Борис Гулько: Мы и наши тени

Loading

Есть вещи необратимые. Меньше чем 15 тысяч нынешних немецких евреев являются потомками того полумиллиона, кто жил в Германии в 1933 году… У евреев, возродивших Израиль, сегодня иная, не европейская тень. А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестаёт отбрасывать тень и умирает.

Мы и наши тени

Борис Гулько

Тора рассказывает о судьбоносном споре, возникшем среди глав колен Израилевых при нашем возвращении из Египта в Землю Израиля. Десятеро из лидеров колен, исследовавших Землю Израиля, сообщили народу плохую весть:

«Течет она молоком и медом… Но силен народ, живущий на земле той… не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас… Там же видели мы исполинов…; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Числа, 13:27-14:1).

Двое же других вождей — Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне звучали оптимистично:

«Не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них тень их…» (14:9)

Тора — это не роман с художественными образами. К её определениям следует относиться серьёзно. Что означает загадочное: «ушла от них тень их»? Кто это — люди без тени?

Реальные люди должны, вроде, отбрасывать тень. Кроме случаев, когда они прозрачны… В романе Набокова «Приглашение на казнь» герой его Цинцинат Ц. — личность. Он обладает душой и непрозрачен:

«Чужих лучей не пропуская, а потому, в состоянии покоя, производя диковинное впечатление одинокого темного препятствия в этом мире прозрачных друг для дружки душ, он научился все-таки притворяться сквозистым…»

Однако Цинцинат разоблачён:

«Обвиненный в страшнейшем из преступлений, в гносеологической гнусности, столь редкой и неудобосказуемой, что приходится пользоваться обиняками вроде: непроницаемость, непрозрачность, препона; приговоренный за оное преступление к смертной казни».

Цинцинат подвергнут публичной экзекуции. Заступиться за него некому:

«Зрители были совсем, совсем прозрачны».

Но после казни он находит души непрозрачные:

«Цинциннат пошел среди пыли и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».

Роман Набокова был создан в середине 30-х годов в Германии, среди публики «совсем, совсем прозрачной», сквозь которую беспрепятственно проникали идеи Гитлера. В те же годы на востоке, на родине Набокова, прозрачные народные массы, бездушные и не отбрасывающие тени, пропускали сквозь себя без сопротивления иное злодейское ученье.

В булгаковском романе о москвичах 30-х годов потерял тень администратор варьете Варенуха:

«Сзади кресла, на полу, лежали две перекрещенные тени, одна погуще и почернее, другая слабая и серая. Отчетливо была видна на полу теневая спинка кресла и его заостренные ножки, но над спинкою на полу не было теневой головы Варенухи, равно как под ножками не было ног администратора. «Он не отбрасывает тени!» — отчаянно мысленно вскричал Римский».

Варенуха, попавший в лапы нечистой силе, утратил личность, тень, и превратился в прозрачного злого духа — «вампира-наводчика».

В романе описан подобный вампир-наводчик из московской жизни: Алоизий Могарыч. Доставленного к Сатане, его допрашивают:

— Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? — спросил Азазелло… Вы хотели переехать в его комнаты?

Сколько десятков миллионов прозрачных жителей СССР в те годы служили «вампирами-наводчиками»?

Посыл обоих писателей соответствует сказанному Торой: прозрачны для зла и не имеют тени не только отдельные «Варенухи», но целые народы. Избавление непрозрачным Цинцинату Ц. или Мастеру с его Маргаритой сулит только смерть, с неведомыми «существами, подобными ему» у Набокова и «покоем» у Булгакова. Сами общества «людей без тени», среди которых творили писатели, тоже оказались нежизнеспособными.

Народ Германии с его замечательными философией, музыкой, наукой исторически отнюдь не был прозрачным. О нём у Блока: «Сумрачный германский гений». Немцы отбрасывали впечатляющую тень на цивилизацию. Потеря тени, прозрачность и гибель государства случились с ними вслед затеянным ими геноцидом евреев.

