Марина Воробьева: Стой, солнце, у Гивона!

Loading

Марина Воробьева

Стой, солнце, у Гивона!

Во все времена людей волновали загадки библейских чудес. В прошлом, когда еврейский народ был рассеян по свету, сама земля Израиля воспринималась как сказочная страна с условной географией, со странно звучащими, как будто выдуманными, названиями. Сегодня, когда народ Израиля вернулся на свою землю, все эти имена обрели плоть и кровь, широту и долготу, превратились в названия городов, деревень, мест археологических раскопок, мимо которых мы каждый день едем на работу и домой. И сама библейская география, став географией реальной, помогает нам раскрывать тайны древних чудес.

Одно из самых потрясающих чудес Библии — битва Иеошуа Бин Нуна с амореями, когда «…остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим… И не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Господь голос человека, ибо Господь сражался за Исраэль». Мы не будем пытаться объяснить «механизм» чуда — ни космическими катаклизмами, как Иммануил Великовский, ни субъективным замедлением времени… Мы зададим себе более простой вопрос: Где это произошло? В какое время дня? В какой день лунного месяца?

Войско Иеошуа встретилось с пятью аморейскими царями у древнего города Гивона. Уже пал Иерихон и город Ай, а евреи, лишь недавно вошедшие в землю Израиля, стояли лагерем в Гильгале, недалеко от северной оконечности Мертвого моря. Вожди пяти ханаанских городов, узнав о том, что гивонцы заключили союз с израильтянами, осадили Гивон. «И послали жители Гивона к Иеошуа в стан, в Гильгаль … И поднялся Иеошуа из Гильгаля, … И напал на них Иеошуа внезапно, всю ночь шел он из Гильгаля. И привел их Господь в смятение пред Исраэлем, и он нанес им великое поражение в Гивоне, и преследовал их по дороге Маале Бейт-Хорон… И было, когда бежали они от Исраэля, — (были) они у спуска в Бейт-Хорон, — Господь бросал на них камни большие с неба… И воспел Иеошуа; … и сказал пред глазами Исраэля: солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Айялон! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим.»

Судя по библейскому описанию, произнося эти слова, Иеошуа стоял «перед глазами всего Израиля» — на возвышенности, откуда был виден и Гивон, и спуск в Аялонскую долину по дороге Маале Бейт-Хорон, в наши дни прозаически именуемой четыреста сорок третьим шоссе.

На месте древнего Гивона стоит сегодня арабская деревня Эль-Джиб. От нее в сторону Маале Бейт-Хорон примерно на километр тянутся неглубокие долины и невысокие холмы, и наконец, с высоты у восточной части сегодняшнего поселка Гиват-Зеев, открывается вид на древнюю дорогу и лежащую далеко внизу долину Аялона. Вероятно, здесь и стоял Иеошуа, приказывая светилам остановиться?

Отсюда прекрасно виден и древний Гивон, и дорога, по которой должны были бежать от Гивона преследуемые враги, и спуск в Бейт-Хорон, и Аялонская долина — чуть ли не до самого побережья.

Спуск в Бейт-Хорон начинается именно от этого холма: отсюда километров пять по прямой до современного поселка Бейт-Хорон и не больше десяти километров до арабских деревень Бейт-Хур аль-Фока и Бейт-Хур аль-Тахта, стоящих на месте древнего Бейт-Хорона и сохранивших в своих именах древние, известные из Танаха названия — Бейт-Хорон Верхний и Бейт-Хорон Нижний.

Вероятно, не случайно именно здесь мы видим остатки широких древних стен, сложенных, как это делалось в эпоху Первого Храма, из необработанных камней — крупные камни по краям стены, камни помельче — в середине. Центр всего комплекса — похожее на сцену возвышение, украшенное одиноким деревом, рядом остатки сторожевой башни, чуть пониже — площадка с колодцем, везде — осколки древних керамических сосудов. Такое сооружение должно было отмечать какое-то важное место — может быть, это святилище, воздвигнутое там, где произошло великое чудо — ведь «…не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Господь голос человека, ибо Господь сражался за Исраэль».

А теперь вспомним, что еще нам известно о Гивоне: это одно из немногих мест, где в земле Израиля стояла скиния Завета! Первым местом ее пребывания в Эрец Исраэль было Шило — так было предсказано еще в Моисеевом Пятикнижии. После поражения евреев в битве с филистимлянами Ковчег Завета был захвачен врагами, а Скинию с жертвенником Моше и остальными святыми предметами перенесли в город священников Нов. Шауль, первый царь Израиля, разгромил Нов за помощь Давиду; он и перенес Скинию в Гивон. Здесь она простояла 50 лет (!), вплоть до того времени, когда царь Шломо построил и освятил Иерусалимский Храм.

Почему Шауль выбрал именно Гивон в качестве пристанища для Скинии? Может быть, потому, что самым подходящим для нее местом он считал древнее святилище на месте чуда Иеошуа бин Нуна? При раскопках в Эль-Джибе место Скинии не было найдено, так может быть, она стояла не в самом Гивоне — «городе необрезанных», а здесь, на этом холме?

Если так, то значит, сейчас мы с вами стоим не только на месте чуда Иеошуа, но и на месте, где молились Шауль и Давид, где юный царь Шломо просил у Бога мудрости, где держались за рога жертвенника Иоав и Адонияhу, спасаясь от гнева Шломо!

Подробнее об этом можно прочитать в статье «Гивон» в мартовском номере «Заметок». 

Ниже приведены некоторые цитаты с указанием имен археологов, дат посещения места (в переводе с иврита на русский). Для удобства изложения месту будущих раскопок дано имя — «Шемеш бе Гивон» («солнце в Гивоне»).

