Арье Барац: Больной старик («Бе-Хар»)

Loading

С самых разных сторон доносятся до нас сигналы о том, что человечество ждут большие перемены. Срок годности исторического времени, указанный еврейской традицией, взят не с потолка, а получен «Бе-Хар Синай».

Больной старик

(«Бе-Хар»)

Арье Барац

Арье БарацДвойной счет

Недельная глава «Бе-Хар» открывается предписанием соблюдать субботние и юбилейные годы:

«И сказал Господь Моше на горе Синае, говоря: Говори сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли); А в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай… И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих субботних лет сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся (вами) лоз. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте плоды его. В сей год юбилейный возвратитесь каждый во владение свое.» (25:1-13)

Итак, Всевышний вручил еврейскому народу Землю Кнаан, предписав в высшей степени необычный аграрный порядок: держать раз в семь лет и в юбилеи под паром всю землю, а не каждый год попеременно отдельные ее участки, как принято среди народов мира.

Но примечательны эти аграрные заповеди не только свидетельством верховной власти Бога, не всегда следящим за «рациональностью» Своих заповедей. Важна и интересна также и сама система счета времени семилетиями и юбилеями.

Чтобы глубже вдуматься в ее смысл, уместно обратить внимание на то, что чтение главы «Бе-Хар» всегда приходится на период счета омеров, начинающийся на другой день после Песаха и кончающийся в Шавуот — Пятидесятницу. Каждый день этого периода имеет двойную нумерацию: по числу текущего месяца, и по счету омера.

Так, 18-ое ияра (3-е мая 2018), это 33-ий день счета омеров — т. е. «Лаг ба-Омер» — праздник огней, день рождения и день смерти великого мудреца рабби Шимона бар Йохая. День этот вполне можно было бы называть «Хай ба-Ияр» -тоже звучит вполне подходящим образом, но повелось, как мы видим, по-другому.

Это обстоятельство дополнительным образом позволяет нам осмыслить счет семилетий и юбилеев.

Действительно, в той же мере, в какой двойным счетом отмечен период от Песаха до Шавуота, двойной хронологией отмечена так же и еврейская история, с одной стороны считающаяся годами от сотворения мира, а с другой — пятидесятилетиями.

Отсчет юбилейных лет, правда, не происходит автоматически. Как минимум для этого требуется, чтобы большинство евреев проживало в Эрец Исраэль. А по мнению большинства мудрецов, для того чтобы юбилейный год вступил в силу, необходимо, чтобы о его наступлении провозгласил Сангедрин, и чтобы это провозглашение сопровождалось трублением в шофар (согласно менее представительному мнению, для вступления юбилея в силу достаточно вернуть землю ее исконным владельцам и освободить рабов, как написано в трактате «Рош-Ашана» 9б).

Сыны Израиля вступили в свою Землю в 2489 году. После этого семь лет Земля завоевывалась, и еще в течение семи лет ее делили между коленами, т. е. с 2490 по 2503 год. Отсчет лет, таким образом, начался в 2504 году, соответственно первый субботний год пришелся на 2510, а первый юбилей был провозглашен в 2554. В наши дни, по указанным выше причинам, юбилейные годы не провозглашаются.

Итак, как мы видим, счет юбилейных лет является функцией политических и исторических обстоятельств, а не мерой времени.

Срок годности

И все же альтернативное отношение к юбилеям именно как к мере времени имеет определенное хождение.

Так, например, в трактате «Сангедрин» мы читаем:

«Сказал Элиягу р. Йеуде, брату р. Саллы: «Мир будет существовать не менее восьмидесяти пяти юбилеев (пятидесятилетий), и в последний юбилей придет сын Давидов» (97. б).

85 юбилеев — это 4250 лет. Одна только величина этого числа предполагает, что его отсчет ведется не от исхода из Египта, а от сотворения мира. Иными словами, возраст мира может определяться не только последовательной нумерацией лет, но и юбилеями.

