Иосиф Вергилис: Казимеж. Окончание

Loading

Еврейские погромы повторились сразу после освобождения Польши и начавшегося возвращения чудом переживших Холокост евреев. Такие погромы прошли в Кракове 11 августа 1945 г. и в Ржешове и Кельце 4 июля 1946 г. Погром в Кракове был вызван сплетнями о том, что евреи похищают католических детей для ритуальных убийств…

Казимеж

Еврейская история Кракова

Иосиф Вергилис

Окончание. Начало

В начале января 1941 года делегация раввинов и еврейских представителей Кракова обратились к католическому кардиналу Адаму Сапеге, чтобы тот ходатайствовал перед генерал-губернатором оккупированной Польши, Гансом Франком, с целью остановить депортацию евреев из города. Узнав через информатора об этом обращении к кардиналу, немецкие власти депортировали всех членов делегации в Освенцим. После чего депортация евреев из Кракова продолжалась.

3-го марта 1941 года был издан приказ о создании Краковского гетто с требованием, чтобы все проживающие с разрешением в Кракове евреи были ссосредоточены в пределах гетто до 20 апреля 1941 года. Причём, гетто должно было располагаться не в Казимеже, который с самого начала своего основания был классическим гетто.

Как известно, первое классическое гетто, по сути и по данному названию, появилось в Италии в 1516 году, когда властями был выделен изолированный участок для проживания евреев (ghetto nuovo).

Созданное гитлеровцами еврейское гетто располагалось в трущобах района Подгуже на другом берегу Вислы и было ограждено колючей проволокой и бетонной стеной, выполненной в виде еврейских надгробий, и полноводной Вислой от основной части города. Мы видели оставшиеся фрагменты этой стены, которая и сегодня устрашает всё еврейское население Кракова.

Оставшаяся часть стены Краковского гетто
Оставшаяся часть стены Краковского гетто

Гетто имело трое ворот, и над главными воротами была изображена звёзда Давида и большая надпись «Еврейский квартал».

Главные ворота Краковского гетто
Главные ворота Краковского гетто

По обе стороны ворот — два фонаря, мерцающие синим светом. Ворота охранялись извне польскими и немецкими охранниками и изнутри — еврейской полицией.

15 тысяч евреев из Казимежа были переселены в гетто, где раньше проживало 3 тысячи человек. Район занимал 30 улиц, 320 жилых строений и 3167 комнат. В одной квартире жило по четыре семьи, а менее удачливые жили прямо на улице. Из-за большой плотности населения в гетто начались эпидемии и резко возросла смертность, что и было задачей гитлеровцев: обречь евреев на самовымирание.

В первое время жители гетто поддерживали контакты с внешним миром. Уже в апреле 1941 года было создано почтовое отделение, находившееся в ведении юденрата и просуществовавшее до декабря 1941 года. Немецкая администрация делала всё, чтобы ужесточить условия проживания в гетто. По официальным данным, немцы выделяли для каждого жителя гетто 250 ккалорий в день при требуемой норме даже для сидячего образа жизни 2000 ккалорий, а для человека, занимающегося физическим трудом, норма — 2800 ккалорий. Пока работало почтовое отделение, жители гетто постоянно получали продуктовые посылки от своих польских друзей. Поэтому немцы закрыли это почтовое отделение. Другой способ получения необходимых для жизни продуктов и лекарств заключался в контрабанде. Разрешения на выход из гетто в течение дня выдавалось тем, кто работал на немецких или польских фабриках, работникам больницы, сотрудникам детского дома и работникам тех отделов юденрата, которые ещё оставались за пределами гетто. Кроме того, полякам разрешалось работать на фабриках, расположенных внутри гетто. Эта ситуация способствовала контрабанде продуктов питания в гетто по значительно завышенным ценам. Большинство людей не имели возможности обеспечить свои семьи необходимым питанием и в первую очередь кормили своих детей. Когда родители умирали от голода, болезней и тяжёлой изнурительной работы, их дети становились сиротами. Юденрат делал всё возможное, чобы облегчить тяжёлое положение детей в гетто. Триста детей были размещены в приёмных семьях, для них также были открыты детские сады и общественные кухни.

Для молодых людей в гетто действовали профессиональные курсы. Эти курсы способствовали сближению молодых людей и к вступлению их в отряды самообороны. В гетто было организовано Сопротивление местным отделением ZOB (Zydovska Organizacja Bojowa): «боевой еврейской организации», которая действовала вместе с подпольной Армией Крайовой. Эта организация производила подрывы кафе и кинотеатров, когда там собирались нацисткие офицеры, уничтожила патрульное судно СС на Висле, поджигала гаражи Вермахта, уничтожала еврейских предателей, колаборационистов и шпионов СС. В гетто также издавалась подпольная молодёжная газета «Сражающийся пионер». В отличие от Варшавского гетто, их борьба не привела к общему восстанию в гетто перед его ликвидацией.

