Элла Грайфер: Нет причин? …А если найду?

Loading

Прорвана информационная блокада, и уже ни под какой ковер не замести готовности власть имущих, страной пожертвовать ради своих иллюзий, уже начала на наших глазах формироваться новая элита, не стесняющаяся открыто бросить в лицо узурпаторам все, что знает и думает о них. Надежда есть, теперь только бы времени хватило…

Нет причин? … А если найду?

Элла Грайфер

Осмелюсь усомниться в общепринятом утверждении, что причиной (пусть не единственной, но, во всяком случае, главной) разрушения Второго Храма была синат хинам — беспричинная ненависть в еврейском народе. Это утверждение появилось лишь задним числом, и цель его понятна: преодолеть последствия катастрофы, собрать осколки, склеить сосуд, что, к счастью, и было достигнуто. Но ненависть, что привела к гражданской войне, была отнюдь не беспричинной.

Не подумайте, что я сделала какое-нибудь открытие, откопала древний трактат или по методу Фоменко вычислила, что разрушение Второго Иерусалимского Храма было на самом деле взрывом московского Храма Христа-Спасителя. Всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется вопросом, давным-давно известно, что в обществе несколько десятилетий шла ожесточенная борьба за власть между тремя политическими силами:

  1. Околохрамовая и околопрестольная аристократия. Какие-то ее слои были традиционными, какие-то — нуворишами, первосвященнические династии постоянно путались с царскими, но общим для всех было существование на налоговые поступления и… ассимиляция, усвоение господствующей эллинистической культуры, переосмысление в ее понятиях собственных обычаев и преданий (что перекликается с тенденциями диаспоры), браки с аристократией соседних народов.
  2. Горожане-профессионалы, торговцы и ремесленники, реалисты и практики, чьим источником дохода был собственный труд, а книгой позже стал Талмуд. Они выдвигают свою элиту, главная функция которой — сохранение, развитие и реформирование собственной культурной традиции. С римской властью согласны на компромисс, поскольку плетью обуха не перешибешь, да и от хозяйственных связей не отмахнешься, не прочь и позаимствовать что-то подходящее из эллинистической культуры, но только при условии четкого разграничения: вы — это вы, а мы — это мы.
  3. Утопически-мистические движения, убегающие в пустыню, кормящиеся отчасти подаянием, но больше — грабежом, уверенные, что надо только срочно поднять восстание и в параллель выполнять и перевыполнять всяческие ритуалы, тогда Всевышний непосредственно вмешается в историю, и будет новое небо и новая земля.

Ну и как, по-вашему, эти три группировки смогут составить один здоровый коллектив, если настолько разнятся их представления о том, что такое хорошо и что такое плохо? Истина может родиться в споре о наилучшем способе достижения результата, которого по умолчанию хотят все, но спор между лебедем, раком и щукой — заведомый абсурд. О чем могут они договориться, если цель первой группы — скорейшая ассимиляция, второй — сохранение национальной идентичности, а третья вообще с энтузиазмом приближает конец света? Нет, ненависть между ними была отнюдь не бессмысленной, но вполне обоснованной: Боливару не вынести двоих (тем более — троих).

Не лишним будет и вспомнить, кто и почему в конце концов вышел победителем и заново собрал народ. Понятно, что не третья группировка — утопия всегда утопнет, но вот с первой все не так очевидно.

Ведь римляне-то победили, и раз, и два, и даже Бар-Кохбу, и Бен-Закай с ними пошел на компромисс, и Ха-Насси с ихним Антонином философские диспуты вел, и даже мученическая смерть рабби Акивы дела не меняет, потому как очевидно, что любим мы его все-таки не за это. Так почему же именно сторонники максимального сближения с римлянами, стремившиеся не за страх, а за совесть представить им наилучший имидж сынов Израилевых, канули бесследно в небытие?

Ну, во-первых, всяческие «примазавшиеся» уважения не вызывают ни у кого, советую в этой связи перечесть «флавиевскую» трилогию Фейхтвангера. А во-вторых, Рим со своей эллинистической культурой уже «ехал с ярмарки», с ним можно (и даже нужно) было сотрудничать в самых разных областях, но всякого, желавшего слиться с ним в ассимиляционном экстазе, он автоматически утягивал с собой на дно. Не по злобе, а просто потому, что тонул сам.

