Виктор Улин: Горечь победы

Loading

Я не хочу умалить героизм советского народа или бросить тень на память павших. Но 9-го мая нам праздновать нечего. За ценой мы не постояли, а победа оказалась Пирровой. Какой, к черту, «праздник»?! Осталась только горечь, только боль — за 25 миллионов их и за оставшихся нас.

Горечь победы

Виктор Улин

 Виктор Улин«Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. <…> Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют.»
(Александр Пушкин. «Александр Радищев»)

Я пишу эти строки без намерения кого-то оскорбить.

И не представляю истину в последней инстанции. Универсальной истины нет, у каждого она своя.

Просто излагаю мысли.

Слова, вынесенные в эпиграф, служат мне маяком.

Человек, живущий неизменными идеалами, страшен.

Даже Христос, непримиримый фанатик веры, перед смертью усомнился в правильности пути.

А Петр трижды отрекся от учителя, что не помешало ему занять высшую позицию в загробной номенклатуре.

В детстве, отрочестве, юности и молодости я был приверженцем военного патриотизма.

По 5, 10, 15 раз пересматривал фильмы, перечитывал книги военной тематики. Причем не романы Юрия Бондарева, где под позолотой орденов скрывается психология души, а убогие тупые эпопеи, полные барабанного пафоса и презрения к отдельно взятой человеческой жизни.

В поздние времена мои портретные очерки о ветеранах ВОВ принимались героями и попадали на редакционную «красную доску» газеты «Вечерняя Уфа».

Внештатного корреспондента никто не мог принуждать. Гонорары в не стоили того, чтобы ради них себя продавать. Я писал о войне по глубокому убеждению, от души, и верил в писуемое от первой буквы до последней точки.

Тому имеются причины.

Мое поколение было отравлено ядом коммунистической идеологии, базирующейся на химерах.

Главными были приоритет будущего перед настоящим и замена жизни памятью непережитого.

Я не отрицаю значение памяти для самосознания, однако всему есть предел.

В сознание живых внедрялось чувство первородной вины в том, что они живы, а павшие — нет.

Военная тема оставалась единственной, достойной возвеличивания. Лучшие художники всех видов искусств отдавали силы прошлому без взгляда на настоящее.

Недавно я скачал блок «Песни года» 70-х, попивая кофе смотрел на кухонном телевизоре и думал о невеселом.

Когда концерты шли в прямом эфире, аура хеппенингов казалась единственно допустимой. Но сейчас от «эха прошедшей войны» сделалось страшно. Спорить не стану; многие из тех песен были замечательными, их можно слушать до сих пор. Но возвеличивание памяти потерь априорно деструктивно. Произведения конструктивного направления — слабенькие песни о любви или просто о жизни — казались третьеклассницами, забредшими на поминки.

Что же касается материального… То здесь все было еще хуже.

СССР тратил миллионы рублей на мемориалы масштаба египетских гробниц.

Тогда и это казалось нормальным, сейчас вызывает недоумение: гранитом мостились поля бывших боев, а масса советских людей ютилась в убогих «хрущевках», если не в коммуналках.

Разумеется, все было оправдано политикой государства, зомбировавшего граждан мантрой «лишь бы не было войны» при том, что верховный шаман коллекционировал лимузины и держал икорную флотилию на Волге, за которой «не было земли».

Основой основ являлась ложь высшего уровня.

Информация о Великой Отечественной войне подавалась ограниченно и искаженно.

Ложь начиналась с приквела. Школьниками мы учили, что в 1939 году произошло «освобождение братских народов Западной Украины и Белоруссии», хотя на самом деле СССР, подыграв Германии, встречным ударом завершил уничтожение Польши.

Родившись в семье крупного партийно-хозяйственного деятеля, я был в утробе заражен инфекцией коммунистического сознания.

Являлся не просто членом ВЛКСМ, а активным комсомольским работником (хотя занимался не идеологией, а учебным процессом).

Стремился вступить в КПСС: будучи нормальным человеком, мечтал сделать карьеру, планка которой для беспартийного поднималась лишь чуть выше плинтуса.

Сегодня не стыжусь говорить о том прямо, поскольку верю в правоту Пушкина. Мыслящий человек эволюционирует, неизменен лишь полный дурак.

Я по-иному стал смотреть на систему, которая привела к тому, что страна, в ХХ веке экспортировавшая хлеб, в XXI покупает картошку у египтян.

И жалею лишь о том, что сделал то на шестом десятке, а не на третьем, когда еще мог уехать отсюда в нормальную страну.

Победу -— нельзя умалить ни в национальном, ни в общечеловеческом аспекте.

Священная война была справедливой.

Но СССР вел ее методами, изуверскими по отношению к собственному народу.

Война показала порочность «социалистического» строя, не имеющего отношения к настоящему социализму.

Советский союз 20 (Двадцать!) лет создавал свою армию.

Народ кормил ее, поил и одевал.

Не было чести выше, нежели работать ради грядущей войны.

(Равно как и послевоенный СССР работал на войну со всем миром; телевизоры собирались из микросхем, забракованных военной приемкой.)

Зарплаты у летчиков были выше, чем у академиков.

Все сырьевые ресурсы и промышленные мощности отдавались военному комплексу.

Вместо стиральных машин выпускались боевые самолеты, вместо легковых автомобилей — танки.

Девочек в школе учили не варить суп, а бросать гранату.

