Серафима Лаптева: 8 августа 1918 года, 4 часа 20 минут утра

Loading

Как писал маршал Монтгомерри, Первая мировая война могла бы закончиться быстрее и с меньшими потерями, если бы Монаш стоял во главе Британской армии.

8 августа 1918 года, 4 часа 20 минут утра

Первый полководец Австралии

Серафима Лаптева

Следуя семейным традициям и собственным мечтам, он мог стать ученым, богословом, адвокатом, доктором, строителем, бизнесменом, музыкантом, филологом, но ничто не предвещало, что судьба подарит ему лавровый венок бессмертной военной славы — когда разразилась Первая мировая война, Джону Монашу было уже сорок девять лет. На фотографии начала века мы видим респектабельного джентльмена в cмокинге с шелковыми отворотами, в высокой шляпе, с золотой цепочкой от часов поперек жилета, с тщательно ухоженными усами — образцовая модель делового человека и отца семейства Викторианской эпохи. Глубокие инженерные знания, блестящий ум, огромная трудоспособность, точность и аккуратность обеспечивали коммерческое процветание его бизнеса. Монаш строил дома и промышленные здания, проектировал мосты и железные дороги, прокладывал трубопроводы, разрабатывал способы использования бурых углей на первых электростанциях, читал лекции в университете. Он находил время, часто за счет сна, изучать военную историю и мог по памяти описать в деталях великие военные кампании и битвы. «Мои мысли исподволь, но решительно направлялись на соединение военной и инженерной профессий», — писал он в своем дневнике.

Начавшаяся война предоставила ему возможность такого соединения гражданских и военных знаний. После ряда тыловых назначений Монаш был направлен в Галлиполи, туда, где в 1915 году разворачивались трагические события австралийской истории. Вспомним. Турция воюет на стороне Германии против Великобритании. Британское правительство принимает решение напасть на Турцию, форсировать Дарданеллы и захватить Галлипольский полуостров. С этой целью создается смешанная армия из английских, французских, австралийских и новозеландских солдат. 25 апреля 1915 года британские войска высаживаются на полуостров, где встречаются с мощной линией турецкой обороны. В тяжелых кровопролитных боях были убиты 35 тысяч солдат и 78,5 тысяч было раненых, в том числе много австралийцев. Страна впервые несла такие огромные потери, переживала такую боль и унижение. Только в декабре Командование союзников убедилось в бессмысленности военных действий и приняло решение эвакуировать войска. Эвакуировать, по сути дела, спасти от полного разгрома измотанную боями и истощенную окопной жизнью 45-тысячную армию было поручено генералу Джону Монашу. Монаш — его недаром называли «мозговым центром армии» — до мельчайших деталей продумал, просчитал, проанализировал, расписал по дням, часам и минутам весь ход предстоящей операции, главной целью которой было сохранить людей, вывезти оружие, технику, мулов, словом все большое и сложное военное хозяйство. Чтобы обеспечить успех дела, не допустить паники, уменьшить возможные потери, было необходимо соблюдать строгую военную тайну. Никто, даже старшие офицеры, не знали, что началось планомерное отступление. До рождества оставалось совсем немного времени, и Монаш объявил, что большие группы солдат отправляются на отдых в связи с тем, что зимой наступает затишье и линию фронта можно сократить. В первую очередь отправили всех раненых. Только после того как 25 тысяч солдат благополучно покинули полуостров, и 170-тысячной турецкой армии противостояло всего 20 тысяч солдат армии союзников, Монаш открыл офицерам план этой невероятной операции и отдал приказ форсировать отступление. За неделю до рождества на позициях оставалось 5000 человек, потом 1500 бойцов держали восемь миль линии фронта, потом 825, потом осталось 170 самых храбрых, умелых, расторопных ребят. На них была возложена самая ответственная задача — до последней минуты имитировать, то есть создавать впечатление активной боевой деятельности. «9 часов вечера 19 декабря. Мой последний патруль доложил, что они слышали, как турки подкапываются под проволочные заграждения, готовясь к атаке. Это означает, что до сих пор они ничего не подозревали. К двум часам ночи мой последний человек оставил позицию. Если бы только турки знали!» — записал Монаш в своем дневнике, уже в тесной каюте последнего покидающего турецкий берег парохода.

На оставленных позициях с помощью хитроумного устройства «сами собой» продолжали стрелять ружья, разом взорвались все мины, и взрыв ураганом пронесся над Галлиполи… Турки готовились к ответной атаке. А в Главный штаб армии союзников ушла телеграмма: «Войска выведены без потерь».