А вспомнились мне эти события потому, что, похоже, за последние два тысячелетия ситуация в нашем народе изменилась не слишком, прошу любить и жаловать:

  1. Околокиббуцная аристократия, дети и внуки героев, второе издание с необыкновенной скоростью скурвившихся Маккавеев, живут на налоговые поступления. Ассимилянты, стремящиеся к стиранию различий между иудаизмом и христианством, закомплексованная провинция, рабски копирующая каждый писк имперской политической моды. Озабочены более всего имиджем Израиля на международной арене — а то вдруг да не пустят в великосветские гостиные!
  2. Горожане-профессионалы, торговцы и ремесленники, реалисты и практики, соблюдающие традиции, но не догматически, а скорее продолжая и развивая, живут трудами рук и голов своих. С иноплеменниками готовы сотрудничать и у них учиться, но не ценой отказа от себя и дистанцирования от отцов и дедов. Свою элиту пока что не сформировали, но, видимо, дело к тому идет.
  3. Утопически-мистические движения, большей частью, правда, не очень воинственные и никуда не убегающие, но кормящиеся пожертвованиями и парламентским вымогательством, уверенные, что как только выполним и перевыполним все ритуалы (которые были вполне осмысленными лет 300 назад!), Всевышний непосредственно вмешается в историю, третий храм с неба спустится, и будет новое небо и новая земля.

Разумеется, формирование всех этих направлений не в один день произошло, первый звоночек прозвучал в 77-м, но тридцать с лишним лет потребовалось, чтобы противоречия проявились во всей своей непримиримости.

Аристократия уже окончательно перестала притворяться, что заинтересована в выживании страны, если ценой его станет европейский бойкот, причем, не экономический — его компенсировать трудно, но можно — а вот именно идеологический, культурный бойкот. И с арабами они задружиться готовы не от большой любви к арабам, а потому что в Европе принято с ними дружить, ни на минуту не задумываясь, куда завела эта дружба сегодня самих европейцев.

С утопистами-мистиками тоже все ясно, достаточно вспомнить Смотрича, Бен-Гвира и рыцарей Торы, предпочитающих не с арабами, а с полицией воевать.

А вот работяги-практики до сих пор проявляли себя достаточно робко. «Ликуд» их партией был со времен Бегина, но киббуцной аристократии удавалось, до настоящей власти его не допускать. Ритуальные почести — да, материальные преимущества, чиновничьи зарплаты — сколько угодно, но… только при условии, что вся игра пойдет по их правилам и решения будут приниматься с прицелом на достижение целей, к которым стремятся они. Недовольство давили СМИ, а с непокорными расправлялась юридическая система. Так все оно и шло, покуда на горизонте не возник Биби Натаньягу.

Происхождение — самое, что ни на есть, аристократическое: внук известного раввина, сын секретаря Жаботинского, брат национального героя, вырос в Америке, служил в элитных войсках… короче — всю кухню знает как свои пять пальцев. Ренегат?.. Ну что ж, помнится, среди первого поколения Талмуда тоже был кто-то из первосвященнической семьи, по его воспоминаниям записаны были подробности храмовых ритуалов.

Натаньягу первому удалось бросить реальный вызов ассимилянтской аристократии, переиграть ее на ее собственном поле. И теперь, независимо от того, как сложится обстановка во власти и его личная судьба (за которую я, правду сказать, очень беспокоюсь), огромное ему спасибо за то, что главное уже удалось.

Прорвана информационная блокада, и уже ни под какой ковер не замести готовности власть имущих, страной пожертвовать ради своих иллюзий, уже начала на наших глазах формироваться новая элита, не стесняющаяся открыто бросить в лицо узурпаторам все, что знает и думает о них. Надежда есть, теперь только бы времени хватило…

Print Friendly, PDF & Email

24 комментария для “Элла Грайфер: Нет причин? …А если найду?

