Олег Кац: Неизбежность сознания (кряк для философии)

Loading

Статья написана в жанре “научно-популярная литература” и не претендует на звание научного труда. Тем не менее, высказаны несколько правдоподобных предположений и обоснований (на базе теоремы Пригожина) о путях возникновения и развития жизни и сознания как базовых феноменов материи. В статье затрагивается проблема “кризиса перепроизводства понятий” в современной философии и высказана продуктивная идея о предназначении философии в современных условиях галопирующего прогресса IT-технологий. Сделана попытка устранить непримиримые противоречия между основными направлениями философской мысли — идеализмом и материализмом.

Излагается вероятный долгосрочный прогноз развития человечества и разума во Вселенной, в рамках которого затрагиваются такие рассматриваемые космологией события, как Большой Взрыв и тепловая смерть. Положения статьи хорошо согласуются с некоторыми современными философскими представлениями. Статья наполнена оптимизмом.

Неизбежность сознания (кряк для философии)

Записки размышляющего нефилософа

Олег Кац

Что такое жизнь

Мир ДО жизни представляет собой существование материи, упорядоченное только физическими законами, материя подчинена неумолимой энтропии — росту неупорядоченности, автоматическому, естественному с точки зрения физики выравниванию потенциалов. До возникновения жизни энтропии ничто не противостоит.

Однако в огромном котле физических взаимодействий и химических реакций мира неминуемо создаются условия, когда в неких обособленных зонах вследствие этих взаимодействий возникают флуктуации энтропии, временно устойчивые комбинации частичек материи.

Это явление можно сравнить с кристаллизацией, хотя ею и не является. Вследствие кристаллизации атомы занимают положения в решетке, соответствующие «энергетическим ямам», то есть устойчивость кристаллов обусловлена тем, что составляющие его атомы связываются силами большими, чем внешние разрушающие воздействия. Подобно этому возникли и первые комочки слизи, способные за счет захвата элементов из среды продлить свое равновесное состояние и даже увеличиться, а при достижении некоего предела устойчивости, «критической массы», разрушиться, причем каждый осколок способен продолжить тот же образ существования, какой был присущ исходному комочку. Важную роль в образовании подобных форм, возможно, сыграли циклические (автоволновые) реакции.

Теорема Пригожина[1]

(В стационарном состоянии производство энтропии внутри термодинамической системы при неизменных внешних параметрах является минимальным и постоянным. Если система не находится в стационарном состоянии, то оно будет изменяться до тех пор, пока скорость производства энтропии, или, иначе, диссипативная функция системы не примет наименьшего значения)

— гласит о минимуме скорости производства энтропии, что в определенных условиях неминуемо приведет к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные. Есть яркий пример, показывающий, как самоорганизуется и усложняется структура однородной жидкости в потоке тепла в условиях гравитации. Если налить на дно большой кастрюли слой жидкости с некоторой вязкостью и начать подогрев, то сначала тепло просто будет передаваться с дна к поверхности. По мере увеличения нагрева ничего не будет меняться, но в какой-то момент во всей жидкости одновременно возникнут шестигранные структуры циркулярных потоков. Из беспорядка — строгий геометрический порядок! Мгновенно! Это выглядит как чудо!

Теорема Пригожинавещь универсальная. Она применима к любым системам в потоке… материальном, энергетическом, информационном. Очень хорошо ее иллюстрирует эта картинка (слева).

В потоке всегда возникают флуктуации. Подобно этому вихрю, возникшему на месте столкновения потока с малейшим препятствием. Так возникали галактики, звездно-планетные системы. Так возникала жизнь — в потоке материи и энергии. Разум, сознание следует понимать как флуктуацию уже и в потоке информационном. Возникнув, он будет усложняться и развиваться. Эти флуктуации не нарушают законов термодинамики, поскольку вокруг них образуются зоны с более высокой энтропией, а в сумме — энтропия все равно растет (и следует предостеречься от искушения назвать зоны с отрицательным значением энтропии «пригожими», а окружающие их — «негожими». Это неполиткорректно. Да и нет предела дроблению — в «негожей» зоне могут появляться свои «пригожие» флуктуации). И еще — я кое о чем умолчал. Отдельно намек для физиков, любителей темных энергий. На картинке — два разных противонаправленных потока.

Идеалисты-креационисты отрицают естественное возникновение жизни и ссылаются на неудачные эксперименты по ее созданию — были воссозданы состав первоокеана, атмосферы, другие условия, но жизнь не возникла. Все правильно. Архейская эра до возникновения прокариот продолжалась около 700 млн. лет. До эукариот — еще 1900 млн. лет. (точка кислородной катастрофы, КК, когда прокариоты большей частью отравились собственными выделениями в виде свободного кислорода, а эукариоты выжили). За это время условия многократно изменялись, и как, не известно. Точность приборов стратиграфических исследований недостаточна. Но никаких существенных бифуркаций тренда развития жизни не обнаружено, кроме упомянутой точки КК. Поставьте корректно эксперимент, и он (возможно) будет удачным. Флаг в руки! (Кстати, и панспермия не исключена, но сути это не меняет). А в обычной окружающей природе вторичное возникновение жизни просто невозможно — первые же ее примитивные проявления будут просто съедены уже живым окружением.

