Мирон Амусья: «Дети Авраама» — единство еврейской диаспоры в свете новейших популяционно-генетических исследований

Loading

Это грубая ошибка, будто еврейство есть аналог песенной, пищевой, танцевальной или иной культуры. Именно об этом шла дискуссия в связи с публикацией злополучной книги Ш. Занда… Одевание кипы и соблюдение субботы вовсе не то, что могло бы в принципе роднить, например, Эйнштейна и Фрейда.

«Дети Авраама» — единство еврейской диаспоры в свете новейших популяционно-генетических исследований

Тезисы докладов на институтском семинаре ФТИ им. Иоффе РАН и объединённом семинаре физического и биологического факультетов СПбГУ, октябрь 2010
Предисловие 23.07.18, Санкт-Петербург

Мирон Амусья

Предисловие

В своих недавних критических замечаниях об извечной распространённости антисемитизма, буквально одним абзацем я отметил поразительную устойчивость во времени еврейского народа. Там было сказано следующее:

«Не думаю, что ассимиляция способна ликвидировать еврейские гены. А именно этим генам сейчас следует уделять внимание, поскольку современные исследования доказали, что принадлежность к евреям, как, впрочем, и к другим этническим группам, определяется именно на генетическом уровне. Глядя на ряд своих знакомых-полукровок, я и без генетики видел в них проявление силы еврейского начала».

Разумеется, само слово ген здесь применялось не в строго научном, а скорее в общеупотребительном смысле. Нет в моём тексте утверждения, что существует некий, строго локализованный ген еврейскости. Но тот факт, что принадлежность к евреям определяется на генетическом уровне, научно установлен. Очевидно, что «генетический уровень» не означает, что имеется в виду какой-то определённый ген. Точно также, ядерный или атомный уровни для физика не означают определённое ядро или атом, но отмечают, что нечто имеет размер или происходит на расстояниях порядка 10-13-10-12 см. или 10-9-10-8 см., соответственно, а космический уровень имеет в виду космические расстояния.

Потому с удивлением прочёл комментарий Светланы Боринской, доктора биологических наук, главного научного сотрудника лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, которая написала, что:

«принадлежность к евреям, а также любой другой этнической, религиозной, песенной и любой иной культуре НЕ записана в генах. Другое дело, что человек может решить, обнаружив, что среди его генетических родственников полно евреев, то и он наденет кипу и будет соблюдать субботу».

Однако это грубая ошибка, будто еврейство есть аналог песенной, пищевой, танцевальной или иной культуры. Именно об этом и шла дискуссия 8 лет назад, в связи с публикацией злополучной книги Ш. Занда про еврейский народ, которого, якобы, нет. Такое смешивание и есть печальная черта людей, проблему не понимающих: одевание кипы и соблюдение субботы вовсе не то, что могло бы в принципе роднить, например, Эйнштейна и Фрейда.

Называя приведенный выше мой абзац «абсолютно антинаучным текстом (?)», Боринская утверждает, что написанное мною есть:

«… полная ахинея, по крайней мере по мнению Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН» и что «процитированные тезисы смыкаются с изданием «Der Stürmer», стоящим не позиции «еврейских генов, крови, определения еврейства по внешности», и т. д. и т. п. Правда они неарийскую внешность, в отличие от автора, определяли не на взгляд, а вполне «научно», с помощью измерений… Я не думаю, что Амусья стоит на позициях «Der Stürmer». скорее всего он там оказался просто сбившись с дороги. Надо бы выбраться».

Оказывается, стиль И. Презента, да и содержание а-ля Т. Лысенко, живо если не в ИОГ, то в самой Боринской. Упорный мальчик, я не потороплюсь «выбираться». Напротив, на основе ряда материалов, полученных известнейшими генетиками, буду настаивать на изложенной мною точке зрения. Не могу согласиться с неким Михаилом (некий, поскольку аноним), который пишет, что Боринская:

«уж слишком «ортодоксально» генетически подходите к дилетантским опусам Амусьи и др.».

Дилетантства тут нет, а есть сокращения и упрощения, необходимые в популярных статьях. Без тени сомнения пишет этот Михаил, что результаты популяционной генетики «никакого отношения к еврейскому характеру и интеллекту не имеют». Откуда он это знает? Разрез глаз, цвет кожи, да и многое другое на генетическом уровне закреплены, а особенности мозга —совсем нет? И нацистская газета «Der Stürmer», да и когдатошняя «Правда» здесь ни при чём: научный факт или есть, или его нет. Привожу свой доклад и письмо 2010 вместе с новыми комментариями, которые, как видно, малоизвестны.

Вводные замечания

  1. Вопрос о происхождении еврейского народа — интересная историческая и сегодняшняя проблема
  2. Может ли быть народ без языка и территории, без единой культуры?
  3. Если нет исторической преемственности или она — несущественна — какое право имеют вновь приехавшие в бывшую Палестину считать себя коренными жителями в Израиле?
  4. Что вообще есть народ — каковы возможные различные определения?
  5. Бытовавшее определение: Нация — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся рядом признаков, а именно — общностью языка, территории, экономического и психического склада, проявляющегося в общности культуры; причем отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о том, что рассматриваемая общность не является нацией. И. Сталин (а ещё ранее К. Каутский, В. Ленин)

Понятно, что генетический уровень тогда и не упоминался.

Примечателен сегодняшний стих «Родство по крови» А. Городницкого, содержащий следующее:

… Родство по крови образует стаю,
Родство по слову создаёт народ.

А стае не нужны законы Бога —
Она живёт заветам вопреки.
Здесь ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.

Но, если слово разойдётся с кровью,
Я слово выбираю для себя.
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови порождает кровь.

Поторопился, как покажу ниже, знаменитый бард:

  1. «Родство по крови» при определении понятия народ, нация не обойти.
  2. Хочешь — не хочешь — его следы всегда в тебе, не разрушаемые столетиями или даже тысячелетиями. Именно это родство — основная образующая народ характеристика.
  3. Родство по слову, т. е. по языку, не создаёт народ, скорее единый язык исходно определяется «родством по крови».
  4. Можно выбирать что угодно — учить иное слово, одевать любую шляпу, выбирать профессию, но в генотипе сидит набор определённых черт, отражающих и связывающих с местом исхода и, главное, с праотцами.