  1. Элла Грайфер — «О чем могут они договориться, если цель первой группы — скорейшая ассимиляция, второй — сохранение национальной идентичности, а третья вообще с энтузиазмом приближает конец света? Нет, ненависть между ними была отнюдь не бессмысленной, но вполне обоснованной…»
    ————————————————————————
    “В понедельник днем председатели партий «Кахоль-Лаван» и «Исраэль Бейтейну» Бени Ганц и Авигдор Либерман провели встречу в Рамат-Гане, пишет 7kanal.
    В конце встречи Ганц сказал: «Мы только что закончили хорошую встречу, на которой мы говорили об основных принципах и договорились о сотрудничестве…”
    :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
    https://www.facebook.com/groups/lod4you/permalink/2681282875318763/
    Сколько денег из вашей зарплаты переводят Ганцу с партнерами?
    — Что общего у трех Бело Голубых генералов, которые обещают о вас заботиться? Каждый из них получает из гос казны ежемесячно больше ста тысяч шекелей…
    А тем временем наши бескорыстные генералы и не менее бескорыстные чиновники продолжают вытаскивать из гос казны за ваш счет абсолютно бесстыжие суммы. Либерман пытается убедить, что у вас нет пенсий из за пособий бедным детям в Бней Браке.Посчитайте сами – сколько пособий для бедных детей нужно, чтобы сравняться с бюджетной пенсионной стоимостью одного генерала? А ведь таких «генералов» у нас много. Для них Либерман после каждых из двух последних выборов проявил себя как лучший помощник. Иначе их казенная кормушка за ваш счет уже закончилась бы.

  2. Анекдот:
    Мужик поймал золотую рыбку.
    Золотая рыбка говорит: «Проси что хочешь, но знай, твой сосед получит в 2 раза больше».
    Мужик думал-думал: «Попросишь дом, у соседа их 2 будет, попросишь кучу денег, сосед вдвое богаче будет, все не то…»
    Вдруг озарило мужика и он решился: «Золотая рыбка, выколи мне один глаз!».

    Именно так я всегда понимал мидраш о «беспричинной ненависти» ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Камца_и_Бар_Камца ): это когда ненависть к своему противнику-соседу больше, чем любовь к самому себе и к своим близким.
    У евреев это от гордости и от огромного эго.

  3. Не совсем понятно, в связи с чем выбрана автором обозначенная тема. Сопоставление исторических процессов и поиск параллелей в , якобы , схожести еврейских менталитетов и характеров их проявления в разброде и шатаний еврейских общин далекой древности с тем, что вытворяют и чем руководствуются современные евреи. не совсем корректно. Общей для тех и нынешних евреев можно было бы признать некоторую их озабоченность проблемой, связанной с тенденцией ассимиляции. Во всем остальном- две большие разницы. Совсем несхожие истоки и порождающие ими причины зарождения и развития непримиримых противоречий тогда и теперь, явились результатом существенных перемен в судьбах евреев , их мировоззрений и менталитетов, произошедших вследствие сложных и драматических метаморфоз в условиях их существования, на разных исторических этапах развивающегося мира.
    Разнообразие и несхожесть менталитетов разных евреев современного Израиля, возможно, многократно превосходит числом и свойствами то , что наблюдалось у древнейших предков. Оттого, естественно возникают и более сложные проблем по преодолению разобщенности у израильтян. А неблаговидными методами и средствами борьбы со своими политическими конкурентами современные евреи вряд ли уступают изощренным методам древних прородичей. Об этом однозначно свидетельствует характер гнуснейших, наглых и циничных действий оппозиционной . искусственно созданной группировки Ка Ла, специально и спешно сговорившейся с левым блоком, Либерманом и Арабским списком, (вопреки лживому и громогласно провозглашенному обратного смысла заявлению, всего за несколько мгновений до объявления результатов выборов), чтобы совместными усилиями воспрепятствовать сохранению успешного политического курса победившего в 3 туре выборов действующего ПМ и вытеснению его с политической арены. Национальные интересы страны и безопасность приносятся ими в жертву неудержимому честолюбию. , амбициям и карьеризму.

