Евгений Айзенберг: Кому не на Руси жить хорошо

Loading

При нынешних темпах прироста религиозного населения, ожидается, что в 2065 году произойдет увеличение доли харедим в общем народонаселении с 11% (как сегодня) до 32%. С учетом сказанного, у нас есть все шансы догнать Японию по ожидаемой продолжительности жизни.

Кому не на Руси жить хорошо

(свободный перевод с комментариями и добавлениями)

Евгений Айзенберг

 Евгений Айзенберг В ежегодном «Отчете о состоянии нации» за 2015 год организация Тaubcenter в рубрике “Здоровье и наука” [1] опубликовала интригующие результаты статистического исследования: “Ультра-ортодоксы в Израиле здоровее всех и живут дольше”.

Справка. По данным доклада Центрального статистического бюро (ЦСБ) еврейское население Израиля на 2015-16 гг. [2] распределяется так:. 45% евреев определяли свой образ жизни как светский, 25% — как традиционный, 16% — религиозный и 14% — ультра-ортодоксальный.

В городах и поселках с высокой концентрацией ультра-ортодоксов (“харедим”на иврите) ожидаемая продолжительность жизни выше на целых три года у мужчин и на два с половиной года у женщин по сравнению со светским населением. Данные просчитаны по трем городам с наиболее высокой долей харедим (Бней Брак 95%, Бейт Шемеш 46%, Иерусалим 31%).

Отчет также показал, что подавляющее большинство харедим (73,6%) определили свое здоровье как «очень хорошее», по сравнению с 51% среди других групп населения. Страдают от проблем со здоровьем лишь 18,7% харедим по сравнению с вдвое большей долей среди других групп населения.

Авторы исследования Dov Chernichovsky и Chen Sharony полагают, что хотя самооценка ответов при опросе является несколько субъективным методом определения здоровья опрашиваемых, тем не менее, положительные самоотчеты связаны лишь частично с социальной нормой в сообществе харедим, которая не одобряет «проветривание грязного белья» в контексте светского опроса. Другое соображение: сообщество харедим относительно молодое, а молодые люди, как правило, имеют лучшее здоровье.

Ультра-ортодоксы оказались также самыми довольными своей жизнью и экономическим положением, хотя они в меньшей степени способны покрыть ежемесячные расходы своих многодетных семей. Уровень их участия на рынке труда относительно низок — чуть более 60%. У остальной части еврейского населения — более 70%. Средний чистый доход на семью в их общине — 7500 шекелей, что заметно ниже чистого дохода семей других евреев — 11700 шекелей (по состоянию на 2012 год). Как правило, основным источником дохода семьи харедим является заработная плата жены, так как многие мужчины харедим учатся в kollels (учебные заведения по изучению Талмуда). В последние годы все больше мужчин харедим работают, но их доля все еще довольно низкая и отстает от доли женщин. Из-за этих факторов их община характеризуется низким социально-экономическим статусом, и, учитывая академическую литературу, можно ожидать у них наличие относительно худшего здоровья по сравнению с материально более благополучным остальным населением. Не в деньгах, как говорится, счастье, но возможность питаться правильно (что часто дороже), доступность всестороннего образования (грамотность положительно влияет на способность к выживанию), и доступность лучшего медицинского обслуживания увеличивают шанс прожить дольше. Кроме того, нельзя сказать, что физическая культура — конек в этой группе населения, а физкультура, по общему мнению, фактор, положительно влияющий на здоровье.

Справка. Около трети евреев занимаются физкультурой и спортом (непрофессионально), но их количество уменьшается по мере увеличения степени религиозности, а среди харедим таковых всего 18,9%.

Никуда не деться от того факта, что большинство исследований показывают положительную корреляцию между социально-экономическим статусом и продолжительностью жизни. Проще говоря, в среднем, чем выше доход человека, тем больше шансов у него прожить дольше. Но харедим в Израиле — беднейшая среди евреев группа населения (не без исключений, конечно). Явный парадокс — результаты статистики достаточно неожиданны, если исходить из социально-экономических факторов.

