Михаил Ривкин: Недельный раздел Бехуккотай

Loading

Те, кто творят добро, кто твёрдо убеждён в своёи нравственном превосходстве, кто готов оплатитьэто превосходство даже ценой своей жизни, зачастую достигают победы в противостоянии людям циничным и порочным, даже в том случае, когда циничных и порочных намного больше.

Недельный раздел Бехуккотай

Михаил Ривкин

И пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят десять тысяч, и падут враги ваши пред вами под мечом (Ваикра 26:8)

Третья книга Торы, главным содержанием которой являются законы о Храмовом Служении, о коэнах, исполняющих это Служение, о святости народа Израиля, как категрическом императиве и высшем смысле существования этого народа, завершается, довольно неожиданно, перечнем благословений и проклятий. Причём благословения, вопреки расхожему мнению, столь же важгы, как и проклятия. И благословения эти, при более внимательном взгляде, распадаются на пять частей, каждая из которых посвящена своей, особой, теме:

  1. плодородие Стране Израиля (Ваикра 26:1-5)
  2. мир Стране Израиля (там же, 6)
  3. победа над внешними врагами (там же, 7-8)
  4. умножение Народа Израиля и хозяйствнгглн процветаните (там же, 9-10)
  5. Шехина (Присутствие Всевышнего) навек пребудет с Израилем (там же, 11-12)

Расмотрим подробнее третье благословение, самое, на первый взгляд простое для понимания. Многие комментаторы обратили внимание, что вторая упомянутая в нём численная пропорцмя между силами Израиля и теми многократно превосходящими силами его врагов, которые Израиль, с Б-жьей помощью, одолеет, отличается от первой пропорции. РАШИ, цитируя мидраш Сифра, приводит любопытное объяснение этому несоответствию:

«Сто из вас прогонят десять тысяч — Но разве счет таков (разве соотношение таково)? Ведь следовало бы сказать: «а сто из вас — две тысячи». Однако, не сравнить нескольких исполняющих Тору с (обществом) многочисленным, исполняющим Тору (т. е. чем многочисленнее общество верных Торе, тем сильнее каждый из его членов) [Сифра]» (РАШИ, Ваикра 26:8).

Идея мидраша Сифра достоточно смелая: сила людей, творящих доброе дело (исполняющих законы Торы, в частном случае), с ростом их численности растёт нелинейно, т. е. при увеличении числа таких людей. в двадцать раз, их сила увеличиваеися в сто раз. Наверное, что-то подобное может произойти на поле боя, когда численность наступающей стороны даже при незначительном увеличении, может достигнуть той критической массы, которая обратит оборогительные бои вражеского войска в паническое бегство рассеянной по полю битвы и деморализованной беспорядочной толпы. И тут уж, действительно, сотня сможет погнать десять тысяч.

И теперь, когда мы прочли эти замечательные слова: «не сравнить нескольких исполняющих Тору с многочисленным, исполняющим Тору», нам проще понять тот вопрос, который РАШИ задаёт, комментируя знаменитую молитву Авраама ко Всевышнему о сульбе Сдома. Сначала Авраам просит, чтобы заслуги пятидесяти праведников спасли Сдом. Затем он прости о спасении города за заслуги сорока пяти, сорока, тридцати и двадцати праведников. Таков простой смысл (Пшат) Торы. Но РАШИ, который известен своей строгой приверженностью Пшату, в данном случае даёт меняющемуся в молитве Авраама числу праведников смелое творческое толкование. Каждый десяток праведников соответствует, по мнению РАШИ, одному, отдельному городу, который Авраам просит помиловать:

«Может быть найдется там сорок? — И (тогда) будут спасены четыре города. И также тридцать (праведников) спасут три из них (из пяти городов), а двадцать спасут два из них, а десять спасут один из них» (РАШИ Брейшит, 18:29).

РАМБАН принимает идею РАШИ, что число городов, о которых просит Авраам, точно соответствует сокращающемуся раз от раза числу десятков праведников, ради которых города можно помиловать. Но тут у РАМБАНа возникает довольно неожиданный вопрос не по содержанию молитвы, а по её стиллистиской форме: зачем Авраам при каждом новом обращении повторяет своё пространное, униженное, моляще-извиняющееся вступление «вот, я решился говорить Владыке, хотя я прах и пепел» (Брейшит 19:27), «да не прогневается Владыка, и я договорю» (Брейшит 19:30), «да не прогневается Владыка, и заговорю» Брейшит 19:32). Всё хорошо в меру, даже вежливость! Извинился один раз — и хватит! Для РАМБАНА эти повторения носят важнейшую смысловую нагрузку. Если пятьдесят праведников не в состоянии спасти своими заслугами пять городов, то уж сорок и подавно не в состоянии спасти четыре города, ибо «спасительная сила» праведников убывает быстрее, чем снижается их численность. И если Авраам вновь и вновь повторяеит свою простбу, то этим он, и впрямь, демонстрирует изрядную ьесцеремонность, за которую каждый раз нужно заново извиняться.

Всем уже набила оскомину поговорка: воюй не числом, а умением. На протяжении всей своей истории, как древней, так и современной, Израиль воевал и триумфально побеждал не числом, а верностью заповедям Торы, сознанием своей исторической, политической и нравственной правоты. В хануккальные дни мы произносим молитву, резюмирующую всю многовековую еврейскую «науку побеждать»:

«… и предал Ты сильных в руки слабых, многочисленных в руки малочисленных, осквернённых в руки чистых, злодеев в руки праведников, злоумышленников в руки исполняющих Тору твою»

Пять звеньев в этой цепочке неразрывно связаны друг с другом, и нельзя вынуть одно из них, не рассыпав все остальные. Но даже и в этой цепочке чудес победа малочисленных над многочисленными имеет место лишь при определённых граничных условия. Чтобы победить, малочисленным Маккавеям нужно было достигнуть определённой «критической массы», как количественно, так и качественно. Только когда приверженцы Маттитьяху Маккавея стали организованным, обученным и достаточно многочисленным вооружённым отрядом, они начали одерживать блестящие победы над многократно превосходящими силаи врага.

Но не только в момент прямой вооружённой схватки работает это правило «перехода количества в качество». Те, кто творят добро, кто твёрдо убеждён в своёи нравственном превосходстве, кто готов оплатить и явно продемонстрировать это превосходство даже ценой своей жизни, зачастую достигают победы в историческом противостоянии тем, кто, лишён нравственного стрежня, в противостоянии людям циничным и порочным, даже в том случае, когда циничных и порочных намного больше. Но и тут соотношение сил между двумя лагерями, измеренное цифрами, не всегда соответствует динамике реальных общественно исторических сил. Несколько человек (шестеро серых гусят, о которых прекрасно спел А. Галич), могут, в лучшем случае, сохранить свою идею, передать её дальше, а иногда и просто отдать свои жизни, демонстрирую нравственную правоту этой идее («И если долетит хоть один, Если даже никто не долетит, Все равно стоило, Все равно надо было лететь!”). Но когда число таких «серых гусят» измеряется сотнями и тысячами, они начинют одерживать удивительные победы на десятками тысяч и миллионами своих противников, в чём мы все имели возможность сравнительно недавно убедиться.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.