Лев Мадорский: Москва, Нью-Йорк и Петербург… еврейские

Loading

Практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-м — газеты на идиш. В январе 1948 г. убит Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр.

Москва, Нью-Йорк и Петербург… еврейские

Лев Мадорский

 Лев Мадорский Москва еврейская

Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам. Но меня тема эта всегда интересовала. Попробуем пробежаться по основным именам и датам.

1472 г. Первое упоминание о еврее Иосифе, который был чем-то вроде личного посланника между великим князем Иваном Третьим и крымским ханом Менгли-Гиреем.

1490 г. В Москву прибывает «лекарь Жидовин Леон из Венеции». Но Жидовин погостил в столице недолго и был казнён сразу после смерти своего знатного пациента-сына великого князя. Так было положено начало «доброй» традиции, благополучно дожившей до сталинского «дела врачей».

С 16-го века начинает «раскручиваться» ещё одна важная линия еврейской истории Москвы — купеческая, торговая. При Василии Третьем купцам-иудеям разрешили торговать в столице. Но они действовали столь успешно, что местные торговцы не выдерживали конкуренции. Пожаловались царю-батюшке. Последовал запрет. Такие волны запретов-разрешений продолжались постоянно. В 1828 году купцам с неправильным пятым пунктом разрешалось останавливаться в Москве только на два месяца. С 1832 на полгода. И только с 70-х годов 19-го века в столице разрешили постоянно проживать купцам 1-ой гильдии. Заметную роль сыграли потомки Авраама и в развитии промышленности, банковского дела. В 1858 году, например, К. Высоцкий основал чайную фирму, а в 1870 г. братья Поляковы первый земельный банк. Думаю, что и сегодня евреи (статистикой не владею) занимают видное место среди российских предпринимателей.

Интересна и несколько неожиданна еврейско-дворянская история столицы. Уже в свитах Лжедмитрия Первого и Второго мелькали лица с подозрительно неславянской внешностью. Впрочем и сам Лжедмитрий Второй, по некоторым данным, был иудейского происхождения. В 1670-71 годах дворянский род Евреиновых основал некий «Матюшка Григорьев — еврей». Среди польских евреев, попавших в то время в Москву, был Шафир-дед вице канцлера при Петре Первом П. Шафирова. С ним состояли в родстве дворянские семьи Веселовских, Копьевых…

Несколько слов о Москве религиозной. В 1861 г. было три молельных дома, основанных николаевскими солдатами. С 1865 г. существует религиозная община. С 1871 г. — первая московская синагога. Сегодня в столице две синагоги: хоральная синагога, открывшаяся в 1891 г. и хасидская в Марьиной роще. С 1987 г. значительно увеличивается число еврейских школ, детских садов, семинаров по иудаизму. В 1988 г. открывается ешива — высшее еврейское религиозное заведение.

Московская хоральная синагога

Ну и немного статистики. Первые евреи — коренные москвичи появились после русско-польской войны (1645 — 1667 гг.) из числа пленных евреев. Но особенно ощутимым их присутствие стало после 1827 г., когда «избранный народ» стали призывать на военную службу. Число евреев постоянно увеличивается: 1846 г. — в столице 313 евреев. 1871 г. — ок. 8 тыс. 1879 — 16 тыс. 1889 — 26 тыс. Что составляло, примерно, 3% населения. 1891 — 35 тыс. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции жили в Сретенской, Арбатской, Тверской части города. Ремесленники— в Лефортово, на Пятницкой. Особенно резко возрастает численность евреев столицы после февральской революции 1917 года и отмены черты оседлости. 1917 г. — 60 тыс. 1923 г. — 86 тыс. 1926 г. — 131 тыс. 1939 г. — более 250 тыс. Примерно такое количество евреев в столице оставалось до 1988 года. До начала активной эмиграции.

Сионистское движение имеет в столице давнюю историю. Уже в 1910 году в Москве было основано общество Шеерит-Исраэль, ставившее задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Израиле. С 1916 года начал выходить сионистский еженедельник на иврите «Ха-ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой. Но особенно активизировалось движение за возвращение в Израиль в первые годы после февральской революции. Состоялся учредительный съезд партии «Традиция и Свобода», стоявшей на позициях религиозного сионизма. Конференция движения Аггудат Исраэль. Открываются многочисленные издательства на иврите: «Оманут», «Штыбель» , «Сафрут» и др. В январе 1918 г. основано палестинское общество «Раанания». Стали издаваться газеты сионистского направления. Но просущетвовали они, как легко догадаться, недолго. С 1919 г. в рамках борьбы с сионизмом газеты и издательства были закрыты, многие видные активисты арестованы. Праздником для тысяч московских евреев был приезд в 1948 г. в Москву первого израильского посла Голды Меир.

Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы. В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-м — газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В январе 1948 г. убит С. Михоэлс. В 1949 г. закрыт еврейский театр. Началась кампания против «космополитов». Её кульминацией было уже упомянутое «дело врачей», в ходе которой многие московские врачи были арестованы или уволены с работы. Можно долго перечислять и перечислять антисемитские «подвиги» советского режима…
Да и сегодня, когда евреев принимают во все вузы и почтовые ящики, (но, как выразился Жванецкий «Где евреев взять?») судя по выступлениям официальных лиц (например, некоторых депутатов Государственной Думы), статей ряда периодических изданий («Молодая гвардия», «Наш Современник», газета «Завтра» и др. ), взрывах и поджогах синагог, осквернениях кладбищ и т. п. антисемитская традиция не ослабевает.

В заключения имена некоторых москвичей— евреев, известных не только в столице, но и во всём мире: Б. Пастернак, И. Эренбург, В. Гроссман, А. Таиров, А. Райкин, К. Райкин, Г. Хазанов, А. Эфрос, М. Плисецкая, Д. Ойстрах, И. Ойстрах, Л. Коган, Д. Шафран, Э. Гилельс, В. Гинзбург, Л. Ландау, Я. Зельдович, Г. Перельман. Список, разумеется, далеко не полный.

Сегодня евреев в столице осталось сравнительно немного. По оценочным данным не более 50 тысяч. Но говорить о конце истории Москвы еврейской ещё рано. Впрочем, время покажет…

Еврейский Нью-Йорк

В 70-е годы прошлого века отец побывал в Нью-Йорке. Когда спросил его какое главное впечатление произвёл на него город, он ответил не задумываясь, обилие евреев-полицейских. «Представляешь, почти все полицейские — евреи. К кому не обратишься (папа плохо говорил по-английски) все понимают идиш». Насчёт всех он, конечно, перегнул. Но, действительно, в Нью-Йорке полицейские, как ни странно, еврейская специальность.

Впрочем, о полицейских так. Для затравки. Нью-Йорк, самый значительный экономический и культурный центр США — город с самым большим в истории еврейским населением. За 250 лет истории еврейского Нью-Йорка количество иудеев выросло от 23-х (!) (первые евреи приехали в город Яблока, тогда Новый Амстердам, из Голландии в 1655 году) до 1,8 миллионов в настоящее время. Это не удивительно. Нью-Йорк — единственный город мира, где евреи, за исключением самых первых лет после приезда, примерно, с 1755 по 1757 гг., когда им было запрещено владеть землёй, нести военную службу и строить синагоги, не подвергались дискриминации со стороны государства.

