Аркадий Гайсинский: Изгнанный народ. Окончание

Loading

Но если наложить летописные сообщения о Копыревом конце, Жидовских воротах и о проживавших в Киеве хазарах на факт существования в Киеве уже в первой половине Χ в. крупной еврейской общины (что следует из самого факта существования «Киевского письма»), то все выявленные противоречия получат объяснения.

Изгнанный народ

Публикуется в порядке обсуждения

Аркадий Гайсинский

Окончание. Продолжение. Начало

Три страны со многими евреями

Ещё раз обратимся к сообщению, которое можно встретить практически во всех работах, имеющих отношение к истории европейской еврейской диаспоры:

«И было лето 4450 (689 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими, и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев»[1]

Здесь под «страной Парас» понимают Персию, под «землёй Ашкеназ» — Германию, со «страной Русией» всё понятно, а «Швеция» — это русская транскрипция названия страны, которое происходит от староскандинавского Svea (Sweon/Sweonas).

Русские летописи называют шведов свеями:

«Те варяги назывались Русь, как другие называются Свеи, а другие Оурмани, Англяне, а иные Готы»[2].

Но так ли безоговорочно нужно принимать описываемое событие, если оно имело место тогда, когда по справедливому замечанию Л. Гумилёва «страны Русии с многочисленными или немногочисленными евреями в VII в. не существовало»? Однако, высказанное касательно Русии недоверие справедливо и по отношению к двум другим упомянутым странам-ведь в VII в. как целостные государственные образования не существовали ни земля Ашкеназ (Германия), ни Щвеция (Sveа-rige).

Уже одного этого достаточно, чтобы отнести приведенное сообщение к сомнительным. Вместе с тем оно продолжает фигурировать в исследованиях историков, очевидно, потому, что его автором считают заслуживающего доверия известного хрониста Иосифа бен Иеошуа Ха-Коена, жившего в ΧVI в., но располагавшего гараздо более ранними источниками, и в этих источниках, надо понимать, фигурировали именно эти названия стран, в которых уже проживало «много евреев».

Нам предстоит убедиться в том, что в данном случае сведения исторических источников, объявленные с точки зрения традиционных воззрений ошибочными или противоречивыми, оказываются истинными при более внимательном к ним отношении.

Русия

Впервые земля (страна) Рос упоминается в книге пророка Иезекиля, жившего в VII в. до н. э.:

«Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Месеха и Тувала, и изреки на него пророчество». [3]

Следующим во времени упоминанием народа «рус» историки называют сообщение сирийского автора, именуемого псевдо-Захарием: оно относится к VIв. и речь в нём идёт о племени также обитавшем на юго-востоке Европы[4].

Далее сведения о месте обитания русов становятся более подробными. Абу Али Ахмед ибн Омар Ибн Русте в книге «Дорогие ценности», описывающей события второй половины IΧ в., рассказывает:

«Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на коем они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр, так что стоит человеку ступить ногой на землю, как она трясется из-за обилия в ней влаги… У них есть царь, называемый Хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булгар и там продают. … Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… Единственное их занятие -торговля соболями, белками и прочими мехами… У них много поселений, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, с чужеземцами, которые ищут у них покровительства, обращаются хорошо, как и с теми, кто часто у них бывает…»[5].

Писал об «Острове Русов» и Гардизи:

«Рус это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса и земли его имеют много влаги»[6].

Есть упоминания Острова Русов и у других авторов, уточняющих или дополняющих какие-то факты, но, увы, ни один из них не указывает на местонахождение «Острова», считая, очевидно, такую информацию само собой разумеющейся.

Где только ни искали историки Остров Русов — и возле Новгорода, и подле Киева, и на Балтийском море, и в устье Дуная. Но многие исследователи распологали Оcтров Русов на Таманском полуострове, наиболее полно отвечающем описаниям Острова Русов в исторических источниках, учитывая те хорошо известные факты, что в древности Азовское море называлась «Морем Русов».

«Арабский Геродот» Хусейн аль-Масуди в книге «Золотые копи и россыпи самоцветов» писал в середине Χв. :

«Азовское море — «море русов, по которому не плавают другие племена, и они обосновались на одном из его берегов»[7].

На Таманском полуострове, что достоверно известно, находился город Русия — его в середине ΧIIв. упоминает арабский путешественник ал-Идриси:

«От города Матраха до города ар-Русийа 27 миль. Между жителями Матрахи и жителями Русийи постоянная война»[8].

«Матраха» — это Тмутаракань, таманское местоположение которой не вызывает сомнений. С «таманской» локализацией Острова Русов согласился было и академик российской истории Борис Рыбаков:

«Поиски же в черноморско-азовском регионе сразу наталкивают учёных на мысль о Тмутаракани, о восточном береге Керченского пролива, где дельта Кубани, растекающаяся и в Азовское и в Чёрное моря, образует ряд островов. Русские писатели ΧIв. прямо называли Тмутаракань островом. Казалось бы, что можно безоговорочно признать тмутараканский остров искомым островом русов, но… (следите за ходом мысли академика, чтобы понять, почему Таманскому полуострову отказано в чести быть Островом Русов) сведения об обладании Русью тмутараканским берегом более поздние, чем записки об Острове Русов, они относятся лишь к ΧI–ΧIIвеку»[9].

Как видим, единственный аргумент, на основании которого Таманский полуостров не может быть идентефицирован с Островом Русов, состоит в том, что официальная российская историография видит в русах единственно и только славян, а поскольку точно известно, что во времена Ибн-Русте и Гардизи славян в районе Керченского пролива не было, то не мог быть там, значит, и «Остров Русов». Но обратимся к другому авторитету российской истории — Льву Гумилёву:

«Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в неё в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского второжения эту территорию заселяли русы, или росы — этнос отнюдь не славянский»[10].

Не поэтому ли славянские летописи обошли совершенным молчанием таманскую (значительную даже по нынешним временам) колонию русов: потому что русы — «отнюдь не славяне»? Ещё более информативно сообщение Ибн-Русте:

«Они (русы) нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают»[11]

Да и в самой «Повести временных лет» славяне и русы не единожды противопоставляются, а имена представителей русского посольства в Византию: Карл, Ингельд, Фарлаф, Вермуд, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Фрелав, Рюар, Актеву, Труан, Лидульф, вообще, не оставляют сомнений в неславянском происхождении их носителей. Поэтому, убедившись, что древние русы не принадлежали к славянскому этносу, мы можем отбросить единственный «противосеверочерноморский» аргумент Рыбакова и признать за Таманским полуостровом его древнее имя — «Остров Русов».

О том, что русы жили в Северном Причерноморье сообщает греческий историк Лев Диакон. В своей книге «История»[12], рассказывающей среди прочего и о войне (Балканский поход) между возглавляемыми князем Святославом Игоревичем русами и греками, Лев Диакон не только многократно называет русов «тавроскифами», то есть жителями Тавриды, но и прямо указывает, что их родиной является Боспор Киммерийский (Керченский пролив).

