Лев Мадорский: Удивительное королевство, в котором король — еврей

Loading

В 1946 году королевству рок-н-ролла, и всему новому жанру повезло: у родителей Элвиса не хватило денег на покупку сыну ко дню рождения велосипеда, о котором он мечтал, и они купили гитару.

Удивительное королевство, в котором король — еврей

К Международному дню рок-н-ролла 13 апреля

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Человечество придумало много способов получения энергии. Как традиционных (тепло-гидро-атомные станции), так и нетрадиционных (солнце, ветер, морские течения, даже приливы и отливы). Но есть ещё один нетрадиционный источник энергии, о котором не надо забывать — музыка. И, особенно, пожалуй, музыка рок-н-ролла, всемирный праздник которого мы отмечаем 13 апреля, в пятницу. Думаю, что рок-н-ролл, как, например, и танго, о котором мы с Борисом Геллером писали на сайте, это не только музыкальный жанр. Это также определённая философия, а, может, даже стиль жизни. Если философия танго аккумулирует теплоту, доброжелательность, самопознание, самоуважение, то философия рок-н-ролла — свободу, раскрепощённость, открытость, радость бытия. Наверно, поэтому музыка рок-н-ролла запрещалась в советские, идеологически зацикленные времена и считалась извращённой, буржуазной, разлагающей.

Помню как в 60-е годы на танцевальном вечере в институте им. Гнесиных, когда ансамбль студентов заиграл новую, зажигательную музыку, вокалист, имитируя голос Элвиса Пресли, запел, а одна или две пары стали танцевать, это стало для меня потрясением. Больше всего поразила пробудившаяся и как будто вырвавшаяся на волю из заточения могучая сила ритма. Ведь, по существу, рок-н-ролл, это бешеный, сверкающий, бросающий перчатку условностям, праздник ритма. В определённом смысле, в этой музыке ритм побеждает мелодию. Танцоров и исполнителей на другой день вызвали в ректорат и сделали им внушение, а я с тех пор стал слушать западные «голоса», стараясь поймать запрещённую музыку. Тем более, что, как известно, запретный плод…

После вечера в «Гнесинке» я попросил парня из той танцующей пары показать мне движения рок-н-ролла. Он показал и я стал дома тренироваться. Но сказать, что научился танцевать, было бы преувеличением. Видимо, не хватало мне свободы владения телом, а главное не хватало необходимой для танца раскрепощённости и презрения к условностям. Впрочем, последнему качеству я так и не научился с годами. Поэтому если я когда нибудь и танцевал рок-н-ролл публично, то не в паре, а один. А это две большие разницы…

Немного истории

С достаточной долей условности, World Rock-n-roll Day, как и королевство рок-н-ролла возникло в ночь на 13 апреля 1954 года. В эту ночь создатель королевства и основоположник жанра, ритма и всего остального, связанного с новым источником энергии, американский композитор, певец, автор песен Билл Хейли (1925-1981 гг.) написал всемирно известную мелодию «Rock Around The Clock» («Рок круглосуточно»).

Праздник возник, но о нём мало кто знал. Я, например, узнал о его существовании только в 2002 году. Мы тогда в дуэте со скрипачом из Болгарии Йорданом Добревым работали в отеле «Маритим» в Магдебурге. Ежедневно два часа играли днём в фойе и три часа вечером в ресторане. 12 апреля к нам подошёл управляющий отелем, большой меломан, уроженец Вены. Обычно он заказывал вальсы Штрауса, венгерский Чардаш, цыганские романсы, некоторые русские мелодии, но в этот раз неожиданно попросил сыграть завтра вечером рок-н-ролл. Наш репертуар зашкаливал за 7-8 часов, но не только рок-н-ролл, но и, вообще, джазовая музыка в него не входила, а времени разучить уже не оставалось. Упраляющий был очень огорчён…

