Владимир Курт: Моя война

Loading

Там мы и попали под бомбежку. Хорошо помню, как все попрыгали из вагона и бросились врассыпную, так что мама осталась в вагоне одна с нами на руках. Помню фашистские самолеты, наверное «Юнкерс-88», летевшие ровным строем и с большой высоты кидавшие фугасные бомбы на поезда.

Моя война

Владимир Курт

Владимир Курт22 июня 2019 года, исполнилось ровно 78 лет со дня начала Великой Войны. Тогда в 1941 году мне было чуть больше 8 лет, и я хорошо помню этот день и все последующие за ним события моей детской жизни. Я родился в интеллигентной еврейской московской семье. Отец мой Гдаль Моисеевич Курт работал в Министерстве Химии, а мама была педагогом по дошкольному воспитанию деток (наверное. в коммунистическом и патриотическом духе). Папин же единственный брат Натан Моисеевич Курт был кадровым военным и в звании майора служил на границе в Белостоке (сейчас это Польша). Хорошо помню, что его воинская часть до отправки на новую границу (после раздела Польши вместе с дружественной Германией во главе с их фюрером), строила Институт Теоретической физики Академии Наук СССР для П. Л. Капицы, вернувшегося тогда из Великобритании.

Окончив первый класс 279 школы, я еще и не думал об астрономии, а хотел быть пианистом и поступил в первый класс музыкальной школы на Самотеке. На вступительном экзамене я спел «а капелла», т.е. без аккомпанемента «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта».

Моей сестре Вике было тогда полтора года, а маме 35 лет. И вот с такими детишками за 4 дня до начала войны мы поехали к папиным родителям в г. Житомир, что тогда было недалеко от границы с Польшей, а значит и с Германией, уже захватившей Польшу, не без дружественной поддержки СССР. «Чистое безумие!»— сказал наш сосед по вагону, военный с тремя шпалами в петлицах (кажется, это было звание подполковника). «На пороге война, а вы с маленькими детьми прямо на границу. У меня отозвали из отпусков всех командиров» — добавил он. 19 июня вечером мы приехали к дедушке-бабушке в двухэтажный домик с огородом и курами, бегавшими во дворе. Одну из них к нашему приезду тут же зарезали, после чего я на всю жизнь перестал есть курятину в любом виде, а заодно и всех других птичек. Больше ничего о Житомире я не запомнил до тех пор пока в 5 или 6 утра 22 июня нас не разбудили взрывы бомб, и мы все не выскочили на улицу. «Наверное, учения», — сказал мой дед. Хорошо помню, как в по радио выступил Молотов и сказал, что Германия без объявления войны вероломно напала на нас. Слушала большая толпа через рупор, висевший на телеграфном столбе. Через два дня, т.е. 24-го, дед посадил нас на пригородный поезд, идущий в Киев через Фастов. Там-то мы и попали под бомбежку. Хорошо помню, как все попрыгали из вагона и бросились врассыпную, так что мама осталась в вагоне одна с нами на руках. Помню фашистские самолеты, наверное «Юнкерс-88», летевшие ровным строем и с большой высоты кидавшие фугасные бомбы на поезда. К утру следующего дня мы добрались до Киева. Отлично помню вокзал с усыпанным стеклом полом от вчерашнего обстрела. Там мы и просидели три дня, пока отец в Москве не добился от Министра химической промышленности телеграммы начальнику вокзала с просьбой отправить нас любым способом в Москву.

В товарном вагоне с нарами для спанья и с зенитным пулеметом на крыше вагона мы через три дня добрались в воинском эшелоне до Москвы.

Через пару дней 3-го июля к нам в дверь постучала жена папиного брата, тетя Рахиль с двухлетней дочкой Ритой на руках, завернутой в тонкое байковое одеяло. Сама она была одета в халатик из яркокрасной ткани и в ночной рубашке. Ее история такова. 22 го июня в 5 утра ее муж, папин брат, забежал к ней в спальню и приказал быстро собраться и сесть в его служебную машину. Он велел водителю быстро ехать в Минск, где посадить жену и дочь в любой поезд, идущий на восток. За сто км от Москвы она с ребенком на руках, на ходу спрыгнула с поезда, на электричке добралась до Москвы и приехала к нам. Что касается папиного брата, то о нем мы ничего не можем узнать до сих пор. С большим трудом удалось ей оформить пенсию, как жене командира РККА, пропавшего без вести в начале войны. Уже будучи в Израиле в 2010 г., я попытался через музей Яд Вашем что-нибудь узнать о его воинской части или о его командире, соседей по дому и, вообще, о событиях первого дня войны на этом участке фронта. Оказалось, однако, что при суматохе тех дней в Центральном Архиве Армии почти ничего не сохранилось, ни о его строительной части, ни о его дивизии. Вероятно, он погиб в первый же день войны или ушел в лес к партизанам. Будучи взятым в плен, он был бы, как еврей, немедленно убит.

Что касается моей семьи, то 22 июля на речном пароходике «Клим Ворошилов» мы отплыли в г. Дзержинск, ныне пригород Нижнего Новгорода, где и прожили до конца года. В конце декабря отец получил назначекние Директором строительства химического комбината на среднем Урале в поселке Губаха. Ныне это приличный город с основным предприятием — химическим комбинатом «Метафракс». А мы в ноябре 1943 года вернулись в Москву. Отец вскоре был мобилизован в Армию и окончил войну в воинском звании полковника на 2-м Беларусском фронте, которым командовал Маршал К.К. Рокоссовский. Хорошо помню, что он вручил отцу орден Отечествыенной войны I степени.

О его брате, офицере Натане Курт так ничего и не известно. Его дочь Рита стала инженером химиком, а впоследствии эмигрировала в США, где и работает программистом в г. Стэйт Колледж в Университете штата Пенсильвания. Ее муж Павел Певзнер стал выдающимся математиком-генетиком и получил национальную Премию США и мегагрант Президента России.

Print Friendly, PDF & Email

2 комментария для “Владимир Курт: Моя война

  1. Спасибо автору.
    Но! В очерке следует исправить массу опечаток и неточностей.
    Например, в 1941 году высокая должность именовалась «нарком», а не министр.

    1. Опечатки в тексте автора, Владимира Курта, имеются. Однако, имеется и нечто редкое – искренность, память, детали. А прошло 78 лет. Автору поклон и наилучшие пожелания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.