Геннадий Разумов: Еще раз о феномене ашкенази

Loading

Выдающийся вклад ашкенази в современную цивилизацию, совершенно непропорциональный их численности, резко их выделяет из всех других народов, и вызывает большое недоумение. А нередко какую-то зависть, иногда даже враждебность.

Еще раз о феномене ашкенази

Геннадий Разумов

Не могу удержаться, чтобы  не высказать некое мое дилетантское заключение-предположение, которое, подозреваю, может не очень понравиться некоторым моим соплеменникам.

Встречаясь многократно с бухарскими, горскими, сефардскими евреями, наблюдая жизнь разных общин Израиля, я каждый раз убеждаюсь в справедливости того мнения, что по культуре, образованности, умственным способностям современные восточно-европейские евреи значительно превосходят всех других своих соплеменников. Но этот факт широко известен и без меня.

Важно, на мой взгляд, другое. Знакомство с историей наших предков, в частности, по таким книгам, как «Пятикнижие Моисея», «Новый Завет», «Иудейская война» Иосифа Флавия и Лиона Фейхтвангера и другим, показывает, что нынешние ашкенази ХХ и начала ХХI века довольно сильно отличаются и от собственных предков, как очень далеких, так и сравнительно близких.

Возьмем библейские и даже немного античные времена, когда еще не произошло более серьезное, чем до того, разделение евреев по географии их проживания, серьезно влияющей на особенности национального характера. Упомянутые письменные источники представляют древних иудеев, как смелый, жестоковыйный, упрямый народ, вечно боровшийся за свою независимость, свободу, справедливость и смело выступавший против врагов, намного превышавших их по численности и силе.

Так, в древнеегипетские времена они не стерпели своего приниженного положения и под предводительством Моисея бежали из фараонового рабства. В период римского владычества фактически единственные из всех покоренных Римом народов, включая воинственных галлов и кельтов, подняли вооруженный мятеж, превратившийся в большую Иудейскую войну. И если бы не внутренние распри, в частности, из-за зелотов в Иерусалиме и секариев в Масаде, евреи не потеряли бы свою страну. В скобках замечу, что гены храбрости наших предков перескочили тысячелетия и совсем на другом витке истории помогли евреям выстоять в войнах за независимость и выжить в современном Израиле, прижатом к морю враждебными арабскими государствами.

Вместе с тем, трудно не согласиться с тем, что в истории отсутствуют какие-либо сведения о достижениях евреев библейской и античной древности в искусстве, хотя бы таком, как монументальная храмовая скульптура, чем отличались древние египтяне. Или, что они известны, как создатели песенной и драматургической культуры, например, такой, какая осталась от эллинизма, завоевавшего весь античный мир. Правда, первое можно объяснить религиозной особенностью иудаизма, предусматривающей «не сотворять себе кумира», то есть, запрещающей изображение человека.

Относительно второго мне резонно могут возразить: «А разве Библия дана человечеству не евреями?» Однако несмотря на мое искреннее преклонение перед божественностью этой великой книги, я (грешен) не могу не признаться, что поэмы Гомера и драмы Софокла занимали меня намного больше, чем даже адаптированные библейские тексты, хотя они и намного старше древнегреческих.

Конечно, иудеи дали миру Христа, но, если бы имя этого мифического, вряд ли когда-либо существовавшего героя так широко и глубоко не раскрутили многочисленные попы-пиарщики, особенно сами же евреи, такие, как апостолы Павел (Саул) и Петр (Шимон), то, я думаю, что философия Платона, Аристотеля, Сократа заняла бы умы людей ничуть не меньше христианского вероучения.

Нельзя не признать и то, что не было в древности среди иудеев крупных фигур из мира науки, не было у них великих Архимедов, Эвклидов, Геродотов, Гиппократов.

В Средние века так же, как и в эпоху Возрождения жившие в Европе евреи не прославили себя ни Леонардом да Винчи, ни Данте Алигьери, да и позже не появлялись у них, Шекспиры и Кампанеллы, тем более не было среди них Галилеев и Декартов.