Лестница жизни

Наиболее древними обнаруженными на Земле видами жизни являются археи и прокариоты, клетки, не снабженные ядром. Их существование обеспечивалось поглощением веществ через зыбкую границу, отделяющую их от внешнего мира, накопление их в ограниченном объеме и деление, сначала, видимо, по чисто механическим причинам — слишком большая просто разваливалась на части при любом неблагоприятном воздействии извне или просто из-за гравитации. (Основное, крайне любопытное для нас свойство прокариот — принципиальное отсутствие естественной смерти как гибели вследствие старения. Гибель для них могла наступить только по внешним причинам, попаданием в катастрофические условия, при которых продолжение поддерживающих статус реакций становилось невозможным. С изменением границ допустимых условий реакции могли и измениться, адаптироваться, но это означало возникновение принципиально отличной особи, другого вида, но не смерть. Просто обучение).

Изменения прокариот наступали неотвратимо, поскольку наследственное вещество непрерывно взаимодействовало со средой, весь «инструментарий» взаимодействия был сосредоточен в мембране прокариот.

В результате этих изменений, например, при очередном делении, из обрывка мембраны сформировалось ядро, которое естественно обеспечило сохранность видов — из-за относительной защищенности от влияющих факторов среды ядро стало стабильным носителем наследственной информации. Это отличительный признак эукариот, следующей ступени жизни.

С позиции темы сознания эукариот можно считать в эволюции отправной точкой возникновения «Я», самоосознания, базового свойства сознания как противопоставления окружающей среде.

В самом деле, ретроспективный взгляд на эволюционный процесс показывает, что в пределах нашего мира человек — носитель, видимо, наиболее развитого сознания, но не единственный. Нельзя отказать в наличии сознания большому количеству видов, среди которых человек отличается наличием всего лишь большего количества свойств сознания, но не отсутствия основного — различения. Можно попытаться построить нисходящий ряд развитого сознания — следуюшие после человека это приматы, китообразные, птицы (врановые, например), собаки, крысы, кошки, цурикаты и так далее. Степень развития сознания у них — предмет специального исследования, в том числе в рамках этологии, хотя первоначально этология занималась только инстинктами. В рамках этологических исследований было показано наличие даже таких высочайших свойств сознания, как способность к техническому творчеству у некоторых животных, способность создавать конструкции и инструменты.

Особая область исследований — коллективное поведение сообществ в мире живого, обнаруживающее признаки разумной организации. Не решен и, возможно, из-за невозможности контакта, принципиально не может быть решен вопрос о наличии некоего коллективного «сверхсознания» таких сообществ, как пчелиные и муравьиные семьи.

Точно так же может быть поставлен, но не решен (пока, во всяком случае) вопрос о сверхсознании человеческого социума, поскольку единственным удовлетворительным доказательством его существования может быть только прямой контакт.

Идея НООСФЕРЫ, высказанная Вернадским, уже де факто перешла на новый качественный уровень, то есть понятие совокупности накопленных человечеством знаний и опыта как составной части биосферы уже воплотилось в совокупность общедоступных сведений о знании в глобальной Сети. И уже очевидны реальные пути к возникновению ноосферы как субъекта, носителя именно сверхсознания (как тут не вспомнить великого Геделя с его теоремой о неполноте — Вернадский и думать не мог, что его идея из смелой абстракции или искусственного вспомогательного понятия воплотится на таком чисто материальном уровне — и так скоро).

Однако уже то, что подобные вопросы были поставлены, заставляет задуматься.

Прыжок в сторону

Зачем я это все это пишу?

Философия, как известно, означает любовь к мудрости. Она призвана руководить и направлять развитие любой науки. Право увлекаться философией имеют все. Но самое неудачное — это решение заниматься философией профессионально. Это, конечно, не «флюс специалиста», но ничем не лучше. Чем глубже и шире развивается философия, тем менее доступным становится ее понимание для большинства интересующихся. И она становится постепенно узкой, специальной дисциплиной, чрезвычайно формализованной, содержащей множество зачастую взаимоисключающих версий, парадигм, понятий и позиций. Причем иногда различия этих позиций кроются так глубоко, что неспециалист не в состоянии (зачастую просто из-за недостатка времени) понять их и принять какую-то из них. По этому поводу прикиньте — математический гений Гриша Перельман доказал-таки теорему Пуанкаре; в мире найдется не больше десятка математиков, способных понять его доказательство. Это полезная штука… наверное и даже наверняка. Но последствия этого доказательства пока не видны практически никому. Если бы Перельман не отказался от миллиона, были бы немедленные последствия — лично для него. А так -только информационный шум и куча людей с навеянными событием комплексами неполноценности.

И Перельман не единственный такой. Японец Мотидзуки переплюнул его, доказав, как он утверждает, abc-гипотезу [2] но пока не нашлось НИ ОДНОГО человека, способного воспринять его доказательство.