Евреи были среди самых первых поселенцев и чувствовали себя в городе Яблока всегда достаточно уверенно. Начиная же со второй половины 18-го века, после победы американцев в войне за независимость, полное равенство иудеев в гражданских правах было законодательно закреплено (в отличие не только от Европы, но и от многих других американских штатов) в конституции штата Нью-Йорк.

Итак, налицо своеобразный феномен. Ещё далеко до образования Израиля. Ещё далеко до провозглашения первым консулом Франции, а позднее, императором Наполеоном Бонапартом еврейской эмансипации и их полного равенства (оно продержалось, правда, недолго) с другими гражданами. До этого ещё далеко. А на Земле уже существовал Нью-Йорк. Единственное место, где не было государственного (не путать с бытовым, которого и здесь предостаточно — Л. М.) антисемитизма. И в Нью-Йорк потянулись евреи.

Но по настоящему массовая эмиграция потомков Авраама из Восточной Европы, особенно, из России и Польши, вызванная тотальной дискриминацией, еврейскими погромами, Октябрьской Революцией и гражданской войной, произошла в период с 1880 по 1920 гг. Значительное количество иудеев прибыло в Нью-Йорк в нацистское время, а также после окончания 2-ой мировой войны. И, наконец, последняя волна эмиграции, связанная с распадом Советского Союза. Тогда многие евреи выезжали по израильской визе, но в Вене меняли курс и вместо страны обетованной оказывались в США. В том числе, в городе, где возвышается статуя Свободы.

Как же они проявили себя в самом свободном городе мира? Уже с конца 17-го начала 18 вв. евреи занимали видное положение в экономике Нью-Йорка. Особенно в торговле драгоценностями, табаком, рабами. Начиная с 19 века, еврейские коммерсанты Блумингдель, Альтман, Штраус и др. открывают универсальные магазины, впоследствии самые большие в мире. В это время появляются крупнейшие еврейские банкиры и предприниматели — Натан, Лазарус, образуются известные на весь мир еврейские финансовые компании — «Кун-Леб» и «Д. Зелигман». С начала 20-го века формируется слой богатого еврейства из текстильных фабрикантов и торговцев недвижимостью. Об исключительных успехах евреев в предпринимательской деятельности говорит следующий факт: если в целом по Нью-Йорку в начале 80-ых имели собственный бизнес 7 % работающих, то среди иудеев эта цифра достигала 30%. Примерно такое же соотношение сохраняется до настоящего времени. Много евреев также среди книгоиздателей и владельцев средств массовой информации — телевидения, радио, газет и журналов.
Немалую роль евреи играли и играют до сих пор в политической, общественной жизни Нью-Йорка. Уже в англо-американской войне за Независимость нью-йоркские евреи (около 2 тысяч солдат и офицеров) приняли активное участие на стороне американцев. Банкир Х. Саломон предоставил Дж. Вашингтону заём в размере 240 тыс долларов. По тем временам сумма весьма значительная. Во время гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) евреи воевали на стороне правительства Линкольна. Причём, одно воинское подразделение северян (пятая рота восьмого полка) целиком состояла из нью-йоркских евреев. В прошлом веке, как и в наши дни, еврейское население города активно поддерживает демократов. Евреи (1973-77 гг.— А. Бим, 1977-89 гг.— Э. Коч) избирались на пост мэра Нью-Йорка, депутатами в конгресс от штата Нью-Йорк.

Традиция поддержки партии Осла продолжилась и в недавнем противостоянии Клинтон и Трампа. За Клинтон было отдавно около 80% еврейских голосов. И это несмотря на то что для республиканцев важным приоритетом политики является поддержка Израиля. Впрочем, и в окружении президента США немало евреев. Кроме его ближайшего советника и, одновременно, зятя, ортодоксального еврея Д. Кушнера, и дочки, принявшей иудаизм, Иванки, это советники Д. Гринблатт, Д. Фридман, М. Коэн и многие другие.

Совершенно особую роль играет еврейское население города Яблока в судьбах диаспоры. Начиная с 1950 года на массовые митинги в защиту евреев других стран собиралось более 100 тыс. человек. На демонстрацию в 1986 году в защиту советских евреев вышло более 300 тыс. В Нью-Йорке находятся штаб-квартиры почти всех общеамериканских, еврейских организаций — Американский еврейский конгресс, Американский еврейский комитет, многих других. В том числе Объединённого еврейского призыва — фонда, собирающего денежные средства для Израиля. Именно эти деньги помогли молодому еврейскому государству выстоять в невероятно трудной войне 1948 года.

Нью-Йорк — крупнейший религиозный центр американского еврейства. В городе более 500 (!) ортодоксальных синагог. Есть также консервативные и реформистские. Религиозное присутствие иудеев в городе настолько значительно, что в самые большие религиозные праздники, Йом-Кипур и Рош-ха-Шана в промышленности и торговле нерабочие дни, закрыты общественные школы. Здесь находится Иешива — университет, готовящий раввинов для всего мира. В Иешиве — знаменитая коллекция еврейских документов и рукописей. В Нью-Йорке расположен центр хасидизма.

И, наконец, евреи широко представлены в культурной, художественной жизни города. Характерный факт — в Нью-Йоркском Союзе музыкантов более 50% потомков Авраама. Золотые годы бродвейской музыкальной драмы связаны с именами евреев-композиторов, режиссёров, драматургов. Работает Еврейский музей с богатейшими коллекциями, древними и современнными. Представителями семей известных еврейских финансистов Варбург и Гуггенхайм был основан известный во всём мире музей современных искусств.

Итак, еврейская жизнь в городе Яблока бьёт ключом. Хотя несколько тысяч Нью-Йоркских евреев эмигрировали в Землю Обетованную, а оставшиеся желают друг другу: «В новом году в Иерусалиме», до исполнения пожелания далеко. Еврейский Нью-Йорк был и остаётся крупнейшим центром мирового еврейства. Ярким, могучим, процветающим. Уже более 250 лет.

Еврейский музей в Нью-Йорке

Еврейский Петербург

Когда написал в «Еврейскую газету» в Германии статью о еврейской Москве, раздался звонок. Некто представившийся: «У меня жена еврейка и я не антисемит» и, видимо, не успевший прочесть ничего кроме заголовка, задыхаясь от возмущения, бросал в трубку короткие, рубленые фразы: «Это слишком. Как Вы могли дать такое название Москве? Столице России. Нет у Вас ни стыда, ни совести» И повесил трубку. Так что не успел я объяснить «не антисемиту», что и в мыслях у меня не было объявлять Москву еврейской. Речь шла, конечно же, о евреях, связавших свою судьбу с великим, российским городом. В таком же ключе поговорим о Санкт-Петербурге…

Город, основанный Петром Первым в 1703 году, в 1732-м становится столицей России. Уже в то время среди первых жителей северной столицы были евреи: уже упомянутый вице-канцлер П. Шафиров, генерал-полицмейстер А. Дивьер, барон Ф. Аш, финансовые агенты царского двора З. и М. Гирш и Л. Липман. Упомяну и царского шута Яна д’Коста. А чуть позже, примерно с 1772 года (после раздела Польши), появилась первая синагога. Среди первых членов еврейской общины — купцы и общественные деятели. Несколько десятков человек. Наиболее известные из них –Л. Невахович (первый русско-еврейский публицист и философ), Н. Ноткин (видный общественный деятель), М. Элькан, Л. Элькан.

