Елизавета Деревянченко: Убить неверное. Продолжение

Loading

Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа.

Убить неверное

Елизавета Деревянченко

Продолжение. Начало

 Елизавета Деревянченко Взгляд из прошлого

И христианство, и ислам называют Иисуса Христа Мессией. Слово одно, а вот значения разные.

Христиане считают Иисуса Христа Мессией, искупившим грехи человечества. Евангелия называют его Иисус Христос. Слово «Христос» означает «Мессия» или «помазанный».

В исламе относящийся к Иисусу Христу термин «мессия» имеет принципиально иной смысл. «Давиду и Соломону Мы (Б-г — Е. Д.) дали знание. Соломон был наследником Давида», — сказано в Коране (27:15-16). Мусульманские ученые объясняют, что «это может быть наследство власти (царства), которое перешло к Сулейману (царю Соломону — Е. Д.) после смерти Дауда (царя Давида — Е. Д.) , а может быть наследство религиозных знаний или пророчества».

А что можно сказать на эту тему с позиций иудаизма?

Рав Арье Каплан объясняет: «Первая задача Машиаха состоит в том, чтобы освободить Израиль от преследований и положить конец рассеянию. Одновременно он избавит мир от гнёта зла. Его усилиями будут уничтожены страдания, все формы безбожия и угнетения. Человечество достигнет вершины нравственного совершенства; все грехи против Б-га и в отношениях между людьми будут раз и навсегда истреблены. В эпоху Машиаха прекратятся войны, вражда и ненависть между народами. Самое главное, еврейский Машиах приведёт к Б-гу все народы земли. … еврейский Машиах призван усовершенствовать мир. Он освободит людей от рабства, угнетения и творимого ими зла. В мире наступит доселе неслыханное материальное процветание. … В эпоху Машиаха еврейский народ будет свободно жить на своей земле». Увы, с приходом Иисуса Христа ничего подобного не произошло…

Однако следует упомянуть, что в еврейской религии понятие «мессия» неоднозначно. Это может быть и Машиах, и просто еврейский царь.

Кем же могли считать Иисуса Христа его современники? Почему в Евангелиях он назван Мессией?

«Машиах на иврите означает помазанник. Царь Машиах — это царь, помазанный на царство. Еще до построения Первого Храма пророк Шмуэль помазал царя Давида на царство. Позже Всевышний через пророков обещал Давиду, что его потомки будут царствовать всегда», — объясняет рав Браха Губерман. Полагаю, наши далекие предшественники — современники Иисуса Христа вполне могли видеть в нем и несущего избавление всему еврейскому народу Машиаха, и еврейского царя. Почему?

Страна была окупирована Римской империей. «Ухудшение в отношениях между римскими властями и евреями наступило в период пребывания на посту наместника Понтия Пилата (26-36гг. н. э). Жестокость, тиранические наклонности и частые провокации по отношению к еврейской религии снискали ему дурную славу. Подобное поведение и частые казни, совершавшиеся по его приказу, вызывали к нему всеобщую ненависть», — рассказывает Исраэль Ронен. И еврейский народ, в котором были очень сильны мессианские чаяния, ждал прихода заступника и избавителя — Машиаха.

В электронной еврейской энциклопедии сказано: «… подлинным прототипом Мессии стал царь Давид, который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. … Мессия (машиах, буквально `помазанник`), в религиозных представлениях иудаизма идеальный царь, потомок Давида, который будет послан Богом, чтобы осуществить избавление народа Израиля. … Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. … Надежда на восстановление Давидова царства отражена в пророчествах Амоса (9:11—12), Исайи (11:10), Хошеи (3:5), Иезекииля (37:15—28). Пророки внесли в мессианские чаяния универсалистски-гуманистические и духовно-этические элементы. Мессия должен быть не только освободителем народа от национального угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств. Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления.

Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа. … Иоханан бен Заккай предсказывал приход царя Хизкияху в роли Мессии. … рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу. … Мессию отождествляют даже с Иехудой ха-Наси».

Исходя из вышесказанного получается, что унижаемые и угнетаемые римлянами евреи вполне могли принять желаемое за действительное, то есть увидеть в Иисусе Христе освободителя-Машиаха.

Почему его могли принять за Машиаха? Его незаурядная харизма, смелые высказывания, глубокое знание еврейской религии, манера изложения информации. «… народ дивился учению его, ибо он учил их, как власть имеющий» (Мф., 7:28-29).

Еврейский царь

Могли ли в Иисусе Христе видеть еврейского царя? Также вполне вероятно.

В электронной еврейской энциклопедии говорится: «Слово «машиах» первоначально было прилагательным, означавшим «помазанный елеем», и применялось в Библии по отношению к царям Израиля и Иудеи».