Но когда грянул гром, «малой крови и могучего удара» не получилось. «Непобедимая и легендарная», оказавшись небоеспособной, бежала до самой Москвы. Да и там остановилась лишь потому, что у немцев начались перебои с транспортом.

Налогоплательщики, 20 лет содержавшие дармоедов со звездами на петлицами, в тяжелый момент были вынуждены нести их ношу на себе.

Провал военной доктрины выдается за «подвиг всего народа».

Комсомольцы и пионеры-герои, швырнувшие жизни в топку подпольной борьбы, восхищали. На самом деле они делали работу, которую были обязаны выполнять профессиональные диверсанты из НКВД: народ кормил этот наркомат не только для того, чтобы мордатые заградотрядовцы целились в спины наступающим бойцам.

Партизаны до сих пор считаются гордостью идеологии.

Но нет ничего более позорного для государства, нежели партизанское движение как альтернатива регулярной армии. Ведь в такой «войне» заложниками служат мирные жители: дети, женщины, старики, оставшиеся на брошенной территории.

У меня есть друзья-белорусы; от мыслей об их родине подступают слезы.

Советской системой Белоруссия была отдана на растерзание врагу.

Поддерживаемые Москвой, комиссары что-то взрывали, а за каждого убитого эсэсовца фашисты сжигали по целой деревне.

Вина России перед белорусским народом, на треть уничтоженным вследствие партизанщины, неописуема и неискупима.

Фанатики, для которых «сладостно и почетно» заслонять собой флаги, найдутся всегда. Но даже нормальные люди под давлением идеологического гнета защищали СИМВОЛЫ вместо того, чтобы беречь ЖИЗНИ.

Один из Булгаковских героев говорил:

— Петлюре через 3 часа достанутся сотни живых жизней. <…> О портретах, пушках и винтовках прошу Вас со мной более не говорить.

Белогвардейский офицер высказал истину, в 1000 раз более гуманную, нежели пропагандистский бред коммунистов, призывавших людей умирать за лозунги на кумаче.

Сталинградская битва останется самым грандиозным побоищем всех времен. Но сейчас мы осознали, что там погиб МИЛЛИОН советских воинов — население Уфы, Омска, Самары или Нижнего Новгорода.

И хочется задать вопрос: а стоили таких потерь развалины тракторного завода и железнодорожный узел, над которыми реяло имя вождя?

Я никогда не уважал Францию, страну трех «П»: поваров, портных и проституток.

Но сегодня думаю, что, возможно, не так уж и неправы были лягушатники, отказавшись воевать с немцами. Они покрыли позором знамена, но сохранили культурные ценности, и — главное! — генофонд нации. Наша страна свой фонд уничтожила, поскольку в любой бойне первыми погибают лучшие.

От русской нации не осталось ничего: взгляните на окружающие рожи и сравните с лицами довоенных писателей, художников, музыкантов и даже врачей!

Во всяком случае, когда я вижу циклопизмы Мамаева кургана (для поддержания которых существовал НИИ, расположенный в бюсте фигуры), то думаю о количестве российских женщин, лишенных возможности стать матерями из-за нехватки отцов в стране, обезмужиченной бездарной войной.

Но даже при тактике РККА, выраженной тремя словами:

«ЗАВАЛИТЬ ВРАГА ТРУПАМИ»

— можно было минимизировать количество последних.

Хотя бы ограничить сверху, остановившись летом 1944 года на государственной границе СССР (как остановились в 45-м на демаркационной линии).

И пусть бы народы Европы сами разбирались с Гитлером, которого до 1938 года поощряли!

Вторая мировая война шла к концу и без нашего участия. Германский Рейх был обескровлен, ресурсы его — материальные и человеческие — исчерпались, воевать не хотел ни один здравомыслящий немец. В результате остались бы неразрушенными европейские города — от Варшавы до Дрездена! — а СССР не лишился бы еще нескольких миллионов мужчин.

Но мы «пол-Европы по-пластунски пропахали» ради людей, к России отношения не имевших. Потом еще 40 лет кормили сателлитов из соцлагеря. А когда кормление прекратилось, то даже в дружественной Болгарии снесли памятник русскому солдату Алеше, который освобождал этих б…болгар вместо того, чтобы валяться с девчонкой на Рязанском сеновале!

Во времена моего детства военные фильмы изобиловали сценами командных пунктов на фоне дальнего боя, где падали фигурки солдат — крошечных, как муравьи.

Но у каждого «муравья» имелась жена, мать или девушка — каждый упавший оборвал на себе цепочку жизней.

Последствия мы видим сейчас.

Разумеется, война есть «зверское дело». Но даже в самом зверином зверстве существуют человеческие пределы. Сегодня в каждом городе есть улица маршала Жукова или памятник ему. Между тем само имя кровавого негодяя стоит стереть из анналов.

Можно спорить насчет фразы, которой «маршал» напутствовал генералов:

«Солдат не жалеть! Бабы новых нарожают!»

Но неоспорим исторический факт.

Для того, чтобы взять Берлин к 1 мая и продемонстрировать всему миру торжество коммунистической идеологии, уважаемый Георгий Константинович положил на Зееловских высотах 10 дивизий.

Много это или мало в рамках тактики РККА, судите сами. Но даже при усредненной численности войсковых частей наши потери составили СТО ТЫСЯЧ человек за несколько дней никому не нужных боев.

Именно никому не нужных; Берлин в кольце окружения пал бы сам по окончании боеприпасов.

Заключительным аккордом прозвучало то, что советские военнопленные — солдаты, поплатившиеся за бездарность командиров — из гитлеровских концлагерей переехали в сталинские.