Впрочем, история евреев Санкт-Петербурга, как и всей России, невесёлая. В какой бы век не заглянули (18, 19 или 20-й) — одно и то же. Гонения, преследования, всевозможные ограничения. Например, 1738 год, когда со средневековой жестокостью сожгли на костре Бороха Лейбова и флотского офицера А. Возницина. Борох склонял моряка к переходу в иудаизм. Судя по тому, что сожгли обоих, небезуспешно.

И всё же в каждом столетии свои отличия. В 18 веке участие евреев в политике ограничивалось крещёными евреями. Евреи по Галахе в политической жизни СПБ не участвовали. Как? Чтобы евреи в чём-то не участвовали? Да, не участвовали. По простой причине. До 1804 года им запрещалось селиться в столице. Так что вышеуказанная еврейская община существовала незаконно. Говоря современным языком — де-факто. Только в 1804–м году специальный Комитет, в который входили и еврейские депутаты от провинции, разрешил временное проживание в столице промышленникам, купцам и ремесленникам, принадлежавшим к иудейской вере. А с 1820 года — солдатам-кантонистам. Но гонения продолжались. Особенно свирепствовал во время царствования Александра Третьего градоначальник П. Гессер, который строго контролировал проживание евреев в городе на Неве. Понятно, что главным направлением деятельности иудеев становится, с одной стороны, борьба за равноправие, с другой— палестинофильское движение, примкнувшее позднее к сионизму Герцля. Одни евреи надеятся на улучшение жизни на родине. Другие, как мы теперь понимаем, наиболее дальновидные, понимают, что это нереально, и призывают к эмиграции на Святую землю.

Во второй половине ХIХ — начале ХХ веков евреи становятся активными участниками не только сионистских, но и других политических движений и партий: эсеров (А. Гоц, председатель ВЦИК П. Рутенберг), меньшевиков (Ф. Дан, М. Либер, руководители Петроградского совета) и, конечно же, большевиков (Л. Троцкий, Л. Каменев, Я. Свердлов — председатель ВЦИК). В Октябре, когда большевики взяли власть в свои руки, обладателям пятого пункта не стало легче. Последователи внука раввинов Карла Маркса уничтожили все другие партии и еврейское участие в политической жизни, как в Петербурге, так и по всей России, покатилось по нисходящей. Пятый пункт становится непреодолимым.

С конца шестидесятых годов именно евреи Ленинграда, как бы продолжая палестинофильские устремления ХIХ века, занимают наиболее активную позицию, пытаясь выехать в Израиль. Неэффективность этой борьбы приводит к отчаянному шагу — организации подпольной сионистской организации и попытке захвата самолёта. Несмотря на её неудачу, власти вынуждены приоткрыть ворота. Вскоре первый ручеёк (в течении 1968-83 гг. выехало 15 тысяч человек) перерастает в Исход. По оценочным данным только из Ленинграда–Петербурга с 1989 г. по настоящее время выехало 120 тысяч евреев. Причём, 30% из них — в Израиль.
Не берусь объяснить почему, но факт остаётся фактом. Количество евреев, занимающихся бизнесом, купцов и предпринимателей, в том числе крупных, всегда в процентном отношении было значительно больше, чем количество лиц тех же профессий у нееврейских жителей Петербурга. Про Ленинград не говорю. Тогда, вообще, не было ни банкиров, ни предпринимателей. Все советские служащие. Среди наиболее крупных коммерсантов еврейского происхождения Г. Гинцбург (крупный банкир, имеющий, как и Ротшильд, титул барона, награждённый высшими российскими орденами), Л. Розенталь (финансист и филантроп, помогавший еврейскому просвещению), М. Фридлянд и другие. В начале ХIХ века потомками Авраама были основаны крупнейшие банки Петербурга: банкирский дом И. Вивильберга, банк Гинцбергов, Санкт-Петербургский учётно-кредитный банк, директором которого был А. Зак. Значительную роль евреи традиционно играли и в издательском бизнесе. Достаточно вспомнить широко известное издательство «Брокгауз и Эфрон» или владельца издательства «Просвещение» Н. Цейтлина.

В 90-е годы, когда я уже был в Германии, приятель привёз черносотенную газетку, в которой перечислялись фамилии сегодняшних петербургских евреев-предпринимателей, которые: «… власть в городе… продают и грабят Россию». Причём, как и в старые, добрые времена, если в списке встречались русские фамилии, то в скобках приводилось еврейское отчество.

Особенно важное место евреи занимали (в связи с массовой эмиграцией не решаюсь сказать — занимают) в культурной жизни Петербурга. В кратком очерке отмечу лишь несколько наиболее значительных имён. В живописи — Н. Альтман (наиболее известные работы — портреты А. Ахматовой, С. Михоэлса, В. Ленина, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема), И. Пэн (учитель М. Шагала, автор полотен «Старый солдат», «Слепой музыкант»), А. Тышлер (абстракционист, театральный художник), Т. Каплан, Г. Гликман. В литературе –Л. Лунц (создатель группы «Серапионовы братья», В. Каверин, В. Инбер, А. Чаковский, С. Маршак, А. Зощенко, И. Бродский. В театре и кино — Л. Трауберг, И. Шнейдерман, С. Цимбал, Е. Шварц. В науке — Л. Берг, А. Гринберг, А. Иоффе, Я. Френкель. Можно было бы назвать и много других имён.

Несмотря на ограничения в возможности для евреев жить в северной столице, несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, Санкт-Петербург в конце ХIХ — начале ХХ веков является религиозным центром российского еврейства. В 1893 году открылась большая синагога, а в 1906 году еврейская гимназия, просуществовавшая до 1930 года. Среди наиболее известных раввинов — А. Драбкин (1844-1917 гг.), М. Айзенштадт (1870-1943), Д. Каценельбоген (1850-1930). Октябрьская революция сыграла противоречивую роль в религиозной жизни евреев Петрограда. С одной стороны евреи теперь могут свободно селиться в городе на Неве и их численность стремительно растёт: от 50 тыс. в 1917 г. до 103 тыс. в 1928 году. С другой — многочисленные религиозные и просионистские объединения Петрограда-Ленинграда подвергаются преследованиям и вовсе закрываются. Так перестают существовать крупнейшие еврейские газеты «Тогблат» и «Рассвет», Ленинградское религиозное объединение, запрещается сионистская партия. Закрывается Еврейский университет, в котором читали лекции известные раввины.
Сегодня, хотя еврейское население Санкт-Петербурга значительно уменьшилось и составляет примерно 40 тыс. человек, религиозная жизнь оживает. Многие молодые евреи возвращаются к иудаизму. Открыты еврейская гимназия, школы, два детских сада. Невозможно рассказать о всех выдающихся потомках Авраама, живших или живущих в Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Но даже поверхностный взгляд на еврейскую историю города на Неве позволяет утверждать о правомерности сочетания вынесенного в заголовок — Еврейский Петербург.