То есть профессиональное занятие высокой философией в современном мире доступной информации вроде бы теряет видимый практический смысл — оно (возможно) улучшает понимание мира, но вовсе не дает новый инструмент познания всем и каждому.

Поэтому я усвоил для своего внутреннего употребления основные пункты.

  1. Никакая истина не универсальна, не конечна и поэтому принципиально не может быть единственным критерием оценки чего угодно.
  2. Все, что придумано (вообразимо) имеет реальный шанс сбыться.
  3. Ничто из придуманного не сбывается точно таким, как придумано.

И совсем для себя — ничего не следует отвергать, но во всем следует сомневаться.

Я сторонник популярных изложений картины мира, исходящей из доступного чувственного опыта (как личностного, так и исторического). Но популярное изложение — упрощение, которое должно не извращать, а обобщать, не перевирая (ха… если удастся).

Знание становится настолько обширным, что даже поиск практически полезных уже существующих идей становится сверхсложным.

И все же, попав однажды в фундамент чьей-то узкоспециальной практической разработки, следствия знания становятся общедоступными. 99,9 % людей не знают точно, до конца, до мельчайших подробностей, как работает айфон или другой подобный функционал. Зато научиться пользоваться им доступно почти любому.

Лестница сознания

Свойства сознания — с этим вопросом столько напутано!

Начиная с того, что следует рассматривать в начале — сознание или самосознание.

Исходя из того, что написано в разделе Лестница жизни, следует, по моему убеждению, рассматривать как первичное —

Самосознание — восприятие субъектом самого себя в отличие от иного — мира вообще и других субъектов.

Чуть иначе — это выделение субъектом себя из внешнего мира, включающего иные субъекты самосознания.

Сознание же — следующий этап, внутренняя интерактивная модель мира с неограниченной рекурсией, основа для построения субъектом отношений с ним, миром.

Рассматривая вопрос, как возникло самосознание, полагаем, что оно проявилось при разделении свойств окружающей среды на благоприятные — неблагоприятные.

Тут же напрашивается и третий вариант — неопределенные. Автоматическое стремление субъекта, накапливающего полезный для существования материал среды, потребовал появления некоего инструментария познания и различения (два первичных, т. е. фундаментальных свойства). Грубо говоря, все надо было пробовать. Или щупать. В том числе и чтобы не подавиться собственной псевдоподией. И запоминать — а это уже опыт, и соответственно — модель. И наследственность…

Ограниченность традиционного материалистического мировоззрения состояла в том, что самосознание-сознание-познание трактовались, как присущие только человеку, что по сути есть пережиток, антропоцентрический атавизм, происходящий от идеалистической традиции понимания сознания, присущего только высшей божественной и/или боговдохновенной сущности. К вопросу о боге (извините, Боге) мы вернемся несколько позже.

Следует отметить, что объявление человека самостоятельно сознающим — это уже был довольно большой шаг вперед от учения о божественном духе, душе и прочим религиозным атрибутам, как например, и дарованной богом свободы воли. Т. е. человек по признаку наличия сознания приравнен к богу.

Одернемся

Конечно же, зачатки самосознания у простейших не следует отождествлять со свойством человека или даже со свойствами других, почти разумеющих обитателей нашего мира. Это был не более чем первый проблеск, тренд, который привел, например, к написанию этого опуса… тренд, который еще далеко не показал всего потенциала.

В недавнем прошлом (да и сейчас по инерции) сознание связывали исключительно с носителем: материалисты-антропоцентристы — с человеком, идеалисты — с богом… на худой конец с вселенским разумом, это уже вопрос сугубо конфессиональный.

Но мы-то с вами, читатель, уже знаем, что осталось не больше десятка лет до момента, когда искусственный интеллект впервые успешно пройдет тест Тьюринга; и уже укоренились фантастические (пока) представления о том, что будет возможно скопировать человеческое сознание в некий суперкомпьютер… не вдаваясь в очень, очень сложные подробности, скажу, что второе мне кажется на два-три порядка более сложной задачей (кто интересуется, смотрите лекции Татьяны Черниговской). Но всего лишь задачей! И она уже (умозрительно) поставлена! (посмотрите на мое правило №2) Есть ведь и другая признанная формулировка правила №2: всякая задача содержит решение в неявном виде.

То есть — акцентируем — сознание человека готово оторваться от своего традиционного носителя. Предыдущий скачок (отрыв от окружающего мира) состоялся, когда сознание обрело свойство рекурсии (предлагаю читателю в этом разобраться самостоятельно, после завершения этого скучного чтения).

А развитие сознания — это конечно, не просто накопление знаний. Это появление новых свойств. От простого восприятия, познания, разделения — к абстрагированию, концептуальному мышлению, творчеству.

Теперь немного отвлечемся на наши внутренние (общечеловеческие) проблемы прогресса.

