Яков Каунатор: Откровения зрителя-обывателя

Loading

Только что вышла на экраны картина Кирилла Плетнёва «Жги!» Мне симпатичен это актёр, наверное поэтому иногда приглядываюсь к его ролям. А тут — режиссёрский дебют! Меня всегда радуют хорошие достижения людей, мне симпатичных. И отношусь к их достиженям ревниво.

Откровения зрителя-обывателя

Яков Каунатор

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Анна Ахматова

В каком году — неведомо, в каком краю — незнамо…» Так обычно начинается зачин в сказках. Да у нас-то не сказка, а самая натуральная быль, называемая «голимая правда». Вот только с годом — как в сказке. Ну неведомо мне! Давно это было. Может 40 лет назад, может и все 50. За давностью лет и не вспомню в каком году. Но помню: БЫЛО!

По молодости лет учился я в институте, сейчас стыдно признаться — в педагогическом. А тогда педагогический был в почёте. Даже конкурс был при поступлении. А по окончании оного — почёт Вам и уважение: в сельской местности несмотря на ваш юный возраст -только по имени-отчеству обращались.

Дааа, так вот, предложили нам студиозам подискутировать на тему: ты за какой фильм: за «Гори, гори, моя звезда…» А. Митты или за «Начало» Глеба Панфилова?

А вы за какой? Вот оно! Вот и пришёл вам карачун, потому что самая большая проблема в жизни человека — проблема ВЫБОРА. А выбор у тебя один: ИЛИ — ИЛИ. И третьего фильма тебе не предложили…

Мне же -только дай подискутировать! «Шашки — наголо!» — и вперёд доказывать преподавателю, что кроме двух, у меня ещё одна, третья в мозгах извилина. Я сходу:

— Фильм «Гори, гори, моя звезда» — фильм всех времён и народов!

Преподаватель даже и не поморщился.

— Обоснуй, — говорит.

А для меня это проще пареной репы. Потому как во мне убеждения не просто горели, а полыхали. И выдал я эти свои убеждения, фильмом «Гори, гори, моя звезда…» подтверждённые:

— Красота спасёт мир! Искусство революции принадлежит массам!(убеждение это я вынес из имени героя фильма — Искремаса).

С того диспута много времени прошло. Нет, убеждения, конечно же, во мне остались… Тлеют где-то…

Зря я, зря я встрял в эту дискуссию. Скажите мне, кто бы из нынешнего времени стал бы сравнивать в здравом уме эти два фильма, когда один — чистой воды экшн, а другой — мелодрама с элементами фэнтези? Но ведь времена-то были доисторические, примитивные. Представляете, у них «Преступление и наказание» Достоевского называлось просто — роман! Когда это явно «Ужасы, криминал». И «Война и мир» Тостого -тоже роман! А ведь это же «Триллер, исторический»!

Даааа, так вот, возвращаясь к диспуту. Вот после моих убедительных доводов преподаватель стал морщиться, как от зубной боли. А у него, как оказалось, тоже — убеждения.

И рассказывает он нам идею, замысел режиссёрский в фильме «Начало»…

И фильм «Гори, гори, моя звезда…», и фильм «Начало» вышли почти одновременно. Самое начало 70-ых годов прошлого века (!!!— как быстро время летит! И юность моя — уже — «Прошлого века»!!!)

Кто ещё помнит её, ту свою юность, помнит, какой надеждой жили мы в 60-ые–начало 70-ых… Оттепель. Только оттепель была на излёте. И фильмы эти были едва ли не последними отзвуками той Оттепели.

Картина (давайте всё же хорошее кино называть картиной, ведь это тоже — отпечаток Художника) «Начало» — это рассказ о Паше Строгановой. Ткачиха в провинциальном городке, свободное время — художественная самодеятельность и яркая роль Бабы Яги. И бытовуха, конечно же. По молодости лет — влюбилась, как и полагается в мелодраме (так нынче определили жанр картины) неудачно. Несчастная любовь едва не привела к суициду.

И вот на фоне этой бытовухи, несчастной любовью, происходит с Пашей Строгановой самое главное. Человеку, случайному человеку, кинорежиссёру, который увидел её в «яркой роли», достаточно было чуть-чуть поскрести её оболочку и увидеть в ней то, что зовётся ИСКРОЙ БОЖЬЕЙ — Талант.

