Борис Гулько: Еврейская диалектика

Loading

Израильтяне — единственный из народов «первого мира» со здоровой демографией. У средней израильтянки более чем вдвое больше детей, чем у средней европеянки. Одна из причин этого: израильтянин ценит жизнь, поскольку над ней висит опасность — война, могущая возобновиться в любой момент.

Еврейская диалектика

Борис Гулько

Народу с историей в три с половиной тысячелетия пришлось за эту историю немало передвигаться по планете. Путешествия сквозь наше первое тысячелетие описаны в главной Книге цивилизации — в ТАНАХе. Обильны событиями были и следующие два с половиной тысячелетия.

К началу 80-х годов 19 века значительное большинство ашкеназских евреев нашло себя подданными русского царя. Другая группа — более образованная и секуляризованная — проживала в Германии и в Австро-Венгрии. Эти дали миру огромную часть гениев ХХ века, но как популяция были уничтожены в Холокост.

После погромов 1881-82 годов среди российских евреев началось идейное расслоение, приведшее к разделению в пространстве. Часть очаровалась сионистской идеей и переселилась в Палестину. Другие в поисках свободы отправились в Америку. Третьи — более успешные, а также менее решительные — остались на месте. За полтора столетия это разделение произвело три группы евреев с разными языками, традициями, символами и национальными характерами.

Главный итог духовного развития советских евреев в послевоенное (после МВ-2) время — освобождение от всяческих иллюзий и идеологий. С иудаизмом мы знакомы не были — религиозность утратили ещё наши отцы. Какие-то светлые идеалы ассоциировались с Октябрём 1917 года. Молодой Булат Окуджава пел нам:

Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье ни покачнуло шар земной,
Я все равно паду на той, на той далекой на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

Ещё мы распевали о дуралее, который

хату покинул, пошёл воевать,
Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать,

не понимая, что воюет за то, чтобы отняли землю у него самого.

После того, как мы узнали о преступлениях сталинизма, химера коммунизма осталась привлекательной лишь для карьеристов и глупцов. Окончательно социалистическую грёзу похоронила для наших поколений оккупация Чехословакии 21 августа 1968 года. Советская власть стала восприниматься как враг. Недаром бешеный успех имел у нас странный роман Булгакова, в котором единственным привлекательным властным авторитетом в советской Москве оказался Дьявол.

Ещё была иллюзия «Великой победы» Советского Союза, «спасшей мир и евреев от фашизма». Этот миф умер, когда его стали понимать в контексте истории: Сталин и Гитлер решили поделить мир, 23 августа 1939 года заключили договор о дружбе (с секретным протоколом) и через неделю начали мировую войну. Потом союзники, как пауки в банке, сцепились между собой. Гитлера встречали как освободителя от СССР прибалты и западные украинцы; советская армия, победив немцев, спасла выживших евреев. Но лишь для того, чтобы меньше, чем через 3 года после победы, начиная с убийства Соломона Михоэлса 12 января 1948 года, СССР продолжил относительно евреев прерванную политику нацистов, которую, на пике её, оборвала неожиданная смерть Сталина.

Была ли Советская армия «освободительницей»? При нападении её на Финляндию? Или при оккупации прибалтийских стран и массовой высылке в Сибирь их населения? Или при агрессии против Польши и Катынском расстреле пленных поляков? Или при массовых изнасилованиях и грабежах в «освобождённых» центрально-европейских странах?

Во время войны против немцев СССР одновременно вёл войну против собственного народа. По последним публикациям в те годы трибуналами были осуждены 2 530 663 советских военнослужащих. Вынесено 284 344 смертных приговора, расстреляно 157 593 человек. Ещё следует помянуть отношение власти после войны к своим покалеченным воинам. Какая совесть выдержит груз «гордости» за такую победу?

