Эдуард Бормашенко: Музыка на шпильках

Loading

Появление в самой большой политике обворожительных деятелей-красавчиков типа Зеленского, отнюдь не случайно; сегодня то, как выглядит политик, отнюдь не менее важно, чем то, как и что он говорит. Гибель умения говорить, вполне естественно повлекла за собой отмирание умения слушать.

בס״ד

Музыка на шпильках

Эдуард Бормашенко

 Эдуард Бормашенко

Мы присутствуем при рождении нового жанра, представляющего собой смешение концерта классической музыки и стриптиза. Самым ярким представителем этого жанра служит Лола Астанова, представляющая слушателям, и что не менее важно зрителям, синтез Рахманинова и порнографии (как известно, очень трудно в точности определить порнографию, но все наверное знают, что это такое). Одежды на Лоле Астановой совсем немного, но непременны футовые шпильки-каблуки. Как и во всяком ином жанре в нем уже появились оттенки и градации. Прекрасная пианистка Хатия Буниатишвили менее откровенна нежели Лола, но щедро дает зрителям насладиться и Листом и своим незаурядным бюстом. Об этом ярко и эмоционально, как и положено пианистке, писала Елена Кушнерова в очерках «Концерт Рахманинова или Bikini-party» и «Феномен Ланг Ланга».

Мы попробуем снизить эмоциональный накал и следовать завету Спинозы «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». А задуматься есть о чем, ибо мы присутствуем при невероятном, катастрофическом цивилизационном сломе, в первую очередь, вызванным изменением нашего восприятия действительности, определенным асимметрическим устройством головного мозга.1-3 Правое и левое полушария головного мозга заведуют различными функциями и по-разному обрабатывают поступающую в них информацию. Тысячелетиями мировая культура (уточним, то, что принято называть иудео-христианской культурой) была левополушарной. Хорош или плох был до-телевизионный, левополушарный мир, но он держался на слове, устном и писанном. «Согласно традиционным выводам нейрофизиологии, у взрослых людей (в подавляющем большинстве случаев правшей) левое полушарие считается доминантным, главным. Оно управляет движениями главной правой руки и речью (… некоторые важные функции, связанные с речью, исполняет другое полушарие; в этом смысле термин «доминантный» несколько условен). Функции правого полушария, которое у правшей ведает левой рукой, до последних лет оставались неясными, хотя удивительная для того времени догадка о них, теперь подтвердившаяся, была высказана английским неврологом X. Джексоном еще 100 лет назад. Джексон полагал, что правое полушарие занято прежде всего наглядным восприятием внешнего мира, в отличие от левого полушария, которое преимущественно управляет речью и связанными с ней процессами».1

В левополушарную эпоху, ключевой фигурой был человек наделенный необычайным даром речи: шаман, колдун, пророк, заговаривавшие массы; в Новое Время колдун-говорун мутировал в писателя и поэта. Иногда дар речи был столь велик, что этот медиум выдумывал и язык (Данте, Пушкин). До ХХ века школа учила в основном, читать, писать и говорить (искусство риторики, заметим, сегодня отмерло вовсе). Реформаторы, затеивавшие переход от классического образования к реальному, воистину не ведали, что творили, запуская механизмы перехода от левополушарного мира к правополушарному. Ведь в ремеслах, инженерии, физике визуальное восприятие мира играет ключевую роль.

С начала ХХ века, с изобретением кинематографа и трансляции изображения, главнейшим искусством, как верно угадал своим звериным инстинктом Ленин, становится кино. Братья Люмьеры-телевидение-смартфон этапы большого пути превращения мира во все более правополушарный. Наше восприятие мира становится все более визуальным и все менее книжным. Груды книг, подпирающие мусорные баки, — тому свидетельство. Появление в самой большой политике обворожительных деятелей-красавчиков типа Зеленского, отнюдь не случайно; сегодня то, как выглядит политик, отнюдь не менее важно, чем то, как и что он говорит. Гибель умения говорить, вполне естественно повлекла за собой отмирание умения слушать. Да, что политика: отбирая физика-теоретика, отдел human resources университета при прочих равных условиях, не таясь, предпочтет более лощеного и обаятельного кандидата.