11.3.2013 из переписки с проф. Амихаем Мазаром:

— Географическое место развалин свидетельствует об их важности — здесь топографический переход из долины к северу от Гивона в сторону дороги Бейт Хорон.

— С юга от развалин видны остатки древней дороги, вероятно, это часть исторической дороги Бейт Хорон в сторону Наби Самуэль и Гивона, на одной из сторон дороги установлены по краю огромные камни… С запада природная скала, которую использовали как дорогу, заканчивается каменоломней, сделавшей невозможным дальнейшее использование дороги.

— Около дороги остатки вырубленных в скале пещер, с частично обрушившимися потолками…

— На территории развалин (предполагаемая площадь внутри массивных стен около 5 дунам) найдены черепки типа «сфат цаварон» периода «железо 1» (12-11, начало 10 веков до новой эры). С южной стороны стены, в месте небольшого топографического подъема, есть большой холм камней, вероятно, он скрывает внутри себя древнее строение, связанное со всеми развалинами периода «железо 1».

— Мне кажется, что тип развалин соответствует периоду еврейского завоевания и заселения центрального горного хребта. Рекомендую проверить результаты археологических исследований, ранее проводившихся в р-не Биньямин Ицхаком Магеном и Исраэлем Финкельштейном.

— Период поселенческой деятельности колен Израиля плохо представлен в археологии (только считанные места раскопаны), и поэтому я рекомендую проведение раскопок здесь, месторасположение развалин свидельствует о важности места.

Amihai Mazar, Professor Emeritus,
The Institute of Archaeology,
The Hebrew University of Jerusalem,
Jerusalem, Israel

Ицхак Маген и Исраэль Финкельштейн, סקר ארכיאולוגי בארץ בנימין, ירושלים התשנ»ג

Стр. 150, развалины номер 158-159.

— Размер развалин — 18 дунам, расположение — вершина скалы,780 м над уровнем моря. С/х террасы скрывают более древние стены. С севера, вплотную к развалинам, есть водосборник. Найдены керамические черепки периодов «средняя бронза» (81%), «железо 2», «византийский период», «ранний ислам». Всего с места взято 96 черепков.

— С юга от развалин проходит древняя дорога шириной 7-8.5 метров, с двух сторон которой установлены огромные необтесанные камни. Направление дороги запад-восток. В 100 м от дороги найдена винодельня, в 250 м к юго-западу еще 2 винодельни и около них водосборник. В 100 м восточнее развалин выдолблена винодельня на месте более древней винодельни. В 75 метрах к северо-западу имеется неглубокая площадка для давления винограда, рядом для собирания выдавленного. К северо-востоку можно видеть многочисленные примеры вырубания скалы, местами для виноделен, а также для строительства гумна, радиусом 10-15 м. Керамика византийского периода.

7.4.2013 — осмотр Эялем Фрайманом, археологом — представителем управления археологии в Иудее и Самарии

— в процессе осмотра развалин обнаружены остатки массивного строительства: стены, ширина которых в некоторых местах превышает два метра, остатки зданий, водосборник, остатки квадратных сооружений, установленных на топографически заметных высотах. На территории замечены черепки разных периодов, среди них «средняя бронза» и «железо 1 или 2». Также найден круглый осколок базальтового сосуда, вероятно, периода хальколита.

— Можно утверждать, что здесь в древности происходили ритуальные действия. Однако без проведения дополнительных исследований нельзя сказать больше.

— Предлагаемая последовательность действий:

1. Общее исследование, составление описаний с зарисовками, аэрофотосъемка и сбор артефактов на местности (сентябрь — октябрь 2013)

2. Публикация результатов исследования (январь — февраль 2014)

3. Сезон регулярных раскопок (лето 2014)

4. Продолжение исследования с учетом результатов работы.

Ответственный археолог — Фрейкман Михаил, институт археологии при Еврейском университете Иерусалима.

Для проведения археологических исследований на месте «Солнце в Гивоне» необходима спонсорская помощь.

Сентябрь — октябрь 2013 от 10.000— до 15.000 долларов

Зима 2014 — от 5.000 до 10.000, лето — до 50.000. Археолог Михаил Фрейкман, гид и один из открывателей места, Марина Магрилова, готовы вылететь в Москву для объяснений, переговоров и/или проведения презентаций.

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Марина Воробьева: Стой, солнце, у Гивона!

  1. Спасибо.Так внятно твой голос слышен!Сильный и умный!Как и во всех твоих публикациях.впрочем)*

  2. Очень интересная статья. Находки у Гивона, описанные в очерке, напоминают те эпохальные, сделанные впервые израильским археологом Адамом Зерталем более 30 лет назад. Этот учёный раскопал «ноги», специальные площадки собраний Колен Израиля из периода покорения Эрец Израэль («лаалот ле регель») и, главное, ему удалось сенсационно раскопать и исследовать жертвенник Иеhошуа бен Нуна (Иисуса Навина) на горе Эйваль, что возвышается над Шхемом. Церталь вырос в кибуце, был в юности атеистом, но по ходу своих исследований доказал историчность Торы. Вполне возможно, что раскопки в Гивоне могут таить в себе похожие сюрпризы. Немного настораживает участие в исследованиях Израиля Финкельштейна, выдающегося археолога, очень уж критически и политкорректно относящегося к архаике Израиля. Он, кстати, был одним из тех, кто поначалу не признавал значения находок Церталя.
    Не совсем понятен перевод предложения: «С запада природная скала, которую использовали как дорогу, заканчивается каменоломней, сделавшей невозможным дальнейшее использование дороги»?
    Уважаемая Марина, очень интересно — спасибо. Побольше бы таких публикаций.

  3. Ни география ни какие либо катаклизмы здесь не причём, но только правильное понимание вещей где солнце где луна и если угодно где Израэль.

Обсуждение закрыто.