Арье Барац: Телец золотой и простой («КиТисса»)

Loading

При том, что никакое культовое молитвенное обращение к ангелам традиция не признает допустимым, она признает допустимым другое — немолитвенное манипулятивное использование самого Божественного имени — так называемую практическую каббалу. Традиция признает, что эта практика сродни колдовству…

Телец золотой и простой

(«КиТисса»)

Арье Барац

Арье БарацПонижение профиля

В недельной главе «КиТисса» описывается история создания сынами Израиля золотого тельца и поклонения ему.

«И дал Он Моше, по окончании разговора с ним на горе Синай, две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Божиим. Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказал ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы перед нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, — не знаем, что с ним случилось. И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. И взял он их из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И сказали они: вот божество твое, Израиль, которое вывело тебя из земли Египетской! И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Господу завтра. И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и принесли жертвы мирные, и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться» (32.1-6)

Предание двояко относится к этому поступку народа, во главе которого, по крайней мере формально, оказался брат Моше Аарон (классическое истолкование гласит, что Аарон просто пытался тянуть время, для того чтобы дождаться Моше).

С одной стороны это культовое действо признается в иудаизме позорной изменой, тем более ужасной, что она совершалась в момент дарования Торы, отчего, как пишет Раши (на слова «В день, когда Мне взыскать, Я взыщу с них за грех», 32.34), с евреев всегда будет взыскиваться за грех тельца.

Но с другой стороны, считается, что в принципе то была простительная ошибка, так как поклонившись тельцу, евреи поклонились все же не какому-то чужому египетскому божеству, а некой служебной силе.

Так, Рамбан говорит, что евреи просили Аарона сделать «не такое божество, которое распоряжается жизнью и смертью, и в сем веке и в веке грядущем, а лишь нового вождя вместо Моше». Он же поясняет слова Торы «Вот божество» (32.4) следующим образом:

«… все те чудеса, которые сопровождали исход, совершила та сила, которую олицетворял этот телец. В сознании людей это предположение не противоречило признанию того, что первоисточником этой силы является Сам Творец, однако оно было ошибочным и противоречило заповеди «да не будет у тебя иных богов, кроме Меня».

О том, что телец, которому поклонились евреи, был тот же телец, который фигурировал в видении пророка Иехезкеля, признают многие. Об этом пишут в частности р. Авраам Ибн-Эзра и «Кли Якар» (р. Шломо-Эфраим Лунчик 1550-1619).

Приведу соответствующий фрагмент из видения Иехезкеля:

«И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него, и как бы сверкание — изнутри огня. И внутри него подобие четырех живых существ, и вид их подобен человеку. И четыре лица у каждого, и четыре руки у каждого из них. И ноги их — ноги прямые, и ступни ног их, как ступни ног тельца… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у каждого из четырех, и лицо быка — слева у (каждого из) четырех, и лицо орла у (каждого из) четырех» (1.4-10).

Восхождению на гору Синай предшествовало точно такое же откровение (Шмот 24.3-11). То видение, которое созерцали Моше, Аарон с его сыновьями и семьдесят старцев перед тем как Моше поднялся на гору, согласно традиции, было тем же самым видением, которого удостоился Иехезкель и подробности которого он записал в своей книге. Но вот мы видим, что словно в насмешку, сошествие Моше с горы Синай сопровождалось извращенным пониманием этого же самого видения!

Но каким может быть адекватное отношение к этой тайне? Как к этим силам в практически-религиозном плане можно подступиться? Какое культовое отношение к этим загадочным существам позволительно и оправдано? Согласно иудаизму, никакое. У еврея имеется беспрецедентное право предстоять непосредственно перед Создателем и просить Его, о чем он только пожелает, но одновременно на него наложен запрет апеллировать к иным подчиненным Всевышнему силам. Прямое молитвенное обращение к Ангелу запрещено галахой.

Этот запрет относится только к евреям. Сынам Ноаха идолослужение также запрещено. Никто из людей не должен поклоняться каким-то ангелам вместо Единого истинного Бога. Однако неевреям все же позволено обращаться к этим силам напрямую, и даже считать их «божествами», если при этом они признают, что в последнем счете над всеми этими силами стоит Бог Израиля. И это понятно, ведь народы управляются ангелами, только Израиль водительствуется самим Всесвятым.