После Катастрофы еврейства и катастрофы самой Германии, немцы раскаялись, выплатили большие репарации. Но есть вещи необратимые. Меньше чем 15 тысяч нынешних немецких евреев являются потомками того полумиллиона, кто жил в Германии в 1933 году. Душа — тонкая материя. Она в Германию не вернулась. Немцы, как те библейские народы, которым предстояло быть сокрушёнными евреями, прекращают отбрасывать тень. Они заводят мало детей. Молодые в значительных количествах эмигрируют. В Германию переселяются миллионы иммигрантов-мусульман, в основном молодых мужчин. В стране повсеместно закрываются церкви и открываются мечети. Если христианство считать душой европейцев, придававшей ей свойство «непроницаемость, непрозрачность» для зла (как у Цинцината Ц.), то его отступление по всему континенту сделало эту душу прозрачной, не имеющей тени. Это грозит европейцам судьбой, аналогичной выпавшей народам Ханаана, которую в Торе предсказывали Йеhошуа бин Нун и Калев бен Йефуне.

Похоже, такой ход событий был предсказан европейцам великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном в сказке-притче «Тень». Андерсен учился в еврейской школе, сочувствовал евреям, что видно, например по его жалостливой сказке «Еврейская девушка». В «Тени» «учёный… писал книги, в которых говорилось об истине, добре и красоте». «Учёный» выглядит символом евреев, тень которых — христианство — одухотворило Европу, сменив той язычество на монотеизм с ясным гуманистическим посылом. Но затем «тень» евреев — христианство — отделилась от них и стала жить своей жизнью.

Уступив свою «тень» Европе, «учёный» отрастил себе иную «тень»:

«К счастью, в жарких странах всё растёт и созревает необыкновенно быстро, и вот через неделю учёный, выйдя на солнце, заметил к своему величайшему удовольствию, что от ног его начала расти новая тень, — должно быть, корни-то старой остались. Через три недели у него была уже довольно сносная тень, которая во время обратного путешествия учёного на родину подросла ещё и под конец стала уже такою большою и длинною, что хоть убавляй».

Духовная жизнь евреев после отделения от них христианства осталась богатой и содержательной, «хоть убавляй». Особенно после «обратного путешествия на родину».

Но что сталось с евреями, оставшимися в Европе? Их «тень», пользуясь шантажом и разбоем, разбогатела, стала успешной и решила выдавать себя за реального человека. «Учёный» же от безысходности согласился представляться её тенью. Как обычно в сказках, арбитром практического успеха выступила «принцесса». Она, очевидно — символ народов Европы. «Тень» очаровала «принцессу», поскольку, когда у «принцессы» возникали вопросы, «тень» отсылала её к «учёному»: «Даже моя тень знает ответ на твой вопрос» — отговаривалась она. Конечно, мудрость «учёного» — ТАНАХ — восхитила «принцессу», и она вышла за его «тень» замуж. Тем более, что успешность и богатство «тени» говорили за неё. «Учёный» же стал «тени» не нужен, и она убила его. Чем не предсказанный «Холокост»?

Однако более точный символ трагедии «учёного» и его «тени» предложил Евгений Шварц в его театральной версии сказки Андерсена, созданной в 1940 году, когда христианский мир уже объединился, чтобы уничтожить евреев, когда уже состоялась Эвианская всемирная конференция, отказавшая евреям в пути к спасению.

У Шварца «учёного», преданного всеми — аристократией, интеллигенцией, артистическим миром королевства, обезглавливают. Но выясняется, что «тень» не может жить без своего источника. «Учёного» воскрешают живой водой. «Ведь чтобы победить, надо идти и на смерть» — провозглашает «учёный» и покидает страну. Это похоже на послевоенный прорыв выживших жертв Холокоста в Палестину.

У евреев, возродивших Израиль, сегодня иная, не европейская тень. А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестаёт отбрасывать тень и умирает. Ведь ещё создатель христианства Павел в послании к Римлянам (11: 16-26) предупреждал, что не может плодоносить ветвь привитой маслины (церковь), если иссушен её корень и уничтожен материнский ствол (евреи).