Содержание доклада

  1. Книга Ш. Занда «Кто и как изобрёл еврейский народ«.
  2. История вопроса в свете традиционного подхода.
  3. Моё впечатление о проблеме.
  4. Полемика вокруг книги.
  5. Появление «генетического» ответа.
  6. Критика и переписка с властями.
  7. Выводы и эпилог.
  8. Литература.

I. «Кто и как изобрёл еврейский народ»

Книга проф. Занда The invention of Jewish People, вышла на иврите в 2008; на англ. — в 2009; в 2010 на русском «Кто и как изобрёл еврейский народ«. Редактор А. Этерман

Основные положения книги:

  1. Этого народа нет, и не было никогда — по определению народа = нации.
  2. Народ изобрели сионисты в середине 19 века.
  3. Евреи северо-восточные, палестинские, испанские — суть разные группы, связанные лишь религией и квази-культурой, главным образом, некоторыми обычаями.
  4. Восточноевропейские евреи — потомки хазар, принявших иудаизм.
  5. Без «хазарской гипотезы«, согласно которой евреи-ашкенази есть обращённые в иудаизм хазары, не объяснить рост числа евреев Европы с 50000 в 15 веке до 5 млн. к 19 в.
  6. Так называемые евреи не имеют между собой никаких связей, кроме чисто религиозных.
  7. Основную роль в иудизации играло обращение ими аборигенов в свою веру, т. е. прозелитизм.
  8. Евреев местных, древних, равно как и их следов, практически не осталось.
  9. Арабы — «палестинцы» — законные потомки /наследники древних евреев.
  10. Евреи Европы и России не имеют исторического права на земли Палестины.
  11. Не было никаких изгнаний, вавилонского, римского и т. д. Происхождение диаспор через изгнания придумано.
  12. История Израиля — сплошная фальсификация в угоду официозу.
  13. Право Израиля на существование примерно такое же, как право на жизнь у ребёнка, зачатого в процессе изнасилования. Это лишь право свершившегося факта и терпимости мира.
  14. Данные генетики не основательны, и потому она упомянута на 600 страницах всего раз 6!
  15. Язык и культура «идиш» совершенно не связаны с древнееврейской языком и культурой. «Идиш» не связан с немецким языком, а имеет в основном славянские корни (проф. Векслер).
  16. Происхождение языка устанавливается в основном по анализу составных слов.

II. История вопроса в свете традиционного подхода

  1. Прослеживает примерно три (четыре) тысячи лет.
  2. Рассеяние по миру связывает с изгнанием евреев после проигрышей войн и подавления восстаний. Изгнание включает и исход из-за неравенства.
  3. Язык определялся местом пребывания, сильно отличаясь от исходного, иврита, хотя и сохраняя иврит для молитв и включая его как важный элемент всех местных диалектов. Так, в «идише» примерно треть слов из иврита.
  4. Доминирующее движение евреев по Европе было с Запада и Юга на Восток и Север.
  5. История еврейского народа опирается на имеющиеся показания современников — Тацит, Флавий, и Библию, точность которой поразительна.

III. Моё впечатление о проблеме

  1. Невозможно за пару веков, при слабых средствах связи и пропаганды создать многочисленные традиции и обычаи, включая такой, оставляющий приметный след на долгие годы, как обрезание, которые объединяли бы евреев буквально по всему огромному миру.
  2. Формулы «На следующий год — в Иерусалиме«, «Пусть отсохнет моя правая рука, если забуду тебя, о Иерусалим» никакие сионисты не смогли бы быстро сформулировать и «вбить в голову» множеству людей.
  3. Даже моих знаний «идиша» (с раннего детства говорю на этом языке) хватает, чтобы отбросить гипотезу его славянского происхождения.
  4. История, хотя и не всегда с археологическими подтверждениями, логично описывает связь примерно трёхтысячелетней череды поколений.
  5. Проблема так называемого «бутылочного горла«, т. е. роста еврейского населения в 100 раз за 4 века, или в течение 20 поколений требует прироста всего на 1.136% в год, даже если верить цифрам 15 века.
  6. Установление происхождения языка на основе изучения составных слов содержит большой элемент произвола, которыми и изобилует анализ проф. Векслера. Приведу свой пример: табу и табурет, например, имеют мало общего. Или, например, разделить слово дурак на «ду» и «рак» и понимать, что в переводе с немецкого ду — это «ты», можно и в «дураке» видеть немецкий след.

Полемика вокруг книги

  1. Книга Занда политизирована, и отражает в очень большой мере идеологические взгляды автора — старого и косного коммуниста.
  2. Поддержка многими сторонниками явно из политических соображений.
  3. Осуждена рядом противников также явно из политических же соображений.
  4. Видна некомпетентность автора как историка еврейского народа, поскольку он специалист по истории французского кино.
  5. В книге выявлено множество прямых ошибок — в датировках событий, в их оценках.
  6. В книге нет никаких новых фактических материалов и/или результатов собственных изысканий автора.
  7. Автор без оснований обвиняет официальную историографию в сокрытии фактов.
  8. Сам я участвовал в полемике, позвонив автору домой, и сказав ему всё, что думаю о фактической стороне книги и о её влиянии на неподготовленных читателей. Прямо сказал, что у него нет должных фактов, а написанное — по существу постыдная клевета на свой народ.
  9. Считаю отрицание существования единого еврейского народа, мотивируемое сегодняшними политическими интересами, неприемлемым. Конъюнктура пройдёт, а научная правда всё равно пробьётся, если она есть.
  10. Решающе важен новый подход к проблеме на основе генетических исследований.