Почти синхронно с кино росла и крепла оглушающая роль музыки. Битлз, Роллинг Стоунз и Фредди Меркьюри стали культовыми фигурами в самом точном смысле этого слова, еще более определяя доминирование правого полушария. Действительно, «наблюдения над многими музыкально одаренными людьми в норме позволили прийти к выводу, что правое полушарие ведает музыкальным творчеством».1 Как же было не объявиться обнаженным скрипачкам и пианисткам, Классическая музыка — эротична, но ее эротизм, скрытый, потаенный, литературный; эротизм темного, мерцающего фона, на котором разворачивается ее таинство. Моцарт — эротичен и без прелестей Лолы Астановой и Хатьи Буниатишвили. И мне и Елене Кушеровой обнаженка мешает слушать музыку. Наше восприятие напоминает поведение больных, перенесших комиссуротомию — операцию, разделяющую два полушария головного мозга, у которых правая рука борется с левой. «Один больной, в частности описывал такой случай: однажды он обнаружил, что его левая рука борется с правой при попытках надеть брюки. Одна рука тянула их вверх, в то время как другая вниз».2 Левое полушарие велит нам одеть пианисток-стриптизерш, а правое хочет слушать музыку и ничего не имеет против их округлостей. Заметим, что очень строгие еврейские кодификаторы равно против Моцарта и обнаженки. Менее строгие не возражают против Моцарта.

Отнюдь не верно думать, что правое полушарие вовсе не имеет отношения к речи. Оно заведует непроизвольным произнесением междометий, восклицаний, непристойностей.3 Поток обсценной лексики и воплей «вау», заполонивший информационное пространство, свидетельствует о том, что правое полушарие определенно берет верх.

* * *

В связи с вышесказанным заметим, что поперечность евреев современной культуре будет только нарастать, ибо левополушарные евреи навсегда останутся народом Книги. Впрочем, герметически отгородиться от всего мира — невозможно. Детишки в моей синагоге читают кошерные комиксы, отупляющие и развеселые, по образу и подобию окружающего информационного пространства.

Литература

  1. Иванов, В. В. Чет и нечет, М. 1978.
  2. Спрингер С., Дейч И. Левый мозг, правый мозг, М. 1983.
  3. Манин Ю. И. Математика, как метафора, М. 2008.
Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Эдуард Бормашенко: Музыка на шпильках

  1. Соглашусь и я с постановкой вопроса Носоновским, если позволено мне будет вмешаться в разговор экспертов. Думается, кантовское время как последовательность и бергсоновское как длительность находятся в отношении дополнительности. По крайней мере в музыке: последовательность звуков сворачивается в структуры актуального времени-длительности, но за это ,кажется, уже ответственны лобные доли, сводящие к целому функции обоих полушарий. С правым же полушарием, помимо аналогового мышления, связывают и творческие задатки, которые, видно, у среднего потребителя в эпоху лево-дигитальной культуры подавлены. Заменить их демонстрацией мод и хорошим буфетом для понимания музыки нельзя, но завлечь на концерт можно. Непонятен обратный ход: зачем радиостанции, специализирующейся на трансляции классической музыки, передавать коммерческую рекламу, как это делает израильская радиостанция «Коль амузыка» (Голос музыки)? Денег от этого все равно не хватает, чтобы этот голос дошел до всех уголков Шомрона. Неужели мы такие бедные?

  2. Озабоченность Эдуарда «отупением» современных детей и молодежи совершенно оправданна, независимо того, как разделены функции левого и правого полушарий. Достаточно сравнить прекрасные мультипликационные фильмы — «Сказка сказок», «Ежик в тумане», «Жил был пес» и др. — с тем мельканием примитивных кадров в современных мультиках для детей, от которых их не оторвать, чтобы понять с чего все начинается.

