Лев Мадорский: Эссе и рассказ

Loading

Им не кричали в лицо: «жидовская морда». Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит — родной язык. На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…

Эссе и рассказ

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Сабры как выход из тупика
(Ещё раз на ту же тему)

После разговора с раввином (немцем, принявшим либеральный гиюр), был в шоке. Выяснилось, что у меня большие проблемы с национальностью. Евреи, по словам раввина, вообще, не нация, а религиозное сообщество. Если я не веду еврейский образ жизни, то к потомкам Авраама если и принадлежу, то со значительными оговорками. По логике уважаемого ребе я, несмотря на родителей-евреев, либо русский, так как родился в России; либо немец, так как живу в Германии и имею немецкое гражданство. Приятели, выходцы из бывшего Союза, над моими «ужастиками» посмеялись: «Не обращай внимания. Чего не скажешь в шутливом разговоре». Но чувство неопределённости осталось…

И, всё-таки, кто такие евреи? Нация или религиозное сообщество? Спор давний и безрезультатный. Сколько бы ни уверяли сторонники первой версии, к которым до последнего времени относился и я, что евреи это нация (их аргументы: язык, история, самоидентификация, государственность, наконец), разбиваются вдребезги сторонниками второй версии. Причём, одной фразой: «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?» Действительно, как? Десятки тысяч неевреев во всём мире ежегодно обращаются в иудаизм и становятся евреями. И всё. Спор закончен. Как говорил Остап Бендер, граждане довольные расходятся по домам.

Впрочем, довольны не все. Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности. Таких, кстати, проживавших (или проживающих) на территории бывшего Союза, подавляющее большинство.

Какой нации эти люди? Утверждение, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии — немцы. Во Франции — французы. Возможно, через тысячу лет, когда все мы будем одной нации — земляне, в этом не будет ничего особенного. Но сегодня…

И ещё один аргумент в пользу сторонников версии религиозного сообщества — евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие в Израиль из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки). Разные по культуре, менталитету, внешнему виду, наконец. Когда-то предки этих людей, действительно, были израильтянами, но две тысячи лет изгнания и смешанные браки внесли такие изменения в генетическую составляющую, что здравый смысл отказывается считать их одной нацией.

Есть ли выход из запутанной ситуации? Думаю, есть. Сегодня, в современном Израиле, евреи снова превращаются в нацию. Такую же, как две тысячи лет назад. Превращаются, благодаря смешанным бракам между сефардами и ашкенази, и, главным образом, благодаря появлению новой формации. Евреев родившихся в Израиле. Тех кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами — кактусы, цабар (иврит). Ещё до образования Израиля в 1931 году Ури написал в еврейской газете статью «Мы листья кактуса», в которой объяснял такое название: . «Да, мы цабарим, внешне несколько грубоватые, но с мягким и отзывчивым сердцем»

Уроженцы Израиля имеют особые национальные черты, которые значительно в меньшей степени, свойственны нам, уроженцам Диаспоры: гордость своей страной, любовь к путешествиям, к археологии (возможно, сказывается тяга к предкам), к географии. Именно на сабрах держится киббуцное, по сути своей, утопично-коммунистическое движение, нигде в мире, кроме страны Обетованной, не нашедшее достойного воплощения.

Не хочется выражаться высокопарно, но сабры и есть истинные наследники Маккавеев, готовые пожертвовать собой ради Родины, ради сохранения чести. Именно они составляют костяк элитного воинского подразделения «Голани». Не случайно эмблемой бригады стало оливковое дерево. Это дерево известно сильными корнями, глубоко проникающими в глубь почвы, и символизирует прочную связь бригады с историей Святой земли. Уроженцы Израиля сыграли решающую роль во всех израильских войнах, отстояв страну в 48-м году, вернув стену Плача в 65-ом, освободив заложников в Энтбеббе в 76-ом.

Это особые люди. Они более чем другие потомки Авраама связаны ниточкой с древними израильтянами. Сабры выросли в своей, свободной стране. Их не притесняли и не дискриминировали. Они не должны были скрывать своё еврейство. Им не кричали в лицо: «жидовская морда». Они не знают, что такое процентная норма при приёме в институт или на работу. Для них иврит — родной язык.

На них надежда. Они снова превратят наш народ из религиозного сообщества в нацию. Рано или поздно это случится. Непременно…

Женщина на скамейке

По утрам бегаю. Много лет. Может, 40, может, 45 — сбился со счёту. Поэтому когда переехал из Магдебурга в Брауншвейг, первым делом стал искать спокойное, зелёное место для пробежек. И нашёл. Прямо в центре города, параллельно основной магистрали тянется почти через весь город тихая, с песочным покрытием, окружённая деревьями, аллея для пешеходов и велосипедистов. Со скамейками через каждые триста метров.