Петербургская синагога
Print Friendly, PDF & Email

69 комментариев для “Лев Мадорский: Москва, Нью-Йорк и Петербург… еврейские

  1. Полагаю. что вам, Лев. будет интересно ознакомиться с представленной информацией о том, как в Совковии, с уничтоженной еврейской жизней, травили потомков их прежних носителей.

    Не всем известная мама Неизвестного.

    Белла Абрамовна Дижур, — по профессии биолог, доктор наук, занималась генетикой.
    В одном из интервью Неизвестный сказал, что родом его отец был из оренбургских
    казаков.
    Белла Дижур, мама скульптора, поправила сына: не отец, а прадед Эрнста, и был он не
    казак, а кантонист, то-есть еврей, мальчишкой насильно взятый на службу в николаевскую армию
    и «отбарабанивший» там 25 лет. Его в армии крестили, а по возвращении он получил большие
    права как купец 1-й гильдии. А мама скульптора до последних своих дней (она умерла в
    Нью-Йорке 16 февраля 2006 года, на 103-м году жизни) писала стихи, а за одну из поэтических
    книг даже получила престижную американскую премию. Не каждому дано перешагнуть столетний юбилей, да и не каждому выпало жить, получив две похоронки на сына, ушедшего добровольцем
    на фронт в 17 лет и «посмертно» награжденного орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». (Помните? – у Вознесенского: «Лейтенант Неизвестный Эрнст, / на тысячу вёрст кругом /равнину утюжит смерть /огненным утюгом…»).
    — Правда, что Евтушенко помог вашей матери, поэтессе Белле Дижур, выехать за границу?
    — Моя мама восемь лет была «в отказе». Я уже жил в Нью-Йорке, когда в очередной раз сюда приехал Женя. Я его попросил помочь ей выехать. Он сказал: «А я тебе не ОВИР». — «Женя, ты больше, чем ОВИР».
    Тогда он написал письмо Андропову. Очень человечное письмо. У меня есть копия. «За что вы травите старую женщину? Не пускаете ее к сыну. Она так тоскует по нему».
    Смилостивились, выпустили маму и мою сестру.
    Письмо Евгения Евтушенко (Из Википедии), адресованное Председателю КГБ СССР (1982-1988) В. М. Чебрикову:
    «Дорогой тов. Чебриков! Христа ради прошу я Вас — отпустите 82-летнюю мать скульптора
    Эрнста Неизвестного к её сыну […] Белла Абрамовна Дижур — старейшая детская писательница, принятая еще Павлом Бажовым в ряды ССП в 1940 году, зла в жизни никому не сделавшая, и единственное ее желание — чтобы собственный сын закрыл ей веки, похоронил ее. Никаких
    военных секретов она не знает. Как бы ни относиться к Э. Неизвестному, но, на мой взгляд, негоже такому могучему государству, как наше, мстить ему через 82-летнюю, ни в чем не повинную мать. Великодушие еще никого никогда не унижало. Проявите же великодушие, жалость,
    незлопамятность, исконно свойственные настоящим русским людям…».
    Через год после письма её выпустили из страны, не забыв, однако, сделать пакость «на дорожку» — внука пригласили в Министерство культуры, где книги Дижур (детские книги!) «сортировали»:
    «эти дозволяете вывезти, а эти нет , где- то тут скрытая крамола».

    Евгений Евтушенко написал об этих событиях стихотворение:
    Евтушенко
    И вот «Бабий Яр», мной написанный,
    над шаром земным полетел
    позорно замолчанной истиной
    и стоном закопанных тел.
    Охрана моя добровольная
    со мной обращалась на «вы» –
    команда МЭИ баскетбольная
    из дылд самых нежных Москвы.
    Но в русскость мою всем ли верилось?
    И, чтоб уязвить поверней,
    спроворили жлобскую версию,
    что я – это тайный еврей.
    И надо же так обезбожиться,
    упасть до ничтожества столь,
    когда и представить не можется,
    что боль всех людей – наша боль.
    Кровей у меня до двенадцати,
    и в странах любых есть мне кров.
    Ну что ж, принимаю все нации
    я в гостеприимную кровь.
    А мать Неизвестного Эрика
    звонила: «Писать мне кому?
    Мне нужен мой сын – не Америка,
    да вот не пускают к нему».
    Овировские невыпускатели
    по принципу «башли гони!»
    ломали мазилок, писателей
    и дедушек с бабушками.
    В дежурках с красотками баловались
    и всё приводили в ажур,
    но даже и взятки побаивались
    за эту, за Беллу Дижур.
    Тогда уж ей было за восемьдесят.
    Заметили, что от обид
    она никогда не заводится
    и служащим не грубит.
    Была она невыпущальная.
    Я всё же усовестил их.
    Им было прощенье печальное
    в глазах ее, столь молодых.
    Великая эта женщина,
    дожив до столетних седин,
    в Нью-Йорке шепнула мне: «Женечка,
    а знаешь, ведь ты мне как сын».
    Мы вместе нигде не обрамлены,
    но Эрик и вы – мне семья.
    Спасибо вам, Белла Абрамовна,
    Еврейская мама моя.
    *****************************
    Доба Каминская,

  2. В дополнение к вашему, Лев, повествованию будет уместна прилагаемая информация: Это еще один фрагмент из истории еврейской жизни и ее трагического исчезновения на пост советском пространстве.
    Александр. Городницкий
    София и Михаил Миллер , Река Времени.
    berkovich-zametki.com ›

    1. Главный редактор канала некто Приходько заявила, что … “никому не
      интересна эта еврейская история еврейского мальчика Городницког
      ————
      Вы, дорогой Сава, в последних сносках убедительно, точными ударами разрушили моё убеждение, что в России антисемитизм пошёл на убыль. Истрия с сериалом о Городницком — ещё один такой удар…

        1. Более точная ссылка:

          «Александр Городницкий. (О себе.). Обсуждение на LiveInternet…
          [Поиск по домену http://www.liveinternet.ru/users/3907312/post135246122/%5D https://www.liveinternet.ru/users/3907312/post135246122/
          Я звания выше не знаю, Чем древнее имя «еврей», С которым, назло Амалеку, Под вопли враждебных племён, Смогли мы форсировать реку — Холодную реку времён. Что означают слова «холодная река времён»? Автор этих строк — профессор геофизик, академик и бард Александр…»

  3. Маленькое замечание. С 1820 года разрешили жить в С.Петербурге не солдатам-кантонистам, а солдатам-кантонистам в отставке. Мой прадед был таковым, отслужившим 25 на флоте и вышедший в отставку со званием \»отставной барабанщик Второго флотского Кронштадского экипажа\». Получил потомственное право жительства в С.Петербурге. Тышлер, все-таки, более московский художник, как и Иегуда Пен — витебский художник (его пребывание в С.Петербурге было эпизодическим). Что касается художников Ленинграда-С.Петербурга с 1917 года до наших дней, то можно назвать, кроме упомянутых автором, несколько десятков выдающихся имен.

