Илья Никберг: Парацельс — выдающийся учёный и врач эпохи средневекового возрождения

Loading

Парацельс понимал, что многие его суждения и рекомендаци критически восприни­маются современ­нниками, поскольку «То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием». Несмотря на элементы оккультизма, мистики и алхимии, в произведениях Парацельса есть множество четких медицинских советов.

Парацельс — выдающийся учёный и врач эпохи средневекового Возрождения

Илья Никберг

В исторической памяти человечества Средневековье навсегда сохранилось как сложная, драматическая и противоречивая эпоха. Присущие ей жестокость, религиозные междоусобицы, крестовые походы, антисанитария, эпидемии, ужасы инквизиция сочетались с яркими примерами жизни, плодотворной деятельности и гуманизма выдающихся личностей — медиков, философов, скульпторов, живописцев, литераторов, мореплавателей и др.. К их числу относится и живший в эпоху позднего средневековья уроженец Швейцарии Филипп Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (нем. — Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim), более известный под именем Парацельса (от сочетания имени классика медицины Цельса с греко-латинским термином «Пара» — рядом, около, равный) подчеркивающим его высокий научный и врачебный авторитет. Парацельс справедливо считается одним из крупнейших ученых и медиков эпохи Возрождения, имя его заслуженно упоминается в одном ряду с именами А. Везалия, Н. Коперника, Леонардо де Винчи, Д. Фракосторо, Г. Галилея, Д. Бруно, Э. Роттердамского и других выдающихся личностей этой эпохи.

Будуший светоч медицины родился 10 ноября 1493 г. в скромной семье обедневшего потомственного дворянина, врача в деревне Айзидельн вблизи крупного швейцарского города Цюриха, Вильгельма Бомбаста фон Гогенгейма. О детских и юношеских годах Парацельса сохранились разноречивые сведения Большинство его биографов характеризует эти годы как проходившие в семье, испытывавшей различные бытовые лишения. С момента рождения и в последующие годы он отличался физическими отклонениями — несоразмерно крупная голова, небольшой горб, хилое тело, тонкие ноги. Считают, что в раннем детстве, вне дома он подвергся и насильственному оскоплению, столкнувшись с проходившим бандитом. Ему была присуща неопрятность, редкая смена одежды и обуви, он рано полысел, у него не росли борода и усы. Однако, умственно он развивался нормально, отличался интересом и рвением к учебе, постоянному повышению разнообразных познаний, чтению научной литературы, высоким интеллектом. В детские годы основным его учителем (в т. ч. по медицине) был высокоэрудироанный отец, обладавший большой библиотекой. Вспоминая эти годы он писал: «В детстве меня не поили медом, не кормили финиками и мягким пшеничным хлебом. Я пил молоко и ел сыр и хлеб из грубой муки. Я грубый человек, выросший в сосновых лесах и, возможно, получивший в наследство их иголки». Я вошел в храм знания не через парадную дверь, а через дверь природы. Ее свет, а не аптекарский фонарь освещал мой путь». Становление и признание Парацельса как медика и ученого были очень сложными. В 16 лет . он покидает родной дом, начиная свои многолетние скитания. Образование он продолжает в Вюрцбурге у известного алхимика, теолога и астролога Иоганна Тритемия (Johannes Tritheim). Далее — учеба в Италии (университе г. Феррара), где он получает университетский диплом и степень доктора медицины. Первым городом, куда в 1524 году он приехал и в котором начал свою самостоятельную врачебную деятельность стал Зальцбург, где он прожил почти два года. Уже тогда у него не сложились доброжелательные отношения со знатными горожанами и коллегами и ему пришлось покинуть этот город. После него он побывал в Страсбурге, Цюрихе в Баден-Бадене, о целебных источниках которого впоследствии ноднократно положительно отзывался.

