Александр Левковский: В тисках и объятьях капитализма и социализма

Loading

Эта прекрасная идея абсолютно неосуществима! Она была неосуществима столетия назад, во времена утопистов-социалистов; она была неосуществима во времена Маркса и Энгельса; не приблизилась ни на йоту в эпоху Ленина-Сталина — и остаётся такой же стопроцентно несбыточной сейчас!

В тисках и объятьях капитализма и социализма

Александр Левковский

Левковский

Меня никогда не тянуло на споры, посвящённые обсуждению всевозможных политических вопросов и демонстрации различных точек зрения. Долгий жизненный опыт убедил меня, что никакими доводами нельзя переубедить человека, идеологические взгляды которого устоялись и стали неотъемлимой частью его мировоззрения.

Но вот мне попалась на глаза короткая статья Эдуарда Бормашенко «О Чехове, Диккенсе и Президенте Трампе», опубликованная в Мастерской, и мне вдруг вспомнилась моя давнишняя статья, посвящённая раздумьям о капитализме и социализме. Я не пытаюсь обратить кого бы то ни было в свою веру, но мне просто кажется, что эта моя статья* может послужить развёрнутым комментарием к очень интересной публикации Э. Бормашенко.

1

Моя хаотическая судьба и награждала меня пинками, и гладила меня по головке, и сбрасывала меня в пропасть, и возносила меня на пьедестал, — но за одно я ей благодарен — она поселила меня в трёх удивительных странах и заставила меня прожить там не один десяток лет. Этими странами были: первое социалистическое государство в мире, Советский Союз; почти полное воплощение идей капитализма, Соединённые Штаты Америки; и необычная помесь капитализма с социализмом, Израиль.

Однажды, несколько лет тому назад, в Нью-Джерси, мой случайный знакомый-американец спросил меня:

— Алекс, вот вы прожили немалую жизнь, видели десятки стран, испытали на собственной шкуре плюсы и минусы социализма и капитализма… Так какая же идеология, по вашему мнению, более привлекательна — социалистическая или капиталистическая?

Не колеблясь ни секунды, я ответил:

— Конечно, социалистическая!

Американец был поражён. Он просто не мог поверить своим ушам. Ведь в глазах любого здравомыслящего человека я был олицетворением американского капиталистического успеха: у меня была прекрасная высокооплачиваемая работа, двухэтажная квартира в доме с плавательным бассейном, две отличные машины и возможность ездить по всему белому свету… Так почему же я, не моргнув глазом, говорю ему, что я — приверженец социалистической идеи!?

— Джон, — сказал я ему, — ну какой же нормальный, интеллигентный, гуманный человек в 21-м веке будет против социалистических идей? Ведь эти идеи прекрасны! Ведь это же великолепно — жить в стране, где все равны, где нет эксплуатации человека человеком, где средства производства находятся в разумном распоряжении государства, где нет бедности и безработицы, где нет межнациональной вражды, где все могут свободно получить любое образование и радостно трудиться на благо общества, где осуществляется мечта революционной Франции — Свобода, Равенство, Братство!?

Американец молчал, видимо, пытаясь переварить эту новую, не привычную для него, информацию.

— Но, дорогой Джон, — добавил я, — тут есть одно непреодолимое препятствие — эта прекрасная идея абсолютно и категорически неосуществима! Она была неосуществима столетия тому назад, во времена утопистов-социалистов (Мора, Кампанеллы, Фурье, Сен-Симона, Оуэна, Прудона и др.); она была неосуществима во времена Карла Маркса и Фридриха Энгельса; она не приблизилась ни на йоту к действительности в эпоху Ленина-Сталина — и она остаётся такой же стопроцентно несбыточной сейчас!

И останется такой же утопической во все будущие времена!

Потому что эта идея противоречит чувству индивидуальной независимости и стремлению к экономическому успеху, которые характеризуют нормальную человеческую натуру!

Потому что все попытки претворить эту идею в действительность в масштабах государства были насильственными и заканчивались, как правило, кровопролитием!

Потому что лозунг социализма должен по справедливости звучать так: Свобода, Равенство, Братство и ИЗОБИЛИЕ! – а изобилия социализм принести не в состоянии (социалистический Советский Союз за семьдесят лет не принёс того изобилия товаров, которое капитализм без особых усилий создаёт за пять-десять лет)!

Потому что социализм на практике заменяет свободу насилием, а братство народов — их взаимной завистью и неприязнью. (Впрочем, социализм действительно создаёт некое подобие равенства, — но равенства нищих!).

И вот поэтому я, являясь в душе искренним сторонником социалистической идеи, решительно предпочитаю ей на практике идею капиталистическую!

2

Решающим фактором в моём переходе от приверженца социализма к стороннику капитализма оказалось моё тесное знакомство с таким уникальным социалистическим предприятием, как израильский кибуц.

Израиль, как известно, был создан в 1948 году еврейскими социалистами, и вплоть до 1977 года имел правительство, состоявшее почти исключительно из членов Рабочей Партии. Хотя мелкая частная собственность в стране не была упразднена, крупная промышленность (химия Мёртвого моря, пищевая промышленность, авиационные заводы, военная индустрия, машиностроение, электроника) была целиком в руках государства. Интересы рабочих защищал мощный Всеизраильский Совет Профсоюзов, Гистадрут.

Но жемчужиной этого израильского социалистического эксперимента был, несомненно, кибуц — добровольное сельскохозяйственное объединение, построенное исключительно на следующих строгих и неуклонных социалистических (и, следовательно, антикапиталистических) принципах:

  1. Все члены кибуца занимаются созидательний работой на благо кибуца;
  2. Член кибуца не может отказаться от той работы, на которую он поставлен;
  3. Кибуц обеспечивает для своих членов жильё, мебель, бесплатное трёхразовое питание, одежду, медицинское обслуживание, уход за грудными детьми и полное коллективное обучение и воспитание детей и подростков (дети даже спят отдельно от родителей в специальных комфортабельных общежитиях);
  4. Члены кибуца не имеют в своём распоряжении никаких денежных средств;
  5. Члены кибуца не могут иметь личных автомашин и телевизоров;
  6. Член кибуца имеет право на отпуск за границей один раз в несколько лет за счёт кибуца;
  7. И ещё масса более мелких правил, направленных на создание истинной «социалистической» атмосферы.