В Торе («Дварим», 17:15-20) подробно перечислены требования, которым должен соответствовать еврейский царь, т. е. стоящий во главе еврейского народа. Совершенно ясно, что и Пилат, и римский кесарь были однозначной противоположностью сказанному о царе в главной для евреев Книге. Более того, возведенный римлянами на престол Ирод также не годился на роль иудейского царя. Он по происхождению не был евреем и вел свою родословную от идумеев, что противоречило заповеди Торы, предписывающей, чтоб еврейский царь был «из среды братьев твоих. Не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». Еврейский царь доолжен был быть знатоком еврейской религии: «И будет когда воссядет он (царь — Е. Д.) на трон царствия своего, то напишет себе два свитка Учения этого пред священнослужителями, левитами. И будет оно с ним, и пусть он читает это во все дни жизни своей, чтобы учился бояться Господа, Б-га своего, соблюдать все слова Учения этого и все эти законы, чтобы исполнять их». Вступление на престол Ирода положило конец правлению еврейских царей. Это было очень ощутимым и болезненным оскорблением религиозных и национальных чувств евреев. Еврейского царя можно выбирать. «Поставь над собою царя», — говорится в Торе. Поэтому, на мой взгляд, очень многие современники Иисуса желали видеть его еврейским царем, поскольку он вполне соответствовал вышеперечисленным требованиям Торы и приобретал все большее признание и известность. Не свидетельствует ли его торжественный, с царскими почестями, въезд в Иерусалим о том, что евреи хотели видеть его своим царем? Это подтверждается еще и тем, что первым же вопросом Пилата арестованному Иисусу было: «Ты Царь Иудейский?» (Мр 15:2) и далее сказано «И была надпись вины его: «Царь Иудейский» (Мр., 15:26).

Как было сказано выше, идеальный еврейский царь должен был быть потомком Давида.

«Семнадцать стихов Нового Завета описывают Иисуса как «Сына Давида». Первая глава Евангелия от Матфея дает генеалогическое доказательство того, что Иисус в Своем человеческом происхождении был прямым потомком Давида через Иосифа, законного отца Иисуса. Родословная в Евангелии от Луки, глава 3, излагает происхождение Иисуса через Его мать, Марию»,— сообщают исследователи. Увы, с его появлением на свет не все однозначно, но… С самим царем Давидом — родоначальником еврейских царей и праотцом грядущего Машиаха, также не все идеально.

Рав Акива Татц рассказывает: «Давид — основатель царского дома, носитель сущности Машиаха. Что можно сказать о его рождении? Оно не менее проблематично с точки зрения моральной чистоты. Ишай (отец царя Давида — Е. Д.), один из самых праведных, нравственно совершенных людей всех времен (Талмуд относит его к немногим людям, которые никогда не грешили), женится, и у него рождаются сыновья. До зачатия Давида возникает вопрос о чистоте родословной Ишая — ему предъявляется обвинение в наличии запрещенных предков. Проблема в его бабушке Рут, новообращенной моавитянке. Тора запрещает обращать в иудаизм представителей народа моав. На самом деле, этот запрет относится только к мужчинам-моавитянам, но не к женщинам. Однако это различие еще не было известно во времена Рут, и проблема снова всплыла при жизни Ишая.

Ишай встревожен; он боится, что упомянутый запрет распространяется на него, и отделяется от жены, не желая, чтобы у его детей была дефектная родословная. Его жена, которая подобно Тамар обладает особой, присущей только женщинам проницательностью, понимает, что он не прав и что их священная задача — родить еще одного ребенка. Она переодевается, выдавая себя за ханаанскую служанку (на которой Ишай тем временем женился в точном соответствии с галахически установленной процедурой), и вступает с ним в связь — с собственным мужем, не узнавшим ее. Получается вполне законное, но обманное сожительство — ведь муж не знает, с кем он близок. В результате жена Ишая зачала ребенка, будущего царя Давида. Все видят, что отвергнутая жена Ишая беременна. Когда рождается Давид, его сторонятся; все думают, что он — мамзер, плод незаконной связи: ведь Ишай не жил с женой. И вновь мы видим чистое семя Машиаха в самом неприглядном свете — это семя отвергают, презирают, даже отец и братья Давида избегают его.

