Митч Гинзбург: В чём заключаются корни распрей между премьером Б. Нетаниягу и президентом Б. Обамой? Перевод с английского Игоря Файвушовича

Loading

Митч Гинзбург

В чём заключаются корни распрей между премьером Б. Нетаниягу и президентом Б. Обамой?

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Статья о сионистском лидерстве с точки зрения отца премьер-министра предлагает весьма поучительный взгляд на природу разногласий между израильским лидером и президентом США, прибывшим с визитом в Израиль.

Между премьер-министром Биньямином Нетаниягу и президентом США Бараком Обамой существуют разногласия. Эти два вновь избранных лидера, что встречаются сейчас лицом к лицу в Иерусалиме, — видят мир в разных цветах. Это — не редкость. Они смотрят с разных точек зрения, их происхождение и жизненные опыт — разнятся как день и ночь.

Однако манера, в которой они выражают своё несогласие — и публичная, непоколебимая природа их ссоры — уникальна для Нетаниягу. После прочтения страстно аргументированного эссе Бенциона Нетаниягу, ныне покойного, историка и отца премьер-министра, я считаю, что Биньямин Нетаниягу, в отличие от своих предшественников, полагает, что открытый и всемерный пересмотр позиции Израиля, даже если он достигается ценой дружбы с президентом США, является не только правильным, но и выгодным также и в долгосрочной перспективе.

Чтобы избежать такой публичной конфронтации, Бенцион Нетаниягу утверждал в эссе, написанном несколько десятилетий назад и повторно выпущенном незадолго до его смерти в прошлом году, что такой подход является «явно аморальным».

Первая стычка Нетаниягу была с президентом Биллом Клинтоном. В книге «Слишком много Земли обетованной» Аарон Дэвид Миллер, заместитель директора группы Белого дома по арабо-израильским мирным переговорам, писал, что во время их первой встречи летом 1996 года, Нетаниягу отчитал Клинтона по поводу арабо-израильского конфликта. «Кем, чёрт возьми, он себя считает?» — цитирует Миллер Клинтона, который воскликнул: «Кто здесь, в конце концов, сверхдержава?»

Аналогичная сцена разыгралась в мае 2011 года. Сидя рядом с Нетаниягу и перед представителями национальной прессы, Обама слушал его с почтением, но с явно нарастающим раздражением. Лекция Нетаниягу длилась шесть с половиной минут, и в ней говорилось, что потребность Израиля в мире, в конечном итоге, не потрясёт «основы ближневосточной реальности».

Джеффри Голдберг цитирует Андреа Митчелл из NBC, сказавшую после этого, что некоторые израильские чиновники признали, что им было некомфортно от тона этого выступления, но премьер-министр «чувствовал настоятельную необходимость сказать это всему миру, в лице президента Обамы».

Многие чесали в затылках в ошеломлённом удивлении от выступления Нетаниягу. Почему он оттолкнул от себя президента США, который только недавно пообещал Израилю свою помощь в ООН? Зачем он раздражал президента, в помощи которого так нуждался в отношении Ирана и его ядерных устремлений?

Некоторые отнесли это на счёт эго израильского премьер-министра. Другие, — на счёт идеологии. Но я думаю, что это относится, в частности, к учениям Бенциона Нетаниягу о еврейском лидерстве.

И за рубежом, и среди учёных, профессор Нетаниягу, который умер в прошлом году, был известен своей научной работой об испанской инквизиции и её непоправимо расистских корнях. В Израиле, однако, он был известен своими сыновьями, своей работой в качестве одного из главных редакторов Еврейской энциклопедии, а также своими очерками о сионизме.

В единственном томе, который вышел на английском языке в 2012 году, он обрисовал профили пяти «отцов сионизма». Книга вызвала критику тех, кто не был включён в их число: Хаима Вейцмана, Давида Бен-Гуриона, Моше Лейба Лилиенблюма и других. Но она наиболее актуальна сегодня из-за изображения Зеева Жаботинского, идеологического отца партии Ликуд.

Путеводной звездой Жаботинского, на протяжении всей его общественной деятельности, «был принцип противодействия подчинению», — писал Бенцион Нетаниягу.