  4. Cэм, это не обобщения. Просто под пунктами 1, 2, 3 приведено описание трех еврейских групп времен Второго Храма; садуккеи, фарисеи, ессеи. Саддукеи, хоть и были элитой, даже приближенной к Храму, тяготели к эллинизации, фарисеи были попроше, торговцы и ремесленники, горожане, будущие талмудисты. Талмудисты считали, что они связывают Закон с сегодняшним днем. Ессеи — пустынники и пещерники, жили по типу отдаленных сект и ждали прихода Мессии. Как это разделение отражается в сегодняшнем дне, вам виднее.

    1. Ася, я не могу спорить с такими эрудированными женщинами, особо сегодня.
      Все мои знания об этом времени основаны на книге Иосфия Флавия, но если мне не изменяет память, то Иерусалим пал, потому что эти простые ребята «торговцы и ремесленники», которые как и сегодня в понимании многих являются «солью еврейского народа», немножечко уничтожил запасы продовольсвия в городе. Но вообще в очередной раз пожалею о том, что выжили отсюда Георгия.

      1. Йосэф-Бен Маттатияху описал по заказу римлян уничтоженное ими, до того — умеренности кровопролития ради — сдал себя и то, что обязан был защищать, врагу, был пощажен, из рабов возведён в «всадники» (не нобели), и П Е Р Е И М Е Н О В А Н Титом Флавием Веспасианом — признал его «своим» разрушитель Иерусалима

  5. Сравнивать, даже с оговорками, общественно-политическую формацию в древние времена в Израиле с сегодняшнем положением вещей абсолютно невозможно. Никакие даже штриховые параллели здесь неуместны. Тривиальный пример: В древние времена, ни ассимилирующиеся аристократы, ни торговцы и, конечно же, ни зелоты не посмели бы даже подумать, не то что, предложить отделить религию от государства. А ведь сегодня есть голоса, призывающие к отделению религии, не от общества, а от государства. Подобное отделение смогло бы значительно уменьшить стресс в мажоритарно секулярном израильском обществе.

    1. По параметру отделения/неотделения религии от государства сравнивать тогдашний и теперешний Израиль безусловно нецелесообразно. но я-то сравниваю по совсем другим параметрам.

    1. Открывши комп поутру, узнала, что женский день и пурим, сама ни то, ни другое не праздную. На работе в России поздравляли с первым, в Израиле — со вторым.

        1. «Культ богини Иштар (Анат/Ашеры), по словам Иеремии (44. 18,19), был одним из самых популярных в Иерусалиме (при раскопках домов израильтян найдено множество фигурок богини-матери (G. Ernest Wright. «Biblical Archaeology», Philadelphia, 1960). Женщины делали пирожки с её (богини-матери) символикой, — треугольник с зигзагом внутри (57.с84). «В городах Иудеи и на улицах Иерусалима… дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба» (Иер. 7.17,18). Любимое угощение евреев на праздник Пурим — треугольный гоменташ (или «уши Амана»),- своеобразный пирожок с маковой начинкой. В этих сладких треугольниках, совершенно не похожих на уши, учёные (42.) не без основания усматривают старинное месопотамское угощение, называвшееся «лоно Иштар». Примечательно, что в шумерском пиктографическом письме значок равностороннего треугольника (с полубиссектрисой нижнего угла) обозначал «женщина» (шум. «саль»), «вульва» (на иврите «саль» — «корзина», которая также эмблема утробы).»

          http://samlib.ru/z/zilxberman_m_i/otcyawraama.shtml Зильберман М. Отцы Авраама

          1. В пуримских гоменташах «учёные (42.) не без основания усматривают старинное месопотамское угощение, называвшееся «лоно Иштар»» 🙂

            Тут есть две опции:
            1) Или горе-«учёные» не знают, что в даже пасхальной маце сама Тора усматривает и хлеб рабства и хлеб свободы. Кстати, в Пуреме иудаизм усматривает ключевые пасхальные мотивы избавления и принятия Торы.
            2) Или представители «уезжающей с ярмарки» культуры уже вообще забыли, что значит «идейно побеждать»: это когда даже идеи и символы врага трансформируются и начинают служить нарративу победителя. Иногда это можно заметить ещё до победы: например, как сейчас лево-прогрессивные версии «права человека» и «анти-колониализма» теперь служат европейским исламистам.

