Лев Мадорский: Цыгане и евреи — что их объединяет

Loading

В очерке хочу попытаться найти общее, что связывает два уникальных народа. Лехаим — говорят евреи. Те аве́н бахтале́, зурале́, састевесте (За ваше здоровье!) — говорят цыгане.

Цыгане и евреи — что их объединяет

8 апреля — Международный день цыган

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Прошло 48 лет с того дня, как 8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся Первый Всемирный цыганский конгресс, на котором представители этой единственной нации на колёсах создали Международный союз цыган. И даже появились цыганские гимн и флаг.

Слова гимна написал Жарко Йованович на мотив цыганской песни «Джелем-джелем» (Ребята-ребята). Вот заключительные слова гимна:

«Идёмте со мною, цыгане мира. Открыты цыганские дороги. Время пришло цыганам подняться. Высоко мы поднимемся, если будем действовать. Ай, цыгане, ай, ребята».

Бесхитростное колесо от телеги, изображённое на флаге, не так уж бесхитростно и имеет связь с индийскими корнями цыган. Колесо не просто колесо, что было бы понятно, так как рома (так их ещё называют) кочевой народ, а чакра (энергетический центр человека), которая используется в духовной практике индуизма. Кстати, любопытно как сумели цыгане собрать делегатов (интернета тогда ещё не было) на Конгресс из 30 стран мира. Значит есть, всё-таки какая-то связь между кочующими по миру таборами цыган.

В очерке хочу попытаться найти общее, что связывает два уникальных народа.

Не ассимилировались

Евреи вышли из древнего Израиля и рассеялись по миру после римского завоевания более 2-х тыс. лет назад. И все эти две тысячи лет до образования современного Израиля 14 мая 1948 года, жили среди разных народов. Цыгане по неизвестным причинам покинули северо-западную Индию, примерно, 1,5 тыс лет назад, и тоже скитались по разным странам. 900 лет назад они через Балканы вошли в Европу. Кроме цыган и евреев не было народов, которые бы, не имея своей территории, подвергаясь гонениям и преследованиям, просуществовали среди других наций так много лет, но не ассимилировались и сохранили этническую сущность.

Язык

Цыганский язык (романи), после исхода из Индии, был изолирован от изначальной, древнеиндийской языковой среды, но сохранился. Хотя, по мнению некоторых филологов, находится на грани исчезновения. Так же, кстати, как и идиш. Это, как и сохранение, и возрождение иврита — уникальный факт, не имеющий прецедентов в истории. Интересно, что многие народы, среди которых жили цыгане и евреи, перенимали слова из романи и идиш. Например, в русском языке жаргонные словечки «тырить» (украсть), «хавать» (кушать), «лабать» (играть на музыкальном инструменте), «чувак» — от одноимённых цыганских слов, а «байстрюк» (внебрачный ребёнок), «балда» (дурак), «гвалт» (шум), «гой» (не еврей) — из идиш и иврита.

Музыкальность

Музыкальность, любовь к песне и танцу, и, особенно, способности к такому трудному инструменту как скрипка, тоже объединяют два народа. О том, что подавляющее большинство великих скрипачей — потомки Авраама (Хейфец, Менухин, Венявский, Коган, Ойстрах, Перельман, Спиваков и многие другие), хорошо известно. Но и среди цыган есть прекрасные скрипачи, которые, из-за кочевого образа жизни (что особенно удивительно), большей частью были самоучки. Артур Шильман в книге о великих скрипачах ХХ века справедливо пишет об исключительных способностях цыган к скрипке и другим музыкальным инструментам.

 

Тут можно сказать без преувеличения, что скрипка — это народный инструмент, как цыганский, так и еврейский. Ни одна свадьба в таборах и в еврейских местечках не обходилась без королевы музыки — основного инструмента цыганских и еврейских (клезмер) ансамблей. Среди наиболее известных цыганских скрипачей-виртуозов Йошка Немет, Валерий Георгиев, Геза Легосский — играющий на скрипке Стадивари, Джошуа Белл.