В работах старшего Нетаниягу сказано, что жизнь в изгнании, известная как диаспора, придала еврейскому народу силу сопротивления.

С одной стороны, «мы были людьми, которые отличались силой упорства», — писал он. «Мы не позволяли никому нас унижать или ставить под угрозу наше существование, уничтожить нашу свободу или атаковать наши права без ожесточённого сопротивления».

Со временем ситуация изменилась. Изгнание со своей земли, утверждал профессор, подточило силу евреев в их прирождённом упорстве. Альфонсо де Картахена, испанский епископ, изучавший еврейское наследие, писал в 15-м веке, что евреи — отмечены трусостью. Эта черта, писал Бенцион, «подмечена верно», она стала «характерной чертой для евреев диаспоры, особенно в Восточной Европе, где мы жили восемьсот лет».

Что ещё хуже, продолжал Нетаниягу, — этa неспособность евреев оказывать сопротивление силой, которая изначально считалась одной из язв жизни в диаспоре, — она сохранилась в 19-м веке и пронизывала основы сионизма.

Жаботинский изменил это. «Он учил доктрине упорства народ, который не знал его истинного значения на протяжении сотен лет».

По мнению Бенциона Нетаниягу, этот основной элемент человеческой природы, так недостававший евреям, нашёл своё выражение в мыслях Жаботинского по «арабском вопросе». Он непоколебимо выступал за «железную стену». Жаботинский считал, что чувство «презрения к арабскому народу» придает лейбористам уверенности в том, что арабы продадут свой патриотизм за «развитие железных дорог».

Преобладающая политическая мудрость в то время, по мнению Б. Нетаниягу, характеризовалась заявлением будущего президента Израиля Хаима Вейцмана в преддверии Сионистского конгресса 1927 года: «Отправной точкой нашей дипломатической работы в будущем должно быть — как это было в прошлом — поддержание наших дружественных отношений с руководством Британского Мандата и его эмиссарами в Палестине. Это правда, к которой не надо придираться».

Можно было сказать, что Ариэль Шарон — после того, как в октябре 2001 года он заявил, что «Израиль не повторит фиаско Чехословакии», — и Эхуд Ольмерт придерживался подобной стратегии по отношению к США во время их пребывания в должностях премьер-министра.

В мае 2002 года, перед своей пятой встречей с президентом Джорджем Бушем, премьер-министр Шарон подготовил список основных ориентиров для своих руководящих чиновников, поручив им, помимо прочего, представлять факты и избегать нытья, говорить об общих ценностях, таких как Библия, и избегать апелляций, которые, во всяком случае, окажут давление на Белый дом.

Ольмерт недавно жестоко раскритиковал Б.Нетаниягу за его продолжающуюся вражду с американским президентом, задавшись одним вопросом во время своего предвыборного выступления в прошлом месяце: «Граждане Израиля, в наших ли это интересах? Чтобы могущественный человек заимел против нас зуб?».

Бенцион Нетаниягу, который написал свои статьи много десятилетий назад, и у которого идеалом еврейского лидера был Зеэв Жаботинский, блестящий оратор и писатель, — они оба ответили бы на этот вопрос категорическим «да!».

Ясно, что премьер-министр Нетаниягу — сам себе хозяин. Он не является клоном своего отца, который служил у Жаботинского в качестве секретаря. И в то время как Жаботинский остаётся отцом-основателем идеологии Ликуда, возвышающимся над Нетаниягу, с поразительной похожестью на него, когда он выступал в ночь выборов, учение Жаботинского не является для Нетаниягу законом.

Тем не менее, взгляды Жаботинского на природу и осуществление политики являются поучительными. Они помогают пролить свет на то, почему Нетаниягу, по-видимому, поучает американского президента в его собственном доме, почему он сопротивляется огромному давлению, чтобы Израиль приносил жертвы на палестинском фронте в обмен на гарантии на иранском фронте, и почему он решил представить неоднократно высмеянную схему бомбы Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций.

