Михаил Ривкин: Недельный раздел Бехукотай

Loading

Но не сами по себе благословения и проклятия в земном мире составляют высшую награду и самое страшное наказание. РАМБАМ вводит в этом месте один из важнейших постулатов своей теологии — идею Грядущего мира, как некоего царства чистого духа, куда попадают души праведников — и только праведников!

Недельный раздел Бехукотай

Михаил Ривкин

Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, То Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей (Ваикра 26:3-5)

Наш недельный раздел принято называть «раздел предостережений» или «раздел упрёков». Едва ли это название исчерпывает всё содержание раздела. Ведь начинается он не с предостережений, а, напротив, с благословений. Однако само содержание этих благословений не раз вызывало у комментаторов Торы вопросы и недоумения:

«Сомнение, которое не переставало тревожить Ранних и Поздних мудрецов, состоит вот в чём: почему в Торе наша духовная награда не указана столь же ясно, как и награда телесная?

И ещё сложнее вопрос: поскольку наша духовная награда не указана, хотя именно она — самое главное, почему перечисленны награды телесные, хотя они — второстепенное?» (Йосеф Альбо, Книга основ гл. 4 п. 39).

«Представители религий, которые верят в награду и в воздаяние от Г-спода исполняющим его волю и тем, кто его гневит, спорили против нашей Торы, ссылаясь на то, что в ней нет самого главного: духовной награды. Почему телесная награда, награда незначительная и преходящая, приводится как исключительная награда для исполняющих Тору?» (Ицхак Арама, Акедат Ицхак).

Яснее всех ставит вопрос Ицхак Абарбанель:

«Почему все награды в Торе это материальные вещи, как указанно в нашей недельной главе, а не награда душе после смерти, которая является главным для человека и его истинным достижением и предназначением?» (Ицхак Абарбанель, Бехукотай)

Мы видели, что этот вопрос непрестанно слышен как «изнутри» («тревожит Ранних и Поздних мудрецов»), так и «извне», от представителей других религий, которые пользовались любым поводом, дабы доказать духовную несостоятельность иудаизма? Не случайно в Книге Кузари именно этот вопрос обращает хазарский царь к представителю еврейской веры уже в первой главе.

Надо сказать, Тора и в самом деле весьма скупо описывает Грядущий мир, бессмертие души, награду и воздаяние после смерти. К тому есть несколько причин. Во-первых, Тора стремится всеми силами дистанцироваться от египетских верований, в котрых культ мёртвых, ритуалы, связанные с погребением и последующие ритуалы в гробницах играли центральную роль. Именно стремление порвать с этим главнейшим и наиболее заметным в среде обитания Древнего Израиля культом приводит к тому, что всё, что ожидает человека после смерти, остаётся как бы «за скобками». Во-вторых, в отличае от множества языческих культов, проповедовавших пассивность и фатализм, Тора неустанно подчёркивает, что «человек — кузнец своего счастья», что его правильное и Б-гоугодное поведение приносит немедленные, для всех видимые и бесспорные результаты уже при жизни человека, и потому важно не терять время и каждую минуту стремится точнее и полнее исполнить Б-жественные Заповеди. В-третьих, Тора, в особенности книга Ваикра, обращается, в первую очередь к Народу Израиля в целом, и потому награда и воздаяние в земном мире, которые в ней перечислены, также относятся именно к народу Израиля, как целому, а не к отдельным личностям. Но и при всех этих оговорках, идея посмертного воздаяния несомненно прослеживается в Торе, возможно — не главной темой, но неким обертоном, который, при желании вполне можно расслышать. Многократно повторенные в Торе земные награды и наказания нисколько этой идее не противоречат, что очень убедительно доказано РАМБАМом:

«Коль скоро известно, что награда за исполнение заповедей, которой мы удостоимся, если будем следовать стезям Г-сподним, прописанным в Торе, это жизнь в Грядущем мире, как сказано, «чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои” (Деварим 22:7), а наказание, которым наказывают злодеев, отступивших от законов праведности, записанных в Торе — это карет, как сказано «Ибо слово Г-сподне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится непременно душа та; грех ее на ней» (Бемидбар 15:32), то почему же во всей Торе написано: если будете слушаться, то будет вам так-то и так-то, а если не будете слушаться -то случиться с вами то-то и то-то? И затем перечисляется всё то, что относится к миру земному: сытость и голод, мир и война, независимость и порабощение, обретение страны Израиля и изгнание, успех или не успех во всех делах, и всё прочее, о чём сказано в словах Завета. И все эти вещи действительно были и будут, и пока мы выполняем все заповеди Торы, полагаются нам все блага земного мира, а если мы нарушаем эти заповеди, то приключаются с нами все описанные злосчастья. И несмотря на это, не являются все эти блага главной наградой за исполнение заповедей, все эти злосчастья — главным наказанием за их нарушение. /…/