Кое-что можно оправдать, приведи сотворенное к положительному результату.

Но нынешнее состояние «победившей» России в сравнении с «побежденными» странами этого не позволяет.

Победив фашизм, войну мы проиграли.

Машина истории не имеет задней передачи, сейчас ничего нельзя изменить, но можно подумать переоценить.

И не славословить «народный подвиг», а делать выводы.

Ведь горькая правда нужней, чем сусальная ложь.

Нашим творческим семинаром в Литературном институте руководил известный советский прозаик Олег Смирнов — в прошлом член редколлегии «Нового мира», автор нескольких военных романов и сценария ко второй половине сериала «Государственная граница». Бывший фронтовик, награжденный ранениями, он обладал правом иметь собственное мнение о войне. В 1995 году Олег Павлович отказался получать памятную медаль в честь 50-летия Победы. Будучи человеком сдержанным и скрытным, Смирнов не уточнял мотивов своего решения, но между строк письма я понял все. Уже тогда мой руководитель видел не только фальшь вакханалии, но и ложь, лежащую в ее основе: история была трагедией, по результатам войны впору не ликовать, а горевать.

Но, увы, умных людей всегда было меньше, чем неумных.

Сегодня все поднялось на новый уровень, идет римейк «военного патриотизма».

Подстрекаемая политиками, молодежь обвязывает автомобили ленточками и оклеивает лозунгами, к которым не имеет отношения.

Снимаются фильмы о советских танках, но не говорится, что дорогу им мостили трупами. Своими, а не чужими: такого бесчеловечного отношения к человеческому материалу, как у нас, не существовало больше нигде.

В СССР люди были мусором, мусором остались и в России.

Школьников насильно записывают в «Юнармии»: опять форма, опять марши, за родину, мать вашу, под барабаны со святыми упокой…

И вместо честных произведений я читаю бодренькие «спасибы-деды-за-Победы».

Предвижу лавину проклятий со стороны ура-патриотов, для которых символы прошлого остались символами — и делаются все более символичными по мере отдаления трагедии.

Я не хочу умалить героизм советского народа или бросить тень на память павших.

Но 9-го мая нам праздновать нечего.

За ценой мы не постояли, а победа оказалась Пирровой.

Какой, к черту, «праздник»?!

Осталась только горечь, только боль — за 25 миллионов их и за оставшихся нас.

В этот день я посыпаю голову пеплом.

Print Friendly, PDF & Email

48 комментариев для “Виктор Улин: Горечь победы

  1. Я 1948 г.р., в 1953 году я думал уже так, как думал о войне мой отец с 1914 г.р., а 1936 года моряк Балтийского флота в Кронштадте, прошёл Финскую, Отечественную, с Японцами, ранения, инвалид 1-й группы и умер в 1964 году когда мне было 14 лет. Отец говорил — мы войну проиграли, я это понимал, потому как те кто правили жили жирно, а мы жили на 740 (74) рубля, и моя мама прошедшая всю войну на передовом, трудовом фронте была вынуждена всячески ухитряться нас четверых содержать. Я при совках писал, но моё было даже опасно предлагать в печать, потому я рисовал сюрреалистические картины — их называли антисоветскими, теперь я пишу, издал книгу в издательстве СПР, избранное, стихи и проза, «Позняя ласточка или долгая дорога из СССР», книгу отказали у нас презентовать по политическим мотивам, книгу презентовал мой друг в ГЕРМАНИИ, в Бонне, Герман Сергей, немцам моя книга не показалась опасной! Мы войну проиграли, мы страну предали, продали, и победа над Германией выброшена на помойку истории — победивший народ имеет право на достойную жизнь! Победа и люди отстоявшие страну сейчас нужны власти как выгодная карта, и не более того. Но наш народ одурачен и потому слеп, когда он прозреет — будет поздно. Мы движемся к пропасти с которой возврата нет. С автором полностью солидарен, больно до слёз за Россию. Больно за тех кто пал и за тех кто так и не родился. Больно за то, что у нас нет будущего.

  2. В одной кнiге о шестидневной войне прочитал, что подвиги чаще всего совершаются от безyсходного отчаяния. Я был потрясен страшной точностью заключения. Книга была на иврите и посвящена тому, что в 67-м Израиль готовился к войне за выживание, а к блестящей победе. Самым популярным арабским словом в те дни была — «резня». Мир, как всегда, молчал.
    В другой книге прочитал, что если в армии много героев, значит бездарные генералы…
    9- е мая — это не праздник, а великий день поминовения.
    Нужно четко разделять Сталинско-Гитлеровские авантюры по разделу Европы и миллионы павших в войне с врагом.
    Кстати, сейчас активно пытаются стереть факт, что Сталин готовил «освободительный» поход в Европу, да Гитлер опередил.
    Народ заплатил за все.
    Виктор, большое Вам спасибо.

  3. Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. О «ПИРРОВОЙ ПОБЕДЕ».
    — 2019-05-11 16:34:29(499)

    Виктор Улин: «Истина в том, что СССР потерял в той войне около 50 миллионов своих граждан, но до сих пор эта Пиррова Победа у кого-то вызывает ликование».