По замыслу создателей кибуцов, это предприятие должно было сконцентрировать в себе всё животворное и гуманное, что составляло сердцевину социалистической идеи, которую выпестовали многие поколения социалистов в Англии, Италии, Германии, России…

… Моё знакомство с социалистическим кибуцом произошло в 90-х годах и было делом случая. Моя дочь, бросив на полпути университет в Тель-Авиве, была призвана на службу в военную авиацию, где и встретила своего будущего мужа, сержанта ВВС. Парень оказался потомственным кибуцником, и когда они оба окончили службу, моя дочь переехала к нему в его кибуц, расположенный на берегу библейского Генисаретского озера (ныне — озеро Кинерет), по глади которого Иисус Христос, как известно, шёл как по суху.

И вот в результате этого переселения, рано утром каждую субботу мы с женой садились в машину и совершали трёхчасовое путешествие из центра страны на север — в кибуц, где поселилась наша дочь.

… Увидев впервые этот кибуц, я был поражён! Я не ожидал ничего подобного!

Это был, в полном смысле слова, земной рай! Представьте себе большой участок земли на берегу озера, превращённый в цветущий сад — заросшие подстриженной травой зелёные лужайки, окаймлённые пальмами, зарослями бугенвиллеи и какими-то экзотическими кустами с яркими крупными цветами; аккуратные коттеджи, живописно разбросанные тут и там; прекрасный озёрный пляж и модерное двухэтажное здание, где размещался секретариат кибуца и находилась великолепная столовая.

Четыреста жителей кибуца были заняты выращиванием бананов, цитрусовых, манго и авокадо на трёх обширных плантациях и разведением сёмги в нескольких бассейнах. Кроме того, в кибуце действовал небольшой завод электронной аппаратуры, а на берегу озера возвышался трёхэтажный отель для туристов.

В наше пятое или шестое посещение я, помню, воскликнул:

Я хочу здесь жить! Не нужна мне жизнь в городе! Ведь это изумительно — не думать о поисках работы, не заботиться о деньгах, никогда не быть безработным, не искать жильё, не платить по счетам за электричество, воду и газ! Я хочу жить в этом прекрасном коммунизме!..

Дочь скептически улыбнулась и сказала со вздохом:

— Папа, не всё так просто, как ты себе представляешь. Помнишь, как мы в Ташкенте жили в коммунальной квартире с тремя соседями? Помнишь тесноту на кухне около одинокой газовой плиты? Помнишь скандалы с соседями из-за очереди на мытьё полов в коридоре и на кухне, из-за лампочки в туалете, из-за запаха там же, из-за обвинений, что кто-то у кого-то ворует электричество, из-за того, что наш пьяница-сосед дядя Коля облевал шкафчик нашего соседа-бухгалтера, и дело дошло почти до драки?.. Помнишь всё это?!

Так вот, запомни: «социалистический» кибуц — это одна огромная коммунальная квартира!

И далее дочь рассказала о бесконечных препирательствах с руководством кибуца об очерёдности выхода на работу; о привилегиях с получением коттеджа (эти привилегии были якобы незаконно предоставлены сыну секретаря кибуца); о том, что член кибуца, которого выбрали в парламент страны, не возвращает в казну кибуца всю свою зарплату, а часть утаивает; о том, что сам секретарь уже дважды за последние три года летал на отдых в Европу, хотя членам кибуца положен один выезд за границу в шесть лет… И так далее.

— Поскольку всё принадлежит всем, — сказала дочь, -то это значит, что никому ничего не принадлежит! И поэтому мы, например, не делаем даже мелкого ремонта в нашем коттедже, а ждём, чтобы его отремонтировал кибуц. А у кибуца огромная очередь на ремонт… И в столовой все едят «от пуза», потому что платить за еду не надо — и в результате на продукты питания тратятся огромные средства, и кибуц всё время находится на грани банкротства… И никто ни о чём не заботится, и всем на всё наплевать, потому что у всех на языке одно оправдание: «Это сделает кибуц!»… И если мы хотим поехать в Тель-Авив на концерт или желаем посетить футбольный матч в Хайфе, мы должны испрашивать разрешение у секретаря кибуца на получение денег — ведь зарплаты у членов кибуца нет ни шекеля… Как мне всё это надоело!..

Дело кончилось тем, что год спустя наша дочь с мужем и маленькой дочуркой ушла из прекрасного «социалистического» кибуца, сняла комнату в пригороде Тель-Авива, поступила в компьютерный колледж и стала жить в обычном капиталистическом обществе, где ей надо было заботиться и об окончании колледжа, и о поступлении на работу, и о деньгах, и о счетах, и о приобретении квартиры, и о детском садике для дочки.

Но зато она была независима! И стремилась к экономическому успеху, как любой нормальный человек!

И справилась со всеми этими проблемами, и вполне при этом преуспела…

* * *

Бывшие некогда воплощением социализма, кибуцы в настоящее время во многом потеряли свой «социалистический» характер, которым они гордились двадцать лет тому назад. Как и следовало ожидать, они оказались не в силах выдержать соревнование с процветающим капиталистическим хозяйством Израиля, — модерной страны, занимающей одно из первых мест в мире по развитию индустрии (особенно, электронной и компьютерной) и сельского хозяйства. Количество кибуцников падает; если в 1989 году их было 129 тысяч, то в настоящее время их число составляет где-то 115 тысяч. Заметим, что население Израиля равно почти девяти миллионам, но подавляющее большинство предпочитает жить в условиях процветающего богатого капитализма и не спешит поступать в социалистический кибуц.

