Ася Крамер: Откуда родом помпейские грации?

Loading

По альтернативной версии Помпеи погибли не 24 августа 79 года, а …16 декабря 1631 года, т.е. в 17 веке! По мнению автора книги “Непоследний день Помпеи” Андреаса Чурилова, именно это страшное извержение и последующее землетрясение и разрушили Помпеи. Почти 400 лет назад! Но почему-то такая дата кажется несерьезной…

Откуда родом помпейские грации?

Ася Крамер

 Ася Крамер КАК ИСТОРИК ИСТОРИКУ

Все туристы, собирающиеся посетить руины Помпей, готовятся к поездке. Они читают информацию о том, что 24 августа 79 года н.э. произошло извержение Везувия, и в результате этой катастрофы были засыпаны пеплом античные города Геркуланум и Помпеи. В принципе, туристы приняли бы любую дату, тем не менее, такая впечатляющая древность по-настоящему волнует. Но как возникла эта датировка? Кто, как и когда решил, что последний день Помпеи, разрушивший этот город до основания, был именно в 1-ом веке н.э.?

Как это часто бывает, вся масса информации вышла из одного источника, а именно из одного письма. Его написал патриций и чиновник Плиний Младший историку Тациту. Там он описывает извержение Везувия, приведшего к гибели Помпей.

Следует обратить внимание, что в первых изданиях этого письма вообще нет упоминания, в каком году произошло извержение. Это уже последующая историческая реконструкция вышла на эту дату, согласовав годы жизни упомянутых Плинием персонажей с хронологией древнего мира. Так появился 79-й год нашей эры. Хотя осталась одна существенная неувязка. Извержение Везувия 79 года произошло 24 августа. По раскопанным же свидетельствам катастрофы время года показывало позднюю осень, почти зиму (теплая одежда, обогревательные жаровни, зимние ковры…).

В общем, не буду томить. По альтернативной версии Помпеи погибли не 24 августа 79 года, а …16 декабря 1631 года, т.е. в 17 веке!

По мнению автора книги “Непоследний день Помпеи” Андреаса Чурилова, именно это страшное извержение и последующее землетрясение и разрушили Помпеи. Почти 400 лет назад! Но почему-то такая дата кажется невероятной, несерьезной, просто детской! Каких-то 400 лет назад! Вообще-то, вы заметили, что людям, как общности, не свойственно чувство времени. Поэтому нас легко запутать. Иногда события вековой давности кажутся далекими, как свет погасшей звезды. Зато тысячелетиями мы оперируем с легкостью. И не давит на нас эта просто немыслимая древность!

ВОДОВОД ФОНТАННО

В эпоху средних веков даже само место, где находились Помпеи, было забыто, и город, в течение полутора тысяч лет, таился никому не ведомый, под тоннами пепла и позднейшими почвенными наслоениями.

В 1592 г. знаменитому архитектору Доменику Фонтанно (на минуточку, одному из разработчиков Собора святого Петра в Ватикане!) было заказано строительство водовода. Заказчик — граф Сарно, а водовод нужен был для “военного ведомства”, а именно для работы мельниц местного порохового завода. И что получается? Получается, что этот водовод строился в Помпеях, занесенных 6-метровым слоем пепла!

По общепринятой версии, архитектор наткнулся на помпейские развалины, но якобы не обратил на них внимания и продолжал строить, с легкостью проходя сквозь залежи пепла и развалины города. Он должен был столкнуться со строениями и артефактами, с останками людей. Доминик Фонтанно ни словом не упоминает о них в своих воспоминаниях.

Но вообще-то такая невнимательность или пренебрежение ему не были свойственны. Изучая конструкцию водовода, инженеры обнаружили, что он очень хорошо, что называется, “привязан к местности” и явно учитывает потребности и удобство обитателей. Он проходит через весь город и именно таким образом, что не задевает каких-либо строений, и не перегораживает дороги.

Мой муж, ГИП с огромным стажем, сразу сказал, что даже начать строительство, не подготовив площадку, не определив рельефа, невозможно, и чтоб я к нему не приставала с такими глупостями. Но я не унималась. А вот если стена разрушенного дома нависла над дорогой, можно прямо сквозь нее прорубиться, (именно такова версия официальных археологов) и чтоб ничего не упало и никого не задавило и идти дальше? Вопрос был скорее обращен к компьютеру и тот ответил: именно так и было! Через одинокие стены, пепел и прочие развалины!

