Арье Барац: Шестьсот тысяч («Пинхас»)

Loading

При всей распространенности веры в концепцию «гильгулей нешамот» («переселения душ») в современном еврейском мире, нельзя не отметить, что она имеет позднее происхождение, а в свое время решительно отвергалась некоторыми мудрецами как ложное языческое поверье.

Шестьсот тысяч

(«Пинхас»)

Арье Барац

Арье БарацЕврейская константа

В недельной главе «Пинхас» говорится о пересчете сынов Израиля после мора, последовавшего за оргией, в которую их втянули моавитяне.

«И было после мора… И Господь сказал Моше и Элазару, сыну Аарона, священнику, говоря: Пересчитайте поголовно всю общину сынов Израиля, от двадцатилетнего возраста и выше, по родовым домам их, всех, поступающих в войско в Израиле. И сказал им Моше и Элазар, священник, в степях Моавитских у Ярдэна, против Йерихо, говоря: От двадцатилетнего возраста и выше, (исчислите их), как Господь повелел Моше и сынам Израиля, вышедшим из земли Египетской» (26.1-4)

Книга Бемидбар началась аналогичным подсчетом:

«Господь сказал Моше в пустыне Синайской, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Израиле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон» (1.1-3)

В связи с этим подсчетом Раши отмечает:

«Всевышний несколько раз пересчитывал сынов Израиля – в знак своей любви к ним. Первый раз Он пересчитал их после исхода из Египта; второй раз после греха поклонения золотому тельцу, чтобы выяснить, сколько осталось в живых; третий – теперь, после того как был возведен шатер откровения».

Описываемый в главе «Пинхас» подсчет является таким образом четвертым подсчетом.

Однако при этом уместно обратить внимание на одно интересное обстоятельство: между третьим и четвертым подсчетом прошло 38 лет. Таким образом, пересчету здесь подвергались другие люди, можно даже сказать другое поколение.

Сама Тора открыто обращает внимание на это обстоятельство:

«Это исчисленные Моше и Элазаром, священником, которые исчисляли сынов Израиля в степях Моавитских у Иордана Йерихонского. А среди них не было ни одного человека из исчисленных Моше и Аароном, священником, которые исчисляли сынов Израйля в пустыне Синайской. Ибо Господь сказал о них: умрут они в пустыне; и не осталось из них ни одного, кроме Калева, сына Йефунэ, и Йегошуа, сына Нуна». (26.63-65)

Действительно, после событий, связанных с Корахом, история, рассказываемая в книге «Бемидбар», прерывается. И в недельном чтении «Хукат» описывается смерть Мирьям, после чего говорится:

«И пришли сыны Израиля, все общество, в пустыню Цин в первый месяц» (Бемидбар 20.1)

Р. Авраам Ибн-Эзра поясняет, что это «первый месяц сорокового года странствий в пустыне. Мы видим таким образом, что Тора не считает нужным рассказывать что-либо о промежутке времени между первыми двумя годами после исхода из Египта и сороковым годом».

Со своей стороны Тора Устная посвящает нас в подробности того, как замещалось народонаселение во время странствия по пустыне.

В трактате Таанит Иерусалимского талмуда рассказывается, что во время странствия сынов Израиля в пустыне ежегодно в канун 9 аба (т.е. в годовщину греха разведчиков, из-за которых сыны Израиля были задержаны в пустыне на сорок лет), Моше призывал всех сынов Израилевых, чтобы они выходили копать себе могилы.

Народ проводил ночь в могилах, а наутро выяснялось, что Всевышний забирал души пятнадцати тысяч человек. Так за сорок лет набралось 600 тысяч душ. А в сороковой год все, кто легли в этот раз в могилы, встали из них живыми.

Таким образом, за время странствия по пустыне общее число сохранившихся душ оказалось равно числу душ скончавшихся.

Определение реинкарнации

Итак, между третьим и четвертым пересчетом прошло 38 лет, и исчислялись преимущественно другие люди. Однако при этом число исчисленных осталось тем же! Число умерших и число родившихся в пустыне (и при этом достигших двадцатилетнего возраста) совпало.

Иными словами, число коренных еврейских душ — шестьсот тысяч – оставалось постоянным на всем протяжении сорокалетнего странствия по пустыне.

И то, что от момента дарования Торы до вхождения в Эрец Исраэль Всевышний зафиксировал это число душ, не может не вызвать к нему дополнительного внимания.

Неудивительно, что это число окружено в еврейской традиции мистическим ореолом. Согласно мидрашу, число букв Торы также тождественно этому числу еврейских душ. Некоторые даже расшифровывают слово «Исраэль», как «Еш Шешим Рибо Отиот ЛеТора» – то есть «имеется шестьсот тысяч (буквально — шестьдесят десятитысячий) букв в Торе».