А смысл этих благословений и проклятий такой: если будете служить Г-споду в радости, и будете следовать его стезями, то изольются на вас эти благословения и удалятся от вас эти проклятия, дабы вы были вполне свободны заниматься изучением Торы и углубляться в её смысл, дабы удостоились вы жизни в Грядущем мире. И будет тебе хорошо в Мире, который весь — благо, и продлятся дни твои в мире, который весь — длительность, и окажется, что ты удостоился в двух мирах: ты удостоились доброй жизни в земном мире, которая и приводит тебя к жизни Грядущего мира. Ибо если человек не смог приобрести себе мудрость и добрые дела в земном мире, то чем же он удостоится? /…/ А если вы оставили Г-спода, и согрешили в еде или в питье, или в блуде и тому подобное, то постигнут вас все эти проклятия, и вы окончите дни свои в смущении и в страхе, и не будет у вас ни душевной, ни телесной возможности исполнять заповеди, и вы потеряете жизнь в Грядущем мире, и окажется, что вы потеряли два мира: мир земной и мир Грядущий, ибо если человек удручён в земном мире болезнями и несчастьями, то нет у него возможности заниматься ни учением, ни заповедями, с помощью которых только и можно обрести Грядущий мир» (РАМБАМ Мишне Тора Законы Тшувы гл. 9 галаха 1).

Главная идея РАМБАМа в том, что следует разделять высший духовный смысл заповеди и то, что можно назвать, условно, «технология» заповеди. Все те благословения и проклятия, которые Тора столь подробно описывает и в нашем, и в других недельных разделах, это — не более чем «технология», не более чем некая точно отрегулированная система законов существования человека в земном мире, которая делает для праведника исполнение заповедей и изучение Торы с каждым шагом всё более лёгким. С другой стороны, для грешника исполнение заповедей и постижение истинного смысла Торы становится, с каждым новым шагом по пути греха, всё более и более тяжёлым. И в том, и в другом случае можно говорить, в известном смысле слова, о «скольжении по наклонной плоскости». Этот термин обычно используют в негативных коннотациях, чтобы описать деградацию «от плохого — к худшему». Но РАМБАМ уверен, что и в положительном, восходящем движении, «от хорошего — к лучшему» человек чувствует себя на новой ступени подъёма уверенннее, чем на предыдущей, и желание подняться на следующую ступень только возрастает. А исполнить это желание становится всё легче и легче. И то, и другое достигается благодаря ощутимым, материальным наградам или наказаниям. И именно для того, чтобы человек ясно видел истинный Источник и истинную Причину всего хорошего и дурного, что с ним в земном мире происходит, Тора уделяет описанию этих явлений так много места.

Но не сами по себе благословения и проклятия в земном мире составляют высшую награду и самое страшное наказание. РАМБАМ вводит в этом месте один из важнейших постулатов своей теологии — идею Грядущего мира, как некоего царства чистого духа, куда попадают души праведников — и только праведников! — после смерти. РАМБАМ не расшифровывает детально, что же такое Грядущий мир, но мы понимаем, что это, во-первых, — посмертие, во-вторых — Мир, который весь благо, т. е. Такой мир, в котором начисто отсутствует зло, и, в третьих, мир сугубо духовный, начисто лишённый каких-бы то ни было материальных аспектов, и именно поэтому он так настойчиво противопоставляется миру земному. Для человека, который ещё в земной жизни отказался от греха, полностью сосредоточился на постижении Высшей Мудрости Торы, посмертный переход в Грядущий мир является закономерным дополнением и продолжением его жизни в мире земном. Духовный аспект для такого человека уже при жизни преобладал над материальным, а благо, безусловно, преобладало над злом. Переход в грядущий мир для него это, в известном смысле, переход количественного преобладания духовности и количественного преобладания блага в качественное преобладание, т. е. В такое состояние, гле для «не духовности» и «не блага» вообще не остаётся места. И все описанные в Торе благословения для него это только некая «проба», некое «приближение», некое «первое знакомство» с теми истинными благословениями, которые ожидают его в посмертии.

С другой стороны, самым страшным наказанием для грешника, куда более страшным, чем все перечисленные в Торе проклятия, становится именно отсутствие посмертия, полное и окончательное исчезновение в момент телесной смерти. И для грешника тоже имеет место «переход количества в качество». По мере того, как материальный аспект в его жизни всё более преобладает над духовным, «не благо» всё более преобладает над благом, его жизнь сводится к чистому телесному выживанию изо дня в день, к отчаянной борьбе против обступивших со всех сторон несчастий и болезней.

И в тот момент, когда это телесное выживание кончается, ничего больше от человека не остаётся, и это самое страшное…

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.