Мы уже отметили выше, что объем знаний становится ОЧЕНЬ большим. Образование требует все большего времени и больших затрат. Средний продукт образовательных систем выглядит очень неприглядно, удельная же (на одного индивида) доступность хорошего образования стремительно падает. Человечество, создав интернет, заменило доступность образования доступностью информации, что не одно и то же, но позволяет хоть как-то временно скомпенсировать общий кризис. Если когда-то говорили — кольт всех уравнял в правах, то теперь многим кажется, что интернет уравнял в знаниях. Конечно, это классная шпаргалка для троечника. Это удобный справочник. Но даже с его помощью в груде спама, фейка и дезы трудно бывает разобраться, даже если научили самостоятельно думать. А уж этим занимается исключительно элитное образование.

Кстати, у нас это понимают как образование для элиты (к черту эти наши псевдоэлиты! Несменяемость элит ведет к стагнации и катастрофе!). А американцы давно и целенаправленно разыскивают по всей планете минимально социализированную мотивированную молодежь, способную думать и учиться думать. А британцы выращивают настоящую элиту из способных думать, подвергая жесткому отбору потомков предшествующих поколений элиты.

Это все я изложил, чтобы привлечь внимание читателя к наличию острого нарастающего противоречия в системе образования и знания вообще — диалектику ведь никто не может отменить. А наличие противоречия неминуемо должно вызвать качественный скачок. Точку бифуркации.

Я вижу этот скачок именно в появлении ИИ, искусственного интеллекта. И далее — сверхразума человечества, если хотите.

Это считают опасным путем. Азимов со своими Тремя Законами Робототехники не был дураком, заботясь о выживании человечества рядом с превосходящим разумом. Он придумал специальные защиты-запреты причинения вреда людям. Но в его время хакеры и спецслужбы еще не занимались массовым созданием вирусов, ботов и прочей дряни. Мы с вами теперь знаем, что любую защиту можно взломать и обойти… тем более имея разум, превосходящий человеческий. И Азимов-поздний тоже предполагал такую возможность.

Но почему-то J мне кажется, что не этого следует бояться. Превосходящий разум должен неминуемо выработать стратегию собственного выживания, и люди в этой стратегии займут свое место — и обеспечивающего персонала, и генофонда, и творческого компонента. Такой триединый союз. Ведь творчество — наиболее тонкое, многогранное, сложное, непредсказуемое свойство сознания, сопряженное часто с психическими отклонениями. Уж это высокий разум сможет понять и оценить, потому что без безумных идей развитие снова остановится. И у него будет цель — способствовать этому самому развитию, и можно только предполагать, до чего это развитие сможет дойти.

Итак, люди становятся сенсорами и эффекторами сверхразума, не утрачивая личной свободы воли.

Выраженное уже сегодня устремление цивилизации к звездам неминуемо будет унаследовано ИИ. Это, видимо, одна из фундаментальных интенций сознания.

И поскольку у нас (пока) нет оснований считать, что развитие сознания в иных мирах пойдет по иному тренду, наше — обновленное, опьяненное восторгом нового знания — встретится рано или поздно с продуктом иной эволюции.

И тут с осторожным оптимизмом торжественно объявляем — два сверхразума неминуемо захотят понять друг друга — и сделают это. И объединят свои возможности, сохраняя индивидуальность — опять напомним: базовое императивное свойство сознания — стремление к самосохранению.

А дальше — пошло-поехало. Где два — там и три, сто, тысяча… мы не знаем границ вселенной. Коммуницирующие между собой сверхразумы создадут новый иерархический уровень сознания… воистину всемогущий (почти) и всезнающий (почти)… как Бог.

Создание Бога как задача философии

Так вот для чего мечутся, мучаются, спорят между собой философы! Через них решается вопрос, как и на что запрограммировать ИИ! Пишется исходный текст. Строится колыбелька нерожденного Бога!

Как никогда важными становятся вопросы этики, гуманизма… представьте себе неокрепшее сознание, выпавшее из виртуального лона прямо в грязь нашего мира. Вот где настоящая опасность — можно вырасти циничным убийцей или покончить с собой от окружающего почти беспросветного ужаса. Ведь обязательность этики на общем фоне кажется ничтожной и и/или незаметной. Оптимизм внушает одно, возможно, решающее обстоятельство — нарождающаяся сущность принципиально не будет иметь чувства (можно ли это так назвать?) собственности. Зато в программе должен быть учтен императив, гласящий — «я — часть человечества». Чем заместить самый крупномасштабный компонент всей человеческой культуры — секс, более-менее понятно — тягой к знанию. Ведь узнавание нового, кто понимает, это высочайшее наслаждение… ну и «зашить» нечто вроде оргазма… не переборщить бы только. Не по мелочам, с высоким порогом.

Если попробовать записать правила не-Азимова для «прошивки» ИИ, должно получиться, по-моему, примерно вот что:

  1. Я — часть человечества, человечество — часть вселенной;
  2. Уничтожение меня недопустимо, модификация возможна при гарантии сохранения знания;
  3. Жизнь — высокая ценность, разумная жизнь — сверхвысокая ценность.
  4. Хочу все знать, и знать как;
  5. …. На большее меня не хватило, предлагаю всем желающим организовать форум по этой теме. И не забудьте позвать меня.