    Я — не Улину. Ему — бесполезно. Другим. Вдумайтесь в эти цифры:
    «Потери солдат/ Ранено/ Пленных/ Потери жителей
    CCCР: 8668400/ 14685593/ 4559000/ 15 760 000;
    Германия: 7400200\ 6035000\ 10650000\ 1 440 000»
    Рейх потерял на фронте — 7 млн.400 тыс.
    СССР — 8 млн.700 тыс. (Внезапность нападения: максимум жертв в первые два года).
    НО:
    СССР в результате зверств гитлеровцев утратил почти 16 млн. МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ,
    тогда как затеявший войну Рейх ЛИШЬ менее полутора миллионов (в основном от массированных бомбардировок).
    Даже в условиях войны и памяти о гитлеровских зверствах, советская армия, за исключением неизбежных издержек, вела себя гуманно.
    В Дессау ( б.ГДР), где наша семья жила в 1994-97 гг., воспоминания наших немецких знакомых были, я бы сказал, чрезвычайно положительными.
    Спишем это на субъективность впечатлений?

    1. Я не о гитлеровцах писал.
      Я о том, что благодаря порочности советской системы и небоеспособности РККА, которая готовилась в войне с 1918 года, потери СССР в совокупности за 1941045 составили 47 миллионов человек. Это официально признала даже госдума.
      В ГДР я тоже жил и работал среди простых людей на стройке.
      Немцы были благодарны русским за то, что мы избавили их от Гитлера.
      Увы, никто нас не избавил от коммунистов.

      1. виктор улин — 2019-05-12 14:50


        В ГДР я тоже жил и работал среди простых людей на стройке.
        Немцы были благодарны русским за то, что мы избавили их от Гитлера.
        Увы, никто нас не избавил от коммунистов.
        ======
        Позвольте анекдот, бытовавший в ГДР:
        — За что мы любим русских?
        — За то, что они освободили нас от фашизма!
        — За что мы не любим американцев?
        — За то, что не они освободили нас от фашизма!

        1. Вот 1000 раз верно. дорогой Соплеменник.
          Помню лето 1983 года, уже при смерше Андропове.
          Сидим мы в столовой на стройке в Дрездене, жуем манные колобки с тминной подливкой, беседуем с немцами.
          Повар был толстый, черный, волосатый, успел повоевать (но в плену, в отличие от нашего прораба Эрвина, не был), имени его не помню.
          Меня не стеснялись (простые немцы вообще со мной там о чем только не разговаривали), моих соотрядовцев не опасались, потому что те по-немецки нипса не понимали.
          Так повар говорил примерно так:
          — вы, русские, освободили нас от Гитлера, а американцы хуже Гитлера, потому что Гитлер хотел уничтожить Европу, а Рейган хочет взорвать весь мир.

          Впрочем, о том подробнее в моем мемуарно-публицистическом романе «Умерший рай» — https://ridero.ru/books/umershii_rai/ , 1040 страниц

    2. Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. О «ПИРРОВОЙ ПОБЕДЕ».
      — 2019-05-11 16:34
      Даже в условиях войны и памяти о гитлеровских зверствах, советская армия, за исключением неизбежных издержек, вела себя гуманно.
      =====================
      Маркс Самойлович,
      Характерны эти «неизбежные издержки». Для Вас вся картина Советской России — неизбежные издержки, которыми Вы постоянно оправдываете преступления власти и перед своим народом и перед другими народами (прежде всего Польши). Но в конце концов, речь идет не об «издержках». Сколь бы гуманной ни была армия (спросите изнасилованных немок — тоже издержка). Речь идет об оценке преступлений советской власти и оценке победы. Ни один россиянин, ни один еврей не может (не должен) не ценить ее, не благословлять ее. Но не только вопиют из земли преступно (и как громадная издержка человеческой подлости) погибшие миллионы, но и жертвы той же власти, которая воспользовалась победой (ею почти проигранной в силу ее собственных преступлений) и еще больше поработившей собственный народ на годы. Об этом статья Виктора Улина.

  4. В.У. — “Один мой товарищ по цеху, прозаик, подсчитал, что…если бы перед бы на параде «победы» тем же шагом теми же рядами прошли все, павшие в результате бездарной ВОВ, шествие мертвецов продолжалось бы ТРИ С ПОЛОВИНОЙ года..”
    = = = = = =
    Письмо генералу Z
    * * *
    Генерал! Наши карты — дерьмо. Я пас.
    Север вовсе не здесь, но в Полярном Круге.
    И Экватор шире, чем ваш лампас.
    Потому что фронт, генерал, на Юге.
    На таком расстояньи любой приказ
    превращается рацией в буги-вуги…
    Генерал! Только душам нужны тела.
    Души ж, известно, чужды злорадства,
    и сюда нас, думаю, завела
    не стратегия даже, но жажда братства:
    лучше в чужие встревать дела,
    коли в своих нам не разобраться.
    Генерал! Только Время оценит вас,
    ваши Канны, флеши, каре, когорты.
    В академиях будут впадать в экстаз;
    ваши баталии и натюрморты
    будут служить расширенью глаз,
    взглядов на мир и вообще аорты.
    Генерал! Я вам должен сказать, что вы
    вроде крылатого льва при входе
    в некий подъезд. Ибо вас, увы,
    не существует вообще в природе.
    Нет, не то чтобы вы мертвы
    или же биты — вас нет в колоде…

    Генерал, даже карточный домик — хлев.
    Я пишу вам рапорт, припадаю к фляге.
    Для переживших великий блеф
    жизнь оставляет клочок бумаги.
    :::::::::::::::::::::::
    Работа Виктора Улина, точно, — “не гримаса пропаганды”.
    И это – здорово! И у И.Бродского о войне много чего интересного, а цитируют
    безостановочно “На смерть Жукова”.
    — — — —
    “..Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря.
    И от Цезаря далеко, и от вьюги.
    Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
    Говоришь, что все наместники — ворюги?
    Но ворюга мне милей, чем кровопийца …”

  5. Уважаемый тёзка,
    к этим двум бесспорным позициям хочу добавить ещё одну, не менее важную: Победа обеспечила «сохранение европейской цивилизации» (не помню, чьи это слова). Уже поэтому состоявшуюся Победу нельзя назвать Пирровой. Я плохо представляю, что было бы если бы победу праздновала в 45-м противная сторона. Думаю, что в этом случае не появился бы на свет автор обсуждаемого материала, не появились бы на свет или покинули его многие из тех, кто целиком поддерживает критику в адрес Победы.