Затем Б-г посылает пророка Шмуэля помазать на царство нового царя Израиля. Ему поручено найти достойного кандидата среди сыновей Ишая, живущего в Бейт-Лехеме, и провозгласить его монархом. Он входит в дом Ишая и призывает его сыновей. Никто не удивляется, что Шмуэль пришел в этот дом — ведь Ишай считается духовным гигантом, и его сыновья тоже выдающиеся личности. Шмуэль обращает свой взор на старшего сына; он убежден, что это и есть будущий царь Израиля, предтеча Машиаха. Но внутренний пророческий голос возражает: нет, это не тот. Тогда он с надеждой смотрит на второго сына Ишая. И снова голос говорит ему, что у Б-га другое мнение. И так далее, пока внутренний голос не отверг всех стоящих перед ним молодых людей. Шмуэль глубоко озадачен; он спрашивает Ишая, нет ли у него других сыновей. Никому не пришло в голову пригласить на «смотрины» Давида. Юноша пасет отцовских овец в горах; его считают незаконным отпрыском; его презирают и отвергают. Никто не знает, что молодой пастух установил тем временем прямой контакт с Творцом и преуспел в духовной медитации.

По настоянию пророка Шмуэля в дом зовут Давида. Шмуэль смотрит на юношу, и его как будто пронзает молния: вот он! Давид провозглашается царем. «Эвен маасу а-боним айта ле-рош пина — Камень, отвергнутый строителями, стал краеугольным камнем». Это слова самого Давида.

Итак, мессианское семя находится в Сдоме, но где именно? В чреслах Лота, племянника Авраама. У Лота родился мальчик по имени Моав, основатель большого народа и предтеча моавитянки Рут, прапрабабки царя Давида. Неужели такой человек, как Лот, достоен быть предком Машиаха? Лот, недостойный величия своего дяди Авраама? Лот, решивший поселиться в аморальном Сдоме? Тот самый Лот, чье имя мудрецы выводят из арамейского слова «лает», проклятие?».

Был ли еврей Ехошуа непорочен и безупречен? На эту тему имеются противоречивые суждения. Правда величайшие еврейские цари Давид и его сын Соломон идеальными не были…

Религиовед профессор Гордон Ньюби отмечает: «В Коране и хадисах термин (мессия — Е. Д.) относится к Исе (Иисусу) и ставится перед его именем скорее как титул или как эпитет, в отличие от того смысла, который этот термин имеет в христианстве или иудаизме, поскольку в исламе у Иисуса нет функции мессианства. В исламе этот термин применительно к Иисусу подчёркивает его выдающуюся роль как пророка. Имя Масих (мессия), которым Иса назван в Коране, не несёт иудеохристианского религиозного смысла»». Хотелось бы возразить. Слово «машиах», изначально означавшее «помазанный елеем», относилось не только к Машиаху и еврейским царям. В еврейских источниках сказано: «Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. Танах называет «машиахом» («помазанником») царей Израиля и Иудеи, священников, некоторых пророков, персидского царя Кира I. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, патриархам. Иногда это слово означает народ Израиля».

Нельзя не отметить, что исламская трактовка мессианства Иисуса Христа по сути близка еврейской, хотя этот факт признается далеко не всеми.

Полагаю, может возникнуть следующий вопрос: «Нужно ли нам сегодня выяснять, кем считали Иисуса Христа его современники?» Полагаю, необходимо, поскольку мы уже не одно тысячелетие в «богоубийцах» ходим. Более того, большинство евреев не сомневается в том, что мы его убили, что, на мой взгляд, требует ответа на вопрос: могли ли наши предки желать его смерти и требовать казни того, в ком видели Машиаха или законного еврейского царя? Более того, требовать это от главы окупантов, от ига которых столь сильно желали избавиться? Поэтому не надо великодушно прощать нас за вину предков. Надо услышать и принять правду. Его преследовали и хотели убить окупанты-римляни.

В 2007 году появился «Итоговый документ Христианского церковно-общественного круглого стола священнослужителей и деятелей православной культуры из Греции, Грузии, Италии, России и Украины». В нем, как мне показалось, искренне прочувствованное осуждение антисемитизма. «… тот, кто в наши дни произносит слово «еврей» как некое ругательство, лжет, называя себя христианином», — сказано там. Вроде бы все верно, позитивно и актуально. Только не очень убедительно. И существенных действенных результатов не принесло. Да и упоминается этот Документ не часто… Может одна из причин в том, что не сказано главное, о чем уже давно пора сказать, а повторена давняя, принесшая столько горя и бед еврейскому народу ложь?