Ещё был миф об интернационализме СССР. Среди евреев какое-то время бытовала версия, что Октябрьский переворот освободил нас от черты оседлости и процентных норм. Потом мы вдруг осознали, что большевики к этому непричастны. Это совершила Февральская революция. Евреи ощущали на себе лицемерие «советского интернационализма» постоянно, но осознали всю его ложь, наблюдая антисемитскую реакцию СССР на чудесное спасение Израиля в Шестидневной войне 1967 года.

Постепенно во многих советских евреях стало просыпаться, вместе с презрением к СССР, страстное желание покинуть страну-западню. Активная борьба началась, когда 15 июня 1970 года 14 евреев-героев решились, рискуя расстрельной статьёй, на попытку угона из СССР самолёта. Она продолжалась 18 лет и завершилась нашей победой. Более 90% евреев покинули бывшую империю.

Советским евреям-ашкенази, утратившим идеологические иллюзии, духовность давал живой интерес к культуре и к наукам. Многие получили хорошее образование. СССР с царских времён долго сохранял достойную систему просвещения.

Если советские евреи оказались без иллюзий, то наши американские собратья и сегодня переполнены ими. Американская ветвь евреев выросла в условиях свободы и привыкла к ней. Они, как и их экс-советские родственники, в массе своей секулярны. Разница — у них, в отличие от нас, нет прививки против губительных левых идей. И они следуют за любой левой ахинеей, как мальчики Гаммельна за дудкой Крысолова из старой легенды.

Идей, которые после проверки временем не оказались ложными, в нашем мире крайне мало. Я знаю одну. Деннис Прегер — представитель малочисленной группы правых американских евреев-интеллектуалов, так объяснил «американскую трагедию» евреев:

«Иудеи и другие, отказавшись от Библии как источника своей мудрости, переняли все наиболее глупые убеждения… Светские люди имеют потребность верить во что-то».

Их вера в сегодняшней Америке включает политкорректность, искажающую смыслы понятий; отказ от свободы слова, оберегающий хилую левую идеологию; от права собственности — отняв и поделив, можно удовлетворить их мечту о социализме; от традиционной морали; от традиционной роли полов, ненавистной феминисткам, да и от самого понятия пола. Утрачивается понятие американской национальной идеи: почему все желающие не могут прийти в Америку и растворить её в своей массе?

Специальный феномен современной Америки — активный еврейский антисемитизм, заметный, например, в публикациях и карикатурах «Нью-Йорк Таймс», и владельцы, и большинство авторов которой — евреи. А также прохладное в целом отношение американских евреев к Израилю. Так недавний опрос авторитетной Pew Research показал: 42% американских евреев считают, что президент Трамп «слишком благосклонен к Израилю», а среди прочих американцев так считают только 26%.

Рассматривая современное еврейство диалектически — по Гегелю, можно представить, что тезисом в гегелевской формуле выступает лишённое иллюзий постсоветское еврейство, антитезисом — переполненное разными идеологиями американское. А синтезом оказывается третья её часть — израильтяне. «Тезисные» евреи в эмиграции, уже во втором поколении, теряют свой язык и традиции и приобретают свойства евреев страны пребывания. Также обречены на скорое исчезновение «антитезисные» светские американские евреи — эти за счёт ассимиляции. Больше 80% браков у них — смешанные.

Та же судьба, впрочем, уготована не столь многочисленным евреям, оставшимся на постсоветском пространстве. Информация в Википедии о дочери президента Украины Владимира Зеленского Александре: «её крёстный отец…» Зачтём в евреи человека, крестившего дочь?

Основное достижение израильских евреев-ашкенази, «синтезирующих» путь советских и американских — израильские будут существовать, когда те растают. Израильтяне приняли на себя идеологию, но это идеология не исчезновения, а жизни. Они — единственный из народов «первого мира» со здоровой демографией. У средней израильтянки более чем вдвое больше детей, чем у средней европеянки.