 

 

Из провинциальной замухрышки, ткачихи Паши Строгановой родилась ЖАННА д’АРК…

В каждом человеке есть искра божья, есть талант. Надо всего лишь поскрести оболочку и из Петьки Криворукого вдруг выглянет талантливый художник, а из Машки Поливановой — оперная певица…

Это всё — предисловие, зачин.

Только что вышла на экраны картина Кирилла Плетнёва «Жги!» Мне симпатичен это актёр, наверное поэтому иногда приглядываюсь к его ролям. А тут — режиссёрский дебют! Меня всегда радуют хорошие достижения людей, мне симпатичных. И отношусь к их достиженям ревниво.

Из отзывов на картину «Жги!»:

«Разглядывая постеры «Жги!» и изучая трейлер картины, можно предположить, что дебютировавший в режиссуре известный актер Кирилл Плетнев снял нечто вроде недавнего голливудского мультфильма «Зверопой». Однако у «Жги!» мало общего с обычными историями об участии любителей в музыкальных конкурсах. Вместо того чтобы поскорее вывести героиню на сцену, картина лишь в самом конце повествования переносит Алевтину в Москву и не уделяет почти никакого внимания состязанию женщины с другими конкурсантами. Телевизионное шоу в «Жги!» — не суть повествования, а лишь завязка для тюремной драмы, и все важные события в фильме разворачиваются за решеткой или в городке, где живут надзиратели».
Борис Иванов

«Симпатичная маленькая девочка по прозвищу Ромашка чисто и проникновенно поет на сцене актового зала женской колонии «Старинные часы» Аллы Пугачевой.
Аккомпанирующая ей бабушка внезапно умирает прямо во время выступления. Трагическое событие становится для Ромашки серьезным психологическим испытанием, заставляя сложить лепестки, закрыться в себе и почти завять, между делом заглушив и природные порывы к проявлениям женственности. Прошло много лет, теперь Ромашка — Алевтина Петровна Романова, суровая надсмотрщица все в том же исправительном учреждении — орет на подопечных командирским голосом, не пользуется косметикой и в служебной форме не сильно отличается от мужика»

Дмитрий Котов — о режиссерском дебюте Кирилла Плетнёва:

«Всё в этом фильме настроено на то, чтобы найти отклик у любительниц криминальных мелодрам, целевой аудитории популярных сегодня вокальных телешоу и даже поклонников истории перевоплощения «мымры» Людмилы Калугиной из «Служебного романа».

Фокус дебютной полнометражки Кирилла Плетнёва, выступившего здесь и режиссёром, и сценаристом, заключается в том, что под мишурой вдохновенных репетиций и комичных столкновений сурового быта режимного учреждения и творческих порывов его обитательниц, окрылённых нагрянувшей в гости мечтой, скрывается отнюдь не мюзикл, и не ромком, а махровая социальная драма, если не сказать трагедия. И дело даже не в неизжитом наследии 90-х в виде вертухайского беспредела, непролазной грязище поселковых улиц и выцветшего советского обрамления единственного очага культуры в этой обители скорби. А в матёром патриархальном укладе, словно болото затягивающем любое проявление женской независимости, будь то природный талант или занесённые судебными ветрами ростки чуждой здесь свободы. Ну, чем иначе объяснить такую закономерность, что российская женщина, словно героиня так неоднозначно именуемой по-русски оперы Пуччини, запеть в полную силу может лишь от полной безысходности, выбирая между унылым существованием твари дрожащей или обречённым на неудачу бунтом право (на бумаге) имеющей?»

В этих откликах на картину «Жги!» я напрасно пытался отыскать взгляд человека творческого, наделённого воображением. Кто-то смачно шлёпнул печатью: «Мелодрама!», кто-то разнообразил эту печать словом «тюремная». Кто-то обозвал «Мызыкальной мелодрамой»…

Первые кадры картины: девочка Ромашка исполняет «шлягер» Пугачёвой «Старинные часы». Аккомпаниаторша, бабушка Ромашки, внезапно умирает прямо за пианино. И все критики в один голос: «Умирает бабушка Ромашки и жизнь её изменилась».

