Михаил Ривкин: Недельный раздел Экев

Loading

Странствия в Пустыне — это эпоха Явных Чудес, и евреии успели привыкнуть именно к этим, Явным Чудесам, к неоспоримому и очевидному вмешательству Всевышнего в их жизнь, к Руке простёртой, которая крепко держала и вела их, в буквальном смысле, как ведёт отец ребёнка, делающего свои самые первые шаги.

Недельный раздел Экев

Михаил Ривкин

Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда. В землю, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будешь в ней иметь недостатка ни в чем; в землю, камни которой — железо, и из гор которой высекать будешь медь. И будешь ты есть и насытишься, и благословлять будешь Г-спода, Б-га твоего, за землю хорошую, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Г-спода, Б-га твоего, нарушая заповеди Его и законы Его, и уставы Его, которые Я заповедую тебе ныне (Деварим 8:7-11)

В прошлом недельном разделе мы обсуждали, как именно и чем именно человек испытывает Б-га. Наш сегодняшний недельный раздел даёт богатый материал для понимания того, как именно и чем именно Б-г испытывает человека, точнее — Народ Израиля. Про Ман так прямо сказано:

«Питавшего тебя в пустыне маном, которого не знали отцы твои, дабы смирить тебя и дабы испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро” (Деварим 8:16)

И всё же не испытание Маном — самое сложное и трудное из множества перечисленных в разделе Экев. Сам по себе сверхприродный, чудесный характер это дара, буквально валящегося с Небес на на голову, заставляет человека относиться к нему с должным почтением и с должной опаской. Самое сложное испытание наступает тогда, когда мы не видим вокруг ничего сверъестественного и необычного, когда всё происходящее вполне вписывается в привычный и понятный нам круг явлений природы или в кажущийся понятным круг исторических взаимосвязей и процессов. И именно к этой категории относится испытание Народа Израиля Землёй Израиля, о котором сказано в цитированных пасуках. Всевышний уже испытывал евреев Землёй Израиля: самое известное испытание, и самое известное наказание «поколения пустыни» связанно именно с ней. Это испытание Разведчиков. Испытыается в той истории важнейшее качество народа — смелость, И, в отличае от десяти разведчиков, проваливших это испытание, Калев бен Ифуне и Йеошуа бин Нун, которые смогли дать «правильный ответ»: «непременно взойдём и завладеем ею, потому что мы можем оодолеть её» (Бемидбар 13:30), демонстриру. ют именно это качество

В нашей недельной главе Земля Обетованная снова становится средством испытания, хотя само слово «испытание» применительно к Земле и не употребляется. Но испытывается, на сей раз, не смелость, а качество, в известном смысле, ей противоположное: испытывается смирение. И провалить испытание, в данном случае, можно не в силу недостатка, а именно в силу избытка смелости и самоуверенности:

Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, И крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много, и всего у тебя будет много, То надменным станет сердце твое, и забудешь Г-спода, Б-га твоего, выведшего тебя из земли Египетской, из дома рабства, Проведшего тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, аспиды и скорпионы, где засуха и нет воды, источившего для тебя воду из скалы кремнистой, Питавшего тебя в пустыне маном, которого не знали отцы твои, дабы смирить тебя и дабы испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро И скажешь ты в сердце своем: «сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это» (Деварим 8:12-17)

Сравнивая два вышеприведённых отрывка, мы видим, что обещанные нам блага делятся на две категории. Первая категория это природные богатства Земли Обетованной, то, что евреии увидят и почувствую сразу после вступления в её пределы, сразу, как только взглянут на её прекрасные виды и как только измерят своими шагами её плодородные просторы. Это ручьи, источники и ключи, щедро снабжающие землю водой, это Семь видов растений Земли Израиля, в изобилии созревающих в летнюю пору, это скрытые в недрах Земли полезные ископаемые.

И не случайно в пасуках Деварим 8:7-11 слово Земля повторяется семь раз. Именно земля, почва окажет первое и самое сильное воздействие на странников пустыни, истосковавшихмя по естественному плодородию, опьянит изобилием плодоносной растительности, поманит цветением лугов, лесов и рощ. И в этом плодородии потомки египетских рабов, ошеломлённые и отчасти напуганные нежданной тучностью Земли, по привычке станут искать живительную эротическую мощь Баалов и Ашторот, местных языческих божеств, которым издревле поклонялись все жители Кнаана. И потому после описания благодати, изобилия, богатства и щедрости Земли сразу следует требование благословть Г-спода Б-га. Вопреки опьянению естественным изобилием, От нас требуется не только помнить Г-спода, Владыку нашего и Владыку Земли Обетованной, но и соблюдать «заповеди Его и законы Его, и уставы Его», которые устанавливают твёрдый предел той естественной чувственности, которая неизбежно пробуждается в сердце человека, живущего в атмосфере буйного цветеия и щедрого плодородия. Те законы и уставы, оторые устанавливают твёрдый распорядок повседневной жизни, которые требуют вести образ жизни сдержанный и размеренный.

Вторая категория обещанных нам благ связана не только с природным изобилием. Это те блага, которые человек сотворил «своею собственной рукой», своим трудолюбием, терпением и прилежанием. Это результат тяжелейшего физического и умственного труда, приложенного к Земле Обетованной. И именно этот, второй вид благ, особенно легко может ввести человека в соблазн, и именно о нём говорит нам второй из цитированных отрывков.