По рекомендации и протекции своих благодарных пациентов, влиятельного книгоиздателя И. Фробена и Эразма Роттердамского в 1527 году получил должность городского врача Базеля и был назначен профессором Базельского университета, в котором читал медицину, физику и химию. Вопреки университетской традиции, свои лекции он читал не на латыни, а на общедоступном немецком языке. Он решительно отверг ортодоксальное повторение известных постулатов Гиппократа, Галены, Авиценны, Мамонида и других своих именитых предшественников и широко использовал в своих лекциях личный врачебный опыт и свои общенаучные и философские познания. Вопреки злонамеренным обвинениям со стороны медицинского сообщества Базеля, Парацельс вовсе не отвергал учений классиков медицины античных и раннего Средневековья. Он лишь предостерегал от формального следования их рекомендацию и призывал к критическому и осмысленному их пересмотру. При этом он допускал вызывавшие осуждение пренебрежительные высказывания в адрес классиков медицины (дело дошло до публичного сожжения им некоторых их книг). В результате у него сложились конфиликтными отношения с многими препоподавателями, практикующими врачами и аптекарями Базеля и, утратив поддержку городских властей, он вынужден был покинуть Базель. Следует признать, что не только в Базеле, но и в других городах, в которых он пытался обосноваться (Нюренберг, Страсбург и др.), отношение к нему местных врачей, аптекарей, влиятельных католиков в основном было недоброжелательным. Их раздражала критика Парацелсом догматизма классиков медицины, преподавание на немецком языке, присущая ему несдержанность, грубость, распространенная молва о нем, как грубияне и задире. Аптекари боялись его упреков за неоправданно высокие цены и неэффективность некоторых продаваемых лекарств. И параллельно с верой и преклонением перед его врачебным искусством студентов и простого народа, противники Парацельса усиленно распространяли о нем молву как шарлатане и самозванце. Что нередко и приводило к решениям городских властей о его изгнаниям, что вынудило к длительным годам странствиям. За годы этих странствий он посетил различные страны и города Скандинавские страны, Пруссию, Францию, Англию, (Шотландию, Испанию, Португалию, Италию, Прибалтику, Венгрию, Константинополь и ряд других. Имеются сведения и о том, что Парацельс побывал и Московии, Индии, в плену у татар и др.). В своих восплминаниях он пишет ««Меня изгнали из Литвы, затем из Пруссии и, наконец, из Польши. Я не пробудил симпатии к себе в Нидерландах, не пришелся ко двору в университетах, я не нравился никому, кроме своих больных».

В годы странствий Парацельс занимался диагностикой и лечением обращавшихся к нему многочисленных больных из различных социальных слоев общества (есть указания на то, что бедняков он лечил бесплатно), занимался астрологическими наблюдениями, осуществлял алхимические опыты, много писал. При этом он охотно контактировал с многими людьми, у которых перенимал и критически осмысливал их «медицинский» опыт — сельскими целителями, повивальными бабками, цирюльниками, «травниками», алхимиками, местными врачами и др.

Первоистоком его стремлений к овладению философскими, алхимическими, оккультными знаниями являлось стремление использовать их для понимания взаимодействия личности и здоровья человека с природными и другими воздействиями космоса и других природных элементов окружающей среды. Организм человека («микрокосмос») он рассматривал в неразрывной связи с «макрокосмосом». Человек, по убеждению Парацельса, является микрокосмосом, тесно связанным с макрокосмосом Вселенной, который и создал человека. При этом Парцельс не отрицал возможную роль Всевышнего в этом процессе. Врачебная деятельность и мировозрение Парацельса убедили его в том, что жизнь и здоровье человека во многом зависять от влияния космических факторов (Солнце, Луна, взаиморасположение Планет и др.), что позволяет характеризовать его и как основоположника получившей признание современный статус медицинской космобиологии. Одним из выводов Парацельса из его теории о связи «макро» и «микрокосмоса является убеждение о зависимости каждого органа человека с космическими элементами (сердца — с Солнцем, мозга — с Луной, почек — с Венерой, печени — Юпитером и др.). Такую зависимость следует учитывать и во влиянии планетарных воздействий на растения, используя которые можно целенаправлено влиять на заболевания различных органов. Исходя из своих убеждений в том, что врач должен знать не только анатомию человеческого тела и функции, но также строение звездного неба, свойства звезд и время восхода и соединения планет, Парацельс считал, что знание основ астрологии непременно должно быть элементом системы медицинского образования. Парцельс был убежденным проповедником роли химических веществ в жизнедеятельности организма, рассматривая такую жизнедеятельность в норме и патологии как результат взаимодействия химических элеиентов, а заболевания, как следствие недостатка или избытка этих элементов и нарущения нормального их взаимодействия. Он подчеркивал, что «Живые организмы состоят из химических веществ как и другие тела природы. Когда человек здоров — эти вещества находятся в природном равновесии друг с другом. Болезнь есть результат преобладания или, наоборот, недостатком тех или иных химических веществ. В этой же плоскости одной из главных задач ахимиков он считал не поиски драгоценных металлов а создание целебных лекарств («Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!») Многочисленные ученики и последователи Парацельса полагали, что он владеет «философским камнем» ((Lapis philosophorum) и применял созданный им «золотой напиток» (aurum potabile) как всеизлечивающее средство, способное обоеспечить долгожительство и омоложение Оценивая роль Парацельса в использовании химических веществ, многие исследователи не без оснований считают его одним из главных основоположников химии, как науки и создателем ятрохимии. А. И. Герцен называет его «Первым профессором химии от Сотворения мира». Круг научных интересов и практической деятельност Парацельса был энциклопедически многогранен. В него входили теоретическая медицина и практическое врачевание, критический пересмотр и коррекция идей античной медицины, натурфилософия, аптечное дело, общая и алхимия, ятрохимия и др. Не случайно исследователи творчества немецкого поэта Г. Гете связывают созданный им образ «мечущего мыслителя» Фауста с Парацельсом, как прообразом такого мыслителя.