«Связь Иисуса со своим народом на долгие века ушла в тень. Зато слова об отречении и предательстве вышли на первый план, облеклись в идеологию, презрение, отвержение, гетто, черту оседлости, ненависть, погромы и завершились Холокостом… Мы предлагаем задуматься о том, почему яростные крики людей, не ведающих, что творят, отпечатались в христианской памяти, а мольба Господа о прощении выветрилась из нее», — призывают авторы Документа. Но не было отречения и предательства, не было яростных криков: «Распни его!». Не желали евреи его смерти. Он действительно не нарушал «Закон и пророков». Не сказал, не сделал ничего такого, что по еврейским законам каралось смертной казнью. И те, кто действенно, а не формально решил бороться с антисемитизмом, должны не «великодушно прощать» евреев за грехи предков, а услышать и признать истинное положение вещей.

Большинство евангельских сюжетов и высказываний Иисуса Христа, трактуются христианами, как серьезный конфликт Иисуса с евреями. За то и распяли, правдоискателя и новатора, объявленного впоследствии самим Б-гом. Полагаю причина этого, породившего множество христианских догм, утверждения в упоминаемом ранее (см. публикацию от 07. 05. 2018г.) незнании христианским миром особенностей еврейской религии, в соответствии с которой учил Иисус Христос. Например.

Заповеди блаженства

Фактически Евангелия начинаются с заповедей блаженства. Такой термин в еврейской религии отсутствует. Является ли это принципиальным противоречием? Полагаю, нет. Несмотря на такое название, они вполне согласуются с положениями иудаизма. Рассмотрим их.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф., 5:3). «Мое сердце пусто (смиренно) внутри меня» (Теилим/Псалмы, 109:22). «Пусть будет дом твой домом собрания мудрецов, и сиди у ног их, облепленный комьями земли, отпавшими с их башмаков, и впитывай с жадностью их слова» (Пиркей Авот, 1:4).

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф., 5:4). Разумеется, слезы бывают разными: неискренними, показными, способом достижения желаемого, стремлением попортить другому нервы и т. п. О каких же слезах и утешении говорит Иисус? Полагаю, он подразумевает искреннее раскаяние.

Раскаяние («тшува») является одним из основополагающих понятий еврейской религии. Мудрецы Талмуда называют «тшуву» — «возвращение к Творцу мира» — великим, грандиозным действием. «Раскаяние приближает к Вс-вышнему даже людей, далеких от Него», — утверждал рав Элиягу Ки-Тов.

Известный современный еврейский философ профессор Йосеф Бен-Шломо со ссылкой на рава Кука пишет: «Посредством тшувы человеческая воля разрывает сеть природных законов и создаёт новую ситуацию в личности и в жизни этого человека, — ситуацию, возвращающую его к чуду обновляющегося Творения». Полагаю, это и есть порождаемая искренним расканием надежда на лучшее. Она, как нельзя лучше, способна утешить «плачущих».

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф., 5:5). «Кроткие же унаследуют землю, наслаждаться будут обилием мира» (Теилим, 37:11). Иудаизм называет скромность одним из главных человеческих достоинств.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф., 5:7). «Пусть будут двери дома твоего распахнуты настежь, и пусть бедняки почувствуют себя в твоем доме своими (Пиркей Авот, 1:5). «Кто милосерден к другим, к тому милосердны Небеса», — говорится в Талмуде.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Б-га узрят» (Мф., 5:8). «Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце, кто не склонял к суете души своей и не клялся ложно. Тот получит благословение от Г-спода и справедливость от Б-га спасения своего» (Теилим, 24:4-5). И Иисус Христос, и мудрецы Пиркей Авот называли главным источником человеческим пороком злое сердце.

Как объясняли еврейские мудрецы: «Ритуальная нечистота (на ивр. тума) — это по сути, духовное понятие». Именно она является главным препятствием на пути исполнения заповедей, то есть «закрывает» для человека Б-га, делает Его невидимым.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Б-жиими» (Мф., 5:9). «Цени мир и стремись к миру». (Пиркей Авот, 1:12). «Задача первосвященника и сущность его — миролюбие и миротворчество. Аарон, первый первосвященник, был известен любовью к людям и стремлением к миру», — подчеркивает рав Зелиг Плискин.

«Машиах — это в первую очередь миротворец. Поэтому наши мудрецы учат (Дерех Эрец Зута 1): Когда Машиах явится к Израилю, он будет открывать свои уста только ради мира. Ибо сказано (Йешайя, 52:7): «Как прекрасны на горах ноги вестника, возвещающего мир»», — писал рав Арье Каплан.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф., 5:6). «Г-споди, кто жить будет в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий путями честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем!» (Теилим, 15:1-2).

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за меня» (Мф., 5:10-11). Полагаю эти, завершающие заповеди блаженнства стихи являются пророческим предсказанием будущего еврейского народа. Что ждет евреев за то, что им предназначено дать миру содержащиеся в вышеперечисленных заповедях духовно-этические составляюшщие земного бытия. В них обнаженная изнанка еврейской избранности. Почему?

