Михаил Ривкин: Недельный раздел Беар

Loading

А. Боголепова выделяет два типа манипуляторов: тех, кто стремится получить материальную выгоду, с одной стороны, и «бескорыстных садистов», манипуляторов «из любви к искусству», с другой стороны… Классическим примером такого поведения является политика Авшалома в последние годы жизни царя Давида.

Недельный раздел Беар

Михаил Ривкин

И ЕСЛИ БУДЕТЕ ПРОДАВАТЬ ЧТО-ЛИБО БЛИЖНЕМУ СВОЕМУ ИЛИ ПОКУПАТЬ ЧТО-ЛИБО У БЛИЖНЕГО СВОЕГО, НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА. ПО ЧИСЛУ ЛЕТ, ПРОШЕДШИХ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ, ПОКУПАЙ У БЛИЖНЕГО ТВОЕГО, И ПО ЧИСЛУ ЛЕТ УРОЖАЯ ОН ДОЛЖЕН ПРОДАВАТЬ ТЕБЕ. ЧЕМ БОЛЬШЕ БУДЕТ ЭТИХ ЛЕТ, ТЕМ БОЛЬШУЮ НАЗНАЧИШЬ ЕМУ ЦЕНУ, А ЧЕМ МЕНЬШЕ ЭТИХ ЛЕТ, ТЕМ МЕНЬШУЮ НАЗНАЧИШЬ ЕМУ ЦЕНУ, ИБО ЧИСЛО ЖАТВ ПРОДАЕТ ОН ТЕБЕ И НЕ ОБМАНЫВАЙТЕ ДРУГ ДРУГА, И БОЙСЯ ВСЕСИЛЬНОГО ТВОЕГО, ИБО Я — БОГ, ВСЕСИЛЬНЫЙ ВАШ (Ваикра 25:14-17, пер Сончино).

Как всегда, первый вопрос комментаторов: почему слова «не обманывайте друг друга» повторяются дважды? Это один и тот же запрет, усиленный повторением, или же, как очень часто в Торе, повторение указывает на некое новое значение тех же самых слов? Большинство толкователей склоняется к тому, что тут имеются в виду два вида обмана: обман денежный и обман словесный. Вот как объясняет обман денежный РАШИ:

«По числу лет, прошедших после Ювеля покупай — простой смысл Писания очевиден: нас предупреждают против обмана, когда будете продавать или покупать землю, учитывайте, сколько лет осталось до Ювеля, и по числу оставшихся лет и с учётом урожайности земли должен продавать продавец и покупать покупатель, ибо в конце концов должен будет покупатель землю вернуть в год Ювеля. И если до Ювеля осталось недолго, а земля продана дорого, то обманул продавец покупателя, и наоборот» (РАШИ, Ваткра 25:14-16).

В данном случае речь идёт о возможном обмане как со стороны продавца, так и со стороны покупателя, ибо, по сути, продаётся не сама земля, а всего лишь «годы урожая» с этой земли, и потому по числу этих «лет урожая» должна быть установлена цена. И продавец который завысил цену, равно как и покупатель, который занизил цену, нарушают заповедь «не обманывайте» в Ваикра 25:14, т. е. запрет обмана денежного.

Что же такое обман словесный? Речь идёт о таких словах и разговорах, которые, не принося прямого денежного ущерба, могу, тем не менее, стать причиной серьёзного вреда жертве. Более того, речь идёт о таких словах, которые, увы, далеко не редкость в отношениях между людьми. Мудрецы, Благословенной памяти, так объяснили понятие «обман словесный»:

«Когда говоришь ты с раскаявшимся грешником, то не говори ему: припомни свои прошлые дела! А когда говоришь ты с гером, то не говори ему: уста, которые ели некошерную пищу, будут произносить слова Торы, которая дана нам из Уст Всевышнего?! Когда говоришь с человеком, которого постигли несчастья, или который заболел, или который похоронил своего близкого, то не говори ему, как говорили Йову его друзья: «вспомни же, кто невинный, и кто погиб, и где справедливые уничтожены были?» (Йов, 4:7) /…/ Р. Ишмаэль смказал: и не засматривайся на товар, когда нет у тебя денег, ибо это изветно лишь тебе одному, а про всё, что известно тебе одному, сказано: бойся Г-спода Б-га» (Баба Мециа, 58В).

Гемара приводит несколько ситуаций, которые, к сожалению, сегодня встречаюся столь же часто, что и полторы тысячи лет назад. В первой ситуации мы видим человека гордого и заносчивого, который, с видимым добродушием, выговаривает собеседнику: вы, батенька, припомните, что вы вытворяли, когда на вас ещё не было чёрной кипы и цицит! И слова это сопровождаются красноречивым подмигиванием. Вторая ситуация ещё тяжелее: в минуты, когда человек испытывает тяжкую болезнь, или какие-то другие страдания, к нему являются непрошенные утешители и проповедники. Эти люди, вместо того чтобы выразить своё искреннее сочувствие и скромно удалиться, произносят, примерно, такие слова: дорогой мой! У меня сердце кровью обливается, глядя на вас, но ведь, подумайте сами: без воли Б-жьей волос с головы не упадёт! Наверное, есть в том, что с вми случилось, какой-то высший смысл…