    1. . С 1820 года разрешили жить в С.Петербурге не солдатам-кантонистам, а солдатам-кантонистам в отставке.
      —————
      Спасибо, Михаил, за добавление и уточнение.

  4. “Москва еврейская. Название пришлось бы не по душе российским квасным патриотам….”
    :::::::::::::::::::::::::::::
    Дорогой Лев, такое название не только “многим квасным”, но и “кошерным” , и – просто – “среднему” обывателю не пришлось бы. Представьте себе, что кто-то напишет главку
    “Одесса грузинская” или, скажем, — “Таллин российский”…
    🙂
    «…удивляет ,что не реагирует главный раввин Москвы Гольдшмидт…”
    http://www.moscow-jerusalem.ru/intervyu/ravvin-pinxas-goldshmidt-vesti-ortodoksalnyj-evrejskij-obraz-zhizni-v-rossii-vpo — — Раввин П. Гольдшмидт в своё время высказался, на разные темы:
    – То, что евреи продолжают жить в диаспоре, вам не мешает?
    – Вы озвучиваете официальную позицию сионистского аппарата времен распада Советского Союза. Тогда главой «Сохнута» был Мендель Каплан из ЮАР, и когда мы с ним обсуждали вопрос открытия еврейских школ в России, он мне прямым текстом сказал, что «Сохнут» не заинтересован в возникновении «новой диаспоры». Это было его девизом: «Советский Союз развалился, и евреям здесь делать нечего. Те, кто не захочет ехать в Израиль, пусть присоединится к диаспоре в Америке, Австралии или Канаде».
    Когда при Горбачеве «открывались окна», первым, кто смог создать что-то еврейское в стране, был раввин Адин Штейнзальц. (Он)… открыл в СССР ешиву, которая стала центром еврейского возрождения в стране.
    – На деле все оказалось намного лучше, чем ожидалось?
    – Мы переживали разные времена – бывало и хуже, и лучше…
    :::::::::::::::::::::::::::::
    Не имея никакого римского права прибавить что-то к текстам Ребе Пинхуса Гольдшмидта,
    со скорбью приведу одну строфу из поэмы незабываемого Николая Алексеевича Некрасова:
    Я книгу взял, восстав от сна,
    И прочитал я в ней:
    «Бывали хуже времена,
    Но не было подлей»
    p.s. Автор процитированных Н.А. (1875 -1876 гг.) 2-ух строчек – русская писательница Н.Д. Хвощинская. Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/
    p.p.s. За Еврейский Петербург не скажу ничего, пусть “Пушкин” или “новые петербужцы” отвечают. Я же, как бывший “Жид города Питера” (поклон Стругацким), воздержусь.
    Что касается общего впечатления, то в целом, присоединяюсь к отклику блогера Sava:
    “Ваш интересный и познавательный очерк позволит мало осведомленным евреям расширить свои представления о некоторых важных исторических этапах еврейской жизни в галуте…”
    О чём и говорят многочисленные комментаторы в своих, почти 30-ти откликах
    (53 – 25 – вычел комменты автора и Выпускающего редактора). Такая, извините, арифметика.

    1. Спасибо, Алекс, за интересный коммент и за информацию про главного раввина Москвы. Я упомянул его не потому что в восторге от его деятельности ( я попросту о ней ничего не знаю), а потому что он или какая-то другая еврейская организация в России должна была выступить против грязных, нацистско-антисемитских сайтов. Должна, но не выступила. Печально… Что касается названия Москва еврейская, которое Вам не понравилось, то, по моему, я сразу оговорился в тексте, что речь идёт только об участии евреев в жизни города. И только об этом. В этом ключе, мне кажется, если написать, скажем, русская Хайфа, то тоже нет ничего обидного.

  5. Список знаменитых москвичей-евреев не только не полный, что понятно, но плохо сбалансированный и содержит ошибку — Г. Перельман — не москвич. Тщательнее надо. Одна ошибка подрывает доверие ко многим другим фактам.

    1. Г. Перельман — не москвич
      ——————
      Спасибо, Мирон. Перельман живёт в Петербурге.

  6. Лев: Также я считаю ошибочным разрешение на продажу в Германии «Моя борьба». Даже если книга сопровождается адекватным предисловием…

    Согласен. Но.та муть, что приведена в забаненной редактором ссылке. в чистом виде повторяет , в обновленной редакции, неприкрытую камуфляжем, идею фюрера по еврейскому вопросу. В отличии от запретов в Германии на распространение подобной информации, в России ничего близкого этому не существует. Пошуруйте в Гугле. Это ,на мой взгляд, очень тревожный сигнал. Прежде всего из-за того. что там, блокер, не прикрываясь ником, льет антисемитские помои на самых известных, конкретных деятелей страны еврейской национальности. И с их стороны НИКАКОЙ протестной реакции!! Уже не говоря о представителях власти, которые, по крайней мере, должны были заблокировать этот похабный и преступный сайт.

    1. льет антисемитские помои на самых известных, конкретных деятелей страны еврейской национальности. И с их стороны НИКАКОЙ протестной реакции!!
      ————-
      Меня, Сава, удивляет ,что не реагирует главный раввин Москвы Гольдшмидт, у которого, вроде бы, прекрасные отношения с Путиным.

      1. Безучастен и «канающий под близорукого», главный кремлевский предводитель всех евреев, равин Лазар Берл.

        1. Безучастен и «канающий под близорукого», главный кремлевский предводитель всех евреев, равин Лазар Берл.
          —————
          Господи, Сава! Неужели этот раввин до сих пор в Москве. Я же помню эту фамилию ещё «со времён Очакова и покоренья Крыма» Вот уж точно кто лучший друг Путина. По моему, он сказал в интервью, что в России к евреям лучше относятся, чем в Европе. После нашего разговора о чёрных сайтах я в это плохо верю. В Европе такие сайты невозможны.

          1. Вот уж точно кто лучший друг Путина.

            Это верно. Во всяком случае, Берл это демонстрирует

          2. Информация к размышлению для сомневающихся в отсутствии гос. антисемитизма в РФ. ( лживого заявления Лазара Берла)
            —————-
            Я считаю, Сава, что назвать Россию-самой антисемитской страной Европы,
            как написано в заголовке статьи, не вполне корректно. Я бы сказал,что в России более чем в любой другой стране Европы не действует ответственность за антисемитские высказывания. Если бы такая безнаказанность была в странах ЕС, то ещё неизвестно какой букет юдофобии мы бы получили…

  7. Но почему же тогда, Сава, в самой Торе заложен некий парадокс? С одной стороны, еврейский народ будет существовать вечно, а , с другой, ( цитирую по памяти) он будет ужасом и посмешищем среди других народов.