Между тем в Краковском гетто шла своя жизнь, невзирая на усиливающиеся репрессии со стороны немецкой администрации. 15 октября 1941 года был опубликован приказ о смертной казни для любого еврея, задержанного без разрешения за пределами гетто, и любого поляка, скрывавшего еврея. В ноябре-декабре 1941 года около 2000 евреев были депортированы из гетто под предлогом, что у них не было разрешения находиться в гетто. Депортация продолжалась и в начале 1942 года. При чём, все списки на депортацию подготавливались еврейской службой порядка по приказу немецкой администрации. Людей отправляли в вагонах для скота в направлении Люблина. Дальнейшая судьба депортированных евреев оставалась неизвестной. Одновременно с этим около 7000 евреев, находившихся в общинах за пределами Кракова, были переселены в гетто. Властям необходимо было сконцетрировать евреев в одном месте с целью их дальнейшего уничтожения. По данным юденрата, в гетто к концу 1941 года находилось более 18 тысяч человек, невзирая на постоянные депортации евреев в Люблин.

Евреев из Кракова и других мест Польши отправляли в Люблин, где они должны были работать на немецких предприятиях и где голод и антисанитария привели к эпидемии тифа, унесшего тысячи людей. На смену умершим власти отправляли тысячами новые партии евреев, в том числе из Кракова. В Люблине также было создано гетто 24 марта 1941 года, где люди жили в адских условиях по 10-15 человек в одной комнате, лишённые топлива, в холоде и голоде. Доставать хлеб было очень трудно, так как выходить из гетто было запрещено под угрозой расстрела. Несмотря на высокий уровень смертности в результате продолжавшегося переселения евреев из окрестностей Люблина и других частей Польши, население гетто увеличилось, и в декабре 1941 года составляло около 36 тысяч человек. Люблин играл роль мясорубки, где люди погибали тысячами от голода, болезней и тяжёлой работы. Немцы требовали от евреев энергичной работы, и для устрашения других отправляли по обвинению в уклонении от труда сотни евреев в концлагерь Майданек, который находился недалеко от Люблина и где новые узники сразу погибали.

Сравнивая условия жизни в Люблинском и Краковском гетто, надо отдать предпочтение последнему, и депортация из Краковского гетто в Люблинское всегда воспринималось как смертельное наказание для депортируемых. Отбор новых жертв для депортации из Краковского гетто в Люблинское представлял мучительную задачу для Краковского юденрата, так как, если этот юденрат не даст список депортируемых евреев, то все его члены сами будут депортированы в первую очередь. Поэтому, хоть жизнь в Краковском гетто тоже была суровая, но основная масса евреев как-то там выживала. Однако всё изменилось после Ванзейской конференции, принявшей «Окончательное Решение еврейского вопроса»: по геноциду евреев — их массовому истреблению. Это вопиющее решение нацистов об уничтожении всех евреев на захваченных гитлеровцами территориях Европы было принято на указанной Ванзейской конференции под Берлином 20 января 1942 года, где были разработаны конкретные пути по координации этого зловещего плана. Главным архитектором этого злодейского плана был Генрих Гиммлер. Сейчас на вилле, где принималось это чудовищное преступное решение, открыт музей, где выставлены копии документов людоедского постановления на 15 страницах, обрекающего на смерть всех европейских евреев (свыше 11 миллионов). В этих документах, подготовленных А. Эйхманом, с немецкой педантичностью перечислен «объём планируемых работ» по уничтожению, в частности в Польше 2 284 000, в Украине 3 000 000, в целом на территории СССР 5 миллионов евреев. После совещания в Ванзее машина массового уничтожения заработала на полную мощность. А мощность была такова уже в 1942 году: четыре крематория с газовыми камерами, которые позволяли за 5 часов уничтожать до 12 тысяч человек.

Фактическое уничтожение евреев стало проводиться с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года, когда Гитлер и Сталин напали на Польшу, и после вторжении Германии в СССР 22 июня 1941 года. Немцы создали оперативные карательные отряды, айнзатцгруппы, которые проводили массовые расстрелы евреев. Первое время расстреливали преимущественно еврейских мужчин, однако вскоре стали расстреливать всех евреев подряд, невзирая на пол и возраст. К весне 1943 года оперативные карательные отряды истребили более миллиона евреев.

После Ванзейской конференции началось уничтожение всех польских гетто, в частности депортации евреев из Краковского гетто в Освенцим, а из Люблинского гетто в Майданек. Изначально Освенцим и Майданек создавались как концлагеря для советских военнопленных, а потом стали лагерями для массового уничтожения евреев. В Краковском гетто перед его уничтожением немецкая администрация предприняла некоторые ужесточающие меры. В начале 1942 года немцы приступили к закрытию магазинов и мастерских, которые продолжали работать на «арийской» стороне города. В результате, весной 1942 года мастерские и артели были перенесены на территорию гетто. В это время тысячи жителей гетто были заняты в качестве рабочих на разных предприятиях, стремясь получить таким образом защиту от депортаций и принудительных работ. И всё же около 2000 евреев были депортированы в марте 1942 года.