Хорошо, согласимся, что Доминик Фонтанно строил свой водовод на глубине шести с половиной метров. Такова глубина залегания раскопанного ныне города Помпеи. Под этими вулканическими отложениями находятся вредные ядовитые газы, и работать там без вентиляции практически было невозможно. То есть, без вентиляционных колодцев, было бы совершенно не обойтись. И эти колодцы должны быть как минимум шестиметровой высоты.

По мнению археолога А Бутягина, д. и. н., технология строительства включала на первом этапе создание шурфа (колодца) до расчетного основания водовода. На втором этапе пробивались горизонтальные штольни. Строительство велось от колодца к колодцу. На завершающем этапе из каменных блоков выкладывался сам водовод и стенки колодцев. Остатки колодцев в Помпеях найдены.

Но Андреас Чурилов, не только исследователь, но и профессиональный маркшейдер, специалист по проведению пространственно-геометрических измерений в недрах земли и на поверхности, показал, что колодцы являются технологическими составляющими самого водовода, а вовсе не подспорьем в строительстве, связанным с уникальными условиями прохождения сквозь руины.

Но и у археологов есть свои доказательства.

«Вот этот разрез — он может быть не очень легко воспринимаем, но вот видно, что здесь пробита стена. Если бы эта стена стояла на земле, она бы рухнула. Невозможно пробить стену так, чтобы она висела наверху. Такой разрез возможен только в случае, если водовод пробивал разрушенный город» [Бутягин, 2019].

ГРАВЮРЫ

Это гравюры, созданные в 1633 году. На них изображено извержение Везувия, произошедшее за два года до этого. На первой гравюре мы видим, как местность выглядела до катастрофы. Здесь хорошо заметны Помпеи и соседний с ним город Геркуланум. На второй гравюре, уже после извержения, показаны те же города, но уже засыпанные пеплом. И даже отмечено изменение береговой линии. А о том, что после извержения 1631 года, она отодвинулась на пятьсот метров, говорится в нескольких источниках. Но ведь, как считается, городов этих уже не было! Полторы тысячи лет, как не было!

Впрочем, почему бы и гравюрам не быть фальсификацией? Может быть, это подделка? Но нет, они прошли проверку на правдивость, поскольку перекликаются у нескольких независимых хронистов.

БОЛЬШАЯ КУКУРУЗИНА

Существует мозаика, найденная якобы в Помпеях, где изображена кукуруза. Здоровенный такой, хорошо выписанный початок. Но ведь кукурузу в Европу привезли только после открытия Нового Света, то есть не раньше XVI века.

Большая цитата от Александра Бутягина (взято из его лекции и ответов на вопросы):

«Да, конечно, кукуруза против историков — это сильный аргумент, основанный, честно говоря, на грубой ошибке. Потому что он изображен не на античной мозаике, а на мозаике XVIII века. Сейчас мы с этим разберемся.

Дело в том, что я археолог и расскажу вам очень кратко, как работают археологи, и почему разные новые хронологии, которые пытаются подтянуть разные события поближе к нашему времени, очень глубоко ошибаются.

Еще Оскар Монтелиус, знаменитейший ученый, король археологии, лучше всех вычленил ту методику, которой пользуются археологи. И почему сразу все остальное, что я буду говорить, это уже будет работа по мелочам. Понимаете, археологи идут от массы. Они анализируют не: «Ах, смотрите, какая вещь! Тут дело нечисто!» Археолог смотрит на это с печалью. Потому что для средней работы анализируются сотни, иногда тысячи, а иногда десятки тысяч вещей. Одна вот сложная, да? Ой, беда какая.

Теперь всякие анахронизмы. Ну вот самый знаменитый из них, о котором мы говорили. Действительно, кукуруза. Как ни говори. Но это не мозаика римская, это копия мозаики из Отриколи, находящаяся в Павильонном зале Эрмитажа. Я мимо нее по работе прохожу неоднократно. Когда копировали мозаику, ее уменьшили в несколько раз и добавили в нее всяких интересных растений. Вот добавили парочку кукурузин. Ну а на самой мозаике, которая находится в Ватикане, тоже, кстати, в известном зале Октагония, никакой кукурузы здесь нет».

Конечно кое-кто, например я в своей женской простоте, подумала бы, что в Ватикане, где начальства побольше, вовремя заметили “несуразицу” и приказали убрать. Ликвидировать. Исправить ошибку. Зарисовать. А копия была сделала раньше. Может быть такое? Может.

“Добавили парочку кукурузин. Подумаешь, беда какая!” Конечно, беда! Ведь это просто провокация какая-то: внести в древнюю мозаику именно кукурузу, (а в другом месте ананас, который велено считать еловой шишкой), коих там не может и не должно быть! Получается, что кукурузину не просто пририсовали, а прямо-таки подложили! Как свинью из поговорки!