Одна из причин этого: израильтянин ценит жизнь, поскольку над ней висит опасность — война, могущая возобновиться в любой момент. В 1970 году в СССР одновременно появились фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» и вставная новелла в фильме Петра Тодоровского «Городской романс», в которых герои в аморальной по сути советской жизни тоскуют по нечеловечески тяжёлой и опасной, но осмысленной военной. Слава Богу, количество погибших в израильских войнах в последние десятилетия не столь велико, по сравнению, скажем, со статистикой жертв на дорогах. Но постоянная возможность войны вводит восприятие жизни и смерти в контекст её истинных ценностей.

Одна из них — патриотизм. Евреи всегда были патриотами своих стран. В период МВ-1 самый высокий патриотизм демонстрировали немецкие евреи, во время МВ-2 — советские. Оба раза любовь осталась безответной — в ней отсутствовала важнейшая составляющая — взаимность.

Выдающийся современный раввин Ури Шерки, объясняя учение создателя религиозного сионизма Рава Кука, пишет:

«История — это сложная диалектическая система отношений между Божественной и национальной идеями… В истории мы встречаем выражение обеих идей и их противоборства или сотрудничества. Согласно Раву, противоборство этих двух идей — корень проблем человечества. Мы, евреи, должны стать решением».

Почему мы?

«Евреи встречают Божественную идею посредством национальной. Весь смысл национальной идеи — обеспечить встречу с Божественной».

Израиль создавался социалистами как атеистическое государство. Однако израильтяне стали ощущать присутствие в своей жизни Высшей Силы — ныне, по опросам, 80% среди них, включая несоблюдающих еврейский закон — галаху — верят в Бога. Рав Кук (в изложении Шерки) видел цель сионистского проекта как

«открытие Святости Общего: во взаимодействии всех факторов национальной жизни проявляется Божественная Идея, или, если хотите — Шхина. Это не «религиозное государство». Это государство, в котором Божественная идея проявляется во всех ее аспектах».

Поэтому, надо понимать, сущность патриотизма израильтян отлична от былого патриотизма немецких или советских евреев.

Окна нашей иерусалимской квартиры выходят в школьный двор, и траурную сирену в день поминовения погибших в войнах Израиля я переживал вместе со школьниками, выстроенными каре во дворе их школы. Я пытался представить чувства ребят, склонивших головы: думают ли они о старших в семье, сражавшихся за их страну, о тех из них, кто погиб? Или вспоминают, что на их месте, в этом же дворе, лет 10 назад стоял кто-то, погибший в последней войне? Или, может, воображают, как через другие 10 лет на их месте будет стоять кто-то и вспоминать о ком-то из них, сегодняшних, потерявшем жизнь в какой-то новой войне?

Но при этом желающих служить в боевых частях ЦАХАЛа, подвергаться максимальной опасности, защищая Израиль, больше, чем требуется, и среди претендентов проводится отбор.

С воссозданием еврейского народа на Святой Земле диалектический процесс, понятно, не прекратился. В этом процессе израильтяне, очевидно, становятся «тезисом», а «антитезисом» — народы мира. Рав Кук, писал, что «нельзя любить евреев, не любя весь мир. Предназначение евреев — это исправление мира, а если не любить мир, то это равносильно нелюбви к смыслу существования евреев».

Рав Шерки: «Национальные божественные концепции, являясь тезисами и антитезисами, придут к Единой «Абсолютной духовности». Эта диалектика, вероятно, и составляет мессианский процесс.

Print Friendly, PDF & Email

10 комментариев для “Борис Гулько: Еврейская диалектика

  1. Маркс Тартаковский:
    В обстоятельствах нынешнего Израиля право избирать и быть избранным должно быть предоставлено ЛИШЬ гражданам с 18-ти лет — военнослужащим, также — платящим налоги, также — пенсионерам со стажем работы (что опять же подтверждается уплатой налогов) не менее 10-ти лет.

