Игорь Волошин: Open House Chicago 2017

Loading

Интересны четыре витража, работы Мириам Шапиро, прославившейся и как талантливая художница и как страстная феминистка. Яркими эмоциональными символами она изобразила четырех матерей рода иудейского. В английском языке они именуются Matriarchs, к сожалению, в русском языке нет такого слова.

Open House Chicago 2017

14–15 октября, часть 1

Игорь Волошин

Что-то поначалу не задались выходные, на которые выпал OHC-2017. В первый день дождь почти не прекращался, временами превращаясь в ливень, за которым терялся наш прекрасный город. На второй день погода улучшилась, дождь прекратился, но стало значительно холоднее и ветреннее. Однако, вопрос ехать или не ехать перед нами не стоял. Наш любимый праздник мы не пропускаем никогда, и непогода не может его испортить. Таким образом за два дня мы проскакали галопом 4 городских района: Lincoln Park, Lakeview, West Town и Edgewater, а также центр города — Downtown. В каждом из этих районов мы бывали в прошлые OHC неоднократно и неплохо их изучили, но каждый год открываются для посещения все новые и новые здания, поэтому хоть ненадолго, но снова и снова мы туда возвращаемся. Итак — поехали!

Городские районы Lakeview — Lincoln Park — West Town — Edgewater

Начну я рассказ с St.Clement Roman Catholic Church. Будучи человеком не религиозным, я тем не менее люблю заглядывать в церкви, чтобы полюбоваться архитектурой, витражами, мозаикой, которые нередко представляют собой прекрасные произведения искусства. Эта церковь является ярким примером всего вышеназванного.

Церковь была построена архитектором Томасом Барнетом (Thomas P. Barnett), представителем архитектурной фирмы Barnett, Haynes & Barnett, расположенной в Сент Луисе. Компания эта хорошо известна, получившей мировое признание, базиликой Cathedral Basilica of Saint Louis. Чикагская церковь не столь значительна, но тоже впечатляет. St.Clement Roman Catholic Church была построена в стиле Византийского возрождения (Byzantine Revival style). Прототипама послужили вышеназванная Базилика в Сент Луисе и собор Святой Софии в Стамбуле (Hagia Sophia in Istambul).

Если находясь в церкви зайти под купол, то можно увидеть под сводом прекрасно выписанных святых, евангелистов, апостолов, пророков, ангелов. Центральное место под куполом занимает настенная роспись «Дерево жизни», скопированная с мозаики 12 столетия из Базилики Сан Клименте в Риме. «Дерево жизни» — ядро уникального панно «Византийская вселенная» (Byzantine universe). В центре композиции расположен Христос, слева от него — дева Мария, справа — Св. Климент, покровитель церкви, именем которого она названа. Св. Климент является важным святым ранне-христианской истории. О нем упоминает еще Св. Павел в письме к филиппинам. Клемент изображен с моделью данной церкви, которую он представляет Христу, в правой руке, и с книгой «Послание к коринфянам» в левой руке. Будучи в середине первого столетия новой эры епископом Рима, Климент осудил выступление жителей греческого города Коринф за вооруженное сопротивление властям и призвал их сложить оружие. Это послание было настолько высоко оценено ранне-христианскими авторами, что некоторые посчитали необходимым включить его в Евангелие. Чтобы не перегружать очерк информацией, я, пожалуй, пропущу два чуда, совершенные Св. Климентом, хотя они также нашли свое место в настенной росписи церкви.

На этом можно было бы и закончить рассказ о St.Clement Roman Catholic Church, однако есть один интересный момент, на котором стоит задержаться немного дольше. Имя художника, создавшего в 1930 году роспись «Дерево жизни», было известно только по надписи. Но вот в 1988 году в церковь пришла женщина и поведала необычную историю жизни своего деда художника-пастора Глеба Верховского (Gleb Werchovsky).