Недавно я посетил кибуц, где некогда жила моя дочь, и беседовал с секретарём. Он поведал мне с горестным вздохом, что завод электронной аппаратуры закрыт, что члены кибуца сейчас получают «капиталистические» деньги за работу, что почти у всех есть машины, что кибуц нанимает работников со стороны (что раньше было категорически запрещено), что многие кибуцники работают за пределами кибуца, что дети сейчас спят в семьях, а не в общежитиях… И хотя кибуцы вносят свой значительный вклад в экономику Израиля (они, к примеру, производят до сорока процентов сельскохозяйственной продукции), — это уже не те «бастионы социализма», которыми они были раньше…

3

Я уже полным ходом писал эти заметки, когда мне вдруг попалась на глаза пара статей, недавно опубликованных в российских журналах и посвящённых одному явлению, буквально ошеломившему меня. Оказалось, к моему изумлению, что в так называемом «постсоветском пространстве» есть ещё люди, свято и истово верящие в идею так называемого «чистого» марксизма-ленинизма, не затронутого многочисленными «искажениями» и «не запачканного» преступлениями сталинской эпохи. Они проклинают «преступную» западную буржуазию, обвиняя её во всех грехах, смешивают с грязью капиталистический Запад (и, в особенности, империалистическую Америку) и провозглашают неминуемый приход бесклассового и безгосударственного социализма/коммунизма.

Для меня было ясно, что их взгляды основаны на безнадёжно устаревшем романе Максима Горького «Мать», на книге Эмиля Золя «Жерминаль» и романах Эптона Синклера, показывающих ужасы капитализма конца 19-го — начала 20-го века. Было абсолютно ясно, что авторы этих статей совершенно не знают современного Запада и понятия не имеют о современном прогрессивном капитализме.

* * *

Тут я позволю себе немного отвлечься.

В самом начале 90-х годов я оказался безработным. Компания, где я работал, переехала во Флориду, а я не хотел покидать прохладного штата Нью-Джерси и перебираться в жаркие и влажные субтропики. По «бесчеловечным» американским законам, мне полагалось пособие по безработице в размере 40% от моей последней зарплаты, и я решил немного отдохнуть. Я взял билет на самолёт и отправился в гости к моему старому институтскому другу Володе Андрееву, который жил под Москвой, в городке Малаховка.

В первый же вечер Володя сказал мне:

— А почему бы нам с тобой не пойти в наш кинотеатр и не послушать выступление Жириновского?

— Кого?

— Владимира Жириновского. Это наш политический деятель. Он чудовищный лгун, и тебе будет интересно послушать, как он будет отвечать на вопросы из зала. Он только что вернулся из Америки и будет рассказывать о своих впечатлениях…

Вот так я и оказался на лекции Жириновского и был вынужден в течение полутора часов, испытывая жуткие мучения, выслушивать одну ложь за другой о той стране, где я жил.

Помню, одна женщина встала и сказала:

— Владимир Вольфович, вот я видела по телевизору, как очевидцы рассказывали о прекрасных американских супермаркетах, где есть всё, что душа пожелает. Это правда?

(Я прошу читателя иметь в виду, что в начале хаотических 90-х годов в России ещё не было современных супермаркетов.)

Жириновский понимающе улыбнулся и промолвил с чувством глубокой убеждённости:

— Правда, чистая правда! Эти американские супермаркеты действительно ломятся от всевозможных продуктов! Но имейте в виду: эти изумительные магазины — не для всех, а только для богатых, только для буржуев, только для капиталистов! Вы не встретите там бедняков, вы не увидите там нищих пенсионеров, вы не встретите там безработных!.. Для них есть особые магазины — далеко не такие роскошные, как эти супермаркеты…

Я схватил Володю за руку и в ярости зашептал:

— Я сейчас встану и скажу этому гаду всё, что я о нём думаю! Ведь я — безработный!! Где же я покупаю продукты? В каком таком особом магазине для бедняков, пенсионеров и безработных!?

Володя прошептал в ответ:

— Сиди и не рыпайся, если не хочешь, чтобы телохранители Владимира Вольфовича изуродовали тебя после лекции!..

… Каждый раз, когда я читаю высказывания современных российских социалистов об Америке, я вспоминаю вот эту лживую лекцию Жириновского.

Нет, я не утверждаю, что наши марксисты-ленинцы преднамеренно лгут. Они не лжецы. Они просто не знают, что такое современный Запад: они его не видели, не жили в нём, не ощущали его преимуществ, не дышали его воздухом, не пробовали его на вкус, не трогали его пальцами — и, как следствие, абсолютно не в состоянии беспристрастно судить о нём…

И я вовсе не хочу утверждать, что всё на Западе и в Америке прекрасно. Отнюдь нет! К примеру, в моём рассказе «Голос Америки», который я намереваюсь вскоре опубликовать в «Мастерской», есть такой характерный диалог:

«— Сашенька, — говорила она мне, — ты не можешь представить себе это американское богатство, эти магазины, переполненные всем, что пожелает твоя душа, эти гигантские концертные залы, где выступают звёзды мирового искусства, эти огромные стадионы, эти неимоверные хитросплетения великолепных шоссе!

— Но, Юлия Александрована, — раздражённо возражала Надя, не давая мне раскрыть рот, — вы ведь не будете отрицать, что в вашей хвалёной Америке есть и безработица, и трущобы, и коррупция, и ужасная преступность, и расовая дискриминация — верно?

— Есть, конечно, есть, — вздыхала мачеха. — А где этого нет? Всё это правда…»

Вот этот диалог и содержит вкратце мою характеристику современного американского капитализма — с его многочисленными достоинствами и недостатками. Впрочем, на современном Западе, вообще, и в современной Америке, в частности, есть огромная масса законов, сильно смягчающих эти недостатки и даже сводящих их к нулю.