Господа! Это не «бабушка умирает»! Это ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ! Вы хотя бы прислушались к словам песни?

«ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД
И ВРЕМЯ НИ НА МИГ НЕ ОСТАНОВИШЬ!»

Эпоха Ромашки закончилась. И пришло другое время — время старшего надзирателя Алевтины Романовой.

 

Кстати, к тем же «кинокритикам»: кто-нибудь обратил внимание где исполняла песню Ромашка и где происходят события в новой жизни Прапорщика Романовой? Зона.

«Жги» — конечно же не мелодрама, ни тюремная, ни музыкальная. Это картина о Паше Строгановой, поставленной в другое время и в другие условия. «Жги!» — это то же «Начало», только уже в веке 21-ом, во втором его десятилетии. Это картина о творческом начале в человеке. К счастью, к счастью, нашёлся человек, который соскоблил вохровскую форму прапорщика Романовой, за которой пряталась ИСКРА БОЖЬЯ — ТАЛАНТ.

В картине «Жги!» есть многое, что напоминает мне «Начало». Помните эпизод, когда Паше Строгановой всё никак не удавалось войти в образ Жанны Д»Арк, и истерику режиссёра? Да ведь и в «Жги!» Алевтине не удаётся войти в образ, и Маша закатывает истерику. В «Начале» — режиссёр требует пилу, чтобы отрезать Паше руку, которая «мешает», в «Жги!» Маша заставляет Алевтину содрать форму и напяливает на неё балахон с ангельскими крылышками. «Элемент комедии, комический приём», — из откликов кинокритиков. Да не комический это приём… Это аллегория, вознестись над этим бытом, подняться над собою, той — прошлой! И как-то проглядели критики символичные кадры, когда ария Тоски возносится к небу над провинциальными пейзажами, над семейным бытом с вечно жрущим мужем…

Странный, странный выбор режиссёра для музыкального сопровождения… Ария Тоски из оперы Пуччини…

И крамольная мысль закрадывается в голову: а может, Плетнёв по молодости (ему нет и 40) и неопытности хотел сказать «Красота спасёт мир!?»

В каждом человеке живёт — иногда в сонном состоянии, иногда в полудрёме — импульс Творчества, ведь человек по природе своей — Творец.

Конечно же, соглашусь с критиками: это и мелодрама, и тюремная, и музыкальная (кстати, кадры с конкурса, когда безголосая попса высокомерно обращается к Алевтине).

Это всё — о Времени, о нас с вами…

КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ, ЖГИ!!!! И удачи Вам!

(Кстати, да ведь режиссёр картину-то поставил о себе! Провинциал, в котором импульс проснулся).

Print Friendly, PDF & Email

12 комментариев для “Яков Каунатор: Откровения зрителя-обывателя

  1. Великолепный текст эмоциональный, с душой! Прямо очень!

    «Гори-гори, моя звезда», я помню, мы тоже взахлеб обсуждали. Я уже его не помню (надо пересмотреть), но помню, он мне очень тогда понравился. Помню только эпизод с падающими яблоками…

    А про «Аритмию», мне кажется, вы неправы. Разве это чернуха или фильм «о недостатках в системе медицины»? Это о людях, и они там живые — не шаблонные. Как надоели шаблонные персонажи, у которых, как в комедии масок, свои границы, за которые они не могут выйти! Вот на ФБ была дискуссия по фильму: должна ли медицина была «человеческой» с порывами души или по-американски выверенной, где за «порыв души» медику мало не покажется… И конечно, многие предпочитают говорить только об этом. Но я повторю, что для меня фильм был совершенно о другом (хотя и о страшном быте тоже) и очень понравился!

