Сергей Баймухаметов: Вечное горе от ума

Loading

Суд над студентом Егором Жуковым стал показательным. В нем сконцентрировалось все, что характеризует сегодняшнюю государственную действительность, сознание и подсознание служителей системы, исполнительских масс. Возможно, скоро будут давать реальные сроки за учение Толстого-Ганди «о непротивлении злу насилием».

Вечное горе от ума

Сергей Баймухаметов

Сергей Баймухаметов

Вкратце напомним: 27 июля 2019 года тысячи граждан вышли в Москве на акцию протеста «За честные выборы». Мэрия города ее не согласовала. Здесь момент дискуссионный. По нашим законам, реализация права на митинги, шествия, демонстрации носит уведомительный, а не разрешительный характер. В любом случае никто не давал права полиции, ОМОНУ и Росгвардии хватать людей, избивать, бросать в автозаки, увозить в отделения полиции. Всего было задержано 1373 человека. Против 30 возбудили уголовные дела по статье 212 УК РФ «Массовые беспорядки».

Студент Егор Жуков — один из них. Почему его дело стоит особняком и почему к нему сейчас приковано особое внимание?

Потому что в нем сконцентрировалось все, что характеризует сегодняшнюю государственную действительность, сознание и подсознание служителей системы. Начиная с верхов и заканчивая рядовыми служащими-исполнителями. А их — миллионы и миллионы. Значит, мы имеем дело с сознанием и подсознанием значительной части населения, с массовым явлением.

Егора Жукова обвинили в организации массовых беспорядков — часть 1 статьи 2012 Уголовного кодекса РФ. Срок заключения — до 15 лет. При нашем следствии и судах — пустяковая задача. На видео запечатлено, что молодой человек, подняв руки, что-то говорил, обращаясь к собравшимся на площади. Значит — «организовывал». Получи 15 лет на зоне.

Однако потом выяснилось, что на видео не Жуков, а кто-то другой.

И что теперь — отпускать? Извиняться? Нет. Система живет по правилам сталинских времен: был бы человек — а статья найдется.

Открыли новое дело, по части 2 статьи 280 УК — «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности в сети «Интернет». Жуков ведет блог на Ютубе. Сейчас у него — сотни тысяч подписчиков. А отыскать «экстремизм» в публичном выступлении, тем более, на общественно-политические темы — плевое дело для назначенных следствием экспертов. Например, эксперт вырвал из контекста фразу «хвататься за любые формы протеста и делать все, на что способны» и сформулировал вывод: «любые» — значит, в том числе и насильственные, то есть призыв к насильственному свержению власти!

И плевать, что Жуков на самом деле ратует за ненасильственные действия. Он цитирует книгу Джина Шарпа «От диктатуры к демократии», где Шарп перечисляет 198 методов способов ненасильственного протеста.

Но слово «протест» в представлениях служителей нынешней власти автоматически воспринимается и расценивается как реальный криминал. Раз «протест» — значит «против власти». А это «не положено».

Во-первых, самое главное и общее — Жуков думает, размышляет, приглашает к размышлению. Он, совсем еще молодой человек, 21 года от роду, мыслит точно, интересно. А к мысли, тем более к свободной мысли, государственная машина и ее человеческие «винтики» испокон веков относились с подозрением и тяжкой неприязнью, переходящей в ненависть. «Не должно сметь свое суждение иметь»!

Во вторых, частное и конкретное — Жуков призывает к ненасильственному протесту. Слово «ненасильственный» вызывает отдельное озлобленное непонимание или, наоборот, полное озлобленное понимание.

Российское государственное сознание выросло на примате насилия, несвободы. Оно проникло во все поры, от верхов до низов, принимая зачастую абсурдные формы. Так, автор этих строк, отличаясь в уже далекой советской юности буйноватым нравом, не раз попадал в кутузку. А поскольку был еще язвой, то каждый раз говорил дежурному в отделении милиции: «А мы, между прочим, живем в свободной стране!» (Ведь пропаганда вещала: СССР — сама свободная и демократическая страна в мире.) И каждый раз дежурный вскидывался: «А! Так ты еще и антисоветчик!» Вот как в реальности реагировало сознание и подсознание исполнительских масс СССР на слова «свобода» и «свободная страна».

Точно так же воспринимаются нынче, спустя 50 лет, рассуждения Егора Жукова о ненасильственных действиях — как тайная или явная крамола. «Что значит «ненасилие»? «О чем он, такой-сякой, говорит?» «Что он, такой-сякой, подразумевает?»

Воспринимается как провокация, вызов. Можно сказать — «особо циничный».

В свете (или во тьме) происходящего надо готовиться к тому, что скоро начнут давать реальные сроки за учение Толстого — Ганди «о непротивлении злу насилием». Логика та же, простая и традиционная. Любой назначенный силовыми структурами эксперт вынесет заключение, что в проповедях Толстого — Ганди под «злом» подразумевается власть, а значит, здесь экстремизм по всем пунктам статьи 280 УК РФ.

Никакой иронии. Что и показал приговор Егору Жукову.

Ирония была в 70-е годы. Напомню популярный анекдот о том, как в провинциальном областном городе некий рабочий ночью разбрасывал листовки. Его схватили, доставили в КГБ. И только там рассмотрели, что листки бумаги пустые, ничего на них не написано. Спросили, в чем дело? «А что писать-то, — ответил рабочий. — И так ведь ясно».

Все тогда смеялись.

С того анекдота прошло 50 лет. Тоталитарный коммунистический режим с его КПСС и КГБ рухнул 30 лет назад.