В конце мая — начале июня 1942 года немцы провели массовую акцию уничтожения евреев гетто. 30 мая 1942 года немцы приказали юденрату провести тщательную проверку всех удостоверений и разрешений на работу узников гетто. Гетто было оцеплено немецкой, польской и украинской полицией. 31 мая после завершения проверки документов немцы собрали около 2000 евреев, у которых не оказалось нужных документов, и отправили их в вагонах для скота в лагерь смерти Белжец, который начал действовать с 17 марта 1942 года.

Этот лагерь был построен возле города Люблина на реке Буг. Возле лагеря построили ложную железнодорожную станцию и назвали её по имени близлежащего городка Белжец. Лагерь стал испытательным полигоном для Операции «Рейнхард» по уничтожению евреев в газовых камерах.

В период с марта по декабрь 1942 года немцы депортировали в Белжец для уничтожения около 435 000 евреев и неизвестное число поляков-христиан и цыган. Белжец, Собибор и Треблинка были созданы в рамках Операции «Рейнхард» как лагеря уничтожения. Белжец распологался недалеко от железнодорожной линии Люблин-Львов. Собибор, располагавшийся восточнее Люблина, начал действовать в первые дни мая 1942 года. Лагерь Треблинка находился в 50 милях от Варшавы, и 23 июля 1942 года принял первую партию евреев, депортированных из Варшавского гетто. Во всех трёх лагерях уничтожение людей происходило по одной схеме. На железнодорожную станцию прибывали составы, насчитывающие от 40 до 60 товарных вагонов, в каждый из которых было втиснуто до 100 человек. Вначале выгружали один вагон, и прибывшим евреям объявляли, что они находятся в транзитном лагере и обязаны сдать все ценные вещи. Потом их принуждали раздеваться и вели в газовые камеры, замаскированные под душевые. После запирания дверей в газовые камеры подавался угарный газ, убивавший всех находящихся внутри. Затем этот процесс повторялся с людьми из следующего вагона. Зондеркоманды из заключённых, которых оставляли в живых, извлекали тела из газовых камер и закапывали жертвы в общие могилы. Других заключённых заставляли сортировать вещи жертв и чистить товарные вагоны для следующей депортации. Персонал лагеря периодически уничтожал эти рабочие команды, заменяя их новоприбывшими. В лагере был небольшой оркестр, который играл на перроне во время прибытия новых заключённых, затем во время экзекуций, а также для эсэсовцев во время их регулярных попоек. Осенью 1942 года немецкий персонал лагеря, используя команды еврейских заключенных, начал ликвидацию лагеря смерти Белжец. Трупы были сожжены, а фрагменты костей с помощью дробильных машин превращены в мелкую пыль. Окончательно лагерь был ликвидирован в июне 1943 года. Оставшиеся евреи-заключённые были расстреляны либо отправлены в газовые камеры лагеря смерти Собибор. Затем немцы перепахали всю территорию бывшего лагеря смерти Белжец. Для заметания следов преступлений эсэсовцы устроили на месте лагеря ферму, и один украинский эсэсовец даже поселился там с семьёй для пущей убедительности. После бегства нацистов жители окрестных деревень устроили на месте бывшего лагеря настоящие раскопки в поисках ценностей пленников, уничтожив нацистскую маскировку полностью. Государсвенные раскопки лагеря Белжец проводились в 1997-98 годах. Операция «Рейнхард» по уничтожению двух миллионов евреев. продолжалась до ноября 1943 года

Тем временем уничтожение Краковского гетто продолжалось, и до 8 июня 1942 года было отправлено в Белжец ещё 5 000 евреев. Евреев, которые пытались скрыться от депортации, расстреливали на месте, многие другие покончили жизнь самоубийством. Чтобы успокоить евреев, отобранных для депортации, немцы распускали слухи о новом городе, построенном на Украине, где ждут переселенцев и где они смогут спокойно жить и работать до окончания войны. 27 октября 1942 года в гетто стало известно о запланированной на следующий день операции массового уничтожения. Обитатели гетто прятались в заранее подготовленных местах, а те, кто работал за пределами гетто, пытались скрыться на своих рабочих местах или у нееврейских знакомых. 28 октября 1942 г. гетто было окружено немецкими полицейскими подразделениями, связь с внешним миром отрезана, и в гетто была произведена особо жёсткая селекция. Руководители немецкой полиции и директора немецких заводов оставляли только тех, кто владел особо важными специальностями, в то время как другие евреи, включая членов семей выбранных рабочих, были переданы для депортации. Некоторые из отобранных рабочих попали в исторический Список Шиндлера. В результате этой акции ещё 4500 жителей гетто было депортировано в лагерь смерти Белжец, и ещё 600 убиты в самом гетто.

