Виктор Зайдентрегер: Румыния тоже платит

Loading

Некоторым, боюсь употребить слово «многим», кажется, что только евреи предъявляют претензии, денежные претензии к Германии. В некоторых комментариях можно прочитать обобщения, типа — «Но вообще наши евреи, когда речь идёт о деньгах и о «хапнуть» всегда будут стоять до конца».

Румыния тоже платит

Виктор Зайдентрегер

 Виктор Зайдентрегер Объявление в ноябрьском номере с.г. журнала ЮДИШЕ БЕРЛИН:

«КЛЭЙМС КОНФЕРЕНЦ совместно с правительством Румынии начали новую программу выплаты одноразовых компенсаций евреям, пережившим Холокост на территории, которая была оккупирована Румынией с 1937 по 1944 гг.»

Это объявление вернуло меня к недавно опубликованному в МАСТЕРСКОЙ статье М. Амусья (МА) Рука дерущего да не опустеет! Статья начинается с проблем внутриизраильских, но затем переходит к вопросу о получении евреями разовой денежной компенсации от Германии в связи с бегством евреев от наступающей немецкой армии. Именно эта часть статьи стала основной темой разгоревшейся дискуссии. Попробую высказаться именно по этой теме, рассказать, как это видится мне из бывшего «логова врага», из Берлина.

Задолго до обсуждаемых нами выплат все евреи, проживавшие вне советского железного занавеса, получили от Германии ту или иную компенсацию в связи с тем, что творили её подданные с евреями в годы нацизма. Причин, по которым выплачивалась компенсация, было много, при этом отдельно были обозначены «жертвы катастрофы» и лица, «пострадавшие от нацизма». С исчезновением железного занавеса такая возможность появилась и у бывших советских евреев. Пострадавшими от нацизма в этом случае Германией признаны, в частности, лица, бежавшие от нацистского режима, т.е. евреи, успевшие убежать от наступающих немцев вглубь страны. Среди получивших право на компенсацию были взрослые, как, например, мой тесть, которому в июне 1941 г. исполнилось 18 лет, так и малолетние дети, бежавшие в сопровождении или даже на руках родителей. Более того, таким правом наделялись и те, кто в то время находился в эмбриональном состоянии, как, например, это было с женой одного из наших соплеменников, родившейся только в ноябре 1941 г. При этом было оговорено:

Заявители должны находиться в живых на момент подачи заявления. Наследники не имеют права на подачу ходатайства.

В свете изложенного всякие хлёсткие комментарии к статье МА, типа — «задумайтесь, улучшает ли жизнь потомственная халява?» (Элла Грайфер), «Следуя логике … любителей халявы, и я бы мог? … внук эвакуированных беженцев.» (Toshkandi), «…эта халява не хуже и не лучше халявы с «палестинскими беженцами» (Edik Mastov) выдают лишь неосведомлённость в данном вопросе тех, кто считает возможным учить других праведности.

Некоторым, боюсь употребить слово «многим», кажется, что только евреи предъявляют претензии, денежные претензии к Германии. В некоторых комментариях можно прочитать обобщения, типа — «Но вообще наши евреи, когда речь идёт о деньгах и о «хапнуть» всегда будут стоять до конца». (Sergey Sent). Таким комментаторам уже ответил г-н Беренсон:

«В комментариях к статье уважаемого МА есть оскорбительная для меня, еврея, фраза про особую нашу склонность «хапнуть» деньги. Она не превосходит подобных склонностей у всех других народов».

Попробую дополнить этот ответ примерами, взятыми из публикаций радиостанции НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА.

Вот одна из таких публикаций:

«Кассационный суд Италии, в частности, посчитал, что Германия должна выплатить компенсации семьям жертв в тосканской деревне Чивителла, где в июне 1944 года солдаты Вермахта расстреляли около 200 мирных жителей. Итальянские судьи … нашли «удивительным» и «прискорбным» тот факт, что Берлин исключил некоторые семьи из соглашений о выплатах.»