Появление «генетического» ответа

  1. Исходная основная цель обсуждаемых исследований — выявление врождённых, генетических заболеваний.
  2. Побочным дополнительным результатом стало научное определение понятия «народ», его модификаций в процессе смешиваний и возможность весьма точной датировки событий истории, связанных с массовыми перемещениями данного народа.
  3. Начало работ — этак 20-30 лет сему назад.
  4. В 1997 Карл Скорецки показал, что большинство из племени священников — коэнов, коганов и т. д. — потомки одного общего предка — мужчины.
  5. В 2007 вышла книга John Entine, Abraham’s Children: Race, Identity and the DNA of the Chosen People, Grand Central Publishing, («Дети Авраама — раса, идентичность и ДНА «избранного народа»).
  6. В 2008 появился комментарий Harry Ostrer в Nature Genetics, 40, 2, Feb. на [2], где он писал: «В моём случае, открытие отцовского E3b гаплотипа указало на линию, идущую от предка в Южной Африке, который мигрировал через Ближний Восток и Восточную Европу, и на ранее неизвестного предка 18 века, Элиезера Дер Гуттера, который благословил потомков «жить в нищете вплоть до десятого поколения», считая, что нищета сделает их более благочестивыми!»
  7. Ключевые работы A) 03.06.10 Gil Atzmon et al., пресс-релиз и статья: Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Population Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry (один из авторов — Harry Ostrer!) [3] (Дети Авраама в эру генома: основная еврейская диаспора объединяет различные генетические кластеры с общими ближневосточным происхождением); Б) 09.06.10 D. M. Behar et al., (2010) The genome-wide structure of the Jewish people. Nature, doi:10.1038/ nature09103 [4] (Геномная структура еврейского народа).
  8. Работы данного направления открывают новую страницу в датировке событий человеческой истории.
  9. В надёжности работ меня убеждает места их проведения: New York University, Columbia University, Tel-Aviv University, Albert Einstein College of Medicine, Sheba Medical Center, Rambam health care center, и Technion — Haifa.
  10. Важным аргументом в пользу работ является широкая известность и высочайший импакт-фактор журналов, в которых они опубликованы: Nature и The American Journal of Human Genetics.
  11. Говорит в пользу работ и высокий индекс цитирования авторов.

В дальнейшем изложении я следую работе Atzmon et al., которая по своей сути близка к работе Behar et al.

  1. Было взято около 300 евреев из разных стран, не имеющих даже далёкого родства.
  2. Взято около 1000 не евреев.
  3. Были выбраны рекордно большие характеристические участки геномов, и произведено их сопоставление по стандартным характеристикам.
  4. Отчётливо прослеживаются группы, характерные для разных народов.

Справа — вишневый цвет и более крупный шрифт отмечает еврейские группы: ASH — Ашкенази, ITJ — Итальянские евреи, GRK + TUR — Греческие + турецкие, SYR — Сирийские, IRQ — Иракские, IRN — Иранские.

Отчётливо видны группы по сходным участкам геномов!

Выводы авторов излагаемой работы:

  1. Еврейское население всюду образует кластеры, генетически близкие к европейским и ближневосточным группам.
  2. Еврейские общины по всему миру обнаруживают общее происхождение.
  3. Специфические районы генома евреев разных стран общие для всего еврейского населения
  4. Оказывается возможным установить временную шкалу расхождения пространственного разных групп.
  5. Расхождение между европейскими и ближневосточными евреями произошло 100-150 поколений ранее, т. е. примерно 2500 лет назад, что соответствует временам Вавилонского изгнания.
  6. Заметна связь с народами совместного проживания. Они дают те гены, которые определяют некоторые общие черты людей, живущих в данном месте.
  7. «Хазарская гипотеза» закрывается окончательно, поскольку полный вклад хазар в восточноевропейское еврейство менее 12,5%.
  8. Есть возможность получить информацию об «основателях» народа — мужских и женских, число которых крайне мало.
  9. Имеющиеся данные указывают на важность эффекта «основателей».
  10. Генетические исследования отрицают прозелитизм как сколько-нибудь существенный фактор в формировании еврейского народа.
  11. Генетически ближайшие к ашкеназам группы — это французы, северные итальянцы, палестинские арабы, бедуины, друзы.
  12. Народ формировался потоком генов, религиозных и культурных идей.
  13. Нет отдельного еврейского гена.
  14. Есть в евреях и гены от соседей, дающие цвет глаз, волос и т. п.

Критика книги Занда и переписка с властями

  1. Книга Занда распространяется по России как чума.
  2. Узнаю, что Занд, якобы, приглашён выступить на Валдайской конференции.
  3. Узнаю, что будто бы намечена его встреча с Президентом Медведевым и Премьер-министром Путиным.
  4. Вижу, что среди критиков Занда эмоций много, а осознания решающей роли генетики, которая разговоры превращает в дело, нет.
  5. Без пробы ДНК Клинтон с Левински препирались бы «да-нет» до сегодняшнего дня.
  6. Решаю послать Президенту и Премьеру электронные и нормальные письма. Там сообщаю: а) Абсолютное большинство специалистов в Израиле книгу Занда всерьёз не воспринимают. Критики отмечают присущую ей постоянную путаницу неосновательных гипотез с сомнительными фактами, чуждую научной работе политическую ангажированность; б) Дело не в эмоциональной реакции на оскорбительность какую-то самого утверждения об «изобретённости» еврейского народа, но в полной научной несостоятельности этого утверждения. Отвергать данные генетики — это всё равно, что поддерживать Т. Лысенко в его печально знаменитом споре с «реакционной лженаукой«; в) Встреча Занда с руководителями не сможет изменить научные факты, подогнав их под политические воззрения, чем занимается проф. Ш. Занд.
  7. В письме отмечаю, что: а) Приём Занда вреден для репутации руководителей России в глазах мирового научного сообщества, б) Организаторы Валдайской встречи должны были проявлять больше такта и компетентности, особенно когда дело касается науки, в) Всвете приведенных аргументов считаю необходимым во встрече с президентом Медведевым и премьер-министром Путиным проф. Занду отказать.
  8. Имеющиеся материалы, начиная со своей статьи «Остановить Зандирование!», рассылаю по известным мне адресам и в электронные сети.
  9. Дополняю «генетическими» результатами статью в Википедии Кто и как изобрёл еврейский народ.