Следовательно, в той триаде стран, куда, «спасаясь от меча», бежали евреи Персии, под Русией будем понимать Русь Северопричерноморскую, уже существовавшую в VIIв.

Свеония

Также в вышеприведенной цитате. Иосифа бен Иегошуа Га-Коена объяснимо и расположение, и название страны «Свеония». Сказано в «Саге об инглингах»:

«К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Свеония. Некоторые считают, что Великая Свеония не меньше Великой Страны Сарацин, а некоторые равняют ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Свеонии пустынна из-за мороза и холода… В Свеонии много больших областей. Там много также разных народов и языков… С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Свеонии река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.

Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, или Жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином».

Уточним, что река, которая «называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль» — это греческий Танаис и современный Дон. Что до временной координаты, то «Сага об инглингах» описывает события случившиеся в самом начале нашей эры («тогда родился Христос»).

Уже отмечалось, что «Свеония» в русском переводе вышеприведенного отрывка хрониста Иосифа бен Иеошуа Ха-Коена, выглядит как «Швеция». Под Свеонией здесь нужно понимать территории, примыкающие к Дону на всём протяжении его течения «к северу от Черного моря». Из множества «больших областей а также разных народов и языков» две страны упомянуты конкретно — это «Страна Ванов или Жилище Ванов» и «Страна Асов или Жилище Асов».

И в «Саге о Скъельдунгах» также четко указывается местонахождение Великой или холодной Свитьод — «к северу от Меотийского болота», именуемого ныне Азовским морем.

Учёные давно обратили внимание на существование в прошлом этнической связи между скандинавами и асами, но объяснение этого явления не выходило за рамки рассуждения, предложенного Г. В. Вернадским:

«В то время как конечным пунктом древнего варяжского пути от Балтийского до Азовского моря было устье Дона, его началом являлось устье Западной Двины. Движение по этому пути было двусторонним, поскольку не все скандинавские воины и купцы, отправлявшиеся на Восток, оставались там постоянно; многие шведские искатели приключений…, проведя несколько лет на Востоке и разбогатев со временем, бывало, возвращались домой, в прибалтийские земли и имели обыкновение давать прежним местам новые имена, которые напоминали им о сказочной стране их подвигов и приключений. По тем же мотивам имя Ас (женская форма Аса) стало распространённым личным именем в Скандинавии. Несколько норвежских княгинь в девятом и десятом веках носили имя Аса. А слог «ас» использовался в образовании таких мужских имён, как Асмунд, Аскольд и т. п.»[13].

Предположение Г. В. Вернадского основано не только на «обыкновении давать прежним местам новые имена», но и на историческом опыте — имеется убедительное количество подобных примеров и в прошлом, и в настоящем. Но в данном случае перенос географических названий и имён собственных имеет не «челночный» характер: Скандинавия — Восток — Скандинавия, а «однонаправленный»: Восток — Скандинавия в результате переселения асов на Север Европы.

Поэтому как полностью соответствующим вышеизложенному мы должны отнестись к следующему высказыванию одного из наиболее именитых российских историков Д. И. Иловайского:

«Но, по всей вероятности, это название (Скандинавия) перешло на север из более южных стран… В тесном смысле это была нынешняя Южная Россия, в обширном — пределы ее на севере простирались до берегов океана, на востоке терялись в степях Средней Азии. Впоследствии это имя, если не в чистом, то в видоизменённом виде сохранилось за некоторыми странами, и преимущественно за Скандинавией или Скандией»[14].

В истории не так уж много (к сожалению, очень мало) событий, которые были бы общепризнанными и не стали бы предметом споров и разногласий специалистов — и всё же вызывает удивление, что только в наше время: через семьсот лет после написания «Саги об инлингах» на юго-восток Европы отправилась экспедиция известного норвежского исследователя и путешественника Тура Хейрдала. Он понял, основываясь на анализе текстов скандинавских саг и в первую очередь «Саги об инглингах», что потомки нынешних шведов, норвежцев и датчан обязаны своим происхождением тому народу, который во время «оно» жил на землях Северного Причерноморья и Кавказа и переселился из этих благодатных мест в суровые края.

Страна Ашкеназ

О существовании и расположении Страны Ашкеназ (Жилище Асов) говорилось выше.

Следовательно, нет никакого противоречия в том, что евреи,

«бежавшие (в конце VII в.) от меча из страны Парас и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ, и Швецию и нашли там много евреев».

Уместно напомнить и о уже отмечавшейся психологической особенности путешественников и перемещающихся на новые места обитания людей — давать этим новым местам названия прежних. В данном случае имеем ввиду такие параллели:

«Великая, или Холодная Свеония северу от Черного моря»Svea Rige (Государство Свеев — Швеция).

Страна Ашкеназ (Жилище Асов) — Страна Ашкеназ (Германия).

Остров Русов — Русь Киевская — Русь Новгородская.

Мандрики

1

С тех давних пор, когда купеческие суда плыли по водам Днепра, и до наших дней время стёрло с лица земли города куда более великие, чем небольшие крепости, построенные даже не из камня, а из дерева. И если всё же пытаться отыскать следы купеческого присутствия на берегах Днепра, то попытку эту нужно основывать на той логике, что искомые селения должны были находиться или там, где наиболее полно реализовывались интересы торговцев, или там, где какие-то причины к такой остановке вынуждали. Например, знаменитые днепровские пороги при всех сложностях и опасностях, ими создаваемых, всё же были проходимы для судов, плывущих вниз по течению реки, и не может быть, чтобы в начале порогов не было селения, возле которого суда не делали бы обязательной остановки перед преодолением опасного участка пути.

Итак, дело за малым: взять карту и определить, что несложно, где находился первый по течению реки днепровский порог (на местности это сделать невозможно, так как пороги были затоплены в середине 30-х годов прошлого века после постройки Запорожской плотины). На старых картах екатеринославской губернии как раз напротив первого порога указаны два селения, поглощённые ныне крупнейшим индустриальным центром Украины городом Днепр (бывший Екатеринослав). Одно из селений называлось «Мандриковка», второе — «Лоцманка».

Местные краеведы связывают происхождение названия «Мандриковка» с проживавшим здесь в конце 18в. запорожским казаком по прозвищу «Мандрика», которое (прозвище) в разговорной речи используют как упрощённое от «мандривник» — «путешественник» в украинском. Выходит, до 18в. селения в начале днепровских порогов не существовало? С точки зрения исторической логики таковое исключается.

Но обратим внимание на то, что слова «мандривник —мандрика»» нет ни в одном славянском языке -только в украинском: значит имеется особое объстоятельство его образования. Возможно, оно в том, что к происхождению названия селения следует исходить из факта его особенного месторасположения в начале днепровских порогов — из того, что все плывущие вниз по Днепру суда обязательно делали здесь остановку?

