Михаил Ривкин: Недельный раздел Балак

Loading

«Чудо сокрытое» это термин, который РАМБАН ввёл для правильного понимания истинного смысла Торы. Он полагал, что, на самом деле, вся Тора посвящена описанию чудес, и именно потому так важно, чтобы еврей принимал всё сказанное в Торе на веру, без сомнений и колебаний.

Недельный раздел Балак

Михаил Ривкин

И отверз Г-сподь уста ослицы, и сказала она Биламу: что сделала я тебе, что ты бил меня уже три раза? И сказал Билам ослице: за то, что ты издевалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. И сказала ослица Биламу: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил издавна и до сего дня? Имела ли я обыкновение так поступать с тобою? И сказал он: нет. И открыл Г-сподь глаза Биламу, и увидел он ангела Г-сподня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке его, и он преклонился и пал на лицо свое. (Бемилбар 22:28-31)

Про Валаамову ослицу (ослицу Билама) знают даже те, кто ни разу в жизни не открывали Библии. И именно у таких людей никаких вопросов по поводу этой истории не возникает. Всё понятно: говорящая ослица — это притча, «шутка юмора», буйная авторская фантазия. Но не так относились к тексту Торы Мудрецы, Благословенной Памяти, и традиционные комментаторы. У них не было никаких сомнений, что ослица, действительно, заговорила, точно так же, как говорим мы с вами. Оставалось только понять, как стало возможным такое вопиющее нарушение законов природы. Самый ранний ответ на этот вопрос мы находим в Пиркей Авот:

«Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки: жерло, [ведущее в недра] земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, [червь] шамир, письменность, письмена, [высеченные в скрижалях], и [сами] скрижали. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы также] могила для Моше, учителя нашего, и баран для праотца нашего Авраама. Некоторые [авторитеты] говорят, что [в это время были созданы] и злые духи, а также клещи, с помощью которых [люди смогли] изготавливать другие клещи» (Пиркей Авот 5:6)

В этой мишне перечислены как те из упомянутых в Торе явлений, которые явно нарушают законы Природы, так и несколько странных, необычных явлений, хотя и не нарушающих законы Природы, но вызывающих наше изумление и восхищение. Каждое из этих десяти явлений стоит особняком, мало похоже на другие, и потому каждое удостоилось многочисленных толкований и объяснений:

«Десять творений были созданы накануне субботы, в сумерки — и не то, чтобы они, действительно, были созданы именно тогда. Ведь не придёт же тебе в голову, что Агнец для Авраама или ослица Билама прожили несколько тысяч лет, а наша Святая Тора ничего не сообщает нам об этом чуде? Но смысл сказанного в том, что дана сила Творению, чтобы могло оно, в нужное время, произвести чудо» (Тифэрет Исраэль, комментарий к Пиркей Авот).

Тифэрет Исраэль, действительно, объясняет некую маленькую трудность при понимании Пиркей Авот, трудность сугубо хронологическую, но, одновременно, создаёт трудность огромную, трудность онтологическую. Что же это за «сила Творения, чтобы могло оно, в нужное время, произвести чудо»? Как и в какой форме она дана, как и в какой форме действует? Великий еврейский философ, создатель самой, наверное, полной и последовательной в еврейской мысли онтологической теории РАМБАМ не мог пройти мимо этой трудности:

«Как уже не раз было говорено, Мудрецы не верили в возможность изменения Б-жественного Воления в течение времени. Однако при сотворении вещей Он заложил в Природу, чтобы свершалось всё, что свершается. Бывает, что нечто свершается постоянно, и это Законы Природы. А бывает, что нечто свершается внове, крайне редко, и это Знамения. И потому сказано, что в День Шестой заложил Он в природу Земли, что Земля смогла поглотить Кораха и его общину, и чтобы колодец смог извергнуть воду, и чтобы ослица заговорила» (РАМБАМ там).

РАМБАМ доказывает, что цитированное изречение Мудрецов призвано объяснить возможность чудесного в Нашем Мире, возможность нарушения Законов Природы. Смысл его слов в том, что при Сотворении Мира дана сила неким первичным сущностям породить, в далёком будущем, некие сверх-природные явления. Иными словами, когда было сотворено Море, то в его природу было уже заложено, что в некий момент времени оно расступится перед евреями. Когда были сотворены животные, в природу осла было заложено, что в некий момент времени одна из его бесчисленного потомства сможет заговорить человеческим голосом. Таким образом, сами отступления от Законов Природы были интегрально вмонтированы как составная часть этих Законов. И «рутинные» Законы, и кажущиеся отступления от них, всё это в равной мере часть Творения, не случайно оговорено, что все эти отступления были сотворены вечером Шестого Дня, не позже.

