[Дебют] Лена Лагутина: Музей как старт-ап — интервью с Андреа Вайн

Loading

Это огромный и очень ответственный проект, открытие запланировано через год, но мы готовимся уже сейчас. И мы должны сделать так, чтобы весь Израиль увидел эту выставку.

Музей как старт-ап — интервью с Андреа Вайн

Лена Лагутина

Lena Lagutina
Лена Лагутина

Андреа Вайн — человек удивительный, и помимо миллиона дел, которые она успевает делать, с недавних пор она еще и председатель Общества друзей Музея Эйн-Харод. К музею она относится почти со священным трепетом и в то же время очень по-деловому — как к старт-ап проекту, про который все должны узнать и для которого надо собрать финансирование. Как все это скомбинировать и как современный подход сочетается с историей музея? Андреа Вайн рассказывает, объясняет и зовёт нас на выставку:

Andrea Wine
Андреа Вайн

«Второго сентября 2018 года мы отметили 80 лет со дня основания чудесного музея, основанного в кибуце Эйн-Харод людьми, которые когда-то, много лет назад, еще до образования еврейского государства, решили — тот факт, что они живут в деревне и занимаются сельским хозяйством, не означает, что они могут жить без искусства. И они открыли художественный музей — сначала в простом деревянном бараке, а через десять лет построили для него прекрасное здание. Это произошло на праздник Симхат Тора в 1938 году. Вначале музей пополнялся картинами членов кибуца и окрестных кибуцев и поселений, но со временем здесь была собрана коллекция, которая сегодня насчитывает 20 тысяч единиц хранения — картин и скульптур, представляющих все периоды развития современного израильского искусства.

Чаще всего в Музее Эйн-Харод устраиваются выставки современных израильских художников, иногда вместе с работами прошлых лет, чтобы проследить процесс развития израильского искусства.

А в нынешнем году мы решили отметить круглую дату — 80 лет Музею Эйн-Харод (он старше самого государства Израиль!) — огромной выставкой, полностью из музейного собрания, и предоставить этой выставке все пространство музейных залов, всю его площадь. Порядка 300 картин, среди которых те, которые не выставлялись никогда или были представлены публике много десятилетий назад — самых знаменитых еврейских художников, в их числе — Шагал, Левитан, Фальк…

Хаим Атар — основатель музея, член кибуца, сам художник, приобрел первые картины коллекции во время двух своих поездок в Париж в 1930-е годы. Удивительно, что тогда не всегда члены кибуца могли есть досыта, но при этом кибуц отплачивал пребывание Хаима Атара в Париже, где в те годы находился центр мировой художественной жизни, где существовало уникальное сообщество великих художников. Атар смог познакомиться с Сутиным, Модильяни, и многими другими, кто оказал на него огромное влияние, там он приобрел их работы, а также предметы иудаики — все для музея.

Сегодня мы отдаем дань уважения и признательности Хаиму Атару — Музей носит его имя».

— Итак, на заре государства, как вы сказали, Андреа, в тяжелые голодные времена, кибуц Эйн-Харод покупал в Париже картины для своего музея. А как сегодня, в наше сытое время, пополняется коллекция музея?

— Надо сказать, что художники, попадая в наш Музей, в его удивительное здание, влюбляются в него сразу и навсегда, и все нам дарят свои работы. Или завещают. Многие семьи художников — тех, кто уже ушел — передают нам в дар их работы, зная об этой большой любви к «Дому искусства»(на иврите — Мишкан-ле-Оманут). И это объяснимо. Это здание в пасторальной деревенской среде — уникально. Его архитектор Шимон (Самуэль) Бикельс, родом из Польши, учился в Германии и был истинным новатором. В 1948 году нигде в мире не было подобного здания, в котором бы так использовались возможности естественного освещения.

Расскажу только одну историю. Всемирно известный архитектор, Ренцо Пиано, основатель стиля хай-тек и создатель Центра Помпиду в Париже, рассказывал, как много лет назад получил заказ на строительство здания музея в Хьюстоне в Техасе. Богатая местная семья решила завещать городу свою коллекцию картин и для этого построить здание. Архитектор долго не мог подобрать ключ к решению, пока, по совету директора Центра Помпиду, не отправился в Израиль, в кибуц Эйн-Харод, познакомиться со зданием местного музея. И здесь нашел свое вдохновение. Конечно, Ренцо Пиано далеко не единственный пример волшебного действия, которое оказывает здание Мишкана на тех, кто приезжает посмотреть на него. Этого потрясающего архитектурного решения не может не заметить даже человек, профессионально далекий от архитектуры. Что же говорить о художниках! Таким образом за годы существования музея здесь собрана огромная коллекция, в ней представлены все гиганты израильского изобразительного искусства.

