Михаил Корабельников: Письмо другу

Loading

Раввины и ученые — такие же люди, как и все, и никто, кроме Всевышнего, не является носителем истины в последней инстанции. Они так же ошибаются, как и все остальные. И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля.

Письмо другу

Михаил Корабельников

 Михаил Корабельников

Требование Либермана отделить иудаизм от государства Израиля — нонсенс…

Так начинается твое, письмо. Однако, нонсенс ли? Я попробую изложить свою позицию, исходя из известных мне фактов истории и учитывая реалии настоящего.

1. Ты пишешь:

«Иудаизм сохранил еврейский народ в 2000-летнем галуте и позволил возродить Израиль».

Никто не отрицает величайшей заслуги иудаизма в деле сохранения еврейского народа в 2000-летнем рассеянии. Думаю, это не оспаривает и Либерман — во всяком случае, ничего подобного я от него не слышал. Но надо сказать прямо: заслуги иудаизма в возрождении государства Израиль намного скромнее. Возрождение Израиля — это, главным образом, заслуга политического сионизма. Отцы-основатели Израиля и первые его защитники от многочисленных врагов — в подавляющем большинстве своем были людьми светскими. Многие из них были приверженцами социалистической идеи, другие (Жаботинский, Бегин и иже с ними) были сторонниками ревизионизма в сионизме. Однако я не вижу, собственно, вклада ортодоксального иудаизма в возрождение израильского государства на святой земле. С другой стороны, существуют такие ультра-ортодоксы, которые вообще отрицают право Израиля на существование в качестве еврейского государства. Живя в Израиле, они не признают легитимности этого государства.

2. Привязанность евреев, в том числе, твоих прародителей, к иудаизму — это историческая традиция. Чем вообще занимались евреи в стародавние времена, лишенные в России гражданских прав, отлученные от множества профессий, стиснутые в «черте оседлости»? Они занимались торговлей, разрешенными ремеслами и молились еврейскому Богу. Это не было их выбором — в такие условия они были поставлены обстоятельствами. Мой дед по матери тоже был глубоко верующим человеком, строго соблюдал кашрут и постоянно молился. Да, он сохранил в семье еврейскую традицию, честь ему и хвала. Но традиции этой в реалиях СССР хватило лишь на одно поколение. Что же касается истребления евреев нацистами на оккупированных территориях, то их убивали не по религиозным, а по расовым соображениям. И были бы твои прародители по матери людьми, не верующими в Бога, их бы постигла та же участь.

3. Антисемитская природа СССР в сталинский и послесталинский периоды понятна всем, кого интересует эта проблема. Но как это обстоятельство связано с обсуждаемым вопросом? Никакой связи не вижу.

4. Также никто не отрицает того, что иудаизм — это мировоззрение. То есть, люди поступают так или иначе в жизненных ситуациях в силу определенного морального кодекса, данного иудейской религией (это — в идеале, в действительности же все обстоит несколько иначе). Но тут возникают два вопроса:

— вправе ли в светском государстве, каким является Израиль, некая группа населения, которая является явным меньшинством, навязывать свой образ жизни подавляющему большинству населения Израиля, живущему по своим понятиям об израильском государстве?;

— допустимо ли, чтобы это меньшинство имело бы какие-либо привилегии в сравнении с остальным населением страны? — Например, привилегию не служить в армии обороны Израиля. В то время как эта армия защищает жизнь этих людей от всевозможных покушений и само их право свободно исповедовать свою веру на всей территории государства.

Это ключевые вопросы в возникшем споре.

5. Повторяет ли требование Либермана отделить иудаизм от государства худшую большевистскую расправу с религией в СССР? Скажу прямо: ничего общего это требование с «худшей большевистской расправой» не имеет и иметь не может. Во всех светских государствах религия отделена от государства, и ничего, они как-то живут и процветают. Она не отделена в фундаменталистском Иране, в ряде других мусульманских стран. Ты там хочешь жить?

Что касается СССР, то, надо признать: во времена революционных потрясений церкви разрушали, служителей культа преследовали. Но такую свою участь русская православная церковь вполне заслужила всем своим поведением. На протяжении сотен лет она была прислужницей российской монархии и кормилась из ее рук. «Боже, царя храни» — вот был девиз русской православной церкви. Она воспитывала подданных российской короны в духе рабской покорности монархии и назначенным ею наместникам. И не только большевики — большая часть российского просвещенного общества в предреволюционный период не жаловало церковь.