Это было осенью. Примерно, в 8 утра. Бежал и увидел её. Она сидела на скамейке. Прямо, неподвижно, уставившись в одну точку. Черноволосая, смуглая, аккуратно и даже несколько вычурно причёсанная. С седой прядью, надающей на лоб. В поношенном, хорошо сшитом пальто. Лет 40-ка. Точно в той же позе она сидела в 8.30, когда я бежал обратно. Через несколько часов снова проходил мимо этого места. Она всё ещё сидела. В той же позе. С тем же отрешённым выражением лица. Так стало повторяться ежедневно. Однажды я выбежал не в 8, а в 7. Когда ещё только светало. Женщина сидела. Мне стало казаться что она сидит здесь всегда.

Между тем, в аллее по утрам кипела жизнь. Проносились велосипедисты. Дети, громко разговаривая, направлялись в школу. Потом возвращались домой. Шуршала под ногами осенняя листва. Иногда шёл дождь. Нежаркое, осеннее солнце пробивалось сквозь листву. А она сидела. Тихая, печальная, одинокая. Окутанная тайной.

Постепенно я привык к её прямой, неподвижной фигуре, к островку печали и одиночества, который создавался присутствием этой загадочной женщины, и стал, пробегая мимо, здороваться: «Morgen». Как здоровался с постоянными, уже известными мне, утренними посетителями аллеи: собачниками, прохожими, велосипедистами. Она молча, без улыбки кивала в ответ, ясно показывая, что не стремится к общению.

Рассказал приятелю. Он любит пофантазировать и закидал меня вариантами:

— У неё трагедия в семье. Умер кто-то из близких. Скорее всего, муж. И она не выносит одиночества. А, может, жить негде. Приехала по приглашению, а тот кто приглашал, не принял. И денег нет на обратную дорогу. А, может…

Фантазия у приятеля была богатая, Среди его фантазий были самые экзотические. Пропала собака. Возможно, собаку украли. И она надеется собаку встретить. Или ещё почище: женщина сидит на аллее в определённые часы. Это сигнал для исламских террористов.

Но однажды я встретил таинственную незнакомку в продовольственном магазине. Женщина стояла в очереди позади меня и мы поздоровались, как старые знакомые. На этот раз вид у неё был вполне приветливый и она, как мне показалось, даже обрадовалась нашей встрече.

Вышли из магазина вместе. У моей знакомой была тяжёлая сумка с продуктами и я предложил её подвезти. Она не отказалось. Познакомились. У таинственной незнакомки оказалось необычное имя— Мелис.

— Вы турчанка?

— Да.

— Давно в Германии?

— 11 лет. А Вы откуда?

— Из России. Уже 18 лет. –Ехать до её дома было недалеко и я задал вопрос, который лучше бы, наверно, было задать после более продолжительного знакомства:

— Почему Вы сидите на скамейке одна? Так долго. У Вас что-то произошло в семье?

Мелис рассмеялась:

— Представляю. Наверно я произвожу странное впечталение.

Она помолчала.

— Здесь остановитесь, пожалуйста. Спасибо.

Мелис вышла из машины. Я донёс сумку до подъезда. Мы попращались.

На следующий день утром турчанка сидела на своём месте. Когда я пробегал мимо, она неожиданно встала и приветливо подала руку:

— Здравствуйте. Рада Вас видеть. Мелис протянула тонкую, скромно изданную книжку. — Я полистал. Это были стихи.

— По-турецки? — предположил я.

— Да. Это недавно изданная в Турции книжка моих стихов. — Она помолчала. Улыбнулась.

— Теперь Вы понимаете чем я здесь на скамейке занимаюсь? Пишу стихи.

Дома я снова полистал книжку и обнаружил на титульной странице автограф по-немецки:

«Пробегающему мимо мужчине по имени Лев. Который, надеюсь, больше не будет считать меня сумасшедшей»

И подпись: Мелис Эккер. Жалко что самих стихов прочесть не могу. А хотелось бы…

Print Friendly, PDF & Email

49 комментариев для “Лев Мадорский: Эссе и рассказ

  1. «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?» Действительно, как? Десятки тысяч неевреев во всём мире ежегодно обращаются в иудаизм и становятся евреями. И всё. Спор закончен».

    Тут не все так однозначно. Тот кто говорит так — лукавит. Немец, принявший иудаизм, становится иудеем. Если через несколько лет он разочаровывается в иудаизме, перестает соблюдать заповеди и спокойно возвращается в свою немецкость, неужели он все ещё иудей? Он сам такую идентификацию отвергает, но мы по прежнему будем его называть иудеем?!
    С другой стороны, Боб Дилан, урожденный Циммерман (а также שבתאי זיסל בן אברהם), в свое время перешел в христианство, потом отказался от него и кем же он остался? Да тем же Циммерманом, сыном Авраама и Беатрис. Религиозную принадлежность можно поменять по желанию или по дуновению каприза. Национальность поменять невозможно. Если я очень захочу стать японцем, греком или индусом, у меня это не получится. Но если я захочу перейти в христианство или ислам — запросто. Выйти из них тоже не представляет особого труда.

