Леонид Комиссаренко: Картинки с выставки. Выпуск 4

Loading

Берта Оттенштайн пережила войну и преследования национал-социалистов, однако ей так и не удалось добиться признания за границей. На примере Берты Оттенштайн наглядно подтверждается персональная трагедия изгнанных из Германии учёных еврейского происхождения.

Картинки с выставки

Выпуск четвёртый. Еврейки

Леонид Комиссаренко

Продолжение. Начало

 Леонид Комиссаренко Кейт Фортридэ (1891–1964)

Умна, эмансипирована и самостоятельна — Кейт Фортридэ была действительно образцом «Женского прорыва» после Первой мировой войны. О её жизни свидетельствуют сегодня письма к детям — Вернеру и Франци. В большинстве своём написанные после 1933 года, были они для журналистки самым удобным средством информации, не только дававшим простор её мыслям и чувствам, но и возможностью вообще писать. Свою профессию журналистки, редактора социал-демократической фрайбургской ежедневной газеты „Volkswacht“ (Народная вахта) она, в силу еврейского происхождения, вынуждена была после захвата власти национал-социалистами оставить. Кейт Фортридэ была в ту пору первой и единственной фрайбургской женщиной-журналисткой. Её влияние явственно ощущалось на содержании газеты вообще.

Во Фрайбурге она жила с двумя детьми с 1922 года. Сына и дочь она вырастила одна, без мужа, с которым через несколько лет после свадьбы разошлась. Работающая мать-одиночка — явление в те времена исключительное. Наряду с профессиональной деятельностью Кейт Фортридэ вела и активную политическую работу в СПД, в которую вступила в 1918 году. Была активна как оратор и член избирательных штабов и в 1925 году выставила свою кандидатуру на выборах в Земельный парламент Бадена, правда, безуспешно.

Но в 1933 году её карьера внезапно оборвалась. За „враждебные государству васказывания“она была на 3 недели взята под стражу и с этого времени вынуждена была перебиваться случайными заработками. Несмотря на постоянную опасность быть арестованной или подвергнуться депортации, она лишь в 1939 году бежала в Швейцарию, а затем в США, где уже жил её сын Вернер.

Кейт Фортридэ работала там и секретарём, и домработницей, и няней. Когда её сын в 1960-х годах получил место в Мюнхенском университете, бывшая журналистка и политик решила вернуться в Германию. Но планы свои осуществить ей уже не удалось — в 1964 году она умерла в Нью-Йорке от инфаркта.

Берта Оттенштайн (1891–1956)

Она была первой женщиной в Германии, получившей докторскую степень. Защитилась она в 1931 году во Фрайбугском университете по специальности „Дерматология“. Хотя вначале она была в этой области науки человеком со стороны — до этого она изучала химию в Эрлангене, затем медицину в Мюнхене и лишь потом в течение нескольких лет специализировалась на кожных заболеваниях. Поддерживал её профессор Георг Александр Рост, директор Клиники кожных заболеваний Фрайбургского университета, он же был и научным руководителем её диссeртации. Благодаря этому, Берту Оттенштайн ждала большая научная карьера.

С захватом власти нацистами наступил этой карьере внезапный конец. В силу еврейского происхождения Берты Оттенштайн в апреле 1933 года сначала её отправили „в отпуск“, а через несколько месяцев из клиники уволили. Она эмигрировала сначала в Венгрию, затем в Турцию и в 1945 году — в США.

Берта Оттенштайн пережила войну и преследования национал-социалистов, однако ей так и не удалось добиться признания за границей. В США она тщетно пыталась сдать Государственный медицинский экзамен, дважды его провалила. На примере Берты Оттенштайн наглядно подтверждается персональная трагедия изгнанных из Германии учёных еврейского происхождения.