«Изгнанные за правду». Правда сродни истине. Главная истина нашего мироздания в сказанном Всенвышним. Что означает «поносить, гнать и злословить за меня — Иисуса Христа»? Как уже было сказано он ассоциировал себя со своим, разъясняющим смысл сказанного Всевышнием учения. Получается «за меня» подразумевает «за полинный смысл Слова Б-жьего» — главное предназначение веками гонимого и преследуемого народа Книги. И тут нельзя не упомянуть еще одно неверно истолковываемое христианами высказывание Иисуса Христа: «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Полагаю «благословляйте проклинающих вас» подразумевает обетование Всевышнего праотцу 12 колен Израилевых Яакову. «… и благословляться будут тобою все семейства земли, и потомством твоим». Неудивидельно, что далее говорится «молитесь за обижающих вас и гонящих вас», что также не противоречит еврейской религии.

Раби Михл завещал своим сыновьям: «Молитесь за своих врагов, чтобы с ними ничего не случилось. И если вы думаете, что это не служение Б-гу, будьте уверены, что больше чем всякая другая молитва — именно эта любовь есть истинное служение Б-гу». О чем конкретно следует молиться? В молитвах, как правило, содержатся просьбы о самом главном. Полагаю нам необходимо молиться о вразумлении врагов наших. Ведь именно в их заблуждениях не только наши главные беды, но и беды всего человечества. А может не только молиться, а пытаться еще и что-либо предпринимать в этом направлении? Рав Каплан подчеркивал: «Иудаизм — религия, основанная на служении одного народа Единому Б-гу. Евреи становятся как бы «проводниками», несущими свет Б-жественной правды остальным народам».

Призывал ли Иисус Христос нарушать еврейскиеи законы? Утверждал ли что-либо, вступающее в противоречие с принятым в иудаизме?

Омовение рук

В Евангелиях прозвучал упрек, что Иисус и его ученики ели немытыми руками. Но, как сказано в ряде источников, на тот период закон о нечистоте рук был введен относительно недавно (в конце 1в. до н. э.) известными еврейскими мудрецами Шамаем и «отцом мидраша» великим Гилелем. Среди других мудрецов были противники этого закона. Да и между его авторами, Шамаем и Гилелем, не было однозначного единодушия. Например, «Школа Шамая говорит: сначала омывают руки, а потом наливают вино в бокал. Школа Гилеля же говорит: сначала наливают вино в бокал и лишь потом омывают руки» («Мишна», трактат Брахот).

Суббота

Говорил ли Иисус Христос об отмене Субботы? Разумеется, нет.

Он сказал: «… Суббота для человека, а не человек для Субботы» (Мр., 2:27). Это перефразирование известного в иудаизме высказывания: «Вам отдана Суббота, а не вы отданы Субботе». (Сборник еврейских комментариев «Мехильта де-рабби Ишмаэль», приблизительно 1 в.— 2 в. н. э.). Можно ли исцелять в Субботу? Конечно!

В Законе Моисея сказано: «Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живет ими» («Ваикра»/ Левит, 18:5). Еврейские мудрецы объясняют это повеление так: «Чтобы человек жил ими, а не умирал из-за них». И соблюдайте законы Мои и правопорядки Мои, которые будет исполнять человек, и будет жив ими». «Мудрецы разъясняют, что выражение «жив ими» имеет галахическое значение: делается вывод, что соблюдение заповедей Всевышнего ни в коем случае не должно ставить человека в такую ситуацию, когда он должен жертвовать собственной жизнью или рисковать ею: «Чтобы он жил ими, а не умирал из-за них». Во имя сохранения собственной жизни человек имеет право и даже обязан нарушить закон, запрещающий употребление определенных видов пищи, или закон, обязывающий устраниться от исполнения определенных действий в Субботу. Такая ситуация может возникнуть, когда нет другой еды, кроме запрещенных видов пищи, или нужно спасти жизнь больного. Но из этого общего правила, которое рассматривает сохранение жизни как первостепенную задачу и на шкале приоритетов отмечает человеческую жизнь как самую высокую духовную ценность»,— говорится в классических комментариях к Торе «Сончино».

Рабби Шнеур-Залман утверждал: «… предписание о спасении человеческой жизни лишает силы остальные запреты, как написано: «Пусть нарушит, но не умрет», наши мудрецы, благословенной памяти, объяснили следующим образом: «Сказала Тора: нарушь ради него одну субботу, чтобы впредь он соблюдал много суббот»».