Объяснение исследователей: ортодоксы обладают более высоким “социальным капиталом” (high social capital). Карлу Марксу с его “Капиталом” это даже не снилось. Социальный капитал подразумевает общие для харедим аспекты жизни: большее количество социальных отношений, большее распространение дружеских отношений, более высокую удовлетворенность семейными отношениями, сильные системы социальной поддержки, принятый высокий уровень взаимопомощи, распространенность разнообразной волонтерской работы, высокий уровень добровольчества.

Справка. 91% харедим регулярно вносят деньги в социальные организации или передают их отдельным лицам, ведающим благотворительностью. Для сравнения: также поступают только 60% светских израильтян.

Кроме того, относительно низкий процент харедим сообщают о чувствах одиночества (менее 0.5%) по сравнению с другими группами населения.

Результаты, касающиеся неожиданно хорошего состояния здоровья израильских харедим, учитывая их социально-экономическое положение, дополнительно подтверждают гипотезу о том, что социальная сплоченность при любом уровне дохода способствует хорошему здоровью и повышает ожидаемую продолжительность жизни в общинах с низким уровнем дохода.

О роли молитвы. Ученые Центра по изучению старости при Еврейском университете в Иерусалиме во главе с профессором Говардом Литвиным[4], провели любопытное исследование, основанное на опросе, проведенном израильским Центральным бюро по статистике в 1997 году. В рамках опроса были проинтервьюированы около 5 тыс. мужчин и женщин 60 лет, живущих в Израиле. Вопросы касались образа жизни этих людей. В 2004 году, через семь лет после проведения опроса, профессор Литвин и его помощники проверили его результаты. Исследование Литвина охватило 1811 участников опроса 1997 года. Ученые обнаружили, что 684 респондента, то есть 38%, скончались в течение прошедших лет, и проанализировали данные в соответствии с образом жизни опрошенных. Максимальная смертность зафиксирована, как и предполагалось, среди самой старшей группы охваченных исследованием людей. Распределив респондентов на группы по уровню доходов, выяснили, что среди людей с самым низким уровнем доходов смертность на две трети выше, чем среди их сверстников с самым высоким уровнем доходов. Среди пожилых людей, страдающих от депрессии, уровень смертности на 80% выше, чем среди тех, кто этим не страдает. Но были обнаружены также два дополнительных, необычных фактора, положительно влияющих на продолжительность жизни: частота встреч с друзьями и частота посещения синагоги.

В таком вопросе как здоровье отдельной группы населения не лишне обратиться за разъяснениями к врачам, чего не сделали упомянутые исследователи. Молодой израильский врач, к которой я обратился, отметила следующие обстоятельства, влияющие на сохранение здоровья харедим.

  1. Харедим постоянно развивают свои когнитивные способности. Всю свою жизнь они постоянно читают и не просто читают, а разбирают детально многотомный свод религиозно-этических положений с комментариями и толкованиями, порождающими дискуссии. Такое изучение развивает познавательную способность мозга, что, как известно, замедляет естесственный процесс старения. Дополню. Южные корейцы, пытаясь понять успехи евреев в различных областях знания, объяснили себе, что это связано с изучением Талмуда, и включили такое изучение в программу ряда своих школ.
  2. Светские евреи курят в 2,3 раза больше, чем харедим. Соответственно, рак легких у харедим встречается значительно реже, чем у остального населения.
  3. У харедим принято покрывать голову и максимально закрывать одеждой тело. Соответственно, при израильском солнце рак кожи у харедим встречается реже, чем у светского населения.

Замечание. Интересно отметить, что нееврейские группы (мусульмане, христиане и другие) не показали существенных различий в сообщаемом состоянии здоровья между религиозными и нерелигиозными, хотя и в этих конфессиях о лучшем здоровье сообщил более высокий процент религиозных людей, чем нерелигиозных.

