Лев Мадорский: Шимон Перес — творец восьмой самой блестящей победы Израиля

Loading

Можно сказать без преувеличения, что именно благодаря Шимону Пересу Израиль стал обладателем ядерного оружия, Того самого оружия, которое, как выразилась Голда Меир: «во-первых у нас ядерного оружия нет, а во-вторых, если потребуется, то мы его применим».

Лев Мадорский

Шимон Перес — творец восьмой самой блестящей победы Израиля

«Судьба Израиля зависела не от того, что говорили неженки, а от того, что делали евреи»
Бен Гурион

«Я чувствовал, что наша работа в Димоне, которая поначалу казалась обреченной на неудачу, стала для меня исполнением обещания, которое я когда-то дал моему деду: всегда быть евреем и заботиться о том, чтобы еврейский народ всегда существовал»
Шимон Перес

Я уже писал о семи самых блестящих победах Израиля. Каждая из них не только великая победа, но и великое чудо. С удовольствием и гордостью оглашаю ещё раз весь список: возрождение иврита, образование Израиля, подвиг Эммануэля Цукерберга (Цур), похищение Эйхмана, операция «Опера» по уничтожению иракского ядерного реактора, подвиг Ариэля Шарона в войне Судного дня, освобождение заложников в Энтбеббе.

Хочу вспомнить и о восьмой победе, о восьмом чуде — о появлении у Израиля ядерного оружия, а также об удивительном человеке, который это чудо сотворил, Шимоне Пересе. Великому оптимисту и мечтателю часто ставят в вину соглашение с Арафатом в Осло. Действительно, время показало, что это соглашение было ошибочным. Но давайте не будем забывать, что быть израильским политиком и не ошибаться, практически, невозможно. Ошибки делали и Бен Гурион (расстрел «Альталлены»), и Голда Меир в войне Судного дня, и Ариэль Шарон, когда ушёл из Газы, и другие политики. В израильской политической жизни древняя мудрость «человеку свойственно ошибаться» действует в полную силу, а метод проб и ошибок становится единственно возможным. Почему? Возможно, потому что молодое, окружённое врагами, еврейское государство идёт по абсолютно новому, неизведанному пути. Пути, по которому не шло ещё ни одно государство мира. Кроме того, надо принимать во внимание непривычные для выходцев из Европы и Америки особенности арабского менталитета. Чтобы их усвоить надо было родиться и прожить долгое время в арабских странах. Между тем, Шимон был выходцем из Польши, Голда из США, а Ариэль родился в Израиле.

Можно сказать без преувеличения, что именно благодаря Шимону Пересу Израиль стал обладателем ядерного оружия, Того самого оружия, которое, как выразилась Голда Меир:

«Во-первых у нас ядерного оружия нет, а во-вторых, если потребуется, то мы его применим».

На эту тему пару лет назад хорошо написал В. Янкелевич. И ещё один момент, мимо которого пройти невозможно. То, что сделал для получения «оружия сдерживания» Шимон, настолько невероятно и требует такого благоприятного стечения обстоятельств, что начинаешь понимать: без вмешательства Всевышнего здесь не обошлось…

Как всё начиналось

Эта удивительная история началась через четыре года после образования Израиля и окончания первой войны за Независимость. Войны армии обороны Израиля, состоящей из добровольных, плохо обученных еврейских формирований, и профессиональных армий семи (!) арабских стран: Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена. Как можно было победить в таком противостоянии понять трудно, но факт остаётся фактом: арабы в этой войне, как и во всех последующих, были наголову разбиты.