Судебная тяжба по этому поводу продолжается уже несколько лет. К ней присоединились и жители одной из греческих деревень, односельчане которых тоже были расстреляны немцами. Пока что истцы не добились положительного решения суда, в котором эти дела рассматривались. Согласитесь, что никакого еврейского следа здесь нет.

Нет его и в претензиях, которые долго выдвигались французами к Германии. Причём, речь в данном случае идёт не об убитых французах, а, напротив, о родившихся. В годы оккупации во Франции родилось около 200 тыс. детей, отцами которых были немцы. На долю этих детей досталось много издевательств от своих ровесников. Эти «Дети войны», теперь уже далеко немолодые люди посчитали, что Германия должна признать за них свою ответственность. Последняя долго этому сопротивлялась, поскольку за этим должны были последовать материальные расходы, но всё-таки в 2009 году было решено дать этим людям немецкое гражданство. Аналогичную проблему, видимо, придётся решать Германии и в отношении «детей войны» из Норвегии.

Вслед за автором, обвиняющим евреев в эгоизме, последовали комментарии, подобные следующему:

«А еще такой вопрос: обязана ли Германия расплатиться за беспримерные страдания советских военнопленных в 1941-42 гг.? Тогда их фактически уничтожили.» (Михаил)

Ответ (для нас) очевиден — должна! Только кто-то должен был попросить-убедить Германию, что она должна это сделать. Таковых не оказалось. Вспомним, что эти военнопленные, кому посчастливилось остаться в живых и вернуться домой, не были обласканы и в своей стране. У нас было много разных категорий льготников, особенно среди участников войны. Но среди льготников не было — военнопленных. Странно было бы ожидать, что Германия будет больше заботится о них, чем собственная Родина. Бывшие советские военнопленные до сих пор не признаны в Германии жертвами нацизма. И тем не менее: в 2015 году Бундестаг постановил выплатить бывшим советским военнослужащим, прошедшим нацистский плен, символическое денежное пособие в размере 2500 евро. «В России нужно жить долго», долгожителей — бывших военнопленных на сегодня насчитывается около четырёх тысяч. Некоторые из них уже получили это пособие, у других не нашлось нужных документов. Понятно, что среди военнопленных, тем более среди выживших, евреев не могло быть.

Я не исключаю, что через несколько лет, когда переживших Ленинградскую блокаду останется тоже 4-5 тысяч, Бундестаг примет по своей инициативе решение выплатить компенсации и этим людям независимо от их национальности. Думаю, что хорошую основу для такого решения заложил своим выступлением в Бундестаге в 2017 году Даниил Гранин.

Мне иногда кажется, что во многом споры о компенсациях вызваны завистью. Завистью тех, кто не имеет права на компенсации (очевидно, что МА к таким не относится), к тем, кто может их получить в наше время. Вспоминаю, что примерно так же я завидовал пятьдесят лет назад льготникам — своим коллегам по работе. Один из них был льготником как сын репрессированных (расстрелян отец), второй — блокадник. Оба они благодаря их льготам оказались впереди меня в списке на право купить квартиру в кооперативном доме. В результате я остался без такой квартиры. Мне тогда хватило ума не винить самих коллег в случившемся и не попортить с ними отношений.

Если легитимен принцип «дают — бери», если это — получение компенсаций от немцев было позволено всем другим евреям, если это было позволено целой стране евреев — Израилю, то почему это вдруг не позволено в наше время бывшим советским евреям? Каким образом «рука берущего» вдруг получает название «рука дерущего». Мне это не очень понятно. Тем более не понять, почему желание получить компенсацию на свой личный счёт вызывает осуждение. Мои знакомые в России получили её, компенсацию, именно таким образом — на свой расчётный счёт. Что означает «выбивание» компенсации? Если это преодоление бюрократических казусов, так это называется иначе. В известном мне случае полуслепому заявителю вернули заявку, посоветовав оформить весь комплект документов заново, на том основании, что его подпись на заявлении оказалась отличной от подписи в паспорте, которую он ставил 45 лет назад. Понятно, что такой бюрократизм может вызвать сильную отрицательную реакцию и желание что-то «выбить».