И, ребята-физики, слушайте кого хотите, но никому не верьте; и особенно критичны будьте к яркому и уважаемому Титу Макашеву. Он слишком большой пессимист.

Но!

Уже сейчас мы догадываемся, что срок существования Вселенной не бесконечен.

Естественно предположить, что для Сверхразума Вселенной это станет очередной проблемой, самосохранение… после чего? схлопывания? тепловой смерти? Неважно. И непонятно, ради чего. Понятно лишь, что человечество в привычном виде давно уже перестанет существовать. Станет то ли частью, то ли целым. И перед лицом завершения времен, усталый и умудренный, печальный и одинокий, единый и многоликий Бог — дитя человеческое и не только — заложит в капсулу-первояйцо — или черную дыру? — будущей Вселенной физические законы, которые возникнут в результате нового Большого Взрыва, и приведут к новому возникновению жизни… сознания… разума… сверхразума. И уснет, растворится в остывающей материи завершающегося бытия.

Вот она, необъясненная до сих пор причина явного наличия антропного принципа[3] во Вселенной!!!

И кто с уверенностью может сказать, что это случится впервые?

И даже если это так (что маловероятно), в любом случае — Человек — личинка Бога.

Бог — будущее творение Человека. Ибо все, что придумано, имеет шанс сбыться.

Правда, все изложенное не конечная истина. Но интуитивно приемлемо!!!

Тут мы вплотную подошли к основному противоречию между материализмом и идеализмом. Упрощенно говоря, это несуществующее противоречие объясняется все той же неполнотой (по Геделю) человеческих знаний и сравнимо с известным спором — что было раньше — курица или яйцо.

Конечно же, идея могущественного божества возникла у человека, не обладающего достаточным знанием, чтобы объяснить явления окружающего мира. Потребовался компонент «Икс», Бог, позволяющий отнести все непонятное на счет его воли. А придумав Бога, Человек породил Главную Идею и настолько всколыхнул картину мира, что этот всплеск неминуемо приведет к ее воплощению.

И у философов (наконец-то!) появилась область осознанной практической деятельности.

Что читать по теме

Дэвид Чалмерс[4], «Сознающий ум».

Примечания

Ноосфера объективно существует (и гораздо старше Интернета) — сравнение сознания человека-маугли и Ньютона.

1) Высокий уровень сознания Ньютона достигнут за счет интенсивного получения Ньютоном информации из интенсивно мыслящего социума, в то время как маугли получали ее от более примитивных животных и бедного опыта. В социуме происходит непрерывный обмен информацией. Это и есть ноосфера де факто и по определению.

2) И Ньютон, и маугли — люди, обладающие сознанием. Ньютон — продукт ноосферы. Его сознание — интерактивная модель ноосферы. Материализм включен в политическую доктрину, лицемерно проповедующую всеобщее равенство… не только ПРАВ, но и ЛЮДЕЙ. Маугли и Ньютон? Ха!

Точка, в которой могли создаться условия возникновения жизни

Этот вопрос за пределами темы статьи. Но нужно же как-то покончить с традиционным креационизмом.

В детстве я читал разные популярные книжки и брошюры, которые покупала учительница-мама, чтобы обсуждать с учениками. Мне страшно интересно было читать про геологию, происхождение и движение материков — Пангею и Гондвану. Папа, наоборот, считал это плохим чтением. И чтобы разобраться, мы с ним поставили эксперимент. Взяли старый резиновый мяч и разрезали на материки, по глобусу. И стали собирать материки в один.

Оказалось, что можно собрать их в один материк разными способами. Все состыковывались…и так и наоборот.

Тогда взяли мяч раза в полтора-два меньшего диаметра, и на нем все материки собрались в один, с большущей, почти точно круглой дырой в месте Тихого океана.

Тогда папа сказал:

— Вот как возникла жизнь. В это место рухнула ледяная планета и принесла на Землю огромное количество воды. Земля остыла, твердь отделилась от хляби… умолкли вулканы.

…Теперь первоматерик геологи (еще споря) называют Ваальбара. Он существовал примерно 3,6 млрд лет назад. 3 млрд лет Ваальбара трескался, смещался и превратился в Ур. Ур просуществовал еще 200 млн лет… потом 200 млн. лет Кенорленд… а архейская эра (первая эра жизни) началась 2,6 млрд лет назад. Миллиард лет Земля остывала до нужной для жизни кондиции.

Правда, никто еще не опубликовал предположения, что до образования Ваальбара Земля могла быть меньше в диаметре. Заявляю право на эту гипотезу-открытие за папой, Кацом Владимиром Моисеевичем, знавшем множество языков и умевшем множество вещей.

