Геннадий Разумов: Еврейская родословная

Loading

Я получил водонепроницаемый пакетик (DNA kit), куда должен был плюнуть и отправить обратно. То и другое я прилежно выполнил, а месяца через два получил бумагу с подробными выводами из генетического исследования моего плевка.

Еврейская родословная

Геннадий Разумов

Кто-то живет баклажаном (или капустой) — у него все наверху, напоказ. Под землей — небольшой корешок, крепкий, но невзрачный. Другой существует морковкой (или картошкой), главное его достоинство внизу, под землей. Оно для него самое важное, коренное, сверху торчит только зеленушка, может быть, и красивая, но бесполезная.

Что лучше? Кому-то больше хочется кочерыжкой похрустеть, кто-то вглубь смотрит, в корень. Я же всеяден, люблю и капусту с морковью пожевать, и свеклу с перчиком попробовать. Но никогда не терял интереса к тому, что там внизу подо мною.

А корень у меня, еврея-ашкенази, очень длинный. Он уходит чуть ли не на 150 или даже 200 тысяч лет назад, когда одна из предприимчивых особ вместе с тысячами других смельчаков покинула родную шалашную деревушку, приткнувшуюся к скалистому нагорью восточной Африки. На утлых лодках они пересекли Баб-эль-Мандебский пролив Красного моря и поселились на Арабском полуострове.

Стрелки геологических часов истории отсчитывают не секунды и минуты, а десятки и тысячи столетий, в потоке которых лицо Земли со временем приобретает новые черты. Ветры, дожди — косметологи и парикмахеры планеты — вместе с колебаниями климата и тектоническими подвижками периодически обновляют земные ландшафты. Вот и 11500 лет назад они серьезно изменили облик Северного полушария. Очередное глобальное потепление освободило его ото льдов и сделало доступным для заселения ставшим на ноги (в буквальном и переносном смысле) человечеством.

Теперь уже другая моя молодая пра-пра-пра-пра-бабушка вместе с мужем, закрепившим кожаными ремнями на колесной арбе свои пожитки, отправилась за лучшей жизнью в дальний путь по Ближнему Востоку в северо-восточное Средиземноморье. Вот где надолго пунктир моей родословной стал сплошной непрерывной линией, протянувшейся чуть ли не до Средних веков истории европейской цивилизации.

Следующая по времени моя пра-пра-пра-прабабушка жила в Каннареджо — еврейском квартале-гетто средневековой Венеции. Ее отец был преуспевающим ростовщиком, выручал деньгами проигравшихся в карты «черных», как их называли, аристократов и спасал от разорения погоревших на торгах итальянских купцов и судовладельцев. Однако, будучи, как обычно, за все в ответе, евреев и в 1569 году обвинили в поджоге венецианского Арсенала, в связи с чем им пришлось бежать куда подальше.

Поэтому мои пра-пра-пра-предки вместе со всеми покинули Аппенинский полуостров и, переправившись на паруснике через Адриатическое море, поселились на берегах Черногории, где и продолжилась история нашего рода.

На том пятачке Европы она простояла до второй половины ХIХ века, когда на юге России стал бурно развиваться приморский город Одесса. И туда, следуя за другими искателями счастья, уже не на парусном, а на паровом торговом судне отправился с семьей черногорский еврей Самуил Черни. Прошло не так уж много времени, и его дочь красавица Эстер вышла замуж за успешного молодого человека Шимона Розумова. Уместно поинтересоваться, что за странное сплетение еврейского имени с русской фамилией. Откуда оно? Объясню.

Еще в 1827 году царь Николай I издал указ, по которому на военную службу начали забирать еврейских мальчиков чуть ли не 12 летнего возраста. Их судьба была ужасна. Оторванные от родителей, насильно крещенные и отправленные в дальние гарнизоны Поволжья и Сибири, они становились жертвами муштры, истязаний, голода. Многие из этих так называемых «николаевских солдат» даже не доживали до конца своего обязательного 25-тилетнего срока службы.

Можно ли было избежать такой страшной участи, могли ли несчастные родители как-то спасти своих детей? Конечно, они искали какие-нибудь лазейки. Одной из них, хотя и мало доступной для многодетных еврейских семей, был пункт Государевого указа, освобождавший от воинской повинности мальчиков, бывших у родителей единственными «кормильцами».

За эту зацепку ухватился и некий Пинхас Бельский, прадед которого когда-то перебрался из панской Польши в Одессу, убежав от нагаек и пуль польских гайдамаков. Бог наградил его целой дюжиной детей, но мальчиков среди них было лишь двое — Шмая и Шимон.

Чтобы спасти ребят от рекрутчины, он у бездетного купца Розума за 50 золотых рублей приобрел фиктивное усыновление младшего сына Шимона. Тем самым и Шмая, оставшийся в семье единственным потомком мужского пола, получил право на счастливое детство.

Вот так образовалась фамилия Розумов, подросший первообладатель которой в 1891 году стал хозяином одного из модных шляпных магазинов Одессы, расположенного аж на самой Дерибасовской.

А уже его сын, мой дед, приобретя в Королевском Политехническом университете бельгийского Льежа высшее образование, получил право жительства в Петербурге, где стал Разумовым.

Плевок в прошлое

Прочитав историю моей родословной, иной скептик скажет, что это выдумка, беллетристика. Действительно, находясь лишь в одном кольце длинной цепи веков, как можем мы увидеть всю ее целиком? Откуда нам знать, что происходило сотни и тысячи лет назад с нашими предками, кем они были, где жили, что делали?

