Мирон Фишер: Период сефардского иудаизма в Европе

Loading

Мирон Фишер

Период сефардского иудаизма в Европе

Данная работа продолжает тему, начатую статьями: «Мирон Фишер: К истории сефардского ренессанса»«Ефим Левертов: Два Ренессанса».

В средневековой Европе евреи составляли единый народ, с едиными духовными ценностями, изложенными в Торе и Талмуде. Однако наряду с духовным единством здесь сформировались два направления еврейского иудаизма: западноевропейское  и восточноевропейское. Первое, возникшее в Италии, Испании и Португалии, принято называть сефардским (от ивритского наименования Испании). Его отличительной особенностью была более тесная связь Торы и Талмуда с греческой философией Аристотеля и неоплатоников, религиозной иудейской литературы со светской литературой народов Ближнего Востока. Вторым направлением стал ашкеназский иудаизм, утвердившийся  на Востоке Европы в странах исхода евреев из Германии и Чехии — в Польше, Украине, Литве и России. Каждое из этих двух направлений  обладало своими особенностями проявления, в том числе языком общения, характером взаимоотношений с коренным населением стран проживания, уровнем  экономического и культурного развития, а также  вкладом в общую сокровищницу европейской цивилизации. Сегодняшний наш разговор посвящён сефардскому иудаизму и его специфическому вкладу в европейскую культуру.

Свобода предпринимательства

Чтобы разобраться в сложившихся условиях жизни сефардских евреев, их возможности заниматься предпринимательской деятельностью, важно прежде рассмотреть социально-правовую структуру феодального общества раннего Средневековья.

Основную составляющую тогдашнего общества представляло закрепощённое крестьянство. Оно было главным производителем сельскохозяйственной продукции, лишённым, однако, основного средства производства — земли, принадлежащей феодалу. Отсюда исходила полная зависимость крепостного крестьянина от владельца поместья, наделённого властными правами хозяина, но не имевшего власть над жизнью крепостных. Во всём остальном крепостной крестьянин был опутан многими налогами и феодальными повинностями, вплоть до права феодала на первую ночь с его невестой. Мировосприятие абсолютно неграмотного крепостного человека часто не выходило за пределы родного села и его окраины. В такой обстановке всеобщей задавленности и нищеты, естественно, не мог сформироваться активный предприниматель, деятельный созидатель жизни.

Не лучшим образом складывалась способность к предпринимательству и у представителей феодального сословия. Феодалы проживали наравне с крестьянами в сельской местности, не отличаясь образованностью, высокой духовной и нравственной культурой. Будучи свободными гражданами, они в то же время были ограничены родовыми и сословными традициями, многие отличались абсолютно безнравственным поведением. Наиболее распространённое проявление феодального аристократизма выражалось в весьма грубом рыцарском служении «даме сердца», которое обычно сопровождалось показательными поединками и кровавыми разборками. Само собой разумеется, что в таких условиях представители первого сословия — крупные феодалы-сюзерены и мелкопоместные дворяне, как,  впрочем, и феодальное духовенство, не были подготовлены к свободному предпринимательству.

В городах проживали представители третьего сословия: ремесленники, торговцы и разнорабочий люд. Будучи свободными гражданами, они, однако, тоже были обременены различными ограничениями. Так, ремесленники в обязательном порядке должны были входить в профессиональные объединения — цехи, а купцы — в гильдии. И тем, и другим предписывались определённые нормы поведения и труда. Регламентировался технологический процесс изготовления продукции, ограничивалась свобода передвижения, тормозилось банковское дело. Господствовавшая в Европе феодальная раздробленность ограничивала свободу предпринимательства и тем самым сдерживала рост капитала.

В то же время евреи, будучи ограниченными во многих правах, опутанные многочисленными налогами, предрассудками и наветами, всё же были лично свободными. Они не были прикреплены к определённому местожительству, свобода передвижения делала возможным развивать торговые, финансовые, культурные и другие посреднические связи между жителями различных феодальных владений и городов. Важнейшей особенностью личной свободы было то, что она способствовала свободному предпринимательству, к которому было более приспособлено образованное сефардское еврейство.