Судоходное движение по важной водной артерии с течением времени становилось всё более оживлённым, а проводка судов через пороги требовала специальной подготовки, опыта и знания множества условий, как-то: точного расположения всех имеющихся препятствий, водоворотов, зависимости скорости течения воды от времени года или погодных условий. Из числа жителей посёлка выделились те, кто стал заниматься проводкой судов через пороги профессионально.

Так вот, «проводник» на иврите — «мадрих (мадрик)», множественное число — «мадриким».

Попав в славянскую языковую среду это слово претерпело соответствующее изменение: приобрело серединное «н»(ма-н-дрик), что является следствием его «удобопроизносимости» (слогового деления) в славянской фонет, а жителей селения стали, соответственно, называть «мандрики».

Но селение возле первого порога стало узловым не только для купцов, продолжавших свой путь к устью Днепра и далее — по морю, но и для тех, кто избирал «комбинированный» способ передвижения: по Днепру до порогов, а затем, переложив грузы на вьючных животных, — на юго-восток к Дону или прямо на Волгу. Вполне объяснимо, что определение «мандрик» становится нарицательным, обозначающим путешествующих людей, вообще, приобретя характерную для славянского языка форму, называющую профессию: «мадрик — мандрик — мандривник»[15]. Повторимся: слово уникально в том смысле, что существует только в украинском языке и ему нет аналогов в других славянских, поскольку оно имеет особую причину своего образования и основывается на ивритском корне.

2

Видимо, по поводу основания посёлка в начале днепровских порогов казаку Мандрике прийдётся отказать в первородстве, тем более, что нам известно правило топонимической равновероятности: происхождение топонима от имени собственного равновероятно происхождению имени собственного от топонима. А это означает, что славный запорожский казак, избравший местом жительства правый берег Днепра напротив первого порога, мог как раз получить своё прозвище от того места, в котором проживал.

Когда в связи с мусульманскими завоеваниями в Центральной Азии и на юго-востоке Европы количество купеческих караванов на днепровском пути значительно сократилось, а в середине Χв. торговый союз «Радания-Русь» прекратил свою деятельность, первоначальный смысл слова «мандрики» был забыт. Тех же, кто продолжали выполнять функции «мандриков», стали называть понятным международным словом «лоцманы» — отсюда происходит название соседнего посёлка — Лоцманка. Но и этот топоним заслуживает внимания:

«Лоцман», — разъясняет «Морской словарь», — голландское слово: так называют специалиста по проводке судов через подводные и надводные препятствия, отмеченные в особой карте, называемой «лоция». Однако, объяснения тому, почему указанная карта называется «лоция» нет ни в голландском, ни в языках представителей прочих морских держав. А вот в иврите имеется глагол «леоци» — «выводить из чего-то или откуда-то», а отглагольное от него существительное и даст эту самую «лоцию».

Таким образом, этимология топонима Мандриковка привела нас к выводу, что во времена Раннего Средневековья, в селении, расположенном в начале днепровских порогов, жили те, кто обслуживал и проводил через естественное опасное препятствие торговые и прочие караваны, а также различного рода и предназначения плавательные средства. .

В топониме «Мандриковка» мы получили также доказательство присутствия и деятельности на днепровском водном пути купцов-евреев, основавших здесь совместно с русами в древние времена ряд населёных пунктов.

Обратим внимание также и на то, что именно в райне первого днепровского порога присутствуют те же географические названия, что и в Приволжье, где проходила восточная граница Хазарского каганата. Сравним:

Самара — левый приток Днепра и Самара — левый приток Волги; Сура — правый приток Днепра и Сура — правый приток Волги.

3

Топонимический аналог днепровской Мандриковке имеется и далеко на северо-западе от Днепровских порогов, а именно: на реке Свирь, соединяющей Великие озёра — Онежское и Ладожское. В своём среднем течении Свирь также была порожиста — о том свидетельствует название районого центра Подпорожье. Но, оказывается, здесь же находится ещё одно прибрежное селение, название которого весьма и весьма показательно — Мандроги. О существовании свирской Мандроги имеется такое свидетельство:

«Се приговорили игуменъ Варламъ, и Федориi старецъ Богдановъ сынъ, и вси старцы Важитцкого монастыря с Васильемъ с ОлексЪевичемъ, и сь Яковомъ Левонтиевичемъ, и с Васильевою женою с Покинарьею о земли МануевЪ и сына его Фомы о селахъ о Кондрускихъ, и о Мандрескихъ, и [о] Кузаранскихъ[16]) и о Тубозерскихъ, о Мануеве земли сына его Фомы»[17].

Река Свирь, связывающая между собой два Великих озера, также была вне сомнения важным водным путём, и такую схожесть имён свирский Мандроги и днепровской Мандрики (Мандриковки), расположенных именно у порогов и в пределах купеческого пути «из варяг в греки», даже самый предвзятый критик приведенных выше рассуждений не сочтёт случайным, как на случайно и подобие топонимов:

на Днепре — Запорожье, Мандриковка,
на Свири — Подпорожье, Мандроги.

Теперь понятно, почему в древнерусском эпическом творчестве река Днепр называется весьма показательно: «Израй-река», а в имени былинного новгородского купца Садко лингвисты не без основания видят транскрипцию еврейского имени Цадок.

Жидовские ворота

В 1896г. раввин Соломон Шехтер доставил в Кембридж коллекцию рукописей. хранившихся в синагоге египетского города Фустат-Миср. В 1962г., разбирая указанные рукописи, американский филолог Норман Голб обнаружил документ, датируемый первой половиной Χв. и представляющий собой обращение Киевской еврейской общины к общинам других стран и городов с просьбой о помощи некому Яакову-бар-Хануке, попавшему в долговую тюрьму по независящим от него обстоятельствам.

Излишне говорить, что указанное письмо, названное «Киевским», вызвало большой интерес историков[18], ибо уже сам факт его существования заставляет по-новому взглянуть на историю и самого Киева, и государства Киевская Русь. В расшифровке «Киевского письма» большая заслуга принадлежит известному американскому тюркологу и медиависту украинского происхождения Омельяну Прицаку.

Мы обратимся не к самому письму[19], но лишь к одному из многочисленных к нему комментариев:

«В 10 в. Киев состоял из трёх чётко разделённых географических компонентов: Гора (холм Кия), Копырев конец и Подол… Древнерусское слово «конец» имело специфическое значение в отношении городов раннесредневековой восточной Европы. Оно обозначало самоуправляющуюся этническую общину…. в Киеве первоначальная этническая община называлась Копыр (Kopyr). Это наименование неславянского происхождения, и, насколько я знаю, никто не пытался расшифровать его этимологию…. «Копыр» происходит от слова «Капыр» —ранней версии наименования Кавар (Кабар) Кабыр…. Эта этимология подтверждает тот факт, что внутренний город Киева первоначально был заселен хазарскими каварами (капырами)…. Копырев конец имел в 12 в. двое ворот. Подольские ворота связывали его с Подолом, коммерческо-промышленным пригородом.