Король рок-н-ролла

Рассказывая о рок-н-ролле, а, тем более, на еврейском сайте, нельзя не упомянуть о короле этого удивительного жанра, американском певце еврейского происхождения Элвисе Аароне Пресли (1935-77 г. г.). Вспомним, что такой высокий титул у евреев не единственный. Якова Хейфеца журналисты называли «император скрипки», а Родился Элвис (его второе имя Арон, позже Аарон) 8 января 1935 года в небольшом городке Тупело (штат Миссисипи) в бедной семье. Отец Вернон — ирландец, мать — еврейка по женской линии и, значит, по Галахе. Уже став известным, Элвис отдавал дань своему еврейскому происхождению неоднократно. Например, на концерте в Солт Лейк Сити в 1972 году он надел золотую цепочку с еврейскими буквами חי, а в 1959 году выгравировал Звезду Давида на надгробьи матери. Не случайно в Израиле есть центр Элвиса Пресли в Абу-Гош, где часто звучит музыка Пресли, стоит памятник великому певцу.

В 1946 году королевству рок-н-ролла, и всему новому жанру повезло: у родителей Элвиса не хватило денег на покупку сыну ко дню рождения велосипеда, о котором он мечтал, и они купили гитару. Возможно, такая случайность (в жизни многое зависит от случая) определила судьбу Элвиса-Аарона. Уже в 11 лет он сам научился играть на гитаре (вспомним Высоцкого) и пишет первые песни, которые, к сожалению, не сохранились. Позже мальчик берёт уроки гитары у соседа по дому Джесси Ли Денсона.

В 18 лет будущий король записывает на студии звукозаписи в стиле кантри свою песню «Все в порядке, мама», которую он сочинил к маминому дню рождения. Песня была исполнена по местному радио и слушателям понравилась.

Однако, других предложений от студии не поступало. Более того. Когда весной 1954 года Пресли попытался пройти прослушивание в ансамбле Songfellows и в местном клубе, обе попытки закончились провалом. Позже Элвис вспоминает: «Они сказали, что я не умею петь и лучше мне сосредоточиться на своей работе» (В то время Элвис работал водителем грузовика — Л. М.). Вспоминается, что Шаляпину тоже отказали на прослушивании при поступлени в церковный хор в Нижнем Новогороде, а взяли… Алексея Пешкова (Горького).

Первый успех пришёл 26 июня 1954 года. Студия Sun Records пригласила Пресли записать песню «Without You». Там же состоялось знакомство с гитаристом Скотти Муром и контрабасистом Биллом Блэком. Они записывают вместе несколько песен. Песни были исполнены по радио и сразу же стали поступать звонки от слушателей с просьбой их повторить. Через месяц ансамбль в составе Пресли, Мура и Блэка, получивший название «The Blue Moon Boys», приглашают выступить в популярном радиоконцерте.

Воодушевлённый Элвис (он получает по устаревшему названию кантри прозвище Хиллбилли кэт) записывает несколько песен как в стили кантри, так и в стиле рок-н-ролла. К певцу приходит популярность. Выходит первый альбом, его песни звучат по всей Америке, Элвиса приглашают выступить в разных городах США. Впрочем, популярность не то слово. Элвис Пресли очень быстро становится идолом молодёжи. Можно сказать, что в Америке началась «элвисомания», а каждый концерт собирал толпы фанатов.

Посмотрите на это видео. Уверен, что и вы получите заряд буйной, сверкающей, ослепительной энергии, радости, веселья…

Служба в армии. Женитьба. Рождение дочери (1966-1968 гг.)

В 1958 году Пресли призывают в армию в 3-ю танковую дивизию. Причём, никаких скидок, несмотря на популярность, ему не делают. С 1958 года он служит в Германии, где знакомится с Присциллой Энн Бьюли, которой на тот момент было 14 лет. В 1964 году девушка переезжает в Америку и пара начинает встречаться регулярно. Еще через 3 года Элвис Пресли делает Присцилле предложение. Свадьба состоялась в мае 1967 года. У них рождается дочь Лиза Мария, которая впоследствии вышла замуж за Майкла Джексона.