Жизнь евреев Италии, Испании и Португалии в раннее Средневековье сложилась более благоприятно по сравнению с жизнью в других странах Европы. Столица итальянского государства Рим являлась одновременно главным городом христианского мира, местом постоянного проживания Римского папы —  главы католической церкви. Такая территориальная близость содействовала большей терпимости понтифика к иноверцам, в отличие от необузданного вульгарного разгула местных церковных властей других европейских государств.

На Пиренейском полуострове в эпоху раннего Средневековья большая часть Испании находилась под властью мусульманского Кордовского халифата, и тем самым, евреи этой страны были защищены от ненависти христианского антисемитизма, господствовавшего в странах Центральной Европы. Испанские евреи в тот период ещё не были замкнуты в гетто, в городах они жили совместно с остальным населением и неофициально пользовались большинством прав, которые были предоставлены коренным жителям. Такой сравнительно большей свободе проживания способствовал культурный статус сефардских евреев, отличавший их от остального населения. Все мужчины иудейского вероисповедания и, в значительной мере, женщины были грамотными. Поэтому местное население с уважением относилось к ним. Такое отношение к их знаниям складывалось ещё с детства во время общения еврейских детей, посещавших школу, изучавших историю народа и его философию, с местными пастушками, детство которых не знало школы, а проходило на выпасе скота. Стремление еврейских родителей дать образование детям с глубокой древности составляло главную черту еврейского образа жизни, сохранившуюся, кстати, до нашего времени.

В сложившихся условиях правовой свободы и более высокой культуры образ жизни сефардских евреев благоприятствовал развитию предпринимательства и, прежде всего, посреднической деятельности.

Посредническая деятельность

В истории народа евреи не оставляли после себя материальные памятники, они оставляли идеи. Это идея монотеизма в её нравственном аспекте, различного рода мессианские идеи пророков, приведшие к появлению новых религий, идеи: Иисуса, Маймонида, Спинозы, Маркса, Эйнштейна, Фрейда, которые внесли заметный вклад в дальнейшую судьбу человечества. Среди идей, характеризующих ту или иную деятельность,  преобладала посредническая деятельность, которую евреи развивали в течение многих веков в области торговли, финансовой сферы, в различных видах промышленности и ремесла.

С древнейших времен евреи-мореходы совместно с финикиянами и филистимлянами в составе купеческих караванов и парусных флотилий устремлялись в далёкие заморские края. Затем в течение многих столетий занятие международной торговлей сделалось национальной профессией.  Так, в период Вавилонского пленения еврейские купцы сконцентрировали в своих руках всю внешнеторговую деятельность государства. Еврейские торговцы сопровождали римские легионы во время военных походов; в королевстве франков еврейское купечество удовлетворяло утончённые вкусы городских красавиц, поставляя им ювелирные изделия и шёлковые ткани из далёких стран Азии и Африки. В течение нескольких столетий начального периода жизни в рассеянии еврейские купеческие объединения были основными поставщиками в Европу пряностей, шёлка, изделий из фарфора, ароматических масел и многих других изысканных товаров, ввозимых из далёких стран Востока и африканского континента.

Особую активность в международной торговле проявляли сефардские евреи. Мужественные купцы-мореходы на деревянных парусных судёнышках бороздили моря и океаны, на пути в далёкую Индию, Китай, страны Юго-восточной Азии и Африки. Не случайно сохранилось предание о том, что Колумб происходил из рода маранов, его морские экспедиции были укомплектованы значительным количеством еврейских моряков. Характерно, что после открытия Америки на острове Ямайка из числа моряков команды Колумба осталась довольно большая еврейская община, которая впоследствии оказывала влияние на политическую жизнь жителей острова. Например, суббота на острове являлась нерабочим днём. На поприще международной торговли еврейские купцы столкнулись в конкурентной борьбе с венецианскими мореходами. На протяжении многих лет один день каждой недели Совет венецианских дожей обсуждал вопросы борьбы с еврейскими торговыми компаниями.

В ходе внешнеторговой деятельности сложились специфически еврейские профессии, связанные с мореплаванием: матросы, способные обслуживать парусные суда, портовые грузчики, корабельные лоцманы, картографы, перевозчики грузов, морская и береговая охрана, защищавшая от набегов морских пиратов и грабителей на дорогах. Почти все крупные порты мира и сложные участки морских трасс обслуживали еврейские специалисты по проводке судов — лоцманы. Характерно, что вплоть до 15 века, географические карты и навигационные лоции в основном составлялись картографами на еврейском языке. После изобретения книгопечатания такие географические атласы стали издаваться массовыми тиражами, они нередко встречаются в антикварных магазинах и в наше время.