VII. Выводы и эпилог

  1. Научный анализ ликвидирует всё «зандирование» бесповоротно.
  2. Он не может, однако, переубедить людей некомпетентных, но охотно «зандируемых».
  3. Открывается новый метод датировки человеческой истории, народных смешений и перемещений.
  4. Он, как и любое значимое открытие, может принести не только пользу, но и вред.
  5. Три письма в ответ на мои обращения получены. Обещано «принять к сведению».
  6. Приём Занда на высоком уровне не состоялся. Уверен, что помимо моего, были письма и обращения от значительно более влиятельных людей.
  7. Правки в Википедию приняты редакцией и сохраняются

Литература

  1. Шломо Занд, Кто и как изобрёл еврейский народ, 2010.
  2. John Entine, Abraham’s Children: Race, Identity and the DNA of the Chosen People, Grand Central Publishing, 2007.
  3. Gil Atzmon et al., Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Population Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry, The American Journal of Human Genetics 86, 850-859, June 11, 2010.
  4. Doron Behar et al., The genome-wide structure of the Jewish people. Nature, doi:10.1038/nature09103, online June 9, 2010. Перейти ↑
  5. Мирон Амусья, Остановить «зандирование»!, 2010
  6. Мирон Амусья, И нация, и народ! (О сенсации, которая быстро «рассосалась»), 2010

P.S.1. Нижеследующее письмо ушло по обычной почте, и чуть сокращённое, в соответствии с установленными лимитами — в электронной версии. Вот оно:

«23.07.10.

Президенту Российской федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Прочитал в Интернете, что на Валдайскую конференцию в этом году приглашён специалист по истории кино, профессор Тель-авивского университета Шломо Занд, и что будто бы предусмотрена Ваша и премьер-министра Владимира Владимировича Путина с ним встреча.

Позволю себе прокомментировать то, что принесло проф. Занду особую известность и, вероятно, стало основанием для приглашения на конференцию и для встречи с Вами.

Проф. Занд приобрёл, не побоюсь этого слова, скандальную популярность своей недавно выпущенной книгой «Кто и как изобрёл еврейский народ», русский перевод которой вышел несколько месяцев назад.

Отмечу, что, проработав в Израиле профессором Иерусалимского университета более десятилетия, я познакомился с этой страной, включая и историю еврейского народа — сегодняшнюю и прошлую. Хорошо знаю многих научных работников, отнюдь не только физиков. Это, как и чтение литературы, позволяет утверждать, что абсолютное большинство специалистов в Израиле книгу Занда всерьёз не воспринимают. Критики отмечают присущую ей путаницу неосновательных гипотез с сомнительными фактами, чуждую научной работе политическую ангажированность.

Основная идея Занда состоит в утверждении хазарского происхождения восточноевропейских евреев и их полного отличия от евреев, живших в Палестине в конце 19 века и тех, кто относится историками к древним евреям, потомками которых, по мнению Занда, являются палестинские арабы. Отсюда Занд прямо приходит к несостоятельному выводу о чужеродности евреев Палестине! Существование единого еврейского народа объявлено «сионистской выдумкой» середины 19 в.

Хазарская теория не выдерживает критики даже в свете известных чисто исторических хорошо установленных фактов. Именно поэтому она отвергнута профессиональными историками. Очевидно, многовековая документированная традиция евреев не могла быть просто «придумана» сионистами в середине 19 века. Но буквально совсем недавно, в июне с. г. три генетических лаборатории в США отвергли хазарскую гипотезу окончательно и бесповоротно на уровне биологии, проследив еврейскую историю в течение последних двух с половиной тысячелетий. Работы эти, захватывающие как научная фантастика, появились на базе исследований двух последних десятилетий, став их кульминацией.

Дело здесь, разумеется, не в эмоциональной реакции на оскорбительность какую-то самого утверждения об «изобретённости» еврейского народа, но в полной научной несостоятельности этого утверждения. Отвергать данные генетики — это всё равно, что поддерживать Т. Д. Лысенко в его печально знаменитом споре с «реакционной лженаукой».

Позволю сделать пару замечаний о переводе книги на русский язык. Было бы естественно, если редактором перевода и автором предисловия стал известный российский историк. Однако здесь в обеих ипостасях выступает некий Александр Этерман, человек, к науке никакого отношения не имеющий. Знакомый по его многочисленным интервью на любую тему, я отнёс бы его к категории «гуманитарных» петриков масштаба израильской русскоговорящей общины.

Несомненно, встреча с первыми лицами России будет использована Зандом и Этерманом на все 100%, представляя это как поддержку зандовских идей. Разумеется, встреча сама по себе не сможет изменить научные факты, подогнав их под политические воззрения, чем занимается проф. Ш. Занд, в русской версии своей книги — с Этерманом. А вот нанести ущерб международному престижу Валдайской конференции они вполне могут. Считаю, что приём Занда вреден для репутации руководителей России в глазах мирового научного сообщества. Полагаю, что организаторы Валдайской встречи должны бы проявлять больше такта и компетентности, особенно когда дело касается науки.

В свете приведенных аргументов считал бы уместным во встрече с Вами и В. В. Путиным проф. Занду отказать.

Мирон Янкелевич Амусья,
Доктор физико-математических наук, профессор теоретической физики
Главный научный сотрудник Физико-Технического института им. А. Ф. Иоффе,
Профессор Иерусалимского университета.

P.S.2. 20.03.18 в Институте Физики им. Рака Еврейского университета Иерусалима, я провёл однодневный симпозиум под эгидой Американского физического общества на тему «Может ли физика быть полезной генетике человека? После моих «Вводных замечаний», выступили Др. Д. Бехар с докладом “The study of paternal lineages among Jews: the case of the Levites” (Изучение отцовских линий среди евреев: пример левитов) и проф. Л. Кармель с докладом “Reconstructing ancient epigenomes: what Neanderthals teach us about ourselves?” (Реконструкция древних эпигеномов: что неандертальцы могут сообщить нам о нас самих?). Тексты докладов можно найти по ссылке APS Workshop, сообщения 7a, b, c.