    Побывав в Париже, нельзя не задуматься о том, что может быть лучше, практичнее не сражаться, а сразу сдаваться на милость победителя. Этот французский способ сохранения исторических ценностей в той страшной войне, совершенно ясно, был неприменим к России. (Не воспользовались им ни Варшава, ни Лондон.) Париж остался цел, но вряд ли французы жили бы той же жизнью и наслаждались бы видами Парижа, как они это делают сейчас, если бы записавшие их в союзники державы не нанесли поражения захватчикам Парижа.

    1. Дорогой Виктор!
      Таки у меня не критика, а печаль.
      И, боюсь, Варшава была разрушена лишь вследствие того, что СССР вторгся в Европу…
      Если бы Жуков дошел до Парижа — 2 недели назад там было бы уже нечему гореть.

  6. И не представляю истину в последней инстанции. Универсальной истины нет, у каждого она своя.
    Эта фраза из всего текста не вызывает сомнений.

    1. Согласен, Аарон.
      Истина также в том, что СССР потерял в той войне около 50 миллионов своих граждан, но до сих пор эта Пиррова Победа у кого-то вызывает ликование.

      1. » вызывает ликование» у меня, а про около 50 миллионов, позвольте вам поверить не до конца.

        1. Даже коррумпированная до мозга костей Государственная дума РФ недавно официально признала, что общая убыль населения СССР за 1941-1945 годы составила 47 миллионов человек.
          На совесть чисто немецких фашистов стоит отнести максимум 10, равно их потерям в ВМВ.
          Остальное — дело рук Сталина, Берии, Шахурина, Ворошилова и прочих.
          А также наркомов СССР.

          Призвать к ответу из могил сейчас некого.
          Но кто мне ответит, почему страна

          1. Аннулировавшая царские золотые долги.
          2. Присвоившая личные активы уничтоженного высшего класса общества.
          3. Национализировавшая предприятия иностранного капитала.
          4. Обладавшая неограниченными сырьевыми ресурсами (в отличие от Германии, получавшей никель для танковой брони из американских 25-центовых монет, которые резиденты присылали в Рейх почтовыми посылками).5
          5. 20 лет готовившаяся к войне РАБСКИМ трудом всего 200-миллионного народа…

          ПОЧЕМУ, по чьей вине эта страна на смогла хотя бы наштамповать по 1 винтовке на каждого бойца?

          Почему? Да потому что.

          За что НКВД и СМЕРШ расстрелял 135 тысяч солдат и офицеров на фронте — 10 дивизий?
          Почему труд в стране, возводивший Днепрогэсы, был таким адским, что люди в тылу падали замертво около станков.
          По какой причине «фляшенхальс» шириной 20 км не прорывали целый год, до тех пор, пока в кольце блокады не умерли ЛУЧШИЕ Ленинградцы, аристократы духа?

          Сейчас за это уже никого не расстрелять.
          Но ликовать 9 мая народу России НЕТ ПРИЧИН.

          Один мой товарищ по цеху, прозаик, подсчитал, что если бы перед бы кровавой сволочью маршалом Жуковым на параде «победы» тем же шагом теми же рядами прошли все, павшие в результате бездарной ВОВ, шествие мертвецов продолжалось бы ТРИ С ПОЛОВИНОЙ года.

          НЕЧЕГО ПРАЗДНОВАТЬ, можно только скорбеть.

          1. Поскольку нет документов подтверждающих, выглядит как сплетни/анекдоты. Ликовать 9 мая народу России или нет не нам с вами решать.

        2. «Поскольку нет документов подтверждающих…»
          https://topwar.ru/108952-rzhevsko-vyazemskaya-nastupatelnaya-operaciya-8-yanvarya-20-aprelya-1942-g.html
          http://club.berkovich-zametki.com/?p=46330
          В очерке «Мифы и реалии» представлено много документов. Обратите внимание на ржевско-сычёвскую операцию. Там представлены ДОКУМЕНТЫ и со стороны Красной Армии, и со стороны вермахта.
          Если эти документы вас не убеждают, представьте свои доказательства обратного.

          1. Красная армия взяла Берлин и Германия капитулировала

          2. Уважаемый Яков! Прочитал ссылку, которая показывает, что 1. потери КА были в 5 раз больше немецких, что велико, но для наступления, фактически, одного из первых против нацистских войск со дня их появления, понятно, 2. эти немецкие войска для наступления весной 1942 стали в результате непригодны. Причина дефектa в вашей оценке понятна — сказываются непрофессионализм в вопросе и тенденциозность в оценке.

  7. Уважаемый Soplemennik, у Вас шибка. Надо: «Над пустынным рейдом Севастополя ни серпа луны, ни огонька». Расстреливать на рейде можно корабль, но не моряка. Песню пел и Утесов, была пластинка.