Одной из форм посреднической деятельности евреев стало книгопечатание. В 15 веке его центром была Италия, а издателями инкунабул — первых изданий книг, в основном, были сефардские евреи — наиболее образованная часть населения. Во второй половине 15 века типографское дело в Италии, Испании и Португалии стало еврейской национальной профессией. Всего в мире сохранилось около 16 тысяч экземпляров инкунабул. Их печатание началось в Германии, в Майнце в1455 году,  когда немецкий ювелир, первопечатник Иоганн Гуттенберг из набора литых букв собрал матрицы и отпечатал типографским способом первую книгу — Библию. Издание книг на средневековой латыни началось в Риме в 1467 году, а первая печатная еврейская книга на древнееврейском языке, комментарий Раши к Пятикнижию, вышла 5 февраля 1475 года в городке Реджио (Калабрия) в типографии Авраама Гартона. С этого времени начинается печатание еврейских книг не только в Италии, которая становится центром еврейского книгопечатания, но и в Испании — с 1482 года и продолжается до изгнания евреев из страны. В течение последующих восьми лет (1492–1500 гг.) были изданы в Португалии 10 различных наименований книг на еврейском языке. В Центральной Европе еврейские книги не издавались, вернее, их не разрешали издавать.

За 25 лет выпуска инкунабул было издано до 100 наименований книг на древнееврейском языке. Известны имена крупных еврейских печатников: Авраама Гартона, Авраама Конат и его жены Эстелины Конат в Мантуе, всего в этом итальянском городе насчитывалось 5 еврейских типографий, в Риме — 7, и среди них выделялись издатели: Соломон Бен Иуда, Обадия, Менассе. Но наиболее крупной еврейской типографией в Италии владел  печатник Иошуа Соломон Санчино, который сумел отпечатать 29 изданий. Еврейские типографии были также в Неаполе, Болоньи и в других городах Италии. В Испании известны имена печатников — Соломона ибн Аткабиц в Гвадалахаре и Самуила Бен Муса в Заморе. В Португалии печатное дело на древнееврейском языке было сконцентрировано в Лиссабоне у издателя Элиезера Толедано. Среди первопечатных книг на древнем иврите 15 раз издавалось Пятикнижие Моисея, 4 раза — Псалмы Давида, Маймонид издавался 5 раз, Библия — 4 раза, труды великого арабского философа Средневековья Авиценны (Абу Али ибн Сины) были отпечатаны в ноябре 1491 года в Неаполе издателем евреем Авриэлем Гунценгейзером.

Таким образом, будучи пионерами европейского книгоиздательского дела, сефардские евреи внесли заметный вклад в его становление и дальнейшее развитие.

Меркурианская активность

«Меркурий» на латыни означает «ртуть», а в римской мифологии — бог торговли, покровитель путников. Меркурианство личности предполагает подвижность, предпринимательскую способность находить и заполнять пустые ниши в производственной сфере, торговле и т.п. Обычно такие ниши составляли виды деятельности, которые христианство отвергало, считая их низменными, недостойными воина, земледельца или государственного служащего. Поэтому в народе обычно господствовал образ еврея в виде предприимчивого купца или финансового посредника (сборщика налогов, банкира, ростовщика).

Ещё с глубокой древности вавилонские и греческие жрецы в храмах занимались финансовыми операциями. В древнем Риме появились банковские конторы, ссужавшие купцов, но в связи с нашествием варваров и утверждением христианства эти финансовые учреждения исчезли. Догматы христианства отрицали финансовую деятельность, прецедент такого отрицания приведён в Евангелии, где описано рвение, с которым Иисус разбрасывал столы менял в Иерусалимском Храме. Кроме того, согласно нормам христианского права, считается, что деньги, взятые у ростовщика, не могут приносить прибыль, так как она получена за время, в течение которого пользовались этими деньгами. Но время — это не собственность человека, а Бога, и получать прибыль от использования временного фактора человек не может — это грех. Различные ростовщические операции рассматривались ими как один из способов ограбления бедных людей, в то время как христианское человеколюбие предусматривает бескорыстную помощь.