Прогноз. При нынешних темпах прироста религиозного населения, ожидается, что в 2065 году произойдет увеличение доли харедим в общем народонаселении с 11% (как сегодня) до 32%. С учетом сказанного, у нас есть все шансы догнать Японию по ожидаемой продолжительности жизни. По данным 2016 года[3] в Японии средняя продолжительность жизни мужчин 81.1 года, у женщин — 87.1 года. В Израиле в тот же год данные по мужчинам — 80.3 года, у женщин — 84.2 года

Послесловие автора. Обычно, отвечая на неприличный с моей точки зрения вопрос, верите ли вы в Бога, я затрудняюсь с ответом, так как в синагогу не хожу, постов не соблюдаю, в субботу не прочь поехать в гости, на море, или в поход. С точки зрения любого раввина я вроде бы не совсем свой. Но религию, особенно религию праотцов уважаю, она сплотила народ, сохранив его за тысячи лет изгнания. Осторожно полагаю, что Бог должен присутствовать у каждого в душе, так что для моих религиозных друзей я еще не полностью потерян. Но, к сожалению, привык во всем сомневаться: что появилось раньше — курица, или яйцо, проверить лично не удалось; как сочетаются представления астрофизиков с убеждениями теологов, тоже не понятно. Это к тому, что моей целью не является религиозная, или антирелигиозная пропаганда. Но наблюдаю, что у религиозных людей другая система ценностей и приоритетов. Они в меньшей степени подвержены мирской суете, и им, по-моему, легче бороться со стрессами.

Ссылки

  1. Live Long and Prosper: Health in the Haredi Community. Author: Taub Center StaffBulletin ArticlesMay 31, 2016
  2. Доклад Центрального статистического бюро (ЦСБ) об израильском обществе (на основе данных 2015-16 гг.).
  3. Данные Всемирной организации здравоохранения за 2016 год
  4. Litwin, H. What really matters in the social network mortality — association? A multivariate examination among older Jewish-Israelis. European Journal of Ageing, 2007, 4(2). P. 71–82
Print Friendly, PDF & Email

7 комментариев для “Евгений Айзенберг: Кому не на Руси жить хорошо

  1. “…Средний чистый доход на семью в их общине — 7500 шекелей, что заметно ниже чистого дохода семей других евреев — 11700 шекелей (по состоянию на 2012 год). Как правило, основным источником дохода семьи харедим является заработная плата жены, так как многие мужчины харедим учатся в kollels..”
    ::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    Может быть, не в деньгах счастье-то? И не в поисках смыслов, золотых жил и трубок алмазных..? Да и кто более одинок, чем путешественник-философ-шахтёр (особенно – в ночную смену, как это ни кажется нелепым..)) , особенно, если откровенный безбожник и циник.
    Ему холодец подавай и свиную колбасу, он проголосует не только против Субботы, он и Пятницу с Воскресеньем отправит на необитаемый остров. Что же за южных корейцев, то японцы с китайцами давно заинтересовались Торой, и другими еврейскими “тайнами”…
    А в Белоруси, на родине Шагала, художники из Витебска учат иврит, в надежде “долететь” до шагаловскигх персонажей. Интересную тему затронул автор Евгений Айзенберг, — кому хорошо живётся не на Руси, не в чудесной стране Болгарии, Швейцарии…
    Это почище холодцов и проч. заморских волосатых ног будет.

  2. «они привыкли пассивно участвовать во всем этом балагане под названием «Выборы»»
    Справка: в выборах харедим участвуют почти в полном составе, распределение бюджета зависит от решений кнессета

  3. Они в меньшей степени подвержены мирской суете, и им, по-моему, легче бороться со стрессами.
    =======================
    Конечно легче, ведь они еще за пару тысячелетий до проф.Преображенского привыкли не читать газеты и пассивно участвовать во всем этом балагане под названием «Выборы».
    Интересно было бы узнать: а) процент среди харедим явки на выборы, б) вовлеченность в паскудное занятие беспрерывного сидения в Сети

  4. Это исследование только об ультра-ортодоксах, поэтому нет возможности сравнить с 3-я другими группами (вязанные кипы, традиционалисты, светские).
    С научной точки зрения это исследование это просто статистические данные, которые в статье пытаются объяснить уже ВНЕ науки, на уровне интуиции и субъективных мнений.