    1. СПАСИБО!!!
      Благодарен за такой отклик. Да, «Аритмия» выгодно отрличается от массы низкопробных фильмов. Для меня же главным и определяющим было то, что те же кинокритики, которые вознесли «Аритмию»(соглашусь, заслуженно), те же самые кинокритики размазали «по экрану» фильм-дебют Плетнёва «Жги!» (незаслуженно, ибо это никакая не мелодрама, это — нет, не притча, до притчи далеко, но это — аллегория, а потому не укладывающаяся в традиционные жанры картина)

  2. Благодарен всем, кто откликнулся. Попробую ответить всем.
    Спасибо огромное Григорию Быстрицкому за прочтение и понимание!
    Сильвия:
    я выскажу лишь собственную точку зрения на «Аритмию». Единственной награды, которой ЗАСЛУЖЕННО удостоин фильм — награда исполнителям главных ролей. На фоне бесконечных сериалов, где актёры уже просто перестают запоминаться и где от них не требуется никакого мастерства, а требуется всего лишь заурядная фактура, герои «Аритмии» действительно выкладываются.
    Положение медицины в России не видит лишь слепой, да и то, если ему повезёт не соприкоснуться с этой медициной. В России откровениями фильма по поводу недицины никого не удивишь. «Сложные отношения между мужчиной и женщиной». Вся сложность сводится к простой житейской формуле: «Стерпится — слюбится».
    На этом фоне отношения между прапорщиком Романовой и её мужем куда более не тривиальны. Вспомните, весь фильм муж прапорщика жуёт. И — глаза мужа, когда он услышал даже не голос жены(к нему он привык), а то, что она исполняет, то — что он впервые в своей жизни услышал.
    Ефим Левертов:
    Признаюсь, сыграли роль эмоции, когда захотелось защитить с моей точки зрения хороший фильм. Что же касается последнего фильма Андрея Звягинцева… То, о чём он нам поведал, было сказано графом Толстым очень давно:»Все семьи счастливы одинаково и каждая семья несчастна по-своему». Пытаюсь понять, а почему «Нелюбовь» не отмечена на внутренних фестивалях? Или я ошибаюсь.
    Очерк мой был вызван странным состоянием кинокритики, когда люди профессиональные судят о своём профессиональном деле с позиций некомпетентности. Ту же картину «Жги!» обсуждали с позиции жанра «мелодрамы».
    Кстати, ещё один образец кинокритики и моё отношение к этому образцу: http://7iskusstv.com/2014/Nomer1/Kaunator1.php

    1. «Пытаюсь понять, а почему «Нелюбовь» не отмечена на внутренних фестивалях? Или я ошибаюсь».
      —————————————————————————————
      Ошибаетесь. Победа на Всероссийском кинофестивале «Золотой Феникс» — 2017. Гран-при.

  3. С подачи Якова посмотрел фильм. Плетнева я давно заметил, всегда было такое ощущение, что молодой артист отдельные сцены изобретал сам, в дополнение к сценаристу или режиссерскому сценарию. В этом фильме (дебюте) он и сценарист и режиссер. Недостатки можно вылавливать, они есть, но кульминация построена и сыграна сильно. Чтобы там не заявляли прославленные киноконъюнктурщики, Кирилл молодец. Хорошо задумал, нетривиально исполнил. Далеко может пойти, если не остановят. Слишком честный, отработал на разрыв, ни глазури, ни гламура, ни псевдопатриотизма с мифотворчеством — боюсь, намучается парень. Ну а как иначе?

  4. Фильм, Яков не смотрел, поэтому скажу только о том, что очерк написан добротно, искренне, легко читается. Спасибо.

  5. Aлекс Б.

    Тема перевоспитания надзирательницы одной из заключённых на Псковщине показалась не очень правдоподобной.
    ====
    Конечно совершенная фантазия. Но автор меет право.