Мне уже приходилось отмечать, что если «срок годности» человека составляет 120 лет, а человеческой истории — 6000 лет, то «йовель» — пятидесятилетие — можно назвать «годом» этой истории (120 × 50 = 6000).

Таким образом, каждое тысячелетие, каждый век можно оценить в их соразмерности человеческому возрасту. Так, например, Авраам родился на 38 году жизни человечества, а Давид — на 58. Исход из Египта, соответствующий рождению и избранию народа Израиля имел место в 49-летнем возрасте.

Легкий расчет показывает, что бар-мицва человечества пришлась на 650 год от сотворения мира, т. е. на 3111 год до н. э. Согласно данным исторической науки, это как раз период возникновения Египетского царства — утробы, породившей еврейский народ, а также период возникновения первой (иероглифической) письменности. Впрочем, первые образцы клинописи, обнаруженные в Месопатамии у шумеров, относятся приблизительно к 3400 годам до н. э., что соответствует 5-летнему возрасту, когда человек приобретает первые навыки чтения.

Все, что происходило, как говорится, «при дневном свете истории», относится к пенсионному периоду. И это характерно: лишь под старость человек подводит итоги, пишет воспоминания, разбирает архивы и жалеет, что так мало (ставших для него вдруг важными) документов и свидетельств сохранилось.

Соответственно, возраст человечества на сегодняшний день составляет 115 пятидесятилетних «лет». Возраст преклонный, и это чувствуют многие.

Так, в последние десятилетия стали говорить о «технологической сингулярности», о том, что человечество ожидает какое-то неожиданное перерождение. Введший этот термин математик Вернор Виндж предрекает:

«Это мир, очертания которого будут становиться всё четче, надвигаясь на современное человечество, пока эта новая реальность не заслонит собой окружающую действительность, став обыденностью. И всё же, когда мы такой точки, наконец, достигнем, это событие все равно станет великой неожиданностью и ещё большей неизвестностью».

А ощущение исчерпанности истории проступает во многих сочинениях столетней давности («Культура и этика» Швейцера, «Закат Европы» Шпенглера). А русский философ 19-го века Владимир Соловьев оставил следующее характерное свидетельство:

«Что современное человечество есть больной старик и что всемирная история внутренне кончилась — это была любимая мысль моего отца, и когда я, по молодости лет, ее оспаривал, говоря о новых исторических силах, которые могут еще выступить на всемирную сцену, то отец обыкновенно с жаром подхватывал: «Да в том-то и дело, говорят тебе: когда умирал древний мир, было кому его сменить, было кому продолжать делать историю: германцы, славяне. А теперь где ты новые народы отыщешь? Те островитяне что ли, которые Кука съели? Так они, должно быть, уже давно от водки и дурной болезни вымерли, как и краснокожие американцы. Или негры нас обновят? Так их хотя от легального рабства можно было освободить, но переменить их тупые головы так же невозможно, как отмыть их черноту».

С самых разных сторон доносятся до нас сигналы о том, что человечество ждут большие перемены. Срок годности исторического времени, указанный еврейской традицией, взят не с потолка, а получен «Бе-Хар Синай».

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Арье Барац: Больной старик («Бе-Хар»)

  1. т.е. вы говорите о том, что из-за сингулярности человечество не будет поспевать за собственным развитием, кто-то воспользуется этим и «конец калабуховскому дому»?

    1. Элла, я восхищен научностью ваших вопросов.
      Я не знаю (и, надеюсь, никогда не узнаю) что такоое сингулярность. Однако, «Калабуховсий дом» я знаю.
      Вся руссая интеллигенция поклоняется преходящему шеделвру.
      Я не с вами.

  2. Современное человечество пребывает в возрасте сенильности – 115 лет это не шутка!
    Всего 2 года назад Швейцер, Шпенглер, Соловьев (без всякой связи с событиями на горе Синай) твердили нам, что чему быть – того не миновать. Другими словами, либо человечеству конец, либо человечество переродится. Может и так, но никто из нас, читателей этой статьи, все равно этого не узнает, ибо никому из нас целых 5 лет не протянуть!

Добавить комментарий для victor Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.