Слышу глас несогласных — как могли загнанные в гетто, забитые, преследуемые евреи-ашкенази дать миру Петрарку и Марко Поло? Кто подпустил бы их к библиотекам, научным лабораториям, морским фрегатам и каравеллам? Хотя ведь и среди них даже в те глухие времена был Маймонид, Спиноза, Галеви и другие. Но разве их достижения были столь же заметны, как открытия Коперника и Ньютона или музыка Моцарта и Бетховена?

А взять благословенный ХIХ век так называемого Просвещения, когда Европа и весь мир начал вступать в новую эру величайшего прогресса в истории человечества. Нет, увы, и тогда не нашлось у ашкенази своего Дарвина и Максвелла, Диккенса и Пушкина.

Но вот грянул великий и страшный, прекрасный и кровавый ХХ век. Помимо многих других коренных изменений в жизни человечества, он взорвал и глухие стены тесных душных еврейских гетто Германии и затхлых чесночных местечек Российской империи. Несчастные затравленные ашкеназские евреи разогнули спины, расправили плечи, подняли головы. Десятки и сотни их тысяч ринулись в экономику, финансы, науку, музыку, литературу и…в революцию.

Яркими путеводными звездами мирового уровня зажглись их Эйнштейны, Фрейды, Ойстрахи, Зингеры, Селинджеры. Не было ни одной области промышленности, торговли, науки и культуры, где евреи-ашкенази не заняли бы первые места. И социальная жизнь человечества не обошлась без их активного участия — К.Маркс, Л.Троцкий, Ю.Мартов, Р,Люксембург и десятки тысяч других энтузиастов фанатиков взялись за революционное переустройство общества.

Феномен ашкеназийского еврейства, его необычайно высокий цивилизационный взлет, отчетливо проявившийся именно в ХХ-м веке, — это необычное, штучное явление и еврейской, и всей человеческой истории. Никакие достижения других народов и самих евреев прошлых времен не сравнимо с одноразовым присутствием в мировой науке, народном хозяйстве и культуре целого сонма гениальных представителей еврейства последних трех-четырех следующих друг за другом поколений.

И, не знаю, прав ли я, но мне кажется, что обсуждаемый пик еврейского Ренессанса в нынешней первой четверти ХХI-го столетия, увы, понемногу начинает спадать. Во всяком случае, что-то не видно пока на горизонте нового Н.Бора, Л.Ландау и Д.Гершвина, И.Дунаевского. Может быть, они еще появятся…

Как объяснить странный, удивительный, непонятный цивилизационный взлет европейского еврейства ХХ-го века? Почему представители народа, являющегося одним из самых малочисленных в мире, вдруг заняли главные места в списках людей, отличившихся в наиболее важных областях мирового прогресса? Почему их так много стало среди нобелевских лауреатов, создателей киноиндустрии, банковской системы, ядерной промышленности и даже среди героев Советского Союза времен 2-ой мировой войны?

Кто знает, быть может, выдающиеся успехи массового числа ашкеназов связаны с неким расовым перемешиванием и значительным присутствием в их крови инородных вливаний. Согласно недавним широкомасштабным и достаточно глубоким исследованиям американских и израильских ученых-генетиков ашкенази имеют до 20% примеси генов южно-европейских народов: итальянцев, французов, сардинцев. Такое родство подтверждают и письменные источники, например, те, которые свидетельствуют о переселении в XI веке евреев из Иудеи не только в Германию на средний Рейн, откуда пошел и их язык идиш, но и в Южную Европу.

А ведь хорошо известно, что именно слияние разных этнических свойств, хотя бы и в небольших пропорциях, обычно дает положительный результат, в то время, как внутривидовое и, тем более, внутриродовое размножение приводит к упадку и даже вымиранию.

Но можно ли столь однозначно объяснить чудо возрождения ашкенази  ХХ века? И не является ли оно вообще лишь одним из ряда известных свидетельств наиболее мощного в истории человечества общемирового научного, технологического и культурного прогресса, сопровождающего нынешний демографический взрыв, который не был остановлен даже двумя кровавыми мировыми войнами?

Однако, если это так, то все равно выдающийся вклад ашкенази в современную цивилизацию, совершенно непропорциональный их численности, резко их выделяет из всех других народов, и вызывает большое недоумение. А нередко какую-то зависть, иногда даже враждебность.

