Сергей Чевычелов: Когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

Loading

 Сергей Чевычелов

Когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

Но песня — песнью всё пребудет,
В толпе всё кто-нибудь поет.
Вот — голову его на блюде
Царю плясунья подает…
А. Блок

Огромный перистиль освещается факелами. Между мраморными колоннами на ложах устроились многочисленные знатные гости. Тетрарх Ирод просит падчерицу Саломею танцевать перед гостями. Предвидя неземное наслаждение, он согласен исполнить любую её просьбу. Принцесса исполняет волю отчима и ее тело постепенно вливается в сверкающий вихрь восточной эротической пляски. В гостей летит одежда плясуньи… Ирод, получив больше ожидаемого, спрашивает Саломею о награде. Юная красавица по наущению матери, племянницы и жены тетрарха, Иродиады, просит голову проповедника Иоанна. Ирод делает попытку откупиться золотом и драгоценностями. Но прилюдное обещание надо выполнять, и сломленный Ирод отдаёт приказ телохранителю. Голову Крестителя на блюде для фруктов полунагая Саломея подносит своей матери.

А было ли это на самом деле? А если и было, то когда?

Вот что мы узнаем из синоптических Евангелий. В них достаточно точно указывается дата начала и места деятельности Иоанна Предтечи.

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». (Лк, 3, 1-3)

Находим мы и причину ареста Иоанна.

«Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее». (Мф, 14, 3-4).

И описание его казни.

«И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,и послал отсечь Иоанну голову в темнице.И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей». (Мф, 14, 9-11)

А произошла эта казнь до распятия Иисуса, ибо сказано далее.

«Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу». (Мф,14, 12)

Исходя из синоптических Евангелий, Иоанна Крестителя казнил Ирод-четвертовластник по желанию своей падчерицы до 31 года нашей эры.

Теперь попытаемся восстановить дату смерти Иоанна по нехристианским источникам.

По свидетельству Иосифа Флавия (И.д., XVIII 18, 5:1) Ирод Антипа решил взять в жены Иродиаду, свою племянницу, когда он посетил своего сводного брата Боэта по дороге в Рим. Антипа влюбился в жену брата Иродиаду и предложил ей выйти за него замуж. Иродиада была дочерью брата Антипы Аристобула и приходилась, таким образом, Антипе племянницей.

Дал ли Боэт разводное письмо — гет, или внезапно помер, мы не знаем, но Иродиада  составила ктубу (брачный договор) с Антипой вполне на законных основаниях. А избавиться от жены Фазелы тетрарху по тогдашнему времени было нетрудно: вручил гет — и прощай. Но пока Антипа возвращался из Рима в родную Тивериаду, Фазела проведала о намерениях мужа и сбежала из Тивериады в Петру к отцу, набатейскому царю  каменистой Аравии. Сбежать от мужа без гета, обречь себя на соломенное вдовство? Вероятно, набатейская принцесса рассчитывала на отцово отмщение. И не ошиблась.

Трудно представить, чтобы народ галилейский и вместе с ним проповедник Иоанн узнали о матримониальных изменениях в семье тетрарха Ирода Антипы сразу по возвращении последнего с новой женой. Иродиада вошла во дворец тетрарха не ранее 35 года н. э. Это видно из текста Иосифа Флавия (И.д., XVIII, 5:4-6, 6:1). Описывая в 4,5 и 6 параграфах главы 5 события, происходящие в 34–37 гг., в 1 параграфе главы 6 Флавий продолжает: «Около этого времени царь каменистой Аравии Арета и тетрарх поссорились между собою…». И далее он пишет: «Когда же он (Антипа), по исполнении в Риме всего нужного, собирался вернуться домой, жена его, без его ведома успевшая разузнать все о его условии с Иродиадою, просила разрешения уехать в Махерон, находящийся как раз на границе владений Ареты и Ирода, причем никому не сказала о цели этой своей поездки. Ирод согласился, не предполагая, что жене его что-либо известно. Последняя между тем заранее послала в Махерон к начальнику, поставленному там ее отцом, просьбу приготовить все к дальнейшему путешествию. Затем она явилась сама и поехала тотчас же в Аравию, причем арабские князья последовательно сопровождали ее, пока она (довольно скоро) не приехала к отцу своему. Ему она рассказала о намерении Ирода. Арета на основании этого решил начать войну со своим зятем, именно на границах Гамалитиды». То есть, когда тетрарх с новой женой вернулся в Тивериаду, первая жена покинула Галилею и направлялась к отцу или уже была в Петре. Скорее всего, народ узнал о втором браке тетрарха после начала войны между Антипой и Аретой, и только потом Иоанн мог осуждать кровосмесительную связь Антипы.