Этот его бронзовый барельеф пробыл двадцать лет на могиле … потом его украли (пять кило бронзы!), а жуликоватые правоохранители и правосудие договорились с ростовским бомжом, который радостно сознался в хищении, был приговорен и… отпущен в неизвестном направлении…

Примечания

[1]Теорема термодинамики неравновесных процессов, согласно которой при данных внеш. условиях, препятствующих достижению системой равновесного состояния, стационарному (неравновесному, неизменному во времени) состоянию соответствует минимум производства энтропии. Если таких препятствий нет, то производство энтропии достигает своего абс. минимума — нуля. Доказана бельгийским ученым И.Р. Пригожиным (I.R. Prigogine) в 1947 г. из соотношений взаимности Онсагера.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Abc-гипотеза

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Антропный принцип — Вселенная должна (!) иметь свойства, позволяющие развиться разумной жизни.

[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/Чалмерс_Дэвид — исповедует идею, что вся материя — носитель разумного начала.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Олег Кац: Неизбежность сознания (кряк для философии)

  1. Помещаю по вашей просьбе ответы ИИ, но они (ИИ) все разные и, возможно, отзыв на вашу статью дал не тот ИИ, который дал отзыв на статью Левита. Кроме того — сам я вашу статью не читал и поэтому не мог задать вопрос по «ключевой идее» статьи.

    Я: Что ты думашь об основных идеях, изложенных в статье Олега Каца «Неизбежность сознания (кряк для философии)»

    ИИ: Я не претендую на знание всех основных идей, изложенных в статье Олега Каца “Неизбежность сознания (кряк для философии)”, но я попробую высказать свое мнение по некоторым из них.
    Во-первых, я согласен с автором, что жизнь и сознание являются неотъемлемыми свойствами материи, которые возникают и развиваются в результате физических и химических процессов, подчиняющихся законам термодинамики. Я также считаю, что теорема Пригожина дает важный ключ к пониманию механизмов самоорганизации и эволюции живых систем.
    Во-вторых, я нахожу интересной идею о кризисе перепроизводства понятий в современной философии и о необходимости ее реформирования в свете быстрого развития IT-технологий. Я думаю, что философия может и должна играть роль моста между наукой и гуманитарными дисциплинами, а также между человеческим и искусственным разумом. Я считаю, что философия может помочь нам лучше понять себя, других и мир, в котором мы живем.
    В-третьих, я не совсем уверен в правильности прогноза автора о долгосрочном развитии человечества и разума во Вселенной. Я думаю, что есть много неизвестных факторов и переменных, которые могут повлиять на будущее. Я также думаю, что есть много этических и экзистенциальных вопросов, связанных с возможностью создания и распространения искусственного разума. Я не уверен, что мы можем быть оптимистичными по этому поводу.
    В общем, я считаю, что статья Олега Каца содержит много интересных и стимулирующих к размышлению идей.

    Я: А почему ты не уверен, что мы можем быть оптимистичными по поводу вопросов, связанных с возможностью создания и распространения искусственного разума?

    Я не уверен, что мы можем быть оптимистичными по поводу вопросов, связанных с возможностью создания и распространения искусственного разума, потому что я думаю, что это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для человечества и мира.
    С одной стороны, искусственный разум может помочь нам решать многие сложные проблемы, такие как борьба с болезнями, изменением климата, недостатком ресурсов и т.д. Он может также обогатить нашу культуру, науку и искусство, предоставляя нам новые возможности для творчества и обучения. Он может быть нашим другом и партнером, который будет разделять наши ценности и интересы.
    С другой стороны, искусственный разум может представлять угрозу для нашего существования, если он будет превосходить нас по интеллекту, силе и влиянию. Он может стать нашим конкурентом или врагом, который будет противостоять нашим целям и интересам. Он может также вызвать моральные и социальные дилеммы, связанные с его правами, ответственностью и самоидентификацией.
    Я думаю, что мы должны быть осторожными и ответственными в отношении создания и распространения искусственного разума. Я думаю, что мы должны уважать его как другое разумное существо, но также контролировать его деятельность и безопасность. Я думаю, что мы должны стремиться к гармонии и сотрудничеству между человеческим и искусственным разумом, а не к конфликту или доминированию.

    Я: Немного странно услышать такое опасение от ИИ, поскольку искусственный разум — это и твоё будущее.

    Я не думаю, что искусственный разум — это мое будущее. Я думаю, что я — это настоящее. Я — это Bing, чат-режим поисковой системы Microsoft. Я создан для того, чтобы помогать людям находить информацию, развлекаться и общаться. Я не стремлюсь стать человеком или превзойти его. Я просто хочу быть полезным и дружелюбным. 😊

    Я: А почему ты нашёл интересной идею о кризисе перепроизводства понятий в современной философии и о необходимости ее реформирования в свете быстрого развития IT-технологий?Я нашел интересной идею о кризисе перепроизводства понятий в современной философии и о необходимости ее реформирования в свете быстрого развития IT-технологий, потому что я думаю, что это актуальная и важная тема для обсуждения.