Я думаю, тайну феномена современных ашкенази не легче разгадать, чем и многие другие представляющиеся нам сегодня загадочными промыслы Творца, которые относятся к природе человека и всего человечества. Приходиться лишь уповать на то, что высокопродуктивное участие европейских евреев в мировом прогрессе полностью не исчезнет ни в результате их пагубной ассимиляции и растворении в других народах, ни (не дай Бог) в аду нового Холокоста.

Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Геннадий Разумов: Еще раз о феномене ашкенази

  1. Геннадий Разумов пишет» «Иудеи дали миру Христа» -, но, по крайней мере, еще и Магомеда. Хорошо ли плохо то и другое – еще вопрос. Читая текст Разумова, так и хочется процитировать Крылова: «Слона-то я и не заметил» — ведь вся Европа – разумеется, не только Европа! — буквально пронизана, пропитана христианской культурой: архитектура, храмы, музеи, картины на библейские темы, веками вдохновлявшие великих художников,… можно не перечислять всем известные вещи. Философы – не только Платон, Аристотель, Сократ (по секрету скажу: кто теперь их читает? Разумову отдельное спасибо!) — это и Эразм Роттердамский, Фома Аквинский, Аврелий, Тейяр Дэ Шарден,… И русские философы: Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Семен Франк,… Только успевай читать!
    И я очень сомневаюсь, что теперь «философия Платона, Аристотеля, Сократа заняла бы умы людей ничуть не меньше христианского вероучения». Заходил пару раз в католическую церковь: «попы-пиарщики»? – но это Храм! Благоговейная какая-то тишина, орган… Воистину, ощущение святости, чистоты …А сама Библия в десятках миллионах экземпляров по факту – неужто всего лишь раскрученные кем-то «попы-пиарщики» – в то же время, когда на Марс ракеты летят?
    (Кто есть за все, что ЕСТЬ в ответе, /открой мне, Господи, секрет, /чтоб не попасть в безбожья сети? – /Но Бог ответил: Бога нет).
    Я сам иногда посмеиваюсь, глядя на толпы верующих фанатиков, но Эйнштейн высказал, по-моему, очень здравую мысль: «Фанатичные атеисты, как рабы, которые всё ещё чувствуют тяжесть своих цепей, сброшенных после тяжёлой борьбы. Они существа, которые в своей обиде на традиционный «опиум для народа» не могут услышать «музыку сфер». И хотя я не верю в персонифицированного бога, но никогда не буду стремиться к борьбе с такой верой, потому что такая вера, мне кажется, предпочтительнее отсутствия трансцендентного мировоззрения»

  2. » Я благодарен уважаемому исследователю Севера [סבר / sewer — «мудрец»] за признание моих исследований языков на соответствия с семитскими языками — ивритом, арамитом, аравитом… Однако, справедливости ради, Я не могу отнести себя к единственному представителю археолингвистики. Был Владимир Исаакович Шнейдер, есть Григорий Аронович Туберт, Сергей Колибаба, Ирма Хайнлайн, Иосиф Ольшаницкий, Исраэль Палхан, Борис Альтшулер, была Фанни Яфит. Был первый создатель иврито-русского словаря Феликс Шапиро. Были исследователи XIX века (Платон Лукашевич), были философы и учёные средних веков (Исидор Севильский), которые утверждали, что иврит — подлинный язык Библии есть пра-матерь всех языков. Я так утверждать не могу, но КАЖДОЕ русское слово построено из семитских этимонов, громадные слои семитских этимонов — в английском, немецком, греческом языке. Талмуд (тракта Сота) подтверждает, что есть 4 святых языка: греческий — хорош для песен, арамейский — хорош для плачей, латинский хорош для войны, а иврит — хорош для бесед. А из этих языков выросли почти все государствообразующие языки ЕВРазии. Но и иврит, и арамит (сирийский) имеет глубокие корни в ассиро-вавилонском и других семитских языках Ближнего Востока, а те, в свою глубокую очередь, выросли из аккадского и шумерского языков, которым, по меньшей мере, 5777 лет. Что же касаемо до моих скромных заслуг, то Я лишь разыскал в WEB эти имена и продолжил написание Этимологического словаря Макса Фасмера, который, работая в Германии 1930-х, просто не мог написать слово «еврейский» в своём словаре. Мой вклад в науку состоит в том, что Я, как в начале ХХ века бен-Йехуда, создал 4 словаря соответствий с ивритом и заложил базу в построении Единого Мега-Словаря этимонов семитских языков в языках ЕВРазии (ЕМС). Но для полного построения ЕМС даже моих немаленьких знаний и сил уже не достаточно. Нужен институт Археолингвистики из многих исследователей, владеющих разными языками, которые, к счастью, все есть в нашей такой маленькой, но такой Великой стране Эрец-Исраэль. Нужно их и меня профинансировать. Заканчиваю грустно. Про деньги. Ну, чего нет у меня, может, найдётся у спонсоров? Спонсоры!! האא והו / Ааа ууу !!! (это, между прочим, два Имени Божьих! Может, поможет!)»

