Михаил Ривкин: Недельный раздел Шемот

Loading

Да, хорошо знал Моше свой народ, когда, затягивая бесседу с Б-гом и выражая «неподобающие» сомнения, дожидался, пока Г-сподь даст ему в дар Волшебные Знамения. Нет, ничему у нас на Ближнем Востоке на слово не верят!

Недельный раздел Шемот

Михаил Ривкин

И они послушают голоса твоего, и пойдёшь ты и старейшины Исраэлевы к царю Египетскому: Г-сподь, Б-г иврим явился к нам/../ (Шемот 3:18)

И отвечал Моше, и сказал: но ведь они не поверят мне и не послушают голоса моего, ибо скажут: «не являлся тебе Г-сподь» (Шемот 4:1)

Не раз человек вступает в горячий спор с Б-гом на страницах Торы. Авраам упорно отстаивает незнакомых ему грешников Сдома от Б-жественного суда, Яаков вообще борется с Б-гом, Сара смеётся над предсказанием трёх Б-жественных мужей. Но в данном случае Моше пошёл, пожалуй, дальше всех. Он дословно повторяет Б-жественное пророчество, но только с частицей «не». Б-г говорит «послушают голоса твоего», Моше отвечает: ничего подобного, «не послушают голоса моего».

Разумеется, Мудрецы Талмуда не могли пройти мимо такого нахальства.

«В этот час говорил Моше неподобающим образом. Пресвятой, Будь Он Благословен, сказал ему «послушаются твоего голоса», а он ответил «не поверят мне». Немедленно ответил ему Пресвятой Будь Он Благословен, и дал ему знамения, в соответствии с его словами» (Шемот Раба 3:15).

Итак, чтобы получить Волшебный Жезл в руки, иногда приходится говорить с Создателем «неподобающим образом».

Надо сказать, что наиболее авторитетные еврейские комментаторы не спешат соглашаться с Мудрецами Талмуда, и стремятся доказать, что, на самом деле, Моше говорил самым правильным и самым подобающим образом.

Ибн Эзра в своём «длинном» и «кратком» комментариях даёт два пояснения к словам Моше, отчасти дополняющие друг друга.

«Г-сподь сказал, что поверят ему старейшины, но не сказал, что поверит народ».

«Возможно, послушают голоса твоего, но не поверят в сердце своём».

А вот комментарий РАМБАНа:

«По-моему “послушают голоса твоего” — это означает, что пойдут с тобой к царю и скажут ему «Г-сподь, Б-г иврим явился к нам», ибо что они от этого теряют? И вот, Г-сподь возвестил, что не позволит им Паро уйти, и потому сказал Моше «они не поверят мне», — уже после того, как увидят, что Паро не позволил им уйти, и более не будут меня слушаться, ибо скажут: “не являлся тебе Г-сподь”, ибо если бы Он тебе являлся, не посмел бы Паро ослушаться твоего слова».

Чтобы понять, чьё же объяснение слов Моше, и вообще, чьё объяснение данной ситуации самое верное, попробуем ответить на такой наивный, детский вопрос: а кто оказался прав в споре Творца с Моше: послушались, в результате, евреи Моше или не послушались? Поверили ему или не поверили?

Первая встреча с народом, вроде бы, соотвествует тому, что предсказано Г-сподом

«И пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моше, и сделал (Моше) знамения пред глазами народа. И поверил народ. И услышали, что вспомнил Господь о сынах Исраэйлевых и увидел страдание их, и преклонились они, и поклонились».(Шемот 4:30-31).

И «услышали» (тот же глагол можно перевести и как «послушались»), и даже «поверили». Комментарий Сончино делает на том особый акцент:

«Это тот момент, когда исполнилось пророчество, сообщенное Моше: “И услышат они тебя”».

Скептик Авраам ибн Эзра посрамлён! Весь народ, а не только старейшины, не просто послушался Моше, как некоего внешнего авторитета, но и «поверили ему в сердце своём». Загвоздка в том, что сначала поверили, а потом послушались (или, если угодно, потом «услышали», т. е. смысл никогда ранее не слыханных слов о Б-ге дошёл до их сознания). И поверили отнюдь не словам, а именно знамениям, и только убеждённые знамениями, начали прислушиваться к словам.