Поскольку число букв Торы – 304805, то такое утверждение может показаться совершенно вздорным. Однако, если мы, как это принято в печатном деле, посчитает кроме самих букв («перемешанной» предвечной Торы) также и пробелы между ними, то получим 609608 знаков! А реальное число еврейских душ, кстати, также было не точно равно шестистам тысячам. При точном подсчете (приведенном в Бемидбар) число еврейских душ окажется равным 603550. «Натяжка», как видим, вполне допустимая (около процента).

Магараль в своей книге «Гвурат Ашем» пишет в связи с этим числом: «Полнота Израиля — это число. Так как, когда вышли из Египта, их было шестьсот тысяч душ, и когда согрешили созданием тельца, их было шестьсот тысяч душ, и в недельном чтении «Бемидбар» их было шестьсот тысяч, и в недельном чтении «Пинхас» их так же было шестьсот тысяч. Из этого видно, что форма Израиля и его полнота — шестьсот тысяч. А то, что число это увеличилось впоследствии – это из-за благословения, но число совершенства, присущее Израилю – это шестьсот тысяч. И смысл этого понятен, потому что число шесть — это число полноты, так как распространяться можно лишь в шести направлениях» (Гвурат Ашем 1 и 12).

Итак, шестьсот тысяч — это, по мысли Магараля, некоторое предельное число еврейских душевных корней. Предельное расширение Израиля. Как это следует понимать?

Существует взгляд, что шестьсот тысяч коренных душ реинкарнируют в последующих поколениях. А это, следует заметить, служит хорошим примером к пониманию собственно еврейского представления о реинкарнации.

При всей распространенности веры в концепцию «гильгулей нешамот» («переселения душ») в современном еврейском мире, нельзя не отметить, что она имеет позднее происхождение, а в свое время решительно отвергалась некоторыми мудрецами (Саадией Гаоном, р.Йосефом Альбо) как ложное языческое поверье.

Однако речь идет о той вере, которая сродни индуистской вере в «сансару». Наряду с этим относительно новым поверьем в иудаизме издавна присутствовала иная вера, подразумевающая «переселение» не индивидуальных душ, а их призваний, подразумевающая эстафету божественных миссий.  И, пожалуй,  ничто так отчетливо не иллюстрирует эту концепцию, как учение о шестистах тысячах коренных еврейских душ.

В самом деле, странно было бы думать, будто бы евреев на самом деле не столько, сколько их было и будет, а всего шестьсот тысяч, но которые просто натягивают на себя «одежды» последующих тел, причем, как правило, даже нескольких сразу.

Эту еврейскую «константу» естественно мыслить, как постоянно «гильгулирующее» число дарований, как предельное число духовных призваний. Каждая еврейская душа тождественна одной из шестисот коренных душ подобно тому, как тождественны души однояйцевых близнецов. В самом деле, тождество двух близнецовых душ не отрицает индивидуальности каждой из них, не отрицает ее в той же мере, как и тождество их близнецовых тел. При всем том, что на психофизическом уровне близнецы тождественны, каждый из них – это именно «он сам». В этом смысле многочисленные души, принадлежащие одной из шестисот тысяч коренных душ, позволительно называть близнецовыми душами.

Шестьсот тысяч коренных еврейских душ естественно мыслить, как предельное число духовных типов, по образу которых творятся  все прочие миллионы евреев, индивидуальность которых не подвергается сомнению.

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Арье Барац: Шестьсот тысяч («Пинхас»)

  1. Цитата: «В трактате Таанит Иерусалимского талмуда рассказывается, что во время странствия сынов Израиля в пустыне ежегодно в канун 9 аба (т.е. в годовщину греха разведчиков, из-за которых сыны Израиля были задержаны в пустыне на сорок лет), Моше призывал всех сынов Израилевых, чтобы они выходили копать себе могилы.
    Народ проводил ночь в могилах, а наутро выяснялось, что Всевышний забирал души пятнадцати тысяч человек. Так за сорок лет набралось 600 тысяч душ. А в сороковой год все, кто легли в этот раз в могилы, встали из них живыми.
    »
    =========
    Через это «копание могил» Моше призывал грешников к дню покаяния («таанит» на иврите) за их одобрение греха разведчиков. В иудаизме цель любого дня покаяния это хоть чуть-чуть изменить свои убеждения, изменить свои действий, положительно повлиять на следующее поколение (это очень важно для «поколения пустыни») — и через всё это воззвать к Божественному милосердию.

    Это особенно важно для алии в Израиль из СССР-СНГ, которая тоже немного «поколение исхода из Египта».
    Например: один день в год правильного покаяния способен заменить сотню дней ежегодного плача (= «копание могил для себя») об оставленном в Египте-СССР и об упущенных возможностях (например, стать благополучным беженцем в Германии вместо тяжёлой работы в Израиле).