    «Для многих проблема становится ещё более непонятной. Как быть, например, с неверующими евреями? Они ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с иудаизмом. Однако, вместе с тем, по-прежнему упорно считают себя лицами еврейской национальности».

    Не только они так считают себя. Закон о возвращений тоже таковыми их считает. Многие уроженцы Израиля, сабры, тоже ничего не соблюдают, ни во что не верят или верят в нечто, ничего общего не имеющее с иудаизмом. Таких и в израильском Кнессете немало. И тем не менее их еврейство не подвергается сомнению.

    «Утверждение, что евреи не нация, а религиозное сообщество, превращает секулярных евреев в людей без нации. В России они русские. В Германии — немцы. Во Франции — французы».

    Я секулярный еврей, не соблюдающий традиций, но в Литве НИКТО НИКОГДА не называл меня литовцем. ВСЕ прекрасно знали что я еврей.

    «И ещё один аргумент в пользу сторонников версии религиозного сообщества — евреи разные. Прогуляйтесь по улицам израильских городов и вы в этом легко убедитесь. Чернокожие фалаши (приехавшие в Израиль из Эфиопии), сефарды (из стран Востока), ашкенази (из Европы и Америки)».

    У ультраортодоксального раббанута с признанием евреями людей с «проблемной пигментацией кожи» не так все просто. Недавний случай когда работников эфиопов отстранили от производства вина в известной винодельне Баркан изза указания раввинов только подтверждает это. А устранены они были потому что после их участия в процессе производства, вино, по мнению раввинов, становится некошерное. В связи с этим был громкий скандал в СМИ, но при нынешней национал-религиозной коалиций все быстро замяли.

    1. Немец, принявший иудаизм, становится иудеем.
      ———————
      Я, Борис, тоже так считаю. Но наше мение разделяют далеко не все глубоко религиозные евреи. Если еврей при репатриации напишет в анкете в графе вероисповедание «христианин», то его шансы на получение гражданство на нулях. В Литве, Вас Борис считали евреем, а в Германии, если я работаю в шаббат, меня таковым не считают. Именно так на концерте в пятницу сказал мне немец-ведущий. По мнению многих немцев, еврей-это не нация, а религия. Вы правы, что не все однозначно, но и Вашей трактовке есть множество оттенков. Об этом правильно написал в комменте Ваш тёзка Борис Дынин.

      1. Уважаемый Лев, любопытная свежая информация для вас:

        «Нетаниягу: мы примем еще тысячу крещеных эфиопов

        Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу принял решение о разрешении на въезд в страну еще тысячи крещеных фалашей – членов бывшей еврейской эфиопской общины «Бета Исраэль», принявших христианство в 19 веке.

        «После совещания с депутатами Дуди Амсалемом и Авраамом Нагосой я рад сообщить о своем решении привезти в Израиль еще тысячу членов этой общины, дети которых уже находятся в Израиле», — сказал Нетаниягу в «Твиттере».

        1. «Нетаниягу: мы примем еще тысячу крещеных эфиопов
          —————-
          Спасибо, Борис за интересную информацию. Я предполагаю, что это было не добровольное крещение, а в силу обстоятельств.

    2. У ультраортодоксального раббанута с признанием евреями людей с «проблемной пигментацией кожи» не так все просто. Недавний случай когда работников эфиопов отстранили от производства вина в известной винодельне Баркан изза указания раввинов только подтверждает это
      —————
      1) В таких вещах надо говорить точно — или это будет Ляшон Ха-Ра (клевета в понятиях и Здравого Смысла и Галахи).
      2) В этой ссылке Элиягу Эссас сказал точно:
      https://www.evrey.com/sitep/askrabbi1/q.php?q=otvet/q463.htm

      P.S.: главный раббанут Израиля относится к ультра-ортодоксальным раббанутам (Эда Харедит и т.д.) примерно так же, как Министерство Обороны к штабам десантным и бронетанковых бригад.

  2. «Пробегающему мимо мужчине по имени Лев. Который, надеюсь, больше не будет считать меня сумасшедшей»
    —————————————————————
    Л.М. — Прямо в центре города, параллельно основной магистрали тянется почти через весь город тихая, с песочным покрытием, окружённая деревьями, аллея для пешеходов и велосипедистов…
    Это было осенью. Примерно, в 8 утра. Бежал и увидел её. Она сидела на скамейке. Прямо, неподвижно, уставившись в одну точку. Черноволосая, смуглая, аккуратно и даже несколько вычурно причёсанная. С седой прядью, надающей на лоб. В поношенном, хорошо сшитом пальто. Лет 40-ка…
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    IMHO – хорошее, отличное начало… Дальше Вы попытались (извините, Лев) внести нечто современное – короткие фразы-предложения, сбивающие (имхо) спокойный печальный ритм повествования; затем – опять “вынырнули” и “поплыли” спокойно и размеренно: “Постепенно я привык к её прямой, неподвижной фигуре, к островку печали и одиночества, который создавался присутствием этой загадочной женщины, и стал, пробегая мимо, здороваться: «Morgen»… Прошу извинить мою привычку не пробегать мимо.
    Желаю Вам дальнейших удач – много рассказов и – Шана Това!