Оказывается, можно. Для ответа на эти вопросы существует наука, именуемая генеалогией. Используя исторические, архивные и материальные свидетельства прошлого она дает возможность до многого докопаться, сплести генеалогические цепочки, распутать клубки нитей, связывающих фамилии, имена, семьи, роды.

Я тоже взялся вырастить генеалогическое древо с помощью подручных доморощенных средств. Ими стали бабушкины и мамины рассказы, воспоминания родственников, старые пожелтевшие письма, записные книжки, дневники, календари. Много сведений дали поблекшие серовато-коричневатые фотоотпечатки, сделанные в начале прошлого века в одесской «Фотографиии Д. Берсуцкаго» на Ришельевской и «Фотографическом ателье Б. Готлиба» на Ланжероновской. Использовал я и такие же труды других своих родственников-современников, старавшихся, вроде меня, протиснуться в узкую щель бесконечного времени.

Пытался я также отыскать своих предков с помощью материальных следов прошлого. Поехал на кладбище в Одессе, разыскал могилы родственников. Побывал в музее крымской Керчи «Лапидарий», где собраны старинные стелы с еврейскими буквами, магендовидами и менорами, некоторые времен аж Боспорского царства.

Многое мне удалось обнаружить, но далеко не все. И это естественно. Ведь исписанные ручкой бумаги и каменные плиты не могут дать то, что дают современные методы исследований, как логарифмическая линейка не может сравниться с компьютером и смартфоном.

А большинство хроник, летописей и, тем более, частных писем и дневников ограничено субъективностью их составителей, излагавших происходившее с ними и вокруг них весьма однобоко. Кроме того эти источники обычно охватывают ограниченную по времени часть родословной — в лучшем случае 10-14 поколений. Например, в России более или менее достоверная информация о ее населении начала появляться лишь на рубеже XYII-XYIII веков, когда Петр I ввел систему так называемых «Ревизских сказок».

Конечно, для полноценных генеалогических исследований нужны иного типа свидетели прошлого, другие отмычки тайны веков. И они есть. Это та самая генетика, которую в моем советском прошлом вместе с кибернетикой презрительно именовали лженаукой, вредоносным спутником «безродного космополитизма».

Ныне без этой науки не обходится ни выведение новых сортов ячменя, ни лечение болезней, ни планирование беременности, ни многое другое. Особую роль она играет в поисках предков. Примером может служить недавнее исследование американских и израильских ученых. Изучив генетические образцы евреев из 14 стран и представителей 69 других народов, они доказали, что все наши соплеменники — братья и сестры, хотя, конечно, не прямые, а дальние, троюродные и многоюродные.

Широкая публикация в печати, интернете и на ТВ сделала генетические исследования прошлого доступными и для построения родословных связей конкретных людей. Очень быстро в этой области появилось немало компаний, специализирующихся на поисках предков с помощью генома.

Одной из них для меня стала американская фирма «My Heritage Ltd». Получив от нее очередную рекламу, я после не очень долгих колебаний послал ей чек на 79 долларов. В ответ получил водонепроницаемый пакетик (DNA kit), куда должен был плюнуть и отправить обратно. То и другое я прилежно выполнил, а месяца через два получил бумагу с подробными выводами из генетического исследования моего плевка.

В ней сообщалось, что я на 84% ашкеназский еврей, остальное прочерчивало долгий путь миграции в Восточную Европу моих предков через Ближний Восток, Персию, Италию. Там же давалась подробная характеристика моих родственных генетических связей в разных поколениях по отцовской и материнской линиям.

Вот почему теперь я могу уверить сомневающихся, что приведенная мной выше родословная, составленная с помощью как стародавних генеалогических, так и современных геномных исследований — никакое не сочинительство, а научно обоснованная правда. Придуманного там, может быть, совсем немного.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Геннадий Разумов: Еврейская родословная

  1. Уважаемый Г.А.!
    Если 100 Разумовых плюнут, то десяток евреев (и не только — за пару пустяков) Вам такое напишут, что гайдамаки с казаками прогуляют свои демонстрации.
    Спасибо за толковую работу, будьте здорОвы и веселы. До новых встреч в Портале. Галтзах!

    1. Дорогой Автор, хочется от души пожелать Вам и всем читателям, чтобы 100 миллионов
      евреев плюнули, куда надо. И получили по 79 зелёных.
      Дай Бог всем такой гешефт к Пуриму.

  2. Если миллионов сто евреев (и не только) плюнут за 79 баксов в DNA kit, вам еще не то расскажут.

  3. За эту зацепку ухватился и некий Пинхас Бельский, прадед которого когда-то перебрался из панской Польши в Одессу, убежав от нагаек и пуль польских гайдамаков.

    ****

    Выражение «панская Польша» применялось советской пропагандой к межвоенной, т.е. «Второй республике Польша». «Польских гайдамаков» никогда не сущестовало, за это выражение в нынешней Польше можно в два счета получить по физии:). Гайдамаки — это украинские повстанцы времен крестьянских восстаний в последние годы Речи Посполитой. Их, кстати, жестоко подавила Екатерина Великая. Кстати, «некий Пинхас Бельский» в Одессу, спасаясь от гайдамаков, перебраться никак не мог, т.к. город основали уже после подавления Гайдаматчины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.