Print Friendly, PDF & Email

46 комментариев для “Мирон Амусья: «Дети Авраама» — единство еврейской диаспоры в свете новейших популяционно-генетических исследований

  1. Есть правила в методике поиска истины. Идущие впереди вынуждены преодолевать сложившиеся мнения. Тем, кто оценивает их «добычу» легче, в том смысле, что они не обязаны бороться с завалами — путь расчищен. Если же мы начнем отвергать и опровергать, только в силу привычки, первопроходцев знания, то не все дойдут до сути, а скорее всего вернутся (от противного) к прежним стереотипам. Наверное, для таких любителей собственных путей исследования авторы обычно излагают суть дела в преамбуле. Насколько я понял, нация — категория историчная; имеет начало, динамику развития и наследников. Для доказательства этого тезиса вовсе не важны вариации представлений об этом процессе, и то, в чьих интересах этот процесс происходит. Конспирология тут — повод высказаться, не более. Нации образуются и сейчас, как образовывались и прежде, по причинам вызванным внешними и взаимными влияниями, неосознанно и объективно. И если давление в тесноте общения двух народов — еврейского и арабского, образует соответствующие этим условиям новые национальные единицы — израильский и палестинский народ, то наши возражения и обвинения в искусственности этих образований дела не изменят.

  2. Генетические исследования опровергают только половину «теории Занда», но другую половину — к сожалению подтверждают. Исторические корни имеют в Палестине и евреи, и палестинские арабы. Вековой опыт «сосуществования» двух многомиллионных народов на узкой полоске земли — однозначен: евреи и арабы не смогут жить в одной стране и должны разойтись по своим моно-национальным государствам. У арабов такое государство «минус» в Палестине уже есть и оно очищено от евреев.
    Все что нужно для разделения 2-х народов >> выдать 2-м млн. мастных арабов паспорта ПНА, закрыть для арабов все еврейские кормушки и помочь 2-м млн. арабов переехать из Израиля в Газу, Рамаллу, Дженин, Шхем, Туль-Карм, Хеврон, Бейт-Лехем и т.д.

  3. Уважаемые Алекс и Лев Мадорский, шалом!
    Понимаете, меня интересует: откуда взялись законы природы, по которым на Земле появились люди и в том числе — евреи?

    1. И что это — случайность, или по Замыслу, для чего-то? Для чего?

  4. Хаим Брейтерман
    Уважаемый Алекс,.. если появится серьёзный исследователь комментариев…
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Шалом, уважаемый Хаим! Опасываюсь, что Вы не поняли моёго отклика.
    ..Авраам (с Агарью) родили одного Ишмаила… Остальные последователи-ишмаэлиты – внуки и м.б. — племяники сына А. — Исака. Когда (в детективах) израильский и арабский шпионы встречаются (скажем, — в Париже) , они вправе обратиться к оппоненту, прежде, чем выстрелить: ”Привет, я – сын твоего дяди.” Однако, повторяю — работа Мирона А. “Дети Авраама..”, мне понравилась. Ваши «Одиннадцать единиц» извините, следует постить в Блогах, где Вы сможете поговорить о Б-ге с А. Тринкером, исследующим Тору по Матфею. Я же предпочитаю другое — “Тексты докладов по ссылке APS Workshop, сообщения 7a, b, c.”, предлагаемые автором.

  5. 7. одна ноосфера этой системы, сфера разума,
    8. одно общественное мировоззрение, лежащее в основе этой ноосферы — мировоззрение, признающее реальность бесконечного Бога, как бесконечного Источника информации-законов природы,
    9. один «кристалл», создающий эту ноосферу — единая ноосфера Израиля,
    10. один народ, создающий эту ноосферу — евреи-единственный на Земле общественный носитель информации о едином Боге и «Его» Замысле,
    11. один отец этого народа — Яаков.

    Затем, единая система «человечество» создаёт по своим проекта вторичные системы из первичных.

    1. Лев-Хаиму.
      Дорогой Хаим! Вы знаете, что, примерно тоже самое говорил великий Пифагор:
      Эволюця-закон жизни
      Число-закон мироздания,
      Единство-закон Бога»

      1. Дорогой Лев! Я рад, что оказался в одной компашке с ПИФАГОРОМ.
        Мирон с Эйнштейном занимались числами Планка, а я с Пифагором — единицами.
        Поэтому, я с моим мизерным багажом знаний, по-моему, явно до чего-то докопался.

  6. 1. Один Бог — бесконечный Источник информации-законов природы,
    2. один Замысел Бога,
    3. одна Вселенная этого Замысла,
    4. один закон этого Замысла: системы каждого нового уровня структурной организации вещества создавались из систем предыдущего/их уровня/ей,
    5 одна, выделенная планета Замысла — Земля,
    6. одна система на этой планете, окутывающая и поглощающая планету-носителя — Землю
    единое человечество, См.дальше.

  7. Я называю его так: «Единица. Одиннадцать единиц». См дальшей

  8. Уважаемый Алекс, шалом! Если появится серьёзный исследователь комментариев к статьям М.А., то вот для него ещё один. См.дальше.

  9. M.A.: ”..грубая ошибка, будто еврейство есть аналог песенной, пищевой, танцевальной или иной культуры. Именно об этом и шла дискуссия 8 лет назад, в связи с публикацией злополучной книги Ш. Занда про еврейский народ, которого, якобы, нет…”
    Хаим Бр. — Арабы — тоже дети Авраама…
    С.Л. “..под данной работой профессора Амусьи из двух десятков откликов десять — господина Брейтермана. И отнюдь не по теме статьи, а про то, как кварки превращаются в евреев…”
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Исчезли пастернаки, кварки, шкварки..Авраам родил (одного) Исаака и (одного) Ишмаила..
    — Ничто не вечно под Луной, кроме наших проблем”, написал Борис Бр-ейн в НГ
    «Проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке» — независимо от того, где вы находитесь — в сети, в Аустралии или в Греции. Статья профессора теоретической физики (Иерусалим) Мирона А. “Дети Авраама..”, как и все его работы в Мастерской, понравилась
    ч р е з в ы ч а й н о. Спасибо.
    п.с. комментарии к работам М.А. ждут своего серьёзного и вдумчивого исследователя;
    и, надеюсь, — дождутся.