    1. Спасибо, дорогой Алекс! Особенно за краткий литературный анализ рассказа. И Вам «Шана Това!

  3. Лев Мадорский
    12 сентября 2018 at 20:24
    Вы не находите, дорогой Борис, что количество определителей национальности уже зашкаливает: этнос, гены, самоидентификация, пятая графа да ещё и в контексте эссе- принятие гиюра? Что ещё?
    =========
    Да, нахожу, Лев! Поэтому, вместо того, чтобы толочь и толочь вопрос (а дилетанты способны делать это бесконечно и с удовольствием), лучше, во-первых, понять проблему (что уже поднимает дилетанта выше), во-вторых, не воображать, что решишь ее, выбрав, что себе по вкусу и что утешит твое болезненное «Я» (как у нашего коллеги, который свое знание русской грамматики и литературы выдает за критерий своей этнической принадлежности, но не может или стесняется, будучи евреем, назвать себя русским) .

    Во-вторых. Как всегда евреи и здесь народ особый. Вопрос этноса у них решается не так как у других (большинства?) народов, хотя и там однозначного ответа нет, Дилетант выхватывает что-либо себе на потребу и заявляет: «Вот оно!», например культура или язык, не понимая даже, что ссылаясь на такое неопределенное, размытое, противоречивое слово как «культура», он не только доходит до чуши, но и впадает в свою же ловушку. Ссылка на культуру легче ведет идеологов (и дилетантов) к расизму, чем ссылка на гены, ибо разница в культурах более очевидна, чем разница в генах, и мы знаем, как «культура» использовалась для унижения разных народов, в том числе евреев — вспомните Вольтера, Вагнера, «арийскую культуру».

    Короче, не касаясь общего определения этноса, подходящего для всех народов, сошлюсь по вопросу о евреях (который касается и нашего коллеги-культуролога) на известное эссе Р. Адина Штейнзальца «Что такое «еврей»?» Там и проблема ясно очерчена, и ответ дан, столь далекий от расизма, сколько не снится нашему культурологу. http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/katavot/evrey.htm

    1. врейский народ – это семья, и евреи – это братья и сестры, дети одного отца.
      Однако отцами еврейской семьи (при том, что они являлись биологическими и историческими прародителями евреев) были не Авраам, Ицхак и Яаков, ибо связующее звено между евреями создано не ими, а специфическим отцовством Святого, Благословен Он.
      ——————-
      Огромное спасибо, Борис! Эта прекрасная статья, http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/katavot/evrey.htm суть которой я вынес выше, кажется мне убедительной, хотя и спорной. Она разрушает старые представления, так как ставит прозелитов в один ряд с генетическими евреями. Короче, надо подумать… Всем, кто интересуется вопросом, советую прочитать…

  4. Л.М.
    » Раввин пошёл на повышение и теперь главный либеральный раввин всей земли. »
    ——————————————————————————————-
    Лев, а вот это — очень тревожный симптом.
    Это ясно говорит о наших «кормчих» из ЦСЕГ , о том КУДА они нас, евреев Германии приведут (если мы их не остановим).

    1. о наших «кормчих» из ЦСЕГ , о том КУДА они нас, евреев Германии приведут (если мы их не остановим).
      ——————
      Ну, Яков, эти «кормчие» так » далеки от народа», что остановить их нам не под силу. Достаточно сказать, что русскоязычных евреев в Германии 95 %, а в совете директоров -из 30-один.

  5. Давай-ка, дорогой мой Лев, всё по-порядку, и без штампов !
    —————————————————————————————————————— \» … учитывая наличие на нашем сайте глубоко религиозных людей, и провокационный вопрос. \»
    —————————————————————————————————————
    Мне хочется надеяться, что на этом сайте мы общаемся НЕ с религиозными фанатиками, неадекватной реакции которых надо опасаться, а именно с глубоко религиозными людьми, к которым я бесспорно отношусь с уважением.
    Если я и \»провоцирую\» кого-то, то только к критическому взгляду на всё, включая Галаху. Кстати (не забудь!), к этому нас призывает иудаизм — вспомни, что такое Талмуд.
    —————————————————————————————————————
    \» … все законы Алахи или Галахи прямым образом возводятся к Синаю… \»
    —————————————————————————————————————-
    Лев, откуда ты ЭТО взял ?
    Я думаю, что знаешь, что Галаха появилась из-за \»опасности момента\», т.е. , исходя из объективной РЕАЛЬНОСТИ, необходимости физически сохранить свой народ.
    \»Прямым образом\» она НЕ \»возводится к Синаю\» — слишком много противоречий первоисточнику.
    Это уже не только моё мнение \»раскольника\», но и многих религиозных евреев.
    —————————————————————————————————————-
    \»… признаются совершенно неоспоримыми. \»
    —————————————————————————————————————
    \» Неоспоримыми\» КЕМ, Лёва ???
    Почему я (например) должен бездумно подчиняться мнению религиозных авторитетов, которых мне кто-то определил (но, не я сам) ?
    Ты сам (далее) это ставишь под сомнение :
    \» законы, с которыми мне трудно согласиться … \»
    Вот, эти твои слова меня обнадёживают …

