Галина Подольская: Быть скульптором. Леонид Зильбер

Loading

Галина Подольская

Быть скульптором. Леонид Зильбер

Сегодня, 6 марта в Нетании в Муниципальной галерее открывается выставка работ Леонида Зильбера. Скульптура из бронзы, кованой меди, дерева, графика, живопись. И дающие наглядное представление о масштабе творчества скульптора метровые фотографии с работами Л.Зильбера в открытом городском пространстве. Порталы со скульптурами на театрах Минского театра музыкальной комедии, Гродненского драматического театра, бюсты Д.Бен-Гуриона, В.Жаботинского, Т.Герцля, памятник А.Бунимовичу в Молодежном парке Нетании, проект памятника израильским солдатам, погибшим в войну Судного дня…

Следует особо следует отметить скульптурный проект памятника М.Шагалу. Образный мир Мастера из Витебска (Л.Зильбер также родом из Витебска) — одна из тем, в которой скульптор раскрылся новыми гранями. Шагал Л.Зильбера, — это, прежде всего, тип личности Художника, в котором сочетаются национальная общечеловеческая в культуры. Это передано с пластической выразительностью, за которой стоит уровень скульптора европейской школы.

Скульптурный проект памятника М.Шагалу

Замечу, что даже в чурающемся скульптуры Иерусалиме — три работы Л.Зильбера: «Восходящий» (камень1,5 м) в парке Мошава Германит, «Давид с арфой» (металл, 3 м), «Райский сад» (металл, бетон, 3.5 м) в районе Писгат-Зеев.

Леонид Зильбер

Среди современных израильских скульпторов Л.Зильбер, несомненно, — один из ведущих, неслучайно в альбом «Современное Израильское изобразительное искусство с русскими корнями» вошло 19 его работ, некоторые из которых (сегодня об этом уже можно говорить без сомнений) обрели статус классических. Я имею в виду многофигурную скульптурную композицию на парадном портале Театра музкомедии в Минске (высота каждой 4 м, медь), портал Гродненского театра (медь, высота 8 м) парковую скульптуру в центральных парках столицы Беларуси –, Национального академического театра имени Янки Купалы (бронза, 2 м), Государственной филармонией (бронза, 2 м), перед театром Музкомедии (бронза, 4 м), Домом природы (бронза, 1, 7 м), Центром вычислительной техники (медь, 6 м).

Скульптуры Л.Зильбера находятся в Третьяковской галерее, в Национальном художественном музее республики Беларусь и других музеях.

Леонид Зильбер — обладатель одной из самых престижных для деятелей пластического искусства наград, учрежденной в СССР с 1939 года — Серебряной медали ВДНХ (1989 г.)

Скульптурная группа Муз на портале «Театра музыкальной комедии (1981)

В жизни каждого значительного художника, как правило есть магистральные для него темы и образы. Скульптурная группа Муз на портале «Театра музыкальной комедии (1981) в определенной мере стала для Л.Зильбера программной, позже перейдя в малую скульптуру. Остановимся на работе поподробнее.

На парадном портале театра возвышаются пять стройных женских фигур, облаченных в льющиеся одежды. Невесомо легкие, они словно колышутся от дуновения ветра. В руках Муз — атрибуты всех видов искусств — Поэзии, Музыки, Живописи, Театра и Танца. Пластическая композиция Л.Зильбера отличается утонченной романтической цельностью схваченного движения, подобного продленной мимолетности. Но именно в этом растянутом мгновении и запечатлено художническое представление о мире, как о своей духовной инстанции. Не так давно скульптор повторил это чудо в малой скульптуре.

Сам скульптор всегда считал подарком небес такого рода заказ в СССР. Л. Зильбер вспоминает: «Сам факт, что театр проектировали без профильного московского института «Гипротеатр», был чудом, хотя и объяснимым: москвичи предпочитали делать все заново и с новыми материалами. До меня от проекта оформления театра музкомедии отказалось несколько скульпторов и вот почему. Стены бывшего Дома культуры прядильного комбината были слабыми, и это обстоятельство диктовало задачи. То есть скульптуры должны били быть предельно легкими, поэтому литье, которое, здесь, конечно же, художественно просилось, категорически не подходило. Оставалась только кованая медь. К тому времени, то есть в 1975 году у меня уже был достаточный опыт работы с кованой медью. Много выставочных работ. Потом на Партизанском проспекте уже стояла моя композиция-аллегория «Наука». И вот началась нервотрепка по согласованию эскиза и рабочей модели: горком партии, затем Министерство культуры, затем отдел пропаганды ЦК, руководство ЦК. Три месяца бумажной бюрократии! А потом ежемесячно все четыре года работы над скульптурами»…