В наше время все повторяется, как будто бы не было урока, преподанного православной церкви Октябрем. По утверждению российского патриарха — отца Кирилла (в мире — Гундяева) — сейчас в России каждый день открываются две-три новые церкви. Можно сказать с полной уверенностью: столько же каждый день в стране закрывается больниц и медицинских пунктов из-за нехватки средств на их содержание. Постепенно Россия превращается в православный Иран, так как история никого и ничему не учит.

Нельзя людям навязывать какой бы то ни было образ мысли, тем более — евреям с их критическим умом. Если и желательно воспитывать в гражданах страны определенные нравственные ценности, исходящие из иудейской веры, то лишь личным примером. Примером самоотверженного служения израильскому государству и еврейскому народу. А каким примером служат наши ортодоксы (кроме «вязаных кип», разумеется)? По моему, может быть, и поверхностному, но все же устойчивому восприятию, вся их деятельность направлена исключительно на упрочнение своего положения в государстве и получение от него тех иди иных преференций. Когда я их вижу на экранах телевизора в меховых шапках (в разгар израильского лета), в длинных черных сюртуках и с пейсами, среди них много молодых и здоровых бездельников, то ничего, кроме чувства отторжения, эта картина у меня не вызывает. Боюсь, что моими глазами их видит и большинство других людей, евреев и не евреев. При всей моей преданности еврейскому народу, эта картина воспитывает во мне антисемита.

6. Кроме того, у меня большие претензии к руководителям еврейских общин предвоенной Европы. У подавляющего большинства из них просто не хватило здравого смысла внять многочисленным предупреждениям Владимира (Зэева) Жаботинского о смертельной угрозе европейскому еврейству, исходящей от Гитлера и нацистской Германии, и призывам Жаботинского бежать, как можно скорее, куда угодно и всеми возможными способами. Сам он был готов возглавить миллионную колонну евреев, направляющуюся в Палестину. Он был уверен, что британские власти подмандатной Палестины не смогли бы остановить этот массовый напор гонимого народа. Жаботинского тогда не приняли всерьез, и он умер от сердечного приступа в 1940-м году. И за то, что произошло потом, среди прочих несут ответственность и все эти «святые» толкователи Торы, руководители еврейских общин которым доверял простодушный народ наш.

Какие из всего я делаю выводы? Адепты иудейской веры, раввины и ученые — это такие же люди, как мы с тобой, как и все остальные, и никто, кроме Всевышнего, не является носителем истины в последней инстанции. Они так же ошибаются, как и все остальные. И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля. Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.

Print Friendly, PDF & Email

11 комментариев для “Михаил Корабельников: Письмо другу

  1. Что автор, что комментаторы напоминают пятилетних девочек, играющих с куклами в «дочки-матери», обсуждая при этом проблемы контракцепции и гинекологии. А также воспитания детей. Один «ИСЛАМИСТСКИЙ Ирак, где ЦЕРКОВЬ не отдеоена от Государства». Те еще, специалисты!

    Как глубоко всажена в «мозги наций» (по Ленину) слепая ненависть к Богу!

    1. “Что автор, что комментаторы напоминают пятилетних девочек, играющих с куклами в «дочки-матери», обсуждая при этом проблемы контракцепции и гинекологии…
      Как глубоко всажена в «мозги наций» (по Ленину) слепая ненависть к Богу!”
      :::::::::::::::::::::::
      как глубоко всадил Toshkandi в мозги (по Ленину) игил; хватило бы в Субботу сил – сказал друзьям мафусаил

      1. Какие выводы делает уваж-ый автор? — “…pаввины и ученые — это такие же люди, как мы с тобой, как и все остальные…И у них не должно быть никаких привилегий над остальными гражданами Израиля..” — такие выводы поддержать нельзя ни над, ни – под. Как нельзя поддержать Отделение.
        Ни в Израиле, ни в Аустралии. Вера это не “мундиры голубые”.
        Это – по существу безусловно интересной, но сомнительной по выводам работы М.К. Imho.