    Полагаю, Лев,это потому, что авторы Закона Божьего для иудеев. важные и почитаемые древние патриархи, уже в то время были достаточно осведомлены о существовании злобной ненависти к евреям прочих народов. Их гениальность в том. что им удалось предвидеть неистребимость этого Зла на все времена. Но, им не удалось отыскать причины его порождающие, ибо это не в пределах возможностей человечьего разума.Разгадать их, видимо, не менее проблематично, чем раскрыть все тайны мироздания. Потому и принято у них объяснять все необъяснимое ссылкой на то, что таковой была воля Всевышнего.

    1. Их гениальность в том. что им удалось предвидеть неистребимость этого Зла на все времена. Но, им не удалось отыскать причины его порождающие, ибо это не в пределах возможностей человечьего разума.
      —————
      Во мне , Сава, который верит, хотя и в не совсем в ортодоксальном ключе, в Творца, сотворившего Вселенную, живёт убеждение, что у антисемитизма есть временные границы. Рано или поздно эта тяжёлая, психическая болезнь увянет, растворится в веках , как атавизм. Но понимаю, что дожить до этого будущего вряд ли удастся. В отношении запрета выливания помоев юдофобии, я думаю, что редактор прав. Также я считаю ошибочным разрешение на продажу в Германии «Моя борьба». Даже если книга сопровождается адекватным предисловием…

  8. Выпускающий редактор
    17 июля 2019 at 21:11
    Вася уже поднялся в рейтинге, уже индексируется яндексом, всё больше и больше людей знакомятся с его творчеством. Вам это надо? Нам нет.

    Мне тоже этого не надо. С вашими правилами ранее не был знаком. В чем-то они справедливы.Но, заостряя внимание в посте на существовании вредоносной и не всегда явно выраженной проблемы и истоков ее порождающих, у автора всегда возникает потребность,чтобы не быть голословным, указать адрес источника, который отметает сомнения. Наверное, в данном случае предпочтительней оставаться голословным.
    Спасибо за уведомление.

  9. Редактору: М.б. Вы правы, хотя я не очень в этом уверен… Это перестраховка не на пользу, желающим знать правду.

    Уважаемый господин Sava,
    без обид, но я просто сообщил Вам о действующих на Портале правилах. Нравятся они Вам или нет, но правила таковы: ссылки на расистские, антисемитские, шивинистические и пр. нехорошие сайты не должны появляться в откликах к публикациям и постингах Гостевой. Я также объяснил, почему мы придерживаемся этой политики: потому что исследования Сети показали, что ссылка на некий сайт А, размещённая на сайте Б с рейтингом посещаемости бóльшим, чем у А, повышает рейтинг сайта А. Понять этот феномен несложно: представьте себе, что в доинтернетовскую эпоху известный человек выступает по центральному радио или ТВ и упоминает какого-нибудь никому доселе неизвестного Васю Пупкина. Упоминает пусть даже в негативном ключе, ругает его последними словами. Что происходит далее? Далее Вася Пупкин становится известным, о нём пишут газеты, приглашают на радио, его имя становится «на слуху». Это механизм раскрутки, хорошо известный деятелям поп-культуры. Коннотация не имеет значения, главное популярность. Поэтому поп-звёзды бесконечно женятся-разводятся, сканадалят, судятся, организуют утечки собственных интимных фото и т.д. В Сети действует тот же механизм: главное — быть известным, коннотация не имеет значения. Поэтому, когда на солидном высокорейтинговом сайте кто-то (пусть даже кипя благородным негодованием) даёт ссылку на доселе особо не посещаемый блог Васи Пупкина, то… он увеличивает посещаемость этого Васи, делает ему рекламу, раскрутку. По ссылке побегут роботы гугла и других поисковиков… глядь, Вася уже поднялся в рейтинге, уже индексируется яндексом, всё больше и больше людей знакомятся с его творчеством. Вам это надо? Нам нет.

  10. Прочитал и подумал, что имеет смысл на Государственном Флаге США заменить Пятиконечные Звездочки на Шестиконечные!

    1. Прочитал и подумал, что имеет смысл на Государственном Флаге США заменить Пятиконечные Звездочки на Шестиконечные!
      А я ,уважаемый Мужик, прочитал и не понял Вы употребили эту свою мысль в положительном значении, подчеркнув близкое сотрудничество двух стран, или в отрицательном, имея в виду влияние произраильского лобби в Штатах

  11. Дело в том, что антисемитизм, как известно. явление необратимое. Его открытое проявление в общественной среде. может иногда приглушаться по воле правителя, когда того требуют его определенные (политические) интересы. Это то, что в зыбкой форме ныне происходит в РФ. На откровенный разгул антисемитских страстей в соц. сетях власти преднамеренно не обращают внимания. О причинах можно догадываться.
    Особым злобным юдофобством отличаются активисты национально патриотического лагеря. В их наглых, откровенно лживых измышлениях трудно отыскать отличия от расовых нацистских идеологических установок.
    Как в этой ссылке: ….

    1. Особым злобным юдофобством отличаются активисты… Как в этой ссылке: …

      «Уж сколько раз твердили миру» — не ставьте сюда ссылки на юдофобские, экстремистские, откровенно пропагандистские сайты! Ведь как бы вы ни критиковали злобных антисемитов (ксенофобов, шовинистов и т.д.), поставленная вами ссылка перевешивает всю эту критику — вы невольно популяризуете, пропагандируете, способствуете распространению их идей в Сети. Если это так трудно понять, то придётся нам к пропагандистам зла (вольным или невольным, не суть важно) применять бан.

    2. антисемитизм, как известно. явление необратимое
      —————
      Это, Сава, для меня, несмотря на тысячелетнюю историю, самый непонятный, самый таинственный, самый фантастические тезис. Евреи имеют своё процветающее государство. Они ничем не отличаются от других народов. А если отличаются, то, подчас, в лучшую сторону. Они дали миру… ит.д. и т. п. Почему , господи, почему? Все ответы на эту тему, которых великое множество, ничего не объясняют. Почему невозможно будущее без антисемизма? Много бы я отдал за логичное, не мистическое, не искусственно притянутое объяснение…

      1. Редактору:
        М.б. Вы правы, хотя я не очень в этом уверен.Это ссылка свободно гуляет на юдофобских сайтах в интернете на радость антисемитам.На вашем портале таких нечасто обнаружишь. При том. что содержание ссылки здравомыслящими читателями однозначно должна воспринимается как ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ информация, разоблчающая преступную сущность правящего режима, не желающего сдерживать распространение злонамерений юдофобски настронных подданных.Умалчивание сего факта, на мой взгляд, вряд-ли лучший вариант. Это перестраховка не на пользу, желающим знать правду.