Соблазн, о котором говорится в Деварим 8:12-17 это не тот соблазн, который подстерегает нас сразу по вступлении в Землю Обетованну. Тут речь идёт о времени куда более позднем, когда Израиль укоренится и закрепится в Земле, когда он уже как следует поработает и увидит результаты своего труда. Это соблазн, порождённый ощущением, что «сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это». В этом случае служение Творцу Неба и Земли подменяется не служением языческим божествам, не служением персонализированным силам природы, но обожествлением и безмерным возвеличиванием человека, возведением его на пьедестал Человекобога.

Разумеется, в наше время именно этот соблазн, соблазн всемогущества и беспредельной власти человека над Природой становится наиболее актуальным, именно с ним сталкиваемся мы и в повседневной жизни, и в «высоких», академических, философских дискурсах. Что же можно противопоставить этому соблазну, как человек может выдержать это весьма непростое испытание? Тора даёт ответ на этот вопрос, по крайней мере — даёт ответ «поколниею Пустыни» и первым поколениям его потомков. Чтобы реалистично оценить свои силы и не впадать в соблазн самомнения, достаточно оглянуться на минуту назад и вспомнить весь ужас странствия в Пустыне, «где змеи, аспиды и скорпионы, где засуха и нет воды». Вспомнить бесконечные годы станствий в таких условиях, где человек, оставленный «один на один» с природой, не выжил бы и единого дня. Только постоянное и неотступное вмешательство Провидения спасало от смертоносных укусов змей и аспидов, делало бесплодные скалы источником живительной воды, помогало выжить там, где никакая жизнь невозможна. И не просто выжить, а дойти до Земли Обетованной, скрытой от глаз человеческих бесконечными песчанныи холмами и колеблющимся маревом обманчивых миражей.

Странствия в Пустыне — это эпоха Явных Чудес, и евреии успели привыкнуть именно к этим, Явным Чудесам, к неоспоримому и очевидному вмешательству Всевышнего в их жизнь, к Руке простёртой, которая крепко держала и вела их, в буквальном смысле, как ведёт отец ребёнка, делающего свои самые первые шаги. Разожмёт отец руку хоть на миг, и ребёнок тут же споткнётся и упадёт. И именно поэтому Отец Небесный все сорок лет не разжимал Своей Длани. Но раньше, позже ли, ребёнок приучается ходить самостоятельно. И вот младенец уже разжимает свою ладошку, требует самостоятельности, капризно пищит «Я сам! Я сам!». Период Явных Чудес завершается, и на смену ему приходит период Чудес Сокрытых. Отец Небесный по-прежнему рядом, по-прежнему заботливо присматривает за капризным сыночком, но непосредственная связь уже утеряна, маленькая ручка более не чувствует направляющую Отеческую Длань. Ребёнок умеет ходить, прекрасно! Но сможет ли он самостоятельно обойти все ухабы и ямы на дороге, все крутые обрывы и вязкие болота? Настоящие опасности в этот момент только начинаются! И Отец в любую минуту вновь готов протянуть нам Руку Помощи, вото только всегда ли сумеем мы эту руку вовремя схватить? Всегда ли хватит нам сил удержаться на краю пропасти и вылезти из болота? Именно для того чтобы мы не забывали о том, откуда нам следует ждать помощи, чтобы не переоценивали своих сил, даже под влиянием материальных успехов и достижений, Тора чередует заманчивые описания Земли Обетованной с напоминанием об ужасах Странствия в Пустыне. Более того, все заповеди, все обряды и ритуалы, связанные с Явными Чудесами, служат цели постоянно Напоминать Народу Израиля об этой нерушимой связи с Отцом Небесным, о том, что не стоит нам переоценивать свои силы даже тогда, когда, как нам кажется, мы полностью можем на них положиться, когда мы уже «большие», взрослые, сильные:

«И благодаря Чудесам Великим и Явным человек признаёт Чудеса Сокрытые, которые составляют основу всей Торы, ибо нет у человека удела в Торе Моисеевой, пока он не поверит, что всё происходящее и всё случающееся суть чудеса, и нет во всём этом законов природы и обычаев мироздания, ни в малом, ни в великом» (РАМБАН, комментарий к Шемот гл.13).

И потому, продолжает далее РАМБАН, даже в период Чудес Сокрытых, мы должны постоянно укреплять и обновлять нашу веру, вспоминая о Чудесах Явных. При этом РАМБАН имеет в виду, в первую очередь. первые поколения эпохи освоения Земли Обетованной. Но и все поколения, сменявшие друг друга с тех пор, тоже нуждаются в Отцовской Руке, чтобы устоять на ногах. Так же, как выживание в безжизненной пустыне, среди змей и аспидов, было бы невозможно без явных Чудес, точно так же выживание в «Пустыне Мира Сего», среди множества его странных порождений, зачастую куда более страшных, чем любые змеи и аспиды синайской пустыни, невозможно без неизменно хранящих нас Чудес Сокрытых. .

Само по себе заселение Земля Израиля, обработка её плодородной почвы, успехи в сельском хозяйстве и в других сферах деятельности ещё не являются залогом того, что мы продолжаем идти по тому пути, который был нам единожды указан Свыше. Более того, нельзя уверенно утверждать, что «земля, в которой без скудости есть будешь хлеб, не будешь в ней иметь недостатка ни в чем» сама по себе приближает нас к этому пути. Сегодня, как и три тысячи лет назад, Земля — это не более чем новое испытание, испытание в сверсложныхусловиях. Как мы уже имели повод указать, на самом деле Земля Израиля — это тот «дар преданности», который Народ Израиля должен вновь и вновь приносить Отцу Небесному, вновь и вновь вкладывать в Его Простёртую Длань. И только таким образом сможет Избранный Народ осуществить своё истинное предназначение и выдержать своё самое сложное испытание.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.