ТРИ ГРАЦИИ

Даже в обыкновенным туристических путеводителях чувствуется недоумение: глядите-ка, 1 век, а как похоже на Эпоху Возрождения!

«Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. При раскопках были найдены солнечные часы, разделенные на «равномерные часы». То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики «античной» Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей».

“Три грации” из Помпей и “Три грации” Рафаэля действительно поразительно похожи! Хорошо, допустим, существовал некий канон, как рисовать граций: одну спиной, двух других милашек — наоборот. Нет, изображали их по всякому. Сандро Боттичелли, например, в своей “Весне” объединил все три стиля, на которые опиралось искусство Возрождения: мы видим там и античную Афродиту, и христианскую Мадонну, и куртуазность нового времени.

А Рафаэль, получается что скопировал в деталях сюжет, изображенный в погребенном городе! Но тут мы вспоминаем, что именно эпоха Возрождения, как никакая другая, знаменита интересом к красоте человеческого тела. Можно сказать, это ее отличительная фишка, ее живописи, скульптуры, литературы. Нет, три обнаженных грации однозначно принадлежат 1504 году, а никак не далекому времени на стыке эр!

ИНСТРУМЕНТЫ, РЕЗЬБА, СТЕКЛО, ВОДОПРОВОДНЫЕ ВЕНТИЛИ

В том же национальном археологическом музее Неаполя представлены найденные в Помпеях медицинские инструменты. Весьма похожие на современные, разве что из бронзы. Впрочем, и бронзовые широко использовались в медицине до ХХ века. У некоторых помпейских инструментов видна современная резьба. Хотя, как сообщается в специализированных источниках, первый проект станка для производства винтов появился лишь в 1569 году, причём на практике его воплотили лишь в 1741 году.

СТЕЛА

16 декабря 1631 года извержение повторилось (в очередной раз). По некоторым данным количество погибших в этой катастрофе колеблется от 4 000 до 18 000 человек. В память об этом событии в 15 километрах от Неаполя на дороге к Торе Аннунциата сегодня любой может увидеть каменную эпитафию на фасаде виллы Фараоне Меннела с текстом на латинском языке. Не удивляйтесь, но среди списка погибших от извержения 1631 года городов вы легко обнаружите названия: Помпеи и Геркуланум!!!

В ходе нашего предварительного обсуждения в Гостевой был задан вопрос: если это средневековый город, то почему он так похож на античный.

Постараюсь затронуть эту тему в следующем выпуске.

Print Friendly, PDF & Email

20 комментариев для “Ася Крамер: Откуда родом помпейские грации?

  1. https://ria.ru/20151028/1309418187.html
    Уточнение даты — итальянский археолог де Симоне. Ася, я вообще предпочитаю верить очевидцам и первым публикациям. прожив полвека в эпоху развитого социализма. Мы были свидетелями всяческой фальсификации фактов истории. Рассыпанный набор »Чёрной книги» Эренбурга и Гроссмана, чудом сохранённая «Жизнь и судьба», табличка на кладбище «Здесь были расстреляны 100 тысяч советских граждан» или полное отсутствие знаков на заросшем или распаханном — и вот уже теперь звучат голоса отрицателей Холокоста, а ведь всего 80 лет прошло. А придуманный 60 лет назад «палестинский народ». И слишком многое иное. Однако археологи и геологи, работая на земле Израиля, находят свидетельства верности географических и исторических фактов, упомянутых на страницах ТАНАХа тысячи лет назад, не подвергшихся позднейшим изменениям. И мы видим свидетельства на местности и верим — и осаде Мосады, и разрушению Храма римлянами. Почему же не верить свидетельствам о столь значительной катастрофе, как извержение вулкана, произошедшее примерно в ту же эпоху — 2 тысячи лет назад? Что не исключает, конечно, права на сомнение .

  2. А.Бархавину.
    Древнейшим известным жемчужным украшением является ожерелье из Сузы…

    А где есть эта Суза? Как там можно что-то найти, когда место точно не определено?

  3. «Это гравюры, созданные в 1633 году. На них изображено извержение Везувия, произошедшее за два года до этого. На первой гравюре изображено то, как местность выглядела до катастрофы. Здесь хорошо заметны Помпеи и соседний с ним город Геркулано. На второй гравюре, уже после извержения, показаны те же города, но уже засыпанные пеплом. И даже отмечено изменение береговой линии. А о том, что после извержения 1661 года, она отодвинулась на пятьсот метров, говорится в нескольких источниках»
    Ася, а вы не могли бы привести ссылку, по которой можно было бы найти эти гравюры?