— Не только художники влюбляются в музей. Вы, Андреа, тоже влюбились в музей. Расскажите о своей истории любви с Музеем Эйн-Харод — как случилось, что новая репатриантка Андреа Вайн стала председателем Общества друзей музея?

— Я родилась в Нью-Йорке, на Манхэттене, в классической, насколько это можно представить, и очень произраильской еврейской семье. Завершив учебу в университете, я очень скоро уехала из США и работала в разных странах — Испании, Англии, Бельгии, Бразилии, России… Многие годы я собирала свою собственную коллекцию картин российских художников. Несколько лет назад я, можно сказать, вернулась домой, и теперь живу в Тель-Авиве. Переехав в Израиль, я сразу стала интересоваться разными аспектами жизни, в первую очередь, конечно, культурной. Случайно, как это часто бывает, от родственников моего супруга, пианиста и предпринимателя Гершона Зильберта, которые являются одними из основателей кибуца Эйн-Харод, я впервые услышала об этом музее.

Не могу сказать, что я ничем до этого не занималась. Наоборот, я очень занятой человек — принимаю участие в двух старт-апах, являюсь членом консультационного совета института Вулкани, и также членом попечительского совета Тель-Авивского университета, занимаюсь также активной политической деятельностью.

Когда прежний директор музея Эйн-Харод, Галия Бар-Ор, возглавлявшая его более тридцати лет, ушла на пенсию, ее сменил Янив Шапира — человек другого поколения. Изменились времена, изменилась вся музейная концепция, одни проблемы сменились другими, возникли новые задачи, новые вопросы. Что делать? Как музею жить дальше? Стало понятно, что пришло время создать «Общество друзей музея» — подобные общества существуют в тысячах музеев во всем мире, с целью поддерживать музей не только материально, но и создавая вокруг него определенную среду, атмосферу, способствующую творчеству и развитию, расширяя круг посетителей. Есть такая английская поговорка — «If you want something to be done, ask a busy person» («Если хочешь, чтоб дело было сделано, позови занятого человека»). Вот и позвали меня, я с радостью откликнулась.

— При том, что Музей Эйн-Харод малоизвестен, согласно музейным израильским рейтингам, он находится на третьем месте после Иерусалимского и Тель-Авивского художественных музеев по значимости своей коллекции… Но он расположен в стороне от «больших дорог» … Как «Общество друзей музея» собирается привлекать к нему внимание?

— «Сокровища музея» — так называется наша выставка к 80-летию музея, открывшаяся 2 сентября. Кроме экскурсий на иврите или английском мы будет проводить также экскурсии на русском языке. Кибуц Эйн-Харод действительно находится в деревенской местности, и не в самом центре страны. Но все же не надо забывать, что это чуть более часа езды от Тель-Авива или Иерусалима, что для туриста совсем немного. Немного и для тех, кто всерьез интересуется израильским искусством. Кроме того, здесь есть прекрасная гостиница на все вкусы — циммерим, как мы называем их в Израиле, то есть дачные домики, куда можно приезжать всей семьей, с детьми. Да и весь этот район, я уже отмечала, полон интересными местами для посещения, будь то природные заповедники или древние развалины, где ведутся раскопки — гора Гильбоа, Сахнэ, Бейт-Шеан, чуть дальше — Нацрат — все эти места очень популярны среди туристов, как иностранных, так и самих израильтян. Но мало кто знает, что здесь, в 15 минутах езды от древних развалин Бейт-Шеана, находится прекрасный художественный музей, аутентичный, уникальный. Где можно уединиться, отгородиться от шума, убежать от городской суеты, и размышлять над вопросами искусства.

Также в новом сезоне мы готовим новую лекционную программу, причем на нескольких языках, и новую концертную программу — концертной деятельностью мы занимались и раньше, здесь исполняется музыка классическая, джазовая и популярная, неизменно с большим успехом.

Но наша группа друзей музея на этом не останавливается и планирует ряд поездок и переговоров за рубежом, с целью сотрудничества с рядом европейских музеев. Мы уже провели очень интересные переговоры в Москве, результатом которых стало решение об организации выставки Хаима Сутина и его последователей в искусстве. Недавно огромная выставка Сутина прошла в Москве, ее куратор, Сурия Садекова, с радостью приняла приглашение быть и куратором выставки Сутина в нашем музее через год, что для нас большая честь. Она — искусствовед, настоящий профессионал, и, как многие другие, тоже влюбилась в музей с первого взгляда.

Мы будем показывать картины Сутина по-другому, через его влияние на израильское искусство, а оно, несомненно, существовало. Кроме того, первая и последняя персональная выставка Хаима Сутина была в Израиле в 1968-м году, то есть эти картины никто не видел на протяжении полувека!