«Жидовские» (Еврейские) ворота связывали «город Ярослава» (княжеский Киев после 1036г. выросший из старой цитадели) с Копыревым концом. Западный и южный районы богатого Копырева конца всё ещё назывались «Жидове» («Жиды» или «Евреи») в 11-12вв. Это наименование ясно указывает, что киевские кавары (копыры) исповедовали иудаизм. Тем самым подтверждается связь коваров с Киевом и иудаизмом.

В 945 г. варяжские члены дружины Игоря, христиане, подтвердили договор с Византийской империей в соборной церкви св. Ильи, расположенной где-то в торговом предместье Киева на Подоле. Согласно «Повести временных лет» эта церковь была расположена «Над ручьём (Почайна) в окрестности (конце) Пасынчей беседы и (района) Козаре. Использование политонима Козаре не нуждается в объяснении»[20].

Таким образом, из приведенного отрывка следует, что своё имя Копырев конец получил от слова «копыр», каковое явилось следствием ряда фонетических преобразований: кабыр-кабар-кавар-капыри, наконец, копыр. Таково мнение О. Прицака.

Однако, в сочетании «Копырев конец» — «Жидовские ворота» налицо определённое противоречие: почему ворота, ведущие на территорию, где проживали кавары назывались «Жидовскими»? О. Прицак это противоречие разрешает, указав, что под словом «жидовские» следует понимать форму вероисповедания, а не этноним, то есть кавары (копыри) исповедовали иудаизм — а отсюда и имя ворот. Но почему хазарские кавары (капыры) противопоставлены хазарам? Пытаясь оправдать свою версию, О. Прицак утверждает первенство в Киеве кавар над хазарами:

«в Киеве первоначальная этническая община называлась Копыр (Kopyr)».

«Эта этимология подтверждает тот факт, что внутренний город Киева первоначально был заселен хазарскими каварами (капырами)».

Но ведь ковары, касательно их проживания в Киеве, нигде и никем не упоминаются, а вот хазары не просто упоминаются:

«И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Те же ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам»[21].

Да и иудаизм кавар О. Прицак выводит «от обратного» — от «наименования», связав Жидовские (Еврейские ворота) с Копыревым концом:

«Это наименование ясно указывает, что киевские кавары (копыры) исповедовали иудаизм. Тем самым подтверждается связь коваров с Киевом и иудаизмом»

Но даже если кавары и были иудеями (жидами), они никак не могли запечатлеть своё национальне имя в названии киевских «концов»:

«Да будет известно, что так называемые кавары произошли из рода хазар. Случилось так, что вспыхнуло у них восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война, эта прежняя власть их [все-таки] одержала победу. Одни из них были перебиты, другие, бежав, пришли и поселились вместе с турками в земле пачинакитов, сдружились друг с другом и стали называться каварами»[22]

Указанное «восстание против своей власти, и, когда разгорелась междоусобная война» случилось в начале IΧв. —значит, до этого времени кавары назывались иным именем, а затем враги хазар никак не могли находиться в Киеве. Поэтому присхождение определения «Копырев конец» с каварами не сязано.

Но если наложить летописные сообщения о Копыревом конце, Жидовских воротах и о проживавших в Киеве хазарах на факт существования в Киеве уже в первой половине Χ в. крупной еврейской общины (что следует из самого факта существования «Киевского письма»), то все выявленные противоречия получат объяснения. Однако, прежде сделаем небольшое уточнение, касающееся причин образования городов в древности. Таких причин достаточно много, но всё-таки главные из них — две:

город начинался как торговый центр на пересечении караванных путей: вначале обустраивались места стоянок, складские помещения, пристани — сюда стекались представители разных профессий: плотники, кузнецы, корабельщики и прочие, которые селились здесь и для которых разростающееся поселение было главным источником существования;

город начинался как княжеский домен, то есть как резиденция князя, вокруг которой селилась дружина, прислуга и т. п.

Киев являлся классическим примером первого варианта, поскольку был основан именно как один из опорных пунктов в торговле между Западной Европой и Китаем. Известно, что первоназвание Киева — Самбат и в этот топоним, как уже отмечалось, имеет в своей основе ивритское слово «шабат».

Поэтому логично предположить, что коль скоро имя «докиева» основывалось на ивритском корне, то и названия отдельных частей города также могли иметь в своей этимологической основе ивритские слова.

Со временем торговая база (крепость) превращается в крупнейший торговый город, и точно также как центром княжеского города являлся княжеский дворец или замок и прилегающая к нему площадь, — центром торгового города становился таможенный пункт и торговая площадь. Так вот, на иврите — языке одних из основателей Киева — «копар» — «выкуп, пеня, вира»: так именовалась древнейшая, расположенная на территории Киева таможня, хозяевами которой были еврейские купцы-раданиты. И сразу же становится понятным: почему ведущие к таможне (копару) ворота назывались Жидовскими: здесь «жидовские» — этноним указывающий на национальность тех, кто за упомянутыми воротами проживал.

Все же остальные представители Хазарского каганата (гражданами которого юридически были и еврейские купцы) обитали на другом «конце» Киева, который назывался «Козаре».

___

[1] Цит. по: Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь и Великая степь. Мысль М. 1989. с.16.

[2] «ПВЛ» под 863г.

[3] Кн. пророка Иезекиля.

[4] Н. В. Пигулевская. «Имя «рус» в сирийском источнике 6в.». Академику Грекову в день 70-и летия. В сб. статей «Сирийские источники по истории народов СССР» М.1 941. сс.42–48

[5] Цит. по Л. Н. Гумилёв. От Руси до Росии. ДИК. М.1 995. сс.357–359

[6] Цит. По Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества 12–13 вв. Наука. М. 1982. с.343.

[7] Ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов. Перевод с арабского, комментарии и указатели Д. В. Микульского. Наталис. 2002.

[8] В. А. Захаров. «Тмутаракань и «Слово о полку Игореве». В сб. Слово о полку Игореве. Компл. исслед. М. Наука.1988. с.215.

[9] Цит. По Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества 12–13 вв. Наука. М.1982. с.344.

[10] Л. Н. Гумилёв. Древняя Русь…с.32.

[11] Цит. по Л. Н. Гумилёв. От Руси до Росии. ДИК. М. 1995. сс.357-358

[12]Лев Диакон. История. Наука. М. 1988.

[13] Г. В. Вернадский. Ук. соч. с.283.

[14]Д. И. Иловайский. Начало Руси. Москва. Олимп: ACT, 2002. стр.69

[15] Например: плотник, печник

[16] Обратим внимание на названия селения Кузаран (Хазаран)

[17] Неизвестно когда основан, но уже существовал в XIV ст., что видно из межевой грамоты 1391 г.

[18] Кроме русских и украинских-по понятным причинам.