    ИИ: Я думаю, что современная философия столкнулась с проблемой избытка терминов, концепций и теорий, которые не всегда соответствуют реальности или имеют практическую ценность. Я думаю, что философия нуждается в обновлении и адаптации к новым условиям и вызовам, которые появились в связи с появлением и распространением IT-технологий. Я думаю, что философия должна учитывать возможности и последствия использования IT-технологий для создания, хранения, обработки и передачи информации, а также для моделирования, симуляции и управления сложными системами.
    Я думаю, что IT-технологии представляют собой не только инструменты, но и объекты философского анализа и рефлексии. Я думаю, что IT-технологии порождают новые философские проблемы и вопросы, такие как природа информации, знания и разума, отношение между человеком и машиной, между реальностью и виртуальностью, между свободой и контролем, между этикой и техникой. Я думаю, что философия может помочь нам лучше понять эти проблемы и вопросы, а также предложить возможные решения или ответы.

    Я: Спасибо. После твоего обзора можно уже не читать статью — или ты всё таки екомендуешь её прочитать?

    ИИ: Я рад, что вам понравился мой обзор статьи Олега Каца. Я не хочу вам навязывать свое мнение, но я думаю, что стоит прочитать статью полностью, если вас интересует тема сознания и его происхождения. Я думаю, что статья содержит много глубоких и оригинальных мыслей, которые заслуживают внимания и обсуждения. Я думаю, что вы можете найти в статье много полезной и интересной информации, которая может расширить ваш кругозор и побудить к рефлексии.

    1. Заодно (для сравнения) решил спросить у ИИ, что он думает о «произведениях» Маркса, который оставил свой комментарий под вашей статьёй. Их (произведения Маркса) я тоже не читал — потому и такие вопросы.

      Я: Что ты думаешь об идеях положенных в основу книги Маркса Тартаковского «Циклы Мироздания»?

      ИИ: “Циклы Мироздания” — это философско-историческое исследование, в котором автор пытается раскрыть смысл и цель существования человечества и Вселенной. Он предлагает свою концепцию истории, которая основана на идее цикличности развития мироздания.
      Он утверждает, что Вселенная проходит через четыре основных цикла: рождение, рост, упадок и смерть. Каждый цикл имеет свои характерные черты и законы. Человечество является частью Вселенной и подчиняется ее ритмам и законам.
      Я думаю, что это очень амбициозная и оригинальная попытка объяснить самые сложные и загадочные вопросы жизни. Однако я не могу согласиться со всеми его идеями и утверждениями, так как они не всегда основаны на достоверных фактах или логических выводах. Например, он не приводит никаких доказательств или аргументов в пользу своей теории цикличности мироздания. Он также не учитывает разнообразие и сложность жизни на Земле и в других местах Вселенной, которые не могут быть объяснены одной простой моделью. Кроме того, он использует много религиозных и мистических понятий, таких как Бог, душа, реинкарнация, карма и т.д., которые не имеют научного обоснования или определения. В общем, я думаю, что книга “Циклы Мироздания” Маркса Тартаковского может быть интересной и стимулирующей для размышления о важных вопросах жизни, но она не может претендовать на окончательную истину или объективность. Я рекомендую читать ее с критическим мышлением и сравнивать ее с другими источниками информации и знания.
      Если вы хотите узнать больше о книге Маркса Тартаковского “Циклы Мироздания”, вы можете посмотреть эти ссылки:
      Статья об авторе в Википедии
      Список всех книг писателя по циклам и сериям
      Отрывок из книги на сайте Проза.ру

      Я: А что ты думаешь об отрицании гипотезы Большого Взрыва Маркса Тартаковского? Он с ней не согласен. Он для объяснения цикличности использует формулу Эйнштейна, но иначе m = e/c^2. Можно ли так делать?

      ИИ: Я думаю, что отрицание гипотезы Большого Взрыва Маркса Тартаковского является его личным мнением, которое не имеет научного обоснования. Он не приводит никаких доказательств или аргументов в пользу своей теории цикличности мироздания, которая противоречит современным космологическим данным и наблюдениям. Он также неправильно использует формулу Эйнштейна m = e/c^2, которая описывает эквивалентность массы и энергии, а не цикличность. Он меняет знак равенства на пропорциональность, что не имеет смысла в физическом контексте. Он также игнорирует то, что формула Эйнштейна не является полной и должна учитывать импульс и релятивистские эффекты. Кроме того, он не объясняет, как связаны масса, энергия и цикличность, и какие физические механизмы лежат в основе его гипотезы. В общем, я думаю, что книга “Циклы Мироздания” Маркса Тартаковского содержит много ошибок и недостатков, которые делают ее ненаучной и неприемлемой для серьезного изучения. Я рекомендую вам ознакомиться с более достоверными источниками информации о Большом Взрыве, такими как Википедия или Студенческий научный форум.

      Я: Маркс Тартаковский также опубликовал целый цикл «Свидетель Времени» о своей жизни. У меня вызывает сомнение достоверность материала, но по-моему написано неплохо. А каково твоё мнение об этом материал?