Print Friendly, PDF & Email

15 комментариев для “Борис Гулько: Мы и наши тени

  1. 1.Интересная и добротно выполненная публикация. Спасибо, Борис Гулько.
    2.Ваше утверждение:
    “Посыл обоих писателей соответствует сказанному Торой: прозрачны для зла и не имеют тени не только отдельные «Варенухи», но целые народы.”
    соответствует реальности. Такое случилось с немецким народом при нацистском режиме, проявившемся, в частности, в массовой поддержке плана фюрера по ОРЕВ и с энтузиазмом принявшего активное участие в его осуществлении.
    Не менее убедительно, практически в том же стиле, едва сдерживаемый от массовых погромов, проявил себя советский народ при сталинском режиме, активно и с энтузиастом продемонстрировавший единство партии и народа в своем, слабо замаскированном антисемитском процессе геноцида евреев.
    3.Не вызывает особого удивления, что среди некоторых немцев ныне наблюдается тенденция к уклонению от семейного образа жизни, не желания заводить детей и стремление к иммиграции.
    В числе возможных причин, возможно, есть и такая:
    Невозможность освободиться от гнетущих психологических комплексов, нарушающих душевный покой от ощущений постоянной несмываемой никакими покаяниями вины, позора и бессчестия за причиненное их недалекими предками чудовищного Зла невинным жертвам нацистского режима.

  2. С. Эйгенсон развивает идею, что поражения, а не победы в войне приводят страну к прогрессу и развитию. Так было в России после крымской и японской войн, так стало с Германией и Японией после ВМВ. Этот парадокс подкрепляется распадом британской, французской и советской империй, победивших тогда же. Этому парадоксу соответствует мнение, что кризисы капитализма, способствуют укреплению экономики: слабые, плохо управляемые бизнесы разоряются и исчезают, а сильные выживют, обеспечивают новый рост.

  3. Интересно. Но не ново, хотя и по-новому. А сто лет назад (и каких 100 лет!) предрекали: «Девятой великой культурой (после восьмой, европейской) он считал пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию.
    Черты упадка цивилизации:
    «Омассовление» и огромные города вместо деревень. Современный горожанин – это новый кочевник и безбожник, для него главное – это деньги и власть, а не героические мифы и патриотизм
    Войны за мировое господство
    Во главе государства встаёт тиран
    Перенасыщенность техникой
    Пессимистический прогноз Шпенглера («Закат Европы») для Европы состоял в том, что Европу в ближайшее время ожидает упадок и гибель на фоне радости юных народов и чужеземных завоевателей». А Израиль — это, конечно, Европа, хотя передовица одной из наших газет «Добро пожаловать в Африку» (о буйствах наших африканских единоверцах) настораживает. Вроде и не юный народ и числом в завоеватели не вышел, а страну трое суток в заложниках держит. Прямо выстрел в Сараево, убийство эрцгерцога и мировая война.

  4. У Михаила Фельдмана есть песня «Тень». Перекликается с темой вашего эссе. Конечно, лучше послушать исполнение, но вот текст:
    В голове туман, в кулаке кистень,
    Золотой сияет крест да на кителе.
    От того креста отделилась тень, –
    Видно, чем-то эту тень да обидели.

    А она была святою,
    Незлобивою была,
    Поднялась над суетою,
    Над рутиной поплыла,
    Воспарила птичей вольной
    Выше горного орла,
    Разбудила колокольни,
    Ослепила купола,
    Танцевала и скакала,
    И валяла дурака,
    И из озера лакала
    Кучевые облака.

    Видели её далеко, поди,
    Озорной столичный люд и окраина,
    И просили тень: ты не уходи!!.
    Но не может долго тень без хозяина.
    Задремала смерть на своём посту,
    Разбудить её хотят чёрны вороны.
    Возвратилась тень к своему кресту,
    Только загнуты концы в разны стороны…

    А она была святою,
    Незлобивою была,
    Поднялась над суетою,
    Над рутиной поплыла,
    Воспарила птичей вольной
    Выше горного орла,
    Разбудила колокольни,
    Ослепила купола,
    Танцевала и скакала,
    И валяла дурака,
    И из озера лакала
    Кучевые облака.

    1. А почему Вы «не говорите об евреях»?
      Посмотрел приведённый спсок.
      Улыбнуло.
      Естественный для сегодняшних дней процесс. Прежде всего в немецкоговорящие страны.
      А на 5-м месте — Турция.
      Вам объяснить, что это значит?

  5. В дополнение к толкованию («драш») автора: простой смысл («пшат») говорит о их тени НАД ними.
    В данном случае простой смысл этой «тени над народом» это его «духовная защита» (от заслуг его живых праведников и/или покровительство Бога) или даже просто «стойкость духа» этого народа.