    Моё субъективное мнение (я в нём глубоко убеждён на основании моего опыта): огромным фактором долголетия является регулярное посещение синагоги для искренней молитвы, которое также позволяет регулярно встречаться (и успешно(!) решать текущие проблемы) с друзьями-товарищами и прочими знакомыми.

    1. Уважаемому Benny. 1.»Это исследование только об ультра-ортодоксах, поэтому нет возможности сравнить с 3-я другими группами (вязанные кипы, традиционалисты, светские)». Исследование сравнивает данные об ультра-ортодоксах с данными по всем остальным евреям, взятым как одна общая группа.
      2.Когда в начале своей алии я пришел в синагогу, примеряя к себе религиозную еврейскую жизнь, меня, как нового там человека, обступили дружелюбные прихожане, предлагая мне чем-то помочь, трудоустроить и так далее. А я ничего не просил, пришел из любопытства.

  5. Статистика-вещь упрямая. С ее результатами, если она исполнена по правилам, следует считаться. Установлено, что харедим живут дольше прочих. Но объяснения и выводы не достаточно убедительны.
    Фактор СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА должно быть способствует укреплению общинного духа харедим. Возможно, при этом, действует в обратном смысле тезис: В здоровом теле- здоровый дух.
    Весьма сомнительно, чтобы это имело решающее значение, также как и систематическое, практически постоянное, заучивание глав томов сочинений иудаизма, без обретения профессиональных навыков для трудовой деятельности. Не способствует этому и пренебрежение занятиями физкультурой и спортом. Однако же, факт вроде бы установлен. Подозреваю, что сами харедим уверены.что сие благо им даровано Всевышним, за исправное следование его заветам. Другого объяснения им не требуется. Представители светской еврейской общины могут располагать совершенно другими аргументами.
    Логически они имеют достаточно оснований утверждать, что:
    1.Жизнестойкость харедим достигается их особыми. благоприятными условиями существования, за счет отсутствия забот о хлебе насущном, без волнений и стрессов от трудовых напряг, без тревог и беспокойств за детей и близких, освобожденных от трудовых и воинских обязанностей. Естественно ,подобная оценка способов достижения ими наивысшего долголетия не может вызывать одобрительной реакции любого здравомыслящего цивилизованного человека, добросовестно исполняющего свой гражданский и национальный еврейский долг. Он вынужден признать такой образ жизни харедим- паразитическим
    2. По большому счет, у харедим нет оснований гордиться своей способностью к достижению превосходства в долголетии, разве что радоваться, в связи с этим, в возможности прогрессивного роста своей ультра- ортодоксальной общины, которая сможет со временем сравнятся с численностью светской. Это всегда было и будет их вожделенной целью. Во благо ли это стране и всему еврейскому населению—очень большой вопрос! Не трудно предположить возможные негативные последствия этого явления, граничащие с катастрофой, если руководство страны не сможет, наконец, принять решение о отделении религии от государства.

  6. Очень интересная статистика. Есть над чем подумать.

    К слову о важности “социального капитала” (high social capital).
    Здесь уместно вспомнить книгу Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community by Robert D. Putnam (2000) о распаде в Америке \»социального капитала\», поддерживавшегося прежде всего религиозными общинами. Через 12 лет он опубликовывал (вместе с David E. Campbell) книгу American Grace: How Religion Divides and Unites Us, где показывается, что социальный капитал все-таки еще не исчез в Америке, но в согласии с информацией в публикации Евгения Айзенберга во многом поддерживается именно религиозными общинами. Можно полагать (ИМХО), что социальный кризис, который сейчас переживает Америка, связан именно с ослаблением социального капитала. (Термин восходящий к Алексису де Токвилю, отметившего присущую (тогда?) американкам «искусства объединения» как базиса американской демократии.
    P.S. «Я совершенно убежден, что объединенная сила граждан всегда окажется более способной обеспечить общественное благосостояние народа, нежели правительственная власть». (Алексис де Токвиль, «Демократия в Америке»)

Добавить комментарий для Евгений Айзенберг Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.