Более прагматичная еврейская религия и её правовая система не сдерживают товарно-денежные отношения, так как без хорошо налаженного платежно — денежного обращения не может развиваться рынок и связанное с ним товарное производство. Кроме того, для людей, лишённых многих гражданских прав, деньги становились средством, обеспечивавшим безопасность в период войн, общественных беспорядков и погромов. Поэтому еврейская предпринимательская активность была направлена на поиск различных способов обращения с деньгами, приспособления их платежной функции к реальным условиям жизни.

В 13 веке в итальянской области Ломбардия возникли банкирские конторы, принадлежавшие не только евреям, но и христианам, их деятельность церковные власти стали поощрять, усматривая в них очевидную выгоду и целесообразность. В развернувшейся  конкурентной борьбе сефардские евреи сумели путем снижения ссудного процента привлечь на свою сторону средние и малоимущие слои городского населения. При содействии  местных властей в 15-16 веках еврейские банки были открыты во многих городах европейских стран, на еврейские деньги стало создаваться множество небольших торговых и промышленных предприятий. Этому способствовали также новые условия жизни, наступившие вследствие начавшейся в Европе реформации богатой феодальной католической церкви. И, хотя евреи к идеям реформации не имели никакого отношения, но объективно, в ряде стран, были созданы благоприятные условия для развития еврейской предпринимательской деятельности. Так, в начале 16 столетия свыше 400 богатых португальских семей поселились в Нидерландских штатах. Их приезд был неслучаен: незадолго до прибытия сефардских финансистов в Нидерландах произошли события революционного характера, освободившие страну от испанской зависимости.

Благодаря переселившейся богатой еврейской общине, столица Нидерландов Амстердам превратился в важнейший торговый и финансовый центр Европы. Сефардские евреи проявляли наиболее деятельное участие в финансировании крупнейших в мире Ост-индской и Вест-индской компаний, Ганзейских торговых фирм, вели торговлю с колониями. Финансовая деятельность сефардских евреев становится всё более популярной. Всякий раз, когда где-либо совершались революционные преобразования, сразу же обращались взоры к сефардской финансовой элите. Когда в середине 17 века в Англии победила свободолюбивая пуританская буржуазия, её предводитель лорд-протектор Оливер Кромвель обратился к парламенту с предложением разрешить въезд в страну евреям, изгнанным из неё еще в конце 13 века. При активной поддержке раввина Менассе Бен Израиля ему удалось убедить часть консервативно настроенных парламентариев в том, что для развития экономики необходимо установить свободу вероисповедания. В протестантской Англии также стали появляться сефардские финансисты. Уже вскоре после смерти Кромвеля король Карл Второй разрешил евреям въезд в страну. В Англии образовалась довольно крупная община сефардских евреев, которые, подобно нидерландским, стали играть активную роль в становлении английского капитала. Неслучайно в их числе был видный идеолог буржуазной экономики Давид Риккардо, а впоследствии выходец из испанских евреев Дизраэли стал лордом Биконсфильдом – премьером и политическим деятелем, прославившим Британскую империю.

Промышленный переворот в Англии ускорил процесс первоначального накопления капитала, в этой связи возросла роль  разбогатевших еврейских финансистов при правительствах ряда стран. Такие банкирские еврейские семьи, как Оппенгеймеры, Арнштайнеры, Вертгеймеры, будучи крупными специалистами в финансово-кредитной сфере, становятся не только кредиторами, но и советниками при правительствах стран, ставших на путь капиталистического развития. Таким образом, в то время, когда в экономике средневековой Европы стал  утверждаться капитализм, этому процессу, несомненно, способствовали такие исторически сложившиеся черты характера сефардских евреев, как стремление к посреднической деятельности и меркурианству.  Важно также заметить, что финансово-кредитная и торгово — промышленная деятельность сефардских евреев сформировала в сознании жителей европейских стран стереотип еврея-буржуа, что в последующие годы вызвало отрицательное отношение ко всему еврейскому населению. На смену религиозному антисемитизму пришел антисемитизм экономического типа, вызванный конкурентной борьбой между сефардской торгово-промышленной буржуазией и утверждающейся буржуазией из коренного населения европейских стран. Характерно, что антиеврейские взгляды стали господствовать даже среди представителей  радикальных антибуржуазных групп и течений:  французских социалистов-утопистов, русских народников и коммунистов-интернационалистов.