  3. «… заметим, что поперечность евреев современной культуре будет только нарастать, ибо левополушарные евреи навсегда останутся народом Книги. …»
    ==========
    Проблемы в современной западной культуре тоже будет только нарастать, ибо правополушарные граждане Запада будут вручать власть над собой «визуально красивеньким» политикам: интелектуально примитивных и/или злодейским.
    Вот хороший пример «визуально красивенькой» и ТУПОЙ политики:
    https://theintercept.com/2019/04/17/green-new-deal-short-film-alexandria-ocasio-cortez/

    «… Детишки в моей синагоге читают кошерные комиксы, отупляющие и развеселые, по образу и подобию окружающего информационного пространства. …»
    ========
    С точки зрения этологии: визуально-эмоциональное «правое полушарие» имеет важнейшую функцию: оно накапливает «автоматические реакции», которые приходят к нам из инстинктов, воспитания в детстве, привычек и мировоззренческих убеждений (которые, в свою очередь, являются результатом воспитания в более позднем возрасте и критического само-анализа жизненного опыта рационально-речевым «левым полушарием»).

    Из этого следуют довольно само-очевидные выводы:
    1) «отупляющие и развеселые» визуальные штучки опасны: при чрезмерное употреблении они создают зависимость и деградируют личность ребёнка или подростка.
    2) тот, кто читает, слушает и обсуждает серьёзные вещи, а «отупляющие и развеселые» визуальные штучки использует в меру ради развлечения, тот по-моему будет вполне ОК. Конечно, с большим количеством трудолюбия и целеустремлённости он смог бы достичь гораздо большие результаты в своей области — но в благополучном обществе это удел немногих.
    3) тот, кто мало читает серьёзные (требующие размышления и понимания) тексты и мало слушает и обсуждает серьёзные речи — у того будет мало критического мышления и склонность стать жертвой мозгопромывательских технологий и идеологий.

    1. Классическая музыка — эротична, но ее эротизм, скрытый, потаенный, литературный; эротизм темного, мерцающего фона, на котором разворачивается ее таинство. Моцарт — эротичен и без прелестей Лолы Астановой и Хатьи Буниатишвили.
      Статья интересная, хотя, честно признаться, Эдуард, с эротичской трактовкой классической музыки сталкиваюсь впервые. Не с японской нойз ( музыкой полной свободы), не с индийской, расслабляющей, не с воздушным Дебюсси, наконец, а с музыкой Моцарта. Музыкой цельной, жизнеутверждающей ( ну, кроме Реквиема, конечно), светлой. Музыкой, которую любят и понимают дети. Может быть, это взгляд ультраортодоксов, с их излишним, на мой взгляд, аскетизмом?

  4. Бормашенко-Носоновскому. Спасибо за глубокий комментарий. Есть о чем подумать. Возможно Вы правы в том, что касается Эйнштейновской и Боровской картин мира, несовместимости картин статического и становящегося миров.

  5. Спасибо за ссылку, очень хорошо! (С той оговоркой, что классическое представление о роли полушарий, кажется, вполне устарело за истекшие сто лет, и используется теперь разве что как метафора). Но два этих механизма (будь они локализованы в полушариях или как-то иначе), несомненно существуют! Меня занимает еще вот что: текст разворачивается во времени, а визуальный или мысленный образ — целен и вне времени. Не в этом ли противопоставлении корень многих загадок, в том числе и несовместимости эйнштейновской (где время — иллюзия) и квантовой (где вселенная актуализируется в настоящем по мере наблюдения) картин мира?

  6. “В связи с вышесказанным заметим, что поперечность евреев современной культуре будет только нарастать, ибо левополушарные евреи навсегда останутся народом Книги. Впрочем, герметически отгородиться от всего мира — невозможно…”
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Евреи всегда были народом Книги. Сначала это была Книга, затем появились другие книги: Манифест, Капитал, Мат-изм и эмпи-ртитицизм, Как закалялась сталь и Молодые Гвардии и так далее. Отгородиться от мира и его книг — невозможно. И левополушарный еврей стал правополушарным; шарит этот новый еврей по сусекам, доскребаясь до шутовских лавр, достигая в этой суете всяких “шар”, синеКУР, должностей и ПОЗиций: места создателя Красной армии (Лев Д. Тр-ий), “главного шраера” страны (И. Левитан), “главного шрайбера” (Илья Гр. Эрен-рг), а недавно – кресла Президента Украйны. Вейз мир, чем это всё закончится…

Добавить комментарий для Michael Nosonovsky Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.