Приведу несколько характерных примеров таких гуманных капиталистических законов:

… Когда я нахожусь в Америке и мне нужен трёхмесячный запас какого-либо лекарства, то я плачу за него всего пять долларов, даже если оно стоит сто долларов. Я получаю такую скидку потому, что я — американский пенсионер, а по закону штата Нью-Джерси пенсионер не должен платить более двадцати процентов стоимости любого лекарства…

… В штате Нью-Джерси существует прекрасный закон, по которому строительные компании обязаны выделять десять процентов построенных квартир для малоимущих семей по существенно сниженной цене (так называемый закон «Mount Laurel»)…

… А однажды мы с женой отдыхали в отеле на Мёртвом море и познакомились с одной немкой, простой служащей почтового отделения в Гамбурге, прилетевшей в Израиль лечить какое-то кожное заболевание. Зная, что прилёт в Израиль из Германии и месячное лечение на Мёртвом море стоят дорого, мы поинтересовались, как она оплатила эти расходы. «А никак! — ответила она. — По германскому закону, наше правительство обязано полностью оплатить лечение моего тяжёлого заболевания, включая поездку на лечение за границу»…

… Французское правительство в своё время ввело (не подумав о последствиях) тридцатипятичасовую рабочую неделю и шестинедельный оплаченный отпуск. (А сейчас, кстати, не знает, как избавиться от этих социалистических законов; ведь из-за них Франция находится почти на грани банкротства)…

* * *

Нашим марксистам надо бы поездить по Западной Европе, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, чтобы воочию убедиться, что в этих капиталистических странах действуют такие сверхгуманные законы, которые не могут даже присниться тем, кто мечтает о приходе социализма.

4

Российским марксистам-ленинцам, по всей вероятности, кажется, что западный капитализм ничем существенным не отличается от «дикого капитализма», царящего в знакомых им постсоветских республиках.

Нет ничего более далёкого от истины!

Я хотел бы взять парочку российских социалистов и провести их по нескольким американским капиталистическим предприятиям, где мне довелось работать. Одним из таких предприятий был небольшой завод точного машиностроения компании Биккет, расположенный в штате Нью-Джерси. На этом заводе работало около двухсот человек, и я занимал там должность главного контролёра.

Я хотел бы познакомить читателя с владельцем и директором этой компании, мистером Ричардом Биккетом, типичным американским бизнесменом. Мистер Биккет, по опубликованным финансовым отчётам, являлся миллионером с состоянием, равным десяти миллионам долларов. Этот худой молчаливый джентльмен немецкого происхождения владел прекрасной обширной усадьбой с плавательным бассейном и парком (мне довелось там побывать), четырёхместным самолётом и первоклассной яхтой, на которой он с семьёй совершал ежегодные путешествия вдоль атлантического побережья Америки, вплоть до Карибского моря. То есть, он был именно тем типичным эксплуататором-«буржуем», который так ненавистен нашим марксистам-ленинцам.

Давайте взглянем поближе на этого американского «фашиста».

Каждое утро, задолго до начала работы, когда заводские рабочие ещё спали, мистер Биккет парковал свою машину на пустой стоянке и открывал ворота завода. Никогда за четыре года моей работы я не видел его в костюме или даже просто в наглаженных брюках. Его одеждой неизменно были джинсовый комбинезон и футболка. На его ногах красовались грубые рабочие ботинки.

У него не было собственного кабинета. Весь свой одиннадцатичасовой рабочий день он проводил в цехах и лабораториях, безошибочно руководя сложным производственным процессом и осваивая новейшую компьютерную технологию точного машиностроения.

Уходил он с завода последним, запирал его на ключ, садился в машину и уезжал в темноте с абсолютно пустой стоянки.

Я однажды спросил его:

— Ричард, вот вы — миллионер, у вас есть всё, что только может пожелать человек. Зачем вам эта изматывающая ежедневная работа? Почему бы вам не уйти на покой и наслаждаться заслуженным отдыхом?

Он посмотрел на меня, и в его глазах сквозило явное сомнение в моих умственных способностях.

— Алекс, — сказал он, помолчав, — ты что — хочешь моей преждевременной смерти? Если я уйду с завода, я не протяну и двух лет. Я просто умру от тоски! Ведь мой отец впервые поставил меня к токарному станку, когда я был девятилетним мальчишкой. Я не могу прожить и дня без запаха металлической стружки. Этот завод и есть моя жизнь и мой «заслуженный отдых», а мои двести рабочих и инженеров — это и есть моя настоящая семья!

Вот это его отношение к рабочим как к «членам своей семьи» было очевидным для всех. О его гуманности ходили легенды. Он давал работнице, родившей ребёнка, дополнительный оплаченный месяц после родов; он заплатил пожилому греку Арвидасу, лучшему фрезеровщику завода, пятнадцать тысяч долларов за операцию коленного сустава; он подарил главному инженеру завода на его день рождения отличную автомашину…

Накануне моего отъезда в первый отпуск он вызвал меня в пустой буфет и сказал:

— Алекс, я слыхал, что ты с женой едешь в Италию. — Он вынул бумажник, отсчитал семьсот долларов, протянул их мне, пожал мне руку и сказал: — Счастливо тебе отдохнуть…

И не дожидаясь моих слов благодарности, вышел из буфета…

… Второй «буржуй», с которым я хотел бы познакомить читателя, был владельцем завода листовой стали, где я работал оператором компьютерной инспекционной машины «Митутойо». Звали этого капиталиста Эдвард Лисицки; он был потомком евреев, переселившихся в Америку из Украины в конце 19-го века.

Этот «буржуй» внешне не был похож на простого «работягу» мистера Бикетта. Это был интеллектуал, начитанный, любящий классическую музыку и не пропускающий ни одной стоящей премьеры в театрах на Бродвее. Он любил в свободное время беседовать со мной о русской литературе, которую он знал на удивление хорошо.

В молодости он был военным лётчиком. Выйдя в отставку, он как ветеран получил льготный заём от Министерства Обороны и открыл небольшую мастерскую изделий из листовой стали. Через двадцать пять лет эта мастерская превратилась в завод, на котором работало сто пятьдесят человек. Подобно мистеру Биккету, Эдвард Лисицки тоже проводил на своём заводе по десять-одиннадцать часов каждый день.