13-14 марта 1943 г. команда СС с участием польской и украинской вспомогательной полиции провели «окончательную ликвидацию Краковского гетто». 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, были перевезены в концлагерь Плашов, 2 тысячи евреев, считавшихся негодными к работе, были убиты прямо на улицах гетто. Все остальные были отправлены в Освенцим.

Работоспособные краковские евреи, перевезенные в Плашов, там нещадно экплуатировались. Часть евреев продолжали работать на немецких предприятиях, в том числе на фабриках Шиндлера, а остальные были организованы для работы в самом лагере. В лагере были созданы мастерские и цеха, которые работали на немецкую экономику. Работали мастерские по ремонту электробытовых приборов, радиомастерские, сапожные, по ремонту и пошиву одежды, столярные, слесарные; был даже цех по производству бумаги и цех для изготовления зубных щёток. Все мастерские и цеха входили в два производственных объединения: Deutsche Ausrüstungs-Werke (DAW) и Madritsch’s workshops. Заключённые лагеря, которые доказали свою профессиональную пригодность, должны были работать на этих предприятиях целыми днями. Другие заключённые работали по 12 часов в дневную и ночную смены на строительных работах по расширению лагеря и на разных земляных работах. Самыми трудными работами были сооружение водохранилищ и погребов для хранения картофеля и других овощей. Заключённые за любую провинность наказывались. Самое частое и позорнное наказание было публичное раздевание с последующей поркой. За более серьёзные нарушения заключённый помещался в узкий карцер, где можно было только стоять, на 12 или 24 часа без пищи. Также в качестве наказания была работа на каменноломне, где заключённые работали с 4-х утра до 10 часов вечера. Такие адские наказания зачастую приводили к смерти заключённых. Постоянно проводилась селекция заключённых, и те, кто считались больше нетрудоспособными, сразу уничтожались. За время существования лагеря в Плашове там погибло 4 тысячи человек. 7 мая 1944 года в результате жёсткой селекции ещё 1400 еврейских заключённых были отправлены в Освенцим.

Рабочий день в лагере Плашов
Рабочий день в лагере Плашов

После уничтожения Краковского гетто членам еврейского комиссариата и еврейской полиции было приказано очистить гетто от уничтоженных евреев, после чего они сами были депортированы в Освенцим. Затем началась селекция евреев в Плашове с отправкой больших партий в Освенцим. В октябре 1944 г. всех оставшихся мужчин из Плашова перевезли в другой лагерь в Гросс-Розене, а женщин отправили на уничтожение в Освенцим. В Плашове была оставлена небольшая группа заключённых для окончательной ликвидации лагеря. В январе 1945 оставшихся в лагере заключённых погнали маршем в Освенцим. Многие погибли во время марша, а те, кто остался в живых, были расстреляны сразу после прибытия, так как газовые камеры уже были демонтированы. Нацисты не хотели оставлять последних свидетелей уничтоженных ими 70 тысяч краковских евреев. Советские части освободили Краков 18 января и полностью разрушенный нацистами Плашов 20 января 1945 года.

В Польше на протяжении всей войны боролась с оккупантами партизанская Армия Крайова, которая была ядром польского Сопротивления. В Бюро пропаганды и информации Главного штаба Армии Крайовой работал Ян Карский, поляк по национальности и большой друг еврейского народа. В Армии Крайовой хорошо знали об уничтожении евреев нацистами. Карский, переодевшись немецким солдатом, тайно посещал Варшавское и другие еврейские гетто, из которых евреев депортировали в лагеря уничтожения. Ему удалось лично собрать материл о том, что происходило в лагерях Белжец и Собибор, и он подготовил об этом доклад. Карский через Германию и Францию добрался до нейтральной Испании, откуда через Гибралтар попал в Лондон, где встретился с главой правительства Польши в изгнании генералом Владиславом Сикорским. Сикорский решил передать доклад Карского правительствам Великобритании и США.

Британское правительство не проявило никакого интереса к этому докладу. В июне 1943 года Карский был принят президентом США Франклином Рузвельтом, и рассказал ему о судьбе жертв Холокоста. Карский умолял об оказании помощи гибнущим евреям. Президент США продемонстрировал недоверие и равнодушие. Позднее Карский встречался со многими лицами из мира политики и культуры — но все они оказались не способны поверить ему.