      2. Лев:
        Это, Сава, для меня, несмотря на тысячелетнюю историю, самый непонятный, самый таинственный, самый фантастические тезис.

        Он остается таким для всех, пытающихся отыскать базовые причины этой не поддающейся излечению болезни нрава.Вряд-ли это входило в замыслы Творца.

        1. Он остается таким для всех, пытающихся отыскать базовые причины этой не поддающейся излечению болезни нрава.Вряд-ли это входило в замыслы Творца.
          —————-
          Но почему же тогда, Сава, в самой Торе заложен некий парадокс? С одной стороны, еврейский народ будет существовать вечно, а , с другой, ( цитирую по памяти) он будет ужасом и посмешищем среди других народов.

  12. 1.Интересный и познавательный, Ваш Лев, очерк позволит мало осведомленным евреям расширить свои представления о некоторых важных исторических этапах еврейской жизни в галуте.
    2. Уместно было бы упомянуть о том, что при всех периодически наблюдаемых временных спадах проявления государственного антисемитизма в РФ, нет достаточных оснований для оптимистических прогнозов о том, что это стабильно и надолго. Увы, факты свидетельствуют об обратном. Размах проявления бытового антисемитизма не снизился, скорее- повысился. Ныне- это заметно прежде всего в соц. сетях. Отсутствие какой –либо реакции властей на это может указывать на их молчаливое (пока) одобрение, или согласие. Кто их разберет.
    В качестве одного из множества примеров-см. эту ссылку:
    https://levhudoi.blogspot.com/2019/03/slavantisemit.html

    1. В качестве одного из множества примеров-см. эту ссылку:
      https://levhudoi.blogspot.com/2019/03/slavantisemit.html
      ———————
      Спасибо за оценку, Сава. И в отношении сылки об антисемитизме в России. Дикий, зоологический бытовой антисемитизм , который еврею можно читать только в рамках самоедтства и самоистязания. Тут два момента. С одной стороны такое было всегда, если бы была возможность без опаски говорить что думаешь. Но с другой, Вы правы, ненаказумость сетевой юдофобии ( давно не заглядывал в такие сайты ) поражает и говорит о попустительстве государства. Хотя есть статья в российском У. К. Хотя, конечно, между законом и его выполнением в России всегда была «дистанция огромного размера».

  13. Лев, пару моментов:
    1. Советиш Гэймланд (Советская Родина) издавалась на идеше в Москве с начала 60х. Редактором был отец наших друзей ушедший на пенсию в конце 70х (Вики говорит издавалось с 61-91?)
    2. В гражданской войне в Америке, евреи принимали участие как с юга так и с севера.
    До кучи: первые евреи в Америке появились во Флориде, пришедшие вслед за испанцами…

      1. В подтверждение Маген Давид на долларе
        —————-
        Антисемиты счтают,Евгений, что это знак жидомасонского заговора американских евреев.

    1. . Советиш Гэймланд (Советская Родина) издавалась на идеше в Москве с начала 60х. Редактором был отец наших друзей ушедший на пенсию в конце 70х
      ———————-
      Спасибо, Джозеф, за интересную информацию. Папа, у которого идиш родной, пару раз переводил мне «Советиш Геймланд», но, надеюсь Вас не обидит, нам не понравилось. Как будто перепечатано с «Правды»

      1. А о каком другом содержании могла идти речь в совдепии 🙂 А с другой стороны мы были одними из первых которые узнавали о еврейских спектаклях которые иногда появлялись в Москве…любительщина, НО!!! (не защищаю их не сколько!)

        1. А о каком другом содержании могла идти речь в совдепии 🙂
          —————-
          Тут, Джозеф, полностью согласен. Не было вариантов.

  14. Если я правильно понимаю эту Вашу фразу, Сэм
    Лев Мадорский16 июля 2019 at 19:12
    ……………………….
    Уважаемый Лев, я перечитал этот свой пост. Если бы здесь можно было подправлять написанное, то я бы это сделал.
    Если обидел Вас, то приношу извинения.

    1. Если бы здесь можно было подправлять написанное, то я бы это сделал.Если обидел Вас, то приношу извинения.
      ——————-
      Ну что Вы, Сэм! Какие обиды. Напротив, я люблю дискуссии. Особенно, если они не переходят в личные выпады и оскорбления. В нашем случае об этом и речи нет.

  15. Уважаемый Лев, Вы пишете: \\\»В 1936 г. закрыта последняя еврейская школа. В 1937-м — газеты и большинство образовательных и культурных учреждений на идиш\\\».

    Это не согласуется с тем, что известно мне. Мой прадед работал в еврейском издании (к сожалению, не знаю, что это было, газета или журнал) до 1958 года, пока его не посадили за еврейский буржуазный национализм. Правда это было в Киеве. Но такого не могло быть, чтобы в Москве давно не было еврейских органов печати, а в Киеве были.

    1. Но такого не могло быть, чтобы в Москве давно не было еврейских органов печати, а в Киеве были.
      ———————-
      Почему, Инна, не могло? Всё-таки главный антисемит сидел на Красной площади а не на Майдане Незалёжности (площади Независимости). Или как там в те годы называлась центральная площадь Киева. И лучи юдофобии расходились из Кремля.

      1. Потому что атмосфера на Украине была свирепее не только в отношении антисемитизма, но и в отношении борьбы со всякими врагами народа. Вторая (а может быть, и главная) причина: Украина занимала подчиненное положение.

        1. Потому что атмосфера на Украине была свирепее не только в отношении антисемитизма, но и в отношении борьбы со всякими врагами народа
          —————
          Возможно, Инна, Вы правы. Надо проверить в сети. Во всяком случае, мама, приехавшая с Украины и знавшая\ там ситуацию, подтверждала Ваши слова.Вообще, после войны оставались два издания на идиш: «Дер Штерн» (Звезда) в Биробиджане и антисионисткая «Наша родина» в Москве. Редактор «Звезды» Леонид Шкльник издавал в Израиле прекрасный интернет-журнал «Мы здесь» в Израиле и недавно умер. Но Вы, наверно, об этом знаете…

      2. Каждый может назначить собственного Главного антисемита. В моей версии это Хрущёв, который сидел в Киеве и где антисемитизм был самым лютым и мерзким в СССР.

  16. Троцкий не был евреем: » Происхождение Троцкого объясняет его фразу, сказанную представителям Бунда, когда они в 1918 году пришли к нему просить защиты от большевиков: «Скажите тем, кто вас послал, что я не еврей.» Ее всегда пытались объяснить как высказывание интернационалиста, для которого национальной принадлежности не существует, в то время как это было сказано в прямом смысле.»

    http://naarapa.narod.ru/01.htm

    1. Троцккий не был евреем
      ——————-
      Это реплику Троцкого: «Я не еврей» , Евгений, я знаю. Но чтобы Лейба Давидович Бронштейн не был евреем. В это трудно поверить. Тут, я думаю, проявилось его отношение к Бунду.

      1. Почему нельзя поверить человеку? А может он сказал правду. Когда читаешь его мемуары, есть намеки на то, что родители его ему не родные.