Первый элемент политического подхода Жаботинского следовало бы представить, как и всю его деятельность, с непримиримой гордостью. Широко распространённый в то время рефрен в отношении евреев: «Мы слабы, малы, мы беспомощны и бессильны. Мы можем быть раздавлены одним пальцем. Никто нас не боится», — писал Жаботинский до Первой мировой войны, — является необоснованным и обречённым на провал. «Мы работаем, боремся, прокладываем себе дорогу вперед шаг за шагом именно потому, что представляем собой мировую силу».

Посмотрев сквозь эту призму, не удивительно, что Нетаниягу отказался быть в восторге от величия и могущества Овального кабинета. Конечно, он в этом не одинок. Но больше, чем его предшественники он, кажется, стремится передать это чувство, в частных беседах и на публичной сцене.

Далее, в соответствии с прочтением Нетаниягу работ Жаботинского, он как лидер должен заявить о своих требованиях и противостоять всем попыткам его надуть вопреки пределам и основам этой истины. «Если у вас есть право, и вы уступаете это право, либо не по вашей собственной воле или даже против вашей воли, даже если, якобы, из расчётов «прагматичных, на основе «затраты-выгоды», тогда то, что отнимется от вас, это просто кража», — писал Бенцион Нетаниягу. «Таким образом, вы принципиально капитулировали перед грабежом, даже если вы претендуете быть великодушным».

«Вымогательство», — добавил он, — «возрастает с кормлением».

В этом, пожалуй, и лежит корень высказанного нежелания Биньямина Нетаниягу жертвовать территории на Западном берегу в обмен на помощь США против экзистенциальной угрозы иранских ядерных амбиций.

Для Жаботинского дипломатия была не более чем испытанием на прочность. «В дипломатических вопросах не существует дружбы», — говорил он, — «а есть только давление».

Жаботинский описывал правительство как машину, «которая подчиняется законам общественного давления, точно так же, как машина, изготовленная из железа, подчиняется законам физического давления». Таким образом, когда он столкнулся со стойким отказом британцев освободить подмандатную Палестину, он призвал к тому, что он назвал «политическим наступлением».

В практической политической терминологии это означает «острую решительную атаку на британский политический курс, и эта критика предназначается не только для ушей британской общественности, но для ушей мирового общественного мнения», в соответствии с точкой зрения Бенциона Нетаниягу. Это позиция, как считал ещё Жаботинский, вызовет конфронтацию с британским правительством «на всей международной арене».

То же самое относится, в разной степени, к поселениям Израиля на Западном берегу и его намерениям военным способом остановить Иран от создания ядерного оружия.
Подавляющее большинство стран мира хочет видеть выкорчеванными израильских поселенцев и палестинский флаг, развевающийся над «территориями». В ответ на это, премьер-министр Нетаниягу предписал судье Верховного суда рассмотреть законность еврейских поселений на Западном берегу. 89-страничный доклад судебного эксперта Эдмонда Леви, составленный в прошлом году, постановил, что поселения Израиля находятся в рамках международного права.

Такое решение было поднято на смех. Представитель Государственного департамента США заявил: — «Мы не принимаем законность продолжающейся израильской поселенческой деятельности».

Позже, в 2012 году, Нетаниягу выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН. В течение многих лет он настаивал на повестке дня, которую многие стремились избежать — «Намерения Ирана в осуществлении геноцида и его растущий ядерный потенциал» (правда, такая формулировка требовала доказательств). Он пытался публично подстрекать Обаму, чтобы тот очертил чёткую американскую «красную линию», за которую Ирану не будет разрешено переступить. Администрация отказалась. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон ответила резко: — «Мы не устанавливаем черту, за которую нельзя переступать», — сказала она.

Нетаниягу ответил сердито: — «Мир говорит Израилю: «Подожди, ещё есть время». А я говорю: «Чего ждать? Дождаться, пока что?» Те, кто в международном сообществе, которые отказываются ставить красные линии перед Ираном, не имеют морального права зажигать красный свет перед Израилем», — заявил он в сентябре.