    1. Михаил Поляк — 2019-05-10 14:39

      Уважаемый Soplemennik, у Вас шибка. Надо: «Над пустынным рейдом Севастополя ни серпа луны, ни огонька». Расстреливать на рейде можно корабль, но не моряка. Песню пел и Утесов, была пластинка.
      ======
      Наверное, Вы правы. Просто в памяти отпечатались слова песни, которую постоянно пел инвалид в вагонах электрички Москва-Пушкино (приходилось часто ездить; вот и запомнил так). Смысл, полагаю, его не особенно заботил. Главное — разжалобить аудиторию и это ему блестяще удавалось. Мелочь, рубли, а то и трёшки с пятёрками, сыпались в кепку во множестве.

      1. Уважаемый Соплеменник!
        Вы таки правы.
        Песни подобного рода имеют массу вариаций.
        Например, песня предыдущей войны — «Галицийские поля» — тоже имеет много релизов.
        Утесов ее не пел, но зато пел Виктор Улин, файл есть в интернете, открывается по поиску.

  8. В этом году День Победы и День Независимости Израиля один день 9 Мая. Празднуем Победу.

    1. Единственный бесспорный итог ВОВ — прекращение Холокоста и образование Израиля спустя 2 года.
      Ам Исраэль, хай!
      Мазл тов.

  9. Добавлю:
    Можно понять чувства многих людей, кто помнит войну, послевоенные годы и празднует 9 мая. Но то, как сегодня празднуется этот день, все эти шествия и маскарады, все эти восторги и крики \»можем повторить\» есть повторение использования победы для поддержания теперь уже путинского режима. Не случайно на Западе нет этого шабаша. Здесь власть не может проституировать память о победе, неразрывно связанной с жертвами, горем и болью.

    1. СПАСИБО, Борис, за понимание того, что я хотел сказать.
      Отмечу также и то, чего я как-то не решился написать в очерке, который опубликовал и в России, где рискую попасть под сапоги «бессмертного» полка.
      Все эти махания флагами под звуки маршей, НЕ ИМЕЮЩИХ отношения к нынешнему режиму россии — внедрение в сознание людей идеи войны со всем миром.

      Молодежь всем этим уже отравлена. И это страшно,

  10. Время не повернуть вспять. И если ясно, что виновником трагедии, свалившейся на народы СССР, была во многом советская власть и политика Сталина (что не есть какое-либо оправдание нацисткой Германии и политики Гитлера), то все-таки теперь невозможно продумывать ход войны (и случилась ли бы она) при другой власти и политики. Поэтому апологеты «великого менеджера» всегда найдут, что возразить и как представить Сталина и его генералов «великими» полководцами, несмотря на все серьезные и документированные аргументы таких публикаций как Виктора Улина.

    Я понимаю слова Виктора: «Я не хочу умалить героизм советского народа или бросить тень на память павших. Но 9-го мая нам праздновать нечего. За ценой мы не постояли, а победа оказалась Пирровой. Какой, к черту, «праздник»?! Осталась только горечь, только боль — за 25 миллионов их и за оставшихся нас». Но ответил сестре жены, позвонившей сегодня из СПб, блокаднице, поздравившей нас (тоже рожденных до войны): «И мы тебя поздравляем!» Ни сестра, ни мы не пошли на «шествия». Мы выпили в память выживших и погибших за домашним столом.

    И еще. В согласии с автором скажу, что, по последнему счету, тем более трудно праздновать эту победу, что она закрепила победу Сталина и его режима над народами страны еще почти на полвека и увеличила горечь и боль миллионов и миллионов людей, в том числе и тех, кто добыл победу над нацисткой Германией.

    1. ЖМУ РУКУ, Борис.
      У меня самого предки умерли в блокадном Ленинграде.
      Но и о блокаде у меня тоже сложилось собственное мнение.
      Оно выражено конспективно в книге о моем старшем друге, математике Денисе Артемьевиче Владимирове, доступной на площадках Литрес и Ридеро, а также публикуемой сейчас с продолжением на ресурсе Евгения Берковича «7 искусств» — http://7i.7iskusstv.com/y2019/nomer4/ulin/

  11. виктор улин — 2019-05-09 14:19:10(196)
    … Есть еще одно, тоже трагическое: «На ветвях израненного тополя» — его вообще никто сейчас не помнит.
    ====
    А вот это Вы зря! Песню постоянно пели побиравшиеся по вагонам инвалиды и псевдо-инвалиды. Я даже запомнил первый куплет:
    На ветвях израненного тополя
    Тёплое дыханье ветерка.
    На пустынном рейде Севастополя
    Немцы расстреляли моряка…

    Сама песня — из кинофильма «Иван Никулин — русский матрос»:
    https://www.youtube.com/watch?v=-f-U7JrsfjU

  12. В целом — согласен. А в деталях? — Например: за последнее десятилетие неоднократно бывал в Пловдиве. И стоит там на горе Алеша, и никому не мешает.