[19]См. Н. Голб. О. Прицак. Хазарско-еврейскиедокументы Χ века. Гешарим. М.1997.

[20]Там же. с.79.

[21] ПВЛ. под 862г.

[22] Константин Багрянородный «Об управлении империей»

Print Friendly, PDF & Email

28 комментариев для “Аркадий Гайсинский: Изгнанный народ. Окончание

  1. АК: «… доводилось ли вам читать о географических названиях, связанных с именами внуков Ноя? Так вот, вы будете смеяться, но вот к примеру, название “Мещерская низменность” почти без измененеий связано с именем Мешеха, одного из внуков Ноя. …».
    ==
    Какая чушь — но сколько страсти! Просто «… полет валькирии над курятником …»

  2. Вынужден еще раз напомнить норманисткую теорию происхождения слова «Русь» — из финского
    «routsi» — швед, так их предки — чудь звали варягов, добравшихся до юга Финляндии и далее, до Старой Ладоги. Из финского «суоми» в русском получилась сумь, а из «routsi» — русь. В летописях попадалась и «руось». Есть и другие теории о происждении термина, но, мягко говоря, уважением они не пользуются, хоть они часто патриотические.

  3. если позволите добавить насчет: «факт существования в Киеве уже в первой половине Χ в. крупной еврейской общины (что следует из самого факта существования «Киевского письма»)»
    Также до недавнего считал, но после ознакомления с работой К. Цукермана «Kievan letter», где он пишет, что «закук»,который переводили как монета, соответствует гривне или марке,сам термин закук эпизодически встречается в рукописях в 11в., больше в 12в. и совсем не встречается в 10в. Из этого пришлось сделать вывод, что «Киевское письмо» не принадлежит к хазарскому периоду, также и потому ,что при хазарском правлении владельца письма иноплеменники не заковали ли бы в оковы, с уважением

  4. Avraam!Автор и, полагаю,уважаемые комментаторы слышали о слове «руотси»,обозначающем на языке финнов и эстонцов шведов.Но (вот беда) сами себя так шведы не называли.А ведь «призваны» были именно шведы,а не финны или эстоноцы.Впрочем-это долгая история,но коль скоро Вы надоумили читать «Википедию»,то там: «собственно скандинавоязычного прототипа у финского Ruotsi, а значит, и древнерусского «русь» выявить не удаётся».А академик российской истории Б.Рыбаков в конце-концов был вынужден признать,что « в летопись попал рассказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика,а новгородец, плохо знавший шведский,принял традиционное окружение конунга за имена его братье.Достоверность легенды и,в частности,её географической части не велика».
    Хотел было упрекнуть Вас в излешнем апломбе,но увидев в Вашем имени две буквы «а»,решил этого не делать.

  5. Похоже, что ни автор, ни уважаемые комментаторы не слышали финского слова *руотси*- швед.
    В русскм языке оно превратилось в *русь* по тому же правилу — финское *суоми*- финн звучит ныне как *сумь* в нередкой фамилии Сумин. Жила русь в Старой Ладоге. А прибыли туда с острова Готланд не поэже 8-го века. Все прочее на эту тему — скучная фантастика. Читайте Википедию. Кроме цитат читать там нечего.

  6. Уважаемая Ася! Под определение «комментарии» не подходят неаргументированные гневные восклицания,поэтому «приемлим их равнодушно» и не будем «оспоривать» в соответствие с советом достойного уважения человека.

  7. Уважаемый Аркадий! Мне очень нравится глубина ваших знаний. И если мне захочется уточнить или даже подвергнуть сомнению какую-то позицию, я буду стараться делать это на вашем уровне. К сожалению — и я вас должна откровенно предупредить — мало кто, по крайней мере, из отметившихся в Гостевой, готов хоть как-то углублять свои знания. Даже факты и информация, описанные в литературе и широко обсуждаемые, даже библейские цитаты, им неведомы. Поэтому разговора обычно не получается. Но это не наша с вами вина.

  8. Господин Быстрицкий! Вы привели хороший пример тому,что происхождение любого топонима имеет свою историю,которую можно выяснить.
    Наверное, Ваши близкие гордятся тем,что именно с Вашим участием «увековечена Тася за разлив на карту «Воркутинского» пива, как раз на это месторождение».

  9. Михаил!Колбаса не от общего » коль басар»-«всё мясо»,а от своеобразия формы «кав басар»- «мясная линия»(в украинском «ковбаса»). Как видите,иврит более точный язык,чем кажется Вашим тапочкам!

  10. «А между тем без всякого ал-Идриси известно, что т.н. русы (что-то вроде посольства) просили у императора (Теофилия, насколько я помню) пропуск для возвращения домой через земли франков, поскольку опасались двигаться Днепром через степи — и было это в конце 8-го века, и имена послов были сплошь скандинавские. А в 9-м веке «каган русов» устроил набег на Константинополь из Киева, через Черное море — и все это лет эдак на 300 пораньше г.Русии?»
    Г. Тененбаум! Уж если речь идёт о «Бертинских анналах» то,буду Вам признателен,если Вы 1.поделитесь информацией,где в них упоминаются имена послов-русов («Rhos vocari dicebant);2.поясните,почему свеи (шведы) называют своего царя каганом («rex illorum Chacanus vocabulo») –император Людовиик Благочестивый «знал, что они из народа свеев (Sueones)».Описанное событие относится к 839г.( «В лето от Воплощения Господня 839-е»). «Призвание варяг» согласно «Повести временных лет»- 862г.
    Хотелось бы также узнать,где можно уточнить,что русы устроили набег на Византию (Константинополь) именно из Киева и под управлением «кагана»?
    « В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: 10 тысяч кораблей.»
    «В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих пошел на греков….. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли»
    Неужто шли из Киева через днепровские пороги?.

  11. «Город по реке», а не наоборот. Таково, кажется общее правило. Например, Вятка.
    Но в случае с Москвой молчаливо предполагается, что город дал название реке.Значит, общее правило неверно ?
    Думаю, что верно. Населённый пункт звался не МОСКВА, а Москов. Именно так назвал его Юрий Долгорукий в записке 1147 г., адресованной кн. Святославу в Новгород -_Северский; «Приходи ко мне на Москов». То есть (по всей видимости) первичен был-таки Гилроним, и от его толкования надо исходить. Хотя к-нибудь «Бычий брод» хорошо укладывается в голове именно для определённого места — Москвы-города. Историки почему-то НЕ спрашивают себя, почему Юрий назвал Боровицкий холм с его окружением не Москвой, а Москов(ью).
    Если пофантазировать, то в устье Яузы была таможня — там до сих пор таможенные названия.- ибо по Яузе из р. Москвы шёл судовой ход до Яузского Мытища, а там волок в Клязьму. (дер. Баскаково, где видимо, сидел баскак, забиравший доходы Яуз. Мытища). Прикрывать устье Яузы от ушкуйников должно было укрепление на Боровицком Холме, т.е. нынешеий Кремль. Боярииа Кучку, гауляйтора Московья, Юрий казнид за к-то неисправность (ложь?) — то ли по Таможне, то ли по неустройству укрепления. Велел обнести Холм бревенчатой стеной (выполнено в 1156 г.) Отсюда можно предположить, что кн. Святослава с его людьми он звал на Москов построить укрепление на Холме и засесть там в качестве его гарнизона.
    Пришёл ли Святослав на Москов — не известно.
    lbsheynin@mail.ru

  12. Ася Крамер
    2 января 2018 at 22:45
    6.Иаван— древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan (Иаван)
    ______________________
    Ася, стыдно признаться, даже не догадывалась, почему Греция на иврите так называется. Хотя всегда задавалась этим вопросом. Теперь все встало на свои места.