Последние годы жизни. Смерть

В последующие годы к великому певцу приходит мировая известность. Один за другим выходят 150 (!) его альбомов. К началу 2000-ых в мире продано более миллиарда дисков Пресли, а три его альбома в 1967, 1971 и 1974 годах были удостоены одной из самых престижных музыкальных премий — премии Американской академии звукозаписи «Грэмми». Достаточно сказать, что в разные годы премию эту получили такие прекрасные музыканты, как скрипач Максим Венгеров, пианист Владимир Ашкенази, виолончелист Мстислав Ростропович. Кроме того, Элвис снялся в 31 кинофильме, в некоторых из которых звучали его песни.

Начиная с 1973 года у Элвиса начинаются проблемы со здоровьем. Он попадает в зависимость от многочисленных лекарств: возбуждающих, успокоительных, для потери веса и других, которые превратились для него в наркотики. Очень болезненно отразилась на здоровье певца и вышедшая в 1977 году книга его близких друзей «Что случилось, Элвис?». В книге авторы в негативных тонах рассказывают о буднях «короля рок-н-ролла», описывают его агрессивные выходки, наркотическую засисимость, болезненную подозрительность. Возможно, всё это было следствием медикаментов. Миллионы фанатов Пресли, прочитавшие книгу, был в шоке, а сам Элвис впал в глубокую депрессию.

16 августа 1977 года от передозировки лекарств-наркотиков Пресли умер. В этом очерке не могу не упомянуть о полумистических теориях, что смерть его была фиктивной. Своеобразной постановкой, которую великий певец сознательно осуществил, чтобы уйти подальше от шоу-бизнеса и наркотиков. Согласно этим теориям, Пресли умер не в 1977 году, а в начале 90-х. Говорили о засекреченном характере медицинского расследования причин смерти, отсутствие фотографии тела певца, изменение среднего имени на могиле (Пресли якобы таким образом не считал себя похороненным) и о том, что разные люди будто бы встречали Пресли в самых разных уголках планеты. Некоторые религиозные течения даже до сих пор ожидают «второго пришествия» певца.

Послесловие

Элвис Пресли не забыт. По всему миру великому певцу ставят памятники, выходят его диски, проводятся международные конкурсы на лучшее исполнение рок-н-ролла, на которых звучит его голос. Самая энергичная музыка мира получает всё больше приверженцев и почитателей. Каждый год около шестисот тысяч человек со всего света приезжают в «Грейсленд» — дом-музей Элвиса в Мемфисе, штат Теннесси. Причём, рок-н-ролл танцуют не только взрослые, но и дети.

Король рок-н-ролла умер, но его королевство живёт и процветает. Сегодня, в Международный день рок-н-ролла, мы имеем основания сказать, перефразируя ритуальные слова, которые произносили раньше во Франции после смерти короля: «Король умер, да здравствует его королевство».

Print Friendly, PDF & Email

13 комментариев для “Лев Мадорский: Удивительное королевство, в котором король — еврей

  1. Как это, Лев, не уловили? в королевстве Музыки и Джаза, разумеется:
    Эдди Рознер, Лундстрем (?) , Ленечка Утесов, о женщинах-певицах — что говорить… и вообще — кто написал большУю часть русских хитов эстрады… Боже мой, дорогой Лев, как вспомню, так вздрогну и моло-дею 🙂 А Вы разве нет?

    1. Эдди Рознер, Лундстрем (?) , Ленечка Утесов, о женщинах-певицах — что говорить
      ——————
      Да, дорогой Алекс, конечно. Я никак не вынырну из рол-н-ролла. Джаз 60-х это что-то. К Вашему списку можно добавть Цфасмана, Дунаевского, Минха. Я сам играл, будучи студентом, в джазе на танцах в Парке Горького и очень любил музыку из «Серенады солнечной долины» И ещё сразу вспоминаются фарцовщики и проститутки, которые там постоянно околачивались и весь этот жаргон: лабухи, сбацаем, фирма,. гёрл и т.п. Как ни странно, но вспоминается в тёплых тонах.