Его отношение к рабочим и инженерам компании мало чем отличалось от отношения мистера Биккета к своим рабочим. Он был вдовцом, и для него рабочие, техники и инженеры завода тоже были его большой семьёй, как и для Ричарда Биккета. Он говорил мне, что он гордится тем, что его завод — его детище! — обеспечивает благосостояние для ста пятидесяти американских семей.

Особое место в жизни Эдварда Лисицки занимала благотворительность. Он входил в состав попечительского совета Нью-Йоркского симфонического оркестра и вносил деньги в его фонд; тратил ежегодно крупные суммы на концертный зал Карнеги-Холл и оплачивал закупку книг в библиотеке городка Мильбурн, где он жил. Он сказал мне однажды, что его затраты на благотворительность составляют около тридцати процентов его дохода.

И замечу, кстати, что практически каждый американский бизнесмен вносит свой вклад в дело благотворительности. Он просто не может иначе! Это для него предмет гордости и престижа! И к тому же, если в его клубе, синагоге или церкви узнают, что он уклоняется от дела благотворительности, то назавтра о нём будут опубликованы презрительные статьи в местной прессе. Знаменитого миллиардера Билла Гэйтса буквально заклевали в газетах за то, что он долгое время не создавал блготворительного фонда, пока он не сдался и основал многомиллиардный фонд «Билл и Мелинда Гэйтс», финансирующий медицинскую помощь по всему миру.

… Ещё один пример. Мой друг работал инженером-электриком в небольшой конструкторской фирме, где было занято всего двадцать пять инженеров и техников. По каким-то причинам заказы почти иссякли, и перед администрацией фирмы встала дилемма: закрыть фирму (хотя бы временно), либо уволить большинство работников. Владелец фирмы, сам отличный конструктор-энтузиаст, нашёл, однако, третье решение — он не уволил никого! Он собрал всех работников и сказал: «Друзья мои, не беспокойтесь. Средств фирмы хватит, чтобы платить вам в течение десяти месяцев. А там, бог даст, наступят лучшие времена, и мы с вами опять займёмся нашим любимым конструированием…»

Вот такие бывают странные фашисты-буржуи, не понятные для марксистов-ленинцев!

… Огромная американская корпорация по производству мороженого и других молочных продуктов «Бен и Джерри» известна тем, что в ней сознательно проводится так называемая политика «социальной защиты». Например, в уставе этой фирмы так и записано, что начальная часовая зарплата самого низкооплачиваемого работника не может быть ниже двенадцати долларов (почти в два раза выше, чем общепринятая по Америке) и что никакой начальник в фирме не может получать больше шестидесяти долларов в час.

Капиталисты-фашисты — в роли «социальных защитников»?! Чудеса да и только!

… Приведу ещё один пример странного поведения отдельных западных капиталистов, — поведения, не соответствующего теориям марксизма-ленинизма:

В Израиле существует большая компания супермаркетов под названием «Хаци-Хинам», что в переводе означает «Наполовину даром». Будучи постоянными клиентами одного их этих магазинов, мы с женой с удивлением обнаружили, что обслуживающий персонал, состоящий сплошь из женщин эфиопского происхождения, намного превосходит нужды супермаркета. Многие из них явно работали вполсилы. Но ведь им всем надо платить; как же компания делает прибыль, если она нанимает лишних людей?

Мы получили ответ на этот вопрос, прочитав недавно газетную статью о том, что администрация этого супермаркета считает своим гражданским долгом помочь любыми средствами бедным и малообразованным евреям, выходцам из Эфиопии, — даже если это и уменьшит прибыль компании…

… В Америке, кстати, есть парочка евреев-миллиардеров, которые тратят бесчисленные миллионы на пропаганду и претворение в жизнь социалистических и других «левых» идей. Их имена — Джордж Сорос и Хаим Сабан. С моей — капиталистической —точки зрения, они выбрасывают деньги на ветер, но факт остаётся фактом — капиталисты и буржуи вдруг оказываются не «фашистами», как хотят убедить нас авторы просоциалистических статей, а «социалистами» и «левыми» —такими же социалистами и левыми, что и эти авторы.

Как же так?! — ведь социалисты пишут: «… фашист — это… каждый буржуй (бизнесмен), будь то промышленник, банкир или хозяин казино…»? Почему же буржуи Сорос и Сабан не подчиняются этому марксистскому определению!? Кстати, не подчинялся этому определению и русский промышленник-миллионер Савва Тимофеевич Морозов, заботившийся о своих рабочих и кидавший сотни тысяч рублей на дело грядущей пролетарской революции.

Интересно, как объяснил бы эти умопомрачительные явления товарищ Карл Маркс?

Приводя все эти примеры, я вовсе не хочу сказать, что все западные капиталисты — добрые, великодушные и щедрые. Нет и нет! Есть среди них и злые, и жадные, и нечестные, — но ведь такие есть среди всех представителей рода человеческого, включая социалистов, левых и коммунистов. Я только хочу подчеркнуть, что негоже мазать всё человечество исключительно двумя красками, чёрной и белой, и делить всех на «левых» и «правых», на «буржуев» и «пролетариев», на «угнетателей» и «угнетённых», как это делают марксисты-ленинцы… Для живописания мира нужна более разнообразная палитра.

Недавно мне попалось на глаза интервью арабского журналиста Загера Харб, опубликованное журналом «Аль-Монитор» и посвящённое деятельности террористической ливанской организации Хизбалла. В интервью было сказано буквально следующее (перевожу с английского):

«Центральным тезисом идеологии Хизбаллы является деление мира на угнетателей (мустакбирин) и угнетённых (мустадъафин)».

Очень показательно, что философия террористов в этом вопросе полностью совпадает с философией марксистов-ленинцев.

5

А в какую категорию, кстати, поместить вот таких знаменитых на весь мир американских «буржуев»-миллиардеров, деятельность которых буквально перевернула нашу повседневную жизнь?