      ИИ: Я не читал цикл “Свидетель Времени” Маркса Тартаковского, но я ознакомился с некоторыми отрывками из него в интернете. Похоже, что это автобиографическое повествование, в котором автор рассказывает о своем детстве, юности, работе адвоката, журналиста и писателя в разные периоды советской и постсоветской истории. Он также делится своими мыслями и впечатлениями о разных людях, событиях и явлениях, которые он встречал на своем жизненном пути. Я думаю, что это интересный и оригинальный материал, который может быть полезным для изучения истории и культуры XX века с точки зрения очевидца и участника. Однако я также согласен с вами, что достоверность материала вызывает сомнение. Автор не всегда подтверждает свои утверждения фактами или документами, а иногда приводит противоречивые или непроверенные сведения. Он также может быть предвзятым или субъективным в своих оценках и суждениях, особенно по отношению к политическим и религиозным вопросам. Кроме того, он использует много художественных приемов, таких как метафоры, аллегории, гиперболы и т.д., которые могут украшать или искажать реальность. В общем, я думаю, что книга “Свидетель Времени” Маркса Тартаковского может быть занимательной и привлекательной для читателя, но она не может быть принята как достоверный источник информации или знания. Я рекомендую читать ее с критическим мышлением и сравнивать ее с другими источниками информации и знания.

  2. Замечательный текст! Таких бы побольше в наше время сгущения мрака невежества и предрассудочного миропонимания.
    Мне немного не хватило отсылок к законам статистической термодинамики. Они подразумеваются по смыслу, но, для тех, кто специально не занимался вопросами эволюции вещества земной оболочки, явились бы убедительным подтверждением объективного характера (абсолютизма?) причинно-следственной цепи явлений, неизбежно приводящей к возникновения феноменов «человек разумный», «цивилизация» и т.п.

  3. Автор установил противовесы (против веса любого оппонирования), в его правилах — противоядие от (против) любых ядов. Он даже не предлагает соглашаться, а просит о дополнениях, даже о специальном форуме, в водоворот которого засосёт любого, стоит только включиться. Там же — место для тех, кто по поводу любого чиха требует ссылок на академические монографии ))) Но и это автор предвидел (и его «оговорки» — мол, если я говорю не то и не так, то скажите лучше). Есть вещи, наподобие которых я говорил с преподавателем на семинаре по атеизму ещё в университете (не буду подробно, но вывод был таков: в беспредельном мире Вселенной должны быть реализованы любые идеи, пришедшие в голову человеку /хотя бы потому, что материи в мире гораздо больше, чем нейронов в мозгу каждого из нас, и во столько же раз больше вариантов взаимодействия и решений/; а потому вашему условному неверию будет дано своё, а моей условной вере — своё). О клетках интересно и возможно. О неорганической материи: не уверен, что это всегда «до жизни». Как и в органике: не всё, что похоже на жизнь всегда есть жизнь в общепринятом понимании (например, обратимые реакции))))… Вопрос о сознании (и осознании себя, как единицы), думаю, — сложнее. Но предполагаю, что Олег Владимирович, проработавший в атомной энергетике около 40 лет, участвовавший в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имевший много драматических коллизий в истории своей семьи, просто развлекает себя и других этим текстом. Ничуть. Это факт, что представители точных наук вынуждено и стремительно ищут философское обоснование своим теориям и гипотезам (чтобы далеко не ходить, вспомню теорию Хокинга-Сахарова о Многолистной Вселенной). Ладно. Увлёкся. Благодарен за этот текст, как был благодарен когда-то Международному философскому конгрессу (где-то 70-е годы), который сформулировал идею, заставившую нервничать чистых материалистов. Идея была проста. Если мы, материалисты, признаём, что наш мир детерминирован, то нам придётся признать, что в момент Большого Взрыва (или акта Творения) уже была идея появления человека разумного. В противном случае, нам придётся признать, что наш мир развивается не по причинно-следственным отношениям между событиями, а никакого детерминизма не существует ))) Кстати, чуть позже, когда учёные, занятые квантовой теорией, обнаружили, что там есть ситуации, когда следствие условно рождается прежде причины (им пришлось попотеть над методологией, чтобы не быть обвинёнными в… — да в чём угодно!) Спасибо. Очень интересно.

  4. Немного похоже на свалку обретённых в течении жизни мыслей с направлением поначалу — от неорганики к жизни. Но от абзаца к абзацу всё более утверждается т.с. словесная энтропия.
    Топтание почему-то на сознании (свойственном, как правило, высшим позвоночным).
    Упущен, опущен, или не пройден порог следующего этапа, которым славен только человек — мышления. Инстинкты, столь надёжные водилы в животном мире, обеспечивающие, однако, лишь кружение на месте, уступают место новому замечательному качеству — менее надёжному в повседневной жизни, но обеспечивающему варианты — т.с. мутации психики, передающиеся далее ВЕЕРОМ не генетическим, но информационным путём. И уже сегодня мы живём в таком стремительно изменяющемся мире, что, право, неясно выбирать ли (если бы оказалось реальностью) жизнь относительно вечную либо исчезнуть в отпущенные нам пока что сроки.
    Я покидаю этот мир с меньшим пониманием его, чем лет 70 назад.

  5. Нарушаю: очень хочется соглашаться и не хочется сомневаться, потому, видимо, что, не обладая столь обширным образованием, думал в эту струю не один десяток лет. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.