В том же месяце он выступал в ООН, на глазах у всего мира, и сделал бомбу из картона и толстым красным маркером нарисовал свою собственную линию. Над этим жестом повсеместно издевались. Но это было, по терминологии Бенциона Нетаниягу, «не только защитой нашей позиции, но также и, главным образом, политическим наступлением», «лобовой атакой «а-ля Жаботинский» на вражеские позиции, которые не оставят ни малейшей лазейки для компромисса или уступок».

 

Митч Гинзбург (Mitch Ginsburg)

(оригинал статьи здесь)

Перевод с английского Игоря Файвушовича

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев для “Митч Гинзбург: В чём заключаются корни распрей между премьером Б. Нетаниягу и президентом Б. Обамой? Перевод с английского Игоря Файвушовича

  1. В мае 2002 года, перед своей пятой встречей с президентом Джорджем Бушем, премьер-министр Шарон подготовил список основных ориентиров для своих руководящих чиновников, поручив им, помимо прочего, представлять факты и избегать нытья, говорить об общих ценностях, таких как Библия, … которые, во всяком случае, окажут давление на Белый дом.

    То же самое относится, в разной степени, к поселениям Израиля на Западном берегу и его намерениям военным способом остановить Иран от создания ядерного оружия.
    Подавляющее большинство стран мира хочет видеть выкорчеванными израильских поселенцев и палестинский флаг, развевающийся над «территориями». В ответ на это, премьер-министр Нетаниягу предписал судье Верховного суда рассмотреть законность еврейских поселений на Западном берегу. 89-страничный доклад судебного эксперта Эдмонда Леви, составленный в прошлом году, постановил, что поселения Израиля находятся в рамках международного права.

    Такое решение было поднято на смех. Представитель Государственного департамента США заявил: — «Мы не принимаем законность продолжающейся израильской поселенческой деятельности».

    Позже, в 2012 году, Нетаниягу выступил перед Генеральной Ассамблеей ООН. В течение многих лет он настаивал на повестке дня, которую многие стремились избежать — «Намерения Ирана в осуществлении геноцида и его растущий ядерный потенциал» (правда, такая формулировка требовала доказательств). Он пытался публично подстрекать Обаму, чтобы тот очертил чёткую американскую «красную линию», за которую Ирану не будет разрешено переступить. Администрация отказалась. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон ответила резко: — «Мы не устанавливаем черту, за которую нельзя переступать», — сказала она.

    Нетаниягу ответил сердито: — «Мир говорит Израилю: «Подожди, ещё есть время». А я говорю: «Чего ждать? Дождаться, пока что?» Те, кто в международном сообществе, которые отказываются ставить красные линии перед Ираном, не имеют морального права зажигать красный свет перед Израилем», — заявил он в сентябре.

    В том же месяце он выступал в ООН, на глазах у всего мира, и сделал бомбу из картона и толстым красным маркером нарисовал свою собственную линию. Над этим жестом повсеместно издевались. Но это было, по терминологии Бенциона Нетаниягу, «не только защитой нашей позиции, но также и, главным образом, политическим наступлением», «лобовой атакой «а-ля Жаботинский» на вражеские позиции, которые не оставят ни малейшей лазейки для компромисса или уступок».
    ————————————————————————————————————————-
    Вот это и есть корень проблемы!

    Шарон ПРИКАЗАЛ говорить с Западом об ОБЩИХ ЦЕННОСТЯХ между Израилем и Западом.
    Главной общей ценностью является БИБЛИЯ. Спросите себя, а говорят ли израильские политики о Библии?? Говорят ли о Библии религиозные деятели из ШАС?? Причём, КОНКРЕТНО: о тех самых землях, на которых сейчас «удерживаются» (еле-еле) израильские поселения на «Западном берегу», т.е. в ИУДЕЕ и САМАРИИ — на землях исторически ДРЕВНЕГО ИЗРАИЛЯ со столицей в Самарии!!
    Говорят ли УСТАМИ БИБЛИИ об этом израильские или ХРИСТИАНСКИЕ деятели?? Нет, они красноречиво МОЛЧАТ!!
    Я не знаю, что было в 89-страничном докладе судебного эксперта Эдмонда Леви, который постановил, что поселения Израиля находятся в рамках международного права. Упомянул ли ЛЕВИ (фамилия-то какова!!) о БИБЛЕЙСКОМ праве Израиля на ВЕСЬ Западный берег, т.е. на ОСВОБОЖДЁННЫЕ территории?? Я опять сомневаюсь. Потому что «Такое решение было поднято на смех. Представитель Государственного департамента США заявил: — «Мы не принимаем законность продолжающейся израильской поселенческой деятельности».
    » Посылали ли представителю Госдепа 36 и 37 книги пророка Иезикииля?? Посылали ли христианским партиям в Европе (ХДС — А. Меркель) текст этих книг Иезикииля (Библии)??
    Я опять сильно сомневаюсь!
    Посылали ли те же тексты Папе Римскому или Патриарху Всеа Руси?? Мы не знаем!!