Тут мы можем поделиться и своими личными воспоминаниями. Когда автор этих строк сидел за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в Чистопольской крытой тюрьме, один такой умник, хоршо, кстати сказать, знакомый со всеми обстоятельствами моего дела, в письме с воли привёл мне известную цитату из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Болезнь или длителльное тюремное заключение, обычно, посылаются человеку, чтобы он подумал о своих делах в прошлом, и исправил бы свои стези». Не думаю, что Николай Васильевич читал Масехет Брахот, но его мысль практически дословно соответствует тому, что там написано:

«Если видит человек, что страдания постигли его, пусть поищет в своих делах» (Брахот 5А).

Ключевым словом тут является слово «в своих», Это моральная максима, которая обращена к самому страдающему, и только к нему. Она не даёт никакого права другим людям «искать в делах» того, на кого страдания обрушились, и, тем более, бесцеремонно обращаться к нему с таким советом.

И. наконец, ещё одна ситуация, воде бы сравнительно невинная: человек «засматривается» на товар, отлично зная, что он его не купит. И сегодня мы часто видим в магазинах, как покупатель заставляет продавца раскладыать и перебирать все образцы какого-то товара, требует показать ему «то же самое, но только с перламутровыми пуговицами», поторапливает продавца, красноречиво поглядыая на часы, и при этом прекрасно знает, в глубине души, что покупать он ничего не собирается, будь то за отсутствием денег, будть то по другой причине.

Итак, кто же эти люди, нарушающие запрет словесного обмана? Один из них унижает ближнего, другой бесцеремонно наступает на больную мозоль у страдающего человека, или же ставит его в неловкое положение, третий пробуждает напрасные надежды и не оправдывает ожиданий. Можно ли найти некую общую характерую черту в поведении читающего мораль тяжело больному и без нужды беспокоящего продавца? Первым попытался дать такую общую характеристику автор «Книги воспитания» («Сефер а-Хинух»):

«нельзя говорить еврею слова, которые ему причинят боль или неудобство, и никак ему не помогут…. и невозможно перечислить все конкретные случаи, но каждый должен весьма остерегаться, ибо Пресвятой, будь Он Благословен, видит всё двуличие наше, и видит все наши словесные изощрения и намёки, ибо человек смотрит в глаза, а Он смотрит в сердце».

Итак, общая черта любителей словесного обмана — это стремление как-то унизить ближнего, поставить его в заведомо неловкую ситуацию, неискоренимая тяга манипулировать каждым человеком, с которым их столкнула, пусть совсем ненадолго, жизнь, всеми правдами и неправдами демонстрировать ему сво превосходство. Очень точная характеристика такого типа людей содержится в статье «Рождённые вахтёрами» публицистки Аллы Боголеповой:

«Тот, кто манипулирует вами с целью получения материальных выгод, — он противный, но не страшный, потому что его мотивы понятны и с ним можно что-то решить. А вот бескорыстный садист, вахтер по призванию, который делает плохо просто потому, что может — вот он по-настоящему страшен».

А. Боголепова выделяет два типа манипуляторов: тех, кто стремится получить материальную выгоду, с одной стороны, и «бескорыстных садистов», манипуляторов «из любви к искусству», с другой стороны. Люди первого типа нарушают заповедь «не укради», совершая «ментальную кражу». Классическим примером такого поведения является политика Авшалома в последние годы жизни царя Давида. Недаром про него сказано в ТАНАХЕ, что он «укал сердца» (т. е. Совершил ментальную кражу) подданных царя Давида. Он всячески стремился привлечь простых людей на свою сторону в грядущей борьбе за престол, завоевать в народе популярность любыми средствами. И про него можно сказать, в известном смысле, что он «противный, но нестрашный». Именно таким и рисует его ТАНАХ. Он «не страшен» царю Давиду потому что мотивы его поведения достаточно очевидны, и его стратегия достаточно легко просчитывается. Как известно, царь Давид смог предотвратить поползновения Авшалома, хотя и тяжело переживал гибель любимого сына.

Сложнее противостоять тем, кто «делает плохо просто потому, что может». Именно потому, что невозможно усмотреть явного корыстного или эгоистического мотивы в их действиях, мы склонны, на первых порах, относиться к их словам и поступкам всерьёз, даруем им «презумпцию добросовестности». И только пережив боль унижения и издевательства, мы начинаем понимать, с кем же мы имеем дело. Но вот, наконец, это понимание к нам приходит. Как велик соблазн ответить той же монетой издевавшемуся над нами! Но именно против такой реакции предупреждают нас Мудрецы. Благословенной Памяти:

«Оскорбляемые, но не оскорбляющие, выслушивающие ругательства, и не отвечающие, поступаюшие из любви и радующиеся страданиям — про них сказано: любящие Его будут как солнце восходящее во всей силе своей (Судей 5:31)» (Шаббат 88В).

И это «золотое правило» еврейской этики должно помочь нам в самые трудные минуты!

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.