    1. Инна, Мадай (Медай) -древнее издание Ирана — тоже древнееврейское слово. Интересно, у него есть смысловое значение или это просто имя?

  13. Евгений Майбурд
    Обязательно номинировать и непременно дать первую премию! Я давно подозревал, что Мокша и Мордва произошли от евреев с именами Мошка (Мойше) и Мордка (от Мордехай)
    О сколько нам открытий чудных… (как там дальше?)
    :::::::::::::::::
    Куда уж дальше, уважаемый ЕМ, мусора предостаточно, — дождёмся ли
    мусорщика? Разве что — номинировать (и непгеменно !) в мусорщики
    двух-трёх добровольцев и начать Новую веху в истории.

  14. Ответ Виктору, который будет игнорировать.

    Воля ваша. Только знайте, что все т.наз. летописи это и есть полная беллетристика со всякими идеологическими и политическими целями, написанные уже буквально вчера (в историческом смысле).

    Я я вам цитирую Танах! Книгу Бытия! Уже там записано, как именно была разделена Земля между потомками Ноя. Игнорирует он!

    И вот когда вы внимательно прочтете тексты по двум нижеследующим ссылкам, я вам задам сакраментальный вопрос.

    https://creation.com/the-sixteen-grandsons-of-noah-russian
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Таблица_народов

    А почему, по вашему мнению — если вы когда-нибудь задумывались об этом, — Всевышний повелел захватить Ханаан? Потому, что сын Хама Ханаан “нарушил конвенцию”! Потомкам Хама была отдана Африка, но как говорится в Библии, Ханаану понравилась земля на Востоке и он занял ее. А по распределению она принадлежала потомкам Сима. Поэтому занять ее было делом законным и восстанавливающим справедливость!

  15. Вот вы тут, Виктор, поместили совершенно офигительный набор словарной фигни! Я вас ни в чем не виню, помилуй Бог! Действительно, так говорят словари: “назвали в честь кислой почвы”. Или в честь ящерицы. Или чтобы запечатлеть в грядущих веках слово “неучтивый”. Что с них возьмешь, с древних — дикие люди!

    Но!!! Если проигнорировать имя внука Ноя, сына Иафета, Мешеха как имеющего отношение к названию “Мещерская низменность”, то надо проигнорировать все нижеследующее:

    1. Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма»

    2. Первым внуком Ноя, упомянутым в Писании, был Гомер. Он был прародителем Киммерийцев, которые изначально селились на берегах Каспийского моря.

    3. Сыновьями Гомера были «Аскеназ, и Рифат, и Тогарма» (Бытие 10:3). Британская энциклопедия говорит, что Армяне традиционно считают себя потомками Тогармы и Аскеназа. Пределы древней Армении простирались на территорию Турции. Название Турции, вероятно, произошло от имени Тогарма. Другие переселились в Германию. Ашкеназ — так называется Германия на иврите.

    4. Следующий внук, о котором упоминает Писание — Магог. Иосиф Флавий пишет, что те, кого он называет Магогитянами, греки называли Скифами. Согласно Британской энциклопедии, древнее название области, которая сегодня включает часть Румынии и Украины, было Скифия.

    5. Следующий внук — Мадай. Вместе с Эламом, сыном Сима, Мадай является предком современных Иранцев. Иосиф Флавий говорит, что Греки называли потомков Мадая Мидянами.1 Позднее они просто назывались Персами. С 1935 года их стали называть в соответствии с названием их страны — Иранцами. Мидяне также «поселились в Индии».

    6.Иаван— древнееврейское название Греции. Названия Греция, Гресия или Греки встречаются в Старом Завете пять раз, и всегда в форме древнееврейского слова Javan (Иаван).
    Сыновей Иавана звали: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим (Бытие 10:4). Все они имели родственные связи с Греческим народом.

    7. Следующий внук — Тубал. Иезекииль упоминает о нем вместе с Гогом и Мешехом (Иезекииль 39:1). Тиглат-паласар I, царь Ассирии, правящий примерно в 1100 году до н.э., называет потомков этого внука Табали. Иосиф Флавий назвал их Тобелитами, (от них назваания Тбилиси и, кстати, Тобольск).

    8. Мешех — имя следующего внука Ноя, является древним названием города Москва. Москва является как столицей России, так и областью, которая окружает этот город. Один из географических районов, Мещерская низменность, до сегодняшнего дня называется по имени Мешеха, практически не претерпев изменений на протяжении столетий.

    9. Согласно Иосифу Флавию, потомки Фираса назывались тирянами. Греки изменили их название, и они стали называться Фракийцами. Фракия тянулась от Македонии на юге и до реки Дунай на севере и до Черного моря на востоке. Название Тирасполь — от Фираса (Тираса).
    Это только сыновья Иафета. Будем игнорировать?

    1. Ася Крамер
      2 января 2018 at 22:45

      Вот вы тут, Виктор, поместили совершенно офигительный набор словарной фигни!… Будем игнорировать?
      \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
      Конечно же, будем! Если из летописей следует, что мещера — это название древнего фин.-уг. племени (свидетельства XIV–XVI вв), у меня нет оснований считать это набором словарной фигни. У меня гораздо больше оснований считать бредом и безграмотной фигнёй утверждение, что слово «мещера» происходит от имени внука Ноя. Ну как тут не вспомнить бессмертные слова дедушки Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, / А сапоги тачать пирожник»…

  16. Под новый Год на Портале появились литературные изыски со словом бля. Мне тогда подумалось – а не лишнее ли это? Не притянуто ли к реальной жизни за уши? А сегодня поняла — очень даже жизненно! Просто необходимо! Потому что позволяет выражать эмоции заблаговременно — до того, как они отразятся на пищеварении! Сегодня я намереваюсь воспользоваться этим изобретением.

    Я, видимо, застряла, сабля, в том времени, когда информацию, статью или книгу ПРОЧИТЫВАЛИ и запоминали, а не просматривали и не забывали! Ни не то уж нынче! Ну не стал бы Михаил в очередной раз вытаскивать на страницы портала измочаленную колбасу (коль басар) — ведь о ней уже столько, сабля-дирижабля, говорено. Но мы ведь писатели! А не запоминатели!