Ещё печальнее и однозначнее завершилась вторая встреча Моше с народом:

«И говорил так Моше сынам Израэйлевым, но не послушали Моше по малодушию и от тяжёлой работы» (Шемот 6:9).

Добавим от себя, что тут наверняка сыграли роль и обстоятельства, на которые указывает РАМБАН: после первого визита Моше к Паро тот не только не позволил Народу Исраэля уйти, но и значительно ухудшил условия их труда. Понятно, что это не прибавило автритета Моше и Аарону.

Да, хорошо знал Моше свой народ, когда, затягивая бесседу с Б-гом и выражая «неподобающие» сомнения, дожидался, пока Г-сподь даст ему в дар Волшебные Знамения. Нет, ничему у нас на Ближнем Востоке на слово не верят! Без Волшебного Жезла и меняющей кожный покров руки лучше сюда даже не соваться! Но зато какая вера, какой энтузиазм пробуждается, когда эти Волшебные Знаменя предъявлены! «и преклонились они, и поклонились» Правда, и этой веры и этого поклонения хватило не надолго, как мы видели из Шемот 6:9. Знаменя нужно было предъявлять вновь и вновь. Итак, в споре с Моше формальная правота осталась на стороне Б-га, но, по сути, скептик Моше был тоже близок к истине. «слова, слова, слова» не произвели бы сами по себе никакого впечатления…

В своём диалоге с Б-гом Моше блестяще выдержал самый сложный экзамен, которй только может выдержать смертный: экзамен на право быть Пророком. Этот экзамен состоял именно в способности говорить даже с самим Г-сподом Б-гом «неподобающим образом», когда это критически важно для успеха Исхода, в способности затягивать свой, полный Б-жественного трепета, диалог, если это нужно для дополнительных уточнений Пророческой Миссии, для обретения всего необходимого, как внутренне, так и внешне, чтобы эта мисиия увенчалась успехом. Моше никуда не спешит, вновь и вновь находит какие-то отговорки, на первый взгляд, случайные и произвольные. Но каждая такая отговорка — это новый шаг к постижению Б-жественно Промысла. И Предвечный Собеседник тоже никуда не спешит, он прекрасно понимает огромное значение каждой такой отговорки, как новой ступеньки, приближающей к полному и точному постижению Промысла.

«И будет, если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого» (Шемот 4:8).

И тут мы понимаем, что слова Моше, по сути своей, по своему высшему смыслу, нисколько не противоречат словам Б-га. Тезис «послушают голоса твоего» (Шемот 3:18) и антитезис «не поверят мне и не послушают голоса моего» (Шемот 4:1) находят свой высший синтез и высшее единство в этих словах Б-га. Словосочетание «послушатся голоса» неожиданно наполняется совсем новым смыслом. Оказывается, речь идёт не только о человеческой речи, но и о тех особых духовных дарах, об особой трансфизической одарённости, которую получает каждый пророк в момент принятия Светлой Миссии. Для простых людей эти дары становятся видимы, слышимы и осязаемы в нашей трёхмерной физической материальности как волшебные, противоречащщие всем законам физики, явления: посох превращается в змея, прокажённая рука мгновенно становится здоровой.

И каждый такой дар это некое «слово», некая «фраза» некий новый посыл в диалоге между Б-гом и народом Исраэля. Всевышний говорит Моше: да, ты, возможно, прав! Твоё первое Слово может пройти мимо ушей (мимо глаз, мимо сердец, мимо души). Не отчаивайся! Я дарую тебе достаточно духовной мощи для выполнения Светлой Миссии. Не бойся, не отступай! Второе Слово обязательно найдёт путь к сердцам Моего Народа!

«Если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьмешь воды из реки и выльешь на сушу; и вода, которую возьмешь из реки, станет кровью на суше» (Шемот 4:9).

Если же и Второе Слово не поможет — значит, настал черёд Третьего Слова!

Но это, Третье Слово в диалоге с Народом Исраэля, станет, одновременно, и Первой Казнью в трагическом диалоге-противостоянии с Паро и народом египетским!

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.