Вот, к примеру, Билл Гэйтс, основатель компании Microsoft, изобретатель и создатель изумительных программ Windows, Word, Excel и многих других, без которых не работал бы ни один компьютер на свете. (авторы просоциалистических статей, небось, печатают свои гневные антикапиталистические статьи, пользуясь «капиталистической» американской программой Word на своих компьютерах!).

Или вот покойный Стив Джобс, основатель и президент компании Apple, сконструировавший модерные мобильные телефоны iPhone, iPad и iPod, которыми пользуются сотни миллионов людей…

Или вот два изобретателя-миллиардера, Сергей Брин (кстати, иммигрант из Советского Союза) и Ларри Пэйдж, создавшие мощную компьютерную поисковую систему Google, когда им ещё не исполнилось и тридцати лет…

Или вспомним, к примеру, что изобретатель социальной сети Фэйсбук (Facebook) миллиардер Марк Цукерберг создал эту потрясающую программу в юном двадцатишестилетнем возрасте, работая над этой программой по двенадцать часов в день в гараже своих родителей…

Их, этих замечательных людей (замечательных не их миллиардами, а их изумительными изобретениями), надо тоже причислить к презренным «угнетателям-буржуям», согласно рекомендации наших марксистов-ленинцев?!

Они что -тоже капиталисты-кровопийцы-фашисты, по определению российских леворадикалов!?

6

Ну а теперь, в заключение, несколько слов о перспективах капитализма и социализма в постсоветском пространстве.

Наилучшим исходом для республик бывшего СССР был бы переход нынешнего дикого, необузданного и во многом жестокого капитализма российского образца в состояние цивилизованного капитализма западного образца («капитализма с человеческим лицом», как любят выражаться западные газеты), создающего богатство для всех и работающего в рамках упорядоченного государства с гуманными законами. Смогут ли деятели постсоветских республик привести свои страны к этой модели? Не знаю; не уверен…

Но я знаю и уверен, что наихудшим исходом было бы осуществление марксистско-ленинских рекомендаций, провозглашённых авторами статей, восхваляющих «приход социалистического/коммунистического общества».

Их рекомендации — это создание путём революции бесклассового и безгосударственного социализма/коммунизма согласно старым, затасканным и полностью провалившимся идеям. Они пишут, что «социализм/коммунизм предусматривает в конечном счёте упразднение государства, мир свободных людей, уже не нуждающихся в правительстве…».

На свете не было, нет и, наверное, не будет более беспочвенного и несбыточного заявления, чем эта короткая фраза!

Впрочем, современные марксисты-ленинцы, упраздняя государство, одну его важную функцию предусмотрительно сохраняют. Эта, характерная для марксистов-ленинцев функция, называется репрессиями против противников социализма.

Что и следовало ожидать!!!

Не надо забывать, во что обошлись человечеству репрессии марксистов-ленинцев! Это десятки миллионов загубленных человеческих жизней в поволжском и кубанском голоде 20-х годов (ещё при Ленине) и в украинском Голодоморе 30-х годов (уже при Сталине); в конвульсиях коллективизации и раскулачивания; в каторжном Гулаге; в «большом скачке» и «культурной революции» Мао Цзе-дуна; в «расстрельных полях» камбоджийского фанатика-марксиста Пол Пота; в насаждении социализма среди диких африканских племён…

А взгляните на агонию социалистической Венесуэлы! Ведь невообразимые ужасы венесуэльского социалистического «рая», которые я описал в рассказе «Thelma and Louise«, опубликованном недавно в «Мастерской», — это чистая правда!

Но дело не только в репрессиях, хотя без них социалистам/марксистам не обойтись. Как этот самый социализм/коммунизм собирается без государства решать проблемы финансов, армии, иностранных дел, полиции, тюрем, энергоснабжения, водопровода и канализации, уборки мусора, налогообложения?.. И, главное, как он собирается создавать общественное богатство!?

В далёкие 20-е годы видный марксист-ленинец Николай Бухарин (впоследствии расстрелянный другим видным марксистом-ленинцем Иосифом Сталиным) написал такие вещие поэтические строки, отлично характеризующие экономические проблемы, которые будут, несомненно, осаждать коммунистическое общество:

«Расходов много, но отсутствует доход,
И в скором времени его не ожидают.
Декреты есть, есть плановый подход…
А денег нет, и будут ли — не знаю…»

Эти проблемы, как голодные волки, будут преследовать безгосударственное бесклассовое общество.

И, тем не менее, авторы приведенных выше статей, пренебрегая этими «волчьими» проблемами, пишут: «если бесклассовое общество не построено за сто лет после Ленина, то из этого вовсе не следует, что оно не может быть построено».

Лучшим ответом на эту несбыточную беспочвенную мечту может послужить четверостишие поэта Игоря Губермана:

«Одна мечта всё жарче и светлей,
Одну надежду люди не утратили,
Что волки превратятся в журавлей
И клином улетят к е.. не матери»

___
*) Новая авторская редакция.

Print Friendly, PDF & Email

15 комментариев для “Александр Левковский: В тисках и объятьях капитализма и социализма

  1. Критически подходить к мечтам народа означает не обращать на них внимания, грубо говоря. Не помню кто из правителей говорил, что он не знает, чего хочет народ, но знает, что ему необходимо. М. Поляк.

  2. Дорогой Суравикин! Ваше замечание о «генетических предрасположенностях: к несбыточным мечтаниям» заставило меня задуматься о природе этого явления. Видимо она, эта «генетика», свойственна человеку вообще. Все мы и всегда о чем-то мечтаем. Говорят, что лень- двигатель прогресса: когда не захотели таскать тяжести на себе, придумали колесо, потом паровоз, самолет и т. д. Тот же механизм работает и в литературе, искусстве и в общественных отношениях: человек мечтает и стремится воплотить мечту в жизнь. Далее все зависит от ума и таланта творца. Американские отцы-основатели создали конституцию, которая доказала свою жизнеспособность на 200 лет; положительные результаты деятельности Пиночета в Чили, Тэтчер в Великобритании, Ататюрка в Турции, Ли Куан Ю в Сингапуре сохранялись довольно долго, также как отрицательные — Сталина, Чавеса, Кастро. Получается, что все дело в личности правителя, насколько он может критически подходить к своим мечтаниям, а не своего народа.