После войны Карский остался в США и стал профессором Джорджтаунского университета. Он защитил докторскую диссертацию по политологии, в 1954 году получил американское гражданство. В 1965 году женился на польской еврейке Полине Ниренской, известной танцовщице и хореографе, все родственники которой погибли в Холокосте. В 1982 году получил звание Праведника мира от института Яд ва-Шем, и в 1994 почётное гражданство государства Израиль. В 1995 году Карский был награждён польским орденом Белого Орла. В 1996 году в Польше о нём был снят документальный фильм «Моя миссия». В 1998 году он был номинирован на Нобелевскую премию мира. На похороны Карского в 2000 году в Вашингтоне прибыли президент США Клинтон и президент Польши Квасьневский. В 2012 году президент США Барак Обама наградил Яна Карского Президентской медалью Свободы посмертно.

Памятник Карскому в виде фигуры, сидящей на скамейке, находятся напротив Польского консульства в Нью-Йорке, в кампусе Джорджтаунского университета, а также в польских городах: Варшава, Краков, Кельц, Лодзь, где родился Карский, и в кампусе Тель-Авивского Университета. В 2015 году вышел документальный фильм «Ян Карский. Праведник мира».

После войны в Краков вернулось около тысячи евреев. В основном это были те, кто бежал в 1939 году в СССР и вернулись оттуда после войны. Среди вернувшихся были и те, кого спас Оскар Шиндлер, и лишь очень немногие вернулись из фашистких концлагерей. В музее-фабрике Шиндлера мы также увидели материалы об участии евреев в борьбе с немецкими оккупантами и о послевоенной истории польских евреев, о еврейских погромах, включая Краковский погром.

Из 3,3 миллионов евреев Польши войну пережило около 380 тысяч человек, порядка 10 % и 70 % из них были те, кто бежал в первые дни оккупации в другие страны, в основном на территорию Советского Союза. Многие десятки тысяч из находившихся в Советском Союзе погибли в тюрьмах и ссылках. Тысячи польских евреев укрылись в лесах, сражаясь в партизанских отрядах: действовало 12 еврейских партизанских отрядов. В больших партизанских соединениях тоже было много евреев, в том числе и их командиров. Большую помощь еврейским подпольщикам, действовавшим в гетто, оказывала Армия Крайова, с помощью которой, в частности, был осущетвлён выход части повстанцев из Варшавского гетто.

Определённую роль в оказании помощи евреям Польши сыграла католическая церковь. Женские монастыри в основном спасали еврейских женщин и детей, а мужские монастыри — еврейских мужчин. Некоторые поляки из различных слоёв общества, в основном из религиозных, укрывали евреев. Многие из них заплатили за это своей жизнью. Около трёх тысяч поляков было признано «праведниками народов мира». Но в основном польское население охотно поддерживало нацистов в их задаче полного уничтожения евреев. Нередко поляки выдавали скрывавшихся у них евреев. Некоторые поляки устраивали настоящую охоту на евреев и с готовностью убивали их. Польская полиция активно принимала участие в антиеврейских акциях нацистов. Антисемитизм поляков учитывался нацистами, поэтому большинство лагерей смерти они создали на территории Польши. Антиеврейские настроения существовали даже в польской армии В. Андерса, образованнойв 1941-42 гг. на территории Советского Союза, невзирая на то, что в её рядах было около четырёх тысяч евреев.

Во время второй мировой войны от рук нацистов погибло не менее 2,8 миллионов польских евреев, так как в созданных нацистами в Польше фабриках смерти прежде всего уничтожались польские евреи. В одной только Треблинке, расположенной в 80 км от Варшавы, было уничтожено 800 тысяч евреев. На земле больше нет такого места, где было бы уничтожено такое количество людей. В таких лагерях как Освенцим был постоянный контигент заключённых, которые обеспечивали этот конвейер смерти, чтобы со временем самим стать его жертвaми. После того, как в лагерях смерти были уничтожены практически все польские евреи, туда стали прибывать эшелоны из других стран, захваченных гитлеровцами.

В европейских странах, оккупированных фашистской Германией, массовое уничтожение нацистами евреев путём их транспортировки в польские лагеря смерти вызывало сострадание и порождало массовый героизм при спасении евреев. Так в Дании почти все евреи страны, семь тысяч человек, были переправлены на рыбацких лодках в соседнюю нейтральную Швецию, и, тем самым спасены от уничтожения. В Польше, в отличие от других европейских стран, массовое уничтожение евреев не вызывало у поляков массового сочувствия к гонимому народу. Геноцид евреев вызывал только довольные ухмылки поляков. А после войны в Польше начались погромы над уцелевшими в концлагерях евреями.

Антисемитизм и злющая ненависть к евреям существовали в душах и умах большинства поляков с давних пор. Эта ненависть проявилась сразу после начавшейся оккупации Польши. Уничтожение евреев в Польше началось ещё до их массового истребления немцами. Вскоре после оккупации Польши в отдельных местах антисемитски настроенные поляки стали уничтожать своих соседей-евреев. Первое массовое убийство евреев произошло 10 июля 1941 года в деревне Едвабне. Большая группа живших в Едвабне поляков стала уничтожать тамошних евреев сначала поодиночке: палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. Потом, 10 июля, около полутора тысяч евреев были загнаны в овин и сожжены живьём. До 2000 года считалось, что это массовое убийство было осуществлено немцами. Однако в 2001 году американский историк Ян Томаш Гросс опубликовал книгу об этом еврейском погроме, в которой показал, что погром был совершён местными поляками без участия немцев. Расследование, проведенное польским «Институтом народной памяти», подтвердили версию Гросса.