Обобщая свои наблюдения, Парацельс выделил 5 групп наиболее распространенных заболеваний:

  1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на «микрокосм» и затем на тело человека (Ens Astrale).
  2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками. (Ens Veneni)
  3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных внешних воздействий. (Ens Naturale)
  4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением . (Ens Spirituali)
  5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме). Более полный анализ схем и средств лечения Парацельсом множества различных заболеваний изложен в его произведениях и в специальных статьях. В рамках данной статьи упомянем лишь некоторые из них.

Основываясь на своей оценке зависимости влияния на организм дозы вещества («Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным»), он задолго до С. Ганемана высказал мнение о возможности такого влияния гомеопатических доз лекарственных вещества, включая в их число экстракты и элексиры, полученные из растений. Для лечения распространенного в те годы сифилиса Парацельс впервые предложил применять изготовленные им препараты ртути. Успех лечения ими во многом способствовал распространению его популярности и славы как выдающегося врача. Обяснив причины и течение болезни горняков силикоза и рака легких («Шнеебергская легочная болезнь»), Парацельс по сути дела стал основоположником профессиональной медицины. В сфере врачебного внимания и целебной практики Парацельса была практически вся известная в его время номенклатура терапевтических, хирургических и других заболеваний, в том числе — сахарный диабет. Конечно, ни Парацельс, ни его предшественники не знали подлинных причин этого заболеваниия и высказывали разные предположения о них. Однако, в отличие от большинства других врачей, Парацельс фактически был первым, кто характеризовал клинику этого заболевания как затрагивающую весь организм, а не только функцию почек или иных отдельных органов. При этом, помимо диеты, Працельс особо внимание вниманий уделял использованию при диабета естественные растительные средства. В частности, известно что он рекомендовал корень белоцветного морозника измельченного вместе с яблоком. Видимо не случайно в фитотерапии сохранилось как применяемое при диабете название «Яблоко Парацельса». В последние годы на Украине был выращен один из сортов персика получивший название «Персик Парацельса». Некоторые травники до сих пор рекомендуют своим пациентам при диабете применять растительное средство на основе морозника. Сохранился оригинальный рецепт Парацельса по его изготовлению: «Взять корень морозника белоцветного, мелко его нарезать и начинить им яблоко, обязательно сорванное ночью. Утром на медленном огне испечь это яблоко, вынуть из него содержимое, которое затем превратить в порошок. Этот порошок нужно принимать по 2 г перед едой, особенно весной и осенью. Кроме диабета целитель рекомендовал это средство для лечения душевных болезней, для оживления ткани, очищения крови и продления жизни.

Значительное место в медицинской практике Парацельса занимали хирургические заболевания и травмы. На познания и умения Парацельса в этой сфере большое влияние оказал его опыт, приобретенный при участии в ряде военных действий в Европе в качестве полевого врача. Он первым обратил внимание на серный эфир, применив его в качестве наркотизирующего (обезболивающего) вещества. Несмотря на добровольное участие в этих войнах, Парацельс был убежденным пацифизмом, который пропагандировал в общении с другими людьми. Он проявил самоотверженность, бесстрашие и гуманизм не только добровольной врачебной работой в военно-полевых условиях, но пренерегая риском заражения, оказанием помощи больных в период эпидемии чумы в г. Штерцинге. Не отрицая этиологическую роль других факторов, неоднократно указывает на роль психики в возникновении соматических болезней («Все болезни, за исключение механических повреждения, происходят от упадка духа).