«Мы успешно сняли с позиций 45 тысяч человек, всех мулов, все вооружение, припасы, орудия, боезапасы, провизию, полностью эвакуировали армию без единой потери». Позднее, анализируя уроки Галлиполи, военные историки напишут, что это была одна из самых блестящих операций во всей истории войн, что если бы и наступление было спланировано и организовано с такой же тщательностью, продуманностью, предвидением, то войска союзников никогда не попали бы в такое тяжелое, безвыходное положение. Но, как известно, история не признает сослагательного наклонения «если бы…»

В ноябре 1916 года 3-я Австралийская дивизия под командованием генерал-майора Д. Монаша была переведена во Францию, где шли жестокие бои с немцами. Сражались за каждую пядь земли, залитую кровью тысяч и тысяч солдат. Кровь, окопная грязь, дожди, человеческие страдания, полная неразбериха в командовании фронтом, откуда поступали самые противоречивые, порой невразумительные приказы. В марте 1918 года немцы, пытаясь прорвать удушающее кольцо блокады, переходят в отчаянное, яростное наступление. Армия союзников беспорядочно отступает. В критической ситуации Монаш получает приказ: остановить немецкое наступление. Тщательно проанализировав положение, он разрабатывает стратегию контрнаступления: сократить линию фронта, сосредоточить на меньшем участке максимальное количество людей и техники, применить новую боевую тактику, выиграть время, чтобы не дать противнику возможность реорганизовать фронт. Он идет на рискованный, но точно просчитанный маневр — перегоняет артиллерию с дальних позиций на ближние и она начинает бить по цели прямой наводкой. Часть боевых снарядов заменили дымовыми, и это спасало идущую в бой пехоту. Монаш учел и использовал даже такой психологический фактор, как нарастающий гул движущихся танков и летящих самолетов, этот звук волной ужаса накрывал немецкие окопы. Чтобы увеличить панику, к настоящим машинам добавили 160 макетов танков

8 августа 1918 года. 4 часа 20 минут утра. Солдаты, орудия, танки, самолеты заняли позиции, определенные Монашем. Под покровом ночи сто тысяч пехотинцев, развернувшись строем по фронту на 12 миль, незаметно проползли вперед 80 метров и стали недосягаемы для огня вражеской артиллерии. В небо поднялись самолеты, пошли в наступление танки, точно «в час икс» ударила артиллерия, пробивая коридоры для пехоты в немецкой линии обороны, считавшейся неприступной и неуязвимой. Огромное число немцев было взято в плен, моральный дух немецкой армии был сломлен. «Черным днем Германии» назвал это сражение немецкий генерал Людендорф.

Участие Монаша в разрушении «линии Гинденбурга» невозможно переоценить. Раньше или позже она была бы разрушена и немецкое противостояние было бы истощено, но его (Монаша) тщательно спланированные и необычные атаки спасли армию союзников от еще одной военной зимы в окопах. Как писал маршал Монтгомерри, Первая мировая война могла бы закончиться быстрее и с меньшими потерями, если бы Монаш стоял во главе Британской армии.

Четыре дня спустя после победы, прямо на поле битвы, Король Великобритании Георг V совершил старинный обряд посвящения в рыцари, возложив меч на плечо преклонившего колено Джона Монаша.

Гордился ли он своими победами, радовался ли всемирной славе полководца? Вот его ответ:

«С самого начала войны и до самого последнего выстрела каждый день был наполнен горем и отвращением. Всегда я сожалел о безжалостно загубленных жизнях и бессмысленно затраченной человеческой энергии. Мне было невыносимо думать, что Австралия тоже могла бы пережить этот ужас на своей территории».

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Серафима Лаптева: 8 августа 1918 года, 4 часа 20 минут утра

  1. Раньше или позже она была бы разрушена и немецкое противостояние было бы истощено, но его (Монаша) тщательно спланированные и необычные атаки спасли армию союзников от еще одной военной зимы в окопах.
    ***
    Позволю не согласиться с этим утверждением. После вступления США в войну (октябрь 17-го), но фактически после реального появления американских войск к весне 18-го и в их роли в остановке немцев под Парижем, война была выиграна Союзниками. Стодневное наступление американцев и Союзников, начатое 1 сентября, только подвело черту. Война никак после этого не могла продолжаться еще зиму.

    1. После вступления США в войну (октябрь 1917)
      ———
      Опечатка ? США вступили в войну в апреле 1917.

      1. Я имел в виду (по памяти) время, когда первые американские солдаты добрались до Франции. Накопление войск шло медленно, их долго учили в лагерях в США. Кроме того, артиллеристам надо было время на учебу уже во Франции — пушки были французские. Поэтому до поздней весны американцы мало влияли на реальное положение фронта. Но потом, с сентября просто раздавили немцев.

  2. Всю жизнь Монаш соблюдал законы еврейской религии, активно участвовал в жизни еврейской общины Австралии и занимался сионистской деятельностью. В 1928 г. он был избран президентом Сионистской федерации Австралии. Имя Монаша носит мошав Кфар-Монаш в Шароне (http://eleven.co.il/jews-in-world-civilization/politics/12826/).

  3. статья очень интересная.
    ===
    Интересна также и тем, что автор не упомянул, что генерал Д.Монаш, например, был президентом Сионистской федерации Австралии и внёс свитки в открываемую новую синагогу в Мельбурне.

  4. Очень интересный материал.
    Но к сожалению описание событий войны дано упрoщённо, тем самым искажая реальную картину истории.
    А при упоминании эвакуации мулов из Галлиполи, жаль, что не упомянуто, кто был их погонщиками.
    Но, повторяю, — статья очень интересная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.