Молодой Шимон Перес сумел убедить Бен Гуриона, что Израилю, для того чтобы выжить, необходимо ядерное оружие. Только оно могло остановить смертельных врагов, окружавших еврейское государство. В результате премьер— министр дал ему отмашку — «Действуй». Так у совсем юного государства с 2-х миллионным населением родился, казалось бы, абсолютно нереальный план — создать собственную атомную бомбу. В 1952 году при содействии Переса была создана Израильская атомная энергетическая комиссия (ИАЭК), а в 1956 году был заключён с Францией договор о строительстве в пустыне Негев атомного реактора. У этого соглашения была и секретная часть по строительству завода по переработке плутония.

Враги обвиняют Израиль, что для создания атомного оружия его руководители не всегда использовали законные средства. Скорее всего, здесь есть элементы правды. Но правды понятной любому объективному наблюдателю: другого средства выжить у еврейского государства в 50-е годы не было. Да и сегодня наличие у Израиля ядерного оружия охлаждает воспалённые мозги израилененавистников. Тут уместно привести слова Шимона Переса из книги: «Не место для скромных мечтаний»:

«Репутация ядерной технологии в устрашении. А устрашение, я был уверен, это первый шаг на пути к миру».

Особенно ярко эффект сдерживания проявился в шестидневную войну, когда Советский Союз, как считают эксперты Global Security, готов был нанести ядерный удар по Израилю. С такой угрозой, кстати, ещё в 1956 году во время Суэцкого кризиса открыто заявил председатель Совета министров СССР Николай Булганин. Наличие у Израиля ядерного оружия и даже предположение о такой возможности, стало для арабов сильным сдерживающим фактором. В 1979 году во время мирных переговоров с Египтом в Кэмп-Дэвиде один из помощников Анвара Садата признался министру обороны Эзеру Вейцману, что на решение Египта пойти на мирные переговоры повлиял именно проект «Димона».

Ну, а теперь, не вдаваясь в детали, хочу очень кратко рассказать как для получения «оружия сдерживания» крошечному, новорождённому еврейскому государству удалось преодолеть, казалось бы, непреодолимые барьеры: получить ядерные технологии, построить ядерный реактор, найти или обучить специалистов, приобрести урановую руду и «тяжёлую воду» и, конечно, раздобыть деньги на осуществление всех этих задач.

Ядерные технологии и строительство ядерного реактора

В 1955 году молодому политику Шимону Пересу (ему не было сорока) удалось сделать невозможное. США, Англия а, тем более, Россия 50-х годов не были готовы раскрыть еврейскому государству ядерные секреты. Оставалась надежда на Францию, которой американцы под большим секретом передали технологии создания атомной бомбы. К счастью, у Шимона Переса были дружеские связи с некоторыми министрами в правительстве Ги Молле, а, особенно, с министром обороны Морисом Бурже Монури. В результате Израилю под большим секретом удалось получить ядерные технологии. Детективный и, прямо-таки, фантастический характер всей этой истории придаёт то обстоятельство, что правительство Четвёртой республики висело на волоске и все необходимые подписи были сделаны в последний момент перед его отставкой и перехода власти к правительству Де Голля. Самая же важная подпись о начале строительства ядерного реактора в пустыне Негев около города Димона, была сделана министром обороны даже вчерашним числом. Важно и то, что секретная часть соглашения с Францией включала в себя строительство рядом завода по переработке плутония.

Трудности, с которыми столкнулся Шимон, усугублялись и тем, что будущий премьер, а в то время министр финансов Леви Эшколь, категорически отказался финансировать из бюджета проект, который он считал безумным. Тогда Перес пишет письма богатым евреям — сторонникам Израиля и получает половину необходимой суммы. Это только кажется, что всё так просто: написал — получил. Нужно было найти страстные, убедительные слова. Нужно было объяснить почему без «оружия сдерживания» существование еврейского государства висит на волоске.