Нельзя не отметить и то, что цыганские интонации близки еврейским. Вспомним хотя бы «Цыганские напевы» П. Сарасате.

У обоих народов много прекрасных певцов, а цыганские песни и романсы, как и еврейская песенная музыка захватывает, завораживает, заставляет плакать и смеяться. В бывшем Союзе цыганским культурным центром в 1931 году стал единственный в мире московский, цыганский музыкально-драматический театр «Ромэн». С 1969 года (вот уже 50 лет!) художественный руководитель театра замечательный певец Николай Сличенко.

«Окончательное решение» для цыган и евреев

Объединяет два народа и геноцид в нацистские годы. Иногда цыганский Холокост называют Параймос. Цыгане, согласно нацистской расовой теории, были результатом смешения арийской нации с самыми низшими расами мира и, как и евреи, должны быть отделены от немецкого народа. Рома отлавливали и помещали в концлагеря, а с 1940 года также в еврейские и цыганские гетто. Уничтожением цыган, как и уничтожением евреев, руководил небезызвестный Адольф Эйхман. На оккупированной территории Советского Союза специальные Айнзатцгруппы задерживали встреченные таборы и расстреливали всех, включая детей, женщин и стариков. Впрочем, уничтожались не только бродячие, но и оседлые цыгане. Основным принципом уничтожения цыган было не бродяжничество, а национальность. Во Вторую мировую войну было уничтожено 500 тысяч цыган.

Послесловие

Конечно, цыгане по многим параметрам отличаются от евреев: другие генетические корни, другая религия, другой менталитет. Но всегда важнее увидеть, что связывает разных людей, разные нации, разные религии, чем то, что различает. Особенно в этот, праздничный для Рома Международный День цыган.

Лехаим — говорят евреи.

Те аве́н бахтале́, зурале́, састевесте (За ваше здоровье!) — говорят цыгане.

Print Friendly, PDF & Email

29 комментариев для “Лев Мадорский: Цыгане и евреи — что их объединяет

  1. Во время войны с Гитлером, Еврейский Театр ГОСЕТ и Цыганский Театр Ромэн были эвакуированы в один и тот же город (уже и не помню, какой), и даже репетировали на одной и той же сцене. Частенько возникала ситуация, когда одни затягивали репетицию, а другим надоедало ждать. Моя тетя Лия Розина-артистка ГОСЕТа рассказывала, что нетерпеливые евреи, когда затягивалась цыганская репетиция, не зная как лучше их согнать со сцены обращались к ним «Ну, Товарищи Цыгане!» Цыгане быстро обучились, и в подобной ситуации обращались не иначе как «Ну, Товарищи Евреи!»

    1. «Ну, Товарищи Цыгане!» Цыгане быстро обучились, и в подобной ситуации обращались не иначе как «Ну, Товарищи Евреи!»
      —————
      Жаль, Евгений, что сегодня большинство цыган в Израиле приняли мусульманство, мимикрируют под арабрв и часто занимают пропалестино-антисемитскую позицию

  2. О цыганском происхождении Пушкина ранее не слышал. Прошёл по приведенным ссылкам («Романс» и «Цыганы»)да и http://naarapa.narod.ru/04.htm. Никаких доказательств цыганского происхождения там нет. Это шутка, розыгрыш, или абсолютно непрофессиональное литературоведение.

    1. Никаких доказательств цыганского происхождения там нет. Это шутка, розыгрыш, или абсолютно непрофессиональное литературоведение.
      ——————
      А где Вы нашли, Мирон, утверждение о цыганской крови Александра Сергеевича? Я в комментах не нашёл

        1. Вот ведь и А. Пушкин от цыган произошел, что он и не скрывает:
          http://naarapa.narod.ru/04.htm
          —————-
          По моему, Мирон, это одна из шуток, которых в комментах к статье в этот раз было довольно много.

    2. Рекомендую книгу А. Лациса «Почему плакал Пушкин» главу «Цыганы С английского» — здесь нет никаких шуток, поиск вполне научный и основан на документах, но хотите нет, хотите верьте.