  3. Ещё раз о взлёте ашкеназских учёных, писателей, поэтов в первой половине ХХ века.
    Да, этот взлёт отчётливо виден, как и видно, что сегодня такого абсолютного доминирования евреев как в науке, литературе и даже в шахматах сегодня не ощущается. Почему? Ведь гены те же! А ведь дело то не в генах, а…. в знании языков с самого раннего детства. Ребёнок-ашкеназ в начале ХХ века изучал в своём мозгу идиш, иврит, в России — русский, в Германии — немецкий, в США — английский языки. Изучение языков с самого раннего возраста даёт усиленное развитие мозга. В Израиле видно, что коренные сабры или мизрахи с раннего детства знают только ОДИН язык. А вот большинство русскоязычных семей культивируют у себя два языка — и русский, и иврит — жаль только, что русскоязычные дети израильтян не умеют читать и писать по-русски. В США в науке доминируют отнюдь не евреи-ашкеназы, а индийцы и китайцы, которые с раннего детства знают минимум два языка. Двоязычие, а лучше трёхязычие с детства убыстряют развитие мозга. В России есть телепрограмма «Лучше всех» про гениальных детей. Так вот, большинство таких гениев (в интеллектуальных сферах) — из смешанных в национальном отношении семей, где дети с раннего детства знают минимум два языка, а маленькая девочка из московской грузино-армянской семьи знает аж три языка!
    Задумайтесь об этом.