  3. Спасибо,уважаемый Александр Левковский, за интересную и поучительную публикацию на актуальную тему.
    Сопоставляя различные форматы закончивших (интернациональный большевистский, националистический германский, фашистский итальянский) , свой срок существования, или близких к концу( Китайский, Кубинский и прочие…) социализмы, кибуцный израильский, хотя уже и тлеющий, но по многим показателям, существенно превосходит бывший советский и иже с ним. по эффективности и качеству производимой промышленной и с/х продукции, по отношению к труду. При социалистическом способе хозяйствования у кибуцников не возникало потребности заявлять: «Как вы нам платите. так мы вам и работаем.» Очевидно, что кибуцное движение обречено на самоликвидацию. Молодежь этот образ жизни уже не привлекает, несмотря на приверженность даже многих из них к социалистическим идеям.
    Живучесть социалистических идей, в модерновом обличье левого либерализма в настоящее время поражает воображение широтой охвата многих стран и континентов. Наверное, побудительным импульсом этому послужил опыт китайских коммунистов, сумевших результативно реализовать программу построения в стране социализма с человеческим лицом. По фактам- ничего существенного в облике человеческом там не произошло. Но по уровню развития страны, росту благосостояния значительной части многомиллионного населения, достижений в мировой политике, результаты очевидны.Не менее заразительными, видимо, оказались и примеры достижений скандинавских стран с господствующей там леволиберальной идеей.
    Следуя аналогичным путем большинство стран ЕС, Канады и Латинской Америки не слишком блещут своими достижениями.
    Упомянутый Вами, Александр, т.н. российский социалист В. Жириновский (по кличке Жирик) д.б. в полной мере оправдывает свой статус нац.социалиста гитлеровского типа.
    Этот психопатический тип, весьма приближенный к кремлевскому правителю, хулиган, дебошир с бандитскими замашками, хотя и далеко себе не дурак, видимо, склонен подражать своим поведением былым главарям нацистских штурмовиков, «каная» под шута горохового на разных общественных форумах. Его злобные, циничные и наглые антисемитские откровения, на грани к погромным призывам,в информационном пространстве, в полной мере характеризуют идейную направленность одной из ярко выраженных ветвей российского нац. социализма.
    Активизация новых российских коммунистов на фоне провала программы коррумпированной власти, менее всего связана с их глубинной убежденностью достичь результата подобного китайскому.Скорее- к использованию внезапно представленной возможности пробиться к власти.
    Она всегда для них- вожделенная мечта.

  4. Интересная статья — частая в Гостевой серьезная тема, легкий язык, яркие примеры, к которым каждый может добавить свои. Увы, нет времени на серьезный анализ — но одно замечание по примерам:
    «изумительных программ Windows, Word, Excel и многих других, без которых не работал бы ни один компьютер на свете» — уважаемый тёзка, может, как-то замените на более реальное? Многие помнят, что эти изумительные программы вытеснили другие порой не хуже, с которыми компютеры вполне работали — мало того, в следующем же абзаце воспевается Apple, компютеры которого до сих пор обходятся без гейтсовских программ — не говоря уже о Юниксе и о том, что «компютеры» — это не только РС.

  5. Я недостаточно подкован, чтобы внести свой вклад в обсуждение проблемы «капитализм – социализм». Добавлю только, что все «хорошие» законы и закономерности при капитализме, описанные автором, начинались с писаний социалистов и их последователей. Тот же Бисмарк вводил или поощрял социальное страхование не просто так, а в пику социалистам, стараясь смазать их красивые призывы к справедливости. С образованием Советской России капиталистам пришлось уже соревноваться с лозунгами и законами России о всеобщем избирательном праве, о немедленном вводе 8-часового рабочего дня и пр. (Я был сильно удивлён, когда узнал, что и в послевоенные годы в ФРГ женщины для устройства на работу должны были получить письменное разрешение у мужа. Или, например, в Швейцарии женщины совсем недавно получили право участвовать в референдумах, в выборах. Это, конечно, не про уровень жизни, но про справедливость.)

    «Они просто не знают, что такое современный Запад: они его не видели, не жили в нём, не ощущали его преимуществ, не …»
    Это относится не только к марксистам-ленинцам, но и к большинству россиян. В связи с этим лет пятнадцать назад ко мне пришла «гуте идея»: использовать Российский валютный фонд (составлявший тогда ну очень много млрд. долл.) на то, чтобы отправить всех жителей России (поочерёдно, конечно) на полугодовую стажировку на условный Запад. Посмотрели бы, попробовали бы, что это такое. К сожалению, эта моя идея не получила широкой поддержки. А сейчас, пока против России ведётся Западом финансовая война, это стало невозможно даже теоретически. А жаль.
    «И я вовсе не хочу утверждать, что всё НА Западе и В Америке прекрасно.»
    Я попробовал мысленно переставить предлоги: «всё В Западе и На Америке прекрасно». Любой из нас сразу скажет, что это не по-русски. Вспомнил споры про «В-НА Украине». Для моего русскоязычного уха, хоть убей, «В Украине» звучит так же по-иностранному, как «В Западе» или «На Америке».

  6. Спасибо автору за интересный и в хорошем смысле поучительный очерк.
    (Где там наши философы (Б. Дынин и др), упоминавшие кибуцы как «пример успешного социализма»? А ведь их реалии, описанные Левковским — давно не тайна даже для отдалённо знакомых с израильскими делами. Но не будем.)
    Несколько моментов, которые огорчили.
    В очерке не раз мелькает мысль, что тяга к социализму у части жителей бывшего СССР — результат недостаточного их знакомства с реалиями современного свободно-рыночного общества. Это — не так, по нескольким причинам. Во-первых, информация теперь вполне доступна для желающих. Многие ездят и видят, но — как не раз убеждался — «не в коня корм».
    Наконец, миллионы людей Запада, живущих «посреди» развитого капитализма и ни в какой дополнительной информации не нуждающиеся, всё чаще (особенно в последние годы) обращаются к этой идее-фикс.
    Думаю, что упорная тяга к социализму, ошеломительно нелепая на фоне его СТА ПРОЦЕНТОВ ПРОВАЛОВ практического осуществления — не результат нехватки информации, а жутковатое напоминание о малоисследованных генетических предрасположенностях: к несбыточным мечтаниям, к устройству общества по аналогии с пчелиным ульем. Новодворская это хорошо подметила в Китае, да и Латинская Америка упорными «социалистическими разворотами» несмотря на успехи Чили и провалы Кубы и Венесуэлы — подтверждает это.
    Но всё это — вторично. А очерк — на «пять».