«Опасность для жизни отменяет все законы Торы. Нарушь для него один Шаббат, чтобы он соблюдал Шаббат еще много раз» (Иома 856). Этот закон — пароль иудаизма. «Раввин, который допускает, чтобы с ним советовались (как поступить в случае опасности для жизни), покрывается позором, а вопрошавший (вместо того, чтобы немедленно действовать) приравнивается к проливающему кровь» (Тур, Орах Хаим, 328). Законы Торы не вступают в противоречие с законами жизни и реальности; потому, что если бы они противостояли этому миру и отрицали бы ценность реального бытия, с его биологическими и психологическими аспектами, тогда бы Тора не была Учением милосердия, милости и мира, а только книгой гнева и ярости. В случае одного только подозрения, что может быть опасность для жизни, следует идти по линии облегчения запретов; так следует поступать даже в случае, если возможность спасения ничтожно мала», — писал рабби Йосеф Соловейчик.

У давнего высказывания: «Вам отдана Суббота, а не вы отданы Субботе» есть, на мой взгляд, еще одно крайне важное значение.

В «Сончино» сказано: » Всевышний придал субботнему дню особое свойство: оказывать особенно плодотворное влияние на духовный мир человека». Поэтому и был 7-ой день, в который Б-г отстранился (иврит: шават) от процесса Творения? Более того, «освятил» этот день. Впоследствии 7-ой день будет назван Шаббатом.

Cовременный еврейский философ профессор Йосиф бен-Шломо объясняет: «Суть Шаббата не в том, что Всевышний, создав за шесть дней реальный мир, нуждался в отдыхе на седьмой. Иудаизм видит в единице времени — Шаббате — материализацию категории святости.»

Что означает святость? Герман Коген определял «святое как сферу этической деятельности, место встречи человеческого и Б-жественного разума».

Наш современник основатель и руководитель международной академии каббалы Михаэль Лайтман подчеркивает: «Святым для меня является устремление человека к познанию Высшей силы».

В такой, как мне думается, очень верной трактовке Субботы один из существенных смыслов давнего высказывания и наших законоучителей «Вам отддана Суббота, а не вы отданы Субботе», и аналогичных слов Иисуса Христа обретает следующее значение. Суббота для общения с Б-гом. «Помни день субботний, чтобы святить его. А седьмой день — суббота Господу, Б-гу твоему» («Шмот»/Исход, 20:8;10). Но исходя из изначальной свободы выбора, человек сам решает «контактировать» ему с Б-гом, то есть заниматься Священными Текстами, прочими религиозными источниками, размышлять над ними, молиться и т. п. или нет.

Полагаю это имеет самое непосредственное отношение к следующим словам Иисуса Христа о себе самом: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф. 12:6-7). Эти два стиха логически связаны между собой. Рассмотрим 6-ой: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма». Как человек может быть «больше Храма»?

«Пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать среди них (сынов Израиля — Е. Д.), — велел Всевышний Моисею» («Шмот»/Исход, 25:8). Следует подчеркнуть, что сказано не «Я буду обитать в святилище,» а «Я буду обитать среди них», то есть среди людей. Более того, комментируя эти строки, один из выдающихся талмудистов Европы Мальбим (раби Меир Лейбуш бен Йехиэль, 1809-1879) утверждал, что не только среди людей, но и в каждом человеке: «Все мы должны воздвигнуть Скинию в наших сердцах, дабы Б-г обитал там». Главная обязанность священнослужителей — способствовать обретению подлинного Б-жьего присутствия и в каждом человеке, и среди людей.

Все высказывания и тракта Пиркей Авот, и Иисуса Христа ориентированы на это. Наверное, человек, ощущающий Б-га внутри себя, сделавший Его своей неотъемлимой составляющей, «больше» человека, ощущающего Б-жественное присутствие только находясь в здании Храма. Обретение, принятие и исполнение морально-этического смысла заповедей Иисус Христос считал по значимости большим рукотворного Храма. Поэтому он, настаивающий на первостепенности понимания и исполнения этической составляющей заповедей и алеггоорически олицетворяющий себя со своим учением, сказал, что он «больше Храма», то есть внутренний духовный Храм больше материального Храма. Весьма непростая история еврейского народа подтвердила правильность такого, ориентированного на внутренний человеческий мир, подхода. Уже две тысячи лет нет у нас Храма, но иудаизм не только сохранился, но и постояенно развивался, обогощался и углублялся, как Учение. И наша древняя вера, и достаточно специфические многочисленные традиции сохранились благодаря, как мне думается, тому, что включает в себя понятие «внутренний Храм».

«… в приближающихся ко Мне буду Я (Б-г — Е. Д.) Свят и перед всем народом прославлюсь», — говорит Всевышний («Ваикра»/Левит, 10:3). Есть ли более подлинный способ приближения», чем понимание и принятие исходящего от Него? Главное предназначение освященной Всевышним Субботы, на мой взгляд, в «приближении» к Нему.