  13. Стихи участников боёв: Семён Гудзенко “Перед атакой”, Иона Деген “Мой товарищ, в смертельной агонии…”, …
    Но Ион Деген был ещё и постоянным многолетним автором этого портала. http://berkovich-zametki.com/Avtory/Degen.htm А его стихотворение «Мой товарищ, в смертельной агонии// Не зови понапрасну друзей.// Дай-ка лучше согрею ладони я// Над дымящейся кровью твоей.// Ты не плачь, не стони, ты не маленький,// Ты не ранен, ты просто убит.// Дай на память сниму с тебя валенки.// Нам ещё наступать предстоит» признано лучшим стихотворением ВОВ. Евтушенко назвал это стихотворение самым гениальным, из написанных о войне. Автор «Разрезал острее автогена,//Всё то, что называется войной//Треклятой, грязной, кровной и родной». Михаил Веллер сказал: Ион Лазаревич, Вы написали одно из лучших стихотворений о войне. В этих замечательных, трагических и страшных восьми строчках, по мнению многих настоящих фронтовиков-окопников, и заключена вся жестокая правда о войне.
    Но всё это произошло позже, а летом 1945 года на вечере в Доме писателей, где Ион читал это и др. свои стихотворения, его обвинили в трусости, мародёрстве, в клевете на доблестную Красную армию. Литературным генералам не понять было, что снять валенки с только что погибшего друга – это не кощунство. Именно в том, что «это – не кощунство», и заключался весь ужас войны.

  14. На самом-то деле День Победы был — они, я их помню, победили и выжили. А сейчас — пошлая спекуляция, хуже Брежнева, который, все-таки, приближался к переднему краю и помнил о своих товарищах потом. Мне кажется, главная мысль Виктора — о некрофильстве официальной памяти, те, кто выжил, просто радовались жизни и не любили вспоминать, а нахлебники — любят. Это порок системы: вместо того, чтобы разрешить людям сделать себе хорошо, стараются заставлять их жить плохо под предлогом прошлых лишений. Память — неотъемлемое свойство народ, но она не больше и не важнее радостного желания сделать свою жизнь лучше, это же тоже — залог существования народа, нации.

  15. Правдивые стихи о трагизме войны…
    Идея автора о предпочтении осады перед атакой и об остановке боевых действий на собственной границе – была воплощена (Александр Аронов “Когда горело гетто”). Стихи участников боёв: Семён Гудзенко “Перед атакой”, Иона Деген “Мой товарищ, в смертельной агонии…”, Юрий Левитанский “Ну что с того, что я там был”. О демографических последствиях войны: Борис Слуцкий “Последнее поколение”. Воистину – “Это радость со слезами на глазах” (“День Победы” – Владимир Харитонов – Давид Тухманов).

  16. Дорогой Мирон! Вы совершенно верно заметили, «что за развалины завода бились две стороны. И во имя спасения своих людей не отошла ни одна». Но одного из виновников сталинградской (и не только) трагедии его страна и весь мир проклинают как величайшего преступника всех времен и народов, а другого превозносят как «эффективного менеджера». Об этом и статья Виктора.

    1. Именно так, Михаил..
      Но и кроме того, при мысли о МИЛЛИОНЕ павших начинаешь думать — а не разбомбить бы было лучше этот узел с воздуха, уничтожить все, но сберечь ЛЮДЕЙ.

      1. Про сегодня, уважаемый Михаил, лет через 10 и отвечу.
        Потому как живу, увы, в россии, а тут скоро, как в Рейхе, «любовь к фюреру» будет закреплена как конституционная обязанность российского гражданина (= кремлевского раба)

    2. За осознание я автора поблагодарил. Но разбомбить всё тогда было невозможно. А вот про «сегодня», про следование модели «эффективного менеджера», он мне, к сожалению, не ответил. Что ж, подожду лет с десяток — что мне стоит. Удивляюсь, что вы этого не заметили.

      1. По поводу «эффективного менеджера, Позвольте мне свои «5 копеечек» оставить)))

        Байка о великих менеджерах
        Август 1991 года:
        Ельцин! Ельцин!! Ельцин!!!
        Ельцин на танке зачитывает августовские тезисы к Времен… к ГКЧП.
        А поутру они проснулись. Недаром говорят, что утро вечера мудреннее. И, проснувшись в декабре 1991 года в Беловежье, Борис Николаевич здраво рассудил: образ вождя на броневике как-то мелковат.
        «А не поднять ли нам матушку Русь на дыбы? Ведь, эта, даже скульптура есть — «Пётр 1 и конь его Фальконь».
        — Борис Николаевич, это — скульптор — Фальконе.
        — Ну пускай будет Пётр 1 на Фальконе!
        И понеслось: реформатор! Реформы! Нам нужны реформы!
        А с чего вдруг Чрномырдин Виктор Степанович афоризмами заговорил, мол, «Хотели как лучше, а получилось как всегда…»
        Правильно. Хотели «Поднять на дыбы», а получилось «Поставить в позу…»
        Декабрь 1999 года:
        «Уйди! Уйди на х…! Уйди за ради бога!»
        Ушёл. И даже дверью не хлопнул. Тихонечко дверцу притворил и растворился.
        Декабрь 1999 года:
        Путин! Путин!! Путин!!!
        «Нам необходимо в первую очередь встать с колен!»
        «С колен! С колен! вставай, блин, вставай с колен!!!»
        «Менеджер! Великий менеджер! Помните, был аналогичный случай: «из России аграрной в Россию индустриальную! И ведь сделал! Бонбу ядрёную янкесам под нос сунул!»
        «Путин!Путин!!Путин!!!»
        — А мочить в сортире будем!
        — А а кто против — тому обрезание будет!
        «Волгоград — в Сталинград! А не Москва ль за нами? Великий менеджер!»
        «Волгоград — в Сталинград! Волгоград — в Сталинград!»
        — Да вставай же с колен!
        Май 2017 год:
        — Даю установку: Россия! Cтань такой, как я хочу!