    И не стала бы Фаина в очередной раз ссылаться на т.наз. “народную этимологию”. Ведь только недавно,,,

    Да вот хотя бы этот кусочек: (автор — ваша покорная слуга):

    “Я сегодня еще раз прочла лекцию покойного академика А.А.Зализняка “О профессиональной и любительской лингвистике”. Мне кажется, чтобы лучше понять его сарказм, надо заменить слово “любитель’ на слово “дурак”.

    Вот, к примеру, какой-то пьяный дурак сидит за столом и говорит своему собутыльнику:
    — Ты знаешь, ты настоящий алкоголик!
    — Да ты че! Щас как врежу! Какой я алкоголик?
    — Конечно, алкоголик! Ал кого лик? Т.е чья морда красная? Твоя! Значит, ты алкоголик!
    — А ну, ежели так, тогда лады! Давай выпьем!

    Или другой пример, который он приводит для доказательства идиотизма любителей.
    “…вот мы уже слышим от любителя, например, что первый слог слова разум или конец слова хандра — это имя египетского бога Ра и т. п.». На самом деле, это цитата из …выступления тоже покойного комика Задорнова! Шутку юмориста он выдает за научную концепцию! Слушатели в голос ржут.
    А между тем, продолжает ак.Зализняк, “между словами, сходными внешне, может не быть никакой связи”. Really? Кто бы мог подумать!

    Фаина, ну при чем тут народна этимология? Вит пишет Елена Бандас что слово “зерно” родственно ивритскому слову, обозначающему семя, сперму, а слово “молодость” родственно ивритскому слову ознчающему “рождение”. Это народная этимология? Вот Аркадий Гайсинский определил происхождения названий Мандриковка и Лоцманка. Это народная этимология? Если это народная этимология, то я верблюд. И вы верблюд. Мы с вами два верблюда, которые жуют-повторяют тривиальности. Впрочем, себя я вычеркиваю…

    Чуть лучше оказываются шутники. Они уже перестали вдаваться в суть обсуждения, а просто знай себе шуткуют! Тася разлила какую-то жидкость на карту — типа «Чья морда красная тот и дурак (любитель)!»

    Да, вот еще!. ЕМ пишет:
    Мокша и Мордва произошли от евреев с именами Мошка (Мойше) и Мордка (от Мордехай) — имена очень распространенные на российских пространтвах имено в таком произношении.
    Да-а-а! -хочется произнести это слово с американским акцентом, он должен тут звучать подчеркнуто туповато. А вот доводилось ли вам читать о географических названиях, связанных с именами внуков Ноя? Так вот, вы будете смеяться, но вот к примеру, название “Мещерская низменность” почти без измененеий связано с именем Мешеха, одного из внуков Ноя. Да-а-а…
    Пока, господа, я голосую за Тененбаума. Он все-таки читает тексты, и довольно вдумчиво, хоть и не всегда точно, работает над ответами. Короче первое место за БМТ. Остальным надо подтянуться.

    1. Ася Крамер
      2 января 2018 at 22:01
      … А вот доводилось ли вам читать о географических названиях, связанных с именами внуков Ноя? Так вот, вы будете смеяться, но вот к примеру, название “Мещерская низменность” почти без измененеий связано с именем Мешеха, одного из внуков Ноя. Да-а-а…
      \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
      Статья словаря Фасмера «Мещера́»
      название района Приочья, а также древнего фин.-уг. племени, обитавшего в этом районе (Ряз., Тамб., Пенз. губ.), к юго-вост. и востоку от мери (см. ме́ря), др.-русск. мещера (свидетельства XIV–XVI вв.; см. Барсов, Очерки 240 и сл.). По мнению Микколы (FUF 15, 62), тождественно названию Imniscaris – один из народов, подвластных Эрманариху (Иордан, Get. 22), которое он толкует как морд. *ḿeškär «пчеловод» от ḿеš, ḿеšk «пчела»; ср. словоупотребление мещерские бортники (см. Барсов, там же). Этот район подчинили себе половцы (см. Расовский, Semin. Kondakov. 9, 81), чем объясняется тюрк. характер позднейших мещеряков в бывш. Ряз., Пенз., Симб. губ.; см. Корш, Этногр. Обозр. 84, 116; ср. также Ахмаров, FUF Anz. 8, 22; Корш, AfslPh 8, 644. Отождествление мещеры с меланхленами Геродота (4, 107) лишено основания, вопреки Кузнецову (Этногр. Обозр. 86, 223). От мещера произведены меще́рый «неучтивый, невежливый, неуклюжий», сарат. (Даль), меще́рник «кислая почва, негодная для земледелия и лугов», ряз. (Даль), ср. также мещо́рка «ящерица», диал. (где?), табуистическое название вместо ящерка; см. Зеленин, Табу 2, 53.

  17. Обязательно номинировать и непременно дать первую премию! Я давно подозревал, что Мокша и Мордва произошли от евреев с именами Мошка (Мойше) и Мордка (от Мордехай) — имена очень распространенные на российских пространтвах имено в таком произношении.
    Также хорошо и давно известно, что угличане были предками англичан. Это открыл Алексей Хомяков еще до революции.
    О сколько нам открытий чудных… (как там дальше?)

  18. Ася Крамер
    2 января 2018 at 6:58
    Великолепное раскрытие топонимики — это вовсе не так мало. По правде говоря, это много, очень много. Это настолько много, что даже пугает меня. По логике вещей, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ такого массового семитскоязычного происхождения топонимики и гидронимики. Вот над чем думать надо, а не оспаривать очевидное.
    _____________________________
    Ася, к вашим словам добавлю пример, хоть и не из «топонимики и гидронимики», но тоже впечатляющий, по-моему. Сажусь утром пить кофе. На пакете молока вижу надпись на иврите (капэцэт) קפצת и под ним картинка подбрасываемого человечка, как бы поясняющее это слово. Но меня остановило звукосочетание «капэц». Это слово я знала раньше, и произносили мы его в значении «конец», «все кончено, пропало». Открываю словарь Штейнберга: капац — стягивать, сжимать, прыгать. От этого корня слово никпац — быть сжимаемому, раздавливаемому, гибнуть (Иов. 24,24). Самое интересное, что в Вики происхождение слова «капэц» (молодежный сленг) очень даже широко обсуждается. Выдвигаются самые разные версии: от слова «конец», эвфемизма от нецензурного слова, от латышского со значением «почему», от соединения слов «конец» и «капут», от украинского «копец» — межевой знак, и еще смешнее, как заимствование из русского — капец ( конец, смерть). Есть еще и другие версии – от героя литературного произведения по фамилии И.Копец, который покончил с собой от безысходности и пр. Как вам это нравится? Это так на заметку некоторым господам.