«… если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных», — говорит Иисус в 7-ом стихе. В этом высказывании он по-сути цитирует библейского пророка Ошеа (Осию): «Ибо благочестия хочу Я (Б-г — Е. Д.), а не жертвоприношений, и познания Б-га больше, чем всесожжений» (6:6), то есть познание Бога «больше» обрядов и ритуалов. И в этом утверждение подлинных основ еврейских законов, а не их ревизия.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Елизавета Деревянченко: Убить неверное. Продолжение

  1. Елизавета Деревянченко:
    Полагаю, может возникнуть следующий вопрос: «Нужно ли нам сегодня выяснять, кем считали Иисуса Христа его современники?» Полагаю, необходимо, поскольку мы уже не одно тысячелетие в «богоубийцах» ходим. Более того, большинство евреев не сомневается в том, что мы его убили, что, на мой взгляд, требует ответа на вопрос: могли ли наши предки желать его смерти и требовать казни того, в ком видели Машиаха или законного еврейского царя? Более того, требовать это от главы окупантов, от ига которых столь сильно желали избавиться? Поэтому не надо великодушно прощать нас за вину предков. Надо услышать и принять правду. Его преследовали и хотели убить окупанты-римляни.
    ===============.
    Меня поражает эта надежда перескочить через тысячелетия к событиям, имеющим статус фактически только в контексте Евангелий и веры по ним (плюс теология, прежде всего Павла, но и не только). Конечно, историк и археолог могут (даже должны в силу значений Евангелий в истории цивилизации) ставит и решать вопросы: «Был ли такой человек, что он делал, как умер», но их исследования могут кончаться только гипотезой той или иной научной основательности. Как ученые они не должны (и не могут) ставить вопрос о том, был ли Иисус сыном Бога, является ли его смерть еврейским («грех» не категория истории и археологии, хотя они могут рассуждать о религиозных представлениях тех или иных людей и групп). Даже если некоего Иисуса преследовали и убили оккупанты-римляне, они совершили это деяние в рамках истории Израиля, которая есть христиан история грехопадения человечества и искупления его смертью Иисуса (Богочеловека).

    Сколько бы мы не доказывали, что евреи не хотели убить некоего Иисуса, что это дело рук римлян, остается все же, что исполнение Божьего плана спасения смертью Иисуса совершилось через евреев. Если же отделить его смерть и вину за нее от евреев, то разрывается связь между Новым заветом и Старым, что уже имело место в истории ересей, и Церковь не приняла этого. Да если бы я был христианином, я бы благодарил евреев за то, что через них Иисус был распят, умер, ибо это стало необходимым преддверием его воскресения и возможности спасения человечества через него. Но я не христианин, а вместе с тем не принимаю всерьез умозрительные рассуждения, через сопоставление цитат из книг тех или иных теологов, о невиновности евреев в распятии Иисуса. Их невиновность может поколебать веру в Иисуса как Сына Божьего, но это не моя проблема, Для меня вопрос сводится к юридическому решению Пилата, подержанному или нет публикой (хотя не верю, что это вопрос когда-либо получит ясный ответ). Но даже если евреи требовали казнить Иисуса, поскольку для меня он не Бог, то их, возможно, несправедливое в том случае требование, не уникально в истории. Повторю, весь разговор об этом имеет значение тольк в плане признания или отрицания Иисуса как Бога и замещения Торы.

    Но как тогда жить вместе? «Богоубийцы» — звучит грозно и уверенность в этом сопровождалась реками крови. Много об этом написано – о возможности или невозможности жить вместе. Я вижу два ответа на этот вопрос.

    Первый Папы Римского Франциска I: ««Христианские конфессии находят своё единство во Христе; иудаизм находит своё единство в Торе. Христиане верят, что Иисус Христос есть воплотившееся в мире Слово Божье; для евреев Слово Божье прежде всего присутствует в Торе. Обе религиозные традиции имеют основу в Едином Боге, Боге Завета, Который открывается людям в Своём Слове. В поисках верного отношения к Богу христиане обращаются ко Христу, источнику новой жизни, а евреи – к учению Торы” ((Обращение к членам Международного совета христиан и иудеев, 30 июня 2015) Поэтому католическая церковь не должна проводить и поддерживать какую-либо конкретную работу миссионерской миссии, направленную на евреев.

