Арье Барац: Истолкование от противного («Хайей Сара»)

Loading

Старость — опасный период, не такой, разумеется, как подростковый, но все же допускающий известные сюрпризы. Старики порой расслабляются, и вместо того, чтобы собраться с последними силами, и выложиться на финишной прямой — сходят с дистанции.

Истолкование от противного

(«Хайей Сара»)

Арье Барац

Арье БарацСкучная история

В недельной главе «Хайей Сара» рассказывается о последнем периоде жизни Авраама:

«И взял Авраам еще жену, именем Ктура. И она родила ему Зимрана и Якшана, и Медана и Мидьяна и Ишбака, и Шуах. Якшан же родил Шву и Дедана, а сыновья Дедана были: Ашурим, Летушим и Леумим… И отдал Авраам все, что у него, Ицхаку. А сынам наложниц, что у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Ицхака, сына своего, еще при жизни своей на восток, в землю Кедем» (25.1–6).

Как следует понимать этот всплеск супружеской активности достигшего весьма преклонных лет патриарха?

Маститый израильский писатель Меир Шалев, решивший попробовать себя в качестве комментатора Торы, видит ситуацию следующим образом:

«Сразу же после того, как Исаак взял в жены Ревекку и полюбил ее, Авраам тоже взял себе жену — женщину намного моложе него по имени Ктура. И пока его сын и невестка двадцать лет ждали первой беременности, этот старик без промедления удостоился множества сыновей от своей новой жены. Женитьба престарелого отца почти сразу же после женитьбы сына и эта его неожиданная плодовитость, намного превышающая сыновнюю, — всё говорит о радостной метаморфозе. И действительно, старик отец явно изменился к лучшему. Жертвоприношение развело его с любимым сыном, но зато избавило наконец от требовательного присутствия Бога и жены — двух начал, что так жестко правили всей его жизнью и заставили совершить два страшных поступка: изгнать первого сына и едва не принести в жертву второго. И, словно в подтверждение этих радостных перемен, не только сам Авраам, но и его настрадавшийся, обрезанный член тоже освободился от необходимости быть символом союза с Богом и вернулся к выполнению своих обычных приятных обязанностей…. Вместо двух утраченных в прежней жизни сыновей — изгнанного и принесенного в жертву, — которым суждено будет соперничать из-за его любви с того времени и по сей день, Авраам рожает теперь для себя просто веселых младенцев. Из «отца множества народов» он превратился в мужа множества наложниц и отца множества детишек» («Впервые в Библии»).

Итак, по мнению Шалева, в последний период своей жизни Авраам пережил метаморфозу, метаморфозу, следует отметить, относительно распространенную. Старость — опасный период, не такой, разумеется, как подростковый, но все же допускающий известные сюрпризы. Старики порой расслабляются, и вместо того, чтобы собраться с последними силами, и выложиться на финишной прямой — сходят с дистанции. Кто-то пускается в доступные ему тяжкие, кто-то, подобно герою чеховской «Скучной истории», деморализуется.

Проживший 94 года Бернард Шоу писал в этой связи:

«Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается все; а старости, которая все себе прощает, ничего не прощается».

Этот афоризм требует определенного разъяснения. О чем здесь может идти речь? Разве слабости дряхлеющего человека могут что-то значить? Разве они могут бросить хоть сколько-нибудь заметную тень на его достижения зрелого возраста?

Разве, например, ученый, совершивший ряд выдающихся открытий, лишится хоть в какой-то мере своей славы, если с каких-то пор перестанет занимать свой ум чем-либо более сложным, чем решением кроссвордов? Литератор может исписаться, но разве это хоть в какой-то мере умаляет его прежние творческие взлеты? Итог жизни в любом случае будет задаваться его лучшими, а не худшими произведениями, в какой бы период они не создавались.

Между тем это очевидное правило никак не распространяется на духовную жизнь, в которой в счет идет в первую очередь именно последний, текущий момент.