    1. Ты, Яков, не до конца меня понял. Я как раз с твоей позицией согласен, а речь шла только том, чтобы не задеть чувства глубоко религиозных людей. Я согласен и стем, что в иудаизме двже приветствуются сомнения и вопросы. Даже такой сакральный и болезненный вопрос как «Почему Бог допустил Холокост?» широко обсуждается в раввинистской аудитории. И, кстати, ответы раввинов самые разные.

  6. После разговора с раввином (немцем, принявшим либеральный гиюр), был в шоке. ….. Евреи, по словам раввина, вообще, не нация, а религиозное сообщество. …
    ————————
    А этот «раввин» случайно не из сторонников BDS ? Если в ответ он будет что-то мямлить, то всё понятно: он злодей из «бей жидов (сначала израильских), спасай Либеральный Запад».

    А если его ответ это чёткое «нет», то по его мнению в Холокосте погибли немцы, поляки и украинцы еврейского происхождения — а современный Израиль это колониальный проект Запада.
    Таким «чётким нет» Билл Клинтон ответил на вопрос «был ли у Вас секс с Моникой».

    1. А этот «раввин» случайно не из сторонников BDS ?
      —————
      Рад, что Вы, Бенни, человек, насколько я знаю, религиозный, меня поддерживаете. BDS не BDS, но раввин ооо-чень либеральный и приветствует мигрантов. Я думаю, что слова раввина : «евреи религиозное сообщество, а не нация» связаны ещё и с тем, что он, действительно, сторого соблюдает мицвот и хочет считать себя полноценным евреем, а не немцем,принявшим иудаизм. И жена его приняла либеральный гиюр и детки в синагоге бегают в кипах. Кстати, в общении очень приятный и обязательный человек. Когда у меня тяжело заболела маленькая внучка и я попросил принести текст молитвы за её выздоровление, то он сразу прислал текст мне по почте,

      1. Лев Мадорский
        12 сентября 2018 at 7:47
        ——————————
        BDS не BDS, но раввин ооо-чень либеральный и приветствует мигрантов.
        =================
        Как все запущено… Раввин не наместник Б-га на земле. А потому нужно, чтобы община признавала его раввином. А если он, как ты пишешь, «ооо-чень либеральный и приветствует мигрантов», то община может сказать ему — Лех леха… Иди себе, парень, в землю, где ты нужен, а нам ты не нужен. Как-то так.

        1. Иди себе, парень, в землю, где ты нужен, а нам ты не нужен.
          —————
          Нечто похожее, Володя. уже случилось. Раввин пошёл на повышение и теперь главный либеральный раввин всей земли. У нас новый раввин, русскоязычный. У него, естественно, другие подоходы и в национальном, и в мигрантском вопросах.

      2. BDS не BDS, но раввин ооо-чень либеральный и приветствует мигрантов.
        ——————
        1) Уважаемый Лев, если рабай-реформист говорит «евреи это религиозное сообщество, а не народ», то тут есть всего две возможности:
        а. Он также ясно говорит «израильскими делами я принципиально не занимаюсь» (это значит, что он никак BDS не поддерживает, как минимум) — и тогда он просто ооо-чень либеральный. Это дело вкуса — его самого и его сторонников, политических или теологических.
        б. Он зоологический антисемит, их добровольный помощник или просто идиот. Вам явно не стоит серьёзно воспринимать их доводы.

        2) По поводу Вашего «тупика» (евреи это народ или религиозное сообщество): Вы сами добровольно в этот тупик зашли и пока ВЫ сами хотите там сидеть, Вам не поможет даже сотня статей. Поэтому этот вопрос я с Вами не обсуждаю.
        Я хотел только обратить Ваше внимание на 100% верный признак галутного еврея-злодея или идиота (опасного идиота): утверждает, что евреи это не народ — и одновременно критикует Израиль и ясно не осуждает BDS.