  10. Уважаемый Хаим.
    Схожее с вашим, но посредством другого и весьма несложного способа доказательства, утверждение о существовании Всевышнего, предложено в книге Леонида Сейдала СМЕРТЬ АТЕИЗМА. Имеется и ряд других солидных научных работ с результатами исследований претендующими на подобные утверждения. (скорее предположения о возможности существования некоего Абсолютного Разума_).
    По моему обывательскому дилетантскому представлению, человеческому разуму, ограниченному в своем развитии узкими околоземными пространственно-временными рамками бесконечной Вселенной, не удастся отыскать исчерпывающие доказательства существования Бога.Законы мироздания останутся не постижимыми на все времена.

  11. Хаим Брейтерман: В основном людей объединяют всё-таки не ритуалы, а идеалы.

    Этот верно. В отношении же того есть ли единый Бог. или существуют разные Боги наукой этот факт не доказан. Даже глубоко верующие. но разумные религиозных авторитеты ( иудаизма. в том числе), признают непостижимость сущности Бога. Идея существования Бога родилась в сознании людей постепенно. Она вполне объяснима и явилась естественным следствием уверенности их в непостижимости человеческим разумом истоков мироздания. Наверное, они в чем -то правы.
    В процессе человеческой эволюции и совершенствовании интеллекта, науке удается пополнять знания людей многими новыми открытиями тайн природы. Зародилось атеистическое мировоззрение. Постепенно из их среды выделились агностики. Далее появились, некоторые ученые, прежде убежденные атеисты, которые. на базе широкого научного анализа. сочли обоснованным признать возможность существование некоего непостижимого человеческим интеллектом Высшего Разума , управляющего всем сущим в бескрайней Вселенной.
    Так, или иначе разные группы народов разделились на религиозных и атеистов(и агностиков). Евреи. в том числе. Это не дает достаточных оснований, в частности. особенно в Израиле, использовать критерий принадлежности к еврейству, а значит и к гражданским правам репатрианта, по уровню его верности религиозной иудейской идее. ( Это в стране с преимущественно светским еврейским населением)
    Здравый смысл указывает, что вера в существование Всевышнего не должна быть увязана с причастностью к религиозному сообществу. Искать требуется новые критерии для идентификации еврейства.

    1. Уважаемый Сава, шалом! Предлагаю простое логическое (научное) доказательство реальности Бога, но Бога, как бесконечного Источника информации-законов природы:
      — Вселенная существует и развивается по законам природы,
      — законы природы — это информация (сведения),
      — у любой информации есть источник,
      — бесконечный Источник информации-законов природы — это и есть бесконечный Бог.
      Что здесь неверно?

      1. «Здесь неверно всё».
        Здесь всего 4 позиции, что именно неверно. Голословность — не аргумент, а словоблудие.
        Теперь вопрос автору статьи: почему наши гены — это гены Авраама, а не Яакова?

  12. Ответы на все вопросы (нация-не нация, может ли единый Бог объединить людей, существует ли коллективная сверхважная цель у евреев…,) , по-моему можно получить, анализируя путь, пройденный Вселенной от кварков и электронов до систем логически мыслящего человеческого социума на Земле.
    Если разные боги так разъединили людей, то почему единый Бог не может объединить людей? В основном людей объединяют всё-таки не ритуалы, а идеалы.

  13. Если евреи не нация, а религия, как считают многие немцы ( я с этим сталкивался неоднократно),то не совсем понятно к какой нации отнести евреев «не соблюдающих».

    1. Немцы, Лев, считают также как все ортодоксы в Израиле. По их убеждению истинный еврей д.б. только религиозным иудеем.

  14. Вы, Хаим Брейтерман, заблуждаетесь в возможности достижения «единства еврейской диаспоры» предложенного вами путем. Вообще не существует способов для достижения такой цели , потому. что это ДИАСПОРА. Оно, особо так необходимое в Израиле , до сих пор не достигнуто.

    1. Ну, если бы оно было достигнуто, то и проблем бы не было. Но ясно, что гены нас не объединятю Не объединили до сих пор и не объединят в будущем.

      1. А вот «научный» Бог, не требующий никаких ритуалов, на мой взгляд, может объединить евреев.

        1. Хаим Брейтерман: А вот «научный» Бог, не требующий никаких ритуалов, на мой взгляд, может объединить евреев.
          ————
          «Научный» бог-природа Спинозы ритуалов конечно не требует, но зато требует признания КОЛЛЕКТИВНЫХ СВЕРХ-ВАЖНЫХ целей от стремящихся к тотальному индивидуализму «прогрессивных» евреев.
          Поробуйте сначала их убедить, что важны не просто «любая любовь и любой секс по-согласию», но «крепкая семья, способная родить и воспитать потомство». Вам быстренько объяснят, что за разговоры о 90+% разводов в гомосексуальных «семьях» надо выгнять с работы и даже сажать в тюрьму — и вообще, в обычных семья сейчас тоже 50+% разводов.

        2. А вот «научный» Бог, не требующий никаких ритуалов, на мой взгляд, может объединить евреев.

          Не может. Ни евреев, ни китайцев, ни готтентотов. потому что именно ритуал был, есть и будет важнейшее средство объединения сообщества. Для того его и выдумали.

  15. Полностью с Вами, Хаим Брейтерман, солидарен.Критерии генной причастности к еврейству безосновательны.
    В той же мере не логичными продолжают оставаться исчерпавшие себя правила по Галахе.
    Остро назрело время их существенно изменить.Первое, что напрашивается-достаточность быть евреем любому из родителей. Существующие строгие и жесткие нормы и правила прохождения Гюира на соответствие Галахе,должны быть снижены. По житейской логике, с учетом реально сложившейся в стране социальной ситуации, этот способ признания еврейства мог бы быть обязательным, для \»абитуриентов\», намеревающихся пополнить религиозную общность евреев.Для желающих оставаться в рядах не религиозной еврейской общины напрашиваются другие правила. Их потребуется разработать, хотя это и непросто.

    1. Физик спорит с биологами и генетиками — кто лучше разбирается в генетике? Но и тот, и другие — материалисты, им и в голову не приходит мысль о том, что решение проблемы «единства еврейской диаспоры» должно решаться не с «свете новейших популяционно-генетических исследований», а в свете признания реальности Бога, как бесконечного Источника информации-законов природы, и существования «Его» Замысла, в соответствии с которым на еврейский народ, как и на все другие народы, возложена определённая миссия, всему в природе отведены своё место и своя роль. Вот в чём проблема.