В 1951 году в порядке „мер искупления“ей вернули звание профессора Фрайбургского университета и, в конце концов, ей удалось отсудить у земли Баден-Вюртемберг финансовое возмещение, но вскоре после получения соответствующего документа она в 1956 году неожиданно скончалась в Массачусетсе от инфаркта.

С 2005 года „Прeмия поддержки женщин“Альберт-Людвиг Университета носит имя „Приз Берты Оттенштайн“.

Травля Марты Рабинович: Статья в „Stürmer“в январе 1937 года

Пригвоздить к позорному столбу еврейских граждан Германии и им сочувствующих было целенаправленной методикой нацистского режима для запугивания и ограничения евреев и тех, кто им сочувствует, помогает и их поддерживает.

Во Фрайбурге этим занималась местная газета „Allemannen“ и пресловутый антисемитский подстрекательский листок „Der Stürmer“, издававшийся в Нюрнберге гауляйтером франконской NSDAP Юлиусом Штрайхером.

В них вновь и вновь поносили людей, покупавших в еврейских магазинах, в качестве адвокатов защищавших своих еврейских клиентов или принимавших участие в похоронах еврейских друзей. В центре публикаций — подлая антисемитская травля, приписывающая евреям все смертные грехи — они скупы, эгоистичны, нетерпимы, корыстны, одержимы жаждой власти и коварны вообще.

В начале 1937 года жертвой травли „Der Stürmer“ стала Мартина Рабинович, ведущая сотрудница одного из магазинов белья в центре города. В пятом номере нацистского еженедельника (см. фото ниже) ей приписали „скотское обращение“с подчинёнными. Они якобы страдают от взрывов бешенства своей начальницы, принуждаются к неоплачиваемым часам работы после закрытия магазина, их заставляют выполнять работу ниже своей квалификации.

Кроме того, они должны примерять на собственное тело корсеты, которые раньше носили клиентки-еврейки, а корсеты такие грязные, что есть опасность передачи заразных болезней. А дезинфицировать корсеты начальница отказывается.

Основанием для такого поведения Марты Рабинович „Der Stürmer“ видит в том, что она „из чуждой расы“, родом из России и следует тайным законам Талмуда, который оправдывает нечеловеческое обращение с неевреями. При этом беспорядочно цитируются строки из Талмуда, якобы доказывающие, что евреи на адептов других религий смотрят как на животных и соответственно с ними обращаются.

Заголовок статьи: Талмудическая еврейка Рабинович.
Подзаголовок: Она издевается над своими подчинёнными самым мерзким образом. Подпись под снимком слева: Владимир Рабинович Настоящий еврей.
Призыв в конце страницы: Без решения еврейского вопроса нет спасения немецкому народу.

Заголовок статьи: Еврейские похороны в Цоне.
Призыв в конце страницы: Идите только к немецким врачам и адвокатам.

Статья из „Der Stürmer“ сообщает также, как будет вестись процесс над служащей после того, как соответствующие инстанции узнают о её „талмудистской работе“. После повторения нескольких пассажей из показаний свидетелей, правдивость которых, естесственно, проверить невозможно, статья заканчивается заклеймением двух жителей Фрайбурга, которые вздумали оказать Рабинович юридическую помощь. Бичуется городской чиновник, подвергший сомнению показания продавщицы. Одновременно „Der Stürmer“ возмущается поведением немецкого адвоката Рабинович. При этом в статье приведены не только имена „отщепенцев“, но и их домашние адреса.

Статья о Марте Рабинович — пример смеси теорий заговора и недоказуемых утверждений, что типично для вульгарного антисемитизма „Der Stürmer“. Вместе с тем ясно видно, сколь сильному давлению и клевете подвергались те, кто осмеливался оказать евреям поддержку.

Без сомнения терпимость и поддержка преследования евреев тесно связана с антисемитскими предрассудками немецкого населения. Молчание немцев при преследовании и уничтожении их еврейских соседей показывает, кроме всего, и действенность нацистских методов запугивания.

Продолжение
Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.