— Почему так произошло?

— Скорее правильнее спросить, как могло произойти, что выставка Хаима Сутина была устроена в Израиле в 1968 году? Только израильское «хуцпэ», дерзость, было тому объяснением. Стране было всего 20 лет, Музей Израиля в Иерусалиме существовал всего три года, мыслимое ли дело — устроить такую выставку! Со всех уголков мира для нее было привезено 50 работ Сутина. Когда я увидела каталог той выставки, не могла поверить своим глазам, и все-таки это было, это невероятная история.

— Как вообще формируется концепт выставки?

— Это очень непросто, поскольку нужно связать воедино все концы, собрать целостную историю. Творчество Сутина сейчас проходит процесс переоценки, и даже мы не сразу пришли к пониманию выставки его произведений, хотя в Израиле есть его работы. Мы видели, что большая выставка Сутина организована в Москве, тотчас после этого — в Лондоне, а потом — в Еврейском музее в Нью-Йорке. И тогда нам пришла эта идея — а почему бы и нам не сделать свою собственную выставку, посвященную Хаиму Сутину?! С тем же израильским нахальством, «хуцпэ», отчего не замахнуться на такой гигантский проект?! Мы поехали в Москву, встречались с экспертами-искусствоведами, определили концепцию выставки. Потом отправились к коллегам в Музей Израиля в Иерусалиме, чтобы попросить те картины Сутина, которые есть у них, и директор музея Идо Бруно нас горячо поддержал и сказал — это правильная идея, именно вы должны делать вторую выставку Хаима Сутина в Израиле. Для этой выставки художественные музеи Иерусалима, Тель-Авива и Хайфы предоставят нам картины из своих собраний, и, конечно, мы привозим работы Сутина из-за границы.

Это огромный и очень ответственный проект, открытие запланировано через год, но мы готовимся уже сейчас. И мы должны сделать так, чтобы весь Израиль увидел эту выставку.

— Во всем мире в музейном деле существует проблема — из коллекций музея выставляется чуть ли не более 10 процентов, тогда как 90 процентов хранится в запасниках. Вы тоже отметили, что в сентябре многие картины были извлечены из хранилищ музея впервые. Как справляться с этой проблемой?

— Если бы только это было проблемой современного музея! У нас очень много проблем. Кстати, в Музее Эйн-Харод очень интересный архив — документы, письма, написанные от руки, где по характеру написания ивритских букв можно определить страну исхода писавшего — кто приехал из Германии, кто из России. Часть документов написана на иврите, но много и таких, что написаны на других языках. С апреля, когда мы планируем открытие еще одной выставки — молодые художники для Музея Эйн-Харод — в одной из видеоинсталляций будут использованы записи нескольких страниц этого бумажного рукописного архива. Для меня этот архив — необыкновенно трогательная и восхитительная история. Мы собираемся выставить и письма, которые писал Хаим Атар из Парижа своим друзьям в Эйн-Харод, это отдельные потрясающие свидетельства эпохи.

— Андреа, каким бы Вы хотели видеть будущее этого музея? Скажем, как он будет отмечать свое 90-летие, через 10 лет?

— К нам приезжает очень много детей. В 2012 году маленьких посетителей у нас было четыре с половиной тысячи — в основном это школьники из соседних кибуцев и поселений. В прошлом году их было уже 10 тысяч, среди них — арабские школьники, дети из религиозного сектора, самые разные. Для детей походы в музей незабываемы, мы знаем это от преподавателей, от родителей — это ведь не скучные уроки, а увлекательное путешествие. При этом это еще и школа мирного сосуществования и добрососедства — Музей ведь находится в районе, где часть населения — арабская.

Наши образовательные программы, придуманные здесь, в Музее, использует по всей стране Министерство образования. И мы удостоены Почетного знака Президента, который вручил нам за нашу деятельность Президент Израиля Реувен Ривлин.

Скоро мы будем перестраивать наше хранилище таким образом, чтобы устроить там специальный учебный уголок и как минимум удвоить число юных посетителей. Эти дети, которые будут чувствовать себя в «Доме искусства» как у себя дома, они и есть наше будущее. Чтобы они смогли приезжать, просто посидеть у любимой картины, посмотреть новую выставку, прогуляться по территории вокруг здания (ее мы тоже планируем в скором времени благоустроить и использовать под парк скульптур).