  7. «Уроженцы Израиля сыграли решающую роль во всех израильских войнах, отстояв страну в 48-м году, вернув стену Плача в 65-ом, освободив заложников в Энтбеббе в 76-ом.»
    ////////////
    Это справедливо для Энтеббе и, вероятно, для стены Плача (с поправкой на 67-й год). Что касается 48 года — это совершенно нереально. Еврейское население Палестины составляли 175 тысяч в 1931 году, 630 тысяч — в 1947, 806 тысяч — 15 мая 1948, . Из 1200 тысяч израильских евреев в 1950 году, только 35% родились на территории страны. То есть большинство израильтян (и соответственно большинство сражавшихся за независимость) были уроженцами других стран. Видимо, это же было и в войне 1956 года.
    Из двенадцати членов Народного правления, принимавших решение об объявлении независимости, только один (Бехор-Шалом Шитрит) был уроженцем страны — и он был среди тех четверых, кто голосовал против.

    1. . Что касается 48 года — это совершенно нереально.
      —————
      Спасибо за исправлние, Александр! Вы правы.

  8. Л.М.
    » … в рамках здравого смысла, Непонятно другое и об этом весь сыр-бор: как соединить, так называемый, здравый смысл с Алахой, … »
    ——————————————————————————————————
    Хорошо сказал !
    Но (ты же меня знаешь), я «Фома неверующий», и задам нехороший вопрос.
    Лев, почему ты так однозначно связал » здравый смысл с Алахой «, если выводы к которым она приводит абсурдны ?
    У меня давно вызывает сомнение «здравость» Алахи, и не только в этой узкой теме твоего очерка.
    Ещё яснее. Я убеждён, что Алаха УСТАРЕЛА.
    Именно поэтому, многие основные её положения ВРЕДЯТ, тормозят распространение иудаизма и (как результат) борьбе с антисемитизмом.

    1. Я убеждён, что Алаха УСТАРЕЛА.
      Именно поэтому, многие основные её положения ВРЕДЯТ, тормозят распространение иудаизма и (как результат) борьбе с антисемитизмом.
      Ты задал, Яков, не просто «нехороший», но, учитывая наличие на нашем сайте глубоко религиозных людей, и провокационный вопрос. Потому что по понятиям иудаизма все законы Алахи или Галахи прямым образом возводятся к Синаю, и признаются совершенно неоспоримыми. В том числен законы, с которыми мне трудно согласиться и которые относится к теме эссе: евреи признаются только по женской линии и еврей, принявший христианство уже не еврей. А по строго ультраортодоксальной трактовке законов Алахи не соблюдающий еврей или еврей атеист-тоже не еврей.

  9. В заголовке написано: «Эссе и рассказ». Уже 19 комментов про эссе и ни одного по рассказу. Это странно и несправедливо. Между тем, многим здешним поэтам эта скамеечка не помешала бы. Вы, Лев, точнее опишите дислокацию и номер скамейки, и сделаете таким образом еще одно доброе дело. А турчанка у вас клевая. Спасибо.

    1. Уже 19 комментов про эссе и ни одного по рассказу. Это странно и несправедливо.
      ——————
      Спасибо, Григорий! Впрочем, и комментаторов можно пнять: тема эссе важная, неоднозначная и даже болезненная. По теме скамейки для поэтов замечу, что многие сочинители, действительно. не могут писать стихи за письменным столом. Знал поэтессу, которая писала прогуливаясь по лесу. В это время лучше было к ней не подходить…Я, например, хотя к поэтам имею весьма отдалённое отношение, пишу песни во время езды на велосипеде.

  10. А может быть не ломать голову, — нация или сообщество, а считать евреев этносом. Принадлежность человека к определенной нации означает, что он живет в рамках определенной культуры и языка. Принадлежность человека к определенному религиозному сообщество означает, что человек разделяет
    догмы определенной религии: «…нет ни эллина, ни иудея…».
    Принадлежность человека к определенному этносу устанавливается генетическим анализом. Так, например, было выявлено еврейское происхождение Колумба.
    Итак, на вопрос, — кто такой еврей? – предлагают ответить так: «Еврей – это человек, генетически относящийся к определенному этносу». При этом по культуре и языку он может принадлежать к другой нации, а по религиозным убеждениям к другой религии.
    Поэтому француз, приняв гиюр, станет иудеем, но не евреем, а если он выучит иврит и проникнется культурой, то он станет израильтянином, но не евреем. Вот как-то так.

    1. Поэтому француз, приняв гиюр, станет иудеем, но не евреем, а если он выучит иврит и проникнется культурой, то он станет израильтянином, но не евреем. Вот как-то так.
      —————
      Это всё так и выглядит, Анатолий. в рамках здравого смысла, Непонятно другое и об этом весь сыр-бор: как соединить, так называемый, здравый смысл с Алахой, которая, с одной стороны, считатет принявшего гиюр полноцненным евреем, а, с другой, выкрестов или неверующих из нашего семейства вычёркивает. Напишите в анкете на репатриацию, что вы христианин, и шансы получить израильское гражданство у вас на нулях. И никакие генетические анализы не помогут…

    2. Анатолий
      — 2018-09-11 21:25
      Принадлежность человека к определенному этносу устанавливается генетическим анализом. Так, например, было выявлено еврейское происхождение Колумба.
      ——————————————————————
      Нет, это дремучий расизм.
      Тут ведь ещё недавно авторитетный генетик, доктор Светлана Боринская писала, что гены никак не определяют этническую принадлежность. Точно такие же гены, как и у евреев, есть и у миллионов русских и прочих неевреев. Этническая идентификация — только культурная, но никак не биологическая. По этой же причине новорождённый младенец, не имеющий до года никаких культурных особенностей (например, языка), не имеет и этнической принадлежности. К этносу человек приобщается позднее, никак не от рождения. Все младенцы — tabula rasa (по латыни — чистый лист).