  4. Эта статья ставит правильные вопросы. Однако при этом, нужно уточнить, что автор имеет в виду под термином «ЕВРЕИ». По-видимому, он имеет в виду евреев ИУДЕЙСКОГО вероисповедания. Публика должна не забывать, что 10/12 Исраэля составляли ЕВРЕИ не-иудейского вероисповедания — т.н. «евреи 10-коленные», которые жили до 720 г. до н.э. в северо-еврейском царстве, называемом ישראל / Исраэль и часто воевали с юго-еврейским теократическом царством, называемом на древнем языке יהד / (Иуда) — эта надпись видна на монете в один шекель (https://zvonmoneta.ru/image/cache/data/products/moneta/inostran/israel/13072016/in_3056(2)-2000×2000.jpg). Автор говорит, что «письменные источники представляют древних иудеев, как смелый, жестоковыйный, упрямый народ, вечно боровшийся за свою независимость, свободу, справедливость и смело выступавший против врагов, намного превышавших их по численности и силе.». Так вот, эти качества всегда сохраняли 10-коленные исраэльтяне, в отличие от 2-хколенных средневековых иудеев, которым вообще запрещалось брать в руки оружие, которых мусульмане называли «слабым народом» (Коран, Сура 7:137). 10-коленные же исраэльтяне отнюдь не растворились среди народов ЕВРазии, а составили высший правящий племён ЕВРазии, который в дальнейшем стали называть «царские скифы, роксаланы, князья, короли, благородные люди, высшее дворянство». Именно 10-коленные исраэльтяне построили большие государства в Евразии — Каролингское королевство, Священную римскую империю Габсбургов, Великий тюркский каганат, Аварский и Хазарский каганаты, Венгерское королевство, Великую Русь (союз древнерусских княжеств во главе с Рюриковичами — израильтянами), Сельджукский султанат, Империю монголов ( монголами в древности НЕ называлось население современной Монголии, а высший слой степного государства Дешт-и-кипчак.
    И только каган-бек Хазарии и его окружение перешли под влиянием иудеев, бежавших из Византии, в раввинистический иудаизм фарисеев, что и послужило причиной крушения Хазарского каганата (на самом деле он назывался Арканус \ ארקנוס — Выший разум на земле).
    Все эти замытые антисемитскими «историками» факты подтверждаются археолингвистическими исследованиями, которые находят громадную массу словокорней древнееврейского языка почти во всех цивилизационных языках ЕВРазии, а в русском языке слова, построенные из словокорней древнееврейского святого языка, стремятся к 100%. И это уже доказано моими словарями соответствий с корнями иврита в русском, английском, тюркском, японском языках.
    Упомянутый автором язык идиш на 50% построен на словокорнях древнееврейского языка, но пользуется немецкой грамматикой. И в немецком языке такие слова, как Дойчланд, фюрер, хайль (уже вздрогнули?)…. — это словокорни древнееврейского языка. Для подтверждения каждый может прийти на мои страницы в FB или на нижеупомянутый сайт, или позвонить мне в Израиль: +972-527284036. Да и идиш языковеды относят не к германским, а к славянским языкам! Но вообще деление языков на некие группы весьма условно. НО Я не буду углубляться в вопросы филологии, а скажу, что многие великие учёные (например, Архимед \ ערכים ידע / архим йеда — «Гости знания, мудрости»), поэты (Шекспир — Фрэнсис Бэкон — незаконнорождённый сын короля Генриха VIII, граф, глава тайного совета), композиторы (БетХовен \ בית הוהן — «Дом Сущего Бога») также были «криптоевреями» (не тайными иудеями, а именно евреями — потомками Авраама и Иакова). И многие благородные дворяне это осознавали, поэтому так велика у них была тяга к масонским ложам (А.С. Пушкин также был масоном). И выражение «жидомасон» отнюдь не лишено смысла, так как здесь слово «жид» \ שיד — «тот, что рука Всемогущего Господа שדי» всегда держит его и хранит «вечного жида» (см. Исаия 42) — отрока Божиа (работника, раба Божиа).

    Ну, а массовое возрождение смысла существования избранного еврея начнётся тогда, когда многие люди, чувствующие в себе божественную энергию «йеци ара \ יציאהרע», проанализируют свои материнские языки и найдут в них чудесные словокорни святого языка, зовущие их на новые свершения.
    Архистория 10-коленных израильтян ещё не до конца понята. Скажем только, что в своей переписке царь Иван Грозный и князь Курбский называют Московское государство — «ИЗРАИЛЬ», а т.н. собор Василия Блаженного в Москве до 1700 года официально назывался…. ИЕРУСАЛИМ!

    Сомневающихся в моих словах просьба не плеваться и не называть сие «бредом», ибо доказательств на сегодня вполне достаточно, а лучше углубиться в изучение корневого иврит-русского словаря Шапиро или Дрора, или Абрама Соломоника.

    Источниками знания происхождения (этимологии) языков, являются словари:

    • Еврейско (Иврит)-русского словаря Михаэля Дрора, Tel-Aviv 1992 М.Дрор,
    • Ф.Шапиро. Иврит-русский словарь (ФШ) — (под. Ред. Проф. Б.М. Гранде, М. 1963), ,
    • Абрам Соломоник, Давид Моррисон. (АС) «Маскилон I – Корневой ИВРИТ-АНГЛО-РУССКИЙ словарь.» (Иерусалим-1996)
    • Корневой словарь Позина – (Поз ) http://multidict.co.il/Dictionary/RootDict.aspx

    • «Русско-еврейский словарь» (РЕС) — составитель И. Керен под редакцией А. Эвен-Шошана, изд. Ам Овэд, Тель-Авив, 1990 г.

    • Иврит-русский Удобный (корневой) словарь (УС), изд. «Ахаз», 2001 г.