  3. История Московского театра РОМЕН подтверждает тесную творческую связь между цыганами и евреями. В своё время ходили (вокруг меня) слухи, что в этом театре творят и евреи. Теперь интернет подтверждает эти слухи. Вот имена Художественных руководителей и режиссёров театра до Сличенко:
    Моисей Гольдблат с 1931 по 1937 год
    Михаил Яншин с 1937 по 1941 год
    Пётр Саратовский 1941—1951 год
    Семён Баркан 1951—1963, 1965—1977 г

    1. Вот имена Художественных руководителей и режиссёров театра до Сличенко:
      Моисей Гольдблат с 1931 по 1937 год
      Михаил Яншин с 1937 по 1941 год
      Пётр Саратовский 1941—1951 год
      Семён Баркан 1951—1963, 1965—1977 г
      ——————
      Спасибо, Виктор! Не знал. Таланты тянутся друг к другу.

  4. С.Л.
    — 2019-04-08 17:10
    … А вот «Тель-Авив» означает «теля вів», то есть, «вёл телёнка» по-украински, что неоспоримо доказывает основание этого города древними украми в XVIII-XIX вв. до н.э.
    ====
    Неверно! В честь чемпиона мира город был переименован в Таль-Авив.

  5. А вот «Тель-Авив» означает «теля вів», то есть, «вёл телёнка» по-украински, что неоспоримо доказывает основание этого города древними украми в XVIII-XIX вв. до н.э.
    ——————
    Многие историки, уважаемый С.Л., считают существование древних укров историческим мифом.

    1. Дорогой Лев!
      Все эти люди шутят, особенно Леня — мой первый зам по фирме «Рога и копыта», которая занимается строительством стены.

      1. Все эти люди шутят, особенно Леня — мой первый зам по фирме «Рога и копыта»
        ——————
        Ну, дорогой Ефим, я тупой….

  6. > Например, в русском языке жаргонные словечки «тырить» (украсть), «хавать» (кушать), «лабать» (играть на музыкальном инструменте), «чувак» — от одноимённых цыганских слов, а «байстрюк» (внебрачный ребёнок), «балда» (дурак», «гвалт» (шум), «гой» (не еврей) — из идиш и иврита.

    Дядюшка, «не замай»!!! :-))))
    Стырить(от ивр. סתר ситер — сделать в тайне) — украсть.
    Чуве(от ивр. תשובה тшува — возвращение, покаяние, раскаяние) — разрыв с воровским миром.
    Отсюда Чувиха — раскаявшаяся, возвратившаяся в мир курва или проститутка.
    Чувак — «завязавший» и вновь ставший «фрайером».

    Подробнее — здесь:
    http://samlib.ru/u/alloetokto/russkajafenjagoworjashajanaidish.shtml

    Кстати, «бл.дь» — от ивритского «бли яд» («без руки»). Обозначало женщину, вышедшую из дома без опоры на мужскую руку.

    1. PS. Кстати, меня когда-то очень озадачила фраза Геббельса: «Когда я слышу слово «Культура», я хватаюсь за пистолет».
      Чего вдруг? Ведь была же нацистская культура…
      Чего ему так не нравилось это слово?
      Оказывается «КульТура» (правильнее «Коль Тора», т.к. «вав» читается и как «у», и как «о») — тоже имеет происхождение из иврита и обозначает «Вся Тора». В те давние времена «быть культурным» — означало знать всю Тору и следовать её заветам.

      1. А «колбаса» означает «аколь басар» — все мясо ( в СССР не все было мясо там и туалетная бумага входила ингредиентом)

  7. Несмотря на общее для цыган и евреев отсутствие ассимиляции, причины этого явления разные: у евреев — религия, у цыган — образ жизни. Судя по википедии у цыган как у народа нет вообще определенной религи. Но последствия снова общие: неприязнь, отторжение, даже ненависть у соседей

    1. Несмотря на общее для цыган и евреев отсутствие ассимиляции, причины этого явления разные: у евреев — религия, у цыган — образ жизни
      ——————
      Если судить, Михаил, по не очень-то верующим евреям из бывшего Союза, то причиной была не столько религия, сколько противодействие родителей гоев и боязни еврея-еврейки услышать когда-нибудь ( неизвестно как сложатся отношения) от близких что-то типа жид-жидовка. Знаю подобные примеры.