Приходилось слышать и такое обвинение евреев — они скоро оберут Германию до нитки. Только что был отмечен 80-летний юбилей ужасов Хрустальной ночи. Мне кажется, что г-н Беренсон уже писал о том материальном уроне, который был нанесён немецкому еврейству в ту ночь, не говоря уже о 90 человек убитых. Меня поразил ещё один факт: евреев тогда обложили коллективным штрафом в размере 1,1 миллиарда рейхсмарок. Напомню, что это было наказание за убийство в Париже одного немца еврейским юношей. Представляете, сколько бы пришлось Германии выплачивать евреям, если б ей выписали счёт за каждого убитого нацистами еврея по тем же «расценкам»? Я не считаю нынешних немцев ответственными за деяния нацистов (так же как тогдашние немецкие евреи не были ответственны за террористический акт одного еврея), но Германия как государство такую ответственность, несомненно, несёт. И, как нам известно, от этой ответственности не отказывается.

Теперь к этой ответственности, как это следует из приведённого в самом начале настоящих заметок объявления, присоединилась и бывшая союзница Нацистской Германии — Румыния. Возможно и это не конец истории, у Третьего Рейха в то время были и другие союзники. И что, будем каждый раз открывать огонь по нашим соплеменникам, которые получат право на денежные компенсации?

Евреи имеют богатый многолетний опыт жёстких препирательств между собой по поводу: принимать или не принимать денежные компенсации от Германии за жертвы, за несчастья, причинённые ею еврейскому народу в годы нацизма. Не думаю, что эти препирательства закончатся в нашу каденцию. Но буду рад, если приведённые мной сведения и соображения поспособствуют смягчению этих споров. Тем более не стоит евреям мериться между собой степенью перенесённых страданий на уровне «дурак — сам дурак».

P.S.

Не хочется вмешиваться во внутриизраильские споры из нашего «прекрасного далёко». Логичным кажется призыв МА — «придерживать свои притязания на разумном уровне». Только кто это знает, что такое разумный уровень? Моя покойная сестра все двадцать лет жизни в Хайфе жаловалась на то, что платит хозяину частной квартиры чуть не вдвое больше тех «квартирных», которые она получает от государства. Так может быть, нужно и владельцев квартир призвать к разумному минимуму?

В последнее время часто слышу-читаю о различных демонстрациях израильских инвалидов-колясочников, требующих, по-видимому, повышения своих пособий и новых льгот. Требуют ли и они чего-то сверх разумного минимума или последнее относится только к «русским евреям»?

P.P.S.

Возможно, кому-то это будет интересно. Тридцать лет назад я оказался в субботний день в столице Румынии Бухаресте. Проходя мимо синагоги, увидел открытые двери и решил осмотреть её изнутри. При входе меня встретил пожилой еврей с вопросом, кто я и откуда? Узнав, что гость из Москвы, заговорил со мной по-русски, привёл и представил раввину. Время подходило к началу молитвы и наш разговор оказался совсем коротким. Тот же мужчина проводил меня до выхода. Расставаясь, я успел спросить, откуда у него русский язык? Ответ сильно удивил и озадачил меня, помню его до сих пор:

— Я воевал в Румынской армии, попал в советский плен, там и выучил русский.

Да уж, каких только чудес на свете не бывает!

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Виктор Зайдентрегер: Румыния тоже платит

  1. Могу лишь добавить заголовок сегодняшней публикации НЕМЕЦКОЙ ВОЛНЫ: Голландская железная дорога выплатит компенсации семьям жертв Холокоста
    Содержание публикации легко открывается в сети по заголовку. ВЗ

  2. Это по мне тогда прокатился Мирон Амусья. Но я так и не понял, в чём заключалось моё «нахальство», желание хапнуть незаслуженное, «халяву»? Моя жена тогда болела раком (она умерла), требовалась круглосуточная сиделка. От Израиля я абсолютно ничего просить, тем более, требовать не мог. Я тогда просто писал, что если от Германии поступают какие-то платежи, то они должны идти пережившим Холокост не через каких-то посредников, а непосредственно на счета тем, кому эти деньги предназначались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.