Исход из Египта был всецелым посвящением Израиля Всевышнему. Поэтому-то и был так силен гнев Создателя, когда евреи уподобились народам и пожелали войти в распоряжение Ангела. Поэтому-то даже простив Израиль, Всевышний одновременно «понизил его профиль». В частности, в результате греха золотого тельца первоначальный замысел Всевышнего — посвящать священников из первенцев всего Израиля — был отменен, и для службы в Храме было выделено лишь колено Леви, которое не участвовало в поклонении тельцу.

Но самое знаменательное, что после этого поклонения «посреднику» Всевышний выразил желание действительно поставить над Израилем Ангела:

«А теперь иди, веди народ, куда Я говорил тебе. Вот, Мой ангел пойдет перед тобою» (32.34).

Далее Всевышний говорит еще более определенно:

«Я пошлю перед тобою Ангела, и изгоню кнаан, эмори и хити, и призи, хиви и йевуси, — в землю, текущую молоком и медом. Ибо Я не пойду в твоей среде — ибо народ жестоковыйный ты» (33.1-3)

Эта угроза вызвала у Моше характерную для него категорическую реакцию:

«если не пойдешь Ты сам, то и не выводи нас отсюда..» (33.16)

По-видимому, Всевышний уступил Моше, как и в предыдущем случае, когда тот воззвал:

«Не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал» (32.32).

Как бы то ни было, Всевышний не осуществил Своей угрозы и поныне продолжает руководить евреями непосредственно.

Не золотые, а простые

Но тут впору обратить внимание на то, что при всем том, что никакое культовое молитвенное обращение к ангелам традиция не признает допустимым, она признает допустимым другое — немолитвенное манипулятивное использование самого Божественного имени — так называемую практическую каббалу.

Традиция признает, что эта практика сродни колдовству, и тем не менее этот вид колдовства считается разрешенным. В Гемаре (Сангедрин 67) в этой связи говорится:

«Сказал рабби Абайе: законы волшебства подобны законам, связанным с нарушением субботы, в которых имеются три градации. Есть такие нарушения, за совершения которых положена смертная казнь. Есть такие, за которые не наказывает земной суд, но только небесный, и есть такие, которые исходно разрешены (имеется в виду использование огня в Храме)».

Далее Гемара приводит пример такого разрешенного вида колдовства, а именно, рассказывает о том, что мудрецы (раби Ханина и раби Ошайя), используя тайное имя Всевышнего, создавали перед субботой живых тельцов. Но при этом характерно, что они не поклонялись им, а их ели!

Формально практическая каббала схожа с колдовством, ибо ее отношение к слову именно манипулятивно. Рабби Моше Хаим Луцато так и пишет о каббале:

«Есть два вида использования Имен Всевышнего. Первый вид: упоминание Имени Всевышнего, как бы взывая к Нему, чтобы Он ответил и произвел воздействие, в результате которого обновятся определенные вещи. И второй вид: вынуждение ангелов с помощью Имени Всевышнего действовать с большей, чем обычно, силой. Для первого вида упоминания Имени с целью повлечь от Него воздействие понадобятся близость и приобщение к Нему… При втором виде использования Имени это условие не обязательно, хотя и поможет, если будет выполнено» (Дерех Гашем 3.2.7)

Итак, по «фактуре» мало чем отличаясь от волшебства, каббала вместе с тем в своей основе дозволена Всевышним.

Всевышний терпит, когда нееврей обращается к Нему через посредника, которого он наделяет божественными качествами. Но с евреем дела обстоят иначе. В отношении еврея Всевышний предпочитает, чтобы тот обращался к Нему манипулятивно, но лишь бы не обращался ни к кому другому.

Всевышний предпочитает, чтобы евреи созерцали Его со стороны, чтобы они относились к Нему отчужденно, это Он терпит — это «разрешенное колдовство». Но Он не терпит, когда евреи непосредственно обращаются к кому-либо другому как к божеству, пусть даже к такому второстепенному и подсобному божеству, каким является телец.

Но манипуляция — это все же манипуляция. Иными словами, мы вправе заключить, что каббала — это также своеобразное «снижения профиля», которым сопровождалось создание золотого тельца. Всевышний отказался от мысли ставить над евреями Ангела, но вместе с тем Он позволил им относиться к Себе так, как если бы Он Сам ангелом являлся.

Возможно, именно с тех самых пор, как золотой телец был сожжен, у евреев и появилась традиция создавать тельцов не золотых, а простых, которым не поклоняются, но которых едят.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.