Следуя представлениям алхимиков, в качестве ведущих химических веществ он называл золото, ртуть, свинец и серу. С этими и другими веществами, Парацельс сотворил множество лекарственных средств и успешно применял их для лечения различных заболеваний. В их числе были болезни легких, сердца и сосудов, желудка и кишечника, печени, почек и мочевого пузыря, подагра, костей и суставов, травмы, психические расстройства и множество других.

Рецептуру большего числа созданных им эффективных лекарственных средств Парацельс не оглашал. Она стала доступной лишь после его смерти, в публикациях его учеников. Приводим выдержку из книги Освальда Кролла «Basilica Chemica», касающуюся зенекстона (ZENEXTON) . «Возьми около восемнадцати живых жаб, высуши их на солнце и воздухе и истолки. Добавь к ним более десяти других химических веществ (перечисляются). Смесь надо изготовить в то время, когда Луна находится в знаке Скорпиона». Сделанные из этой смеси таблетки и амулеты защищают владельца от чумы, колдовства, яда и дурных звездных влияний; он вытягивает яды из тела и полностью впитывает их». Но молва о целительном успехе часто применявшегося Парацельсом зенекстона многими медиками — его современниками — отвергалась, его поносили как шарлатана. Значительное место в лекарственном творчестве Парацельса занимало создание препаратов из смесей (сплавом) металлов. Наиболее известным из них является „Электрум“ (Electrum magicum). В его состав в разных пропорциях входили золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть и железо. Сложная и длительная процедура смешивания и обработки этих металлов осуществлялась в зависимости от взаиморасположения Луны, Марса, Сатурна и других планет. Парпацельст неоднократно отмечал целебную эффективность различных амулетов, изготовленных из электрума. На мировозрение и творчество Парацельса большое влияние оказывали оккультные науки и алхимия. Примером тому являются его представления (опыты?) по созданию искусственного человека. В его трактате «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» так описывается возможный процесс появления человеческих существ («гомункулов» без естественных родителей:

«Они могут вырасти, не будучи выношенными и рожденными женским организмом, а лишь посредством мастерства искусного алхимика. Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на 40 дней и „намагнетизировать“, она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако будет прозрачной и бестелесной». Далее опыт продлевается еще на 40 недель Если теперь его искусственно питать и держать в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя. Члены его будут развиты так же, как и у любого другого ребенка, рожденного женщиной, но будут намного меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка. Когда оно станет старше, приобретет разум и интеллект, то будет в состоянии само заботиться о себе. Это и есть одна из величайших тайн, и она, должно быть, останется таковой». Соглашаясь с суждениям Авиценны, Маймонида и других своих великих предшественников, Парацельс подчеркивал связь здоровья человека и возникающих у него заболевания с нарушениями предписаных гигиеническим правилами образа жизни, неразумным питанием, вредными привычками. При этом он подчеркивал, что «Природа — терпеливая мать, часто прощающая совершенные против нее грехи, хотя она и не может забыть их. Поэтому мы можем довериться ее целительным силам, и природа сможет восстановить то, что не было потеряно безвозвратно».

В поле научных и практических интересов Парацельса был и вопрос о возможном продлении жизни человека. В этом вопросе, несмотря на увлечение алхимией он очень сдержанно относился к бытовавшим увлечениях роли и создания всемогущего «элексира жизни». Исходя из доминировавшено в его мировозрении убеждения о неразрывной связи человеческого организма с макрокосмосом и окружающей средой, он писал:

«Дабы продлить течение жизни мы должны, попытаться искоренить все болезни и предотвратить все несчастья, кои могут быть вызваны возрастом, родом занятий или несчастными случаями. Нам следует защитить человека от всех дурных влияний, кои могут действовать на него в грудном возрасте, в детстве, юности, зрелости и старости, от вредных астральных воздействий, приходящих от звезд, заставить его избегать неумеренной еды и питья, переутомления тела и ума, чрезмерной радости и печали, и умственного перевозбуждения любого рода. И использовать для этого средства, коими для этого снабжает нас природа».