Послесловие

Несметные материальные и культурные ценности, созданные человечеством, — результат многовековой деятельности сотен поколений, сменявших друг друга племён и народов. В то же время их накопление достигалось далеко неравномерно, одни цивилизации сумели преодолеть интеллектуальные барьеры более активно и в сравнительно короткие сроки, другие — надолго остались на стадии социально-экономического застоя. Современную цивилизацию иногда называют европейской. Почему? Почему современный научно- технический и общественный прогресс при своём рождении был ограничен границами Европы? Разве Китай или Индия, например, достигли меньших успехов в своём развитии? Разве их средневековая феодальная культура  была развита меньше европейской? Очевидно, нет. Более того, ремесленное производство в период средневекового феодализма в Китае достигло большего совершенства, а в развитии духовной области Индия неизмеримо превосходила Европу. Но в то же время их феодальные общественно-экономические системы не смогли выйти за пределы достигнутого, чтобы вместе с Европой войти в эпоху Просвещения и Прогресса.

В силу исторического стечения обстоятельств народы европейского континента сумели первыми преодолеть феодальный барьер и стать на путь капиталистических производственных отношений. Сефардские евреи также приняли участие в этом интернациональном процессе, их посредническая деятельность и меркурианские способности сыграли заметную роль в становлении европейской финансово — кредитной и торговой системы. Однако, если в создании современной европейской цивилизации принимали непосредственное участие многие народы, то почему в различных исторических источниках еврейское участие упоминается чаще других?

Дело в том, что каждый из больших и малых европейских народов свой творческий вклад вносил на собственной территории. Еврейский  народ, находившийся в рассеянии на территориях многих государств и народов, в каждом отдельном случае принимал участие в различных национальных проектах многих стран. Такая сложившаяся веками судьба народа определила его многогранную деятельность в различных сферах жизни, наделив фактором несколько большей исторической значимости в капиталистическом преобразовании Европы. В этой связи вспоминается крылатая фраза древнегреческого философа Аристотеля: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Перефразируя её, можно утверждать, что сефардские евреи своей профессиональной деятельностью оказались той исторически сложившейся точкой опоры, опираясь на которую народам континента удалось преобразовать феодальную Европу.

Читайте также: «Мирон Фишер: К истории сефардского ренессанса»«Ефим Левертов: Два Ренессанса».

Print Friendly, PDF & Email

11 комментариев для “Мирон Фишер: Период сефардского иудаизма в Европе

  1. Уважаемый господин Фишер!
    У себя в блоге я поставил текст о ростовщичестве средневековых евреев, являющейся созвучной разделам «Посредническая деятельность» и «Меркурианская активность» Вашей статьи. Посмотрите, пожалуйста, здесь:
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=21980
    Таким образом, вместе с текстами
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=21844
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=11043
    здесь имеется достаточно материала для обсуждения.
    С Праздником Песаха!
    Ваш Ефим.

  2. Ефим Левертов
    23 Март 2013 at 12:57
    Причиной относительной стабильности жизни и уклада средневековой еврейской общины в Европе является именно укорененность этой общины в организационных структурах страны проживания, ее уподобление этим структурам.

    ************
    Ефим, Вы согласитесь, что эта фраза некоторым образом отличается от исходного предложения, вызвавшего наши возражения ? А именно —
    Можно также отметить, что весь уклад жизни средневековых евреев был отображением цеховой структуры того времени. Еврейская община города была той же гильдией.

    1. Да, с этим можно согласиться. Спасибо!
      Всех читателей с Праздником Песах!

  3. Уважаемый господин Фишер!
    Моим частичным ответом на Вашу статью является текст, поставленный в моем блоге, см.
    http://blogs.7iskusstv.com/?p=21844
    Мне было бы интересно, если Вы познакомитесь с текстом и дадите свои замечания, возможно, в виде комментариев здесь, под Вашей статьей.
    В ближайшее время я постараюсь поставить где-нибудь второй текст.
    Ваш Е.

  4. «один народ», но два направления — сефардское и ашкеназское

    Я бы добавила сюда ещё и «третье направление» — мизрахи.