Правительственная комиссия, расследовавшая преступления поляков против своих соседей-евреев в первые годы оккупации Польши, установила, что такие преступления произошли как минимум в 24 населённых пунктах Польши. Самым зловещим преступлением является, конечно, еврейский погром в Едвабне.

Еврейские погромы повторились сразу после освобождения Польши и начавшегося возвращения чудом переживших Холокост евреев. Такие погромы прошли в Кракове 11 августа 1945 г. и в Ржешове и Кельце 4 июля 1946 г. Погром в Кракове был вызван сплетнями о том, что евреи похищают католических детей для ритуальных убийств. Подобные сплетни были постоянными причинами многих еврейских погромов в истории Польши. Погром начался с того, что в синагогу, где молились евреи, неизвестные подростки стали бросать камни в окна. Сторож синагоги задержал одного хулигана, который стал кричать, что его избивают. Потом этот подросток признался, что его подкупили, чтобы вызвать эту провокацию. На крик собралась толпа с близлежащего базара и начала избивать евреев. Кто-то из толпы пустил слух, что в этой синагоге евреи убивают польских детей. После этого погром усилился: несколько евреев забили до смерти, погромщики стали громить еврейские дома, избивали находящихся там людей и грабили всё, что могли унести. В погроме приняла участие милиция, солдаты Польского войска и жележнодорожная охрана. Погром был остановлен силами полка внутрнних польских войск. В результате погрома пять человек было убито и большое количество ранено. Толпой полностью была разрушена синагога. В ходе расследования было задержано 90 гражданских лиц, 40 милиционеров и 6 солдат.

Второй погром произошёл в Кельце, где до войны проживало 20 тысяч евреев, половина населения города. Из них вернулись из концлагерей около двухсот человек, которых их соседи решили уничтожить. Поводом для погрома послужила тревога, поднятая одним поляком об исчезновении его 8-летнего пацана, которого он несколько дней якобы не может найти. Потом оказалось, что этого пацана специально отослали к родственникам в деревню, чтобы обвинить евреев в похищении пацана. В 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч поляков. Среди звучащих лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!» В полдень в здание прибыла милицейская группа, которая разоружила собравшихся сопротивляться евреев. После чего толпа взломала двери и окна, погромщики проникли в здание и начали убивать евреев поленьями, камнями и заготовленными железными прутьями. В ходе погрома было убито около 40 евреев, среди них дети и беременные женщины, а также больше 50 человек ранено. Финалом этого погрома стали девять расстрелянных и трое посаженных поляков.

Всего до конца 1945 г. в Польше было убито 340 евреев, а количество евреев, убитых к лету 1947 г. оценивается в 1000 человек. Послевоенные погромы положили начало массовой эмиграции евреев из Польши. Уже в мае 1946 г. из Польши уехало 3500 евреев, в июне — 8000, а после погрома в Кельце в течение июля уехало 19000 человек и в августе — уже 35000. Послевоенный антисемитизм в Польше являлся прямым следствием сталинского антисемитизма в Союзе с той лишь разницей, что из Союза евреев не выпускали, а Польша неограничено разрешала выезжать своим евреям. Многие евреи возвращались в Польшу из Советского Союза для того, чтобы как можно скорее выехать в другие страны. К середине шестидесятых годов в Польше проживало менее одного процента евреев от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек, которых почти всех выгнал в марте 1968 года первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка, обвинив евреев в «сионистском заговоре». После шестидневной войны в Израиле в 1967 г. во всех странах коммунистического блока под видом антисионисткой началась антисемитская компания. По примеру Союза Польша разорвала дипломатические отношения с Израилем, а в самой Польше начались повальные увольнения евреев, а также всех евреев-коммунистов, занимавших высокие посты. Ликвидировались все еврейские школы, клубы, молодёжные лагеря; запрещена деятельность международных еврейских организаций на территории Польши. Эта кампания привела к новому массовому выезду из страны, главным образом в Израиль и Швецию. К началу 1970 года в Польше осталось около шести тысяч евреев, в основном, пожилых людей.