  7. По-моему убеждению, сейчас это само-обман обсуждать «Социализм».
    Сейчас надо обсуждать именно «Социальное Государство», вернее его «sustainability» (долгосрочную устойчивость) в развитых Западных странах.

    После Второй Мировой было много социальных экспериментов с Социальным Государством в самых развитых Западных странах: Великобритания, Швеция, Дания, Германия, Франция, Канада и т.д.
    Ни в одном государстве НЕ получилось создать «умеренный уровень потребления» Социального Государства, который можно было бы назвать sustainable. Везде, без исключений — социальные расходы всё больше и больше выходят из под контроля, везде увлекаются создающей новые конфликты identity politics, везде очень плохая демография.

    У некоторых народов уже много поколений существует реальность «умеренное потребление алкоголя», но все разговоры о «умеренном потреблении социального государства» это такая же утопия, как мечты начинающих наркоманов о «умеренном потреблении героина».
    Разница только в шкале времени: несколько десятилетий против нескольких месяцев.

  8. Знаете, есть легенда, что князь Бисмарк после одной из своих бесед с Лассалем сказал: «Все-таки, интереснaя идея этот социализм. Хорошо бы попробовать. Надо только найти провинцию, которую не жалко».

    Такое место нашлось само — это Россия. Остальные случаи — это либо жертвы имперской политики Кремля, либо люди из угнетенных стран, избиравшие дорогу социализма в пику буржуазным метрополиям, как Китай или Куба.

    Но Россия вымечтала социализм и не попробовать проверить на практике уже и не могла. Другое дело, что уже к 20-м годам все стало ясно и дальнейшей историей двигала уже не социалистическая идея, а мечта о реванше за унижения 1904-05 и 1914-18 гг. в «красной» маске.

    Что до «элементов социализма» в современной жизни, то, конечно, Мистер Скрудж сегодня мертв, а люди же не звери, особенно если у них не зверские условия жизни.

    Ваша статья, действительно, вырвалась из сердца, это вполне можно понять и одобрить. Но я понимаю и своего отца, всю жизнь верившего в коммунизм не смотря ни на что.

  9. Александр! Ваша дочь очень точно определила преимущество капитализма перед социализмом — обладание независимостью, свободой. Разумеется, что эту ценность ценит далеко не всякий человек. Движение общества вперед как раз и происходит благодаря таким свободолюбивым людям. Дело в том, что прогресс есть продукт их свободного творчества. А гос-во призвано прежде всего ограничивать свободу или волю, но в идеале только для тех, кто стремится ограничить ее для окружающих или вообще нанести вред. Для этого существуют армия, полиция, суды и законы. Если же гос-во расширяет сферу своей деятельности, то оно превращается во всеобщий киббуц, каким он был в двадцатых-пятидесятых годах, где родителям не доверяли воспитывать детей. Такая избыточная «социальность» уже начинает душить общество в ЕС. Да и в США эта опасность тоже существует, особенно если власть возьмут прекраснодушные социалисты типа Картера или Обамы.

  10. Уважаемый автор, сравнивая капитализм с тем, что называют «социализмом», воленс-ноленс написал панегерик т.н. «социальному государству», которое кое-кто на сайте называет «социалистическим«, хотя оно к описанному автором «социализму» имеет такое же отношение, как желудевый кофе к натуральному

    1. Дорогой Илья! Ваше сравнение с кофе блестящее. Но кофе это явление статическое, а общество — динамическое. Считают, что родоначальником социального гос-ва был «железный» канцлер Бисмарк, который начал вводить социальые гарантии в объединенной германскй империи. Вот уж он-то никак не ожидал, что созданное им гос-во будет кормить миллион афро-азиатских беженцев и мигрантов. Так что разумное общество не должно увлекаться натуральной «социальностью», памятуя, что она может перейти в «желудевый» социализм. Михаил Поляк.

      1. Дорогой Михаил! Вот вся проблема именно в том, чтобы не перейти ту границу, которая отделяет «Пять мем» Жаботинского и социальное государство Бисмарка от действий по еврейской поговорке: «ребе велел веселиться, но не велел сходить с ума». Надо отметить, конечно, не в оправдание, а так:), что европейцы с мигрантами повели себя так, как плохие, но зажиточные родители — со своими детьми: на тебе всё, но только отстань. Правда, «каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», и я в том числе:)

  11. С интересом прочитал. Интересно уже и то, что уважаемого мной Александра «вильнуло» в сторону от литературы художественной в публицистику. А кто же выдержит после замечательного очерка Эдуарда Бормашенко?
    Я же повторюсь. Однажды уже высказался: Свобода. Равенство. Братство — когда-то, в отдельно взятой стране(в тот раз это была Франция, Великая Французская (буржуазная — постеснялись в то время называть социалистическая))) Революция. Так вот, свобода, равенство и Братство во Франции завершились изобретением гильотины. С тех пор все социалистические революции и движения завершались массовым террором. Очень характерный пример — «красные кхмеры» в Кампучии, тоже под лозунгом «справедливости и социализма»….

    1. Какой раз хочу напомнить, что Великая Французская Революция привела к эмансипации евреев.
      Для меня, потомка евреев из Черты Оседлости это главное, но очевидно на сайте есть много потомков аристократии голубых кровей.

Добавить комментарий для Сергей Эйгенсон Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.