  2. … Это ключевые вопросы в возникшем споре. ….
    ==========
    Автор фактически призывает отделить Главный Раввинат от Государства Израиль, но в этой статье его вообще не интересует вопрос «зачем и кому этот Главный Раввинат нужен, кто и как пострадает от его отмены». По-моему ПЛОХО так обсуждать серьёзные вопросы.

    По существу «ключевых вопросов» автора могу только процитировать «Бормашенко — 2019-07-05 16:51:31(90)»:
    «… израильские крупные партии подкупают религиозные партии. Это отвратительная традиция. Но так устроены все демократии, демократия частично основана на подкупе определенных слоев населения. Вместе с тем я хочу демократии, она — наименьшее зло …»

    Это верно и принципиально важно для любой демократии, но это ещё более важно для демократии вроде Израиля, Канады, Бельгии, Швейцарии и т.д., где само государство существует только потому, что разные «общины» сумели достигнуть компромисса.
    А Израиль ещё постоянно воюет за само своё существование, для Израиля это ещё более важно.

  3. Отвечаю на комментарии к моей статье.
    1.»Отделение церкви, как в России, невозможно, да и там была другая религия «Марксизм-ленинизм».
    Насколько мне известно, церковь была отделена от государства не только в бывшем СССР, но и в большинстве развитых стран всех континентов. И есть очень немного стран, где она не отделена. Ярким примером служит исламистский Иран.
    2. Я не испытываю вражды к харидим, но желал бы их видеть такими же членами израильского общества, как и остальные граждане страны — с теми же правами и обязанностями.
    3. Не мне судить, возможна ли коалиция без харидим. Но если невозможна, то тем хуже для Израиля.
    Михаил К.

    1. В средней израильской семье 2-3 ребенка, а в религиозной от 5 до 10. Вот вам и будущее общества. У религиозных Танах и рав превыше приказов командира и устава, значит это проблемные солдаты.

      1. Eugene V: … У религиозных Танах и рав превыше приказов командира и устава, значит это проблемные солдаты.
        ========
        Если уж пошли такие стереотипы, то для «превыше приказов командира и устава» у светских вместо Танаха есть СМИ (их очередной нарратив), а вместо рава — есть судья БАГАЦа.

        И мотивация молодых светских евреев быть бойцами в ЦАХАЛе слишком часто основана НЕ на убеждениях, а на «стремлении к личному самосовершенствованию» (неплохо для войны, но разрушительно для спокойного времени) или на «здоровом национализме подростков»: инстинктивно готов рисковать жизнью за свой народ, а по убеждениям (ещё не полностью развитыми) он тот же «только индивидуалист». Когда такой станет генералом, то он будет призывать «откупаться от ракет из Газы» или «уничтожить Хамас и передать Газу Абу-Мазену» 🙂

  4. Обратный пример — Росссия, где церковь завоёвывает всё больше позиций во всех сторонах жизни, от школ до властных структур.

  5. «Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.»

    Без них невозможна коалиция, т.к. общество расколото, но воинствующих атеистов в Израиле не много, поэтому досы будут в кнесете и правительстве. Иудаизм привлекает евреев все больше, как мне кажется, вражды особой харидим не вызывают, за исключением отдельных проявлений экстремизма (к женщинам или к своим же солдатам). Отделение, как в России невозможно да и там была другая религия «марксизм — ленинизм». Лет 50 назад вызвал меня парторг по фамилии Раскин и говорит:» завтра ты пойдешь на овощебазу» А я ему отвечаю: » не могу, завтра — Йом Кипур». Он мне:» Но ты же не веришь». Я ему: «Но ты же, Раскин, тоже не веришь, а ведь служишь» …..

    1. Eugene V
      5 июля 2019 at 9:01
      «Отделение церкви от государства я поддерживаю, даже если это государство — Израиль.»
      Без них невозможна коалиция
      ————————————————————————————————————
      Какое это имеет отношение к сохранению политических прав для религиозных, как и их права на создание партий?

      1. Вот если бы был закон о праве участия в выборах только населения, платящего налоги или плативших всю жизнь, тогда возможно мы бы не зависили от религиозных партий.

Добавить комментарий для Toshkandi Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.