Однако, при Де Голле одних денег уже было недостаточно, так как французский премьер был резко против возможности получения Израилем ядерного оружия. Только что начавшиеся работы по строительству реактора под угрозой срыва. Однако, Всевышний, повторяю, на стороне еврейского государства и возникает ещё одно существенное обстоятельство для взаимодействия Израиля и Франции — Суэцкий кризис. В июле 1956 года Суэцкий канал был национализирован режимом Насера и перекрыт. Остро заинтересованная в этом дешёвом и удобном водном пути Франция надеялась на военную помощь израильтян. Кроме того, налаживается обмен важными для Де Голля разведданными между французскими спецслужбами и Моссадом. Пятой республике стало уже не до контроля за ядерной программой Израиля.

Поиск специалистов

Тут опять перед Пересом и его командой встали, казалось бы, непреодолимые препятствия. Среди израильтян специалистов-ядерщиков были единицы, да и в мире в то время их было не так-то много. Кроме того, все они находятся под особым контролем спецслужб стран ядерного клуба. Но, когда есть, как у Шимона, гениальные организаторские способности и неукротимое желание не дать погибнуть еврейскому государству, все проблемы сметаются с дороги…

Одним из первых согласился принять участие в проекте Исраэль Достровский, заслуженный израильский ученый, который разработал процесс производства „Тяжелой воды“ и продал свое открытие французам. Кстати, эта продажа стала тоже одним из существенных факторов израильско-французского сотрудничества. Вторым откликнулся на предложение Шимона блестящий физик, которого ценил Альберт Эйнштейн, Эрнст Давид Бергман. Но двое даже больших учёных мало что могут сделать без команды. «Молодые израильские семьи, — вспоминает Перес, — по понятным причинам не хотели покидать большие современные города — Хайфу и Тель-Авив ради далекого места в суровой пустыне». Но и эту трудность постепенно удалось преодолеть. Так было обеспечено ноу-хау.

О том, насколько серьёзно подходил Шимон к своей работе по достижению заветной цели, мы узнаём из его книги: «Если я собирался возглавить группу ученых и инженеров, я был обязан понимать суть той работы, которую они должны будут делать. И поэтому, наряду с юными физиками, я день и ночь изучал атомные частицы, ядерную энергию и способы ее использования».

Послесловие

Так был заложен первый камень в грандиозное и мощное здание «оружия сдерживания». Так был сделан первый шаг. Перефразируя американского космонавта Нила Армстронга, впервые ступившего на Луну, можно сказать: Это был «… маленький шаг для одного человека, но огромный прыжок для Израиля». После этого было сделано немало шагов, к которым «человек-легенда» приложил свою руку. Начали действовать ядерные исследовательские центры в «Димоне» в «Нахаль Сорек». Был построен тяжеловодный реактор, удалось достать обогащённый уран и другие важные элементы для создания ядерного оружия. Наконец, была создана атомная бомба и проведены её испытания. План Бен Гуриона — Шимона Переса себя оправдал. Сам факт наличия у Израиля ядерного оружия стал для арабского мира фактором, удерживающим его от начала новой глобальной войны против «сионистского образования».

Закончить хочу замечательным высказыванием Шимона Переса, великого и мудрого человека:

«Меня спрашивают иногда: если оглянуться назад, какими были ваши самые большие ошибки? Я отвечу: мы думали, что у нас великие мечты. А теперь мы понимаем, что они были не такими уж великими. Мечтайте о большем. Чем больше ваша мечта, тем большего вы добьетесь».

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев для “Лев Мадорский: Шимон Перес — творец восьмой самой блестящей победы Израиля