Совсем по-другому увидел сцену с ослицей Билама Шмуэль Давид Луцатто:

«В силах Б-жьих сделать так, чтобы и ослица заговорила. Но при этом было бы невозможно, чтобы не ужаснулся Билам и два его служителя ужасом великим, и невозможно было бы, чтобы Билам стал ослице отвечать. И потому возможно, что не говорила она, как говорят люди, но просто жалобно заревела, как если бы хотела сказать: что я такого тебе сделала? А Билам ответил ей, как человек, который сердится на своё животное. А она вновь заревела, как если бы хотела сказать ему «не я ли твоя ослица». И тогда он пожалел её, и сказал «нет», иными словами, не в обычае животного так поступать. И смысл слов «отверз Г-сподь уста ослицы» в том, что она завывала не как обычно. /…/ И было там истинное чудо, но то было чудо сокрытое».

«Чудо сокрытое» это термин, который РАМБАН ввёл для правильного понимания истинного смысла Торы. Он полагал, что, на самом деле, вся Тора посвящена описанию чудес, и именно потому так важно, чтобы еврей принимал всё сказанное в Торе на веру, без сомнений и колебаний. Но при этом он выделял две категории чудес: «явные чудеса», т. е. Очевидные нарушения Законов Природы, и «сокрытые чудеса», т. е такие явления, чудесная природа которых не очевидна. В отношении таких явлений человек может подумать, что это естественный ход событий, при том, что на самом деле это чудеса, которые совершает Всевышний ради Народа Израиля. Однако, на самом деле, не уступают они своей чудесной природой чудесам явным.

Но как бы ни решили мы вопрос о том, что же произошло с Биламом, «явное чудо» или «чудо сокрытое», главным, как и при описании всех остальных чудес, остаётся вопрос: а зачем нам Тора об этом чуде рассказывает, чему Тора хочет научить нас, излагая разговор человека с ослом? Ещё до того, как Г-сподь отверз уста ослицы, эта ослица уже успела продемонстрировать своё неоспоримое превосходство над Биламом:

«А (Билам) не видел, потому что Святой, благословен Он, дал животному возможность видеть больше, чем человеку» (РАШИ Бемилбар 22:23)

Не так важно, действительно ли заговорила ослица человеческим голосом, или же её рёв стал настолько красноречивым, что Билам понял его смысл. В тот момент, когда «отверз Г-сподь уста ослицы», ещё до того, как Билам понял её слова и стал отвечать, ему следовало понять главное:

«… отверз уста — дабы поведать, что уста и язык во власти его, и что только когда Он захочет проклясть, даст Он власть проклинать устам» (Бемидбар Раба, 20:14).

Далее Мидраш обращает внимание, что Билам увидел ангела не ранее, чем Творец открыл ему глаза, при том, что ослица увидела ангела уже трижды до этого. И зрение, равно как и речь, выполняет свои функции ровно настолько, насколько это угодно Г-споду. Казалось бы, вполне достаточно для любого нормального человека, чтобы понять, насколько самонадеянно пытаться увидеть то, что Предвечный не захотел нам показывать и насколько бесполезно проклинать то, что Он проклинать не желает. Но Билам, как известно, ничего этого не понял, и вопреки явному и недвусмысленному поучению, которое Всевышний преподал ему в истории с ослицей, попытался действовать по-своему.

О том, что из этого вышло, мы уже писали.

Print Friendly, PDF & Email

4 комментария для “Михаил Ривкин: Недельный раздел Балак

  1. По-моему в этой статье автор использует понятие «Законы Природы» в понимании Науки, но уже даже в Научной Философии это понятие очень серьёзно трансформируется: Законы Природы это уже НЕ объективная реальность, но человеческое её понимание.
    Кроме того: из 1-го Постулата Веры РАМБАМа (из 13-и) следует, что Творец не только правит всеми творениями, но заново создаёт все существующее в любой данный момент времени.

    Мой вывод о мнении РАМБАМа: «природа» это некий огромный оркестр, где есть Режиссер и где каждый музыкант играет по заранее данным ему нотам-инструкциям.

    В таком оркестре у музыканта могут быть инструкции вроде «Сначала три миллиарда лет повторяй Тра-Ля-Ля. Потом, в нужный момент времени, один раз сыграй До-Рэ-Ми. Потом ещё три тысячи лет повтори Тра-Ля-Ля».
    Для нас «Тра-Ля-Ля» будет Законом Природы, а «До-Рэ-Ми» будет Великим Чудом на уровне рассечения вод Красного Моря — но по-РАМБАМу это просто разные части одного концерта, по заранее готовым нотам.

    Shabat Shalom.

  2. » И зрение, равно как и речь, выполняет свои функции ровно настолько, насколько это угодно Г-споду. Казалось бы, вполне достаточно для любого нормального человека, чтобы понять, насколько самонадеянно пытаться увидеть то, что Предвечный не захотел нам показывать и насколько бесполезно проклинать то, что Он проклинать не желает. Но Билам, как известно, ничего этого не понял…»
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Понравилось, очень. Спасибо.

    1. Любопытно, как по разному толкуют два писателя-философа одну Книгу.
      Один (Михаил Р.) — о Предвечном.., другой ( Арье Б.) – о богопослушных ослах и космосе..
      “Получив дар разума, человек лишился не только хвоста и волосяного покрова, но также и множественных сверхчувственных каналов, связывающих его с космосом…” — Надо же,
      чуден Мир Божий…

Добавить комментарий для Aleks B. Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.