Положение с евреями в Польше стало исправляться со второй половины 1980-х годов: проходили многочисленные дискуссии о роли евреев в истории страны, усилился интерес к еврейской жизни. Был создан Комитет по сохранению еврейских кладбищ и памятников культуры, который проводил реставрационные работы. В 1986 году при Ягеллонском университете в Кракове был основан Институт по изучению истории и культуры евреев. В 1990 году дипломатические отношения с Израилем были восстановлены в полном объёме. В 1991 году президент Польши Л. Валенса посетил Израиль с официальным визитом. 8 сентября 1994 года указом Леха Валенсы Казимеж был объявлен Памятником истории, и все исторические места Казимежа вместе с остальной частью старого города внесены в список Всемирного наследия.

Лишь в 2001 году Президент Польши Александр Квасьневский официально принёс извинения еврейскому народу за все совершённые поляками преступления, осудив окончательно антисемитизм в Польше, и польский католический епископат выступил с покаянием за истребление евреев поляками. В это время в Польше оставалось немногим больше тысячи евреев, как показала перепись 2002 года. Тем не менее в 2004 году был открыт музей Варшавского восстания для увековечивания памяти жертв одного из самых кровавых восстаний 20-го столетия. Открытие Музея и празднование 60-й годовщины этого восстания вызвали горячие споры в польском обществе, в которых польские национальные интересы стояли выше сущесвовавшей ранее концепции, по которой массово признавалась вина поляков в уничтожении евреев. Новая концепция автоматически оправдывала существовавший тогда в Польше антисемитизм. Создавался парадокс: евреев в Польше почти не стало, а антисемитизм продолжал существовать.

Все эти факты о довоенной, оккупационной и послевоенной еврейской истории Польши представлены в музее-фабрике Шиндлера, где мы провели больше двух часов вместо получаса, отпущенного нам нашим гидом. Мы вышли из музея в очень угнетёном состоянии, так как увиденное там очень напомнило мне пережитые мною концлагеря в Доманёвке и Ахмачетке. При выходе из музея мы увидели нашего неугомонного гида, который тут же предложил нам ещё раз проехать по шумному Казимежу, где мы опять увидели толпы туристов и приветливо распахнутые двери еврейских кафе и ресторанов с зазывалами на улице. Наш гид предложил нам отобедать в еврейском ресторане Ariel, где нас приняли бы по его просьбе, но мы очень устали и после ночи в поезде и после проведенного напряжённого дня.

Мы предпочли вернуться в гостиницу, где ещё не видели нашу комнату, так как оставили чемоданы в камере храненея. Отдохнув в номере, мы отправились на главную площадь Кракова, благо она была в 10 минутах ходьбы от гостиницы.

Мы вышли на Рыночную площадь Кракова прямо у сверкающего Мариацкого костёла, часы на котором отбивали 9 часов вечера с последующей красивой мелодией. У этой мелодии есть трагическая легенда, относящаяся к первому костёлу, построенному на этом месте в 1221 году и уничтоженному татарами. Легенда гласит, что трубач, несущий дозор на башне костёла, первым заметил приближение вражеских войск Батыя и успел подать сигнал тревоги, но тут же был сражён татарской стрелой. Как оборвалась жизнь этого героя, так же обрывается мелодия, которая играется каждый час. Нынешний храм является третьим по счёту и датируется XIV веком. Храм имеет величественный готический фасад, состоящий из двух башен разной высоты. В центре площади возвышается здание бывших Суконных рядов с великолепными стрельчатыми арками в неоготическом стиле. Сразу за Краковскими рядами стоит Башня городской ратуши. Когда-то на первом этаже ратуши хранилась краковская казна, а в мрачных подземельях томились узники. Теперь в ратуше находится городская дума. Перед Суконными рядами установлен памятник поэту Адаму Мицкевичу. Периметр Рыночной площади плотным кольцом окружают кафе, рестораны и старинные дома, каждый из которых имеет свою историю. В одном из этих домов состоялось бракосочетание Лжедмитрия и Марины Мнишек.

Мы прогулялись по периметру всей Рыночной площади, любуясь зданиями и выбирая кафе, где могли поесть за долгий первый день нашего пребывания в Кракове. Невзирая на позднее время, было уже около 10 вечера, везде всё было занято. Каждое кафе было по-своему привлекательно за счёт внешнего оформления, внутреннего декора, одежды официантов и, конечно, меню. Везде было шумно, многолюдно и играла красивая музыка. Увидев в одном кафе освободившийся столик, мы без приглашения за него уселись, и долго старались привлечь к себе внимание снующих официантов. Наш столик был крайний в сторону площади, и мы могли хорошо наблюдать за шумной жизнью на хорошо освещаемой площади, где гуляло множество людей и проносились фаэтоны. Холённые тяжеловесные с красивой сверкающей сбруей лошади казалось прямо ехали на нас. Фаэтоны управлялись красивыми сверкающими молодыми девушками в национальных одеждах, а пассажиры фаэтонов от удовольствия радостно и громко что-то горланили. Всё это создавало какой-то особый калорит веселья, которое передавалось и нам. Мы давно закончили нашу трапезу, но продолжали сидеть как завороженные и любоваться площадью. Для выхода из площади ориентиром для нас был всё тот же Мариацкий костёл, легко узнаваемый по двум светящимся разновысотным башням.