    Этот ответ теологический. А вот практический ответ рабби Джонатана Сакса:
    Межрелигиозный диалог фактически сводится к беседе теологов настроенных доброжелательно в тиши кабинетов или на сцене конференци. На уровне улицы он не происходит. Но возможно иное, по словам рабби Сакса: “Faith to faith, side by side” — «Вера против веры, рука об руку». Вместо теологических манипуляций цитатами и сведения религии до расхожей морали, надо работать вместе над решением конкретных социальных проблем, начиная от очищения улиц и до борьбы с наркоманией и другим социальным злом совместными усилиями разных общин. Отсюда вырастает не теологическое согласие, но человеческая дружба, взаимное уважение, признание достоинства различия. И именно это ценно. Рабби Сакс приводит примеры из жизни Англии. – см. видео https://www.youtube.com/watch?v=-2emiJAN768&index=5&list=PLLhNqwqU_BMuW4lZdK8k56v0H8Jxip2cw
    P.S. Мой взгляд на проблему, в данном случае, не есть критика мнения и аргументов уважаемой Елизаветы Деревянченко. Это выражение иного подхода к теме – соответственно и аргументация иная. Два разных плана.

    1. Уважаемый Борис.
      Вы совершенно правы. Одна и та же проблема имеет и различную аргументацию, и различные подходы и, соответственно, совершенно противоположные трактовки и мнения.
      Приводимые Вами аспекты христианства будут упоминаться в следующих разделах.

  2. Привлеченный интересной темой, скажу несколько слов. Не уверен, что они покажутся автору статьи уместными.

    Иудаизм – религия машихисткая. Для других религий это менее характерно. Машихизм это еврейская беда. Почти такая же большая беда, как и вера в избранность. А может быть, это две стороны одной беды. Цара црура.

    Известно, что машиахом станет потомок царя Давида. Мораль этого царя неодинаково оценивается в христианстве и в иудаизме. Еврейским мудрецам пришлось проявить немалую находчивость, чтобы представить некоторые деяния Давида в добром свете. Кто из верующих евреев решится оспорить давидову безукоризненную чистоту? Никто! Придет завтра машиах – и как оправдаться за критику предка?

    Еврейство знало и знает немало машиахов. Скажем, почти каждый хасидский цадик намекал своим адептам, что он и есть машиах. Еврейский народ изрядно пострадал от лжемашиахов. И сейчас есть машиахи. Например любавический ребе. Не удивлюсь, если узнаю, что и великий каббалист современности Лейтман тоже почитает себя машиахом.

    “Ишай встревожен; он боится…” – это походит на роман!

    1. Уважаемый Виктор.
      Действительно, Машиах — неотъемлемая составляющая еврейской религии. О нем говорится в Танахе.
      Еврейская традиция не запрещает оспаривать «давидову безукоризненную чистоту». О том можно или нельзя не соглашаться с мудрецами Талмуда, я пишу в следующем разделе.
      Действительно, многих в еврейскорй истории принимали за Машиаха. Людям свойственно выдавать желаемое за действительное.
      Лайтман себя Машиахом не объявит. Подробности тут. http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/63917?/rus/content/view/full/63917&main
      Мой взгляд на еврейскую избранность изложен тут.
      http://evrejskaja-panorama.de/wp-content/uploads/archiv/ep_10_web.pdf
      лист 53

      1. Viktor’у:
        Кто Вам сказал, уважаемый, что избранность — беда, да еще и большая? И не Цара црура — (комплексная беда) она вовсе. А необходимое условие, второе условие асерет адиброт, которое очень непросто выполнять, в особенности сегодня.

        «А нас толпа. Мы мечемся. Мы живы.
        Слова у нас то искренни, то лживы.
        И без звезды живём и без креста.

        Но есть дела. Они первостепенны.
        Да ты ещё маячишь неизменно,
        О белизна бумажного листа!»

        Во времена, когда
        «Пророков нет в отечестве своём, ─
        Да и в других отечествах ─ не густо» —

        статьи, в которых истина сгущена до уровня дайджеста, и, тем не менее, велики по объему, количество обработанного материала поражает. Идея монотеизма, его источника становится зримой, достойны публикации отдельной книгой, но где ее читатели? Несколько сотен прочтений вряд ли оправдывают затраты труда на их написание. К сожалению. Темп подачи материала (раз в месяц) вынуждает снова и снова возврашаться к началу, что и хорошо, и непросто для неподготовленного читателя.
        И еще о том, о чем тревожится не только Ишай. О Машиахе. Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. В Талмуде сказано: «Шлоша баин бе-эсах а-даат; элу эн: машиах, мециа ве-акрав — Три вещи приходят, когда их не ждут: Машиах, “находка” (когда мы что-то неожиданно находим) и скорпион (укус скорпиона)».

Добавить комментарий для Борис Дынин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.