  4. Георгий, об этом будет мой следующий материальчик. Будем разбираться в хронологических лакунах. Не идя на поводу. Подключайтесь.

  5. По уточнённым данным, извержение Везувия уничтожившее Помпеи, произошло на 2 месяца позже, чем считалось прежде — не в августе, а 24 октября 79-го года. Тогда понятны свидетельства археологов о находках сезонных плодов и одежд под слоями вулканического пепла начала I тысячелетия.

  6. Не будучи специалистом, всё же замечу, что известны 2 катастрофических извержения Везувия — в 79 и в 1631 гг. При первом были разрушены Помпеи и Геркуланум (Плиний Старший стал жертвой этого извержения), при втором также громадные территории вблизи вулкана были засыпаны пеплом, погибли 3000 человек, верхняя часть конуса вулкана исчезла. Вполне вероятно, что художники средних веков, под впечатлением недавней активности проснувшегося вулкана, реконструировали давние события гибели Помпеи, допуская в своих произведениях элементы вымысла — и не замечая анахронизма внесённых деталей, вроде кукурузного початка…

    1. Откуда, интересно, художники средних веков вкупе с историками узнали о событиях 16-вековой давности? Неужели варвары все темные века сидели и безошибочно переписывали плиниев и тацитов, которых затем бережно хранили ревностные христиане в кондиционированных монастырских библиотеках? Чтобы потом все это могло быть внезапно и массово обнаружено «возрождением», войти в моду (наверное, в пику опостылевшему христианскому аскетизму?) и дойти до наших дней в виде стройной (хотя и переполненной анахронизмами, нестыковками, повторами и прочими нелепостями) и монументально-канонической «истории». Меня поражает, как сами защитники этой истории могут сохранять серьезное выражение лица. Хотя, сказал же Горин, что именно с таким выражением делаются все глупости на свете.

  7. Леонид Лазарь
    4 января 2020 at 0:59 |
    Отличный фильм. Отличные отрывки. Великолепная игра. Да что там говорить! — Классика с большой буквы К. !

  8. Александр, вы правы. Но я думаю так: если назначили дату 79 год, то, конечно, никаких католических артефактов не предъявят.

    А вот еще интересный момент. В апреле 2019 года в Эрмитаже состоялась выставка “Боги, люди, герои” (кстати «герои» — так назывались полубоги-полулюди, т.с.сказать смешанное потомство!) о раскопках Помпеи. Вот выступает сотрудница и рассказывает о найденных украшениях.
    http://www.youtube.com/watch?v=DNWJaixOp_g

    Заинтересовал жемчуг, который, как известно, недолговечен и через 300-500 сначала тускнеет, потом рассыпается в порошок. В 1544 г. была вскрыта гробница дочери римского полководца Флавия Стилихона (360 — 480 гг. н. э.) . В могиле вместе с золотом сохранились 53 жемчужины. Это были тусклые, рассыпающиеся в порошок горошины. А в данном случае украшения сохранились в прекрасном состоянии.

    https://www.youtube.com/watch?v=DNWJaixOp_g

    1. «если назначили дату 79 год, то, конечно, никаких католических артефактов не предъявят»
      Ася,
      Если бы пеплом был засыпан город 17 века сравнимого размера — католических артефактов должно быть такое количество и разнообразие (от крестов и распятий до часовень и соборов), что их не надо было б предъявлять — они бы попадались на каждом шагу.

      Что касается жемчуга — на свете есть такое, друг Гораций…

      «Долговечность украшений из жемчуга зависит от многих факторов и не последнюю роль в этом играют условия его хранения. Считается, что оптимальным является содержание жемчуга в условиях отсутствия воздуха, что представляется весьма сложным в повседневных условиях»
      https://books.google.com/books?id=UXmODwAAQBAJ&pg=PT257

      «Древнейшим известным жемчужным украшением является ожерелье из Сузы, найденное в 1901 году (сейчас хранится в Лувре). Бронзовая статуэтка Афродиты из Бостонского музея изящных искусств (по разным оценкам, созданная в 500—430 гг. до н. э., в 400—336 гг. до н. э. или в 330—146 гг. до н. э.) украшена золотыми серьгами с жемчужинами, находящимися в прекрасной сохранности»
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Жемчуг

  9. Ася,
    Если Помпеи погибли не в 1, а в 17 веке, в раскопках должны были найти, наряду с древнеримскими, многочисленные католические артефакты. Что об этом сказано в книге Чурилова?

