Яков Каунатор: «Дылда» и о ней

Loading

Не только лица героев напоминают мне эстетику голландской живописи. Пейзаж. Редкие кадры, изображающие город Ленинград, его улицы, дворы — это всё оттуда, из той — несовременной живописи. Интерьер комнат, кухонь, подъездов, даже цветовая гамма…

«Дылда» и о ней

Яков Каунатор

Яков Каунатор

Должен искренне извиниться перед Вероникой Аркадьевной Долиной, к которой с дней далёкой моей молодости, когда заслушивался её песнями и по сегодняшний день отношусь с глубоким уважением. Давеча, после выхода на ТВ сериала «А. Л. Ж. И. Р.», вступил в полемику по поводу восхищения Вероникой Аркадьевной фильмом «Дылда». В той полемике на страничках фейсбука я был неправ. Если же дозволительна щепотка справедливости, то неправ я был отчасти. Оправдывает меня то, что картину «Дылда» не досмотрел до конца по причине ужасного качества копии фильма. Сегодня удалось увидеть картину в отличном качестве. Я настойчиво называю «Дылду» картиной, а не фильмом. Об этом — чуть позже.

О моём «отчасти неправ». Вероника Аркадьевна была безжалостна к «А. Л. Ж. И. Ру.» Несправедливо безжалостна. Мы увидели две кинематографические эстетики, каждая из которых имеет право быть. Они резко отличы друг от друга. Это тот случай, когда Нельзя сравнивать художественную гимнастику с толканием ядра.

Эстетика «Дылды» вызывает восхищение. Это — эстетика голландской живописи середины 17-го века. Вероника Аркадьевна очень верно уловила схожесть главной героини Ии с вермееровской «Девушкой с жемчужной серёжкой».

Но не только актриса Виктория Мирошниченко напоминает голландского живописца. Взглядитесь пристально в лицо жены парализованного солдата… Тот же вермееровский почерк.

Не только лица героев напоминают мне эстетику голландской живописи. Пейзаж. Редкие кадры, изображающие город Ленинград, его улицы, дворы — это всё оттуда, из той — несовременной живописи. Интерьер комнат, кухонь, подъездов, даже цветовая гамма — всё напоминает ту далёкую живопись. Фильм заслуженно получил награду в Каннах. Но глубоко уверен, что в этом заслуга не только режиссёра Кантемира Балагова, но и всего съёмочного коллектива — оператора, художника, костюмера и, конечно же, всего актёрского состава.

О картине.

Из рецензий, откликов:

«Послевоенный Ленинград: разруха, пустые и потерянные взгляды народа, шрамы трагедии, отпечатанные на лицах. Нация, которая победила агрессора, находящаяся в состоянии контузии, как главная героиня — та самая дылда. Верная фронтовая подруга и ее ребенок — все что у нее осталось после войны. Но почему так мало самого Ленинграда?… но просто не показывать сам город Санкт-Петербург — кинематографическое преступление». (Just Blinked)

«Переместившись из Нальчика своего детства в послевоенный Ленинград, Балагов нашёл предусмотрительную трагедию — режим посттравматического синдрома, который с одной стороны бравурной советщиной вёл страну вперёд, а с другой утоплял выживших в безразличности и пустоте. Или “тесноте”, ибо это уже маркетинговый ход молодого режиссёра — из себя героям выбраться некуда, да и открывшийся мир давит на них собственной разноплановостью, поэтому предусмотрительнее всего забраться в коробку и не высовывать голову, пытаясь прожить коробочную жизнь».(schwelle)

«“Дылда” — это увлекательная история двух женщин-фронтовичек, Ии и Маши, у которых очень разные судьбы, очень разные мотивации для продолжения жизни в разрушенном войной Ленинграде, очень разные планы на будущее, но одна цель — любить и быть любимыми. У Ии, которую прозвали «дылдой» за её особую внешность, контузия. У Маши — ребёнок. Оба эти фактора повлияют очень сильно на их жизнь и добавят немало проблем». (Bagl)

Всё. Достаточно. Надо иметь «особое видение», чтобы отзываться так о картине. Она не о Ленинграде, не о Ие и Маше, их любви и стремлении выжить. Эта картина о Ленинграде, о Ржеве, о Сирии, об Украине, обо всех тех местах, где была или идёт сейчас война.

И этим картина современна и актуальна.

«Дылда» — это не об Ие и Маше, их любви. Это картина об одиночестве. В «Дылде» ВСЕ, абсолютно все герои одиноки. Одинок врач госпиталя. Одиноки соседи Ии. Одинок возлюбленный Маши, одинока его мама, в блестящем исполнении Кутеповой. И каждый из героев ищет спасения от него, от одиночества. Врач предлагает Ие уехать вместе с ним. Возлюбленный Маши ищет спасения от одиночества в ней, в Маше. Одинок парализованный солдат, одинока его жена.

Казалось бы, картина о двух подругах, бывших фронтовичках, об их искалеченных судьбах. Найдите в «Дылде» героя с неискалеченной войной судьбой.

«Дылда» — это острая, современная, актуальная картина. В ней — многотемье, очень много пластов. Один из них — трагедия Ии, когда она берёт грех на душу, помогая бойцу уйти из жизни. Вот этим своим многотемьем «Дылда» напоминает мне импрессионизм, где, говоря словами Есенина, «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии».