    Дельное предложение, заслуживающее одобрения и поддержки.
    Предполагаю. что примерно той же концепции придерживаются представители истинно патриотических сил в стране, искренне озабоченных решением проблем по укреплению ее могущества, безопасности и международного престижа.Они , ратуя за отделение религии от государства, что смогло бы обеспечить реализацию необходимых реформ, к сожалению. не могут добиться достижения этой цели. Слишком сильна еще в общественном сознании. позиция сопротивления реформам со стороны ультра ортодоксов .

  2. Существующая в мире тенденция к ассимиляции преимущественно относится к не религиозным евреям. Поскольку различие в численности между общинами светских и религиозных евреев не слишком заметная, то процесс этот может сказаться на общей численности еврейского населения, если его идентифицировать по Голахе. Надо полагать, что антисемитские акции, особенно при их всплеске, не в меньшей мере, чем ассимиляция, могут способствовать мотивации евреев к отказу от причастности к еврейству.Факты на это указывают.Крестившиеся евреи-наиболее частый пример демонстрации сего факта.Процесс этот по изменению еврейской демографии весьма запутанный и сложный. Где- то он имеет тенденцию к сокращению, а где-то, в Израиле, например, к увеличению численности еврейской общины.В отличии от преимущественно секулярного Запада.в Израиле.как это не парадоксально, тормозом к более эффективному приросту еврейского населения, служит неискоренимый диктат ультра ортодоксов, требующих от желающих идентифицироваться ассимилированных евреев строго соблюдения норм Галахи, контролируемых жесткими, не регламентированными государственными правилами требованиями, а установками, отданными всецело на откуп раввинам.

    1. Sava: «В отличии от преимущественно секулярного Запада.в Израиле.как это не парадоксально, тормозом к более эффективному приросту еврейского населения, служит неискоренимый диктат ультра ортодоксов, требующих от желающих идентифицироваться ассимилированных евреев строго соблюдения норм Галахи, контролируемых жесткими, не регламентированными государственными правилами требованиями, а установками, отданными всецело на откуп раввинам».

      Ситуация, ведущая в более или менее отдалённой перспективе к развалу страны, может быть коренным образом изменена введением единственной радикальной реформы.
      В обстоятельствах нынешнего Израиля право избирать и быть избранным должно быть предоставлено ЛИШЬ гражданам с 18-ти лет — военнослужащим, также — платящим налоги, также — пенсионерам со стажем работы (что опять же подтверждается уплатой налогов) не менее 10-ти лет.

      Понятно, что возникает вопрос об инвалидах детства, т.п. крайне малочисленных группах населения, не виновных в своём иждивенчестве. Всё-таки, вопрос этот надо отложить надолго — ибо в эту категорию всеми силами постараются влезть циничные паразитирующие субъекты.
      Только такая реформа позволит создать правительство, где министрами станут подлинные профессионалы, а не попавшие в кресла из-за политических предпочтений (генерал-лейтенант — министр транспорта, профсоюзный деятель — министр обороны…); только такое правительство сможет действенно обеспечивать экономику-политику-оборону страны.

      Такая реформа позволит отстранить от фактического руководства страной («хвост вертит собакой») паразитирующую циничную клерикальную верхушку, увеличит еврейское население Израиля за счёт действительно образованных представителей народа, также — «евреев по отцу», смешенных семей; такая реформа позволит наладить гораздо более доверительные отношения с палестинцами — при отсутствии конфессиональных законодательных противоречий.

  3. Отличная статья о современном мировом и израильском еврействе ! Почти совпадает с тезисами докторской диссертации моей дочки, защищенной почти 2 года тому назад в университете Бар-Илана. Там она научно исследовала современное и будущее иудаизма в мире. Один из ее выводов, поддержанный всеми ее оппонентами — евреи в США исчезнут ввиду полной ассимиляции…

