нашел старший брат отца, живший в Киеве. Это был человек сложной биографии, в начале которой он побывал в Америке, и вернулся в Украину с горестными впечатлениями от американского капитализма. Он решительно вступил в революцию — добровольно стал солдатом Красной армии. Это он вовлёк в революцию младшего брата и будущего мужа Хавы — Илью.

Это он уже повзрослевших племянников призвал в период разоблачения культа личности не бросать камни во всех коммунистов, во всю Советскую власть. Он заявил им, что Западный капитализм обрёл человеческое лицо именно оглядываясь на события Русской революции. (С чем они, да и автор согласились лишь частично.)

Если летом городских детей старались отправить в сельскую местность для оздоровления, то Хава отправляла своих детей к дяде в Киев. Там были замечательные библиотеки, театры — цивилизация большого города.

Это не значит, что они не отведали вкуса сельского труда. Колхоз привлекал к работе учеников школы, особенно на уборочные работы. За это им «писали трудодни». В деньгах это ничего, но продуктами это было весомее.

Вот и подошло время выпуска старших детей из школы. Надо было трезво продумать реальные возможности продолжения образования в высшей школе. Для Лили, дочери, выбрали карьеру учительскую, как у матери, как у родителей. А у Валентина, старшего сына, были повышенные амбиции — он окончил школу с Золотой медалью.

Надо решать, делать выбор — куда поступать. Конечно, дети должны учиться в одном городе. Конечно, не в медицинский, и не в гуманитарный ВУЗ — там евреям препоны и главное там слабенькие стипендии. Значит в технический ВУЗ.

Теперь в какой город? Конечно, не в Москву и даже не в столицу Украины, Киев. Пусть едут в Николаев. Там будут больше ценить толковых студентов, тем более медалиста. Там есть замечательный, уникальный институт судостроения.

Итак, послали документы в педагогический и судостроительный. Из педагогического скоро пришло уведомление о приёме документов, а из судостроительного запаздывает. Мать уже забеспокоилась, но вот уже 30 августа пришло письмо, возвратившее заявление и документы Валентина — неправильно оформлено заявление. Была такая маленькая хитрость у тогдашних антисемитов, не желавших принимать даже медалистов. И сразу возникла опасная перспектива — попасть Валентину под осенний призыв в армию. И, вообще, остаться без высшего образования. Мать немедленно посылает Валентина в Днепропетровск, была там маленькая зацепка. Там Валентин подал документы в Горный институт, который объявил дополнительный набор абитуриентов. Валентин поступает. Но так обстоятельства сломали выстроенный матерью план будущего своих детей.

А вот подошло время кончать школу и младшему сыну Анатолию. Ему уже протоптана дорога ехать учиться в Днепропетровск, где учится старший брат, но в другой институт — «… два геолога для одной семьи слишком много», объяснил автору младший брат.

Толя тоже претендует на золотую медаль. Дети учились в школе, где работала мать, учились в классе, в котором преподавала мать. У завистников чесались языки. Вот Ева Борисовна сама проверяет сочинение письменного экзамена по русской литературе и находит лишнюю запятую. Она выставляет вместо пятёрки четвёрку, и сын получает только серебряную медаль. Хава всегда скрупулёзно старалась придерживаться справедливости и потом объясняла, что посчитала несправедливо давать Толе Золотую медаль как Вале. Валя был сильнее по её мнению.. Но этим она серьёзно усложнила путь младшему сыну. По условиям тех лет серебряный медалист кроме собеседования должен был сдавать один вступительный экзамен по профильному предмету — математике. Толя сдал, но получил четвёрку, а это значило, что должен был сдавать все экзамены на общих основаниях, то есть медаль, которая требовала серьёзных дополнительных усилий на протяжении нескольких лет не дала ему никаких привилегий. И это был дополнительный риск. Всё-таки преподавание в сельских школах велось на более низком уровне, особенно преподавание иностранных языков. Но Толя справился.

Днём его триумфа оказалось первое сентября 1955 года, когда он первый раз пришел в студенческую столовую и впервые в жизни поел досыта. На столах стоял бесплатный хлеб. А по его «экономическому плану» на 20 дней до первого сентября он имел 20 рублей! («выкрутился» — помогли родственники.)

Студенческие годы вспоминаются детьми, как счастливые, хотя они не были очень благополучными. Стипендий на жизнь не хватало. Мать не могла помогать деньгами. Парни находили разные и традиционные для тех времён подработки — работали на товарной станции грузчиками. Толя вспоминает, что за разгрузку угля хорошо платили, а ещё они ходили сдавать кровь. После сдачи давали хороший обед, стакан сладкого чая, ещё и деньгами сумму, соизмеримую со стипендией. Сдавали за один раз по 450 миллилитров — это более двух гранёных стаканов.

Однажды случилась беда — старшего сына Валентина лишили стипендии вместе с тремя другими студентами за игру в преферанс в общежитии. Между прочим, преферанс был очень распространен и уважаем в студенческой среде того времени. Ректор института неожиданно вошел в комнату общежития, чем ужасно испугал играющих. Сидевший на прикупе сиганул за окно. Ректор, старый преферансист, глянул на «пулю» и спрашивает: «Где четвёртый „негодяй“?» «За окном». Тут и сам ректор испугался — четвертый этаж. А парень зацепился руками за подоконник, ногами стал на карниз окна нижнего этажа, но там так долго не продержишься. Труса-храбреца втащили, но ректор наказал всех игроков — всех лишил стипендии. Ректору просто не хватало «для полного счастья» стать виновником смерти студента, выбросившегося из—за него в окно. Но тут неожиданно на помощь сыновьям пришла мать. Она написала письмо ректору, где аргументировано, убедительно, а писать она умела, описала свои обстоятельства: «Я — сельский учитель, не могу помочь сыну!» Ректор вернул стипендию всем игрокам.

Дети справились. Мать сумела дать высшее образование им всем. Все потом успешно работали.

Существует такое мнение, что мужчину из мальчишки делает женщина. Для братьев такой женщиной стала их мать.

Её дети не только получили высшее образование. Младший сын стал успешным инженером, сначала заместителем начальника большого металлургического цеха, кандидатом технических наук, а в годы перестройки стал заместителем директора огромного завода по экономическим вопросам. Как ор решился поменять специальность? Для её наследников была характерна смелость. В частности, интеллектуальная смелость. Откуда знания? Научился по ходу дела. Мать научила учиться. Страна начала учиться считать деньги, а уж её сын с этой учёбой справился успешно.

Старший сын, который кончал горный институт, тоже стал кандидатом технических наук, и даже получил звание Академика национальной Академии Казахстана. Он даже получил Государственную премию за открытие богатого месторождения хромосодержащих руд. Ещё больших успехов добился её внук. Он стал одним из отцова российского Интернета.

Свою жизнь Ева Борисовна продолжила в городе. Младший сын, уезжая на учебу, оставлял мать одну и это стало для него саднящей болью. Начав работать инженером, при первой возможности он вызвал мать к себе. Позднее он вытащил к себе и старшую сестру с дочерью. Позднее мать стала жить с дочкой и внучкой и не просто помогала, как делают любящие мамы и бабушки, а стала рядом с внучкой учиться в мединституте и запросто готова была сдавать анатомию с названиями всех косточек и мышц. Это не помешало ей продолжить свою работу преподавателя русского языка и литературы. Она оставалась верной принципам революционной молодости — она стала бесплатно давать дополнительные занятия детям детского дома. Хава до конца жизни оставалась деятельной и достойной женщиной. Мать свою долгую, многотрудную войну выиграла!

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.