  1. Уважаемый Лев!
    С одной стороны конечно хорошо, что вы так хорошо написали о нашем таком выдающимся Израильтянине Шимоне Пересе, который с одной стороны так много, мало кто больше, сделал для страны и, одновременно, так мало был оценен своей страной.
    И я абсолютно согласен с вами, что нельзя политикам ставить каждую лыко в строку – не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но вот приведённые вами примеры их ошибок ИМХО абсолютно не удачны.
    1. Осло. Конечно же при заключении этого соглашения было допущено множество ошибок, главная из которых ИМХО – откладывание решения самых сложных проблем на потом. Но мы не можем судить об его результатах – это Соглашение на было осуществлено. Но вот отказ от попытки прийти к соглашению в ситуации схода со сцены СССР и садамовского Ирака точно было бы ошибкой.
    2. Альталена. 100+1 раз повторялась и объяснялась: подавление силой вооружённого выступления против законного правительства только что рождённого государства спасло Израиль, предотвратив гражданскую войну во время Войны За Независимость Как это бывало в нашей истории — вспомните разрушение 2-го Храма.
    3. Сектор Газы. Трудно найти сегодня у нас желающих вернуться в этот Сектор. И не только среди «левых». Именно уход из Газы и исключение из расчётов его жителей даёт возможность «правым» (некоторым) утверждать, что аннексия Зап. Берега – это ничего страшного.
    И немного странен ваш перечень действительно подвигов в истории Израиля. Никак не оспаривая их значимость не понимаю, почему вы говоря о Войне Судного дня называете только Шарона. Разве подвиг Кахалани менее героический? Или вспоминая об уничтожении иракского реактора во время ПМ Бегина вы забывание об уничтожении реактора сирийского при ПМ Ольмерте?
    Безусловно Эммануэль Цукерберг (Цур) провёл великолепную операцию по угону 4-х британских бомбардировщиков. Но почему вы тогда не вспомнили об угоне купленных у Франции катеров?

    1. Но вот приведённые вами примеры их ошибок ИМХО абсолютно не удачны.
      —————————-
      Уважаемый Сэм! Спасибо за интересный коммент. Я, как неизраильтнин, не берусь спорить с Вами по поводу того какие знаки (минус или плюс) надо ставить при упоминании об Осло, «Альталлене» и уходу Шарона из Газы. В оценке этих событий сталкиваются мнения диаметрально противоположные и я следую в форватере тех. которые мне предстиавляются более логичными. Особенно в отношении Газы, где родилось на свет израилененавистническое чудовище. Но, возможно, повторяю, я не знаю всех нюансов и тонкостей. Те что Вы привели кажутся мне заслуживающими рассмотрения и осмысления. Что касается других, кроме Шарона героев войны Судного дня, то тут я полностью согласен. Их было много. Но, согласитесь, что Ариэль, форсировав Суэцкий канал и выйдя в тыл врагу, совешил невероятный, судьбоносный подвиг и потому его после войны журналисты заслуженно называли «Спаситель Израиля»

      1. Я разговаривал с теми, кто вместе с Шароном высаживался на Западном берегу Суэцкого канала.Это была авантюра,за которую бы дорого заплатили, если бы не было заключено перемирие.Шарон был блестящим и очень храбрым военачальником, но человеком,к себе и к другим беспощадным.Кстати,став премьер-министром,Шарон,в нарушение законов,взял из Архива Кнессета более 150 документов,относящихся к Войне Судного Дня и не вернул их обратно.Реально судьбу Израиля решили на Севере Рафаэль Эйтан,Моше Пелед, Авигдор Кагалани и Цви Грингольд

    2. 1. Конечно, Осло было прекрасным соглашением -«жертвы мирного процесса» и страх зайти в автобус не в счет.
      2. Гражданскую войну предотвратил Бегин, предложив своим соратникам за «Альталену» не мстить.За это Бен-Гурион с Бегином до конца жизни не здоровался.
      3. Разрушение цветущих поселений в секторе Газа было ошибкой с точки зрения: безопасности, единства общества, экономики, политики. И с каждым днем это все очевидней. По разрушительному эффекту это можно сравнить только с бегством Эхуда Барака из Зоны Безопасности в Южном Ливане.

      1. Boris Godin: «Разрушение цветущих поселений в секторе Газа было ошибкой с точки зрения: безопасности, единства общества, экономики, политики. И с каждым днем это все очевидней. По разрушительному эффекту это можно сравнить только с бегством Эхуда Барака из Зоны Безопасности в Южном Ливане».