    1. Дорогой Алекс! Признателен и благодарен Вам за зоркий глаз! (Если бы ещё знать, каким образом здесь исправить опечатку…)))
      Я всегда подчёркиваю, что этот отзыв на фильм — мой сугубо субъективный взгляд. Очень не люблю, когда «маленьких обижают»))) На первой же послепросмотровой пресс-конференции маститые кинокритики разнесли Плетнёва в пух и прах. Один ну ооочень маститый кинокритики заявил, что его тошнит от этой картины(дебютной, кстати) Если говорить о самой картине — то она — вся — аллегория. В реальности трудно себе представить надзирательницу, преображённую вот таким сказочным манером. В аллегории и не такое возможно. Помните эпизод, когда Машу везут в дом чиновницы обучать девицу-дочь пению? В реальности вряд ли возможно, Аллегорически режиссёр нам показал, что роль искусства в этом обществе — это всего лишь — обслуга. Надо ли приводить примеры из жизни? Признаюсь, меня крайне удивило отношение критиков к картине, коигда осталось незамеченным именно то, что так резко бросается в глаза.
      От чего же кинокритиков «не тошнит»? «Аритмия» — фильм. снявший все главные призы на внутреннем кинофестивале. «Стошнило» от фильма меня. И вот теперь буду говорить ужасные, кощунственные вещи. «Аритмия» — это а-ля Звягинцев для внутреннего потребления. Андрей Звягинцев — очень талантливый режиссёр. И первые две его картины сделаны мастерски, на очень высоком профессиональном уровне. А затем… затем пошла коньюктура. К тому времени на Западе — в Европе и США сложился очередной образ России. Этот образ можно определить словом «Бяка». И Звягинцев под этот образ и стал создавать картины на экспорт. «Вы хочите Бяки? Их есть у меня!»
      Ведь фильмы его создаются не для внутреннего потребления, а именно для внешнего. Под Канны. Это там «стюдень с хреном» — блюдо уж совсем экзотическое, а для России очередная «хреновина» вовсе не в новость. Поэтому все фильмы Звягинцева во внутреннем прокате проваливаются.
      «Аритмия» — это тот же продукт, «стюдень с хреном».
      «Жги!» выгодно отличается от тех фильмов. Звягинцеву не надо писать сценарий, дпстаточно посмотреть новостные российские каналы или передачу «Черезвычайное происшествие» и сценарный костяк готов, надо только «мясо» нарастить.
      Кирилл Плетнёв создал АЛЛЕГОРИЮ. И в этой аллегории в финале — НАДЕЖДА.

      Я всего лишь выразил своё субъективное видение этой картины. И каждый имеет право на собственное восприятие. Спорить не буду))) Но побеседовать буду рад.

      1. Yakov Kaunator
        14 января 2018 at 15:52
        От чего же кинокритиков «не тошнит»? «Аритмия» — фильм. снявший все главные призы на внутреннем кинофестивале. «Стошнило» от фильма меня. И вот теперь буду говорить ужасные, кощунственные вещи. «Аритмия» — это а-ля Звягинцев для внутреннего потребления.
        …Канны. Это там «стюдень с хреном» — блюдо уж совсем экзотическое, а для России очередная «хреновина» вовсе не в новость. Поэтому все фильмы Звягинцева во внутреннем прокате проваливаются. «Аритмия» — это тот же продукт, «стюдень с хреном».
        —————————————————————————
        Вот совпадение. Сегодня в газете «Наарец» появилась статья кинокритика об «Аритмии».
        Его выводы и впечатления: прекрасно сделаны и сыграны отношения между мужчиной и женщиной; провалы российской медицины замечены, но важны критику, прежде всего, как характеристики поведения героев (критик не из «русских», его российские порядки мало трогают, возможно, от незнания).
        Фильм «живой» и, как замечает один из читателей статьи: «Хороший фильм о сложных отношениях. «Маленькие» фильмы, которые берут тебя в плен и поднимают вопросы, которые подходят и нам об отношениях в семье или о ситуации в медицинском обслуживании.» «Стюдень с хреном» не замечен ни журналистом, ни комментаторами.

      2. «Поэтому все фильмы Звягинцева во внутреннем прокате проваливаются».
        ——————————————————————————-
        Ну почему же проваливаются? Фильм «Нелюбовь» по моему не провалился и даже имел успех. Я писал об этом фильме здесь http://blogs.7iskusstv.com/?p=59996

  6. Не знаю как классный парень Кирилл, но Яков таки зажег. Обязательно посмотрю. Вернусь.

  7. Опечатка: поэтом — ПОЭТОМУ
    «Только что вышел на экраны картина Кирилла Плетнёва «Жги!» Мне
    симпатичен это актёр, наверное поэтомУ иногда приглядываюсь к его ролям.
    А тут — режиссёрский дебют!»
    ::::::::::::
    Яков, меня также радуют достижения людей, фильма, однако, пока не видел.
    Тема перевоспитания надзирательницы одной из заключённых на Псковщине показалась не очень правдоподобной. Если удастся посмотреть фильм, напишу непременно.

Добавить комментарий для Soplemennik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.