«Семь раз упадет праведный, но встанет» — сказано в Притчах царя Шломо (24:16). Однако, если он не встанет в седьмой раз, то независимо от того, сколько раз он вставал до этого, он уже не праведник. Именно наличное состояние человека определяет его общую судьбу. Поэтому сказано: «если человек не старается постоянно подниматься все выше и выше, он против своей воли опускается все ниже и ниже» (Виленский Гаон, «Эвен шлема»). Поэтому сказано: «Не верь себе до дня смерти» («Перкей Авот» (2.5).

Комментаторы обращают внимание на то, что Бог называл Себя Богом кого-либо их патриархов только после его смерти. Творец мира стал «Богом Авраама» только после того, как «скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и пресыщенный днями» (25:8)

Однако то, что Бог Себя этим именем все же назвал, свидетельствует о полной вздорности шалевских умозаключений.

Отец множества религий

Если Авраам получил «зачет», то значит последний плодовитый период его жизни ни в коей мере не являлся периодом расслабления.

Умозалючение Шалева, что в старости Авраам «оттянулся по полной», хорошо согласуется с его оценкой «изгнания первого сына и едва не принесением в жертву второго», как «двух страшных поступков». Однако те, кто находят эти поступки с честью преодоленными испытаниями, должны как-то осмысленно проинтепретировать также и счастливую безмятежность последних десятилетий жизни патриарха.

В этой ситуации комментарий Шалева буквально напрашивается на альтернативную интерпретацию, подталкивает к ней, требует заключить, что последние брачные опыты Авраама, как и предыдущие — результат служения Богу, т. е. продолжение создания «множества народов», а не человеческой биомассы.

В Талмуде (Сангедрин 91а) говорится, что Авраам передал своим сыновьям от Ктуры «имена от нечистых сил», т. е. искусство повелевать духами. А по поводу имен «Ашурим и Летушим» в Берешит Раба (61) сказано, что это имена прародителей наций. Соответственно распространено мнение, что именно одаренные Авраамом и отосланные им на Восток сыновья Ктуры и есть родоначальники восточных учений (что не противоречит данным исторической науки, согласно которым ведическая литература зародилась не ранее XIV века до н. э., т. е. через три века после эпохи Авраама).

Знаменательно и само числовое совпадение: шесть сыновей соответствуют шести религиям «Кедема» — Востока — даосизм, буддизм, индуизм, зороастризм, синтоизм и конфуцианство.

Таким образом, Авраам может быть назван «отцом множества народов» в смысле отца всех мировых религий. Опирающиеся на мифы племенные религии повсеместны и никак не централизованы. Мировые религии, ориентированные не на отдельное племя, а на человечество в целом, и помимо мифа предполагающие самостоятельный системный подход — все происходят от Авраама, почему и сказано в Зоаре (относительно слов: «Кто как Ты, между богами, Господи? Кто как Ты, славен святостью?» Шмот (15:11): «не существует идолослужения, в котором бы не присутствовало искр святости».

Единственное заслуживающее внимания культурное явление, не восходящее к Аврааму, хотя оно и имеет (племенные) религиозные корни, прославилось как антипод религии, как ее полная противоположность! Я имею в виду философию. Греки единственный древний народ, который согласно танахической генеалогии, имеет независимое происхождение, который происходит даже не от Шема, а от Яфета.

Print Friendly, PDF & Email

Один комментарий к “Арье Барац: Истолкование от противного («Хайей Сара»)

  1. “Старость — опасный период, не такой, разумеется, как подростковый, но все же допускающий известные сюрпризы. Старики порой расслабляются, и вместо того, чтобы собраться с последними силами, и выложиться на финишной прямой — сходят с дистанции. Кто-то пускается в доступные ему тяжкие, кто-то, подобно герою чеховской «Скучной истории», деморализуется. Проживший 94 года Бернард Шоу писал в этой связи: «Молодости, которая ничего себе не прощает, прощается все; а старости, которая все себе прощает, ничего не прощается»…
    ::::::::::::::::::::
    Здорово, послал Ваш текст — комментарием к работе А.Левинова.
    С п а с и б о.

Добавить комментарий для Aleks B. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.