Глеб Верховский родился в Санкт Петербурге в 1888 году в дворянской семье. Отец его был архитектором, что не могло не сказаться на интересах молодого человека. Он учился в Императорской Академии художеств в Санкт Петербурге, вел богемный образ жизни и даже состоял в художественном объединении «Мир Искусства». Однако в 1909 году под влиянием философа Владимира Соловьева принял католицизм и отправился изучать теологию сначала в университет города Инсбрук, Австрия, а затем в иезуитский колледж в Бельгии. В 1914 году во Львове Глеб был рукоположен в священники украинской католической церкви метрополитом Андреем Шептицким, оставившим противоречивый след в истории второй мировой войны и как коллаборационист и как спаситель евреев (по другой версии рукоположение произошло в 1915 году епископом Михаилом Мировым). С 1918 по 1921 годы в самый тяжелый период жизни страны, Глеб пытался найти в ней свое место. Он менял города: Киев, Львов, и даже Петроград, где был принят священником в Мальтийский орден. Однако, столкнувшись с зарождающейся коммунистической реальностью, отчаялся и в 1922 году уехал в Турцию, где в Константинополе работал в миссии иезуитов по помощи русским беженцам, параллельно изучая византийское искусство. Затем была Прага, в которой Верховский служил настоятелем русского католического прихода в церкви Святого креста. Переломный момент наступил в 1925 году, когда папа Пий XI назначил Глеба Верховского литургическим художником украинской церкви Св. Михаила Архангела (St. Michael the Archangel Ukrainian Church) в городе Вунсакет, штат Род Айленд, США (Woonsocket, Rhode Island). Здесь Верховский прослужил 4 года, пока в 1929 году не был переведен в чикагскую украинскую церковь Св. Николая (St. Nicholas Ukrainian Greek Catholic Cathedral) (см. мое описание этой церкви в OHC-2014). Последние годы жизни Глеб Верховский провел в Чикаго, расписав сначала St. Nicholas, а затем в 1930 году получил заказ на роспись церкви St.Clement Roman Catholic, с которым, как вы имели возможность убедиться, он прекрасно справился. Увы, ему суждена была недолгая жизнь. Глеб Верховский умер 11 апреля 1935 года в возрасте 47 лет.

Информацию о Глебе Верховском вы можете найти на сайте церкви St.Clement Roman Catholic Church.

St. Clement
St. Clement
St.Clement Roman Catholic Church. В центральной части снимка находится «Дерево жизни»
St.Clement Roman Catholic Church. В центральной части снимка находится «Дерево жизни»

Temple Sholom

3480 N. Lake Shore Dr.
Architect: Coolidge & Hodgson and Loebl, Schlossman & Demuth, 1930.

Temple Sholom. Восточный фасад
Temple Sholom. Восточный фасад

Еврейская реформистская конгрегация Чикаго была основана в 1867 году. Долгое время она не могла найти постоянного места. Первое здание синагоги сгорело во время великого чикагского пожара в 1871 году. После этого конгрегация сменила еще 3 помещения. Наконец в 1928 году два студента School of Architecture at Armour Institute (ныне — Illinois Institute of Technology) Джералд Лёбл (Jerrold Loebl) и Норман Шлоссман (Norman J. Schlossman) выполнили студенческий проект нового здания синагоги. Под впечатлением от работы студентов, к проекту подключились профессиональные архитекторы Чарлз Кулидж (Charles A. Coolidge) из Бостона и Чарлз Ходгдон (Charles Hodgdon) из Чикаго. Новое здание синагоги было спроектировано в комбинированном стиле византийского возрождения и мавританского возрождения, что отчасти придает ей сходство с синагогой KAM Isaiah Israel, строительство которой закончилось несколькими годами ранее (см. мое описание в OHC-2013).

Temple Sholom, пожалуй, самая красивая синагога города. Большой восьмигранный купол, арки над окнами, облицовка экстерьера известняком из Индианы и грубыми камнями Lannon резко выделяют ее на фоне чикагской береговой линии среди соседних зданий.

Архитекторы украсили наружные стены синагоги фрагментами Торы, выполненными в резьбе по камню.