  6. Сэм и Лев! Автор ведь пишет о христианской Европе, не о географическом понятии. Христианский мир, и не только Европа, не встал на защиту евреев (Эвиан). И этот «мир, который кровью своих солдат не дал Гитлеру осуществить «окончательное решение», проливал эту кровь для спасения себя, а не евреев. Более того даже после войны Британия продолжала препятствовать возвращению евреев на свою землю. И если бы арабские исламисты осуществили новое «окончательное решение», то «просвещенное человечество» и пальцем о палец не ударило, чтобы спасти евреев Палестины.

    1. Михаил, всё это обсуждалось здесь ни раз.
      Да, после 1939 года ВБ препятствовала алие.
      Но если рассматривать всю историю ишува, то нет другой страны, больше чем ВБ способствовашей его становлению
      Никто в мире не занимается альтруизмом.
      Важно, что интересы воющих против Гитлера совпали с интересами евреев.
      И не надо делать из европейцев исчадий ада.
      Конечно безобразно плохо, что во время Эвианской конференции «Мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну» (Вейцман). Но всё-таки надо помнить, что тогда речь не шла об уничтожении евреев.
      И подумайте, почему Гиммлер, перед самым концом, пытаясь вступить в контакт с союзниками приказал прекратить уничтожение евреев?

      1. Сэм
        3 июля 2019 at 18:03

        Михаил, всё это обсуждалось здесь ни раз.
        ———————————————————————
        Ну как можно так сказать — «ни разу»! Наоборот, не раз, а даже очень много раз!

      2. Странно читать, что Гиммлер вдруг стал неким «защитником» евреев именно тогда, когда ему, как никому другому было известно, что т. н. «окончательное решение» уже выплнено. И еще: это решение было принято в Ванзее именно после Эвиана. До этого Гиммлер поручал Эйхману изгонять евреев из рейха.

  7. Я, как и Сэм, думаю, перефразипуя Марк Твена, что «слухи о смерти Европы несколько преувеличены»

    1. Ув. Лев, могу я вам напомнить что Самюэль Клеменс жил в Америке, и эта фраза может быть еще подходит Америке. Для Европа, она скорей уже не применима: поезд боюсь уже ушел: демография чудовищная штука: ЕС не сможет ничего сделать с волной которая его настигнет к 50-тым годам: из Африки, БВ. До Америки им так просто не добраться, уговариваю себя я 🙁

  8. В последние дни на сайте появились статьи, отличительным признаком которых является ненависть к современной европейской цивилизации и демагогические обвинения в её адрес.
    Позавчера была статья Эллы, с «европейскими городами, живущими по законам шириата», сегодня – вот эта.
    3 примера демагогии и неправды в этой статье:
    1. «Молодые в значительных количествах эмигрируют.» (из Германии)
    Уважаемый Борис!
    В одном только Берлине сейчас живут много-много израильтян, молодых израильтян, приехавших в эту гибнущую страну. Возможно больше, чем число молодых немцев, из неё уехавших.
    2. «в 1940 году, когда христианский мир уже объединился, чтобы уничтожить евреев,»
    Это не просто демагогия, это клевета. На тот мир, который кровью своих солдат не дал Гитлеру осуществить «окончательное решение».
    3. «А христианская Европа, предавшая своих евреев, перестаёт отбрасывать тень и умирает.»
    Осточертело слышать эти злорадные, очередные предсказания «гибели Европы».
    Сравните прежнею Европу, Европу бесконечных войн между Англией и Францией, потом между Францией и Германию и Европу сегодняшнею, Европу Единую, без границ и генералов, рисующих стрелки наступления на Париж или Берлин.
    Но если Ваше предсказание сбудется, то «конец Европы» будет означать и конец Израиля, Израиля сегодняшнего, современного и развивающегося, главным экономическим партнёром которого является именно Европа, Израиля, всё техническое развитие которого построено на европейских стандартах — «текен еропеи». Это я, «простой израильский инженер» вам сообщаю.

    1. Что такая нетерпимость к иному мнению? «осточертело» Не нравится не читай. Кому то может и нравится. Есть только 2 мнения: мое и неправильное.

Добавить комментарий для Benny B Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.