      1. Этническая идентификация — только культурная, но никак не биологическая.
        ————————-
        Выходит, уважаемый В.Ф., если я правильно понял, по Вашей теории этническая принадлежность не совпадает с национальностью. И гены ( нциональность родителей) отмтупают на второй план ?

        1. Лев Мадорский
          — 2018-09-12 19:13

          Этническая идентификация — только культурная, но никак не биологическая.
          ————————-
          Выходит, уважаемый В.Ф., если я правильно понял, по Вашей теории этническая принадлежность не совпадает с национальностью. И гены ( национальность родителей)
          ================
          Дорогой Лев, не смущайте уважаемого В,Ф больше, чем он уже смущен. С каких это пор национальность определяется генами, а не паспортом. Да, в России «этнос» и «национальность» совпадали по умолчанию благодаря пятой графе. Но, это же Россия!

          1. Да, в России «этнос» и «национальность» совпадали по умолчанию благодаря пятой графе. Но, это же Россия!
            ———————
            Вы не находите, дорогой Борис, что количество определителей национальности уже зашкаливает: этнос, гены, самоидентификация, пятая графа да ещё и в контексте эссе- принятие гиюра? Что ещё?

      1. «Блуждающий этнос» согласно Л. Гумилеву
        ————-
        С созданием Израиля «блуждающий» этнос или по Гумилёву «сверхэтнос» закончил свои блуждания и вернулся на «круги своя»

  11. Да что там хурритские племена, возьмите к примеру автомашины фирмы «Субару»- вот где японцы прокололись, ежу понятно, что они ex nostris

    1. возьмите к примеру автомашины фирмы «Субару»- вот где японцы прокололись, ежу понятно, что они ex nostris
      ———————
      А мне кажется, уважаемый Ю.Н. что напротив, японское название фирмы в русле определения сабры, так как Субара означает, кажется, с итальянского действовать сообща или что-то в таком духе, что в стиле уроженцев Израиля.

  12. Забыл кто из известных религиозных сионистов написал, что евреи все разные — умные и глупые, верующие и атеисты, богатые и бедные и т. п. Но все они чувствуют духовную связь друг с другом, как члены одной семьи. Ну, а в семье, как известно, бывает всякое… Кстати, семья может принять человека и со стороны. Кто такие израильтяне? Это сыны Израиля (был такой еврей), а не только жители страны, названной его именем (М. Поляк).

    1. все они чувствуют духовную связь друг с другом, как члены одной семьи
      ————
      Подписываюсь, Михаил. Особенно в день объединяющего и прощающего ошибки праздника Слова: «Мы члены одной семьи» хорошо бы сделать девизом не только еврейского государства, но и всех 14 с лишним млн. евреев. А также нашего сайта.

  13. Нация, национальность, народ – это всё игра словами.
    Факт, что в десятках странах (вроде в 49) живут люди – евреи по национальности.
    Факт, что в Израиле живёт Народ Израиля.
    Есть ли общее между евреями диаспоры и народом Израиля?
    Безусловно.
    Есть ли различие между евреями диаспоры и народом Израиля?
    Безусловно.
    Это можно сравнить схожестью и различием англичан и американцев, канадцев, австралийцев, новозеландцев. У них, в отличии от связки: евреи диаспоры — евреи Израиля, ещё и язык тот же.

    1. Я с Вами, Сэм, конечно, согласен: есть такой народ евреи. Но в статье я попытался уже не в первый раз высветить парадоксальную ситуацию: немцы, русские или французы, которые приняли гиюр, становятся, по мнению Алахи, не русскими, немцами и французами, принявшими иудаизм, а евреями. Этот парадокс, если с ним согласиться, автоматически превращает евреев в религиозное сообщество. В моём представлении аврей атеист остаётся евреем. И ещё мне показалось перебором, когда Вы пишщете, что евреи Диаспоры и евреи Израиля находятся между собой в таких же отношениях, как англоговорящие народы: общий язык не превращает их в одну нацию.

  14. Кстати «либеральный раввин» это нонсенс это как пиво лайт, они придумали бога сами, типа и удовольствие получить и невинность соблюсти.