 Но какую немыслимую одухотворенность внесли «Музы» Леонида Зильбера в архитектуру здания! Эта крылатость — в неуловимом внутреннем ритме, в пластичности переходов движений, ощущаемых каждой из Муз друг у друга и запечатленных скульптором, как продленная мимолетность…

А в парке, с обратной стороны театра расположилась декоративная скульптурная композиция «Батлейка» также работы Леонида Зильбера. Перед нами — отлитые из бронзы персонажи балаганного ярмарочного театра кукол, выполненные в народной гротесковой манере. Леонид Зильбер вспоминает: «После монтажа муз, началась работа над «Батлейкой». Собирал материалы в архивах. Что же эта самая «Батлейка» должна включать? Кажется, выстроил-таки многофигурную композицию. И тут опять… бесконечная череда согласований! Один партийный умник на согласовании этак полусерьезно спрашивает: «А что, Антониха с кнутом — не партия ли это, терзающая народ в лице Антона с козой? Но шутки кончились, когда вскоре после установки работы, мне позвонили друзья и сказали, что рабочие вырубают детали из моей композиции… Я приехал на место и увидел большое черное пятно на том месте, где был подсвечник с тремя свечами. Это было на левой дверце. Я написал возмущенное письмо в ЦК и сказал все, что я о них думаю. Через некоторое время меня пригласили к главному архитектору города. Но, когда я вошел в кабинет, то меня ожидал не главный архитектор, а совсем другой человек. Ему было поручено провести со мной разъяснительную беседу. Так вот он сказал, что там, наверху, меня очень уважают, но я должен понимать, что идет напряженная идеологическая борьба, и мы должны быть бдительными. Он достал из ящика толстый альбом, в котором были фотографии моей «Батлейки» и многих архитектурных объектов других очень известных архитекторов. Потом он начал мне пояснять, что в каждом из них был какой-нибудь элемент, который вызывал подозрение у партийных идеологов. Я не верил своим глазам и ушам! «Вам бы в инквизиции работать», — сказал я и ушел. Этот разговор жизнь мне, конечно, не облегчил, а, наоборот, создал в будущем много проблем. Но в тот день я неожиданно для себя понял, почему скульпторы так неохотно брались за работу над парковой скульптурой».

В этой связи нельзя не заметить, что парковая скульптура Л.Зильбера обладает очень важным качеством — естественно вписываются в природный ландшафт, словно отлитые им формы — живые существа, но в какой-то момент вдруг замершие по мановению руки скульптора… Не случайно некоторые из нынешних заказов Л.Зильбера связаны именно с парковой скульптурой.

Не прошел даром и опыт «Батлейки» — в создании стилизованных народных персонажей в скульптурах малой формы, но разработанных на материале еврейских традиций. Таковы композиции «Местечко», «Клезмеры» (из трех скульптур), «Мужик с рыбой», «Мужик с петухом», «Мужик с козой», «Бык», «Мухи» … Все это есть на выставке. Впрочем, есть и то, что так и осталось от парящих Муз над театром — «Художник», «Скульптор», Скрипачки», «Ангел»…

Всего 26 малых скульптур.

Леонид Зильбер — личность многогранная. И помимо скульптуры, помимо скульптуры, которая, безусловно, главная в его творчестве, он интересен как график и живописец. Это 25 графических работы — сны, размышления, фантазии, библейские сюжеты, из которых наиболее интрересны Адам и Ева Самсон и Далила, Давид и Галиаф. Это — работы, выполнявшиеся в разные периоды жизни — с 1967 по 2013 гг. Три работы живописи, созданные в в 2012 году. Еврейская семья в облаках: мама, папа, ребенок и… ангел. Романтический дуэт влюбленных. Эпический Иерусалим — с опускающимся храмом и трубачами-ангелами.

Л.Зильбер работает в камне, дереве, бронзе, стали, меди, латуни. Многие скульптурные композиции прорабатываются в графике, иногда в акриле, масле, фреске, как первоначальный этап. Но многие из графических и живописных работ скульптора имеют самостоятельнрую ценность. И в этом смысле настоящая выставка также не только показательна, но и репрезентативна.

Выставка ретроспективная, приуроченная к 45-летию творческой деятельности скульптора, размещена в двух залах муниципальной галереи. Около 60 работ — талантливых, ярких.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный.
Но только образ им запечатленный,
Веками будет согревать сердца…
(Микельанджело)

Работа выставки продлится до 22 марта.

Print Friendly, PDF & Email