  2. Про аргентинский секс не решаюсь, а про королевский Двор — так и на нашей родине в королюх и королевах евреев было не мало. Даже кое-что осталось ди сих пор, второй, правда, с в е ж е с т и
    🙂

    1. Про аргентинский секс не решаюсь, а про королевский Двор — так и на нашей родине в королях и королевах евреев было не мало
      ———————
      Что-то, Алекс, не уловил: о каком королевстве у Вас речь?

  3. Весёлая статья получилась !
    Спасибо, Лев, за «возврат» в нашу весёлую бесшабашную юность, где был незабываемый и заводной рок-н-рол.
    Я был тогда ещё нормальным дворовым пацаном (примерно 1962-ой), занимался спортивной гимнастикой … Поэтому для меня не составило особого труда воспроизвести все эти необычные движения.
    Я не согласен с Михаилом по-поводу «прелюдии для секса» — латиноамериканские танцы,
    это ДА, но НЕ рок-н-рол. Это скорее приглашение К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ в бешеном ритме и акробанических движениях . В то время это было скорее выяснение по принципу
    СВОЙ — ЧУЖОЙ, приблизительно, как у людей любящих джаз.
    А, Элвис — разумеется, король рок-н-рола на все времена !

    1. Я не согласен с Михаилом по-поводу «прелюдии для секса» — латиноамериканские танцы,
      это ДА, но НЕ рок-н-рол
      —————-
      Согласен. Но в те времена,когда мы были «дворовыми пацанами,» святоши и офоициоз именно так и говорили: рок-н-рол- это разврат и аморалка.

      1. Дорогой Лев! И зря Вы не согласны со мной насчет «прелюдии». Я уверен (исходя из собственного прошлого опыта), что любой парный танец, как фокстрот или вальс, например, это своего рода «прелюдия». Не обязательно для физического что-ли секса, но для продолжения взаимопонимания между мужчиной и женщиной. Ну, а дальше… как уж сложится.

        1. Я уверен (исходя из собственного прошлого опыта), что любой парный танец, как фокстрот или вальс, например, это своего рода «прелюдия». Не обязательно для физического что-ли секса, но для продолжения взаимопонимания между мужчиной и женщиной.
          —————-
          В этом смысле, Дорогой михаил, Вы, наверно, правы.

  4. Спасибо, Лев! Вы совершенно правы, что если классическая и народная музыка — это торжество мелодии и гармонии, то рок-н-ролл — торжество ритма, но и не только мелодия тоже есть. Кроме того, как танцевальная музыка он диктует именно парный танец. В рок-н-ролле, как и в настоящих бальных танцах, необходимо полное взаимопонимание партнеров. Я уверен, что такой танец можно рассматривать как красивую прелюдию для секса. В том смысле, что если партнерша верно угадывает какое движение ты хочешь вместе с ней сделать, то и в реальном сексе будет так же.
    Я, конечно, ретроград, но мне кажется, что нынешняя танцевальная музыка лишена не только мелодичности, но и такой парности. Глядя на танцующую молодежь, видишь только индивидуализм или даже эгоизм на фоне барабанного ритма. Я неправ?

    1. В рок-н-ролле, как и в настоящих бальных танцах, необходимо полное взаимопонимание партнеров.
      ————-
      Г лядя на танцующую молодежь, видишь только индивидуализм или даже эгоизм на фоне барабанного ритма. Я неправ?
      ———————
      Спасибо, Михаил, за интересный коммент. На мой взгляд, рок-н-ролл это не столько, как Вы пишете, «прелюдия для секса», сколько демонстрация праздника жизни, радости бытия. Рок-нролл, как и танго, отличается от ритмичных движений под музыку, большей красотой, большей сложностью двигательного рисунка, а , главное, как Вы верно написали, полным взаимопонтиманием партнёров. В этом взаимопонимании и сверкающей радости-его философия. Международный конкурс рок-н-ролла ( забыл привети в тексте ссылку) это настоящий праздник жизни.

Добавить комментарий для Лев Мадорский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.