      1. Дело не в генах, дело в информации, которая содержится в генах.

    2. Sava: … В той же мере не логичными продолжают оставаться исчерпавшие себя правила по Галахе.
      Остро назрело время их существенно изменить.Первое, что напрашивается-достаточность быть евреем любому из родителей. … … Для желающих оставаться в рядах не религиозной еврейской общины напрашиваются другие правила. Их потребуется разработать, хотя это и непросто.
      —————
      Правила «признания еврейства» по Галахе важны для религиозного брака по Галахе.
      Зачем зайцу стоп-сигнал не религиозной еврейской общине изменять галаху, если она не хочет по ней жить ?
      Мне кажется, что я знаю зачем: в современном мире сейчас очень модно хотеть «have your cake and eat it too» — вот и израильские «не религиозные» евреи-традиционалисты хотят заключать браки именно по Галахе, но без Галахи.
      Глупая это затея. Впрочем, эту проблему легко можно решить методами «министерства правды» и «министерства любви» из «1984».

  16. Светлана Боринская
    28 июля 2018 at 13:14
    В цитируемой Вами статье Atzmon et al., 2010 написано:
    «до 50% гаплогрупп Y-хромосом евреев-ашекеназов (E3b, G, J1 и Q) имеют ближневосточное происхождение, тогда как другие превалирующие гаплогруппы (J2, R1a1, R1b) могут представлять недавнюю европейскую примесь».
    То есть Ваша идея определять еврейство по генам вычеркнет ашкеназов с гаплогруппами J2, R1a1, R1b из рядов евреев. Если же вы назначите R1a1 «еврейской гаплогруппой», то в евреи сразу надо будет записать миллионы русских, украинцев и далее везде, где эта гаплогруппа встречается.
    ———————————————————————————
    Не поняла Вашу логику. Оттого, что сходство половины некоего состава с половиной другого состава делает эти составы сходными на 100%, как-то не укладывается в голове. Зайдем с другой стороны.

    Приведу Вам пример «технический», но вполне понятный имеющему среднее образование.
    «Бро́нза — сплав меди, обычно с оловом в качестве основного компонента, но к бронзам также относят медные сплавы с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка и никеля . Как правило, в любой бронзе в незначительных количествах присутствуют добавки: цинк, свинец, фосфор и др. …

    Лату́нь — двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк, иногда с добавлением олова (меньшим, чем цинка, иначе получится традиционная оловянная бронза), никеля, свинца, марганца, железа и других элементов….

    Мельхио́р — однофазный сплав меди, в основном, с никелем, иногда с добавками железа и марганца\»

    Мы наблюдаем в этих 3-х сплавах медь как базовый элемент (в разных пропорциях!) с добавками (в разных пропорциях!), которые могут присутствовать и в более чем в одном из перечисленных сплавов. Из вышесказанного НЕ следует, что бронзу можно обозвать латунью или мельхиор бронзой. А разница-то вся в перемежающемся составе и пропорциях, но на выходе три разных материала.
    Думаю, что Вам должно быть понятно, что R1a1 в геноме евреев, встречающийся и у других народов, не делает эти народы евреями и наоборот.
    Когда мы говорим об «еврейских генах» (и о любых иных), то, полагаю, следует говорить: 1) о составе «комплектующих», 2) о процентном соотношении этих «комплектующих». Если генетики докажут, что в мире есть еще народ, не называющий себя евреями ни по какому признаку (кроме принадлежности к иудаизму, как уже ранее говорено), но имеющий генетическую карту сходную с еврейской, то я первая признаю Вашу правоту, что «этнос определяется только культурой».

  17. Борис Вайнштейн:
    …но тем не менее еврейская группа устойчиво сформировалась и имеет свои генетические отличия от других национальных групп, хотя бы потому, что только евреи ашкенази болеют определенными генетическими заболеваниями.

    1.Имеются ли источники. подтверждающие этот научный факт? Если это действительно так, то подобного рода закономерности должны бы найдены и для других групп, и не только евреев. Имеются ли такие данные?
    2 Поиск генетических признаков. присущим только евреям, вряд -ли может иметь какое-либо существенное значение для практического решения реальных еврейских проблем.
    Во всяком случае, он не повлияет на возможное облегчение процедуры прохождения установленного в Израиле ортодоксального Гиюра.

  18. Исправлена опечатка
    Можно только присоединиться к оценке Боринской творчества профессора Амусьи, могу лишь добавить к ее цитате «до 50% гаплогрупп Y-хромосом евреев-ашкеназов (E3b, G, J1 и Q) имеют ближневосточное происхождение, тогда как другие превалирующие ы (J2, R1a1, R1b) могут представлять недавнюю европейскую примесь»», только что и гаплогруппу R1 предки скифов занесли и на Ближний Восток времен Тераха. Как потомок племени Авраама, геров и мамзеров с интересом это признаю.

  19. А Занд? Занд — это один из наших смертельных врагов, для которых он выполняет роль «полезного идиота». Наш народ его разотрёт и выплюнет.

    1. И что мне в моём возможном генетическом единстве с Шломо Зандом, если он мне , моим детям, внукам, правнукам… такой же враг, как Абу Мазен?

  20. Можно только присоединиться к оценке Борискиной творчества профессора Амусьи, могу лишь добавить к ее цитате «до 50% гаплогрупп Y-хромосом евреев-ашкеназов (E3b, G, J1 и Q) имеют ближневосточное происхождение, тогда как другие превалирующие ы (J2, R1a1, R1b) могут представлять недавнюю европейскую примесь»», только что гаплогруппу R1 предки скифов занесли и в Месопотамию времен Тераха. Как потомок племени Авраама, геров и мамзеров с интересом это признаю.