        Одно и то же опять и опять… Эти «цветущие» приходилось усиленно (мягко сказано) охранять. На них уходила большая часть дефицитнейшей здесь воды — не в пример «не цветущим». Поселенцы среди крайне враждебного окружения нос не могли высунуть из своих закупоренных усадеб. Это не было похоже на проживание буров среди зулусов — это было тысячекратно проблематичнее. Если бы не отделение всего 1% (ОДНОГО ПРОЦЕНТА) территории Израиля — далеко не самой плодородной и комфортабельной — сейчас светское (т.е. трудо- и обороноспособное) еврейское население страны почти сравнялось бы с враждебным палестинским — причём пополнившимся самым агрессивным его сектором (в некотором роде — с потомками филистимлян).
        Сожаление об оставлении Газы — не более чем пустая демагогическая болтовня.
        Вот БЕГСТВО из анклава в Ю.Ливане было не просто ошибкой, но преступлением. С дерьмовыми последствиями по сей день. Об этом здесь на Форуме:
        «Горькие плоды поражения» —
        http://berkovich-zametki.com/Forum2/viewtopic.php?f=6&t=411

        1. Одно и то же опять и опять… Эти «цветущие» приходилось усиленно (мягко сказано) охранять. . Поселенцы среди крайне враждебного окружения нос не могли высунуть из своих закупоренных усадеб (Маркс)
          . Трудно найти сегодня у нас желающих вернуться в этот Сектор (Сэм)
          —————————-
          Разрушение цветущих поселений в секторе Газа было ошибкой ( Борис Годин)
          ———————-
          Так сталкиваются, вышибая искру, мнения израильтян. Как найти верный ответ? Если ли тут истинное решение? Не знаю. Никто не знает. И снова возникает вопрос: «Откуда берутся правые и левые? «

  2. Коллеги, вы забыли упомянуть выдающегося физика Юваля Неемана. Он написал прекрасную книгу «The patricle hunters».

    1. Коллеги, вы забыли упомянуть выдающегося физика Юваля Неемана.
      ————————
      Ты прав, Борис, Нееман был действительно, большой учёный мирового уровня и много сделал для ядерной и космическлой программы Израиля. Спасибо за добавление.

  3. Полагаю, исламский мир давно уяснил, что ядерное и термоядерное оружие Израиль применит в исключительных обстоятельствах. И, хотя глобальной войны нет, ничто не отменяет их непрерывные агрессивные действия с кровопролитием.
    ————————
    Это так, Соплеменник. Но, как мы видим, в главном Перес был прав. «Оружее устрашения» свою задачу выполняет.
    —————————-
    По-моему, израильские физики многого добились вполне самостоятельно
    —————————-
    В 50-е годы, не было в Израиле физиков-ядерщиков должного уровня. Именно Перес послал их учиться во Францию.

  4. В 1955 году молодому политику Шимону Пересу (ему не было сорока) удалось сделать невозможное. США, Англия а, тем более, Россия 50-х годов не были готовы раскрыть еврейскому государству ядерные секреты
    «Не были готовы»? Да никогда не собирались раскрывать.
    Оставалась надежда на Францию, которой американцы под большим секретом передали технологии создания атомной бомбы
    Как это стало известно? По-моему, израильские физики многого добились вполне самостоятельно, правда, под руководством Б.Гольдшмита, который прежде работал в США над ядерным проектом.
    Сам факт наличия у Израиля ядерного оружия стал для арабского мира фактором, удерживающим его от начала новой глобальной войны против «сионистского образования».
    Полагаю, исламский мир давно уяснил, что ядерное и термоядерное оружие Израиль применит в исключительных обстоятельствах. И, хотя глобальной войны нет, ничто не отменяет их непрерывные агрессивные действия с кровопролитием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.