  6. Во многом согласен, но хочу обратить внимание на ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ разницу между двумя утопически-мистическими движениями:

    1) Сикарии периода Второго Храма стремятся освободить Иудею от римской власти. Им нетрудно создать войну с Римом и втянуть в неё всех евреев.

    2) Современные харедим стремятся к харедизации светских израильтян и религиозных сионистов — одновременно нуждаясь в гос. пособиях и в защите ЦАХАЛа. Эта система во многом сама себя балансирует — через скандалы и разборки, но балансирует довольно эффективно.
    Кроме того: «харедизцация» через принудительные методы государства это супер-мерзкая вещь, но «харедизцация» через добровольные методы гражданского общества приближает светских к еврейской традиции, к благотворительности и к национальному еврейскому самосознанию. Это очень важно и очень хорошо.

    1. Что такое «харидизация через добровольные методы гражданского общества»? Я такого зверя не встречала. Навязывание «харидизации» типа принуждения светских к соблюдению субботы вызывает, как легко догадаться, реакцию совершенно обратную. Именно из-за этого система «статус кво» в последнее время начала разбалансироваться. Конечно, Либерман на этой проблеме спекулирует, используя для других целей, но проблема-то сама по себе существует и растет.

      1. Элла: Что такое «харидизация через добровольные методы гражданского общества»? …
        =====
        По-моему это не важно в контексте вашей статьи. Можете считать, что я этого не говорил.

        По-моему в контексте вашей статьи очень важна возможность союза между Голубо-Белыми и Объединённым Арабским Списком БДС-ников и одобряетелей террора. Уже в Гаарец есть консенсус, что Яадут-ха-Тора и ОАС это принципиально похожие идеологические анти-сионисты, а харедим и израильские арабы это принципиально похожие «меньшинства, ищущие свое место в сложном израильском обществе».

        1. По-моему в контексте вашей статьи очень важна возможность союза между Голубо-Белыми и Объединённым Арабским Списком БДС-ников и одобряетелей террора. Уже в Гаарец есть консенсус, что Яадут-ха-Тора и ОАС это принципиально похожие идеологические анти-сионисты, а харедим и израильские арабы это принципиально похожие «меньшинства, ищущие свое место в сложном израильском обществе».

          Естественно, ассимиляторы чистой воды. Какая там «возможность союза» — они уже открыто называют такой союз своей целью.

  7. Элла, дорогая!
    Не имея достаточных знаний, чтобы спорить с Вашим глубоким анализом ситуации в Иерусалиме 1950 лет назад (правда немного удивлённый, что по-Вашему тогда Рим «ехал с ярмарки»), замечу только, что Израиль, который будут олицетворять торговцы и ремесленники перестанет быть Израилем.
    Впрочем, он никогда бы им и не стал, если бы его не строили, и построили, так не любимые Вами «элиты».

    1. Достолюбезнейший Сэм,

      Именно торговцы и ремесленники выдвинули свою элиту, которая написала Талмуд и собрала вокруг себя народ, в противовес элите аристократов-ассимилянтов, которая сделать этого не сумела и в Лету канула, и тут уж ничего не поделаешь.

      1. Элла, Вы уверены. что достаточно компетентны, чтобы делать такие обобщения?
        Я – сомневаюсь.
        Но зато я не сомневаюсь в Вашей некомпетентности относительно сегодняшнего Израиля

  8. Это диалектика любого демократического общества: элита, возникшая на переломе истории и судеб, что случается раз-два в столетие, и давшая резкий толчок развитию общества, производит не только идеи и энергию развития, но и детей, а потом и внуков. Которые при попустительстве пап и дедушек уже по самому факту рождения считают себя и только себя элитой. А всех остальных в разной степени, ну, не дотягивающими до их уровня. В Америке одна известная дама из элиты их метко и справедливо назвала «деплорэбл». А дальше — специфика конкретной страны. Есть достаточно серьезная теория «четвертого поколения», обрывающего сползание на дно. Третье — довольно безнадежно.

Добавить комментарий для Banchukov Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Арифметическая Капча - решите задачу *Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.