Раскадровка. Кажется, что картина разбита на блоки. Ия и малыш, Ия и Маша, раненный и его жена. Мне вот такие блоки напоминают смальту, которая и складывается в то, что называют мозаикой. Картина мозаична.

Очень надеюсь, что Вероника Аркадьевна примет моё извинение.

Print Friendly, PDF & Email

6 комментариев для “Яков Каунатор: «Дылда» и о ней

  1. Во-первых, в Канны с фильмом без секса в разных порно-вариациях ныне соваться бесполезно.
    Во-вторых, в фильме есть эпизоды, которые можно назвать \»дешёвка\» — прогулка с собакой, убийство раненого и т.п. Моя оценка — троечка.
    И, конечно, С.Алексиевич, никогда бы не поставила свою подпись под таким сценарием.

    1. Я соглашусь с Вами. У кинофестиваля в Каннах есть своя специфика, которая и определяет значимость и успех или неуспех картин. И секс имеет место быть в определении этих оценок. Так фильмы Звягинцева традиционно популярны. В Европе сложилось определённое «клише» об образе России. Звягинцев всеми своими фильмами и предлагает европейскому зрителю «клише», которое уже отложилось в умах западных зрителей.
      Что же касается «Дылды», Вы обратили внимание на несколько частностей. Если суммировать ВСЕ частности, то картину можно обозначить одной фразой: «Внимая ужасам войны…»

  2. “История двух женщин-фронтОвичек” – именно так, с ударным 2-ым “О” — трейлер фильма, затем посмотрел 2-3 трейлера, обрывки фильма.. почитал всякое.
    “Медленно и уверенно основные персонажи проходят депрессивные настрои, и начинают восстанавливаться. Неожиданно на население обрушивается новая неприятность. Из-за жуткого недостатка мужской силы, большинство женщин обязаны рожать. Это позволит в крот-чайшие годы восстановить все нанесенные фашистами убытки. В этой странном указе фронтовички видят небольшую надежду отыскать любовь, и начать обустраивать семейный быт…” — — В этом странном указе, как и в этом странном фильме, произошли странные метаморфозы. Перемены происходят перед моими глазами со многими персонажами “человеческой комедии”, свидетелем и участником которой я пребываю. Восстанавливаются ли они после неведомых мне метаморфоз, неизвестно.
    Что касается фильма “Дылда”, то немногое, что я увидел, показалось мне красивым, скушным и претенциозным. Актёры, лица, скриншоты, одежды – надуманы, такие тона, покрои и продуманную элегантность можно найти в живописи и в Каннах.
    Не во время войны. Какая в войне эстетика, мне неизвестно, не участвовал.
    Лица героев, действительно, “напоминают эстетику голландской живописи. Пейзаж. Редкие кадры, изображающие город Ленинград, его улицы, дворы — это всё оттуда, из той — несовременной живописи. Интерьер комнат, кухонь, подъездов… — всё напоминает ту далёкую живопись…” — Что говорит о высокой квалификации оператора. Не больше.
    Упоминания о том, что фильм был в Каннах, на фестифальном просмотре, ничего не говорит о качестве и классе его, великие режиссёры призов там не выигрывали.
    “Такой у нас культур-мультур.. В стране жестоких диктатур.”
    “Mikk Nikls- Когда военные фильмы, казалось бы, потеряли уже всякую актуальность, в них начали внедрять феминизм и теперь военные фильмы будут про женщин. БалоЗае…
    Хотя, надо же как-то успокаивать общество после громких пафосных заявлений про свободу и сплоченность народа ради общей цели. Ведь цель, судя по всему — жрать г-вно с экранов…”
    — — — —
    https://zvideox.ru/watch/z8ng_LoXzAs/a-tarkovskiy-o-smisle-zhizni-ob-iskusstve-o-kino/
    Тарковский о смысле жизни, об искусстве, о кино

    1. «Белые придуть — грабють… Красные придуть — опять грабють… Куды податься бедному хрестьянину…»
      Вот, каЗалось, оправдался перед Вероникой Долиной, которая в экстазе воскликнула, что «Москва тыщу лет не видела такого кино!» Я попробвал ей робко возразить, что Москва и не такое кино видывала.
      И вот опять оправдываться)))
      «Упоминания о том, что фильм был в Каннах, на фестифальном просмотре, ничего не говорит о качестве и классе его, великие режиссёры призов там не выигрывали.»
      60 лет назад «Баллада о солдате» Григория Чухрая получил один из главных призов Канского фестиваля. Мне показалось, что в картинах и Чухрая, и Кантемира Балагова есть созвучие — гумманистическая нота антивоенной направленности. Возможно, возможно европейский зритель в соответствии с современными веяниями увидел в картине иное звучание. Но… ведь «Каждый пишет, что он слышит,
      Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет…» Я услышал так. Фильм наполнен антивоенной темой, искалеченные судьбы, одиночество и… продолжение рода? Его нет.

      1. Вот, каЗалось, оправдался перед Вероникой Долиной, которая в экстазе воскликнула, что «Москва тыщу лет не видела такого кино!» Я попробвал ей робко возразить, что Москва и не такое кино видывала.
        =====
        Когда, в зависимости от аудитории, певица, условно говоря, меняет крестик на могендовид и обратно, то вот это — кино.

Добавить комментарий для Soplemennik Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.