В Кракове и в восстановленном Казимеже власти создали прекрасные условия для настоящего европейского отдыха, без ненавистных мигрантов, заполонивших Западную Европу и Скандинавию. Сюда едут многочисленные туристы отовсюду. Как рассказал нам наш гид Мариан, его клиентами нередко бывают и американцы. Власти также много делают для сохранения еврейской истории Польши и её самого еврейского города — краковского Казимежа. Здесь особенно много туристов, и, прежде всего, из Израиля. Конечно, это очевидный бизнесс на еврейской истории, но это и память о нелёгкой жизни польских евреев, так печально оборвавшейся из-за гитлеровского Холокоста, унесшего трёхмиллионое еврейское население Польши. Польские евреи больше всех пострадали во время Холокоста, так как из 6 миллионов жертв Холокоста половину составляют польские евреи. В Польше, где больше, чем в любых других местах, было нацистских лагерей уничтожения, Холокост является особенно очевидным и поучительным. Память о недавнем Холокосте должна служить предостережением для всех быть бдительными, чтобы не допустить новый Холокост.

Литература

  1. Encyclopedia of the Holocaust, 1990, McMillan Publishing Co., New York
  2. https://outlook.live.com/owa/?path=/mail/inbox/rp
  3. Еврейский Краков (http://jewishkrakov.net/en)
  4. Казимеж (http://www.krakow.ru/tour/kazimerz.htm)
  5. Л. Духин. Ян Карский: Жизнь и судьба польского праведника, пытавшегося остановить Холокост (http:/berkovich-zametki.com/2008/Zamitki/Nomer8/Duhin1.php)
  6. Thomas Wood & Stanislav M. Jankowski. Karski: How One Man tried to stop Holocaust, Jon Wiley & Sons Inc., 1994, Hoboken, New Jersey
  7. Arad, 1987, Belzek, Sobibor, Treblinka: The Operation Reinhard, Extermination Camps, Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press
  8. Холокост (Шоа). Операция«Рейнхард» (www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/encyclopedia/36.asp)
  9. Краковское гетто (www.yadvashem.org/yv/ru/education/projects/phoenix/ghetto_krakw.asp
  10. Еврейский квартал Казимежа. Краков. Польша. (http://ren-ar.livejournal.com/189641.html
  11. История евреев Польши
  12. Погром в Едвабне
  13. Погром в Кракове
  14. Иосиф Вергилис: Освенцим
  15. Joseph S. Vergilis: How I Survived Holocaust in Odessa, Page Publishing Inc., New York 2016
  16. Иосиф Вергилис: Как Я Пережил Холокост в Одессе
  17. Еврейское гетто в Кракове
  18. Всемирный Форум памяти Холокоста (http://www.whf.ru/rus/history/4/)
  19. “Once upon a time in Kazimierz”: рекламная газета ресторана с тем же названием
  20. Владимир Бейдер: Польский коридор (beider.co.il/2016/08/06/польский-коридор/)
  21. Краков. Гетто. Фабрика Шиндлера (http://reports.travel.ru/letters/04/244510.html
Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Иосиф Вергилис: Казимеж. Окончание

  1. Антисемитизм поляков учитывался нацистами, поэтому большинство лагерей смерти они создали на территории Польши.
    ===
    Уважаемый г-н Вергилис! При всей моей очень высокой оценке Вашей работы вынужден обратить внимание на эту Вашу фразу: «Антисемитизм поляков учитывался нацистами, поэтому большинство лагерей смерти они создали на территории Польши». К сожалению, это очень распространенная ошибка, которая подрывает понятие уникальности Холокоста. Ведь Холокост был специфичен не столько количеством жертв: товарищ Сталин уничтожил примерно столько же на Украине во время Голодомора за каких-то полтора-два года, — сколько тем, что впервые геноцид был превращен в ИНДУСТРИЮ УНИЧТОЖЕНИЯ со всеми ее соответствующими атрибутами: логистика, плановые задания и т.п. «Готовым продуктом» для этой индустрии была смерть, «исходным сырьем» — евреи и цыгане. Именно поэтому «фабрики смерти» нацисты и строили там, где было наибольшее количество этого «сырья»: Польша, оккупированные советские территории. И именно поэтому число выживших было минимальным. В подтверждение вот какой пример: куда более антисемитская, чем Польша, Румыния осуществляла геноцид евреев «по старинке»: погромы с убийствами, гетто, где люди умирали «естественным путем» от голода и тифа, периодические расстрелы. Но все эти бесчеловечные действия не носили «индустриального характера», поэтому на оккупированных румынами территориях и выжило около 50% евреев.

Добавить комментарий для Илья Г. - Иосифу Вергилису Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.