Особую прелесть интерьеру синагоги придают витражи. Они создавались в течение многих лет целым рядом известных мастеров, среди которых Леон Голуб (Leon Golub), Дэйвид Беккер (David Bekker), Мириам Шапиро (Miriam Schapiro), Карел Аппел (Karel Appel), Джек Голдстейн (Jack Goldstein), Нехемия (Генри) Азаз (Nehemia (Henry) Azaz) и другие. Я насчитал в общей сложности 55 витражей, хотя не исключаю, что мог ошибиться. Каждая группа витражей посвящена соответствующему разделу Торы, Пророков или Писаний. Многие витражи выполнены в современном стиле, несколько неожиданно, но безусловно очень талантливо и оригинально. К сожалению, у меня нет возможности показать все витражи, поэтому остановлюсь на наиболее приглянувшихся.

В 50-х годах 12 витражей были заказаны замечательному чикагскому мастеру Дэйвиду Беккеру. К сожалению, его имя не упомянуто в списке художников, и мне точно неизвестно количество выполненных им в итоге витражей, поскольку скончался он в 1956 году. Однако существует его переписка с раввином синагоги, в котором последний благодарит Беккера за два витража и выражает надежду на скорое получение всего заказа.

В 1972 году пять витражей выполнил израильский художник Нехемия Азаз. В OHC-2012 я упоминал этого художника в рассказе о Loop Synagogue, для которой он создал уникальное панно «Благословение коэнов». Для Temple Sholom Азаз выполнил витражи «Иов», «Книга притчей», «Книга Псалмов», «Эзра» и «Нехемия».

В 1998 году четыре витража были сделаны Леоном Голубом. Это, пожалуй, один из самых известных художников, создавших витражи для синагоги, хотя, честно говоря, мне не нравится его живопись, однако витражи неожиданно произвели впечатление. Все витражи Голуба тематически относятся к Иосифу и периоду египетского рабства евреев.

Интересны четыре витража, работы Мириам Шапиро, прославившейся и как талантливая художница и как страстная феминистка. Яркими эмоциональными символами она изобразила четырех матерей рода иудейского. В английском языке они именуются Matriarchs, к сожалению, в русском языке нет такого слова.

Особо стоит упомянуть четыре витража работы Джека Голдстейна, которые были отмечены в 1989 году первым призом Института Религии, Искусства и Архитектуры. Витражи выполнены не в реалистичной манере, а очень яркими, выразительными символами.

На этом я закончу рассказ о синагоге Temple Sholom.

Леон Голуб. Беседа Иосифа с фараоном в Египте
Леон Голуб. Беседа Иосифа с фараоном в Египте
 Джек Голдстейн. Дарование Торы на г. Синай
Джек Голдстейн. Дарование Торы на г. Синай
Дэйвид Беккер «Исайя»
Дэйвид Беккер «Исайя»
Дэйвид Беккер «Моисей»
Дэйвид Беккер «Моисей»
Мириам Шапиро «Рахель», «Лия», «Ребекка» и «Сарра»
Мириам Шапиро «Рахель», «Лия», «Ребекка» и «Сарра»
«Исход»
«Исход»
«Эстер»
«Эстер»
Синагога Temple Sholom. Южный фасад
Синагога Temple Sholom. Южный фасад

The Robey (Northwest Tower)

2018 W. North Ave.
Architect: Perkins, Chatten & Hammond, 1929
Renovation: Бельгийское архитектурное бюро
Nicolas Schuybroek Architects and Marc Merckx Interiors, 2016

Вдали от небоскребов центра города на углу трех улиц Damen, Milwaukee and North вздымается 203-футовый (62 м) небоскреб, построенный в 1929 году в стиле Арт Деко — The Robey Tower, первоначально известный как Northwest Tower. В момент постройки это было самое высокое здание в стороне от Downtown Чикаго, и предназначалось оно для юристов, врачей и других профессионалов. В 1980 году на первом этаже расположилась картинная галерея, названная с легкой руки художников Coyote Gallery, поскольку художникам здание по форме напоминало койота. Название галереи перекинулось на все здание, и с тех пор в течение многих лет оно так и именовалось Coyote Tower. Даже местный фестиваль искусств в то время назывался Around the Coyote (Вокруг койота).

В 2012 году здание было перекуплено мексиканской компанией Grupo Habita, разместившей в нем после длительного, очень болезненного 4-летнего ремонта, отель The Robey Hotel. Название отель получил от старого названия улица Damen, которое она носила до 1927 года.

Был один момент немного нас удививший. Прямо возле здания проходит линия метро, и станция его расположена прямо у стенки отеля. Не уверен, что постояльцам нравится грохот часто проходящих поездов.