    » Маркс сказал: Чтоб нету Бога!
    Но раввином Зямин тесть.
    Мы тут ходим в синагоу,
    Что нам жалко,
    Вдруг, Он Есть.

  15. Принявший гиюр — человек несвободный, он обязан выполнять мицвот, а я необязан. Я слушаю в 6 утра «Шма Исраэль» , если проснулся, а гер обязан встать и итти в Вейт Кнесет читать Шахарит. У нас ведь Бог карающий, а не милосердный, как у некоторых.

    Шана Това

    1. Принявший гиюр — человек несвободный, он обязан выполнять мицвот, а я необязан.
      ————————
      Мы с Вами, Евгений, придерживаемся, как мне кажется, близких религиозных взглядов, но хочу заметить, что нееврей, принявший ортодоксальный гиюр, если он не сделал это их каких-то других целей, глубоко религиозный человек и соблюдает мицвот не из страха наказания, как некоторые мои нерадивые ученики, а потому что так требует его душа. У меня есть две знакомые немецкие семьи, принявшие гиюр и они, в религиозном отношении, значительно больше евреи, чем я.

  16. «А как быть с теми, кто стали евреями, приняв гиюр?»
    Они стали иудеями, но отнюдь не евреями, т. к. Не ведут своего происхождения от Авраама Аиври ( с другого берега перешедший). В Израиле нацией являются израильтяне, включая и евреев, кто таковыми себя считают сами и для которых это Национальный Дом

  17. «Евреев родившихся в Израиле. Тех кого, с лёгкой руки журналиста Ури Кейсари, называют сабрами — кактусы, цабар (иврит). Ещё до образования Израиля в 1931 году Ури написал в еврейской газете статью «Мы листья кактуса», в которой объяснял такое название

    Из А.М. Кобринского «Феномен Сократа»

    Напомним следующие достоверные исторические факты. Митанни – государство в северо-западной части Месопотамии, возникшее в 17 веке до н. э. До этого периода коренным населением этой области были племена субарейцев (cубары). По мнению некоторых исследователей субары аккадское (ассиро-вавилонское) название хурритов – группы племен, живших в северной части Междуречья, а также в Сирии и Палестине с III тыс. до н. э. и, вероятно, много ранее…

    Исследование некоторых этимологических моментов в языке иврит (на них мы предполагаем и в дальнейшем, по мере наших сил и возможностей, задерживать внимание) говорит об их хурритском (арийском) происхождении. Возьмем, для примера, самоназвание хурритского племени – субары или сабары. Поскольку их проникновение и распространение прослеживается на территории Междуречья, Сирии, Палестины (Египта, северо-западной части Африки и Пиренейского полуострова – продолжили бы мы…, ибо у нас есть на такое дополнительное перечисление достаточное количество обоснованных фактов и попутно, в пределах предпринимаемого исследования, мы постараемся их высветить), у последующих этносов могло сложится мнение, что именно сабары являются коренными жителями обозначенных нами территорий. Не отсюда ли этимологическое происхождение слова «» («tsabar» – «цабар» – уроженец Израиля)?

    1. Из А.М. Кобринского «Феномен Сократа»
      ———————-

      Большое спасибо,Евгений, за интересное добавление и сноску на книгу Кобринского, о котором раньше не слышал. Почитаю. Там, кажется, только интернет издание
      Они стали иудеями, но отнюдь не евреями, т. к. Не ведут своего происхождения от Авраама Аиври ( с другого берега перешедший
      ————————
      Я тоже так считал, но по утверждению многих ортодоксальных, а не только либерального раввина,, с которым я разговаривал в тексте эссе, принявшие гиюр-полноценные евреи.
      С праздником, дорогой Евгений и хорошей Вам записи.

      1. Когда я был мальчиком и меня шпыняли во дворе, а в классе в 53 году говорили, что для вас уже гетто под Москвой строят, мама говорила мне: Женя, если ты однажды забудешь, что ты еврей, то гой тебе это напомнит. В Израиле я понял, что еврей (иhуди это тот у кого: Эм иhудия и Эм 16 (Мать еврейка и М16 (карабин)

  18. В СССР не было проблемы нация/вера,запись в паспорт и можешь ходить в любую церковь/ мечеть,ты остаёшься евреем. В Германии опять нет проблемы.Получил паспорт-немец,пошёл в синагогу-иудей,в мечеть-мусульманин.Раввина,который смущает вас не слушайте,найдите другого.Однозначного ответа на вопрос вера/нация нет.

    1. Как это нет? Как в анекдоте о Вовочке : слово на «ж» Вовочка говорит «ж..» Нет такого слова. Как так нет ? «Ж» есть, а слова нет?!

    2. Раввина,который смущает вас не слушайте,найдите другого.Однозначного ответа на вопрос вера/нация нет.
      ———————-
      Спасибо, дорогой Аарон, за поддержку. Я знаю Вас по сайту как религиозного человека и мнение Ваше для меня важно
      С праздником!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.