Датировку Флавия подтверждает Корнелий Тацит (Тацит, «Анналы» , XXVIII, 26, 41). В 34 г. н.э. консулами были Луций Вителлий и Павел Фабий. В 35-36 гг. Луций Вителлий, как пропретор Сирии, участвует в военных кампаниях в восточных провинциях. Описанную в «Иудейских древностях» встречу парфянского царя Артабана и Вителлия у берегов Евфрата Корнелий Тацит относит к 35–36 гг.

Иосиф Флавий свидетельствует, что Вителлий с двумя легионами был направлен в Иудею для помощи Ироду Антипе в войне с Аретой уже после того, как царь Арета разбил  войско Ирода Антипы где-то на границе Переи с Аравией. И произойти это могло не ранее 37 г. н.э.. В 37 году умирает император Тиберий, и Вителлий уводит легионы, так и не начав войну с Аретой. Но перед этим он отправляет Понтия Пилата в Рим, заменив его на Марцелла . А это случилось на пасху 37 года н.э. (И.д., XVIII,4:2-3).

Таким образом, начав служение на 15-м году правления Тиберия, то есть в 29 году н.э., Иоанн завершил его не ранее 34–35 гг. после танца Саломеи на банкете в честь дня рождения Ирода Антипы, тетрарха Галилеи и Переи. Ведь потом был суд Пилата и казнь Иисуса на пасху 35 или 36 года.

Использованная литература:

1. Евангелие от Луки
2. Евангелие от Матфея
3. Иосиф Флавий. Иудейские древности
4. Публий Корнелий Тацит. Анналы

Ссылки по теме:

Образ Саломеи в живописи, часть первая, … часть вторая

Сергей Чевычелов: Какой закон нарушила Иродиада?

Print Friendly, PDF & Email

5 комментариев для “Сергей Чевычелов: Когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

  1. Прежде чем ответить на вопросы был ли банкет? и когда? надо разобрать все гипотезы, а их немало. Своей статьей я только поставил вопрос о датировке последних дней Иоанна Погружающего.
    Итак, сначала любопытная цитата из И.д.
    «Иродиада (дочь Аристобула, сына Ирода Великого) вышла замуж за сына Ирода Великого, Ирода же, происходившего от Мариаммы, дочери первосвященника Симона. Она родила ему дочь Саломею. После рождения этой девочки Иродиада, вопреки нашим законам, вышла замуж за сводного брата своего мужа, именно за галилейского тетрарха Ирода, но разошлась и с ним еще при его жизни. Ее дочь Саломея вышла замуж за трахонского тетрарха Филиппа, сына Ирода [Великого]. Так как Филипп умер бездетным, то на ней женился Аристобул, сын Ирода и брат Агриппы. У них было трое детей: Ирод, Агриппа и Аристобул. »
    Высокие отношения! И новые вопросы. Какие «наши законы» нарушила Иродиада уйдя от одного своего дяди к другому? Может по «нашим законам» нельзя выходить замуж за брата мужа после развода? Дальше еще интереснее. В евангелиях упоминается и тетрарх Галилейский Ирод и жена его Иродиада и дочь Ирадиады. Только имя дочи не называется. Имя ея — Саломея, говорит нам Флавий. И Саломея выходит замуж за тетрарха Трахонейского Филиппа, сына Ирода Великого, то есть своего дядю. В этой же главе Флавий пишет «Тогда же, на двадцатом году правления Тиберия [ ], умер и брат тетрарха Ирода, Филипп, после того как в течение тридцати семи лет правил Трахоном, Гавланитидой и Батанеею». Это был 34 год н.э. И безутешная вдова Саломея, нарушая наши законы, выходит замуж за неизвестно какого Ирода, возможно, брата покойного мужа. Задачка на вшивость: могла ли Саломея танцевать на банкете Ирода Антипы, если она вышла замуж, овдовела и вышла замуж опять до того, как Антипа женился на Иродиаде?

  2. Уважаемая Редакция!
    Очень благодрен за иллюстации!
    Они пршлись очень кстати.

    Можно ли исправить описку? В предложении… модератор: сделано.
    Спасибо!

  3. Интересно. Способ датировки путем сопоставления нескольких независимых друг от друга источников выглядит убедительно. Спасибо автору.

  4. Интересная история отношений Ирода Антипы и Иродиады, разумная датировка, чудесные репродукции творений европейской культуры.
    Но как быть с не отвеченым вопросом автора: когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

  5. Интересная история отношений Ирода Антипы и Иродиады, разумная датировка, чедесные репродукции творений европейской культуры.
    Но как быть с не отвеченым вопросом автора: когда состоялся банкет у Ирода Антипы?

Обсуждение закрыто.