        1. Почему нельзя поверить человеку? А может он сказал правду. Когда читаешь его мемуары, есть намеки на то, что родители его ему не родные.
          —————-
          Про это, Евгений, не слышал. Не исключено. Но внешность чисто еврейская.

  17. Сэм
    ………………..
    Не верно по факту. В довоенном СССР не было государственного антисемитизма.
    Его первые проявления начались в году где то 1943.
    Об этом хорошо написано у Гроссмана
    ————————-
    Уточнение:
    Государственный антисемитизм в СССР начал активно проявляться с конца 1930-х годов.
    доктор исторических наук Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм» полагает, что до конца 1930-х годов никакой политики антисемитизма власть не проводила: еврейская культура и национализм подавлялись равно со всеми прочими национальными культурами и движениями, а процент среди репрессированных в процессах 1937—1938 года был не выше, чем среди других национальностей . Он же при этом утверждает, что с конца 1930-х годов личный антисемитизм Сталина стал проявляться в государственной политике, и это была политика антисемитская

  18. «Сегодня в столице две синагоги»
    В Москве сегодня действуют пять синагог
    Зощенко вычеркните, pls.

    1. В Москве сегодня действуют пять синагог
      Зощенко вычеркните,
      —————
      Всё верно, Аарон. Спасибо за уточнение.

  19. «Как известно, практика антисионизма, которая тесно переплеталась с государственным антисемитизмом, продолжалась весь коммунистический период истории Москвы.»
    ………………..
    Не верно по факту. В довоенном СССР не было государственного антисемитизма.
    Его первые проявления начались в году где то 1943.
    Об этом хорошо написано у Гроссмана

    1. В довоенном СССР не было государственного антисемитизма.
      Его первые проявления начались в году где то 1943
      ——————-
      Не совсем так, уважаемый Сэм. Вот что пишет Википедия: «Антисемитизм как государственная политика возник в конце 1930-х годов, в период установления сталинского правления и достиг своего пика в конце 1940-х — начале 1950-х » Действительно, в ранг государственной политики были возведены ассимиляция евреев, борьба с иудаизмом и языком иврит. Уже начиная со второй половины 20-х годов проводилась политика «национпльнвых кадров» А в конце 30-х вождь народов и главный антисемит по совместительству призывал бороться с «еврейским засильем»

      1. Уважаемый Лев, Вики может писать всё, что угодно.
        Она не «Тора ми Асинай»!
        Я про это время ЗНАЮ из рассказов моего отца ז»ל, много постадавшего в то страшное время, хорошо понимавшего, кто к чему, и в отличии от многих, про котрых тут вспоминают, ненавидевшего вурдалака.
        Семитолог

        1. Я про это время ЗНАЮ из рассказов моего отца
          —————
          Я отношу, Сэм, к государственному антисемитизму не только ограничения при приёме в вуз и на работу, но и закрытие многих газет и журналов на иврит и идиш.

          1. Я отношу, Сэм, к государственному антисемитизму не только ограничения при приёме в вуз и на работу, но и закрытие многих газет и журналов на иврит и идиш.
            ===
            Дорогой Лев! В это же время закрывались и другие национальные школы и издания. Например, в белорусском райцентре моего отца (до 120) аккурат в то самое время белорусскую школу закрыли и создали вместо нее русскую, а местную газету из белорусской превратили в русскую.

          2. В это же время закрывались и другие национальные школы и издания.в то самое время белорусскую школу закрыли и создали вместо нее русскую, а местную газету из белорусской превратили в русскую.
            —————-
            Я согласен, дорогой Илья, что речь идёт не только об антисемитизме, но и о великорусском шовинизме. Но и Вы согласитесь, что Иосиф стал антисемитом не после войны, а был таковым с самого начала. Именно не антибелоруссом или антиукраинцем, а антиевреем. Поэтому по логике у всевозможных закрытий в условиях сталинской диктатуры, у евреев был приоритет. Разве не так?

          3. Я отношу, Сэм, к государственному антисемитизму…
            Лев Мадорский16 июля 2019 at 13:23
            ………..
            Уважаемый Лев, Вы можете относить всё, что Вам хочется отнести.
            Но история 1000 извинений, это оже наука.
            И если пытаются опровергенуть её постулат, то для этого нужны хоть какие то доказательства.

          4. Но история 1000 извинений, это тоже наука.
            ———————
            Если я правильно понимаю эту Вашу фразу, Сэм, то Вы намекаете, что я в дискуссии когда начинался антисемитизм в Союзе с 1943 года или несколько раньше был не прав. Потому должен извиниться и признать ошибку. Если это так, то я готов и ошибку признать, и извиниться. Тем более, что точная дата в данном случае не так уж важна. За дискуссию спасибо.

  20. Лев Мадорский16 июля 2019 at 9:04
    _________________________
    Лев, вы так переживаете из-за этого, что я даже пожалела, что написала. Иным вот указываешь на их, мягко говоря, «неточности», а с них как с гуся вода.

  21. Лев Мадорский16 июля 2019 at 7:19
    _________________________
    Ну что с них взять — с этих источников. Смотришь, вроде бы авторитетные ученые, а пишут, например, что Ольга Фрейденберг была племянницей Бориса Пастернака. И это не раз.
    Лев, и насчет еврейского происхождения Ю.Германа все не так однозначно. Тоже требует проверки.

    1. Да, Инна. Спасибо. Это мне урок-каждую фамилию проверять троекратно. Обидно, что подставил выпускающего редактора.

  22. Мне остаётся только извиниться за неточную информацию. Некоторым оправданием является то, что информацию взял, разумеется, не из головы, а из неверных интернетовских источников.

  23. В 1949-53 гг. тоже в пламени, но уже антисемитской истерии, под названием «Космополиты», сгорели (в сталинских лагерях, под пытками, от травли) писатель Ю. Герман,
    ___________________________________
    Это вы, Лев, про Юрия Павловича Германа? Проверьте эту информацию.

    1. Проверьте эту информацию.

      Спасибо за бдительность, уважаемая Инна. Писатель Юрий Герман не «погиб от пыток» в 1949-м, а умер в 1967 г. от онкологии; кинорежисёр Леонид Трауберг испытывал притеснения в годы «борьбы с космополитизмом», но не арестовывался, и следовательно, не умер в сталинском лагере, но дожил до почтенных 88 лет и умер на исходе горбачёвской перестройки в 1990 году; его брат, кинорежиссёр Илья Трауберг и вправду умер в 1948 году, но это ни с какими преследованиями, тем паче арестами не связано — он был в то время генеральным директором киностудии ДЕФА, жил в Германии и скончался от инфаркта; литературовед Борис Эйхенбаум хоть и был уволен в 1949-м, но в лагерях не сидел, умер в 1959 г… Увы, наша промашка — не проверили простейшие биографические данные, что можно сделать за десяток секунд в википедии, понадеялись, что автор, коли пишет о ком-то, то хоть в википедию, да заглядывает. Пардон, исправлено.

Добавить комментарий для Лев Мадорский Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.