    Также, в этом вопросе очень показательна поддержка «русскими алимами» совковой партии «сильного лидера» Либермана, который требовал передать в Палестинскую Автономию города израильских арабов. Только оставшиеся душой в СССР-Египте могут искренне верить, что живущие в этих городах израильские арабы добровольно откажутся от израильского гражданства и положенных им огромных денежных компенсаций — и вместе со своими городами перейдут в ПА с её беззакониями и её «хамулами во власти». Я даже не говорю, что сделав это они будут считаться «предателями палестинского дела».
    Такие русские алимы живут в Израиле и абсолютно не понимают его СВЕТСКИХ евреев (и правых и левых) и его израильских арабов. Их много, аж на несколько мандатов партии Либермана — и это тоже своеобразное КАЖДОДНЕВНОЕ «копание могил для себя».

  2. Ответы на мой вопрос укрепляют меня в том убеждении, что эти комментарии мудрецов имеют только местное применение, они — только для внутреннего употребления. Хотела бы я ошибиться.

  3. Автор: Поскольку число букв Торы – 304805, то такое утверждение может показаться совершенно вздорным. Однако, если мы, как это принято в печатном деле, посчитает кроме самих букв («перемешанной» предвечной Торы) также и пробелы между ними, то получим 609608 знаков!
    ========
    Именно эти «пробелы» отделяют оправданную самооборону от преступного убийства, лояльную оппозицию от глубокого раскола общества, взаимовыгодное соревнование-конкуренцию от беспричинной ненависти и т.д. и т.д.

    Inna Belenkaya: Со времени вопроса «ма ништана алайла азе …» при изучении Торы принято задавать вопросы. …. …. Как можно было до такого додуматься? Уж не отсюда ли берет свое начало недоброй памяти селекция?
    ==========
    При изучении Торы НЕ принято задавать РИТОРИЧЕСКИЕ вопросы. Это верно при изучении чего-угодно с позиции «возможно, я что-то не понимаю».
    А из истории с копанием себе могил в пустые берёт начало добрая еврейская традиция «заранее покупать себе место на еврейском кладбище — к долголетию».

  4. Со времени вопроса «ма ништана алайла азе …» при изучении Торы принято задавать вопросы. Вот и я хочу спросить(вернее повторить свой вопрос), который у меня возник при чтении вот этого отрывка: «Все поколение Исхода (те, кто вышел из Египта в возрасте от 2- до 60 лет) должно было умереть в пустыне. Никто из них, если не участвовал в особых инцидентах, до 60 лет не умирал. Ежегодно накануне 9 ава Моше созывал всех, кому исполнилось 60. Они прощались со своими семьями, брали каждый свою лопату, выходили за пределы лагеря, копали себе могилу и ложились, чтобы уснуть и не проснуться. Так каждый год умирали 15 тысяч человек…Конечно ж, любоя смерть – тяжелое испытание для близких, но все же для поколения Исхода смерть едва ли была поистине трагическим событием» (Недельный раздел «Хукат», автор раввин Носон Вайс. Еврейская жизнь. Еженедельник МИГ, 2009).

    Как можно было до такого додуматься? Уж не отсюда ли берет свое начало недоброй памяти селекция?

  5. «Все поколение Исхода (те, кто вышел из Египта в возрасте от 2- до 60 лет) должно было умереть в пустыне. Никто из них, если не участвовал в особых инцидентах, до 60 лет не умирал. Ежегодно накануне 9 ава Моше созывал всех, кому исполнилось 60. Они прощались со своими семьями, брали каждый свою лопату, выходили за пределы лагеря, копали себе могилу и ложились, чтобы уснуть и не проснуться. Так каждый год умирали 15 тысяч человек…Конечно ж, любоя смерть – тяжелое испытание для близких, но все же для поколения Исхода смерть едва ли была поистине трагическим событием» (Недельный раздел «Хукат», автор раввин Носон Вайс. Еврейская жизнь. Еженедельник МИГ, 2009).
    Когда я это прочитала, я не поверила своим глазам. Можно было подумать, что это какая-то доморощенная трактовка. Но вот читаю комментарий Арье Бараца. Оказывается, что это из трактата Таанит Иерусалимского талмуда. В остальном все то же самое. Только у раввина Вайса причина более приземленная – надо было как-то регулировать численность – вышло 600 000 тысяч и войти должно было столько же. А по Арье Барацу, это число окружено в еврейской традиции мистическим ореолом. Согласно мидрашу, число букв Торы также тождественно этому числу еврейских душ… Поскольку число букв Торы – 304805, то такое утверждение может показаться совершенно вздорным. Однако, если мы, как это принято в печатном деле, посчитает кроме самих букв («перемешанной» предвечной Торы) также и пробелы между ними, то получим 609608 знаков! А реальное число еврейских душ, кстати, также было не точно равно шестистам тысячам. При точном подсчете (приведенном в Бемидбар) число еврейских душ окажется равным 603550. «Натяжка», как видим, вполне допустимая (около процента)».

    А не кощунственно ли это — так рассуждать?

Добавить комментарий для Benny B Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.