Увы, из-за непрерывного ливня снимки получились весьма блеклые и города не видно, поэтому пришлось фотографии взять из интернета, но, судя по ним, вид на город открывается отменный.

Дверь лифта в стиле Арт Деко
Дверь лифта в стиле Арт Деко
Терраса на крыше здания с видом на Downtown Чикаго
Терраса на крыше здания с видом на Downtown Чикаго
Бар The Up & Up с гостинной на крыше рядом с террасой
Бар The Up & Up с гостинной на крыше рядом с террасой

St. Alphonsus Roman Catholic Church

2950 N. Southport Ave.
Boos, Bettinghofer, Schrader & Conradi, 1896

Св. Альфонсус Мария де Лигуори (1696–1787) был на редкость многосторонней личностью даже для просвещенного 18 столетия. Будучи по роду своей деятельности итальянским католическим епископом, создавшим конгрегацию святого Избавителя (Redemptorists), он также прославился как духовный писатель, композитор, схоластический философ и богослов. Св. Альфонсус был канонизирован в 1839 году папой Пием IX и с тех пор считается заступником исповедников.

Церковь последователей Св. Альфонсуса основана в Чикаго в 1882 году немецкими эмигрантами, заселившими этот в ту пору фермерский участок, а здание церкви построено в 1896 году на пересечении трех уже проложенных, но еще почти незастроенных улиц Southport, Lincoln и Wellington.

Церковь выполнена в распространенном стиле готического возрождения и необыкновенно эффектна как снаружи, так и внутри. Давно прекратила свое существование архитектурная компания, создавшая эту жемчужину, но прекрасное здание продолжает украшать район, как и столетие с четвертью назад. Золотые остроконечные арки, взлетающие с изящных колонн в голубую высь, настенные росписи, витражи и скульптуры создают торжественное настроение и восхищают паству и празношатающихся зевак, вроде меня.

Интерьер церкви
Интерьер церкви
Св. Альфонсус Мария де Лигуори
Св. Альфонсус Мария де Лигуори
Интерьер церкви
Интерьер церкви

Kenar Studio

1007 N. Wolcott Ave.

Дом Джерзи Кенара
Дом Джерзи Кенара

На тихой и неприметной улочке неподалеку от центра Чикаго в старом доме постройки конца 19 века живет художник и скульптор Джерзи Кенар. Это один из тех редких современных художников, которые мне не то чтобы понятны, но чем-то близки. Джерзи многогранен. Он и реалист, и абстракционист, и сюреалист, и еще бог знает кто, но во всех ипостасях он интересен, поскольку каждое произведение пронизывает явная или скрытая мысль. Вглядитесь в них: жестокая «Сила ненависти», в которой некая сила в ярости поражает самое себя; лестница из сна Иакова, соединяющая небо и землю; «Родители», в которой за абстрактной формой светится единство в любви. Интересен даже черный квадрат. Нет, это не квадрат Малевича, чей путь — тупик. Это черный квадрат, как восприятие определенной музыки. У Джерзи Кенара несколько абстрактных работ такого типа — черные, белые, разноцветные. Но они все являются отражением каких-то конкретных музыкальных произведений в душе художника. Лет 40 назад я был в непродолжительных дружеских отношениях с замечательным киевским художником Абрамом Балазовским, которые, к великому моему сожалению, прервались в связи с его кончиной. Но за этот короткий период Абрам Семенович сумел меня научить воспринимать музыку в цвете, в живописи — он создал немало удивительно тонких музыкальных картин. Вероятно это одна из причин почему мне так близок и интересен оказался Джерзи Кенар.

Джерзи Кенар
Джерзи Кенар
Американский блюз
Американский блюз

Джерзи Кенар родился в небольшом польском городке Iwonicz-Zdrój в 1948 году. В 1973 он уехал в Швецию, но уже в 1979 эмигрировал в США. В 1985 году он поселился в Чикаго на этой самой улочке Wolcott. Со временем его дом стал настоящим центром культурной жизни польской общины. Здесь проводятся выставки, встречи, концерты.