  10. Ася Крамер

    КАК ИСТОРИК ИСТОРИКУ
    /Они читают информацию о том, что 24 августа 79 года н. э произошло извержение Везувия, и в результате этой катастрофы были засыпаны пеплом античные города Геркуланум и Помпеи./
    ======
    Леонид Лазарь

    КАК ЧЕЛОВЕК НЕВЧЁНЫЙ, ЧЕЛОВЕКУ ВЧЁНОМУ
    О том как клокотал Везувий

    https://www.youtube.com/watch?v=uFAOtCSbRsY
    https://www.youtube.com/watch?v=izCWqi8xmPU

  11. Ася, голубушка, да что это с вами? С чего бы это вы начали объясняться с незнакомцами?
    Ну представьте на миг, что путница (то есть вы) перестала семенить и заскочила в дом писателей, куда у вас законный пропуск в отличии от ложных Панарина и Скабичевского.
    За столиками сидят все знакомые, известные по своим произведениям авторы, среди которых и те, с кем вы сейчас полемизировали (и немного троллили).
    И вдруг появляется некто, не предъявивший ни одной своей авторской строчки и не обозначенный в авторском каталоге Портала. Такое на литературных порталах бывает сплошь и рядом, любой может высказать свое мнение, и это нормально.
    Ненормально, когда этот некто суется со своими мнениями к каждому столику, лезет в чужие беседы и нежится при этом в волнах собственного апломба.
    Взорвать корпус истории — сколько таких охотников переписать её и заодно наплодить подходящие случаю мифы…
    Давайте, Ася, действительно лучше поближе к грациям, гуриям и фуриям.

    1. Я понимаю вас, Григорий. «Ходют тут всякие!». Лезут в чужие беседы, не предъявляя каталога. Уютненькую историю переписать норовят. Раздражают граций, прямо как фурии какие. Так ведь, того и гляди, можно и к гуриями не попасть 🙂

  12. Народ затих. Нет, мне конечно, отвечают, но как-то общо: “некоторые. мол, тут”…

    Бенни сказал потрясающую вещь:
    “Вообще: чем больше таких доводов, тем это менее серьёзно”. Really?! Так как вы их объясняете, все эти несерьезные доводы? Впрочем, лучше не надо. Вы ведь сейчас опять закрутите одну из своих фраз, которую ни понять невозможно, ни расшифровать. В общем, давайте держаться поближе к грациям, гуриям и фуриям.

    Мирон Амусья ответил не мне, но обидно. “К попыткам некомпетентных прибиться к серьёзной науке”. Если был бы где-то показательный образец снобизма, эта фраза стала бы эталонным метром. Но Мирон этого не чувствует. А почему? Потому что он не профессионал журналистики! Написание живых, увлекательных текстов без высокомерия и снобизма ему не даются. (Немного потроллила — и легче стало! Но у Мирона с юмором все в порядке, поэтому знаю, что он не обидится на эту шутку).

    Георгий пишет хорошо. Очень хорошо. Но азартен, как Парамоша из “Бега”, вернее как более симпатичный Чернота.

    “Ее надо взрывать целиком, и засыпать солью, как Карфаген (пусть и мифический, как сама история). Но этого не произойдет, пока не сменится общество, породившее этого монстра, и приставленный к «наследию» караул не устанет его охранять. Ну, или, хотя бы, не лишится финансирования.”

    В общем, картина представляется такая. Из пункта А вышел путник, вернее путница, то есть я. Оне неспешно семенит в пункт Б, рассматривая на ходу через увеличительное стекло всякие мелкие факты, типа греческих амфитеатров, слова эшафот и названия Америки. А в этом время в пункте Э-Ю-Я уже давно стоит Георгий, машет рукой и кричит: Не тратьте время! Все нужно взорвать!
    Может быть не все и не взорвать. Торопиться не будем.

  13. Моё мнение:
    1) Против консенсуса профессионалов достаточно даже одного до конца проверенного и решающего своей однозначностью довода, понятного даже не-профессионалам.
    2) А сотня не полностью проверенных, не однозначных и косвенных доводов это просто курьёз. Вообще: чем больше таких доводов, тем это менее серьёзно.

    Кстати: а грации это случайно не пра-бабушки гурий, которые сейчас стали так востребованны в шиитском раю ?

  14. Андреас (кажется, он уже, к сожалению, ушел из жизни) проделал хорошую работу. И да, его заметили. А толку? Корпус официальной истории — это окаменелость, которую нельзя разрушить, откалывая по кусочку. Ее надо взрывать целиком, и засыпать солью, как Карфаген (пусть и мифический, как сама история). Но этого не произойдет, пока не сменится общество, породившее этого монстра, и приставленный к «наследию» караул не устанет его охранять. Ну, или, хотя бы, не лишится финансирования.

Добавить комментарий для Александр Бархавин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.