    1. Ну на счет «Один из ее выводов, поддержанный всеми ее оппонентами — евреи в США исчезнут ввиду полной ассимиляции…» я думаю это не просто не верно, это полная ахинея. В начале 2000-х, стало очевидным что ортодоксальные евреи осуществляют значительный прирост еврейского населенея в Америке, да и не только. По старым прогнозам к 2050 году, 90% еврейского населения в Америке будет ортодоксальным еврейством. Оно конечно уменьшится в абсолютном количестве, но прибавит в качестве. И к этому идет. Даже Реформ иудаизм двигается в сторону ортодоксии (Техас как пример), не с той скоростью что нам хотелось бы, но движение заметно.
      А вообще посмотрите сами прогноз на 2050, если интересно: https://www.pewforum.org/2015/04/02/jews/

  4. В сжатом формате достаточно убедительно и выразительно поведал нам уважаемый Борис Гулько о происходящих в современном мире идеологических и мировоззренческих метаморфозах сознания галутных и израильских евреев.
    Добротная публикация. Спасибо автору.

  5. Насчет Зеленского. Во всех сайтах (не только в Вики) биография его начинается со слов «вырос в еврейской семье». В чем выражалась ее еврейскость непонятно. С трудом раскопал, что отчество его бабушки со стороны матери Соломоновна или Семеновна. Т. е. формально таки-да — еврей. Других признаков его «еврейскости» я не обнаружил. Но крещение дочери (видимо мамино влияние) говорит само по себе. Так что право на возвращение его дочка потеряла, пусть православные украинцы не переживают.

  6. Все просто. Еврейская самоидентификация это вера что жизнь имеет цель , определяемая торой и традицией ( что неразделимо ). Рано или поздно все к этому приходят , не надо себя обманывать. Статья отличная. С уважением.

  7. Григорию Писаревскому: согласен, получилось мудрёно. Так ведь и объект непростой – Израиль. В нём, определённо, постоянно происходят множество синтезов. С 50-х годов – ашкенази и сефарды – восток и запад, религиозные и светские, социализм и капитализм. Я рассуждаю в статье о сегодняшнем мире. Две крупнейшие группы диаспоры – как они синтезируются в современном Израиле?
    Наверное, нужно рассуждать об интересе русскоязычных к науке и влиянии их на хайтек, а американских – на бизнес-ориентацию страны. Получается бум стартапов, определяющих нынешнее лицо Израиля. В этом смысле Нетаньяху – американец, вносящий в Израиль дух американского предпринимательства.
    Левизна американских евреев влияет на мир, и, соответственно, на Израиль. Мы же представляем консервативную составляющую. Недаром в СССР Кодекс строителя коммунизма, содранный пости целиком из Торы, висел в каждой бане, в каждом вытрезвителе. Это ещё один синтез, который происходит в Израиле.
    В общем, действительно мудрёно.

  8. Что-то намудрил уважаемый Борис с диалектическим трактованием еврейства: тезис — это постсоветские евреи (стало быть, именно они являют собой носителей некоего первично-правильного нарратива?); антитезис — американские евреи, а синтез — израильские. Это, как надо понимать из последующего текста, рассматривается в системе координат, связанной с поддержкой Израиля (или, скажем, просто отношением к нему).
    Кстати, не входит ли в диалектическую интерпретацию еврейской самоидентификации также и неразрывно связанное с ней отношение к выбору — капитализм или социализм? Если говорить о бывших советских евреях, то они, в отличие от американских (в большинстве своём — есть и заметные исключения) точно лишены социалистических иллюзий. Левизна американских евреев, отдавших 71% голосов Хиллари Клинтон в 2016 г, и 79% разного рода демократам на промежуточных выборах 2018 г., объясняется историческими, психологическо-эмоциональными и целом рядом других причин (в т.ч. и «замещением» иудаизма либерализмом как «новой религией»). Но именно эта (пока что) непробиваемая левизна и определяет и их отношение к Израилю, и рост антисемитизма в Америке.
    Вопрос выбора избирателями предпочтительного типа государственного устройства немаловажен, ибо именно этот тип в большой степени предопределяет и отношение к евреям.

Добавить комментарий для Маркс ТАРТАКОВСКИЙ Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.