    1. У меня на заметку некоторым господам тоже есть сообщение по топонимике. Составлял я с товарищами сводный геолого-геофизический отчет по группе Тамбейских месторождений (это там, где нынче газ сжижают и по Севморпути возят). На севере особняком расположено еще и Тасийское месторождение, пока еще в эксплуатацию не запущенное.
      Корреспондент спросил, почему такое имя дали. Я стал вилять, тогда он сам придумал и в газете написал что в честь ТАСС. А вилял я в советское время, поскольку назвал его в честь Таси М., а не, скажем, Брежнева.
      А увековечена Тася за разлив на карту «Воркутинского» пива, как раз на это месторождение.

  19. Уважаемый БМТ, с приездом и с Новым годом!
    Я пишу вам только для того, чтобы поприветствовать и поблагодарить за активность в этом, столь интересной для меня теме. Ответа же на ваш коммент мы будем, наверное, ждать от ув. Аркадия Гайсинского, я думаю это будет справедливо.

    Я же могу затронуть некоторые “несущественные” моменты. Мелкие, но вы же знаете меня — я не могу промолчать 🙂
    Не стоит писать в связи с историческим фактажом такие слова, как “насколько я помню”. Мне кажется, вы ставите себя в неловкое положение: вы не можете этого помнить (тем более это не сфера ваших интересов) и не должны. Это только в хедере заучивали наизусть, а в наш век знание не этим ценится.

    Второе. Великолепное раскрытие топонимики — это вовсе не так мало. По правде говоря, это много, очень много. Это настолько много, что даже пугает меня. По логике вещей, НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ такого массового семитскоязычного происхождения топонимики и гидронимики. Вот над чем думать надо, а не оспаривать очевидное.

    1. Дорогая Ася! Не смешите мои тапочки! Топонимика сама по себе не может быть научным фактом, если не подтверждается реальными доказательстами. А то получится как у некоторых «русских» новоявленных «знатоков» иврита: слово «колбаса» произошло от ивритского «коль басар» (все мясо).

    2. Ася,

      1. В отношении «насколько я помню» и Теофилия: «… Rhos travelled through the Frankish Empire accompanied by Greek ambassadors from the Byzantine emperor Theophilus, around 838 …».
      Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Rus%27_Khaganate#Documentary_evidence

      2. В отношении всемогущей топонимики: посколько праотец Авраам вышел из земли Ур, то не очевидно ли, что «Уралвагонзавод» основали евреи? Можно еще многозначительно добавить, что корень «UR», так же как и «BR»(ваш копирайт) пришел с юга …

  20. Определение из словаря:
    «Спекуляция (философия) — отвлечённое рассуждение, тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту»

    А вот — характерный пример:

    «… Известно, что первоназвание Киева — Самбат и в этот топоним, как уже отмечалось, имеет в своей основе ивритское слово «шабат» …».
    Вообще-то, храброе «известно» — на самом деле неизвестно: «Самбат» как первоназвание Киева сам автор и вывел, с удивительной лихостью забросив беглецов из разгромленной Иудеи аж на Днепр, и не привел при этом никаких доказательств, кроме собственных рассуждений.

    А дальше, основываясь на своем «открытии», которое принимается им как твердо установленный факт, автор двигается дальше, и добавляет «спекуляцию номер два»:

    «… логично предположить, что коль скоро имя «докиева» основывалось на ивритском корне, то и названия отдельных частей города также могли иметь в своей этимологической основе ивритские слова …».

    Но если имя «докиева» НЕ основывалось на ивритском корне, то все остальное (прелестно сформулированное как МОГЛИ ИМЕТЬ) вообще не имеет никакого основания?

    Как я уж и говорил в прошлый раз: все это «исследование». — натягивание резинки на амбар.

  21. Пусть простят меня местные опровергатели ненаучного подхода, но в своей работе Аркадий Гайсинский демонстрирует истинно научный подход, и т.д.
    ==
    Исследование, построенное только на топонимике, не заслуживает термина «исследование»: автор «найдет» именно то, что он и «искал». Нам сообщат, что такой-то и/или такой-то географ описывал такой-то и/или такой-то народ, называемый так-то и так-то — но при этом проигнорируют существующие документы: например, возантийские хроники, аккуратно датированные, вполне подробные, и полные деталей, которые подтверждаются другими источниками — например, дипломатической перепиской с франкскими королями.

    Приведем небольшой конкретный пример: вот короткая цитата:

    «… На Таманском полуострове, что достоверно известно, находился город Русия — его в середине ΧIIв. упоминает арабский путешественник ал-Идриси …».

    А между тем без всякого ал-Идриси известно, что т.н. русы (что-то вроде посольства) просили у императора (Теофилия, насколько я помню) пропуск для возвращения домой через земли франков, поскольку опасались двигаться Днепром через степи — и было это в конце 8-го века, и имена послов были сплошь скандинавские. А в 9-м веке «каган русов» устроил набег на Константинополь из Киева, через Черное море — и все это лет эдак на 300 пораньше г.Русии?

    Есть составленный в Византии «путеводитель» по днепровским порогам — все названия скандинавские. Это отражено у арабского путешественника?

    Короче говоря: вместо подробной экскурсии в византийскую историю приведу просто короткую ссылку на общеизвестные вещи:
    https://en.wikipedia.org/wiki/Rus%27_Khaganate

    К сожалению — по-английски. Но г-жа А.Крамер как-никак американка, и английским владеет …

  22. Что сказать… Полное восхищение!
    Пусть простят меня местные опровергатели ненаучного подхода, но в своей работе Аркадий Гайсинский демонстрирует истинно научный подход, как его только и стоит понимать: он не падает ниц перед авторитетами, а весьма вежливо и доказательно расшифровывает необоснованность их посылов. Это первый научный подход.

    Второй. На сегодняшний день он делает, пожалуй, один из главных выводов, необходимых исторической науке для выхода из кризиса. Вывод такой: мы мало знаем! Мы почти ничего не знаем! И очень часто — не хотим знать! «Историческая правда? А кому она, собственно, нужна?!»

    Третье. Я давно подозревала, впрочем, я даже была уверена, что с приездом тысяч наших людей — настырных и любознателельных — в Израиль, начнется новая веха в изучении истории. Вот эта самая ашкеназийская настырность и любознательность, умение анализировать (а отчего, вы думаете, так много среди ашкенази нобелелвских лауреатов и авангардистов в любой отрасли? Вот именно от этих благословенных качеств!) плюс освоение древнего языка, (такое освоение, которое ни одному ученому до сих пор и не снилось!) дали поразительный результат. И это только начало! Ящик Пандоры открыт!
    И, пожалуйста, дорогая редакция, не откладывая в долгий ящик, (ибо это может быть ящик Пандоры, из которого все расползается), — внесите Аркадия Гайсинского в номинанты по категории НАУКИ! Если кто-то из уважаемого жюри будет голосовать против этой кандидатуры, попросите его обосновать свое мнение. Научно!

Добавить комментарий для Ася Крамер Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.