18 июля 2019 года на Красной площади в Москве задержали Максима Кондратьева, стоящего с пустым листом бумаги в руках. Доставили в отделение внутренних дел.

20 октября 2019 года на Красной площади в Москве задержали Ольгу Мисик. Она стояла с пустым листом бумаги в руках. Доставили в отделение внутренних дел.

Никто не смеется.

Закономерный финал сюжета — суд.

Адвокат Егора Жукова просил приобщить к делу альтернативные лингвистические экспертизы специалистов, известных в профессиональной среде, вплоть до федерального центра судебных экспертиз при министерстве юстиции.

Суд ходатайство отклонил.

Адвокат ходатайствовал о допросе следователей, которые вели дело.

Суд ходатайство отклонил.

Адвокат ходатайствовал о проведении повторной лингвистической экспертизы.

Суд ходатайство отклонил.

Таким образом, решение суда основывается на лингвистической экспертизе, заказанной следствием.

6 декабря Кунцевский районный суд Москвы признал Егора Жукова виновным в призывах к экстремизму в интернете и приговорил к трем годам лишения свободы условно. Главное здесь — «признал виновным». На очереди — последователи учения Толстого и Ганди.

В заключение — еще раз про недавний социологический опрос Левада-Центра. По его результатам, более половины (53%) наших граждан в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы навсегда уехать из России. За последние десять лет эмиграционные настроения в молодежной среде выросли почти в два раза.

Останутся только конформисты? Или просто запуганные? Чтобы все было, как как в грибоедовском «Горе от ума» — увы, бессмертном для России: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»?

Print Friendly, PDF & Email

3 комментария для “Сергей Баймухаметов: Вечное горе от ума

  1. «Когда в начале 19-го века Пётр Яковлевич Чаадаев изложил своё суждение в «Философических письмах», он немедленно был объявлен… нет-нет, не государственным преступником, а всего лишь сумашедшим, иными словами, «прокажённым» для всех обывателей.»

    Пример П.Я. Чаадаева не шибко подходит, о нем есть хорошее исследование А. Кобринского «Баллада о басманном философе», http://www.netslova.ru/kobrinsky/tchaad.html, где упоминается душевная болезнь Чаадаева, как дурная наследственность, от которой он, в частности, ездил лечится в Европу.
    Еще раз и еще раз повторим, что мнение о сумасшествии автора философического скандала сложилось у его современников независимо от злополучной публикации. Так, например, Давыдов на дружеский запрос Пушкина о Чаадаеве отвечает письмом, датированным 23-м ноября 1836 [16, с.
    111]: «Ты спрашиваешь о Чаадаеве? …Мне Строганов рассказал весь разговор его с ним; весь – с доски до доски! Как он, видя беду неминуе-мую, признался ему, что писал этот пасквиль на русскую на-цию немедленно по возвращении из чужих краев, во время сума-сшествия, в припадках которого он посягал на собственную свою жизнь…» Можно отнести отступнический характер беседы Чаадаева со Строгановым за счет разумного желания смягчить и ублажить своих царственно всесильных экзекуторов, но целый ряд последующих непредвзятых исследователей, вплоть до наших времен [11, с. 15],
    вынуждены констатировать не только вызывающие недоумение странности в жизни басманного затворника ( \»неожиданный уход в отставку в преддверии блестящей карьеры\»), но и суицидные побуждения «в период тяжелых психических заболеваний».

  2. В каждом царстве-государстве обязательно существуют традиции. Некоторым из них поклоняются, традиции эти Глубоко почитаются. Россия среди этих царств-государств не исключение. В России очень бережно относятся к традициям.
    Вот, к примеру, предать анафеме, предать проклятию своемыслие, способность иметь собственное суждение о порядке вещей, о миросоздании… Как можно? Когда от предков нам передано, что Земля стоит на трёх китах, некоторые правда утверждают, что на трёх слонах… Это — ревизионисты.
    Когда в начале 19-го века Пётр Яковлевич Чаадаев изложил своё суждение в «Философических письмах», он немедленно был объявлен… нет-нет, не государственным преступником, а всего лишь сумашедшим, иными словами, «прокажённым» для всех обывателей.
    Традиция сохранилась, она благополучно пережила и век 19, и век 20. Вспомните традицию Сталина выкорчёвывать своемыслие «ежовскими», «Береиевскими», «Андроповскими» рукавицами… Нынче традиция благополучно перебралась в век 20. Нынче в традиции «путинские» рукавицы.
    Егор Жуков — это тоже традиция. Это проявление своемыслия, свободомыслия. Названо одно имя, но радует то, что с каждым днём имён становится всё больше. Это — интеллектуалы.
    Кто противостоит им? Николаевская (Николай 1) и путинская серость…

  3. “Что бы ни окружало вас в России, что бы ни поражало взор ваш — все имеет вид устрашающей правильности; при виде такого симметрического порядка на ум путешественнику сразу приходит мысль, что столь полную единовидность, столь противную “естественным наклонностям человека регулярность нельзя ни ввести, ни поддерживать без насилия. Воображение взывает хоть о каком-то разнообразии — вотще; так птица в клетке напрасно расправляет крылья. При подобном строе человек с первого же дня своей жизни может знать (и вправду знает), что будет он видеть и делать до последнего своего дня. На языке официальном эта жестокая тирания именуется любовью к порядку, и для умов педантических сей горький плод деспотизма столь драгоценен, что за него, считают они, не жаль заплатить любую цену.”

    Excerpt From: Кюстин, Асгольф. “Россия в 1839 году. Том второй.” Терра, Терра-Книжный Клуб, 1843.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.