Джерзи Кенар достаточно быстро приобрел известность в Чикаго. Уже с середине 90-х годов он получает престижные заказы от города, организаций и просто от любителей искусства. Сейчас его работы можно увидеть в чикагском международном аэропорту О’Хэра, в библиотеке Harold Washington, в парках и целом ряде церквей.

«Музыка»
«Музыка»
«Родители»
«Родители»
«Лестница в небо»
«Лестница в небо»
«Сила ненависти»
«Сила ненависти»

Colvin House

5940 N. Sheridan Rd.
George Maher, 1909

Этот особняк первоначально не входил в наш маршрут, но так получилось, что моя мама живет в соседнем здании, и она очень рекомендовала посетить Colvin House. Она была права и мы не разочаровались.

Colvin House — один из последних сохранившихся особняков, построенных сотню лет назад вдоль озера Мичиган состоятельными гражданами, заселившими северную часть Чикаго. И снова повторю — увы, ибо большинство тех красавцев уже снесены, и только единицы еще радуют глаз. Только имя архитектора спасло Colvin House от сноса.

Colvin House был построен в 1909 году на стыке архитектурных стилей Prairie School, Classic American и Arts & Craft по проекту Джорджа Махера (George Washington Maher), друга и соратника Фрэнк Ллойд Райта. Заказчиком был индустриальный магнат Хэрри Стивенсон (Harry Stevenson). Всего через два года дом был перепродан Эдвину Колвину (Edwin Colvin) — вице-президенту W.F. Hall Printing Company, в то время крупнейшей в мире печатной компании, специализирующейся на выпуске каталогов и журналов. С тех пор дом менял хозяев много раз и постепенно приходил в упадок. Очередные жильцы, успев вложить немалые средства в покупку и ремонт, в итоге разочаровывались, и уникальное, хотя и вечно рассыпающееся и протекающее здание, снова и снова оказывалось на маркете. На моей памяти, за последние четверть века Colvin House поменял трех хозяев.

Интерьер

Перед последней продажей здания агент по продаже недвижимости Линда Родригез дала ему меткое определение, назвав «красивой женщиной, не успевшей наложить на себя мэйкап». Наконец в 2016 году здание перекупила небольшая молодежная организация Creative Coworking, решившая что Colvin House отличное место для малых бизнесов, для небольших мероприятий и для бизнес встреч. Новые хозяева сделали большой ремонт, основательно перестроив интерьер, оставив нетронутыми основные декоративные украшения здания, такие как мраморные камины, винный погреб, кессонный потолок и лепку, выполненную некоторыми предыдущими хозевами. Экстерьеры остались почти нетронутыми, поэтому гараж и арки наружных проходов во дворе сохранились в первозданном виде. Однако новые хозяева добавили зданию один важный штрих — они покрыли один из заборов мозаикой, над которой работала целая группа молодежи. За несколько месяцев до открытия особняка, я имел возможность наблюдать процесс создания мозаики и получил истинное удовольствие от энтузиазма и таланта молодых художников.

Создание мозаики
Создание мозаики

В 1994 году Colvin House получил статус здания, охраняемого государством.

Окончание
Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Игорь Волошин: Open House Chicago 2017

  1. Спасибо за интересный рассказ и показ. Что касается Вашего: «Яркими эмоциональными символами она изобразила четырех матерей рода иудейского. В английском языке они именуются Matriarchs, к сожалению, в русском языке нет такого слова», то я думаю, что слово «праматери» — это как раз оно..

    1. Ефим, спасибо за ваш комментарий. Однако мне кажется, что понятие «праматерь» ближе понятию «праотец», что имеет несколько иной оттенок, чем «патриарх». И что странно — в русском языке есть слово «матриархат», но нет слова «матриарх», которое напрашивается.

      1. Уважаемый Игорь!
        Все это очень просто: Авраам, Ицхак и Иаков — праотцы еврейского народа, а Сарра, Ривка, Рахиль и Лея — праматери еврейского народа. А патриархат и матриархат — это из другой оперы.

        1. Я достаточно неплохо представлю значения слов «патриархат» и » матриархат», но имел в виду совсем не это. Также как слово «патриарх» не связано напрямую со словом «патриархат». Верно?

Добавить комментарий для Ефим Левертов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.