    Вот, с каким ПЛАКАТОМ — с БИБЛИЕЙ, раскрытой на 36-37 Иезикииля, должен выступить премьер-министр Израиля, а может быть и Президент!! И Я бы посмотрел, как высмеют депутаты ООН и Евросоюза, не говоря уж о конгрессменах и сенаторах в США, Библию, которая по слухам лежит в любом номере любой американской гостиницы.
    Итак, вот мы и добрались до истины. И она не в газетах. Она – в Библии, где там и сям разбро-саны слова Бога о том, что ВСЯ земля Палестины принадлежит …. Евреям, т.е. еврейскому государству. Действительно, Бог в Правде. А эта правда тиражирована миллиардами экземпляров и называется она – Библия.

    Так что же написано ТАМ, В БИБЛИИ?
    Об этом Вы узнаете здесь — http://vladimirbershadsky.info/page/chja-palestina

    Что же требуется от израильских властителей?
    Самая малость — организовать РАСПРОСТРАНЕНИЕ этих аксимом (для иудеев и христиан) по миру БИБЛЕЙСКОЙ цивилизации.
    Но этого власти Израиля почему-то не делают.

    Почему???
    <…>

  2. Какой должна быть не только внешняя, но и внутренняя политика Израиля? На этот вопрос нельзя ответить вне анализа истории развития ВСЕЛЕННОЙ!!! Повторяю: не человечества, а ВСЕЛЕННОЙ. Только так можно понять место, роль и значение еврейского народа в истории человечества и строить современную политику Израиля. Наука теперь соединяется с религией-иудаизмом. Самой природой евреям отведена ОСОБАЯ роль в истории человечества, в достижении БЛИЖАЙШЕЙ ЦЕЛИ развития Вселенной — создание единой системы «человечество», изначально запрограммированной и которая неизбежно будет создана.. Еврейский народ должен создать над единым Израилем единую НООСФЕРУ, которая станет тем «кристаллом», вокруг которого сформируется единая ноосера человечества, основанная на едином общественном общечеловеческом МИРОВОЗЗРЕНИИ, признающим реальность бесконечного ИСТОЧНИКА ИНФОРМАЦИИ, который в иудаизме назван бесконечным БОГОМ.. Эта единая общечеловеческая ноосфера является одним из трёх основных условий создания единой системы «человечество»: единство территориальное (которое будет достигнуто на основе общего, управляемого рынка), единство общественного мировоззрения (ноосферы), единый элемент управления. Не только израильские политики, но и учёные этого пока не понимают, поэтому и происходит с Ираилем та колбасня, которая выворачивает наизнанку весь Израиль. Мы должны вести внутреннюю и внешнюю политику с ясными и четкими целями — выполнение той миссии, которая возложена на нас самой ПРИРОДОЙ, если хотите — БОГОМ.
    Хаим Брейтерман

    1. «… Не только израильские политики, но и учёные этого пока не понимают, поэтому и происходит с Ираилем та колбасня, которая выворачивает наизнанку весь Израиль… »
      =======================================================
      Зато это понимают в любой парикмахерской.