В завершение хочу вам напомнить, что было время, когда все в Израиле знали об этом «Доме искусства в Эйн-Хароде». Ведь он возник раньше всех — в 1938 году! А что уж говорить о 1948-м, когда было построено прекрасное здание Мишкана! Когда Марк Шагал впервые приехал в Израиль в 1952 году, он попросил показать ему Мишкан, и его сюда привозили. Он подарил музею картину, которая украшает обложку каталога 1970-го года.

Конечно, главное для нас — израильское искусство, как молодые израильские художники, так и корифеи. Мы продолжим дискуссию, продолжим задавать вопросы, порой непростые. Но мы хотим, чтобы наши посетители здесь и чувствовали, и думали. Хотим, чтобы их число с каждым годом росло, чтобы мы могли обмениваться выставками с зарубежными музеями, тем более что интерес к израильскому искусству есть, и он постоянно растет.

Интервью взяла Лена Лагутина

* * *

Сайт музея.
Страница мероприятия.
Заказ билетов и экскурсий.

— В рамках выставки будут проводиться экскурсии на иврите, английском и русском языках.

— Будут проведены специальные семинары и специальные мероприятия, о которых будет объявлено позже.

— В течение всего выставочного периода в магазине при музее будут продаваться каталоги и художественные книги, изданные Музеем Эйн-Харод за всю историю его существования — 80 лет, в том числе и уникальные редкие книги, обладающие исторической ценностью.

Музей искусств Эйн-Харод. MuseumofArt, EinHarod

Часы работы выставки:

с воскресенья по понедельник — с 9:00 до 16:30;
по пятницам и в канун праздников — с 9:00 до 13:30;
по субботам и по праздникам — с 10:00 до 16:30.
Тел.: 04-6485701; 04-6486038
museum@einharodm.co.il

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “[Дебют] Лена Лагутина: Музей как старт-ап — интервью с Андреа Вайн

  1. “С тем же израильским нахальством, «хуцпэ», отчего не замахнуться на такой гигантский проект?! Мы поехали в Москву, встречались с экспертами-искусствоведами, определили концепцию …художественные музеи Иерусалима, Тель-Авива и Хайфы предоставят нам картины из своих собраний, и, конечно, мы привозим работы Сутина из-за границы…”
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::
    С такой “хуцпой” можно и в Лондон, и в Нью-Йорк, и – дальше. А то, что москвич Соплеменник про иллюстрации, так это ясное дело, не насЧЕлкали ещё, не беда, это только – ДЕБЮТ. И пусть завидуют в Хайфе, и Т-Авиве….
    Один вопрос: а работы Сутина – откуда? Неужели — Белоруссия ? Там должно быть в заначке, под Минском. Или ещё где-нибудь заховали.
    P.S. https://kyky.org/cult/chto-nuzhno-znat-pro-bielorusskogho-ghieniia-khaima-sutina
    “В детстве Сутин воровал из дому столовые приборы и выменивал их на улице на мел и прочую ненужную для бедной семьи художественную ерунду. За это его закрывали в темноте. Может, эти наказания и темнота сформировали десятого сына Хаима (в семье было 13 человек) в известного художника Хаима Сутина? В этом могут разобраться только психологи. Скоро родители отпустили Хаима работать в Минск..”

  2. Очень интересно. Интервью представляет собой монолог г-жи Андреа Вайн. Вопросов немного, но они очень уместны и создают прекрасную канву рассказу энтузиастки. Можно поздравить Леночку Лагутину с удачным дебютом в «Мастерской». Желаю дальнейших успехов!

  3. Очень хорошо, что на сайте 2-ой раз подряд появляется прекрасная статья про наши «малые» музеи.
    Бывал в Эйн-Харод много раз и всем советую.
    Для гостей страны: попасть в него очень просто. Надо ехать из ТА в Хайфу не по 2-му, а по старому, 4-му шоссе и повернуть направо, в сторону Кармеля. Буквально 2-3 километра.

    1. Дорогой Сэм! Вы спутали деревню художников Эйн-Ход с кибуцем Эйн-Харод. Он находтся по дороге в Бет-Шеан у подножия горы Гильбоа. Ехать надо по 65 шоссе мимо Мегидо до перекрестка Ха-Саргель, там повернуть направо по шоссе 675 до шоссе 71 до Эйт-Харод.

      1. Полностью с Вами согласен — моя ошибка!
        Просто не подумал, что будет после статьи Маши Хинич ещё одна статья.
        М.б. будь название на иврите — бросилось бы в глаза.
        Ещё подумал: почему киббуц, почему не видел здание музея? Надо снова поехать.
        Но мой призыв посетить Эйн Ход остаётся в силе — очень советую.
        Может мне удастся выбраться, насчёлкать и послать на сайт.

        1. «насчёлкать» — нарушить права собственника! Сначала спросите разрешение!

Добавить комментарий для Сэм Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.