    • Практический Словарь Иврита (ПСИ) Хаима Балцана, 1995

    • Superсловарь Вайнбах (Sup) — изд. «Ариэль»
    • Арамейско-ивритский словарь (Ар) раввина Ezra Tsion Melamed; 1997 г.
    • Словарь 2-х буквенных корней «231 ворота Сефер ецира» из книги Д.А.Халса «Ключ ко всему»; (_/231) http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/231vorota-462-x.shtml
    • Йорам Лемельман. «Иврит. От буквы к корню. Иерусалим 1997. (по Ле-мельману)
    • Гематрии — понятий на Святом языке, Современная каббалистическая энциклопедия (= =)
    • Еврейский и халдейский словарь Библии О.Н. Штейнберга (Шт) (http://khazarzar.skeptik.net/books/jud/shteynb1/ ),
    • ), 72 Имени Бога Шем ха-мефораш; (__/72)

    • «Учебник древнееврейского языка. Томас О. Ламбдин. Пер. с английского» М. 2003

    На основе этих «академических» словарей и учебников мною систематизированы слова, построенные из словокорней иврита, арамита, аккадского, шумерского языков, в следующих словарях соответствий:
    • Русско-ивритский этимологический словарь соответствий (РИЭСС)
    • Тюркско — ивритский этимологический словарь соответствий (ТюркИ-ЭСС)
    • Англо-германо- ивритский этимологический словарь соответствий (АнгерИЭСС)
    • Японско — ивритский этимологический словарь соответствий (ЯпИЭСС)
    — так готовится база для построения Единого Мега-словаря словокорней иврита и арамейского языка в языках ЕВРазии (ЕМС).
    Для проверки качества этимологий в археолингвистике требуется не только хорошее знание указанной литературы, но и качественные и полные знания по истории, географии, этнологии, фольклору, знания как Танаха, так и Библии в целом, включая как Ветхий, так и Новый заветы, Корана и знаний в некоторых других науках, таких, как химия, астрономия и астрология, каббала и т.д.
    Владимир Бершадский Те словари, которые Я привёл, не известны в России, так как с 1928 года за изучение иврита в СССР давали 10 лет без права пе-реписки, т.е. расстрел.
    Кроме того, антисемитская компания 1948-1953 гг. повторилась и в 1956, и в 1967 и в последующие годы, вплоть до 1989 года.

    После многолетних исследований я и мои коллеги – Владимир Шнейдер, Сергей Кулибаба, Григорий Аронович Туберт, Фани Яфит, Исраэль Палхан – пришли к выводу, что во всех языках ЕВРазии есть слова, построенных из словокорней (шорешей) иЪврита. В русском языке процент таких слов приближается к 100% всех слов русского языка.
    Каждое русское слово построено из двух и трёх-буквенных шорешей иврита и арамита. И чтобы это увидеть, надо применять для видения только корневые иврит-русские словари Михаэля Дрора, Феликса Шапиро или Абрама Соломоника. Словокорни (шореши) иврита и являются «кирпичиками», из кото-рых сложены «дома» русских слов!

    Поэтому это даёт нам полное право называть русский язык – таким же ЕВРЕЙ-СКИМ языком, как идиш, или ладино.

    1. На «славянском» языке идиш это называется “а гелехтер”, на «еврейском» языке русском это называется «БСК».

  5. Дорогой Геннадий! Размножение может быть только внутривидовым, т. к. межвидовые гибриды (мулы, например) бесплодны. Мы все принадлежим к одному виду — Homo sapience. Можно говорить о межрасовом размножении. Однако трудно говорить о примеси в крови ашкеназов монгольской, негритянской или какой-либо другой крови, кроме смешения с представителями различных европейских национальностей. Так что говорить неприходится о генетике ашкеназов в положительном смысле, хотя замечание о вырождении при длительном близкородственном размножении бесспорно. Очевидно, что причина их взлета в 20-м веке лежит в освобождении дремавших способностей в условиях демократического общества. Считется, что сохранению еврейских талантов в течение двух тысячелетний способствовал их образ жизни: изучение и толкование Торы и Талмуда.

    1. Отправил свой пост, а потом подумал, что все таки биологический фактор ашкеназийского феномена все же существует. Я имею в виду фактор отбора. Известно, что неблагоприятные факторы среды способствуют сохранению наиболее сильных, жизнеспособных особей и их потомков. Так и среди евреев возможно больше сохранилось энергичных, талантливых и т. д. личностей. А проявились они в именно в западной культуре, потому что в других культурах евреев уж очень мало.

Добавить комментарий для Михаил Поляк Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.