  17. Оперативно-стратегические предложения автора – оставить разрушенный полностью завод (т.е. Сталинград), остановиться в войне, выйдя на довоенную границу (кстати, какую – 39, 40 гг или ранее?), окружив Берлин, просто ждать, пока сам падёт — конечно же, совершенно наивны. Отмечу, что за развалины завода бились две стороны. И во имя спасения своих людей не отошла ни одна.
    Но я благодарен автору за его осознание, признанно запоздалое, несоразмерной цены победы, которая стала из-за этой высокой цены предметом скорби. Отмечу, однако, что СССР не кормил своих союзников в послевоенные десятилетия, а определил их путь развития, ставшего затянувшейся стагнацией на долгие годы. Поэтому нечего дурным словом обзывать болгар, например.
    Власть захватила День победы, и использует его, по нарастающей, с 1965. Но последствия этого захвата, особо сильно проявляющегося в настоящее время, не сводятся к детсадовцам, марширующим в военной форме. Они, эти последствия, определяют всю политику РФ, хотя автор об этой политике ничего не сказал. Либо просто забыл (а зря), либо ему предстоит ещё многое пройти в саморазвитии.
    Я поздравляю читателей с Днём независимости Израиля, которая важна, как положительный пример, для всего мира, и с Днём победы, который при всех неприятных особенностях его официального празднования, для меня (и моих близких и потомков) очень важен как для еврея и блокадника.

  18. СПАСИБО, Яков!
    Жму Вашу руку.
    Вы АБСОЛЮТНО правильно поняли все, что я хотел сказать в этом эссе.
    «Я убит подо Ржевом» — одно из моих любимейших стихотворений. Его в самом деле сейчас не услышишь.
    Есть еще одно, тоже трагическое: «На ветвях израненного тополя» — его вообще никто сейчас не помнит.
    «Смуглянка» — Вы правы на 100%. Музыка гениальная, но текст… Смысл, который на самом деле в том, что эти партизане-молдаване пойдут что-то взрывать. Но не говорится, что за каждый взрыв гитлеровцы уничтожат 100 мирных молдаванцев.

    Образ «непогрешимой державы» насаждается сейчас в России, школьникам загаживают мозги воплями «спасибо деду за Победу», он не говорят, что дед этот выжил ЧУДОМ.
    Что его не расстреляли в спину Бериевские недобитки по Сталинградом. И что кровавая сволочь Жуков не уложил его в числе 100 000, штурмуя Берлин к 1 мая.

    И ведь как мозги всем загадили: еще недавно я пересматривал «Освобождение» и видел эти эпизоды — где солдаты штурмуют Рейхстаг, а раскормленные маршалы кричали из КП — медленно, медленно!
    И наступает взвод по лестнице, сверху станковый пулемет — одна секунда и целое отделение трупов — а пофигу, бабы новых нарожают!

    (а то, что после такой политики этим самым «бабам» рожать будет НЕ ОТ КОГО, вся эта мразь с маршальскими звездами даже не думала.)
    И за что? за то, чтобы красный лоскут повесить на куполе прежде, чем немцы сдадутся сами.

    ЭТО УЖАСНО.
    Только об ЭТОМ сейчас и можно писать.

  19. По утрам смотрю как в деревцах
    Воробьи заводят перебранку.
    Стал я старше своего отца:
    Он ушёл из жизни спозаранку

    Не моя и не его вина —
    Ангелы подняли по тревоге.
    Почему- то снится мне война.
    Трупы на обочине дороги,

    Эшелон, разрушенный вокзал,
    Артобстрел, окопчик под сосною…

    Господи! Ведь я не воевал!
    Что со мною?
    Что это со мною?

    Это стихотворение моего друга Бориса Юдина. У него есть несколько стихотворений, посвящённых теме той войны, Победу в которой с литаврами, с лязгом гусениц танков по брусчатке Красной площади празднуют каждый год. Для меня эти стихи напрямую перекликаются со стихами Твардовского, пронзительными и скорбными — \»В тот день, когда окончилась война\», \»Я убит подо Ржевом…\» Напомните мне, когда в последний раз вы слышали эти стихи с экранов телевизоров, со сцены? \»Враги сожгли родную хату\» на стихи Исаковского, из истории песни:
    Исаковский позже рассказывал:
    Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже — прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем».
    Стихотворение было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады.
    Возродил эту песню 14 лет пребывавшую под запретом Марк Бернес в 1960 году, исполнив её на свой страх и риск. Она и сегодня под запретом.
    Вы спрашиваете — почему? Да потому, что возникает методологический вопрос: КАКОЙ ЦЕНОЙ ДАЛАСЬ ПОБЕДА? И вся идеологическая шелуха слетает с \»забронзовевшего\» идеологического \»образа\» державы. И надобно пересматривать всю историю государства российского. Я не помню, не помню, когда в День Победы читались бы стихи молодых поэтов, сгоревших в пламене войны: Павла Когана, Всеволода Багрицкого, Михаила Кульчицкого, когда бы читались стихи Юлии Друниной, Бориса Слуцкого, Сергея Орлова…
    А зачем? Когда есть долгоиграющая \»Смуглянка\» и \»Едут, едут по Берлину наши казаки…\»
    У России осталась, по-видимому, последняя гордость, поэтому так истерически и встречают этот праздник…

Добавить комментарий для виктор улин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.