  3. По моему мнению причина охлаждения в отношениях между Бараком Обамой и Биби Нетаниягу была не в старых распрях.
    У них разная стратегия достижения реального мира. Барак Обама не понимает, что еще не созрели условия для прочного мира. Не успел Барак Обама закончить свою речь перед студентами и обозначить причину неудачных попыток усадить арабов за стол переговоров (строительство поселений), как четыре ракеты разорвались около многострадального Сдерота. Что этим хотели показать Обаме арабы: мы против переговоров о мире. Обаме же надо спешить иначе его нобелевская премия мира будет неоправдана. Его речь- речь мечтателя. Нетаниягу понимает, что пока арабы не готовы к миру и понимает то, что торопиться нельзя.
    Сейчас арабское море штормит. Во время бури корабль должен держаться подальше от берега. Иначе корабль может разбиться о прибрежные скалы. Нетаниягу и Либерман опытные капитаны.

    1. Вы ошибаетесь, друг дорогой! Ракета попала в дом в Сдероте за 6 часов до выступления Обамы перед студентами. И если он — настоящий президент, то должен был об этом знать!

      Да он и знал. В конце своей речи, не видя особой поддержки зала (не знаю, как вы, а я это видел в прямом эфире), он сбился и, почти перейдя в истерику, стал уговаривать слушателей: «Но ведь вы же не хотите, чтобы на вас падали ракеты!». То есть, шантажировал арабской угрозой.

      Далее, читайте отклик Е. Майбурда в Гостевой!

  4. «На самом деле, мы боремся, мы делаем прорыв вперёд, шаг за шагом, просто потому, что мы являемся всемирной властью (!)».
    *************

    Я бы попросил выпускающего редактора это недоразумение — слова «всемирной властью» следует заменить «мировой силой», ибо так в оригинале у самого Жаботинского:

    «И мы подтверждаем, что именно они более близки к истине, чем сочинители песенок о нашем бессилии и ничтожности. Если мы ноль, то вообще не нужно вмешиваться в политику, не нужно погружаться в мечты ни о наших правах, ни о территории; не нужно бороться, нужно просто закрыть лавочку и отослать самих себя домой. Мы работаем, боремся, прокладываем себе дорогу вперед шаг за шагом именно потому, что представляем собой мировую силу.» («Активизм», 1915) http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/sion.shtml

    Выпускающий редактор: исправлено, спасибо.

  5. «На самом деле, мы боремся, мы делаем прорыв вперёд, шаг за шагом, просто потому, что мы являемся всемирной властью (!)».
    *************
    Этот перевод неправильный, не надо всякой нечисти давать дополнительные поводы нас клевать. В оригинале сказано:

    “In reality, we struggle, we are making a breakthrough forward, step by step, simply because we are a world power.”
    — «На самом деле, мы боремся, мы делаем прорыв вперёд, шаг за шагом, просто потому, что мы являемся мировой силой»

    1. «… we are a world power …» — это можно перевести и как «мировая держава». По тогдашнему времени — как Франция …

  6. Многие чесали в затылках. Почему Нетаниягу… раздражал президента, в помощи которого так нуждался?.. Я думаю, что это относится, в частности, к учениям (!) Бенциона Нетаниягу о еврейском лидерстве… «Мы слабы, малы, мы беспомощны и бессильны. Мы можем быть раздавлены одним пальцем. Никто нас не боится, и так далее», — писал Жаботинский до Первой мировой войны, — является необоснованным и обречённым на провал. «На самом деле, мы боремся, мы делаем прорыв вперёд, шаг за шагом, просто потому, что мы являемся всемирной властью (!)».

    >>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<

    Последнее утверждение вполне годится для оправдания "Протоколов сионских мудрецов". Вообще же, в политике нет идеологии; есть практические интересы. Как вообще в нормальной человеческой жизни. Идеология в политике всегда — раньше или позже — ведёт к поражению. Нагляднейшие примеры — гитлеризм и большевизм. И не только. Правильное понимание сионизма — не как идеологии, но как практического желания народа иметь своё государство. То же, скажем, у курдов (и не только у них), которые вовсе при этом не настаивают на некоем своём "избранничестве", тем более на том, что "являются всемирной властью".

Обсуждение закрыто.