  21. Статья написана физиком, материалистом по определению. Как можно в ХХ1 веке, рассматривая вопрос о еврействе, полностью абстрагироваться от от проблемы его предназначенности, его роли и месте в истории человечества и, более того, в истории Вселенной. Уже ясно, что наш Мир не только материалистичен, но и информативен, что в его основе лежит изначальная ИНФОРМАЦИЯ, что законы природы, по которым существует и развивается природа — это информация и существует Источник этой информации-законов природы, бесконечный Бог?
    Что есть «гены»? Это, прежде всего, носители информации. А еврейский народ — общественный носитель ОПРЕДЕЛЁННОЙ информации. В этой «определённости информации» — суть исключительности еврейского народа, его предназначенности.

  22. При всём моём уважении к профессору Амусья считаю, что он не специалист в генетике и потому думаю, что эта статья не самая лучшая из того, что опубликовал в Портале.

  23. В дополнение к моему предыдущему письму. Мне не нравится «хазарская» теория происхождения евреев, предложенная задолго до Занда ещё Кестлером. Почему не нравится? Да потому что мне не хочется числить себя от этих степняков. При этом вся эта теория основывается только на одном варианте принятия хазарами иудаизма – а именно , что иудаизм принял весь народ, а не часть знати.
    Но в своей статье уважаемый профессор малость исказил один из аспектов книги Занда. В книге написано, что и после разрушения 2 Храма и после восстания Бар Кохбы в Палестине оставались евреи, которые постепенно ассимилировались. А диаспора была и задолго до этих событий.

  24. В приведенной публикации лишь .по-видимому, случайно. мимоходом упоминается один из важнейших характерных отличительных признаков еврейского народа — его особой божественной избранности, зафиксированной в святых писаниях иудаизма. Идеологи религиозных партий, совместно с авторитетными раввинами в стране пытаются и не без успеха убедить евреев, и не только религиозных,, в абсолютной истинности этого завета Всевышнего.
    Ими же утверждается, что благодаря этому признаку и строгому соблюдению всех иудейских заповедей священных писаний, еврейскому народу удается сохраниться при всех катастрофических бедах и тяжелейших испытаний , которым он подвергается на протяжении всей истории своего существования.
    Есть основания подвергнуть сомнению утверждение о вмешательстве Всевышнего в наделение особой избранностью еврейского народа, если понимать под этим известные высокие показатели достижений евреев в различных наиболее значимых сферах человеческой деятельности.
    Евреи.как и многие прочие народы, бывают , условно говоря. хорошие и плохие, умные и дураки.Замечено, что отличие их от представителей других народов проявляется главным образом в более высоком уровне развития интеллектуальных и деловых способностей, обретенных, не божьим даром. а в результате длительной эволюции в сложнейших условиях борьбы за выживание в непрерывном напряженном поиске оптимальных способов противостояния с антисемитами.В этом процессе непрерывного умственного напряжения совершенствовался их интеллект, который возможно постепенно обрел генетические признаки.
    В этом отношении, хотя и парадоксально, логичнее утверждать, что условно избранными. но не Богом, а волею Дьявола можно было бы обозвать сообщества антисемитов.

  25. Светлана Бориская::Уважаемый Мирон Амусья,
    просьба привести ссылки на статьи, в которых «тот факт, что принадлежность к евреям определяется на генетическом уровне, научно установлен». Мне, генетику, такие статьи не известны…
    ************************

    По моему не так важно, как данная еврейская группа оформилась, важно, что она оформилась. Да в ее генах и Ближний Восток и Европа, но тем не менее она устойчиво сформировалась и имеет свои генетические отличия от других национальных групп, хотя бы потому, что только евреи ашкенази болеют определенными генетическими заболеваниями.

    1. Здесь в коротких двух фразах сформулирована квинт-эссенция статьи уважаемого профессора Мирона Амусьи. Хотелось бы только пополнить сказанное замечанием, что \»еврейская группа\» не является строго очерченным образованием. Привнесённые столетиями \»примеси\» создали и создают наблюдаемые подгруппы, а то и ведут к расхождению и утратам. Повидимому, еврейское ядро можно выделить статистически. Заявить строго, что данная персона является евреем с точки зрения генетики, а другая – нет, можно только с той или иной долей приближения.
      А то, что существование еврейской генетической группы является неоспоримым фактом свидетельствуют не только присущие ей генетические заболевания, но и \»известные высокие показатели достижений евреев в различных наиболее значимых сферах человеческой деятельности\». См. Sava. 28 июля 2018

  26. Мне кажется, что спор идёт исключительно о терминологии.
    Еврейский народ был, есть и будет!

  27. Уважаемый Мирон Амусья,
    просьба привести ссылки на статьи, в которых «тот факт, что принадлежность к евреям определяется на генетическом уровне, научно установлен». Мне, генетику, такие статьи не известны. Хотя перечисленные Вами статьи я знаю, и Вы выбрали действительно высококлассные работы. Но есть проблема в том, как физик (даже очень умный физик) интерпретирует данные генетики.

    Давайте разберем это на одном простом примере.
    В цитируемой Вами статье Atzmon et al., 2010 написано:

    “Notably, up to 50% of Ashkenazi Jewish Y chromosomal haplogroups (E3b, G, J1, and Q) are of Middle Eastern origin (Hammer et al., 2000), whereas the other prevalent haplogroups (J2, R1a1, R1b) may be representative of the early European admixture (Li et al., 2008).”

    «до 50% гаплогрупп Y-хромосом евреев-ашекеназов (E3b, G, J1 и Q) имеют ближневосточное происхождение, тогда как другие превалирующие гаплогруппы (J2, R1a1, R1b) могут представлять недавнюю европейскую примесь».

    То есть Ваша идея определять еврейство по генам вычеркнет ашкеназов с гаплогруппами J2, R1a1, R1b из рядов евреев. А их, на минуточку, судя по этим данным, около половины (тут надо дать уточнение, что после статьи Hammer прошло уже почти 20 лет и появилось много статей, дающих несколько более сложную картину). Если же вы назначите R1a1 «еврейской гаплогруппой», то в евреи сразу надо будет записать миллионы русских, украинцев и далее везде, где эта гаплогруппа встречается.

    Вы путаете гены как свидетели популяционной истории и гены как детерминанты признаков, а в данном случае — признаков, определяемых не генами, а культурой.

    P.S. к чему Вы приплели Лысенко я не поняла, видимо, просто для того, чтобы читатели (поверив вашим словам) маркировали мои текст как антинаучные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.