    2. Со слов нескольких знакомых болгар:
      В пятидесятых все турки, а заодно, цыгане и евреи, были насильно переписаны в «болгары». Формальные проблемы с отказами на выезд в Турцию, Израиль, Румынию были «успешно» решены.

      1. Спасибо. А Вы знаете, Соплеменник, что Болгария единственная страна Европы, сумевшая защитить своих евреев и цыган

          1. А Финляндия, дорогой Лев? Неужто запамятовали?
            —————
            Да, дорогой Григорий, финны проявили себя лучше других. Но там было менее 200 евреев.

  8. «цыгане по многим параметрам отличаются от евреев: другие генетические корни, другая религия»
    Есть христиане, есть мусульмане и так далее, но есть цыгане иудейской веры (читал, что в Болгарии таких несколько сот человек) .

    1. Есть христиане, есть мусульмане и так далее, но есть цыгане иудейской веры (читал, что в Болгарии таких несколько сот человек)
      ———————
      В Израиле, Евгений, есть несколько сот цыган ( рома) вступивших в брак с евреями-еврейками из Болгарии. Они познакомились, в основном, в лагерях для перемещённых лиц после войны.

      1. Уважаемый Лев, я говорил не о смешанных браках, а о собственно цыганах иудейской веры, живущих по не проверенным данным в Софии

  9. Есть такой фильм «ПОЕЗД ЖИЗНИ» о том как в 1941 году, в маленькой румынской деревеньке еврейская община хочет построить поезд и добраться на нем в Палестину.

    Это маленький кусочек. Он бы мог украсить этот текст.

    https://youtu.be/IdTj5NoUL1I?t=5123

    Это весь фильм:
    https://www.youtube.com/watch?v=4fxHT8IoOnk

  10. Вот ведь и А. Пушкин от цыган произошел, что он и не скрывает:
    http://naarapa.narod.ru/04.htm
    \»Эта тяга Пушкина к кочевой жизни общеизвестна; видимо, эта черта обусловлена очень сильным доминантным геном. Пушкин, можно сказать, всю жизнь провел в кибитке, и его издатель П.А.Плетнев жаловался, что из-за постоянных разъездов Пушкина им пришлось постоянно переписываться. Будучи в Бессарабии он провел две или три недели в цыганском таборе, и ему наверняка не только подтвердили нагаданное о смерти от руки белокурого человека: рассказали ему и о происхождении. Иначе невозможно объяснить стихотворение «Цыганы», которому поэт предпослал подзаголовок «С английского»:

    Здравствуй, щастливое племя!
    Узнаю твои костры;
    Я бы сам в иное время
    Провожал сии шатры.
    Завтра с первыми лучами
    Ваш исчезнет вольный след.
    Вы уйдете – но за вами
    Не пойдет уж ваш поэт.

    «С английского» – очередная мистификация Пушкина, такого стихотворения в английской поэзии не существует. «Ваш поэт» – сказано почти недвусмысленно, но есть и гораздо более сильные аргументы в пользу того, что Пушкин знал о своем цыганском происхождении. В монологе Алеко, исключенном из окончательного текста поэмы «Цыганы» из-за слишком откровенных строк, прямо отсылавших читателя к стихотворению «Романс», где речь идет о судьбе незаконнорожденного ребенка, Пушкин писал:

    От общества, быть может, я
    Отъемлю ныне гражданина, —
    Что нужды, – я спасаю сына…

    Можно было бы отметить и то, что отца ребенка зовут Алеко – а у Пушкина ни одно имя не выбрано случайно, но и это не главный аргумент. Прямое подтверждение и своего, и сына цыганского происхождения Пушкин вынес на обложку поэмы «Цыганы», не поставив на ней своего имени: название объединило в себе все – автора, рассказчика, отца, сына и племя.\»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.