Наследие Парацельса не ограничивается его выдающимся вкладом в медицину, химию и натурфилософию, Трудно сказать что побудило и что позволило ему проявить себя и качестве предсказателя, пророка, автора книги «Оракулы». Вероятно эта часть творчества Парацельса в значительной мере базировалась на его впечатлениях и сопоставлениях истории и обычаях жизни стран, в которых он побывал в период многих своих странствий. В числе его пророчеств есть и относящиеся к России (Московии). В них он предсказывает создание большого государства на территории Московии ( «Московия возвысится над всеми государствами») и его особой роли (миссии) в ХХI веке, как спасителя всего человечества».

Преследовавшие Парацельса всю жизнь запреты на преподавательскую, научную и даже на врачебную деятельность, обусловили его увлечение написанием и публикацией своих трудов. За редкими исключениями (почти два месяца в Санкт-Галлене, непродолжительное время в Нюрнберге, финишный этап жизни в Зальцбурге) свои записи он делает не в кабинетных, а в неприспособленных условиях, в период странствий, не снимая одежды и дорожной обуви, отдавая сну всего лишь несколько (3-5) часов. Следует учесть, что большая часть произведений Парцельса была отпечатана уже посли его смерти, на основе его автографов, записей и правки учеников. Считается, что всего по медицине, химии, философии и другим вопросам Парацельсом было написано от 200 до 400 (точных сведений нет) сочиненй. При жизни Парацельса было издано всего несколько книг — «Парагранум» (1530), «Парамирум» (1532), «Большая хирургия», «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и несколько других. Наиболее полное, 10-томное собрание сочинений Парацельса опубликовано в 1589 г. в Базеле, в свое время так недружелюбно встретившем молодого ученого в 1527 г. По исходным автографам Парацельса были изданы, в частности, такие его произведения: — Liber de Generatione Hominis (Книга о происхождении человека), Zwei Buecher vom Ursprung und Ursach der Pest (Две книги о причинах и происхождении чумы), Liber de Teteriis (Книга о желтухе), Vom Podagra (О подагре), Von den Krankheiten, die den Menschen der Vernunft berauben (О болезнях, вызывающих умопомешательство), Von den astralischen Krankheiten (Болезни, вызываемые звездными влияниями). De Sanitate et Aegritudine (О здоровье и болезни).

Парацельс понимал, что многие его суждения и рекомендаци критически воспринимаются современнниками, поскольку «То, что в одном веке считают мистикой, в другом становится научным знанием». Несмотря на элементы оккультизма, мистики и алхимии, в произведениях Парацельса есть множество четких медицинских советов и указаний, которые могут быть успешно использованы современной медициной. Умер он 24 сентября 1541 г. в относительно молодом возрасте (48 лет). Наиболее вероятной непосредственной причиной его смерти является травма черепа, полученная при драке с бандитами (возможно нанятыми недругами-врачами), во время званого обеда в Зальцбургской гостинице «Белая лошадь». Скорбящими поклонниками и учениками он с почестями был похоронен на кладбище Зальбургской городской церкви св. Себастьяна. На большом камне у могилы Парацельса была высечена надписью «Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие болезни идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество и пожертвоать беднякам». Прошло почти 500 лет со дня смерти Парацельса. Но глубокое уважение и добрая память об этом выдающемся человеке и ученом-медике признается и сохраняется в памяти последующих поколений и поныне. Биографы Парацельса отмечают, что в народе считали его святым и преклонялись ему. В качестве одного из примеров упоминают, что в период эпидемии холеры (1831) многие люди молились о чуде у его могилы в Зальцбурге, и этот город смертоносная холера обошла стороной! Начиная с 1941 г. за крупные достижения в науке Швейцарское химическое общество, награжает ученых «Премией Парацельса». Признавая заслуги Парацельса как одного из пионеров изучения влияния космических факторов на биоосферу Земли, Международный астрономический Союз присвоил его имя кратеру на Луне и одному из астероидов (1970 г.). В его честь издаются медали, почтовые марки, называются лечебные учреждения, аптеки, травяные сборы. С 2003 г. в Зальцбурге функционирует приватный медицинский институт его его имени. В городском саду Зальцбурга установлен и наиболее известный современный памятник Парцельсу.

___

*) Приводимые в статье цитаты Парацельса заимствованы из книг: Ф. Гартман «Жизнь Парцельса и сущность его учения», 2013 и П. Майер «Парацельс — врач и провидец», 2017 (прим. автора)

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.