  5. Ефим Левертов
    — Wed, 20 Mar 2013 20:19:00(CET)
    Связь Торы и Талмуда с греческой философией Аристотеля и неоплатоников установилась не сразу и не непосредственно, а через труды еврейских мыслителей, в большой степени, через Маймонида

    ********
    Но и тогда можно говорить о связи РАМБАМа а греческой философией.

    Можно также отметить, что весь уклад жизни средневековых евреев был отображением цеховой структуры того времени. Еврейская община города была той же гильдией.
    **********
    Евреи были в статусе изгнанников из прекратившего существование государства, находящихся под протекторатом того или иного европейского короля. Автономия еврейской общины в средние века была совершенно несравнима по значимости и структуре с гильдиями.

    1. Уважаемый Онтарио!
      Автономия средневековой еврейской общины была вполне достаточна для ее эффективного функционирования и для сегодняшнего ее уподобления гильдии. Никто не мог вступить в общину со стороны, также как никто не мог вступить в гильдию трубочистов, или как там ее звали. Община и гильдия контролировала все стороны жизни своих членов. Личный протекторат короля часто делал общину даже более защищенной по сравнению с цехом, подчинявшимся более мелким сошкам, магистратам, например. Уподобление общины гильдии можно продемонстрировать на примере трехступенчатости того и другого в области образования и повышения квалификации людей:
      — гильдия: ученик, подмастерье, мастер;
      — образование: начальная школа, монастырь, университет;
      — общинное образование: хедер, местная йешива, межрегиональная йешива (хавер, морейну)

      1. Уважаемый Ефим, хоть Вы и были тютором в Открытом Университете Израиля, я в целом склонен согласиться с комментарием в Гостевой

        ЕМ
        — Fri, 22 Mar 2013 19:53:38(CET)

        за исключением «Еврейская община вообще не контролировала формально какие-либо строны жизни жизни своих членов.»

        1. Уважаемый Онтарио!
          Причиной относительной стабильности жизни и уклада средневековой еврейской общины в Европе является именно укорененность этой общины в организационных структурах страны проживания, ее уподобление этим структурам. Здесь мне вспоминается другой период еврейской истории — время Йегуды ха-Наси, когда подобное же уподобление позволило рабби Йегуде весьма эффективно управлять общиной, привести ее к относительному расцвету. Я сейчас нахожусь вне своего дома, где у меня имеются материалы на эту тему (о времени Йегуды ха-Наси). Когда вернусь, я постараюсь найти эти материалы и что-нибудь здесь написать об этом. Пока же — веселого Шабата и с предстоящим Песахом!

  6. Уважаемый господин Фишер!
    Ваша статья чрезвычайно интересна. Однако, Вы должны меня понять. Я тоже занимался этой темой, и, соответственно, могу иметь взгляды, несколько отличающиеся от Ваших. Мне кажется, что это нормально и на это нельзя обижаться, да я думаю, что Вы и не будете обижаться. Я постараюсь поставить здесь одну или две статьи на эту или близкую тему. Пока же хочу написать здесь несколько предложений, отражающих мои взгляды.
    Думаю, что не следует писать о едином народе, мне кажется правильней — «один народ», но два направления — сефардское и ашкеназское, а не западноевропейское и восточноевропейское. Кстати большая часть Франции и север Италии это область Ашкеназа.
    Связь Торы и Талмуда с греческой философией Аристотеля и неоплатоников установилась не сразу и не непосредственно, а через труды еврейских мыслителей, в большой степени, через Маймонида.
    Разделы «Свобода предпринимательства» и «Послесловие» представляют собой лишь самый общий обзор экономического строя Европы того времени. Можно также отметить, что весь уклад жизни средневековых евреев был отображением цеховой структуры того времени. Еврейская община города была той же гильдией.
    Не следует в целом идеализировать евреев — сефардов. Евреи – приближенные к властям, мало интересовались трудностями основной массы еврейского населения, подражали испанским грандам, смотрели на эти массы с высокомерием.
    Раздел «Посредническая деятельность» очень интересен, кроме первого абзаца. Но все-таки здесь есть небольшое смешение рассказа о сефардах и ашкеназах.
    Лично для меня раздел «Меркурианская активность» наиболее интересен. Именно об этом будет одна из моих статей.

Обсуждение закрыто.